БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ar les rayon- nements corpuscuiaires, P., 1945 (библ.); Les cancers produits par des substances chimi- ques endogenes, P., 1950 (библ.); Action dfis radiations ionisantes sur 1'organisme, P., 1956 (совм. с G. Gricouroff, имеется библ.).

ЛАКБИ, сладкий молочно-белый сок, получаемый при подсочке ствола финиковой пальмы н употребляемый как освежающий напиток. Пальму подрезают, когда она начинает стареть и урожайность её падает (в 80-90 лет). Под кроной в стволе делают отверстие, вставляют в него трубку, по к-рой в течение 2-3 мес вытекает Л. На воздухе через 1 сутки он сбраживается в вино, а ещё через 2-3 суток - в уксус.

ЛАКВЬЕТЫ, предки совр. вьетнамцев, населявшие (3 в. до н. э.-2 в. н. э.) Сев. и Центр. Вьетнам. По антрополо- гич. облику Л. относились к юж. монго- лоидам, по языку, по-видимому, были близки к предкам кхмеров в долине Меконга и к вьетским народам сев. побережья Южно-Кит. моря. Осн. занятием Л. было поливное земледелие, отчасти - рыболовство. В 3 в. до н. э. в результате разложения родового строя и перемещения с С. новых групп вьетов у Л. сформировалось классовое общество, образовалось гос-во (Аулак), возникли города. Духовная культура была связана в основном с местными традициями. Наряду со старыми родовыми аними- стич. верованиями значит, роль играли культ предков и сложные магич. представления. На рубеже н. э. на лаквьет- скую культуру начал влиять инд. буддизм. Л. оказали (гл. обр. в 1 в. н. э.) упорное сопротивление ханьским армиям, успешно противостояли ассимиляторской политике кит. императоров. С 3 в. н. э. началось формирование на основе Л. вьетнамской народности.

ЛАКЕДЕМОН (Lakedaimon), название др.-греч. города и гос-ва в юж. части Пелопоннеса, к-рые в источниках чаще называются Спартой.

ЛАКЕРБАЙ Михаил Александрович [6(19).1.1901, Мерхеули, ныне Гульрипш- ского р-на Абх. АССР,-.15.10.1965, Москва], абхазский советский писатель, драматург, театровед, засл. деят. иск-в Абх. АССР (1961). Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. В 1929 окончил юрид.-экономич. ф-т Тбилисского по- литехнич. ин-та, в 1937 - Высшие сценарные курсы в Москве. Один из зачинателей абх. сов. лит-ры. Печататься начал в 1919. В 1921-25 соредактор первой абх. сов. газеты "Апсны капш" ("Красная Абхазия"). Написал комедии "Потомок Гечей" (1939, пост. 1940) и "В овраге Сабыды" (1940, пост. 1941), ист. драму "Данакай" (1946-47, пост. 1956) и др., либретто опер, оперетт и муз. комедий. Наибольшую известность принесли ему новеллы. Лаконичные, национально колоритные, полные юмора, они отражают жизнь абхазского народа до Окт. революции и в сов. время, проникнуты духом интернационализма, глубоко гражданственны.

Соч.: Иьымтакуа реизга. Х-томкны, т. 1-2-, Afcya, 1968-71-; Аламыс, Акуа, 1959; в рус. пер.- Абхазские новеллы, М., 1961; Очерки из истории абхазского театрального искусства, Сухуми, 1962; Тот, кто убил лань, Сухуми, 1966; С горсткой родной земли. Новеллы, М., 1972.

Лит.: А н к у а б Вл., Апсуа новеллакуа, Акуа, 1968; Лом и а К., Аосуа шэкуиыду, "Алашара", 1971, № 11. Е.С.Лакербай.

ЛАКИ (Laki), вулканич. цепь на Ю. Исландии, близ юго-зап. края ледника Ватнайёкудль. Вые. до 818 м. Состоит из 115 кратеров, простирающихся на 25 км вдоль тектонич. разлома. Сильное извержение в 1783-84, во время к-рого было выброшено 12,2 км3 лавы (образовалось лавовое поле пл. 565 км2); 0,3 км3 вулканич. пепла, осевшего на пл. ок. 6 тыс. кл2. Погибло 10 521 чел., а также 10 тыс. голов кр. рог. скота, 27 тыс. лошадей и ок. 180 тыс. овец.

ЛАКИ (от нем. Lack; первоисточник - санскр. лакша), растворы плёнкообразующих веществ в органич. растворителях, к-рые после нанесения тонким слоем на металлич., деревянную или др. поверхность и высыхания образуют твёрдые блестящие прозрачные плёнки, прочно удерживаемые на поверхности силами адгезии. Назначение этих плёнок - защита изделий от разрушающего действия атмосферных агентов и др. агрессивных сред, а также декоративная отделка поверхности. Нек-рые Л. используют в качестве электроизоляционных материалов (см., напр., Кремний- органические лаки, Битумные лаки, Масляные лаки, Эпоксидные лаки). В наибольшем количестве Л. применяют как основу для приготовления пигментированных лакокрасочных материалов - эмалевых красок, грунтовок, шпатлёвок. Л. известны с древнейших времён. Так, ещё во 2-м тыс. до н. э. в Китае изготовляли Л. на основе сока лакового дерева. За несколько веков до н. э. в Египте готовили Л. на основе смол природных - янтаря, мастикса и др. В 8 в. н. э. были хорошо известны Л., изготовляемые на основе высыхающих масел растительных - льняного, конопляного, макового, орехового. До 30-х гг. 20 в. природные смолы и растит, масла были основными плёнкообразующими веществами (плёнкообразователями) для приготовления Л. В 20-х гг. начался постепенный переход к производству Л. на основе эфиров целлюлозы (см. Эфиро- целлюлозные лаки), а в 30-х гг.- к получению Л. из синтетич. продуктов -алкид- ных смол, феноло-алъдегидных смол и др. Л. готовят растворением плёнкообразо- вателей в органических растворителях - спирте, уайт-спирите, этилацетате, ксилоле и др. В зависимости от типа плён- кообразователей различают масляные лаки, алкидные лаки, полиуретановые лаки, эпоксидные лаки и др. (табл.). Большинство Л. бесцветно. При необходимости получения окрашенных Л. в их состав вводят растворимые органич. красители, позволяющие сохранить прозрачность плёнки. Чёрные Л. могут быть изготовлены на основе битумов. Для повышения эластичности плёнок (прочности при изгибе) в состав Л. вводят пластификаторы, напр, дибутилфталат или невысыхающие растит, масла.

Наиболее распространённые лаки и некоторые их свойства

























Название лаков

Условия сушки

Материал подложки

Адгезия покрытия к металлу

Условия эксплуатации





темп-ра,°С

время, ч





Лаки, образующие необратимые плёнки





Масляные

18-20

24

Металл

Хорошая

Внутри помещенияи на открытом воздухе





Битумно-масляные

120-200

0,5-2

То же

То же

То же





Алкидные

18-20

80-160

24-48

1-4

=

=

=





Полиэфирные

18-20

60-70

24

0,5-1

Дерево

-

Внутри помещения





Мочевино-формальдегидные*

18-20

2

То же

-

То же





Мочевлно-алкидные

100-130

1-1,5

Металл

Удовлетворительная

=





Меламино-алкидные

90-130

0,5-1,5

То же

То же

Внутри помещения и на открытом воздухе





Феноло-формальде-гидные (резольные)

18-20

24

То же

То же

Внутри помещения при темп-pax до 160-170 °С, в кислотах





Фенрло-масляные

18-20

150-180

24

1-2

То же

Хорошая

Внутри помещения и на открытом воздухе





Эпоксидные*

150-190

1-3

То же

То же

Внутри помещения при темп-pax до 160-170 °С, в щелочах и кислотах





Полиакриловые

80-150

0,5-2

То же

То же

Внутри помещения и на открытом воздухе





Полиуретановые

18-20

2-24

Металл и дерево

=

То же





Поливинилацетальные**

18-20

3-5

Металл

То же

То же





Кремнийорганические

150-200

1-2

Металл

Удовлетворительная

При темп-pax от -50 до 250 °С





Лаки, образующие обратимые плёнки





Шеллачные (спиртовые)

18-20

2

Дерево и стекло

-

Внутри помещения





Битумные (асфальтовые)

18-20

3

Металл

Хорошая

Внутри помещения





Нитроцеллюлозные (нитролаки)

18-20

1

Металл и дерево

Плохая

Внутри помещения и на открытом воздухе, в бензине





Перхлорвиниловые

18-20

60

1,5-3

1

Металл и дерево

Плохая

Внутри помещения и на открытом воздухе, непродолжительно в кислотах и щелочах





Полиакриловые***

18-20

1-4

Металл

Хорошая

Внутри помещения и на открытом воздухе


























* Высыхают при введении катализаторов. ** Высыхают при введении отвердителей. *** Обратимость плёнок обусловлена отсутствием в плёнкообразователе (напр., сополимере бутилметакрилата с др. акрилатами) реакционноспособных групп.

Л. наносят на поверхность распылением, окунанием, обливанием и др. способами (см. Лакокрасочные покрытия). Высыхание Л. в простейшем случае сводится к улетучиванию растворителя с образованием обратимых (плавких и растворимых) плёнок. Достоинство таких Л.- быстрое высыхание при комнатной темп-ре. Во многих случаях улетучивание растворителя сопровождается глубокими хим. превращениями плёнкообразователя (полимеризацией или поликонденсацией), что приводит к образованию необратимых (нерастворимых) плёнок, превосходящих обратимые по стойкости к повышенным темп-рам и действию агрессивных сред. В нек-рых случаях для получения необратимых плёнок в состав Л. вводят отвердители (см. Отверждение полимеров). Ускорение высыхания Л. на основе маслосодержащих плёнкообра- зователей достигается введением сиккативов, а также сушкой покрытий при повышенных темп-рах.

Всё более широкое применение находят Л., к-рые содержат реакционноспособ- ные растворители. Примером таких Л. могут служить по.л:эфирные лаки - растворы ненасыщенных полиэфиров в стироле или в др. растворителе, к-рый сополимеризуется в условиях сушки с плёнкообразователем, образуя при однократном нанесении покрытие толщиной до 300 мкм (при нанесении Л., содержащих нереакционноспособные растворители, толщина одного слоя покрытия составляет обычно 10-20 мкм).

Свойства Л. характеризуются показателями вязкости, содержания сухого остатка, растекаемости по поверхности ("розлив"), скорости высыхания. Важнейшие показатели лаковых плёнок - адгезия к подлржке (см. таблицу), твёрдость, прочность при изгибе и ударе, атмосферо- и светостойкость (для повышения этого показателя в состав Л. вводят светоста- билизаторы), стойкость к действию воды, бензина, минеральных масел, электроизоляционные свойства.

Л. используют во всех областях нар. х-ва и в быту. В наибольшем объёме как в СССР, так и за рубежом выпускают алкидные Л., что объясняется доступностью и сравнит, дешевизной исходного сырья, а также хорошими тех- нологич. свойствами лаков. Всё возрастающее значение приобретают также Л. на основе эпоксидных смол, полиурета- нов, полиакрилатов, кремнийорганич. полимеров.

Лаки в искусстве. Различные виды Л. применяют в декоративно-прикладном искусстве (см. Лаки художественные), в гравюре - для покрытия ме- таллич. досок перед их травлением, в живописи - для образования защитного слоя на красочной поверхности и придания равномерного блеска масляным краскам (покровные Л.), для устранения по- жухлостей в масляной живописи (Л. для ретуши). Л. для живописи изготовляют растворением чистых, по возможности бесцветных природных смол - даммары, мастикса, сандарака - в высыхающих растит, маслах, спирте, скипидаре и др.

Лит.: Гольдберг М. М., Материалы для __ лакокрасочных покрытий, М., 1972; П эй н Г. Ф., Технология органических покрытий, пер. с англ., т. 1, Л., 1959; К и п- л и к Д. И., Техника живописи, М.- Л., 1950; Сланский Б., Техника живописи [пер. с чеш.], М., 1962. М. М. Гольдберг.

ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Гл. художеств, особенности Л. х.- блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков - мягкая светотеневая игра и сочность форм.

Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архит. детали) из папье- маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длит, операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В кит. Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав к-рых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона ("Коромандельские лаки"), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для кит. Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центр. Азии (Герат) известны (особенно в 15-17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье- маше и покрытые лаком, гл. составной частью к-рого является сандарак. В Индии распространены также "нирмальские лаки" - изделия из дерева или металла, покрытые т. н. золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по к-рому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные Л. х. известны с 15 в. в Европе, где собств. произ-во лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17-18 вв. В европ. Л. х. техника произ-ва была упрощена, введены горячая сушка в печах, применение масляныл; красок и масляные лаков. В 18 в. технич. и художеств, мастерством выделялись франц. Л. х. фирмы "Мартен" и немецкие ф-ки И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). С 18 в. произ-во лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с нач. 19 в. стали возникать нар. промыслы (см. Федоскинская миниатюра, Жостовская роспись). В сов. время наряду со старыми промыслами возникло тончайшее иск-во темперной живописи на лаковых изделиях (Палехская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра).

Илл. см. на вклейке, табл. II (стр. 192-193).

Лит.: Масленников Н. Н., Б а- кушинский А. В., Русские художественные лаки, М., 1933; Ожегова Н., Лаковая миниатюра Бирмы, "Искусство", 1966, № 12; Ш м е л ё в а Г. В., Станковая лаковая живопись Демократической Республики Вьетнам, М., 1970; Sawaguchi G., Nihon shikko no Kenkyu (Studies in Japanese lacquer), Tokyo, 1933; F e d d e r- s e n M., Les laques chinois, P., 1958; Н о 1 z- hausen W.. Lackkunst in Europa, Braunschweig, 1959. Н. А. Каневская.

ЛА-КИНА (Lа Quina), многослойная палеолитич. стоянка на левом берегу р. Вультрон, в 25 км к Ю. от г. Ангулем, в деп. Шаранта (Франция). Раскапывалась франц. археологами Анри Мартеном (с 1905) и Ж. Анри-Мартен (с 1953). В слоях середины и конца мустьерской эпохи (датируются радиоуглеродным методом временем 55-35 тыс. лет назад) обнаружены кости более чем 20 ископаемых, людей, относящихся к типу поздних неандертальцев. Там же найдены мно- гочисл. кремнёвые орудия и различные остатки хоз. деятельности людей (кости животных со следами, оставленными кремнёвыми орудиями и оружием, кам. шары - бола, и др.). По стоянке Л.-К. выделен особый вариант мустьерской культуры Франции (мустье Кина, или шарантская культура), для к-poro характерно обилие тщательно изготовленных овальных кремнёвых скрёбел.

Лит.: Г р и г о р ь е в Г. П., Начало верхнего палеолита и происхождение Homo sapiens. Л., 1968; БорисковскийП. И.. Древнейшее прошлое человечества, М.- Л.* 1957.

ЛАКИНСК (до 1969 - пос. Л а к и н- с к и и), город во Владимирской обл. РСФСР. Ж.-д. станция (Ундол) на линии Орехово-Зуево - Владимир. 15,3 тыс. жит. (1972). Прядильно-ткацкая ф-ка, филиал Владимирского мебельного комбината, молочный комбинат, пивовар, з-д, цех Владимирского кирпичного з-да. Филиал Вязниковского льняного техникума.

ЛАККАДИВСКИЕ ОСТРОВА, группа островов в Аравийском м., к 3. от Ма- лабарского побережья Индостанского п-ова, в составе Индии (адм. территория Лаккадивские, Миникой и Аминдивские о-ва). Пл. 28 км2. Представляют собой коралловые атоллы (вые. 3-4,5 м) с лагунами. Климат субэкваториальный, мус- сонный; осадков ок. 1700 мм в год. Нас. 27 тыс. чел. (1969, оценка). Вывоз волокна кокос, пальм, копры, панцирей черепах. Рыболовство, добыча мор. зверя.

ЛАККОЛИТ (от греч. lakkos - яма, углубление и lithos - камень), грибооб- разная (караваеобразная) форма залегания магматич. горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород, когда последние раздвигаются и сводообразно приподнимаются над интрузией. См. также Залегание горных пород.

ЛАКЛАН (Lachlan), река на Ю. В. Австралии, прав, приток Маррамбиджи (басе. Муррея). Дл. ок. 1500 км, пл. басе. 85 тыс. км2. Берёт начало на зап. склоне Б. Водораздельного хр., к С. от Канберры; в верховье протекает в глубокой долине, порожиста, в ниж. течении - по равнине, где в период летних дождей становится судоходной. Ср. расход воды 42 м3/сек. Используется для орошения. Несмотря на то, что сток зарегулирован системой водохранилищ., в долине реки бывают катастрофич. наводнения.

ЛАКЛО (Laclos) Пьер Амбруаз Франсуа Шодерло де (18.10.1741, Амьен, деп. Сомма,-5.9.1803, Таранто, Италия), французский писатель. В годы Великой франц. революции выступал за низвержение и казнь Людовика XVI. Был членом Якобинского клуба. Оставил труды по истории и военному делу. Автор романа в письмах "Опасные связи..." (т. 1-4, 1782, рус. пер. т. 1-4, 1804- 1805), в к-ром дана яркая картина разложения аристократич. общества накануне революции. Л.- мастер аналитич. романа, трезвого психологич. анализа. Стендаль считал роман Л. значительнейшим произведением французской литературы 18 в.

С о ч.: Lettres inedites, P., 1904; в рус. пер.- Опасные связи, пер., ст. и примечания Н. Я. Рыковой, М.- Л., 1965.

Лит.: Манн Г., Шодерло де Лакло, в его кн.: Соч., т. 8, М., 1959; V a i 1 1 a n d R., Laclos par lui-meme, P., [1953]; S e y- laz J.-L., "Les liaisons dangereuses" et la creation romanesque chez Laclos, Gen., 1958. И. А. Лилеева.

ЛАКМУС (от голл. lakmoes), красящее вещество, добываемое из нек-рых видов лишайников (напр., Roccella tinctoria). Состав Л. сложен и окончательно не установлен. Красящий компонент Л.- слабая кислота азолитмин, соли к-рой имеют синий цвет. Л. применяют как индикатор (см. Индикаторы химические); в кислой среде Л. окрашен в красный цвет, в щелочной - в синий. На практике обычно пользуются пропитанными Л. реактивными бумажками.

ЛАКОБА Нестор Аполлонович (1.5. 1893, с. Лыхны, ныне Гудаутского р-на Абх. АССР,- 28.12.1936, Тбилиси), советский гос. и парт, деятель. Чл. Комму- нистич. партии с 1912. Род. в крест, семье. В 1911 исключён из Тбилисской духовной семинарии за революционную пропаганду. Вёл партийную работу в Аджарии, Абхазии, затем на Северном Кавказе. В мае 1917 делегат 1-го Кавк. краевого съезда Советов. В 1918 один из руководителей восстания против груз, меньшевистского пр-ва, зам. пред. Сухумского ВРК, организатор партиз. отряда. В кон. 1918 меньшевистским пр-вом заключён в тюрьму в Сухуми, весной 1919 выслан за пределы Грузии. В 1920 по поручению Кавк. бюро ЦК РКП(б) руководил нелегальной большевистской орг-цией в Батуми, уполномоченный Кубано-Черноморского ревкома по делам горцев. С марта 1921 зам. лред. Ревкома Абхазии, наркомвоенмор Абхазии. С февр. 1922 пред. СНК Абх. АССР, в 1930-36 пред. ЦИК Абх. АССР. Чл. ЦИК Груз. ССР, ЦИК ЗСФСР, ЦИК СССР, чл. бюро ЦК КП(б) Грузии. Делегат 13, 15-17-го съездов ВКП(б). Награждён орденом Ленина и 2 др. орденами.

Лит.: Б г а ж б а М., Н. Лакоба, Тб., 1Я65.

Н. А. Лакоба.

ЛАКОВОЕ ДЕРЕВО, сумах лаконосный (Rhus verniciflua), дерево вые. до 20 м сем. сумаховых. Листья непарноперистые. Цветки мелкие, желтовато-белые, в метёлках. Плод - жёлто- зелёная костянка. Растёт в Японии и Китае, где имеет большое хоз. значение. При надрезах коры выделяет ядовитую, вызывающую ожоги кожи, вязкую лако- носную смолу, из к-рой изготовляют японский лак. В плодах содержится ок. 25% жира; из них получают т. н. японский воск. Даёт ценную лимонно-жёлтую древесину с красивым рисунком, стойкую против гниения.

ЛАКОКРАСОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, см. в ст. Химическая промышленность .

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, жидкие или пастообразные составы, применяемые для получения лакокрасочных покрытий. Основной компонент Л. м.- плёнкообразующие вещества. Большинство Л. м. содержит также растворители, пигменты, наполнители и различные добавки специфич. назначения, придающие необходимые свойства как самим Л. м., так и лакокрасочным покрытиям. Л. м. могут быть бесцветными или окрашенными, а также прозрачными или непрозрачными (укрывистыми). К прозрачным Л. м. относятся олифы и лаки, к непрозрачным - грунтовки, шпатлёвки, краски.

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ, покрытия, к-рые образуются в результате плёнкообразования (высыхания) лакокрасочных материалов, нанесённых на поверхность изделий. Осн. назначение Л. п.- защита материалов от разрушения (напр., металлов - от коррозии, дерева - от гниения) и декоративная отделка изделий (см. также Защитные лакокрасочные покрытия, Декоративные лакокрасочные покрытия, Отделка древесины, Малярные работы). Существуют также Л. п. спец. назначения - электроизоляционные, флуоресцентные, термоиндикаторные, термостойкие, бензо- и маслостойкие и др. Применяют Л. п. во всех отраслях нар. х-ва и в быту. При правильной эксплуатации срок службы Л. п. может достигать нескольких лет, они не дороги, просто наносятся и ремонтируются, придают защищаемой поверхности красивый внешний вид. В 1972 во всём мире для получения Л. п. было израсходовано ок. 14,5 млн. т лакокрасочных материалов.

Свойства Л. п. определяются составом лакокрасочных материалов (типом плёнкообразующих веществ, пигментов и др.), а также структурой покрытий, к-рые в большинстве случаев состоят из неск. слоев. Важнейшие требования к Л. п.- прочное сцепление (адгезия) отд. слоев друг с другом, а нижнего слоя - также и с подложкой, твёрдость, прочность при изгибе и ударе, влагонепрони- цаемость, атмосферостойкость, комплекс декоративных свойств (прозрачность или укрывистость, цвет, степень блеска, узор и др.). При получении многослойных Л. п. применяют след, материалы: грунтовки, к-рые наносят непосредственно на подложку для её антикоррозионной защиты и обеспечения адгезии Л. п.; шпатлёвки, наносимые по слою грунтовки при необходимости заполнения пор, мелких трещин и устранения др. дефектов поверхности; краски, к-рые придают поверхности необходимые декоративные свойства и обеспечивают стойкость Л. п. к внешним воздействиям; лаки, наносимые по слою краски для повышения блеска Л. п. (при получении прозрачных Л. п. лак наносят непосредственно на защищаемую поверхность). Общая толщина многослойных Л. п. составляет обычно 40-300 мкм.

Технологич. процесс получения Л. п. включает операции подготовки поверхности, нанесения отдельных слоев, сушку Л. п. и их отделку. Качество подготовки поверхности под окраску в значительной степени определяет адгезию Л. п. г. подложке. Эффективные способы подготовки металлич. поверхностей - придание им шероховатости с помощью дробеструйной или гидроабразивной обработки или создание микропористого подслоя путём оксидирования. или фосфатирования.

Технология нанесения лакокрасочных материалов претерпела начиная с 1920-30-х гг. с