БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ереосмыслению. Популярными героями лаосцев стали Па Ин (Индра), Метайя (Будда-Майтрея), буддийский подвижник Малайю наряду с персонажами собственного фольклора - великаном Тьет Хай и лукавым мальчишкой Сианг Мианг. Вершиной литературы Л. 16-17 вв. является эпическая поэма "Синсай" Панкхама. К позднему средневековью относятся также религиозно-дидактические и дидактико-бытовые произведения, в которых отразились этические нормы и правовые отношения средневекового Л.: "Наставления Инти- ана" и "Наставления деда внукам" Кэу Дангта и анонимные обрамленные повес- пм "Сиёу Сават", "Путтасен", "Мунла Тантай".

С 18 в. в результате распада (в 1707) гос-ва Лансанг и потери лаосскими территориями независимости (в кон. 19 в.) лит-pa переживала глубокий застой. Её возрождение началось лишь после окончания 2-й мировой войны 1939-45 и роста национально-освободит. движения. В совр. лит-ре преобладают произв. малых форм (небольшие повести, рассказы, стихи и песни), а также публицистика. Более успешно лит-pa развивается в освобождённых районах Л.: стихи Сомси, песни Сисана, повести "Маленькая Си" (1969) Кхамлинга Фолсены и "Дорога жизни" (1970) Дыана Савана.

Лит.: F i n о t L., Recherches sur la litte- rature laotienne, "Bulletin de 1'Fcole francaise d'Extreme-Qrient", 1917, t. 17, Ns 5; В е I'll a r d-T h i е г г у S., Litterature laotienne, в кн.: Histoire des litteratures. t. 1, [P., 1955]; Маха Сила Вилавонг, Ваннакади лао пыа кансыкса, Вьентьян, 1960; Р h i m- masone Phouvong, Cours de litterature Lao, "Bulletin des Amis du Royaume Lao", 1971, №4 - 5. Л.Н. Морев.

XIII. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва - огромные гранитные "сосуды" (вероятно, погребальные урны), сосредоточенные гл. обр. в Долине Кувшинов (нагорье Траннинь) и датируемые началом нашей эры. В сер. 1-го тыс. н. э. в Л. распространилось влияние культуры кхмеров. Среди сохранившихся памятников сер. 1 - нач. 2-го тыс. н. э.-святилища близ Саваннакхета (Инг-Ранг и др.), сходные с прасатами Камбоджи 6-11 вв. С образованием гос-ва Лансанг (14 в.) утвердился буддизм, развилась своеобразная художеств, культура, впитавшая влияния иск-ва Камбоджи и Сиама. Сохранились многочисленные монастырские комплексы - "ваты": Сиенг-Тхонг в Лу- ангпрабанге (1561), Фра-Кео (1565, восстановлен в 1938) и Сисакет (1820) во Вьентьяне и др. Они включают храмы-"боты" (прямоугольные в плане здания с портиками и многослойными 2-скатными черепичными крышами), библиотеки, жилища монахов и святили- ща-"тхаты" (разновидность ступы). Разнообразные по размерам и формам (полусферические, колоколовидные, ступенчатые, башнеобразные со шпилем) тхаты ставились и отдельно, образуя вместе с террасами, галереями и окружающими малыми тхатами самостоят, комплексы (Тхат Луанг во Вьентьяне, 16 в., восстановлен в 1909-31). Памятники ср.- век. изобразит, иск-ва - кам., деревянные и бронзовые статуи Будды (известные с 14 в.), в к-рых строгая каноничность позы и обобщённая моделировка формы сочетаются с точно выраженными этнич. чертами (выпуклые, с узким разрезом глаза, короткий нос) и мягкостью линий. Распространение получили мелка; пластика, часто не буддийская (статуэтк! танцовщиц и др.), орнаментальная резьб; с позолотой на дерев, фронтонах ботов на дверях и ставнях. Внутри боты укра шались росписями на религ. темы. Господство франц. колонизаторов затормо зило развитие нац. культуры. В города} Вьентьян и Луангпрабанг появились тео метрически правильно распланированные улицы с 2-4-этажными домами европ, типа. С установлением независимости стали возрождаться традиции нац. культуры. В архитектуре зданий используются формы как современные (отель "Лансанг" во Вьентьяне, 1963, арх. Кхамфет), так и традиц. национальные (Мин-во внутренних дел во Вьентьяне, 1960-е гг., арх. Серг). Массовым нар. жилищем остаётся традиц. каркасный дом на сваях с 2-скатной крышей, часто - с верандой. Развивается станковая живопись (лаковая, масляная; Нуараонг, Виливонг), графика (Самнан), скульптура; наряду с буддийскими мифологич. сюжетами начали появляться сцены из нар. жизни, пейзаж и натюрморт. Возрождаются традиции резьбы на дверях и ставнях, декоративной живописи, ткачества, обработки металла.

Традиционное народное жилище.

Гранитные сосуды в Долине Кувшинов (нагорье Траннинь). Начало нашей эры.

Илл. см. на вклейке, табл. IV (стр.192- 193).

Лит.: НгоГуи Куин, Архитектура Лаоса, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.-М., 1971; Parmentier H-, L'art du Laos, v. 1 - 2, P. - Hanoi, 1954. С. С. Ожегов.

XIV. Музыка

Несмотря на сильное инд. и кит. влияния лаосская музыка сохранила чистоту и самобытность нар. традиции. Её корни восходят к 12 в. В Л. отсутствует нотное письмо, поэтому исполнители хранят в памяти нар. мелодии, мастерски варьируя их при воспроизведении. В народе развита культура вокального и хорового пения. Наиболее популярны импровизированные баллады странствующих певцов и лирич. дуэты влюблённых. Среди муз. инструментов наиболее распространён самобытный, не встречающийся в других странах Юж. и Юго-Вост. Азии, хен (-состоит из неск. бамбуковых трубочек), популярны также флейты; из смычковых - двухструнная скрипка (сходная с камбоджийской); из ударных - разнообразные барабаны, гонги, ксилофоны и сложный инструмент кон вон, состоящий из шестнадцати маленьких бронзовых гонгов, смонтированных на подковообразной раме. В соединении все эти инструменты образуют малый лаосский оркестр, аккомпанирующий хоровому и сольному пению. В конце 60 - нач. 70-х гг. в малые оркестры включаются европ. скрипки и аккордеоны.

Оркестр, дополненный кларнетами и большими барабанами, участвует в королев, и религ. процессиях, выступлениях Королевского балета. В Нац. оркестре, сопровождающем воинственные танцы, обряд "изгнания злых духов", ведущую партию исполняют гонги; входят также флейты, кларнеты, однострунные смычковые инструменты и ксилофоны. С. М. Макарова> XV. Театр

Лаосский театр, близкий театру др. стран Юж. и Юго-Вост. Азии, объединяет танец, музыку, пантомиму и драму. Его истоки - в нар. трудовых и ритуальных представлениях (нек-рые исполняются и на совр. религ. и сезонных праздниках). На формирование театра оказал влияние буддизм. Сцены из инд. эпоса "Рамаяна", "Махабхарата" стали основным драматургич. материалом для лаосского театра. Репертуар театра Л. состоит также из драматизации романтич. сказок, легенд, религ. историй, нек-рые из них кхмерского, сиамского и бирманского происхождения. Актёры выступают в пышных костюмах и раскрашенных лаковых масках, всегда строго канонизированных. Несмотря на отсутствие декораций и бутафории, представления производят впечатление величественного и праздничного зрелища. Неск. столетий в Л. существует Королев, балет, к-рый выступает во дворце в Луангпра- банге, и немногочисл. труппы бродячих актёров, разыгрывающие сценки под открытым небом. Представления иногда длятся целую ночь. С давних времён имеются теневой театр и театр кукол, к-рые несут следы влияния яванского и китайского театра, сохраняя национальные черты (костюмы, пластика движений). Все театральные представления сопровождаются малым лаосским и Нац. оркестрами.

Лаосский театр в колон, период переживал упадок. Начав возрождаться в годы борьбы за независимость, он воспринял темы нац.-освободит, движения. Создана молодёжная труппа, к-рая выступает в армейских частях и деревнях.

Лит.: Parmentier H., L'art du Laos, у. 1-2, P. - Hanoi, 1954; Laos, its people, its society, its culture, New Haven, I960. С. М. Макарова.

ЛАОССКИЙ (ЛАОТЯНСКИЙ) ЯЗЫК, язык лао, офиц. язык Лаоса. Распространён в Лаосе, а также на С.-В. Таиланда,'на Ю.-В. Китая и в Камбодже, ДРВ, Бирме. Число говорящих ок. 10 млн. чел. (1970, оценка). Относится к тайской группе китайско-тибетской семьи языков. Л. я.- изолирующий, отношения между словами выражаются аналитически, порядок слов твёрдый. Диалекты и говоры объединяются в сев., центр, и юж. группы. В основу лит. Л.я. лёг вьентьянский диалект, играющий нормативную роль. Осн. часть лексики составляют слова, общие для языков тайской группы; имеется много заимствований из пели и санскрита. Первые письм. памятники на терр. Лаоса относятся к 13 в.

Лит.:М о р е в Л. Н., Москалев А. А., П л а м Ю. Я., Лаосский язык, М.., 1972; HospitalierJ. J., Grammaire Laotienne, [P.]. 1937; SasqrithK. D., Alphabet et ecriture lao, Vientiane, 1943; F i n о t L., Les ecritures lao, "France - Asie", 1956, 10 annee, № 118-120.

ЛАО-ЦЗЫ, Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата "Лао-цзы" (др. название "Дао дэ цзин"). Согласно традиции, Л.-ц. в 6- 5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоу- сском дворе; большинство совр. учёных считает, что Л.-ц. - фигура легендарная, трактат же написан в кон. 4 - нач. 3 вв. до н. э., хотя и содержит нек-рые более ранние материалы. Осн. понятие мировоззрения, изложенного в трактате,- дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в к-ром воплощено единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Дао в трактате метафорически уподоблено воде - подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), к-рое расшифровывается как уступчивость, покорность, отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращённая к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий гос-во мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путём возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали. Написанный в афористич. форме крайне лаконичным языком, трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций. Он был ка- нонич. сочинением религ. даосизма и многократно переводился на европ. языки.

И с т о ч н. в кн.; Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972, с 114-38.

Лит.: Ян X и н-ш у н, Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, М- - Л., 1950; W а 1 е у А., The way and its power, L. - N. Y., 1956; К a 1 t e n m a r k M., Lao Tseu et le Taoisme, P., 1965; Fung Yu-lan, Ahistory of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952.

ЛАО ШЭ (псевд.; наст, имя Ш у Ш э- ю и, второе имя Шу Цин -чунь) (февр. 1899, Пекин,- 1966), китайский писатель. Маньчжур по национальности. Выходец из солдатской семьи. Окончил учит, семинарию (1918). Проф., депутат Всекит. собрания нар. представителей (с 1954). В 1924-29 преподавал кит. яз. в Лондонском ун-те. В Великобритании написал свои первые социальные романы ("Философия почтенного Чжана", 1926; "Чжао Цзыюэ", 1927; "Двое Ма", 1928), в Kjpbix отражено развитие бурж. отношений в феод. Китае. После возвращения на родину создал сатирич. роман "Записки о кошачьем городе" (1933, рус. пер. 1969). Судьбе маленького человека посвящены романы "Развод" (1933, рус. пер. 1967), "Верблюд Сян-цзы" (1935, в рус. пер. "Рикша", 1956) и др. В годы япон. оккупации (1937-45) был пред. "Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства по отпору врагу". В романе "Сожжение" (1940), в пьесах "Клочья тумана" (1940), "Интересы страны превыше всего" (1943) и др. Л. Ш. клеймил предателей родины, воспевал мужество народа, дружбу между людьми разных национальностей. В 1946- 1949, находясь в США, работал над трилогией "Четыре поколения под одной крышей" о япон. оккупации Китая. После возвращения на родину написал ряд драма- тич. произв., отразивших формирование социалистической идеологии в сознании китайского народа, и историч. драму "Кулак во имя справедливости" (1961), посвящённую Ихэтуаньскому восстанию (1899-1901).

С о ч. в рус. пер.; Сочинения, т. 1-2, М., 1957; День рождения Сяо-по, М., 1966.

Лит.: Антиповский А. А., Раннее творчество Лао Шэ. Темы, герои, образы, М;, 1967. А. А. Антиповский.

ЛА-ПАМПА (La Pampa), провинция в центр, части Аргентины. Пл. 143,4 тыс. км2. Нас. 172 тыс. чел. (1970). Адм. ц.- г. Санта-Роса. Основа экономики - с. х-во. Пастбищное животноводство. Посевы зерновых и масличных культур. Пищ. пром-сть (Санта-Роса).

ЛАПАРОСКОПИЯ (от греч. lapara - пах, чрево и skopeo - смотрю), диагностический осмотр брюшной полости и её органов через прокол брюшной стенки оптич. прибором - лапароскопом. Впервые произведена в 1901 рус. акушёром- гинекологом Д. О. Оттом. Лапароскоп состоит из троакара (стилета с футляром), осветительной и оптич. систем, приспособлений для взятия кусочка ткани или органа, фото- и киносъёмки и рентгеноконт- растного исследования жёлчных путей. Л. выполняется под местной анестезией с соблюдением правил асептики. Выбор места прокола для Л. зависит от области или органа, подлежащих осмотру. Из одного прокола можно осмотреть органы брюшной полости и брюшину в пределах досягаемости по длине оптич. системы.

ЛАПАРОТОМИЯ (от греч. lapara - пах, чрево и tome - рассечение), хирургическая операция; то же, что чревосечение.

ЛА-ПАС (La Paz), город в Боливии, фактическая столица, адм. ц. департамента Ла-Пас, политич., экономич. и культурный центр страны. Расположен в Андах, в ущелье р. Ла-Пас, на вые. 3660 м. Климат тропический высокогорный, ср. темп-pa самого холодного месяца (июль) 6 °С, самого тёплого (дек.) 11 °С; осадков 570 мм в год. 562,7 тыс. жит. (1970). Узел жел. и шосс. дорог; жел. дорогой связан с портами Перу, Чили и Аргентины. Аэропорт Эль-Альто междунар. значения. Пищ., текст., табачная, бум. пром-сть, произ-во цемента, стекла, обуви, мебели и др. Ремёсла (керамич. изделия, резьба по дереву, изготовление изделий из золота, серебра). Торг, центр. Город осн. в 1548 исп. конкистадором Алонсо Мендосой. Назван (La Paz - мир) в честь примирения долго враждовавших между собой исп. завоевателей. Однако в городе постоянно шла борьба за власть между потомками исп. колонизаторов, сопровождавшаяся восстаниями, мятежами, дворцовыми переворотами. В 1809 в Л.-П. вспыхнуло восстание против исп. господства, явившееся прологом к Войне за независимость испанских колоний в Америке 1810-26; в 1825 город был окончательно освобождён войсками ген. Сукре. С 1898 фактич. столица Боливии (офиц. столица - г. Сукре). В апр. 1952 в Л.-П. произошло восстание, продолжавшееся больше 3 дней, к-рое положило начало Боливийской революции 1952. В городе находятся резиденция президента и правительственные учреждения.

Прямоугольная сеть улиц колониального времени сохранилась в старых кварталах с традиц. 2-этажными домами. В стилебароккопостроены: дворцы 18 в.- Диес де Медина (1775; 3-этажный с аркадами и лестницами во внутр. дворах), Вильяверде и др.; церкви-Сан-Франсис- ко (ок. 1743-84; 3-лопастной портал с богатой резьбой), Санто-Доминго (1726), Сан-Педро (1790; свод нефа и купол из известково-пемзовой массы на тростниковом каркасе). В частично реконструированном центре (улицы Арсе, Камачо, Потоси, Авенида 16 июля) - многоэтажные железобетонные здания сер. 20 в.; на окраинах - неблагоустроенные индейские кварталы.

В Л.-П. находятся ун-т Сан-Андрее, пед. ин-т, Нац. консерватория, Нац. академия наук, Нац. академия истории, Геофизич. ин-т; Б-ка департамента культуры и Муниципальная б-ка; Нац. музей "Тиауанако" (иск-во древнего и колон, периодов, нар. иск-во Боливии); Муниципальный театр.

ЛА-ПАС

Ла-Пас. Авенида Вильясон.

ЛА-ПАС (La Paz), город в Мексике, на Ю. Калифорнийского п-ова, адм. ц. территории Ниж. Калифорния (Южная). 42 тыс. жит. (1969). Хлопкоочистит. предприятия. Торг, и рыболовный порт. Вывоз хлопка.

ЛАПЕРУЗ (La Perouse) Жан Франсуа де Гало (Galaup) [22.8.1741,Ле-Гюа, близ г. Альби,-1788(?)], французский мореплаватель, на воен. флоте с 1756. В 1785-88 возглавлял исследоват. тихоокеанскую экспедицию на фрегатах "Буссоль" и "Астролябия". Обогнув мыс Горн, Л. прошёл к о. Пасхи, Гавайским о-вам, горе Св. Ильи у зал. Аляска, проследил зап. побережье Сев. Америки от 60° до 36°30' с. ш., повернул на Ю.-З. и 3., пересек Тихий ок. у 20° с. ш. и от Филиппин через Вост.-Китайское и Японское моря проник в Татарский пролив до 51° 30' с. ш. (зал. Чихачёва). Следуя затем вдоль берега Сахалина от мыса Жонкиер на Ю. до мыса Крильон и открыв на пути о. Монерон, Л. перешёл через пролив между островами Сахалин и Хоккайдо (впоследствии названный его именем) к Камчатке. Из Петропавловска Л. послал Ж. Б. Лессепса в Париж (через Петербург) с отчётом и картами, а фрегаты повёл к о-вам Самоа, где открыл о. Савайи, и к Австралии - в зал. Порт-Джэксон. Из Сиднея экспедиция пошла на С. и пропала без вести. В 1826 англ, капитан Диллон и в 1828 франц. мореплаватель Дюмон- Дюрвиль нашли нек-рые вещи экспедиции на о. Ваникоро (из группы Санта-Крус) и у рифов близ него, а в 1964 франц. экспедиция Брасара - остатки затонувшего фрегата.

Ж. Ф. Лаперуз.

С о ч.: Путешествие в южном и северном Тихом океане в продолжение 1785, 1786, 1787 и 1788 годов, ч. 1, СПБ, 1800. И- П. Магидович.

ЛАПЕРУЗА ПРОЛИВ, пролив между о-вами Сахалин (СССР) и Хоккайдо (Япония). Соединяет Японское и Охотское моря. Наименьшая шир. 43 км. Глуб. 51-118 м. Сильные приливно- отливные течения. Зимой покрыт льдом. Служит мор. путём между Владивостоком и портами Охотского м., Берингова м. и Тихим ок. Назван по имени франц. мореплавателя Ж. Ф. Лаперуза.

ЛАПИДАРНЫЙ, лапидарность (от лат. lapidarius - каменотёс, резчик по камню), предельно краткий, сжатый, выразительный слог, стиль.

ЛАПИК (Lapicque) Луи (1.8.1866, Эпи- наль,-7.12.1952, Париж), французский физиолог, чл. Парижской АН (1930) и Франц. мед. академии (1925). Проф. Парижского ун-та (1919-36). Осн. труды посвящены исследованию фактора времени в возникновении и проведении возбуждения в нервах и мышцах. Ввёл временную характеристику возбудимости ткани - хронаксию и обосновал её теоретически. Выдвинул принцип изохронизма, согласно которому передача возбуждения с нерва на мышцу возможна лишь при совпадающих или весьма близких значениях хронаксии.

С о ч.: L'excitabilite en fonction du temps. La chronaxie, sa signification et sa mesure, P., 1926; La machine nerveuse, P., 1943; L'iso- chronisme neuromusculaire et 1'excitabilite rythmogene, P., 1947.

Лит.: У ф л я н д Ю. М., Теория и практика хронаксиметрии, Л., 1941; Louis Lapi- que. 1866 - 1952; "Journal Neurophysiology Springfield", 1953, v. 16, № 2.

ЛАПИЛЛИ (от лат. lapillus - камешек), мелкие округлые или неправильной формы куски лавы размерами от горошины до грецкого ореха, выброшенные во время извержения вулкана вместе с вулканич. бомбами и пеплом. Представляют собой комочки застывшей в полёте лавы или обломки прорванных, ранее застывших вулканич. и боковых пород.

ЛАПИН, Лапин ь, Лапиньш, Альберт Янович [р. 15(27).5.1899, Рига,- 11.5.1937], советский воен. деятель, ком- кор (1935). Чл. КПСС с 1917. Участник октябрьских боёв 1917 в Москве -красногвардеец Лефортовского отряда, чл. Гл. штаба Московской Красной Гвардии, нач. орготдела Моск. военкомата. В Гражд. войну 1918-20 был комиссаром разведотдела штаба и политуправления 5-й армии, командовал полком, бригадой и 30-й стрелк. дивизией на Вост. и Зап. фронтах. С 1921 нач. войск обороны и охраны ж. д. Дальневост. республики, нач. Амурской стрелк. дивизии, командующий войсками Приамурского и Забайкальского воен. округов, командир дивизии. В 1927 окончил Воен.академию РККА, затем командовал 19-м Примор. стрелк. корпусом, был нач. штаба Дальневост. армии, нач. управления Штаба РККА. В 1932-37 пом. командующего войсками Белорус, воен. округа и Особой Краснознамённой Дальневост. армии по ВВС. Награждён орденом Ленина и 4 орденами Красного Знамени.

ЛАПИНА, крылоорешник (Pterocarya), род листопадных растений сем. ореховых. Листья очередные, обычно непарноперистые. Цветки однополые, собраны в серёжки. Плод - костянка. 10 видов - в Азии. В СССР 1 вид - Л. к р ы- лоплодная (P. pterocarpa) - дерево вые. до 35 м и диаметром до 1,3м. Встречается в Закавказье в долинных лесах вместе с ольхой, грабом и нек-рыми др. породами. Влаголюбива, растёт быстро. Живёт до 200 лет. Древесина белая, лёгкая, рыхлая, не очень прочная. Разводят как декоративное растение.

ЛАПИНЬ, Лапиньш Артур Янович [р. 29.1(11.2).1911, с. Саты, ныне Ту- кумского р-на Латв. ССР], советский театральный художник и искусствовед, нар. худ. Латв. ССР (1954), чл.-корр. АХ СССР (1970). Чл. КПСС с 1940. Учился в Риге в Латв. АХ (1929-32) у К. Миесниека и К. Убана. Выполненное Л. оформление спектаклей отличается ясностью и убедительностью композиц. и цветовых решений. Работы: оформление оперы "Борис Годунов" Мусоргского (1949; Гос. пр. СССР, 1950), балета "Сакта свободы" Скулте (1950; Гос. пр. СССР, 1951), опер "Война и мир" Прокофьева (1961), "Судьба человека" Дзержинского (1962), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1963; три последние - Гос. пр. Латв. ССР, 1965) - все в Академич. театре оперы и балета Латв. ССР в Риге. Награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Красной Звезды и медалью.

С о ч.: ErnestsJCalis, Riga, 1957_; Latviesu padomju gleznieciba. [Albums], Riga, 1961 (резюме на рус., англ, и франц. яз.); Fran- cisks Varslavans..., Riga, 1965. См. также лит. при статьях Алкснис А. Э., Валтер Я., Розентал Я.

Лит.: С i e I a v a S., A. Lapiijs, Riga, 1969.

А. Лапинь. Эскиз декорации к балету Скулте "Сакта свободы". 1950.

ЛАПИЦКИЙ (псевд.-М и х а и л о в) Иосиф Михайлович [16(28).1.1876, Минск,-5.11.1944, Москва], советский оперный режиссёр, засл. арт. РСФСР (1936). В 1903-06 режиссёр оперного театра Солодовникова (Москва), в 1906- 1908 Большого театра. Основатель, художеств, руководитель и директор Театра муз. драмы (Петербург, 1912-19), сыгравшего значит, роль в развитии оперного иск-ва. С 1919 работал в театрах Москвы, Ленинграда, был одним из организаторов Киевского (1926) и Донецкого (1941) оперных театров.

Лит.: Коломийцов В., Лапицкий, "Театр", 1923, №9; Мозжухин А., Лапицкий как режиссёр, там же; Л е в и к С., Записки оперного певца, 2 изд., М., 1962.

ЛАПКА (tarsus) у членистоногих, конечный (дистальный) членик ноги, обычно подвижно сочленённый с галенью, изредка сросшийся с ней в один членик (tibiotarsus). У большинства насекомых состоит из 1-5 маленьких члеников, из к-рых последний несёт на конце обычно 2 коготка (реже 1); у мухоловок Л. многочлениковая. Иногда под коготками имеются особые придатки, служащие присосками при ползании по гладким предметам.

ЛАПЛАНДИЯ (норв. Lapland, швед. Lappland, фин. Lappi), территория на С. Норвегии, Швеции, Финляндии и в зап. части Мурманской обл. СССР (к С. от 64-66° с. ш.), являющаяся осн. районом расселения саамов (лопари, или лапландцы).

ЛАПЛАНДЦЫ, употреблявшееся до начала 20 в. название народа саамов (лопарей).

ЛАПЛАС (Laplace) Пьер Симон (23.3. 1749, Бомон-ан-Ож, Нормандия,-5.3. 1827, Париж), французский астроном, математик и физик, чл. Парижской АН (1785, адъюнкт с 1773), чл. Франц. академии (1816). Учился в школе бенедиктинцев, из к-рой вышел, однако, убеждённым атеистом. В 1766 Л. приехал в Париж, где Ж. Д'Аламбер через пять лет помог ему получить место профессора Военной школы. Деятельно участвовал в реорганизации системы высшего образования во Франции, в создании Нормальной и Политехнич. школ. В 1790 Л. был назначен председателем Палаты мер и весов, руководил введением в жизнь новой метрической системы мер. С 1795 в составе руководства Бюро долгот.

Науч. наследие Л. относится к области небесной механики, математики и мате- матич. физики. Фундаментальными являются работы Л. по дифференциальным уравнениям, в частности по интегрированию методом "каскадов" уравнений с частными производными. Введённые Л. шаровые функции имеют разнообразные применения. В алгебре Л. принадлежит важная теорема о представлении определителей суммой произведений дополнительных миноров. Для разработки созданной им математич. теории вероятностей Л. ввёл т. н. производящие функции и широко применял преобразование, носящее его имя (см. Лапласа преобразование). Теория вероятностей явилась основой для изучения всевозможных ста- тистич. закономерностей, в особенности в области естествознания. До него первые шаги в этой области были сделаны Б. Паскалем, П. Ферма, Я. Бернулли и др. Л. привёл их выводы в систему, усовершенствовал методы доказательств, сделав их менее громоздкими; доказал теорему, носящую его имя (см. Лапласа теорема), развил теорию ошибок и способ наименьших квадратов, позволяющие находить наивероятнейшие значения измеренных величин и степень достоверности этих подсчётов. Классич. труд Л. "Аналитическая теория вероятностей" издавался трижды при его жизни - в 1812, 1814 и 1820; в качестве введения к последним изданиям была помещена работа "Опыт философии теории вероятностей" (1814), в к-рой в популярной форме разъясняются осн. положения и значение теории вероятностей.

Вместе с А. Лавуазье Л. в 1779-84 занимался физикой, в частности вопросом о скрытой теплоте плавления тел и работами с созданным ими ледяным калориметром. Для измерения линейного расширения тел они впервые применили зрительную трубу; изучали горение водорода в кислороде. Л. активно выступал против ошибочной гипотезы о флогистоне. Позднее снова вернулся к физике и математике. Он опубликовал ряд работ по теории капиллярности и установил закон, носящий его имя (см. Лапласа закон). В 1809 Л. занялся вопросами акустики; вывел формулу для с