БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

или также произв. Э. Бирзниека-Упита (1871 - 1960), его рассказы о латыш, деревне (сб. "Рассказы серого камня", 1914). Он расширил тематику латыш, лит-ры своими "Кавказскими рассказами" (1927). Значителен вклад в прозу писателей Я. Яунсудрабиня (1877-1962), А. Бригадере (1861-1933), Судрабу Эджуса (1860- 1941), А. Деглава (1862-1922) и др. Бирзниек-Упит, Яунсудрабинь, Бригадере, Судрабу Эджус создали и произв. для детей.

С латышскими декадентами, к-рые активизировались после поражения Революции 1905-07 (В. Эглитис и др.), успешно боролась быстро растущая марксистская литературная критика: Янсон (Браун), Упит, В. Кнорин (1890-1939), Р. Пельше (1880-1955), В. Дерманис (1875-1938).

В период Великой Окт. социалистич. революции родилась латыш, сов. лит-ра. В 1919 Л. стала советской. Коммунистическая партийность пронизывала произведения А. Арайса-Берце (1890-1921). В прозе выделялись рассказы Упита (сб. "Оттепель", 1919), Э. Эферта-Клусайса (1889-1927), А. Брукленайса (1891 - 1918).

В бурж. Л. в 20 - 30-х гг. лит-р: развивалась в атмосфере острой классе вой борьбы. Реакц. лит-ру характеризую национал-шовинизм, прославление бурж строя Л., идеализация сел. жизни. Ре волюц. писатели Л. Лайцен (1883-1938) Л. Паэгле (1890-1926), А. Балоди: (р. 1908), М. Рудзитис (1910-66) при зывали к борьбе против существующей строя, за восстановление Сов. Л. Сб стихов Паэгле "Тюрьмы не помогут: (1925), роман Лайцена "Взывающие кор пуса" (1930) воплощают боевой дух ре волюц. латыш, лит-ры. Райнис опубл 5 сб-ков стихов - "Пять эскизных тет радей Дагды" (1920-25); значит, произв создали Я. Судрабкалн (р. 1894), А. Чак (1901-50), Я. Грот (1901-68). В проз< 20-30-х гг. крупнейшим мастером оставался Упит (романы "Северный ветер", 1921; "По радужному мосту", 1926; "Возвращение Яна Робежниека", 1932; "На грани веков", 1937-40; новеллы "Бой ветров", 1920; "Голая жизнь", 1926, и др.). В кон. 20-х гг. в лит-ру приходи В. Лацис (1904-66). Его роман "Сын рыбака" (т. 1-2, 1933-34) и др. произв. стали широко известны. В прозе значит, произведения создали П. Розитис (1889-1937), Яунсудрабинь, Я. Эзеринь (1891-1924) и др. В драматургии достиг высокого уровня жанр сатирич. комедии (пьесы Упита и др.). Среди произв. ист. тематики выделяются трагедии Упита "Мирабо" (1926) и "Жанна д'Арк" (1930).

Латышская сов. лит-pa существовала в 20-е и 30-е гг. за пределами Л. в Сов. Союзе (Судрабу Эджус, Эферт-Клусайс, Р. Эйдеманис, 1895-1937, А. Цеплис, 1897-1937, А. Кадикис-Грозный, 1901 - 1934, К. Пелекайс, 1896-1938, О. Рихтер, 1898-1938, и др.), однако настоящее развитие её началось с восстановлением в Л. Сов. власти в 1940. Успешному росту лит-ры способствовало включение в строительство новой жизни таких крупных мастеров, как Упит, Лацис, Судрабкалн. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 развивалась поэзия (В. Луке, р. 1905, А. Григулис, р. 1906, Ю. Ванаг, р. 1903, Ф. Рокпелнис, 1909-69, Рудзитис). Значит, явлением стала пьеса Упита "Спартак" (1943). О росте латыш, сов. лит-ры свидетельствуют первые Гос. премии СССР, к-рых были удостоены Упит (роман "Земля зелёная", 1945), Судрабкалн (сб. стихов "В братской семье", 1947), Лацис (романы "Буря", 1945- 1948; "К новому берегу", 1950-51) и А. Саксе (р. 1905; роман "В гору", 1948). В первые послевоен. годы центральной проблемой латыш, сов. лит-ры было отображение идейно-политич. роста человека, утверждение сов. действительности - в поэзии Судрабкална, Лукса, Грота, Чака, Балодиса и др., романах и рассказах Я. Гранта (1909-70), В. Берце (1916-71), А. Броделе (р. 1910), Я. Ниед- ре (р. 1909), в пьесах Григулиса, Лациса, Э. Залите (1898-1955). Своеобразное тематич. единство образуют рассказы Ж. Гривы (р. 1910) о Нац.-революц. войне 1936-39 в Испании.

Во 2-й пол. 50-х гг. в латыш, лит-ре, как и во всей сов. лит-ре, возникло стремление глубже отражать реальную действительность, многогранней показать внутренний мир человека со всеми его противоречиями, смелее выдвигать острые конфликты совр. жизни. Бурно развивается многообразная по стилю поэзия. Широк диапазон творчества поэтессы М. Кемпе (р. 1907), выступающей в области философской и гражданской, а также любовной лирики (сб. "Вечность мгновения", 1964, и др.). Развитие личности сов. человека, дружба народов, взаимосвязь судьбы человека и судьбы народа, повышение гражд. ответственности - эти актуальные проблемы волнуют латыш, сов. поэзию, представляемую поэтами Б. Саулитисом (1922-70), А. Веяном (р. 1927), А. Скалбе (р. 1922), А. Элксне (р. 1928), И. Аузинем (р. 1937), М. Чаклайсом (р. 1940), Л. Вацземние- ком (р. 1929), С. Калдупе (р. 1922), Л. Бридакой (р. 1932), X. Хейслером (р. 1926), Я. Плотниеком (р. 1932), В. Руя (р. 1928) и др. Партийным звучанием, чувством большой гражд. ответственности, своеобразием стиля отмечена поэзия О. Вациетиса (р. 1933; "Пороги обходить некогда", 1960; "Дыхание", 1966, и др.) и И. Зиедониса (р. 1933; "Мотоцикл", 1965; "Вхожу в себя", 1968). С кон. 50-х гг. укрепляется ист. тематика, связанная гл. обр. с событиями Гражд. войны 1918-20 и подвигами красных латыш, стрелков (Луке, Саулитис и др.).

В прозе темы современности уже не в монументальных эпопеях, как это было в послевоен. годы, а больше в психологическом и моральном аспектах решают в своих романах 3. Скуинь (р. 1926; "Внуки Колумба", 1961; "Форнарина", 1964), И. Индране (р. 1927; "Зыбкие мостки", 1963; "Шапка с каштанами", 1966), А. Янсон (р. 1915; "Жажда одиночества", 1965), Э. Ливе (р. 1924; "Близнецы Велнакаулса", 1966), А. Бэле (р. 1938; "Следователь", 1967), В. Эглон (Ламе; р. 1923), Р. Эзера (р. 1930), Л. Пурс (р. 1922), Д. Зигмонте (р. 1931) и др. Развивается биографический роман (Я. Калнинь, р. 1922, Ниедре). Глубоким раскрытием социальных корней человеческой психики выделяются рассказы Э. Вилкса (р. 1923; "В осенние дни", 1955; "Зелёное дерево", 1960; "Дикарь", 1968, и др.). Борьбу латышского народа в оккупированной Л. в годы войны показал М. Бирзе (р. 1921) в повести "И подо льдом река течёт..." (1957).

Латыш, сов. драматургию обогатил пьесами из жизни молодёжи Г. Приеде (р. 1928; "Лето младшего брата", 1955; "Хотя и осень", 1956; "Девушка Нормунда", 1958; "Твое доброе имя", 1965, и др.). К лучшим драматургическим произв. 50-60-х гг. принадлежат также пьесы Григулиса ("Солдатская шинель", 1955; "Свою пулю не слышишь", 1965), Гривы ("Преступление в Гранаде", 1964), X. Гулбиса (р. 1926; "Баю, деточка- топтыжка", 1968), П. Петерсона (р. 1929; "Мне тридцать лет", 1962) и др. Произв. для детей и юношества создали Саксе, Григулис, Луке, Ванаг, Веян, Вациетис, П. Силе (1908-53), Я. Османис (р. 1932), 3. Эргле (р. 1920), Д. Ринкуле-Земзаре и др.

Большим вкладом в латыш, литературоведение стала 6-томная "История латышской литературы" (т. 1 - 6, 1956-63), подготовленная Ин-том языка и лит-ры им. А. Упита АН Латв, ССР. Значит, работы по вопросам социалистич. реализма и лит. наследия опубликовали А. Упит, К. Краулинь (р. 1904), Э. Сокол (1901-65), Калнинь, В. Хаусман (р. 1931) и др. Успешно выступают лит. критики В. Мелнис (р. 1910), В. Валейнис (р. 1922), И. Берсон (р. 1931), М. Калве (р. 1917) и др.

Первые произв. латыш, лит-ры в переводе на др. языки появились на рубеже 18-19 вв., но только в нач. 20 в, пере- водч. работа становится регулярной. В 1916 вышел под ред. М. Горького и В. Брюсова "Сборник латышской литературы". Особенно широко развиваются лит. связи в сов. время. В Л. изданы в переводе собрания соч. Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького и др., избранные произв. и отд. книги А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Т. Г. Шевченко, произв. рус. сов. писателей и писателей др. братских республик - В. В. Маяковского, А. А. Фадеева, К. А. Федина, М. А. Шолохова, X. Або- вяна, Я. Купалы, М. Ауэзова, Ч. Айтматова, А. Корнейчука, П. Цвирки и др. Книги латыш, писателей переведены на мн. языки народов СССР (эст., литов., белорус., туркм., узб., укр., груз.,казах., киргизский и др.), а также на иностр. языки. Произв. Упита на рус. языке были изданы более 70 раз общим тиражом более 3 млн. экз., произв. Лациса - более 90 раз тиражом около 10 млн. экз. Вышли в переводе на рус. яз. также произведения Саксе, Гривы, Судрабкална, Кемпе, Григулиса, Скуиня, Вациетиса и мн. др.

В 1940 был создан Союз писателей республики. 1-й съезд писателей Л. состоялся 14-15 июня 1941, 2-й - в 1947, 3-й - в 1954, 4-й - в 1958, 5-й - в 1965, 6-й - в 1971.

Лит.: Писатели Советской Латвии, Рига, 1955; Очерк истории латышской советской литературы, Рига, 1957; Упит А., Вопросы социалистического реализма в литературе, Рига, 1959; Вавере В. А., Мац- ков Г. М., Латышско-русские литературные связи, Рига, 1965; История латышской литературы, т. 1 - 2, Рига, 1971; U р Т t s A., Latviesu literatura, Riga, 1951; его же, Cela uz socialistisko_realismu, Riga, 1951; Latviesu literatures vesture^ sej. 1-6, Riga, 1956-63; Latviesu literaturas kritika, sej. 1-5, Riga, 1956-64; Latviesu literaturas darbinieki, Riga, 1965; Latviesu literatura PSRS tautu saime, Riga, 1967; Literara dzive, 1917-1965, Riga, 1967. В. Лабренце.

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. В 1-м тыс. до н. э. на терр. Л. возникли укреплённые поселения родовых общин (пилскалны), в 1-м тыс. н. э.- неукреплённые поселения, а также нежилые в мирное время крепости-убежища, окружённые валами с плетнём или частоколом наверху. В таких поселениях найдены овальные и прямоугольные в плане постройки с каркасом из дерев, столбов, врытых в землю. Со становлением в 10-13 вв. феод, отношений нек-рые пплскалны превратились в опоясанные дерев, рублеными стенами усадьбы-замки местной знати, в к-рых жилые и хоз. строения по периметру окружали двор. Подле усадеб-замков развивались ремесленно-земледельч. поселения гор. типа, застроенные курными избами. До кон. 12 в. строили обычно из дерева. С кон. 12 в. зодчество Л. развивается в русле зап.-европ. архитектуры. В кон. 12-15 вв. преобладало стр-во кам. оборонительных и культовых зданий. Древнейшие из них были построены из известняка в духе романской архитектуры. В 13-14 вв. сложились различные типы замков рыцарей-крестоносцев: жилая башня (Турайдский замок в Сигулде, нач. 13 в.; замок в Лиелстраупе, сер. 14 в.), конвентский дом (замки: в Вентспилсе, окончен в 1290, илл. см. т. 4, стр. 520; в Риге, 1330-1515); замок т. н. нерегулярного типа, конфигурация укреплений к-рого следовала очертаниям замкового холма (замок в Кокнесе, заложен в нач. 13 в.), и др. Феод, замки обычно становились центрами обороны городов, развивавшихся преим. на основе более древних поселений (Рига, Цесис). Торг,- ремесл. районы городов имели, как правило, дерев, малоэтажную застройку. В культовом зодчестве вначале пресбла- дали зальные храмы (церковь в Икш- киле, 1185-13 в.), а с 14 в.- трёхнеф- ные базилики с башней на зап. фасаде (церковь Яня в Цесисе, 1283-87). Стр-во Дамской церкви в Риге (13 в.) способствовало распространению в Л. переходных романо-готич. форм и конструкций (сводов, арок и др.), выполненных из кирпича и естеств. камня; применялся сдержанный фигурный и орнаментальный декор. В 13-14 вв. в Риге строятся ратуша, здания гильдий, складывается тип кам. бюргерского жилого дома, обращённого торцом к улице и тесно примыкающего к соседнему дому, с высокой двускатной крышей и ступенчатым фронтоном (в его первом этаже находились кухня с открытым очагом и жилые помещения, в погребе и многоярусном чердаке - склады товаров). Победа зрелой готики, связанная с полным освоением готич. конструкций и приёмов построения динамичного внутр. пространства, получила яркое выражение в постройке церкви Петера в Риге. Первоначальная, возведённая из камня небольшая раннеготич. постройка (13 в.) с 4 крестообразными в плане опорами, отделявшими средний неф от боковых, после перестроек 15 в. превратилась в огромную трёхнефную базилику с узким трансептом, хором и венцом шестигранных капелл, близкую по типу соборам Шверина и Ростока. В период поздней готики, с распространением стр-ва из кирпича, богаче становится декор фронтонов (нишки, аркатуры) и перекрытий (фронтон и звёздчатые своды церкви Яня в Риге, кон. 15 - нач. 16 вв.). Во 2-й пол. 16 - 1-й пол. 17 вв. зодчество Л. развивается под преобладающим воздействием сев.-европ. (преим. нидерландской) архитектуры: традиции готики иногда своеобразно сочетаются с влиянием архитектуры Позднего Возрождения. Во 2-й пол. 17 в. распространяются проникавшие из Польши и стран Сев. Европы формы барокко. Появляются не связанные с конструкцией и реальными объёмами здания барочные фасады-ширмы (фасад церкви Петера в Риге, 1689- 1694, арх. Р. Бинденшу и др.). Использование ордерных форм и барочных порталов при сохранении готич. структуры сооружений характерно для жилых домов именитых рижских горожан (т. н. дом Данненштерна, 1694-98). В период расцвета барокко (1700-е-1770-е гг.) и в эпоху господства .классицизма (4-я четв. 18- 1-я пол. 19 вв.) архитектура Л. теряет ср.-век. черты. Строятся крупные двор- цово-парковые ансамбли (дворцы в Рун- дале, 1736-40 и 1763-70, и в Елгаве, 1738-40 и 1763-72, - оба арх. В. В. Растрелли) и др. светские здания (т. н. Академия Петрина в Елгаве, 1773-75, арх. С. Енсен; илл. см. т. 9, стр. 77). В 18 в. в искусстве Л. появляются элементы рококо (лепная декорация интерьеров дворца в Рундале, алтарь и "герцогская ложа" в церкви Трисвиенибас в Лиепае).

Церковь Петера в Риге. 13-15 вв. (пристрожи 16 и 17 вв.). План.

Характерный для рижской архитектуры 1780-х - 1790-х гг. т. н. бюргерский классицизм наиболее ярко проявился в многоэтажных домах, построенных арх. К. Хаберландом (симметричный фасад с отчасти барочным декором, рациональная, нередко асимметричная планировка, предусматривающая последоват. расположение по этажам хоз. помещений, жилья домовладельца, квартир для сдачи в наём). В юго-вост. Л., наряду с получившим широкое распространение типом католич. храма с двумя высокими ажурными башнями и богатой пластич. разработкой фасада (церковь в Пасиене, 1761), появились (с сер. 18 в.) церкви, восходящие к барочным итал. образцам (церковь Лудвига в Краславе, 1763). С нач. 19 в. зодчество Л. развивалось под влиянием русского классицизма: в Риге и Даугавпилсе применялись "образцовые" проекты фасадов жилых домов и проекты казённых зданий, разработанные в Петербурге; формы русского классицизма проникли и в усадебную архитектуру (дворцовые комплексы в Каз- данге и Дурбе, построенные И. Г. Берлицем).

Во 2-й пол. 19 в., в период распространения эклектич. архитектуры (постройки Я. Ф. А. Бауманиса), формируется национальная школа зодчества нового времени; на рубеже 19-20 вв. существовало нац.-романтич. направление, представители к-рого пытались сочетать в своих постройках переработанные мотивы нар. иск-ва и югендстилъ (жилые дома на улице Ленина в Риге, 1906-09, арх. Э. Лаубе я А. Ванаг). В архитектуре бурж. Л., наряду с "модернизованной классикой" (актовый зал Латв. ун-та в Риге, 1929-38, арх. Э. Шталберг), было распространено стилизаторство в нац.-романтич. духе (церковь в Алла- жах, 1927); жилая архитектура испытала нек-рое влияние рационализма. В крест, хуторах, к-рые ещё в 16-17 вв. начали вытеснять поселковую систему расселения (кроме Латгалии), вплоть до 20 в. сохранялся традиц. тип построек в виде приземистого сруба с высокой гонтовой или солом, крышей. В Видземе в 17- 18 вв. существовал особый тип крест. жилища - жилая рига, сочетавшая функции жилого и хоз. сооружения. Во 2-й пол. 19 в. в сел. архитектуру проникают мотивы гор. зодчества.

После восстановления Сов. власти и изгнания фашистских оккупантов были восстановлены разрушенные в годы войны города и разработаны ген. планы их дальнейшего развития, началось также плановое стр-во благоустроенных колхозных и совхозных посёлков, новых пром. центров. Во 2-й пол. 1940-х - нач. 1950-х гг. в архитектуре Л. проявились тенденции эклектич. украшательства. Начиная с 1955 стр-во ведётся преим. по респ. типовым проектам из кирпича или сборного железобетона; в массовом стр-ве достигнута высокая степень сбор- ности железобетонных конструкций. Новые жилые массивы в городах возводятся преим. на свободных территориях. Здания группируют с учётом максимальной связи с природным окружением и с центрами обслуживания (жилые районы в Риге: Агенскалнские сосны, 1958-62, арх. Н. Н. Рендель; Большая Югла, с 1962- 1963, арх. О. Крауклис, Д. Даннеберга, Г. Мелберг и др.). Для обществ, сооружений 60-х гг. характерны подчинённая утилитарным требованиям планировка (санаторий в. Яункемери, 1967, арх. А. Рейнфельд и др.) и сдержанная по цвету отделка интерьеров, построенная на сопоставлении фактур естеств. материалов (летний концертный зал в Дзин- тари, 1959-60, арх. М. Гелзис, А. Вец- силис; школа в Скулте, 1963, арх. М. Ставя); в отделке фасадов иногда применяется облицовка из металла (Мемориальный музей-памятник латышским красным стрелкам, арх. Д. Дриба и Г. Лусис- Гринберг и др.) и пластиков (жилой дом на ул. Ленина, арх. М. Станя, И. Якобсон и др.; оба - в Риге, 1970).

По проектам архитекторов Л. построены станция метрополитена "Рижская" в Москве (1958, арх. В. Апситис и др.), Дворец целинников (Дворец культуры) в Целинограде (1960-63, арх. О. Крауклис и др.); разработанные ими типовые проекты общеобразоват. школ (1960-е гг., арх. К. Плуксне и др.) неоднократно применялись в городах РСФСР и др. республик. В Л. возводятся сооружения, спроектированные архитекторами Москвы, Ленинграда, Эст. ССР, Литов. ССР и др., в том числе ж.-д. вокзал в Риге (1957-60, ленинградские архитекторы В. И. Кузнецов и В. П. Ципулин; илл. см. т. 9, стр. 136), Ин-т электроники и вычислительной техники АН Латвийской ССР (1965-71, московские архитекторы Ю. П. Платонов, В. Р. Раннев и др.). В Риге в 1945 основан Союз архитекторов Латвийской ССР.

1 - 3 - жилая рига усадьбы "Ризгас"(ок. 1730): /-разрез; 2 - фасад; 3 - план; 4 - генеральный план типичной вид- земской усадьбы.

К. Гун. "Канун Варфоломеевской ночи". Акварель. 1868. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

Ю. Ф е д е р. "Долина реки Гауи". 1891. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва на терр. Л., судя по археол. находкам, относятся к 5-му тыс. до н. э. (небольшие примитивные изображения животных из кости на рукоятках кинжалов). Начиная с 4-3-го тыс. до н. э. встречаются глиняные скульптурные изображения человеческого лица, фигурки людей и животных из дерева, кости, рога, янтаря. В 13 - сер. 19 вв. изобразит, иск-во Л. развивается на основе тесного взаимодействия нар. художеств, культуры с иск-вом гл. обр. Зап. Европы. С 13 в. появляется декоративная кам. скульптура (капители колонн, рельефы, надгробия), развивавшаяся в русле романского иск-ва, а затем готики. В переходную эпоху от готики к барокко (2-я пол. 16 - нач. 17 вв.) в Л. был распространён маньеризм, проявившийся гл. обр. в сфере декоративного рельефа. В период барокко (2-я пол. 17 - 18 вв.) ведущая роль в работах местных мастеров принадлежала дерев, скульптуре (преим. фигурная и орнаментальная резьба в церк. интерьерах), к-рая испытала сильное влияние нар. иск-ва. Наиболее значит, произв. созданы резчиками существовавшей во 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. в Вентспилсе мастерской дерев, скульптуры, руководимой выходцем из Голландии Николаем Сёфренсом Старшим, а затем его сыном Николаем Сёфренсом Младшим (сложный по композиции, полный барочной экспрессии алтарь церкви Аннас в Лиепае, 1697). Нар. дерев, скульптура представлена распространёнными в Латгалии в 17 в. "распятиями". В нач. 19 в. в иск-ве Л. утвердился классицизм.

В сер. 19 в. укрепляются связи иск-ва Л. и России. Латыш, художники обучались гл. обр. в Петербурге в АХ и уч ще Штиглица; латыш, национальная школа изобразит, иск-ва во 2-й пол. 19 в. формировалась во многом под влиянием рус. демократич. культуры и нац.-освободит, идей. В это время появляются первые проф. живописцы-латыши; на рубеже 1850-х-1860-хгг. начинается деятельность жанриста К. Гуна и пейзажиста Ю. Фе- дера, к-рый первым обратился к мотивам родной природы. В кон. 1880-х гг. латыш, студенты художеств, уч. заведений Петербурга создали кружок "Рукис" ("Труженик"), к-рый возглавил худ. А. Э. Алкс- нис. Нац.-демократии, принципы "Труженика" ярко проявились в творчестве жанриста и пейзажиста Я. Валтера, пейзажиста В. Пурвита, жанриста и портретиста Я. Розентала, реалистич. иск-во к-рых во многом перекликается с иск-вом передвижников. В 1900-е-1910-е гг. начинает широко развиваться графика (офорты Р. Зариня, илл. Э. Бренцена, рисунки Т. Удера). В годы Революции 1905-07 получила распространение политич. карикатура [илл. в журнале "Свари" ("Весы")]. Первые представители латыш, скульптурной школы 20 в. Т. Залькалн и Г. Шкилтер в начале творч. пути испытали влияние рус. реализма 2-й пол. 19 в. и О. Родена. С 1910-х гг. в живописи распространяются постимпрессионистич. тенденции (композиции Е. Казака), порой переплетающиеся с символизмом (произв. В. Матвея). Работает Я. Куга - основоположник латыш, театрально-декорац. живописи. Возрождение латыш, нац. декоративного иск-ва, противостоявшего безвкусной фабричной продукции, связано с деятельностью Ю. Мадерниека.

Т. Залькалн. "Скованный". Бронза. 1950-е гг. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

После Великой Окт. социалистич. революции мн. латыш, художники, работавшие в Москве и Петрограде, включились в строительство сов. культуры [напр., скульпторы К. Зале, Т. Залькалн, Я. Тилберг, участвовавшие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды, плакатист А. Ап- сит, плакатист и художник-оформитель Г. Клуцис, живописцы В. Андерсон, К. Вейдеманис, А. Древинь (Древин)]. Иск-вобурж. Л. в 1920-х-1930-х гг. во многом сохранило реалистич. основу. Для живописи этих лет характерно внимание к колористич. проблемам как к одному из средств создать обобщённый, романтически окрашенный образ мира (пейзажи В. Пурвита, К. Убана, натюрморты и пейзажи Л. Свемпа, деревенские сцены К. Миесниека, Г. Элиаса, жанровые полотна Я. Лиепиня, портреты Я. Тилберга, В. Тоне). Развивались иск-во театрально-декорационное (работы Л. Либерта, О. Скулме и др.) и декоративно-прикладное (работы А. Циру- лиса). Важное место в иск-ве Л. 1920-х- 1930-х гг. занимала прогрессивная публи- цистич. графика (революц. плакаты Я. Лиепиня, работы в полулегальной и нелегальной прессе Э. Калиса, Я. Айже- на, С. Хаскина и др.). В мужеств. нац. образах, созданных Т. Залькалном, К. Зале, К. Земдегой, ярко проявилась самобытность латыш, пластики: величавая простота и материальная мощь одухотворённых форм, использование специфич. выразительных возможностей камня как скульптурного материала. Получила распространение надгробная пластика (К. Янсон и др.). Наиболее значит, произв. этого периода - комплекс Братского кладбища в Риге (туф, 1924- 1936, скульптор К. Зале, арх. А. Бирзе- ниек и др.), в к-ром гл. эмоциональная тема памятника - скорбь о погибших воинах - раскрыта средствами синтеза монументальной пластики, архитектуры и садово-паркового иск-ва, и пам. Я. Райнису на кладбище Райниса в Риге (гранит, 1934, скульптор К. Земдега, арх. А. Аренд; илл. см. т. 9, стр. 457). Создавались и парадные произв. национали- стич. характера. Духом оппозиции по отношению к традиц. формам иск-ва была проникнута деятельность "Группы рижских художников" (1919-39), порой носившая характер формального экспериментаторства. Художеств, образование латыш, художники получали преим. в Латв. АХ в Риге (создана на базе Высших художеств, мастерских, осн. в 1919). Восстановление в Л. Сов. власти создало возможность идейного сплочения творческих сил, обращения иск-ва к задачам идейного и эстетич. воспитания народа. В послевоен. годы художники Л., опираясь на демократич. и реалистич. традиции латыш, иск-ва, осваивали опыт сов. иск-ва, отражая современность гл. обр. в портрете, тематич. картине, пейзаже (живопись Э. Калныня, К. Мелбарз- диса, Л. Свемпа, О. Скулме, Я. Тилберга); в скульптуре видное место заняли портрет современника (портреты передовиков труда и представителей творческой интеллигенции, созданные Т. Залькалном, Э. Мелдерисом и др.) и жанровая пластика (работы А. Бриеде и др.). Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. (как и в последующее время) графика отличалась широтой тематики и разнообразием техники исполнения (станковые ксилографии П. Упитиса, А. Юнкера, офорты А. Апиниса, илл. В. Валдманиса, Г. Вилкса). Во 2-й пол. 50-х - 60-х гг. укрепилась связь искусства с жизнью, приобрели глубину и пластич. убедительность образы современности; картины латыш, художников на совр. и историко- революц. (преим. о красных латыш, стрелках) темы заняли видное место в сов. искусстве этих лет (произв. Б. Бер- зиня, Р. Валнере, И. Зариня, Э. Илтне- ра, Г. Митревица, В. Озола, Д. Скулме и др.). Успешно развиваются пейзаж (В. Калнрозе, Л. Мурниек, Р. Пиннис, А. Скриде и др.), натюрморт (Н. Брейкш, У. Скулме, Л. Эндзелина и др.), портрет (У. Земзарис, Л. Кокле и др.), театрально-декорац. живопись (Г. Вилке, Г. Земгал, А. Лапинь, О. Скулме и др.). Важную роль в иск-ве Л. играет акварель, особенно пейзажная (Р. Бем, Н. Петрашкевич, К. Сунинь, К. Фрид- рихсон и др.). Для совр. живописи Л. характерны разнообразие композиц. решений, лапидарность крупных форм, активность (а порой и напряжённость) цвета и фактуры. С кон. 50-х гг. распространяется линогравюра. Её ведущие мастера (Г. Кроллис, Д. Рожкалн и др.) нередко стремятся создать символически обобщённый образ человека и его труда. В станковом рисунке значительное место занимает портрет (Г. Вас