БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ка, Ф. Паулю- ка). Скульпторы Л. развивают характерные для латыш, пластики 20 в. традиции монументализиров. образа, отмеченного внутренним эмоциональным напряжением, работая преимущественно в камне. Больших успехов добились латыш, скульпторы в монумент, пластике (мемориальный ансамбль памяти жертв фашистского террора в Саласпилсе, бетон, 1961-67, скульпторы Л. Буковский, Я. Заринь, О. Скарайнис, арх. Г. Асарис, О. Н. Закаменный, О. Остенберг, И. Страутманис, Ленинская пр., 1970; пам. латыш, красным стрелкам в Риге, гранит, 1970, скульптор В. Алберг и др.), развит жанр портрета (Л. Давыдова-Медене, М. Ланге).

Р. X е и м р а т. Шпалера "Рыбачки". Шерсть, лён. 1968. Собственность Министерства культуры СССР. Москва.

Л. С в е м п. "Натюрморт. Розы".1955. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

П. У п и т и с. "На ветру". Ксилография. 1959.

С. Озолиня. Предметы из кофейного сервиза Каменная масса. 1963. Художественный музей Латвийской ССР. Рига.

Г. К р о л л и с. "Старая Рига" (из цикла "Моя Рига"). Линогравюра. 1967.

Б. Баумане. "Лодки прибыли". 1972. Собственность Министерства культуры СССР. Москва.

В нар. декоративно-прикладном иск-ве распространены резьба, обточка и выжигание по дереву (мебель, сани, домашняя утварь), керамика (посуда, подсвечники, игрушки), ткачество и вязание, обработка металла. Своеобразна мелкая дерев, пластика. Органич. сочетание старых нар. традиций и совр. эстетич. вкусов и потребностей, энергичность и пластичность форм, сдержанность декора характерны для проф. декоративного иск-ва сов. Л. Наиболее развита керамика, в т. ч. крупных декоративных форм (вазы, декоративные настенные композиции и садовая керамика из каменной массы, шамота, глины работы Г. Г. Круглова, М. Мел- налксне, С. Озолини и др.), и художеств, текстиль (шпалеры И. Баумане, Э. Вагнере, Р. Хеймрата и др.; ворсистые ковры В, Видуки, Э. Ошеле и др. ). Распространены тиснение по коже, резьба по дереву, обработка янтаря, ковка и чеканка по металлу. Художники Л. выполнили много витражей, мозаик и др. художеств, произв. в городах РСФСР, УССР и в др. республиках. Латыш, художники принимают активное участие в совместных выставках сов. прибалт. республик (в т. ч. живописи в Вильнюсе, графики в Таллине, скульптуры, акварели и плаката в Риге) и во всесоюзных выставках. В Риге в 1951 осн. Союз художников Латв. ССР (с 1940 - Оргкомитет Союза художников).

Илл. см. на вклейках, табл. VII, VIII, IX, X (стр. 192-193).

Лит.: Вага В. Я., Проблемы пространственной формы в средневековой архитектуре Латвии и Эстонии, Тарту, I960; Васильев Ю. М., Классицизм в архитектуре Риги, Рига, 1961; Б и р з е н и е к А., Латвия, [архитектура до конца 16 в.],в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.- М., 1966; его же, Архитектура .Латвии конца 16 - первой пол. 19 в., там же, т. 7, М., 1969; Архитектура н градостроительство в Латвийской ССР, 1 - 2. Рига, 1969-73 (на рус. и латыш, яз.); Л а ц е Р. [и др.], Искусство Латвийской Советской Социалистической Республики, в кн.: История искусства народов СССР, т. 7, М., 1972; V i р е г s В., Latvijas maksla baroka laikmeta, Riga, 1937 (англ, пер. -Riga, 1939); его же, L'art letton. Essai de ^ynthese historique, Riga, _ 1940; Latviesu telotaja maksla. [Rakstu krajums, 1 - 6], Riga, 1957 - 70; Latviesu padomju gra- fika- [Albums, sakartojis un teksta autors M. lyanovs], Riga, 1960 (резюме на рус. яз.); Latviesu padomju telnieciba. [Albums, sakartojis K. Zemdega, teksta autori K. Baumanis un M. Zaurs], Riga, 1960 (резюме на рус. яз.); Р u j^a t s J., Latviesu padomju HetisKa maksla, Riga, 1960v (резюме на рус., англ., франц. яз.);_ Latviesu padomju gleznieclba. [Albums, sakartojis un teksta autors A. Lapins], Riga, 1961 (резюме на рус., англ., франц. яз.); Latviesu padomju akvarelis. [Albums, sakartojis un teksta autors R. Bems], Riga, 1961 (резюме на рус., англ., франц. яз.); Latvijas PSR maksla. [Albums, ievada teksta autore un sa- stadltaja R. Lace], Leningrada, [1972] (на латыш., рус., англ. яз.).

Ю. М. Васильев (архитектура), С. Я. Циелава (изобразительное искусство до 2-й пол. 19 в.), Р. В. Лаце (изобразительное и декоративное искусство 2-й пол. 19 - 20 вв.).

XVI. Музыка

Муз. творчество латыш, народа очень самобытно и разнообразно. Среди осн. жанров народной музыки - многочисленные циклы трудовых песен, календарные обрядовые (среди них: весенние - рота- шанас с припевом "рота!"; популярнейшие летние - лиго с припевом "лиго!"), семейные обрядовые, лирические и юмористические бытовые, хороводные, танцевальные песни. Старинные трудовые, сиротские, сатирические и др. песни часто выражают протест против феодальных обществ, отношений. Нар. песня в основном одноголосна, мелодика, как правило, либо декламационная, "сказываемая" (в древних обрядовых песнях)., либо "распевная" (в лирич. песнях). В древних песнях встречается нар. бур- донное многоголосие, в песнях более позднего периода - двух- и трёхголосие. Для нар. мелодики весьма характерны несимметричные метры, в особенности 5-дольные и многообразные переменные и смешанные размеры. Метрич. структура текстов латыш, нар. песен (дайн) - хорей и дактиль. Мелодии древних нар. песен основаны, как правило, на узком звукоряде, более поздние - на диатонич. натуральных ладах (часто мажор и натуральный минор). Интонационно н по жанрам латыш, нар. песни родственны русским, белорусским, украинским, а также литовским, отчасти и эстонским нар. песням. Среди народных инструментов: кокле (родствен гуслям), лига (тип монохорда), скрипка (смычковые), стабуле, тауре, ажарагс, дудас (духовые); тридекснис, эглите (ударные) и др.

С 13 в., после вторжения нем. крестоносцев, в Л. проникает католическая, а с периода Реформации (16 в.) - протестантская церковная музыка. В кон. 16 в. вышло первое печатное нотное издание церковных песнопений с латыш, текстом. В период феодализма проф. музыка развивалась преим. в городах., в среде нем. феодалов и бюргерства. В Риге имелся цех гор. музыкантов. В 17 - нач. 18 вв. в Митаве (ныне Елгава) при дворе курляндского герцога существовал оркестр, эпизодически ставились оперные и балетные спектакли. С 18 в. в Риге процветает органное искусство; в 1760 основано Рижское муз. об-во, к-рое давало абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт нем. опер- но-драматич. театр (в 1837-39 здесь работал дирижёром Р. Вагнер). С сер. 19 в., под влиянием "младолатышского" движения развивается латыш. проф. музыка, гл. обр. хоровая, создаются певческие об-ва. С 1873 традиционными стали общелатышские певческие праздники. Первые проф. хоровые песни написаны композиторами Я. Цимзе, К. Бау- манисом, Э. Вигнером и др.

С 80-х гг. 19 в. на сценах нац. драматич. театров в Риге ставятся оперы, зингшпили., оперетты на латыш, яз. В начале 20 в. выдвигаются крупные оперные артисты: Р. Берзинь, М. Брехмане-Штенгеле„ А. Кактинь, П. Сакс и др. В 1913 был основан нац. театр "Латышская опера "> С кон. 19 в. в Риге устраиваются постоянные гастроли русских оперных трупп. Большую роль в развитии проф. латыш, музыки сыграли консерватории Петербурга и Москвы, где обучались мн. латыш, композиторы и исполнители.

Э. К а л н ы н ь. "Новые паруса". 1945. Художественный музей Латвийской ССР. Рига, К ст. Латвийская ССР,

Ж. д е Л а т у р. "Магдалина со светильником". Лувр. Париж.

К ст. Латур Ж.

Основоположниками латыш, классич. музыки (хоровая и сольная песня, симф., вокально-инстр. и камерные произв.) были А. Юрьян и Я Витол, создавшие нац. композиторскую школу. В нач. 20 в. развитие муз. культуры в большой мере определили создатель нац. оперы Алф- ред Калнинь, композитор и фольклорист, автор хоровых обработок нар. песен Э. Мелнгайлис, мастер хоровой и сольной песни Э. Дарзинь.

После Великой Окт. социалистич. революции и установления Сов. власти в Л. (1919) важнейшими событиями муз. жизни были образование симф. оркестров латыш, стрелковых частей и их концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах, а также преобразование театра Латышская опера в гос. театр Опера Советской Латвии (1919). Тогда же создаются первые нац. оперы -"Банюта" Алфреда Калниня, "Огонь и ночь" Яниса Меди- ня. В 1919 осн. Латв. консерватория.

В 20-30-х гг. в условиях бурж. режима в Л. развитие муз. культуры осложнялось влиянием бурж.-националистич. идеологии. Осн. достижения передовой латыш, музыки этого периода определялись деятельностью композиторов Я. Ви- тола, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, Яниса Мединя, Язепа Мединя, Я. Залитиса. Янис Мединь явится одним из основоположников латыш, оперы и создателем нац. балета. С 20-х гг. широко разрабатываются жанры хоровой и сольной песни, камерной инструм. музыки, оперы и балета, создаются обработки нар. песен. Центр, место в муз. жизни Риги занимал оперный театр, продолжавший свою деятельность под назв. Латвийская национальная опера (конец 1919-40), в 1926 был основан симф. оркестр Латв. радио. Начинают творческую деятельность композиторы школы Я. Витола: Е. Граубинь, П. Лиците, Л. Гарута, Я. Калнинь, В. Дарзинь, Я. Кепитис, А. Жилинский, П. Барисон, Я. Иванов, М. Заринь, А. Скулте и др.

Восстановление Сов. власти в Л. положило начало новому этапу развития латыш, муз. культуры. В 1940-41 реорганизуется деятельность муз. театров, в т. ч. Латвийского театра оперы и балета, консерватории, открывается гос. филармония (1941). Тяжкий урон латыш, муз. культуре нанесли годы нем.-фаш. оккупации. Мн. музыкантам удалось избежать оккупации - они эвакуировались в глубь страны. В 1942 в г. Иваново был создан Гос. художеств, ансамбль Латв. ССР, в состав к-рого входили певцы Р. Берзинь, Э. Пакуль, А. Дашков и др. и хор (под упр. Я. Озолиня), ставший основой Гос. хора Латв. ССР. В это время были созданы первые латыш, сов. массовые песни и первая латыш, сов. опера-"Рута" Н. Грюнфельда (1943).

После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 стало широко развиваться творчество многих композиторов, в т. ч. Я. Иванова, М. Зариня, А. Скулте, П. Барисона, Л. Гаруты, А. Жилинского, Я. Кепитиса и др. В 50-60-е гг. выдвигаются композиторы О. Барсков, Э. Голд- штейн, О. Гравитис, Р. Гринблат, А. Гри- нуп, П. Дамбис, Р. Ермак, Алдонис Калнинь, Имант Калнинь, Р. Калсон, В. Каминский, Р. Оре, Г. Раман и др. Симф. жанр становится ведущим в творчестве многих композиторов. В различных жанрах симф. музыки и инструментального концерта создали произв. Я. Иванов, А. Скулте, Л. Гарута, Э. Голд- штейн, Р. Гринблат, А. Гринуп, Р. Ермак, Алдонис Калнинь, Алфред Калнинь, Имант Калнинь, В. Каминский, Я. Кепитис, Яков Мединь, Г. Раман. Получает развитие органное иск-во. Во мн. вокаль- но-инструм. произв. используется орган.

Появляется жанр концерта для органа с камерным оркестром. Авторами этих произв. стали М. Заринь, Р. Ермак и др. Многообразно развивается камерная инструментальная музыка в творчестве О. Барскова, Е. Граубиня, П. Дамбиса, Р. Ермака, Я. Иванова, Р. Калсона, Я. Кепитиса, Я. Лицитиса, А. Скулте, В- Уткина и др. Современная, историческая и сказочная тематика, часто на сюжеты латыш, сов. и классич. лит-ры, определила направление оперного творчества М. Зариня ("К новому берегу", 1955, "Зелёная мельница", 1958, "Опера нищих", 1964, и др.), Ф. Томсоне ("Вей, ветерок!", 1960), А. Жилинского ("Золотой конь", 1965), О. Гравитиса ("Аудри- ни", 1965, "Сквозь метели", 1967), А. Скулте ("Принцесса Гундега", 1971) и др. Значит, успехов достигло балетное искусство (см. раздел Танец. Балет). Создание театра оперетты в Риге (1945) способствовало становлению этого жанра (А. Жилинский, Н. Золотонос, Э. Игенберг, Г. Орделовский, Г. Раман).

Широкое развитие массовой хоровой культуры усилило интерес композиторов к хоровой песне, кантатам и ораториям. Авторы произв. в этом жанре - один из создателей латыш, оратории М. Заринь ("Валмиерские герои", 1950, "Борьба с чёртовым болотом", 1951, "Махагони", поев, памяти П. Лумумбы, 1965, и др.), П. "Барисон, Л. Гарута (кантата'"Он летит!", поев. Ю.Гагарину, оратория "Живое пламя", 1966), Э. Голдштейн, О. Гравитис, Е. Граубинь, П. Дамбис ("Концерт-реквием", 1967), Я. Иванов, Алдонис Калнинь, Алфред Калнинь, Имант Калнинь ("Октябрьская оратория", 1967), В. Каминский, Я. Кепитис, П. Лиците, Я. Ли- цитис, Э. Мелнгайлис, Я. Озолинь, А. Скулте и др. Создано много сольных вокальных произв. и песенных циклов (А. Жилинский, Р. Калсон, Я. Кепитис, М. Заринь, О. Гравитис, П. Дамбис, Н. Грюнфельд, Алдонис Калнинь, П. Лиците и др.). В области эстрадной музыки работают: Р. Паул, Г. Раман, Имант Калнинь и др.

Регулярно издаются исследования по истории латыш, музыки, публикации материалов латыш, муз. фольклора. Секцией муз. критики Союза композиторов Латв. ССР издаётся сборник статей "Латышская музыка" (с 1958 по 1972 9 сб., на латыш, яз.). Среди музыковедов: В. Берзинь, В. Бриеде-Булавинова, Л. Видулея, засл. деят. культуры Латв. ССР Я. Витолинь, засл. деят. иск-в Латв. ССР О. Гравитис, Н. Грюнфельд, Л. Красинская; Л. Карклинь, М. Голь- дин, А. Клотинь, В. Мушке, С. Стумб- ре, А. Вернер, П. Печерский и др.

Крупнейшие исполнители Латвийской ССР: дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Л. Вигнер, нар. арт. РСФСР А. Ян- сонс; хоровые дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Т. Калнинь, Яков Мединь, Я. Озолинь, засл. арт. Латв. ССР Д. Гайлис, Я. Думинь, Г. Кокар, И. Ко- кар, X. Меднис, Э. Рачевский, И. Цепи- тис и др.; певцы - нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР Р. Берзинь, П. Граве- лис, А. Дашков, К. Заринь, А. Лудинь, Э. Пакуль, М. Фишер, Р. Фринберг, засл. арт. Латв. ССР Л. Андерсоне, Л. Дайне, Я. Забер, Р. Зелмане и др.; пианисты - засл. арт. Латв. ССР В. Ци- руле, И. Граубинь, засл. деят. иск-в Латв. ССР В. Зост; скрипачи-В. Заринь, Я. Шволковский; виолончелисты - нар. арт. Латв. ССР Э. Берзинский, засл. арт. Латв. ССР Э. Бертовский, Е. Тесте- лец, М. Виллеруш; органисты - нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзинь, засл. арт. Латв. ССР П. Сиполниек и др.

Периодически устраиваются певческие праздники, с 1960 "Праздники песни и танца". Певческий праздник 1973 был посвящён 50-летию образования СССР и 100-летию певческих праздников (за этот период состоялось 16 праздников, в т. ч. 7 - в сов. время). Большую роль в развитии нац. муз. культуры играют декады и дни муз. иск ва Латв. ССР, проходящие регулярно в различных республиках Сов. Союза, а также гастроли солистов и муз. коллективов союзных республик в Л.

В Латв. ССР работают (1973): Театр- оперы и балета, Рижский театр оперетты (латыш, и рус. труппы); Филармония Латв. ССР, симф. оркестр Латв. телевидения и радио, Гос. академич. хор Латв. ССР (1942), хор Латв. телевидения и радио им. Т. Калниня (1940), смешанные хоры-засл. коллектив Латв. ССР"Ювен- тус" и"Дайле", женский хор - засл. коллектив Латв. ССР "Дзинтарс", мужской хор "Дзиедонис", камерный оркестр филармонии, Рижский эстрадный оркестр, Эстрадный ансамбль радио, камерные ансамбли и др.; Латв. консерватория им. Я. Витола, 8 муз. уч-щ (в Риге - 2, Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпил- се, Цесисе, Резекне), 47 детских муз. школ; Союз композиторов (1944).

Лит.: В и тол инь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1957 ("Музыкальная культура союзных республик"); В и т о- л и н ьЯ., Латышская народная песня, М., 1969; Очерки музыкальной культуры_ Советской Латвии. [Сб. ст.]. Л., 1971; J ur j a n s A., Latvju tautas muzikas material;, sej. 1 - 6, Riga, 1894-1926; Melnsailis E., Latviesu muzikas folkloras material;, 1 - 3, Riga, 1951 - 53; Medins K., Latviesu dziesmu svetki± Riga, 1955; Latviesu tautas muzika, [3 krajumi], sastadijis, J. Vitoliijs, Riga, 1958-71; VTtolips J., Tautas dziesma. latviesu muzika, Riga, 1970^ Padomju Latvijas muzikas darbinieki, sastadijis O. Gravitis, Ri_ga, 1965; G о 1 d i n s M., Latviesu tautas. deju melodijas, Riga, 1967; его ж е, Latviesu un cittautu muzikas sakari, Riga, 1972; Vltolins J., Krasinska L., Latviesu muzikas vesture, 1, Riga, 1972. Я. Я. Витолинь.

XVII. Танец. Балет

Латыш, танец в начальной стадии развития (до 13 в.) был тесно связан со старинными поверьями, с желанием защититься от "злых духов" (об этом свидетельствуют нар. песни и описания обрядов). Танцы и хороводные пляски устраивались на семейных и календарных праздниках. Традиционными обрядовыми плясками ряженых (кекаты, будели, коляды и др.) в сопровождении песен отмечались праздники - день зимнего солнцестояния, масленица, день летнего солнцестояния.

В нар. хореографии значит, место занимает хоровод. Для латыш, танца характерна плавная ходьба, равномерный бег на низких полупальцах, тройные и переменные шаги, подскок и др. В 19 в. используются также шаги польки и галопа. Муз. размер обычно - 2/4, 4/4, реже - 3/8 или 5/8. Преобладают массовые парные н групповые танцы с определённым композиц. рисунком. Особенно популярны судмалцняс, ачкупс, тудалинь- тагадынь, руцавиетис и др. На сцене латыш, нар. танец впервые был исполнен в 1888 в постановках пьес А. Алунана.

В годы Сов. власти развитию латыш, танца уделяется большое внимание: в Ин-те языка и лит-ры АН Латв. ССР имеется сектор фольклора, к-рый организует экспедиции для сбора описаний старинных и совр. хороводов и танцев, классифицирует и публикует их. При Госфилармонии в 1945-63 работали Ансамбль песни и танца Латв. ССР (с 1958- "Сакта"), с 1968 - Ансамбль танца Латв. ССР "Дайле". Созданы новые латыш, танцы: "Аудею дея" ("Танец ткачей"), "Стуру стурием" ("Край любимый, край родной"), "Сегодня праздник, станцуем!", "Клипу, клапу" и др.

Первая проф. балетная труппа возникла в 1782 в Риге в нем. театре (танцовщиков приглашали из-за рубежа). Начало формирования латыш, балета связано с организацией П. Юрьяном т-ра Латышской оперы (1913), где балетной труппой руководил балетм. М. Каулинь. После 1-й мировой войны труппу восстановил балетм. В. Комисарс. С 1919 в оперных спектаклях ставились танцевальные сцены. Самостоятельные балеты в репертуаре театра отсутствовали ввиду недостаточной проф. подготовки танцовщиков. Первые балетные спектакли поставил Н. Г. Сергеев (с 1922 руководитель балетной труппы). В его балетной студии танцовщики овладевали основами школы рус. классич. танца. Были осуществлены постановки балетов: "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1922), "Волшебная •флейта" Р. Дриго, "Пахита" Э. Дельде- веза (1923). В 1925-32 труппой и студией (осн. в 1925) руководила А. А. Фёдорова, к-рая поставила: "Лебединое озеро" (1926), "Щелкунчик" (1928) и "Спящая красавица" (1929) П. И. Чайковского, "Конёк-Горбунок" Ч. Пуньи, "Жар-Птица" И. Ф. Стравинского, "Павильон Армиды" Н. Н. Черепнина (1930), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1931), "Жизель" А. Адана (1932) и др. Балеты ставили также М. М. Фокин, В. Д. Тихомиров, А. И. Вильзак и др. С 1932 танцовщиков готовила балетная школа при театре. В 1934 труппу возглавил О. Леманис. Он осуществил постановки первых нац. латыш, балетов - "Победа любви" Яниса Мединя (1935), "Илга" Я. Витолиня (1937), "Осень" и "Соловей и роза" Я. Калниня (1938). Леманис инсценировал "Скарамуш" Я. Сибелиуса, "Волшебные куклы" Дж. Россини, "Болеро" М. Равеля (1936), поставил балеты: "Эсмеральда" Пуньи (1939), "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1940), "Лауренсия" А. А. Крейна (1941). В 1943 нац. балет "Стабурагс" ("Стабу- радзе") Алфреда Калниня поставил Э. Лещевский. Балетная труппа и студия имелись также в Лиепайском театре (1922-44), там работали балетм. А. Сте- делаубе, А. Экстоне, А. Козловский.

После освобождения Л. от нем. оккупантов балетное иск-во во взаимодействии с хореографич. иск-вом др. союзных республик получило значит, развитие. В Театре оперы и балета в Риге работает балетная труппа, восстановлена студия (1945), на базе к-рой основано Рижское хореографич. уч-ще (1948). В 1947 поставлен первый латыш, сов. балет-"Лайма" А. Ленина о совм. борьбе в 13 в. рус. и латыш, народов против нем. захватчиков. Нар. хореография используется в нац. балетах ("Сакта свободы" А. Скулте, 1950, 1955, по мотивам пьесы Я. Райниса "Играл я, плясал" и др.). Среди постановок: "Ромео и Джульетта" и "Золушка" С. С. Прокофьева (1953), "Ригонда" Р. Гринблата (1959, по мотивам романа "Потерянная родина" В. Лациса), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1960), "Лесная песня" М. А. Скоруль- ского (1963), "Пер Гюнт" на музыку Э. Грига (1966), "Собор Парижской богоматери" Пуньи и Р. Дриго (1970). Одноактные балеты -"Радуга" Р. Оре (1963), "Барышня и хулиган" Д. Д. Шостаковича (1965). Латыш, нац. балеты - "Роза Турайды" Я. Кепитиса (1966), "Гроза весной" А. Скулте (1967), "Победа любви" Яниса Мединя (1970, нов. пост.) и др.

Ведущие балетмейстеры - нар. арт. Латв. ССР Е. А. Тангиева-Бирзниек и А. Лемберг, засл. деят. иск-в Латв. ССР Е. Чанга, И. Строд. Солисты балета- нар. арт. СССР В. Вилцинь; нар. арт. Латв. ССР А. Приеде, X. Ритенберг; засл. арт. Латв. ССР А. Озолинь, И. Абеле, Я. Граудс, Я. Панкрате, И. Гинтере, И. Каруле, В. Н. Швецова, М. Г. Била- лова, А. Баумане, В. Гельван и др.; А. Драгоне, Л. В. Туисова, 3. Эрса, Г. Н. Горбанёв, Я. Бивинь, М. Церс и др.

Лит.: Brants G., Latviesu balets, Riga, 1937; Silipa E., Latviesu deja, Riga, 1939; её же, Dazi baleta dramatur- gijas jautajumi, в сб.: Teatris un dzlve, Riga, 1959, № 3; e ё же, Latviesu padomju baleta attistTbas gaitas, там же, 1965, № 9; S u n а Н., Latviesu rotalas un rotaldejas, Riga, 1966. Э. Силинь.

XVIII. Драматический театр

Древние виды латыш, нар. творчества, связанные с трудовыми процессами, календарными обрядами и празднествами, содержали элементы театральности. Особенно богаты ими были игры ряженых и свадебные обряды.

В 1205 в Риге состоялось первое театр, представление. Это представление (на библейский сюжет) было устроено нем. миссионерами в традициях ср.-век. ре- лиг, театра с целью пропаганды христ. веры среди покорённых племён. В последующие столетия во время господства нем. феодалов театр, иск-во коренному населению Л. не было доступно. В 16- 17 вв. в Риге организовывались представления школьной драмы на лат. яз.; в 17-18 вв. выступали труппы иностр., преим. немецких бродячих комедиантов. В 60-х гг. 18 в. в Риге существовала постоянная нем. труппа, для к-рой в 1782 было построено здание. С нач. 19 в. нем. театры имелись также в Елгаве и Лиепае. В 50-е гг. 19 в. был основан рус. театр в Даугавпилсе, в 1883 - в Риге. Отд. театр, представления на латыш, яз. устраивались в 1-й четв. 19 в. в сел. местностях, напр, в Дикли (ок. 1818) был показан спектакль "Разбойники" Ф. Шиллера (пьеса переведена и поставлена крепостным). Развитие латыш, нац. теагр. иск-ва началось в 1868, когда состоялись первые спектакли на латыш, яз. в Риге и был организован любительский коллектив, на основе к-рого возник первый проф. латыш, театр, получивший назв. Рижского латыш, театра (1870-1918). Первый его руководитель, "отец латышского театра" - актёр, режиссёр и драматург А. Алунан. Мн. спектакли этого театра были насыщены песнями, танцами; впоследствии здесь ставились и оперы.

В 90-е гг. 19 в. плодотворное влияние на развитие латыш, театра оказало течение "Яуна страва". Театр стал ареной острой борьбы прогрессивных и реакц. сил. Репертуар обогатился пьесами латыш, драматургов Р. Блауманиса, Аспа- зии, а также У. Шекспира, Ф. Шиллера, Г. Ибсена.

В нач. 20 в. возникли театр, коллективы, ставившие целью служение интересам народа. Большое значение имела тесная связь этих коллективов с рус. театр, иск-вом, с его демократия, традициями. Важным событием театр, жизни стало создание в 1902 прогрессивного Нового латыш, театра (Рига), закрытого в 1905 царскими властями. Расцвету демокра- тич. тенденций способствовала Революция 1905-07. Значит, успехи в развитии латыш, прогрессивного иск-ва были достигнуты в Новом рижском театре (1908- 1915), завоевавшем популярность среди демократич. обществ, кругов, особенно постановками пьес революц. поэта Я. Райниса. Широкое признание получили также постановки произв. Л. Н. Толстого, М. Горького, А. Упита, Аспазии, Р. Блауманиса, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др. Демократич. традиции, заложенные в нач. 20 в., в значит.степени определили дальнейшее развитие латыш, театр, иск-ва. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 театр Л. достиг такой высокой степени проф. зрелости, что сценич. иск-во заняло значит, место в обществ, и культурной жизни латыш, народа. Среди актёров нач. 20 в. выделялись Е. Дубур, А. Ми- ерлаук (работал и как режиссёр), Д. Ак- ментинь, Б. Румниеце, Ю. Скайдрите.

События 1-й мировой войны 1914-18, массовая эвакуация населения прервали работу театров; эвакуировавшиеся актёры открыли латыш, театры в Москве и Петрограде. Любительские спектакли устраивались во мн. городах России. Во время Великой Окт. социалистич. революции создавались рабочие театры и театр, коллективы при латыш, стрелк. полках, спектакли к-рых пользовались большой популярностью. Началось формирование латыш, сов. театра. После установления Сов. власти в Л. (1919) в Риге под рук. писателя А. Упита был создан гос. Рабочий театр Сов. Л. (см. Латвийский театр драмы им. А. Упита), поставивший пьесы Упита, Л. Паэгле, М. Горького. Организованы театры в Вал- миере, Смилтене, Елгаве. В Москве давал спектакли Рабочий театр под рук. реж. Т. Амтмана (1918-19). В 1919 в Москве был основан театр-студия "Скатувэ" под рук. О. Ф. Глазунова - актёра студии Е. Б. Вахтангова. В 1932 театр-студия был реорганизован в латыш, гос. театр "Скатувэ", к-рый существовал до 1937.

В бурж. Л. в 20-30-е гг. передовые деятели театра, оп