БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ираясь на демократич. традиции латыш, театр, иск-ва, боролись против реакции. Однако влияние бурж. эстетики, преобладание в репертуаре развлекательных пьес не давали проявиться большим творческим возможностям театров. Рабочий театр Сов. Л. бурж. властями был преобразован в Нац. театр. В 1921-25 его возглавлял Я. Райнис, затем руководство перешло к бурж. деятелям театра. Режиссёры Нац. театра А. Миерлаук, А. Амтман-Бриедит, Э. Фельдманис, Я. Заринь стремились развивать реалистич. традиции театр, иск-ва; здесь ставились пьесы сов. драматургов - Н. Ф. Погодина, В. П. Катаева, В. М. Киршона, латыш, авторов- Я. Райниса, А. Упита, А. Григулиса, Ю. Ванага, Ф. Рокпелниса, прогрессивных зарубежных драматургов - Э. Тол- лера, Ф. Вольфа. В 1920 в Риге открылся

Художеств, театр (см. Латвийский Художественный театр им. Я. Райниса) под рук. Э. Смильгиса, утверждавшего иск-во яркой формы и глубокой мысли. Деятельность Художеств, театра значительно обогатила латыш, театральное иск'-во. В этих двух ведущих театрах Л. работали видные актёры: Э. Виестуре, Г. Жи- балт, Т. Лацис, Т. Подниек и др. С 1926 в Риге существовал Рабочий театр, к-рый был закрыт в 1934 после фаш. переворота. Несколько ранее (в 1928) власти закрыли самодеятельный драм, коллектив (организован в 1921) при левых профсоюзах Риги, деятельность к-рого имела революц. направленность.

Свержение фаш. пр-ва, восстановление Сов. власти и принятие Л. в Союз ССР (1940) создали благоприятные условия для развития театр, иск-ва. Начались преобразования в театр, жизни республики, к-рые были прерваны Великой Отечеств, войной 1941-45. После освобождения терр. Л. от нем.-фаш. оккупации возрождались прогрессивные традиции латыш, театра, осваивались опыт театров братских народов, метод со- циалистич. реализма. Латыш, сов. театр, сохраняя нац. самобытность, влился в общее русло развития многонац. сов. иск-ва.

Лучшие спектакли послевоен. лет: "Вей, ветерок!" (1945) и "Огонь и ночь" (1947) Я. Райниса, "Егор Булычев и другие" М. Горького (1946), "Глина и фарфор" А. Григулиса (1947), "Кремлёвские куранты" Н. Ф. Погодина (1947), "Сын рыбака" В. Лациса (1949), "Анна Каренина" по Л. Н. Толстому (1949), "Земля зелёная" А. Упита (1950). Среди постановок 50 - нач. 70-х гг. выделяются: "Играл я, плясал" и "Иосиф и его братья" Райниса (обе в 1956), "Гамлет" У. Шекспира (1959), "Близнецы Велнакаулса" по Э. Ливсу (1967), "Мотоцикл" по Зие- донису (1967), "Баю, деточка-топтыжка" X. Гулбиса (1968), "Индраны" Р. Блаума- ниса (1970), дилогия "Пятиэтажный город" (1970) и "Бескрылые птицы" (1971) по В. Лацису, "Волки и овцы" А. Н. Островского (1973). Для деятелей латыш, сов. театра характерно неустанное стремление к глубокому творческому осмыслению современности. В репертуаре значит, место наряду с пьесами совр. латыш. авторов занимают произв. В. В. Вишневского, А. Н. Арбузова, В. С. Розова, М. Ф. Шатрова, А. Е. Корнейчука, К. Крапивы, А. Е. Макаёнка, Ю. Смуула, А. М. Якобсона, А. Э. Лийвеса, Ю. Мар- цинкявичюса, И. П. Друцэ, Ч. Айтматова и др. Ставятся также пьесы драматургов др. социалистич. стран - Б. Брехта, Я. Ивашкевича, Е. Юрандота, М. Себастьяна, зарубежная драматургия - Ж. Ануй, Э. Де Филиппе, М. Фриш, Т. Уильяме и др.

Росту сценич.культуры, обогащению репертуара способствуют выступления театров Л. с творч. отчётами в Москве, участие в смотрах театр, иск-ва и драматургии сов. народов, встречи театр, коллективов Прибалтики, обмен гастролями.

В республике работают (1973): Латв. театр драмы им. А. Упита, Латв. Художеств, театр им. Я. Райниса, Театр рус. драмы (осн. в 1883), Театр юного зрителя им. Ленинского комсомола (латыш, и рус. труппы, осн. в 1941), Театр кукол (осн. в 1944) в Риге, театр в Лиепае (осн. в 1907), Театр им. Л. Паэгле в Вал- миере (осн. в 1919), Драм, театр дважды Краснознамённого Балт. флота (осн. в 1930, Лиепая).

В Риге в 1945 организовано Латв. театр, об-во. В 1948 на базе драматич. отделения театрально-хореографич. школы создан Латв. театр, ин-т, к-рый с 1951 присоединён к Латв. консерватории как ф-т театр, иск-ва.

В развитие латыш, сов. театра большой вклад внесли мастера сценич. иск-ва: нар. артисты СССР А. Амтман-Бриедит, Я. Осис, Э. Смильгис, Ю. И. Юровский, нар. артисты Латв. ССР Э. Баруне, Ж. Катлап, А. Клинт, И. Митревице, Н. Мурниек, Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Э. Эзеринь, художники Г. Вшцсс, А. Лапинь. Среди деятелей театра (1973): нар. артисты СССР В. Артмане, Л. Берзинь, Л. Фрейман, А. Яуну- шан, нар. артисты Латв. ССР В. Балюна, Л. Баумане, А. Видениек, В. Я. Глухов, 3. Грисле, Л. Жвигуле, Э. Зиле, М. Клет- ниеце, Я. Кубилис, Д. Купле, О. Ле- яскалне, А. Лиедскалнинь, В. Лине, П. Луцис, А. А. Михайлов, Э. Павул, Э. Радзинь, К. Себрис, В. Сингаевская, Г. П. Тимофеев, Г. Цилинский, Ф. Эрт- нер, засл. деят. иск-в Латв. ССР А. Ли- нинь, засл. арт. Латв. ССР X. Лиепинь, засл. деятели иск-в Латв. ССР режиссёр Т. Херцберг, художники А. Дзенис, Г. Земгал, М. Ф. Китаев, Ю. Н. Феоктистов, П. К. Шенхоф.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 192-193).

Лит.: Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Кундзинь К., Латышский театр. Очерк истории, М., 196_3; Kundzips К., Latviesu teatra repertuars hdz 1940 gadam, 2 izd., Riga, 1955; его же, Latviesu teatra vesture, sej. 1-2, Riga,1968-72; Teatris un dzi- ve. [Krajums, 1-16]. Riga, 1956-1972; Frei- mane V., Liepajas teatra 50 gadi, Riga, 1958; Jaunais Rigas teatris, Riga, 1958; H a u s- manis V., Rainis un teatris, Riga, 1965; Grevins M., Dalles teatris, Riga, 1971; S k u d r a A._, Ferbers В., Teatris ar divsirat skatuvem, Riga, 1972. К.Э. Кундзинь.

Цирк. В 1874 в Риге построено временное цирковое здание, где работали и иностр. труппы. Здание стационарного цирка (Рига) существует с 1889, в нём выступали первые латыш, цирковые артисты- участники атлетич. кружка, созданного Т. Мейером (псевд. Мифорт Рейем); популярность получила труппа К. Петерсона. За рубежом гастролировали П. Балодис (псевд. Сансети), Бретини (Р. Циновский), К. Петерсон (псевд. Ват- сон), Э. Приеде, Р. Цимзе и др. В нач. 20 в. выдвинулись клоуны Роланд (К. Плучс) и Коко (А. Лутц), пользующиеся известностью в сов. цирках. В 1955 в Л. организован Латвийский цирковой коллектив. Среди его участников в разные годы: Антонио (А. Маркун), А. Беркис, А. Виркаус, С. Строде, К. Хелманис, А. Шлискевич и др. А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Кинопроизводство в Л. началось в 1910-11. Первоначально создавались хроникальные, документальные и видовые фильмы, репортажи о г. Лиепая снимал оператор Э. К. Тиссэ (1913). Начало игровому кино было положено художеств. фильмом "Где правда?" (1913) при участии актёров Вентспилс- ского драматич. театра. Фильмы 20-х гг., гл. обр. коммерческие, ставили наряду с латышскими и рус. режиссёры. В 1939 игровой кинематограф добился первого значит, успеха: был создан фильм "Сын рыбака" по роману В. Лациса. После восстановления Сов. власти в Л. (1940) была осн. Рижская киностудия. Первый латыш, сов. художеств, фильм-"Каугурское восстание" (1941). Кинодокументалисты под рук. режиссёра Центр, студии документ, фильмов И. П. Копалина создали полнометражный репортаж о новой жизни латыш, народа - "Навстречу солнцу" (1941). После Великой Отечеств, войны развитию латыш, нац. киноискусства способствовала помощь ленингр. и моек, киномастеров. Группа кинорежиссёров и операторов - В. С. Масс, И. В. Масс, М. А. Шнейдеров, Г. В. Шу- лятин, А. И. Евсиков, К. Б. Станкевич и др. остались работать в Риге. Начался регулярный выпуск кинопериодики. В 1948 Рижская киностудия художественных фильмов была объединена со студией документальных фильмов (см. Рижская киностудия). А. Г. Иванов поставил фильм "Возвращение с победой" (1948, по пьесе В. Лациса "Победа"), Ю. Я. Райзман - историко-биографич. фильм "Райнис" (1949). В 50-60-е гг. были созданы фильмы: "Весенние заморозки" (1955, по новеллам Р. Блау- маниса, реж. П. Н. Арманд и Л. Лей- мание), по романам В. Лациса - "К новому берегу" (1955, реж. Л. Д. Луков), "Сын рыбака" (1957, реж. В. Круминь), "Буря" ("На пороге бури", 1961-, реж. В. Круминь, Р. Калнинь). Во 2-й пол. 50-х гг. пост, историко-революц. картины "За лебединой стаей облаков" (1957) и "Повесть о латышском стрелке" (1959, оба реж. П. Н. Арманд) и фильмы "Рита" (1958, реж. А. Неретниек), "Меч и роза" (I960, реж. Л. Лейманис) и др.

С 60-х гг. фильмы Рижской киностудии стали более разнообразными по тематике и жанрам. Экранизировались произв. Р.Блауманиса ("Эдгар и Кристина", 1967, реж. Л. Лейманис, "В тени смерти", 1971, реж. Г. Пиесис), А. Упита ("У богатой госпожи", 1968, реж. Л. Лейманис), Р. и М. Каудзит ("Времена землемеров", 1969, реж. В. Пуце), П. Розитиса ("Цеп- лис", 1972, реж. Р. Калнинь). По новелле Ж. Гривы поставлена кинодрама "Ноктюрн" (1966, реж. Р. Горяев) об анти- фаш. войне в Испании. Событиям, связанным с Великой Отечественной войной, посвящены фильмы "Тройная проверка" (1969), "Город под липами" (1971) - оба реж. А. Бренча. Режиссёр А. Лейманис создал революционно-ро- мантич. дилогию для молодёжи - "Армия Трясогузки" (1964) и "Армия Трясогузки снова в бою" (1968). Экранизации опер осуществил реж. В. М. Горик- кер: "Моцарт и Сальери" (1962, по опере Н. А. Римского-Корсакова), "Иоланта" (1963, по опере П. И. Чайковского), "Царская невеста" (1965, по опере Н. А. Римского-Корсакова) и др. Проблемы современности в латыш, фильмах к кон. 60-х - нач. 70-х гг. получают воплощение в фильмах реж. О. Дункера "За поворотом - поворот" (1968), "Клав, сын Мартина" (1971) и др. На Рижской киностудии была создана также картина М. С. Богина "Двое" (1965). Значит, достижений в 60-х гг. добились латыш, кинодокументалисты. Режиссёры М. А. Шнейдеров ("Где же вы, друзья- однополчане?", 1961, трилогия "Мы шли с Ильичём", 1967-69 и др.) и Г. В. Шу- лятин ("Оборотни", 1963, "Латышские стрелки", 1964 и др.) развивают поли- тич. кинопублицистику. В фильмах режиссёра и оператора У. Брауна ("Начало", "Стройка" и "Рабочий", 1961-63, "235 000 000", 1967) и режиссёра А. Фрей- маниса ("Берег", 1963, "Репортаж года",

1965, "Кулдигские фрески", 1966, "Улов", 1969) поэтично и глубоко национально раскрыт мирсовр.сов. человека. Фильмы-репортажи сняли А. Бренч ("Ты и я", 1963, "Руки и сердце", 1965), И. Брилс ("Дорогая редакция", 1968), Г. Франк ("Четвёртый председатель", 1968, "Твой день зарплаты", 1971, "След души", 1973), И. Селецкис ("Валмиерские девушки", 1971, "Закрома", 1973). Создан ряд биографич. документальных фильмов: "Величие" (1964, реж. И. Краули- тис) о Я. Райнисе, "Петерис Стучка" (1965) и "Екаб Алкснис" (1967) - оба реж. Г. В. Шулятина, "Андрей Упит" (1968, реж. Л. Гайгал) и др. Картины, посвящённые совр. иск-ву ("Святослав Рихтер", 1966, "Молодёжь и музыка", 1967), снял Г. Пиесис. Регулярно выходят киножурналы "Падомью Латвия" ("Советская Латвия"), "Спорта апскатс" ("Спортивное обозрение"), "Пиониерис" ("Пионер"), "Каравирс" ("Воин") и "Максла" ("Искусство"), С 1966 выпускаются кукольные мультипликационные фильмы (режиссёры и художники А. Буров, А. Норинь, А. Ноллен- дорф и др.). В 50-60-е гг. большой вклад в развитие латыш, кино внесли: режиссёры-П. Н. Арманд, У. Браун, А. Фрейманис, Л. Лейманис, И. В. Масс, К. Пиесис, М. А. Пярн, М. А. Шнейдеров, Г. В. Шулятин и др.; актёры - В. Артмане, Я. Грантинь, В. Занд- бергс, X. Лиепинь, Я. Осис, Э. Па- вулс, У. Пуцитис, Э. Радзинь, Д. Ритен- берг, К. Себрис, Г. Цилинский и др.; операторы-М. Звирбулис, М. Рудзитис, И. Селецкий и др.; композиторы-М. За- ринь, Я. Иванов, А. Скулте и др. Мн. латыш, актёры принимают участие в создании фильмов на студиях союзных республик: В. Артмане снималась в картине "Родная кровь", Э. Радзинь -в картинах "Гамлет" и "Король Лир" на студии "Лен фильм", Д. Ритенбергза йен. гл. роли в фильме "Мальва" (Киевская киностудия) получила премию на 18-м Меж- дунар. кинофестивале в Венеции, Г. Цилинский исп. гл. роль в фильме "Сильные духом" (Свердловская студия) и др. В 1962 осн. Союз кинематографистов Л. (оргбюро - в 1958). В 1972 в Л. работали 2094 киноустановки.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 192-193).

Лит.: Сосновский И., Киноискусство Советской Латвии, М., 1965; Runa kinematografisti. [Rakstu kraj], Riga, 1968. В. Кайнайзис.

ЛАТВИЙСКАЯ ССР

ЛАТВИЙСКАЯ ТЕМНОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных скороспелых овец мясо-шёрстного направления продуктивности. Выведена в 20 в. в Латвии скрещиванием местных грубошёрстных овец с баранами шроп- шир и оксфордшир. Конституция крепкая, костяк тонкий. Масса баранов 90- 110 кг, наибольшая до 150 кг, маток 55- 60 кг, наибольшая 95 кг. Молодняк к 4-5 мес весит 28 - 35 кг, иногда до 50 кг. Убойный выход 50-55%. Шерсть однородная, длина её 8-10 см, тонина 48-50-го качества. Настриг с баранов 5-6 кг, с маток 3,5-4,5 кг. Выход чистой шерсти 55-60% . Плодовитость 130- 160 ягнят на 100 маток. Разводят породу в Латв. ССР, Белорус. ССР, Укр. ССР, а также в Псковской, Новгородской, Калининградской и др. обл. РСФСР.

ЛАТВИЙСКАЯ УПРЯЖНАЯ ПОРОДА лошадей, порода упряжных лошадей, выведенная в Латв. ССР путём улучшения местной лошади скрещиванием гл. обр. с ольденбургской породой. Утверждена в 1952. Представляет собой переходный тип от верхово-упряжной к тяжелоупряжной лошади. Масти: гнедая, караковая, вороная, рыжая. Ср. промеры жеребцов (см): высота в холке 162, косая длина туловища 168, обхват груди 194, обхват пясти 23. Максимальная сила тяги 927,5 кг, что соответствует 30 т груза на автополкё. Л. у. п. отличается высокой разносторонней работоспособностью и выносливостью. Тяговая выносливость при силе тяги 300 кг - 1600 м. Плем. работа с породой направлена на укрупнение лошадей и повышение их работоспособности. Лучшее плем. поголовье сосредоточено в Латв. ССР; порода завозится в др. союзные республики.

Жеребец латвийской упряжной породы.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ академический им. А. У п и т а, один из ведущих театров Латв. ССР. Осн. в февр. 1919 в Риге под назв. Рабочий театр Сов. Латвии. Организацию труппы возглавил А. Упит, драматургия к-рого имела большое значение для формирования творческого облика театра. Первые постановки, пронизанные рево- люц. идеями, сыграли значит, роль в обществ, жизни Латвии. После установления бурж. власти (в кон. 1919) театр был реорганизован и до 1940 наз. Национальным. Его возглавляли реж. А. Миерлаук (1919-21), поэт Я. Райнис (1921-25). Однако в репертуаре наряду с лучшими произв. мировой классич. драматургии большое место занимали салонные комедии и мелодрамы. В сов. время началось возрождение революц. принципов. Решающую роль в этом процессе сыграли спектакли: "Глина и фарфор" Григулиса (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Сын рыбака" по Лацису (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Земля зелёная" Упита (1950; Гос. пр. СССР, 1951). Самобытные картины прошлого воссозданы в спектаклях: "Цеплис" Розита (1953), "Дни портных в Силмачах" Блауманиса (1955). Сочетание яркой театральной формы с психоло- гич. глубиной характеров отличает спектакли: "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1963), "Вей, ветерок!" Райниса (1968), "Лилиом" Мольнара (1971), дилогия "Пятиэтажный город" (1970) и "Бескрылые птицы" (1971) по Лацису. Мн. работы театра характеризуются использованием нац. традиций, высокой проф. культурой, слитностью ансамбля. В 1949 театру присвоено звание академического, в 1971 - имя А. Упита. Здесь работали ведущие мастера реалистич. иск-ва - реж. А. Ф. Амтман-Бриедит, Я. Заринь, Ж. М. Катлап, В. М. Балюна, актёры Я. А. Осис, А. Я. Клинт, Т. Лацис, Т. Подниек, Б. Ф. Румниеце, Ю. Скайдрите, М. К. Шмитхене, Л. Шпильберг, Э. Я. Эзеринь. В труппе (1973): нар. артистка СССР Л. Э. Фрейман, нар. арт. Латв. ССР А. Е. Видениек, 3. А. Грисле, Я. Л. Кубилис, В. М. Лине, А. А. Лиед- скалнинь, К. К. Себрис, Э. Я. Радзинь, Г. А. Цилинский и др. С 1916 гл. режиссёр - нар. арт. СССР А. И. Яунушан. Лит.: Кундзинь К. Э., Латышский театр. Очерк истории, М., 1963. В. В. Хаусман.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЁТА академический Латв. ССР, ведущий латышский муз. театр. Осн. в Риге в 1919 на базе Латышской оперы (1913-15, 1918) под назв. Опера Советской Латвии (в конце 1919- 1940-Латвийская нац. опера). В 1940 получил совр. наименование. Первыми латыш, операми, поставленными на сцене театра, были "Банюта" Алфреда Калниня (1920) и "Огонь и ночь" Яниса Мединя (1921); в 1935 пост, первый латыш, балет "Победа любви" Яниса Мединя. Среди лучших пост. нац. сов. опер - "К новому берегу" (1955), "Зелёная мельница" (1958) Зариня, "Золотой конь" Жилин- ского (1965), "Аудрини" Гравитиса (1965), "Принцесса Гундега" Скулте (1971) и балетов - "Стабурадзе" А. Калниня (1943, 2-я ред. 1958), "Лайма" Ленина (1947), "Сакта свободы" Скулте (1950; Гос. пр. СССР, 1951; 2-я ред. 1955), "Ри- гонда" Гринблата (1959), "Роза Турайды" Кепитиса (1966), "Спридитис" Жилин- ского (1968), "Золото инков" Барско- ва (1969) и др. В репертуаре также мировая классика, вт. ч. "Борис Годунов" Мусоргского (Гос. пр. СССР, 1950), "Валькирия" Вагнера и др., и произведения сов. композиторов др. республик - "Огни мщения" Э. Каппа, "Война и мир" Прокофьева, "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Укрощение строптивой" Шебалина, "Золушка" Прокофьева, "Спартак" Хачатуряна и др. Ряд рус., итал. и нем. опер пост, на яз. оригинала.

В театре в разное время работали: певцы-М. Брехмане-Штенгеле, В. Крам- пе, А. Лудинь, Э. Пакуль, Р. Бер- зинь, А. Кактинь; солисты балета - М. Лиспа, А. Приеде; дирижёры - Я. Мединь, Э. Купер, Л. Блех, Л. Виг- нер, Э. Тоне, А. Янсонс; режиссёр - П. И. Мельников; балетмейстеры-А. А. Фёдорова, О. Леманис, Е. Тангиева-Бирз- ниек, Е. Чанга. В труппе (1973): певцы - нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР Р. Фринберг, П. Гравелис, А. Дашков, К. Заринь, М. Фишер и др.; солисты балета - нар. арт. СССР В. Вилцинь, нар. арт. .Латв. ССР X. Ритенберг; гл. дирижёр - засл. деят. иск-в Латв. ССР Р. Глазуп, гл. режиссёр - нар. арт. Латв. ССР К. Лиспа, режиссёр - нар. арт. Латв. ССР Я. Заринь, гл. балетмейстер - нар. арт. Латв. ССР А. Лемберг, художник - нар. худ. Латв. ССР А. Ла- пинь. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1956).

Лит.: Гос. ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы и балета Латвийской ССР, Рига, 1958; В е г z i n a V., Operas un baleta makslinieku portreti, Riga, 1969. Я. Я. Витолинъ.

ЛАТВИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. П. С т у ч к и, основан декретом правительства Латв. Сов. Социалистич. Республики 8 февр. 1919 в Риге. После восстановления Сов. власти (1940) стал крупнейшим уч. и науч. центром республики. В 1958 Л. у. присвоено имя одного из организаторов компартии Латвии П. И. Стучки. В Л. у. преподавали известные учёные: Я. М. Эндзелин, А. М. Кирхенштейн, П. Я. Страдинь, Ф. Я. Блумбах. В составе Л. у. (1973): ф-ты - физико-математич., биологич., химич., ист.-философский, филологич., иностр. яз., юридич., географич., эконо- мич.; заочное, вечернее, подготовит, отделения; аспирантура; 54 кафедры, 4 проблемные лаборатории, вычислит, центр, ботанич. сад, зоологич. музей, астроно- мич. обсерватория. В б-кё св. 1,5 млн. тт. Издаются "Учёные записки" Л. у. {с 1949) и "Труды" ботанич. сада ун-та (с 1926), оба издания на латыш, и рус. языках.

В 1972/73 уч. г. в Л. у. обучалось св. 9,5 тыс. студентов, работало ок. 920 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 27 профессоров и докторов наук, 320 доцентов и кандидатов наук. В 1944-72 Л. у. подготовил св. 17 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1967). В. О. Миллер.

ЛАТВИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, Художественный музей Л а т в. С С Р в Риге, крупнейшее в республике собрание национального и русского иск-ва. Образован в 1941 при разделе фондов б. Рижского гор. художеств, и б. Гос. художеств, музеев. Совр. название - с 1964. В отделе латышского иск-ва - живопись и скульптура мастеров 19-1-й пол. 20 вв. (К. Гун, Я. Розе, Ю. Федер, Я. Ро- зент?1Л, Я. Валтер, В. Пурвит, Э. Брен- цен, Т. Залькалн, К. Рончевский), сов. художников (А. Лапинь, Э. Илтнер, И. Заринь, Л. Давыдова-Медене, Я. За- ринь). В отделе рус. дореволюц. иск-ва - живопись Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, М. Н. Воробьёва, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, К. А. Коровина, Ф. А. Малявина, скульптура Ф. П. Толстого, М. М. Антокольского, И. Я. Гинцбурга, М. А. Врубеля, С.Т. Конёнкова. Широко представлены работы Н. К. Рериха. Большая коллекция графики и декоративно-прикладного иск-ва. Лит.: Государственный музей латышского и русского искусства. Каталог отдела латышского искусства, Рига, 1961; Государственный музей латышского и русского искусства. Каталог отдела русского дореволюционного искусства, Рига, [б. г.].

ЛАТВИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ак адемический им. Я. Р а и н и с а, один из ведущих драматич. театров Латв. ССР. Открыт в 1920 в Риге. Инициатор создания и художеств, руководитель в течение мн. лет (до 1964) - Э. Я. Смильгис. Со дня основания театр стал искателем новых театральных форм, боролся против рутины и натурализма, стремясь к художеств, правде. Определяющую роль в формировании его иск-ва играла драматургия Я. Райниса (входил в состав дирекции), произв. У. Шекспира, Ф. Шиллера. В сов. время начался новый этап в творчестве театра, созданы проникнутые романтич. пафосом спектакли, отличающиеся глубоким раскрытием содержания драматургич. произв.: "Огонь и ночь" (1947; Гос. пр. СССР, 1947), чИграл я, плясал" (1956), "Илья Муромец" (1962) Райниса, "Анна Каренина" по Толстому (1949), "Мария Стюарт" Шиллера (1956), "Гамлет" Шекспира (1959) и др. Реалистической направленностью отмечен спектакль "Егор Булычев и другие" М. Горького (1946). Достижения театра 2-й пол. 50 - начала 60-х гг. связаны в значит, степени с постановкой пьес Г. Приеде: "Лето младшего брата" (1955), "Хотя и осень" (1956), "Первый бал Вики" (1960). Событием в творческой жизни театра стал спектакль "Мотоцикл" по Зеедонису (1967). В репертуар включаются произв. нац. и рус., а также иностр. классич. драматургии. Для лучших спектаклей характерны монументальность, героико-романтич. устремлённость, яркая поэтическая театральная форма. В 1954 театру присвоено имя Я. Райниса, в 1966 он удостоен звания академического. В труппе работали: реж. Ф. М. Эртнер, П. Ю. Петерсон, художники О. Е. Скулме, Г. А. Вилке и др. В труппе (1973): нар. артисты СССР В. Ф. Артмане и Л. Д. Берзинь, нар. арт. Латв. ССР Л. П. Жвигуле, Э. Я. Зиле, М. Ю. Клетниеце, Д. А. Купле, Э. К. Па- вуд, засл. арт. Латв. ССР X. Я. Лиепинь и др. С 1971 гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Латв. ССР А. А. Лининь.

Лит.: Кундзинь К. Э., Латышский театр. Очерк истории, М., 1963; Grevins М., Dailesteatris, Riga, 1971. В. В. Хаусман.

ЛАТГАЛИЯ (латыш. Latgale), историко- культурная область в Восточной Латвии, к-рую в период раннего феодализма населяли латгалы. Термин "Л." впервые упоминается в 1209 (Letthia, Letthigal- lia). В 10-13 вв. в Л. сложились ранне- феод. княжества (Ерсика, Талава, Кок- несе), находившиеся под политич. и эко- номич. влиянием рус. княжеств. В 13 в. Л. была завоёвана нем. крестоносцами. Совр. термин "Л." появился в 1900 и обозначает вост. часть совр. Латв. ССР между pp. Даугава и Айвиексте, входившую в 19 - нач. 20 вв. в состав быв. Витебской губ.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд., Рига, 1971; Мугуревич Э. С., Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв., пер. с латыш., Рига, 1965; Latviesa etnog- rafija, Riga, 1969.

ЛАТГАЛЫ (латыш, latgali, в рус. источниках 11 в. летьгола и лотыгола), древ- нелатышская народность, давшая назв. всему латышскому народу (latviesi, рус. латыши). Л. населяли восточную часть совр. Латвии по правому берегу Даугавы. На 3. граничили с ливами, на Ю.- с селами и земгалами, на В.- с кривичами, на С.- с эстонцами. В 10-12 вв. у Л. выделилась раннефеод. знать. С ранне- феод. периода Л. распространились на терр. ливов.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд., Рига, 1971; Мугуревич Э. С., Восточная Латвия и соседние земли в X-XIII вв., пер. с латыш., Рига, 1965.

ЛАТГАЛЬСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, в юго-вост. части Латв. ССР, в басе, pp. Даугава, Дубна, Малта, Резекне. Вые. до 289 м (г. Лиелайс-Лиепукалнс). В основании сложена гл. обр. мергелями и доломитами девона; на поверхности развиты рыхлые моренно-глинистые, древне- озёрные и флювиогляциальные отложения. Рельеф моренно-холмистый (камы, древние долины стока, озёрные котловины). Имеется св. 600 озёр (Рушону, Рез- нас, Сивера, Эжа, Дридза и др.). Л. в. покрыта хвойными (ель, сосна) и смешанными лесами, встречаются дуб, клён и др. Туризм (живописные озёра с островами, ист. и археол. памятники). Л. в.- один из осн. льноводческих р-нов республики.

ЛАТГАЛЬЦЫ (латыш, latgaliesi), население историко-культурной области Латв. ССР - Латгалии, говорящее на верхнелатыш. диалекте латыш, языка. Л.- потомки латгалов. Термин "Л." в лит-ре употребляется с нач. 20 в. С древнейших времён Л. особенно тесно были связаны со слав, народами, что находит отражение во всех сторонах их быта и культуры. В результате особых ист. условий [оторванность от др. терр., населённых латышами (в 1629-1772 под властью Польши), более медленное со- циально-экономич. развитие и др.] в материальной и духовной культуре Л. сохранились своеобразные архаичные элементы, к-рые нередко наблюдаются и в совр. условиях. Большинство верующих Л.- католики. Локальные особенности в культуре Л. быстро исчезают.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд.