БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

те в Марокко и участвовал в войне против Рифской республики. Окончил Академию Генштаба (1935). В нач. 2-й мировой войны, в 1939-40 нач. штаба 5-й армии, в 1940 командовал 14-й пех. дивизией. После капитуляции Франции командовал войсками в Тунисе, затем пех. дивизией в неоккупированной зоне Франции. В нояб. 1942 за сопротивление нем.-фаш. оккупации арестован пр-вом "Виши" и приговорён к 10 годам тюрьмы, но бежал в Сев. Африку и вступил в ряды "Сражающейся Франции", в сент. 1943 был назначен главнокомандующим её войсками. С июня 1944 командовал 1-й франц. армией, высадившейся в авг. 1944 в Юж. Франции, а затем прошедшей с боями через Юж. Германию. 8 мая 1945 от имени Франции подписал в Берлине акт о капитуляции фаш. Германии. После войны ген.-инспектор и член Высш. воен. совета, в 1948 главнокомандующий сухопутными войсками Западного блока, с дек. 1950 верх, комиссар и главнокомандующий франц. войсками в Индокитае. Автор труда "История 1-й французской армии" (1949).

ЛАТТИМОР (Lattimore) Оуэн (p. 29.7. 1900, Вашингтон), американский востоковед. Получил образование в Швейцарии и Великобритании. В 1919-37* жил в Китае. В 1934-41 руководил журн. "Пасифик афферс" ("Pacific Affairs"). В 1941-42, по рекомендации президента США Ф. Д. Рузвельта, был поли- тич. советником Чан Кай-ши, в 1945 спец. советником миссии США в Японии. С 1963 проф. Лидсского ун-та (Великобритания), руководит отделом китаеведения. Большинство работ Л. посвящено Китаю и Монголии.

С о ч.: The Mongols of Manchuria, N. Y., 1934; Nationalism and revolution in Mongolia, Oxf., 1955.

Лит.: Златкин И. Я., Оуэн Латти- мор как историк Востока, в сб.: Против колониализма, М., 1960.

ЛАТУК, салат (Lactuca), род растений сем. сложноцветных. Одно-, дву- и многолетние травы, реже полукустарники. Небольшие корзинки собраны в общие соцветия, б. ч. метельчатые или кистевидно-метельчатые. Плод - семянка с хохолком из тонких волосков. Св. 100 видов в Евразии и Африке, немногие - в Америке; в СССР ок. 20 видов. Нек-рые виды подрода молокан (Mulgedium), иногда выделяемые в особый род,-сорные растения, напр, легко размножающийся вегетативно Л. татарский, или молокан татарский (L. tatarica), а также Л. дикий, или Л. компасный,- двулетник или однолетник с жёлтыми цветками и с почти вертикальными листьями, в ясную погоду ориентированными с С. на Ю.,-одно из компасных растений. Нек-рые виды Л. (L. stricta, L. chaixii и др.) содержат затвердевающий на воздухе млечный сок - лактука- р и и. Наибольшее значение имеет овощное растение Л.посевной, или салат.

ЛАТУНИРОВАНИЕ, нанесение на поверхность металлич. (гл. обр. стальных) изделий слоя латуни толщиной в несколько мкм (примерный состав: 70% Си и 30% Zn). Осуществляется обычно электролитич. способом - осаждением латуни из гальванич. ванны. Применяется для защиты изделий от коррозии, для обеспечения прочного сцепления стальных и алюминиевых изделий с резиной при горячем прессовании, для создания промежуточного слоя (т. н. подслоя) при никелировании или лужении стальных деталей (что более эффективно, чем непосредств. покрытие никелем или оловом). Л.-один из способов повышения антифрикционных свойств титана и его сплавов. См. также Гальванотехника.

ЛАТУНЬ (от нем. Latun), сплав на основе меди, в к-ром гл. добавкой является цинк (до 50%). Л. выплавляли ещё до н. э., причём до кон. 18 в. её получали плавкой меди с цинковой рудой, смешанной с древесным углём. Лишь в 19 в. этот способ был повсеместно вытеснен прямым сплавлением меди с цинком. Благодаря хорошей обрабатываемости давлением в горячем и холодном состояниях, высоким механич. свойствам (см. Медные сплавы), красивому цвету и сравнит, дешевизне Л.- самые распространённые из медных сплавов. Из них получают листы, ленты, прутки, трубы, проволоку (деформируемые Л.), а также отливки (литейные Л.). При увеличении содержания цинка цвет Л. изменяется от красноватого до светло-Жёлтого. В отличие от красной меди, Л. в России называли жёлтой медью.

Простые Л.- сплавы меди только с цинком. Л., содержащие до 10% Zn, наз. томпаками, а от 10 до 20% - полутомпаками. Эти сплавы, отличающиеся хорошей коррозионной стойкостью и повышенной пластичностью, используют для изготовления радиаторных и конденсаторных труб, листов и ленты для пла- кирования стали. Л., содержащую ок. 30% Zn и способную к глубокой вытяжке, называют патронной и широко применяют для изготовления изделий холодной штамповкой, а также прессованием и волочением.

Для улучшения механич., антикоррозионных и др. свойств к двойным сплавам меди с цинком добавляют алюминий, олово, железо, марганец, никель, кремний, свинец и др. элементы (в сумме примерно до 10%). Многокомпонентные (или специальные) Л. называют алюминиевыми, кремнистыми, алюминиево- никелевыми, железомарганцовистыми и т. п. Л., содержащая ок. 15% Zn и 0,5% А1, имеет красивый золотистый цвет и повышенную стойкость против атм. коррозии; такой сплав используют как заменитель золота для знаков отличия и художеств, изделий. Л. с добавкой до 1,5% Sn (т. н. морские Л.) имеют повышенную стойкость против коррозии в мор. воде. Добавка свинца (до 3%) делает стружку ломкой и позввляет получать при обработке резанием поверхность высокой чистоты (см. Автоматная латунь). Свинцовистые Л. применяются в автомоб. и часовой пром-сти (т. н. часовые Л.).

Многие Л., содержащие более 20-30% Zn, склонны к коррозионному растрескиванию из-за одновременного действия остаточных напряжений в изделии и коррозионного воздействия аммиака, а также сернистого газа во влажной атмосфере (см. Коррозия). Это явление называют сезонной болезнью Л., т. к. усиленное коррозионное растрескивание происходит в месяцы с повышенной влажностью воздуха. Растрескивание предотвращают, применяя отжиг для уменьшения остаточных напряжений (при 250-300 °С). Л. используются также в общем машиностроении, приборостроении, теплотехнике и мн. др. отраслях пром-сти.

Лит.: Смирягин А. П., Промышленные цветные металлы и сплавы, 2 изд., М., 1956. И. И. Новиков.

ЛАТУР, Ла Тур (La Tour) Жорж де (19.3.1593, Вик-сюр-Сей, Лотарингия,- 30.1.1652, Люневиль, там же), французский живописец. Сформировался под влиянием Караваджо и нидерландских (утрехтских) караваджистов. Среди ранних произв. Л.- жанровые сцены ("Шулера", ок. 1625, собр. Ландри, Париж; "Ловля блох", 1620-е гг., Музей изящных иск-в, Нанси). Важнейшим эмоциональным нач"алом в картинах Л., выдержанных преим. в киноварно-коричневой цветовой гамме, становится ровное сияние свечи или факела, рассеивающее густой мрак. Религ. композиции Л., отмеченные обобщённостью форм, благородной сдержанностью эмоций и проникновенно-со- зерцат. настроением, носят характер сцен из обыденной жизни ("Новорождённый", или "Рождество", ок. 1630, Музей изящных иск-в, Ренн, илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193; "Иосиф-плотник", 1640-е гг., Лувр, Париж). Иск-воЛ. было после его смерти совершенно забыто и открыто заново лишь в нач. 20 в.

Илл. см. на вклейке стр. 201.

Лит.: Нем и лова И. С., Жорж де Латур, Л. - М., 1958; Р а г i s e t F. G., George de La Tour, P., 1948; George de la Tour. Orangerie de Tuillerie. Exposition. 10 mai - 25 septembre 1972, P., 1972.

ЛАТУР, Ла Тур (La Tour) Морис Кантен де (5.9.1704, Сен-Кантен, Иль- де-Франс,-17.2.1788, там же), французский живописец; писал преим. пастелью. С 1724 жил в Париже. Для Л. характерны камерные портреты, где тонкая градация оттенков пастели показывает "жизнь души" модели в игре мимолётных мимических нюансов. Особую важность для зрелого творчества Л. приобретают этюды лица (т. н. "preparations"; преим. в Музее Лекюйе, Сен-Кантен), автопортреты. Подчёркивая в портретируемых просветлённо-лирическое начало, Л. часто изображал обществ, деятелей, философов, художников, актрис "века Просвещения" (портрет Ж. Л. Д'Аламбера, 1753, Лувр, Париж; этюд - в Музее Лекюйе).

Лит.: Золотое Ю. К., Латур, М., 1960; Leroy A., Maurice Quentin de La Tour et la societe franchise du XVIII siecle, P., 1953.

М. К. де Ла- т у р. Автопортрет. Пастель. Лувр. Париж.

ЛАТЫ, пластинчатый доспех (боевое снаряжение) для защиты от поражения холодным, а позже и огнестрельным оружием. Первоначально Л. - прочная текст, или кожаная одежда, к к-рой с появлением металла стали прикреплять металлич. пластинки. Такие Л. существовали уже у народов Др. Востока. Металлич. Л. делились на пластинчатые и чешуйчатые. С распространением огнестрельного оружия (с 14 в.) пластинчатые Л. превратились в толстый металлич. доспех из отд. частей для защиты туловища, рук и ног. (См. также Защитное вооружение.)

ЛАТЫНИНА Лариса Семёновна (р. 27. 12.1934, Херсон), советская спортсменка, засл. мастер спорта (1956), судья между- нар. категории (1968), преподаватель. Чл. КПСС с 1963. На 16-18-х Олимпийских играх (1956 в Мельбурне, 1960 в Риме, 1964 в Токио) в соревнованиях по спортивной гимнастике завоевала 18 медалей, в т. ч. 9 золотых (из них 2 за победу в многоборье), по числу побед, одержанных на Олимпийских играх, занимает 1-е место в мире (1973). Абсолютная чемпионка СССР (1961-62), Европы (1957, 1961) и мира (1958, 1962). Многократная чемпионка СССР (11 раз в 1956-64), Европы (5 раз в 1957, 1961) и мира (3 раза в 1958, 1962) - в отдельных видах многоборья и в командных соревнованиях. С 1966 старший тренер сборной женской команды СССР по спортивной гимнастике. Награждена орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

ЛАТЫШЕВ Василий Васильевич [29.7 (10.8).1855, с. Диево, ныне Рамешковского р-на Калининской обл.,-2.5.1921, Петроград], русский филолог-классик, эпиграфист и историк. Чл. Петерб. АН (1893). Из трудов Л. наибольшее значение имеют "Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье" (т. 1-2, 4, 1885-1901) и изданные в оригиналах и с рус. переводом "Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе" (т. 1-2, в. 1-5, 1893-1906; переиздан рус. пер. в "Вестнике древней истории", 1947-49). Автор ряда книг и большого числа статей по различным вопросам древней истории (гл. обр. Сев. Причерноморья), эпиграфике, визант. агиографии и др. С 1900 участвовал в работе Археологической комиссии. Был создателем и бессменным ред. "Известий археологической комиссии".

Лит.: Памяти В. В. Латышева, в сб.: Советская археология, т. 28, М., 1958 (имеется список трудов и лит-pa о Л.).

ЛАТЫШИ, нация, осн. население Латв. ССР. Числ. в СССР 1430 тыс. чел. (1970, перепись), из них в Латв. ССР 1342 тыс. чел., а в др. республиках (РСФСР, Эст. ССР, Литов. ССР, БССР) 88 тыс. чел. За пределами СССР - в Европе, Америке (гл. обр. в США, Канаде и Аргентине), Австралии - расселено ок. 160 тыс. Л. Говорят на латышском языке. Верующие Л.-б. ч. протестанты различных толков, в Латгале - католики. Самоназвание Л.- латвиеши, происходит от этнонима латгалов, или летгалов (в рус. летописях - летьгола), - древнелатвий- ской народности. Соседями латгалов были родственные им сёлы, земгалы (земиго- ла) и курши (корсь). Предки всех этих древнелатвийских народностей проникли на терр. совр. Латвии с Ю. ещё в период неолита (нач. 2-го тыс. до н. э.). Постепенно они продвигались на С., оттесняя или ассимилируя жившие в Видземе и Курземе прибалтийско-фин. племена - предков эстонцев и ливов. На протяжении 1-го тыс. н. э. у Л., в связи с широким распространением жел. орудий, а затем и пашенного земледелия, животноводства и различных ремёсел, происходило сравнительно быстрое развитие производит, сил, углублялось социальное неравенство; старые плем. группы преобразовывались в древнелатвийские народности. В кон. 1-го - нач. 2-го тыс. н. э. у Л. возникли уже раннефеодальные отношения. В процессе этнич. консолидации отд. древнелатвийских народностей начала складываться латыш, народность. Однако процесс этот был заторможён в кон. 12 - нач. 13 вв. вторжением нем. захватчиков - крестоносцев, подчинивших себе почти всю терр. Прибалтики (кроме Литвы), обративших коренное население в бесправных крепостных крестьян и насильственно навязавших им католичество. Консолидация латыш, народности завершилась к нач. 17 в. В период феодализма в Латвии существовали 2 различные культуры - культура господств. классов, говоривших по-немецки, и культура эксплуатируемых трудящихся (гл. обр. крестьян), стойко сохранявших свой родной язык, мн. древние бытовые навыки, обычаи и обряды. Феод, раздробленность способствовала также образованию в составе Л. местных этнографич. групп, частично соответствовавших древнему плем. делению. В 16 в. почти во всей Латвии распространилось лютеранство (в Латгале после контрреформации и вследствие того, что она входила в состав католич. Польши до последней четв. 18 в., лютеранство было искоренено). Крайне неблагополучно отразились на экономич. и культурном развитии Л. кровавые события периода Ливонской воины 1558-83 и польско-шведской войны 1600-29. После отмены в Латвии крепостного права (1817-19, в Латгале в 1861) и пром. переворота 30 - 50-х гг. 19 в. стали складываться нац. буржуазия и пролетариат. В 19 в. формируется латыш, бурж. нация. С 1940 в составе Союза ССР латыш, народ пошёл по пути социалистич. развития, к-рое в послевоенные годы привело к ликвидации эксплуататорских классов и консолидации Л. в социалистич. нацию. Л. создали богатую и яркую материальную и духовную культуру. Лучшие традиц. формы культуры Л., особенно связанные с прикладным и декоративным иск-вом, устным нар. творчеством, музыкой и танцами, массовыми певческими праздниками, получили новую жизнь, стали популярными не только в Латвии. Одновременно и культура Л. обогатилась новыми чертами, заимствованными от др. народов СССР. Об истории, экономике и культуре Л. см. в ст. Латвийская Советская Социалистическая Республика.

Лит.: История Латвийской ССР, 2 изд.. Рига, 1971; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Терентье- в а Л. Н., Колхозное крестьянство Латвии, М., 1960 (Труды Института этнографии, Новая серия, т. 59); Чебоксаров Н. Н., О древних хозяйственно-культурных связях народов Прибалтики, "Советская этнография ", 1960, № 3; S t r a z d i n s К., Latviesu so- cialistiska nacija, Riga, 1961. Н. Н. Чебоксаров.

ЛАТЫШСКИЕ СТРЕЛКИ, латышские стрелк. части были созданы в 1915 во время 1-й мировой войны 1914-18 по ходатайству латыш, буржуазии перед царским пр-вом, к-рое рассчитывало найти в латыш, формированиях стойкие части для обороны Прибалтики от герм, войск. Первоначально латыш, стрелк. батальоны (всего 8) комплектовались добровольцами, с 1916 - мобилизованными латышами. К концу 1916 было развёрнуто 8 стрелк. полков (ок. 38 тыс. солдат и 1 тыс. офицеров), к-рые были сведены сначала в 2 бригады, а в дек. 1916 - в Латыш, стрелк. дивизию. С осени 1915 Л. с. участвовали в боях на Рижском плацдарме в составе 12-й армии Сев. фронта. Большевики вели большую ре- волюц. работу среди Л. с., св. 80% к-рых были рабочими и батраками; многие являлись членами социал-демократии Латышского края (СДЛК), стоявшей на большевистских позициях. 26 марта 1917 в Риге был создан Врем, к-т большевистской орг-ции СДЛК и латыш, стрелк. полков, сыгравший важную роль в подготовке осн. массы солдат и передовых офицеров латыш, полков к активному участию в Великой Окт. революции 1917. В авг. 1917 во время наступления герм, войск упорная оборона 2-й Латыш, бригады в боях на р. Маза-Югла (юго-вост. Риги) сорвала план окружения 12-й армии. В дни Окт. революции Л. с. по приказу ВРК 12-й армии не допустили продвижения контрреволюц. частей с Сев. фронта на Петроград. 22 нояб. (5 дек.) 1917 6-й полк Л. с. был отправлен в Петроград, где использовался для поддержания революц. порядка и участвовал в ликвидации контрреволюц. мятежей. 26 нояб. (9 дек.) в Петроград прибыла сводная рота Л. с., к-рая с матросами и красногвардейцами несла охрану Смольного, где находилось Сов. пр-во, поезда, в к-ром Советское правительство 10- 11 марта 1918 переезжало в Москву, а затем была развёрнута в 9-й латыш, полк, охранявший Кремль. 9(22) янв. 1918 в Белоруссию были отправлены 1-й полк и батальон 4-го полка Л. с. для ликвидации мятежа Польского корпуса ген. Ю. Довбор-Мусницкого. 3-й полк участвовал в борьбе с калединщиной. В февр. 1918, когда герм, войска захватили Латвию, остальные полки Л. с. отошли с боями в Сов. Россию. 13 апр. 1918 была создана Латыш, стрелк. советская дивизия под команд. И. И. Вацетиса в составе 9 стрелк. полков, кав. полка, дивизионов лёгкой и тяжёлой артиллерии, авиац. отряда и бронеотряда. Дивизия участвовала в подавлении левоэсеровского мятежа 1918 в Москве и Ярославского мятежа 1918, антисов. выступлений в Муроме, Рыбинске, Калуге, Саратове, Новгороде и др. В авг. 1918 5-й латыш, стрелк. полк за геронч. оборону Казани был первым среди воинских частей награждён Почётным Революц. Красным Знаменем ВЦИК. Л. с. сражались в Поволжье, на Урале, под Архангельском, Царицыном и др. местах. В нач. 1919, во время освобождения терр. Латвии от оккупантов и белогвардейцев, латыш, части были развёрнуты в армию Сов. Латвии в составе двух дивизий. После оставления центр, р-нов Латвии летом 1919 Л. с., понёсшие большие потери, были сведены в Латыш, стрелк. дивизию, к-рая осенью 1919 участвовала в разгроме войск Деникина и была награждена Почётным Красным Знаменем ВЦИК. 5-й латыш, полк отличился в боях против войск ген. Юденича под Петроградом и получил второе Почётное Красное Знамя ВЦИК. В 1920 Латыш, дивизия вела бои с врангелевцами, в нач. августа участвовала в захвате, а затем обороне Каховского плацдарма, в штурме Перекопа. В нояб. 1920 Латышская дивизия была расформирована. За годы Гражд. войны 1918-20 до 140 Л. с. были награждены орденами Красного Знамени. Из рядов Л. с. выросли известные сов. военачальники: И. И. Ва- цетис, Р. П. Эйдеман, Р. И. Берзин, Я. К. Берзин, К. П. Стуцка, Я. Я. Лацис и мн. др. В 1971 в Риге открыт мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам (скульптор В. К. Ал- берг, арх. Д. Я. Дриба, Г. Р. Лусис- Гринберг).

Лит.: История латышских стрелков (1915 - 1920), пер. с латыш., Рига, 1972; Кайминь Я., Латышские стрелки в борьбе за победу Октябрьской революции. 1917-1918, Рига, 1961; Спрее- л и с А- И., Латышские стрелки на страже завоеваний Октября, 1917 - 1918, Рига.^ 1967. Я' Кайминь.

Мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам в Риге. Открыт в 1971. СкульпторВ. К. Ал- берг, архитекторы Д. Я. Дриба, Г. Р. Лусис-Гринберг.

Группа бойцов 9-го латышского стрелкового полка у Поворина. Ноябрь 1918.

ЛАТЫШСКИЙ ЯЗЫК, язык латышей. Распространён гл. обр. в Латв. ССР. Относится к балтийской группе индо- европ. языков. На Л. я. говорят в СССР ок. 1360 тыс. чел. (перепись, 1970). Л. я. распадается на 3 диалекта: среднелатыш- ский (центр. Латвия; на его основе сложился лит. Л. я.); ливонский (сев. часть Курземе и сев.-зап. часть Видземе) с субстратом ливского языка; верхнелатышский (вост. Латвия). Осн. особенности Л. я.: много инноваций (явлений или закономерностей изменений по сравнению с более древним литовским языком). Ударение связанное, падает на первый слог слова. Большое разнообразие слогового ударения; позиционные и историч. чередования звуков. В окончаниях долгие гласные сократились, а дифтонги монофтонгизировались. Для морфологии Л. я. характерны разнообразная система склонения и спряжения, утрата формы двойственного числа, наличие системы долженствовательного и пересказыватель- ного наклонения и т. д. Письменность Л. я. на основе лат. алфавита появилась в 16 в.

Лит.: Г р а б и с Р., Латышский язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966; Endzelins J., Lettiche Gramatik, Riga, 1922; его же, Latviesu valodas gramatika, Riga, 1951: Musdienu latviesu literaras valodas gramatika, t. 1-2, Riga, 1959-62. P. А. Агеева.

ЛАУБ (Laub) Фердинанд (19. 1. 1832, Прага, - 18. 3. 1875, Грис, Тироль), чешский скрипач, педагог и композитор. Окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки М. Мильднера (1846). Был одним из крупнейших музыкантов-исполнителей своего времени. Гастролировал в разных странах, в т. ч. в России (впервые в 1859). В 1866-74 проф. консерватории в Москве, где подружился с В. Ф. Одоевским, Н. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским. Возглавляя квартет Рус. муз. об-ва, участвовал в первом исполнении 1-го и 2-го струнных квартетов Чайковского, к-рый посвятил памяти Л. 3-й струнный квартет. Прославился как интерпретатор произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона. Исполнение Л. отличалось глубиной и выразительностью интерпретации, романтич. взволнованностью, красотой звука и совершенной техникой. Автор пьес для скрипки с фортепьяно и песен на чеш. нар. тексты.

Лит.: Г и н з б у р г Л., Ф. Лауб, М.- Л., 1951.

ЛАУБЕ (Laube) Генрих (18. 9. 1806, Шпроттау, - 1. 8. 1884, Вена), немецкий писатель, драматург и театральный деятель. Сын каменщика. Изучал теологию и лит-ру в ун-тах в Галле и Бреслау (1826-30). Входил в группу "Молодая Германия*, состоял в переписке с Г. Гейне. За оппозиц. характер деятельности приговаривался к тюремному заключению (1834 и 1837). В романе "Молодая Европа" (1833-38), написанном под впечатлением Июльской революции во Франции 1830 и Польск. восстания 1830-31, Л. показал порабощённую Польшу, раздираемую социальными и нац. распрями. Герой драмы "Ученики школы Карла" (1847) - Шиллер в период создания "Разбойников", восстающий против тирании. Попыткой создания реалистич. характеров отмечена драма Л. "Граф Эссекс" (1856). Вопросам театрального иск-ва посвящены работы Л. "Письма о немецком театре" (1846-47), "Бургтеатр" (1868), "Венский городской театр" (1875). Как режиссёр Л. оказал большое влияние на развитие реалистич. традиций австр. и нем. театров. Портрет стр. 218.

С о ч.: Gesammelte Werke, hrsg. von H. Houben, Bd 1 - 50, Lpz., 1908 - 10; Schrif- ten iiber Theater, hrsg. von E. Stahl - Wisten, В., 1959; в рус. пер. - Графиня Шатобриан СПБ, 1881; Любовь и корона, СПБ, 1901.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1967, с. 146, 433, 505; D i e t z e W., Junges Deutschland und deu- tsche Klassik, 2 Aufl., В., 1958: Z о b e 1 G., H. Laubes Dramaturgic des Architekturstucks, Koln, 1967 (библ. с. 208-16). E. Я- Рубинова.

Г. Лаубе.

ЛАУНГИЁКУДЛЬ, Ланг-Йокуль (Langjokull), горный массив в зап. части Исландии. Вые. до 1410 м. Сложен вул- каногенными породами (туфо-брекчиями и молодыми лавами). Почти целиком покрыт одноимённой крупной ледяной шапкой (пл. 1020 км2), имеется также неск. покровных ледников (Тоурисйёкудль, 33 км2; Эйрихсйёкудль, 23 км2, и др.); у подножий Л. много ледниково-подпрудных озёр (крупнейшее из к-рых оз. Хви- таурватн). Не покрытые льдом участки заняты горной тундрой или каменными россыпями.

ЛАУРАНА (Laurana; собств. Л у ц и я н из Враны, Lucijan Vranjanin) Лу- чано (ок. 1420-25, Задар или Врана, Хорватия, - 1479, Пезаро, Марке), итальянский архитектор. Работал в Ман- туе (до 1465), Пезаро (1465, 1466 и с сер. 1470-х гг.), Неаполе (после 1472, в качестве специалиста по военному делу), в Урбино (1466-72), где создал наиболее значит. своё произв.- Палаццо Дукале (завершено в 1563; илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545), сочетающее черты замка и гор. дворца. Для стиля Л., мастера Раннего Возрождения, характерны изысканно-простые композиции, соединяющие регулярность флорентийского ордерного зодчества сер. 15 в. с живописной свободой. Л. также приписываются картины с перспективными архит. видами, отразившие градостроит. идеалы итал. гуманизма (гал. Уолтерса, Балтимор, и др. собр.).

Лит.: R о t о n d i P., II Palazzo Ducale di Urbino, v. 1 - 2, Urbino, 1950-51 (библ.); Franceschini G., Figure del Rinasci- mento urbinate, Urbino, 1959.

В. Ф. Маркузон.

ЛАУРАНА (Laurana; собственно Франьо из Враны, Franjo Vranjanin) Франческо [ок. 1430, Задар или Врана, близ Задара, Хорватия, - 1502, Авиньон (?), Франция], итальянский скульптор Раннего Возрождения. Выходец из Далмации. Работал в Неаполе, Сицилии и Франции. Выполнил многофигурные рельефы для триумфальной арки Альфонса Арагонского в Кастель Нуово в Неаполе (ок. 1452-58, с соавторами), портретные медали в духе Пиза- нелло для короля Рене Анжуйского (1461-66), скульптурный декор капеллы Сен-Лазар в Старом соборе в Марселе (1475-81). В созданных Л. мраморных портретных бюстах принцесс Арагонской династии острота передачи индивидуальных черт модели, обобщённость моделировки и изящество линий говорят о возможном знакомстве скульптора с творчеством Дезидерио да Сеттинъяно и Антонио Росселлино.

Лит.: Burger F., Franz Laurana, Strassb., 1907.

Франческо Л а у р а н а. Портрет принцессы Арагонского дома (фрагмент). Мрамор .".14 7 0-е гг. Национальная галерея искусства. Вашингтон.

ЛАУРЕАТ (от лат. laureatus - увенчанный лавром), лицо, к-рому присуждена гос. или междунар. премия, а также победитель художеств, конкурсов. Термин •сЛ.8- возник в Др. Греции, где почётным венком из ветвей лавра награждались победители к.-л. состязаний. Такой же обычай существовал в Др. Риме. В ср. века во многих странах Зап. Европы термин "Л." употреблялся в том же значении (напр., итал. поэту Ф. Петрарке был присуждён в 1341 рим. сенатом и Парижским ун-том титул Л.). Обычай награждать победителей лавровым венком сохранился до наст, времени. В СССР Л. называют лиц, к-рым присуждены Ленинские пр., Гос. пр. СССР и союзных республик, а также победителей всесоюзных и респ. конкурсов музыкантов, мастеров эстрады, художеств, слова, спорт, состязаний и т. п.

ЛАУРЕНС (Lawrence) Томас (1769- 1830), англий