БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я






Ткани, мг

37,9

55,4

19,5

30,9





Трикотажные изделия, шт.

5,2

8,3

6,0

6,3





Обувь кожаная, пар

2,6

2,5

3,4

3,7























Бесчелночные станки (СТБ) в ткацком цехе Купавинской тонкосуконной фабрики имени И. Н. Акимова (Московская область).

Линия прессов горячей вулканизации (ПГВ-1) (Ленинградское обувное объединение "Скороход").

В 1972 гос. закупки хлопка-сырца в СССР составили 7,3 млн. т против 4,29 млн. т в 1960, льноволокна соответственно 435 тыс. т и 369 тыс. т, шерсти -452 тыс. т и 358 тыс. т. В ресурсах сырья для Л.п. всё большее значение приобретает химич. сырьё. В 1972 было произведено 746 тыс. то химич. волокон против 211,2 тыс. т в 1960.

Улучшается размещение предприятий Л. п. за счёт преимуществ, стр-ва новых предприятий в р-нах Ср. Азии и Казахстана, а также в вост. р-нах РСФСР.

Главное внимание в дальнейшем развитии Л. п. уделяется повышению качества и расширению ассортимента продукции, освоению новых её видов и увеличению выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом населения. Среди предусмотренных мер по значит, улучшению качества и расширению ассортимента продукции - внедрение новых структур тканей, совр. моделей и фасонов обуви, швейных и трикотажных изделий, применение прочных и ярких красителей, высоко- качеств. химич. пропиток, тщательная внешняя отделка изделий. Рабочие и служащие Л. п. борются за досрочное выполнение планов, высокую производительность труда и выпуск продукции отличного качества. Для подготовки кадров специалистов-технологов и художников для Л. п. в СССР созданы высшие и средние специальные учебные заведения. Рабочие кадры обучаются в фабрично-заводских школах, проф.-технич. уч-щах, на курсах и в порядке индивидуального обучения. Л. п. обслуживают 34 н.-и. и 10 проектных ин-тов, в которых в 1971 работало ок. 50 тыс. специалистов различного профиля.

Табл. 4.-Производство тканей и обуви в некоторых социалистических странах




















































Хлопчатобумажные ткани, млн. м3

Болгария

Венгрия

ГДР

Польша

Румыния

Чехословакия

Югославия





1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972

1960

1972





185

288

247

312

417

466

604

881

248

530

453

556

257

374





Шерстяные ткани, млн. м2

26,2

38,4

30,8

35,7

141

118

109

141

29,8

69,6

74,1

90,0

45,8

59,4





Шёлковые ткани, млн. м2

8,7

22,9

28,4

56,5

68,2

113

103,8

173

25,3

65,0

70,8

101,3

19,4

36,1





Обувь кожаная , млн . пар

9,3

20,5

21,3

37,1

54,1

76,5

58,9

118

22,2

62,3

57,9

99,7

15,0

40,8





















































Табл. 5. - Производство тканей и обуви в некоторых капиталистических странах в 1971



























США

Япония

Великобритания

Франция

ФРГ





Хлопчатобумажные ткани, млн. мг

5571

2298

527

1016

830





Шерстяные ткани, млн. л.2

162,1

424

214

170

128





Шёлковые ткани, млн. м2

5069

3705

382

290

380





Обувь кожаная, млн. пар

534



187

178

160


























Л. п. успешно развивается ив других социалистич. странах. Задачи увеличения произ-ва тканей, одежды, обуви и др. товаров Л.п. решаются на основе использования внутр. возможностей каждой страны и всестороннего сотрудничества социалистич. стран. Координация планов развития Л. п. позволяет обеспечивать её сырьём, технологич. оборудованием и организовывать обмен товарами на взаимно выгодных условиях. Из СССР в др. социалистич. страны вывозится, в частности, значит, количество хлопка-волокна, социалистич. страны совместно разрабатывают научно-технич. проблемы по совершенствованию произ-ва. Большое значение имеет также расширение сырьевой базы за счёт развития произ-ва химич. волокон. В табл. 4 показан объём произ-ва тканей и обуви в нек-рых социалистич. странах.

Выпуск тканей и обуви в нек-рых ка- питалистич. странах характеризуется данными табл. 5.

См. также Кожевенно-обувная промышленность, Текстильная промышленность, Трикотажная промышленность, Фарфоро-фаянЬовая промышленность.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Хромов П. А., Очерки экономики текстильной промышленности СССР, М.- Л., 1946; Владимирский Н. Н., От домашнего ткачества к социалистическому текстильному производству, [Кострома], 1949; Корнеев А. М., Текстильная промышленность СССР и пути ее развития, М., 1957; Кисляков Б. И., Легкая индустрия за 50 лет, М., 1967. А. М. Жоров, И. К. Хмелевский.

ЛЁГКИЕ, органы воз д. дыхания у нек-рых рыб (двоякодышащих, кисте- пёрых, многопёров), наземных позвоночных и у человека. Посредством Л. осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в полости Л., и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам. Л. двоякодышащих - парные мешки с ячеистыми стенками, к-рые могут нести дыхат. функцию (у цератода вторично непарное Л.). Благодаря образованию перекладин, вдающихся в полость Л. и придающих их стенкам ячеи- стость, увеличивается дыхат. поверхность Л. У многопёров Л. парные, глад- костенные. Л. наземных позвоночных произошли от Л. древних кистепёрых рыб; закладываются, как и у рыб, имеющих Л., в виде парных выпячиваний брюшной стенки глотки и снабжаются кровью из лёгочной артерии, гомологичной VI жаберной артерии рыб. Л. располагаются в переднем отделе полости тела, а у млекопитающих и человека - в грудной полости, отделённой от брюшной полости грудобрюшной преградой, или диафрагмой. Снаружи Л. покрыты серозной оболочкой - плеврой. Обычно Л. парные, но у безногих земноводных, безногих ящериц и у змей одно Л. (чаще левое) редуцировано. У безлёгочных саламандр Л. отсутствуют. Воздух в Л. поступает по дыхат. проводящим путям (см. Гортань, Трахея, Бронхи), выстланным мерцательным эпителием. У земноводных воздух нагнетается в Л. из ротовой полости ритмичными сокращениями её дна при открытой гортанной щели и закрытых ноздрях. У амниот с развитием подвижной грудной клетки воздух всасывается в Л. при её активном расширении. У млекопитающих объём грудной полости увеличивается при вдохе также и за счёт сокращения диафрагмы. У земноводных Л. отходят непосредственно от гортани или от трахеи; это гладкостен- ные (у постоянножаберных) или с ячеистыми стенками мешки. У низших пресмыкающихся (гаттерия) стенки Л. ячеистые. У нек-рых ящериц (варан), черепах, крокодилов Л. имеют губчатое строение, т. е. перекладины, разрастаясь, разделяют полость Л. на камеры и ячеи, внутри к-рых развиваются вторичные перекладины, ограничивающие систему более мелких ячеек, значительно увеличивая дыхат. поверхность Л. Остаётся свободным центр, проход - гл. внутрилёгоч- ный бронх. У ряда пресмыкающихся имеются выросты Л.- лёгочные мешки. Л. птиц приращены к спинной стороне грудной клетки, плотные и малоподвижные. Гл. бронх и нек-рые вторичные бронхи, выходя за пределы Л., образуют воздушные мешки, обеспечивающие двойную вентиляцию Л. с газообменом при вдохе и при выдохе. Вторичные бронхи птиц соединены между собой па- рабронхами, от к-рых отходят радиально бронхиолы, распадающиеся на сеть т. н. воздушных капилляров, плетённых сетью кровеносных капилляров. У млекопитающих многократно ветвящееся внутрилёгочное бронхиальное дерево с постепенно уменьшающимся диаметром бронхов заканчивается тонкостенными бронхиолами, впадающими в альвеолярные ходы с конечными расширениями - альвеолярными мешками и альвеолами, в к-рых происходит газообмен (рис. 1).

Рис. 1. Схемы строения лёгких: 1- саламандры; 2 - ящерицы; 3 - черепахи (а, б, в, г - бронхи с 1-го по 4-й порядок); 4 - птицы (а - места перехода бронхов в воздушные мешки, б - главный бронх, в - вторичные бронхи, •? - пара- бронхи); 5 - млекопитающего (я - бронх, 6 - бронхиола, в - альвеолярный ход, г - альвеолярные мешки с альвеолами).

Альвеолярные ходы и мешки, отходящие от одной конечной бронхиолы, образуют ацинус Л. Группы ацинусов, объединяясь посредством соединит, ткани, образуют дольки Л., а те, в свою очередь, объединяются в доли Л., число к-рых в правом Л. всегда больше (до 6), чем в левом Л. (до 3).

Л. наз. также органы дыхания у нек-рых беспозвоночных животных: у лёгочных моллюсков - богато снабжённую кровеносными сосудами часть мантийной полости, служащую для возд. дыхания; у голотурий водными Л. наз. ветвистые выросты клоаки, несущие дыхат. функцию; у ряда паукообразных Л. наз. мешкообразные, заполненные листовидными выростами полости - производные жаберных ножек. См. также Газообмен, Дыхание.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Основы сравнительной анатомии позвоночных животных, 4 изд., М., 1947; Масенов Т. М.,. Биодинамика легких у млекопитающих, А.-А., 1968. Т. М. Масенов.

У человека Л.- парные органы дыхания, расположенные в грудной полости. Имеют форму половины конуса с закруглённой верхушкой и вогнутым по форме диафрагмы основанием (рис. 2).

Рис. 2. Бронхиальная система взрослого человека. Вид сзади: 1- дыхательное горло; 2 - верхушка правого лёгкого; 3 - бронхи верхней доли; 4 - правый бронх; 5 - бронхи средней доли; 6 - основание лёгкого; 7 - бронхи нижней доли; 8 -- левый бронх; 9 - бронхи нижней части нижней доли; 10 - бронхи верхней части нижней доли; 11 - верхушка левого лёгкого; 12 - бронх верхней доли.

Внутренняя, или медиальная, поверхность Л. обращена к сердцу; на ней находятся т. н. ворота Л., где в него вступают гл. бронх, лёгочная артерия, выходят лёгочные вены, располагаются лимфа- тич. узлы, собирающие лимфу из лёгкого, нервное сплетение, бронхиальные артерии и вены.

Кверху и кзади от ворот к левому Л. прилежит аорта. При дыхании наименьшей подвижностью обладает верхушка Л. Нижний край Л. опускается и поднимается на 1-2 см при обычном дыхании и на 6-10 см при форсированном дыхании. Ткань Л. мягкая и вместе с тем упругая, эластичная. Правое Л. короче, но шире левого. Левое Л. состоит из верхней и нижней, а правое из верхней, средней и нижней долей, между к-рыми имеются более или менее глубокие щели. В каждом Л. выделяют по 10 бронхолёгочных сегментов; это - участки лёгочной паренхимы, снабжённые самостоят, бронхом и ветвью лёгочной артерии. На границе сегментов проходят сегментарные вены, здесь нет крупных артерий и бронхов. Сегменты имеют форму неправильных конусов или пирамид с верхушками, направленными к воротам Л. Сегменты подразделяются на дольки (в каждом Л. их ок. 1000) вые. от 9 до 27 мм в зависимости от того, располагаются они на поверхности или в глубине органа. Внутридольковые бронхи разделяются на бронхиолы, к-рые, в свою очередь, продолжают ветвиться вплоть до респираторных бронхиол, переходящих в альвеолярные ходы. Эти ходы сообщаются с 2-4 альвеолярными мешочками. Группы связанных альвеолярных ходов считаются структурными единицами Л.- ацинусами. В дольке примерно 96 ацинусов, а всего в обоих Л. их ок. 800 тыс. и св. 700 млн. альвеол. Площадь дыхат. поверхности изменяется от 30 м2 до 100 м2 (при глубоком вдохе). Каждое Л. покрыто плеврой; в плевральной полости содержится небольшое кол-во жидкости, что обеспечивает скольжение Л. в грудной полости при дыхат. движениях.

Венозная кровь поступает в Л. через лёгочную артерию - ветвь лёгочного ствола, исходящую из правого желудочка сердца. Лёгочная артерия ветвится, как и бронхи. Концевые артериолы распадаются на капилляры, к-рые проходят в межальвеолярных перегородках и оплетают альвеолы. Стенки последних образованы дыхат. эпителием, по поверхности к-рого тянутся эластичные волокна. Здесь кровь обогащается кислородом, отдавая двуокись углерода.

Иннервация осуществляется симпатическими (проводят импульсы, вызывающие расширение бронхов и сужение сосудов) и парасимпатическими (вызывают сужение бронхов, усиливают секрецию бронхиальных желез, расширяют кровеносные сосуды) нервными волокнами. Через Л. также выделяется жидкость и нек-рые газообразные продукты; Л. участвуют в поддержании постоянной темп-ры тела, в регуляции свёртывания крови, в обмене белков, жиров и углеводов, в защите организма от попадающих из воздуха бактерий (вырабатывают иммунные антитела). Наиболее частыми заболеваниями являются воспаление лёгких, опухоли, эмфизема лёгких, туберкулёз. Я- О. Ольшанский.

ЛЁГКИЕ МЕТАЛЛЫ, металлы, обладающие малой плотностью (табл.). Л. м. широко распространены в природе (более 20% по массе). Вследствие высокой хим. активности они встречаются только в виде весьма прочных соединений. Начало развития металлургии Л. м. относится к сер. 19 в. Осн. способы получения Л. м.- электролиз расплавл. солей, металлотермия и электротермия. Л. м. применяются гл. обр. для произ-ва лёгких сплавов. Важнейшие Л. м.- алюминий, магний, титан, бериллий, литий.



















Название

Химический знак

Атомный номер

Плотность при 20 °С,

кг /м3





Литий . .

Li

3

534





Бериллий

Be

4

1847,7





Натрий . .

Na

11

968,4





Магний

Mg

12

1739





Алюминий

Al

13

2698,9





Калий . .

К

19

862





Кальций

Ca

20

1540





Титан . .

Ti

22

4505





Рубидий

Rb

37

1532





Стронций

Sr

38

2630





Цезий . .

Cs

55

1900





Барий . .

Ba

56

3760




















Лит.: Беляев А. И., Металлургия легких металлов, 6 изд., М., 1970.

ЛЁГКИЕ СПЛАВЫ, конструкц. сплавы на основе алюминия, магния, титана, бериллия (см. Алюминиевые сплавы, Магниевые сплавы, Титановые сплавы, Бериллиевые сплавы). Л. с. характеризуются более высокой удельной прочностью (отношение показателей прочности к плотности материала), чем, напр., конструкц. сплавы на основе железа или никеля. Так, при одинаковом пределе прочности (~450 Мн/м2) дуралюмин втрое легче котельной стали, т. е. его удельная прочность примерно в 3 раза выше. Л. с. широко применяются в самолётостроении, ракетостроении, судостроении, транспортном машиностроении, приборостроении, химическом аппаратострое- нии, автомобилестроении, электротехнике, строительстве, ядерной энергетике, а также для производства бытовых изделий.

ЛЁГКИЙ БЕТОН, общее название большой группы бетонов с объёмной массой менее 1800 кг/м3. К ней относятся бетоны на пористых заполнителях и ячеистые бетоны. В совр. строительстве бетоны на пористых заполнителях широко применяются при изготовлении сборных бетонных и железобетонных конструкций и изделий с целью уменьшения веса конструктивных элементов и улучшения теплотехнических свойств ограждающих конструкций. Ячеистые бетоны используются в основном для изготовления ограждающих элементов зданий и теплоизоляции. См. Бетон.

ЛЕГКОВЕСНЫЕ ОГНЕУПОРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, имеют общую пористость 45% и более при кажущейся плотности 150- 1500 кг/м3. Изготовляются шамотные, динасовые, высокоглинозёмистые, корундовые, цирконистые и др. Л. о. и. Осн. способы произ-ва: добавление в шихту веществ, выгорающих при обжиге и образующих поры в изделиях (опилок, лигнина, кокса и др.); получение пористого сырца, подвергаемого затем сушке и обжигу, путём смешивания суспензии из огнеупорных порошков с пеной (пено- легковесные изделия) или добавления к суспензии газообразующих веществ (хим. способ). Теплопроводность Л. о. и. зависит от пористости и обычно в 2-5 раз меньше, чем у изделий обычной плотности. Применяются в нагревательных, обжиговых печах и др. тепловых агрегатах как эффективная теплоизоляция в промежуточных и внешних слоях огнеупорной кладки, а также в качестве рабочего слоя футеровки, если она не подвергается воздействию расплавов и нет опасности механич. повреждений.

Лит.: Мамыкин П. С., Стрелов К. К., Технология огнеупоров, 2 изд., М., 1970.

ЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 чел. (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4-5-местные Л. а. с закрытыми кузовами.

В СССР Л. а. классифицируются по рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый Л. а. до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой св. 3,5 л. Пром-сть СССР выпускает автомобили всех четырёх классов в соответствии с перспективным типажом на 5-10 лет. За рубежом Л. а. с рабочим объёмом двигателя до 0,85 л наз. микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л - малолитражным автомобилем.

Каждый класс Л. а. может быть также охарактеризован весовыми параметрами, габаритными размерами, ср. эксплуатационными показателями. Совр. уровень конструкции Л. а. характеризуется данными табл. (стр. 254).

В зависимости от расположения двигателя и привода ведущих колёс различают конструктивные компоновки Л. а.: двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса задние; двигатель в передней части автомобиля, ведущие колёса передние; двигатель в задней части автомобиля, ведущие колёса задние.

Кузова Л. а. в большинстве случаев несущего типа, цельнометаллич., сварные.

Л. а. выпускаются с кузовами различных типов (рис.): седан-четырёхдверный закрытый кузов с2 или 3 рядами сидений; лимузин - то же, но с внутр. перегородкой (между передними и задними

Основные показатели современных легковых автомобилей

(средние данные)






















Показатели

Класс





особо

малый

малый

средний

большой





Рабочий объём цилиндров двигателя, л

до 1,2

1,2-1,8

1,8-3,5

св. 3,5





Мощность двигателя , кет

22,1-36,8

36,8-73,6

73,6-118

132-220





(л. с.)

(30-50)

(50-100)

(100-160)

(180-300)





База (расстояние между осями), мм

2000-2400

2400-2700

2700-2900

2900-3800





Сухая масса автомобиля, кг

600-850

850-1150

1150-1500

св. 1500





Максимальная скорость, км/ч

110-130

120-160

120-170

св. 170





Расход топлива, л/100 км . . .

6,0-8,0

8,5-10,0

11,0-14,0

14,0-20,0























сиденьями); купе - двухдверный закрытый кузов; кабриолет - то же, что и седан, но с открывающейся крышей; фаэтон - четырёхдверный кузов с мягким открывающимся верхом; универсал - закрытый кузов, имеющий, помимо боковых, ещё и заднюю дверь, задние сиденья складывающиеся, что позволяет увеличить ёмкость кузова для размещения багажа. Распространены двухдверные кузова со скошенной задней стенкой и вделанной в неё дополнит. третьей дверью, что позволяет использовать Л. а. и как грузопассажирский. На базе Л. а. выпускаются разнообразные специализированные автомобили: такси, санитарные, почтовые, спортивные и др.

Как правило, Л. а. оснащаются поршневыми карбюраторными двигателями внутр. сгорания. Отд. фирмы устанавливают дизельные двигатели, а также ротор- нс-поршневые (см. Ванкеля двигатель). В ряде стран предполагается завершение разработок и серийный выпуск Л. а. с электрич. двигателем. В трансмиссии гл. обр. используются однодисковые сухие сцепления, четырёх-пятиступенчатые коробки передач, шестерёнчатые главные передачи с гипоидным зацеплением. Нек-рые автомобили выпускаются с авте- матич. коробками передач. Осн. тип передней подвески - независимая ры- чажно-пружинная подвеска, задняя подвеска в большинстве случаев зависимая с упругими элементами в виде рессор или пружин. Тормозные системы - с гидравлич. приводом. Колёсные тормоза колодочные или дисковые - с автоматич. регулировкой.

В новых моделях Л. а. повышаются динамич. и экономич. качества, увеличивается их макс, скорость, сокращается время, затрачиваемое на разгон, повышается эффективность действия тормозов, комфортабельность и облегчается управление. Большое внимание уделено повышению безопасности конструкции, снижению токсичности отработавших газов двигателя, снижению уровня шума, внешним формам и качеству покраски, а также лучшему приспособлению Л. а. для туристских поездок (решётчатые багажники, устанавливаемые на крыше, откидывающиеся спинки переднего сиденья и т. п.). Некоторые Л. а. оборудуются приспособлениями для буксировки лёгких одноосных прицепов (прицепа-дачи, прицепа для перевозки лодки и др.). Л. а. оснащаются различным оборудованием, предотвращающим травмирование водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия (см. Безопасный автомобиль).

Наибольшая интенсивность эксплуатации у автомобилей-такси. Их годовой пробег в СССР составляет в среднем ок. 80 тыс. км, у Л. а., используемых для служебных целей,- 30-40 тыс. км, у автомобилей личного пользования - ок. 8 тыс. км.

В 1971 в СССР выпущено 529 тыс. Л. а. (5,5 тыс. в 1