БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ит, к-т "Народной воли", организовавший ряд покушений на царя Александра II, в т. ч. взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 и цареубийство 1 марта 1881 (см. Первомартовцы).

В 19 в. в столице продолжала развиваться пром-сть. Появились новые ме- таллообрабат. предприятия: в 1801 из Кронштадта был переведён чугунолитейный и металлич. з-д (с 1868 - Пути- ловский, ныне Кировский), в 1825 основан Александровский механический завод и др. На 'первом месте в дореформенном Петербурге стояло текстильное произ-во. После крестьянской реформы 1861 экономика столицы стала быстро развиваться по капиталистич. пути. Значительно расширились и реконструировались многие старые фабрики и заводы, открылись новые предприятия: Невский судостроит. и механич. з-д (1860), маши- ностроит. з-д Нобеля (1862), Обуховский сталелитейный з-д (1863) и др. Металлообрабатывающая промышленность оттеснила текстильную, получили развитие новые отрасли - химическая, бумажная, деревообделочная. К железным дорогам, построенным в дореформенное время (Петербург - Царское Село в 1837, Петербург - Москва в 1843-51), добавились новые, связавшие столицу с важнейшими экономич. центрами страны (Варшавская, Северная, Балтийская, Финляндская ж. д.). Уже в 18 в. в Петербурге закладывается начало гор. х-ва. В 1803 организованы пожарные команды. В 1832 настланы торцовые мостовые на Невском проспекте, а затем на набережных и на др. улицах появились булыжные мостовые, с нач. 70-х гг. 19 в.- асфальт. В 1835 установлены уличные газовые фонари, в 1873 их заменило эле- ктрич. освещение, с 1860- водопровод. До сер. 19 в. осн. видом транспорта были извозчики, в 1847 появились маршрутные обществ, кареты, в пригороды ходили дилижансы. В 1848 организована перевозка пассажиров пароходами по Неве. В 1905-07 построена первая очередь трамвайной линии, с 1907 начали курсировать первые автобусы. Во 2-й половине 19 в. появились телефон, телеграф. Росло население города: в 1853 в нём было ок. 0,5 млн. жит., в 1900- ок. 1,5 млн., в 1917-2,5 млн. жит. Особенно быстро увеличивалась численность рабочего класса: в 1861 на предприятиях Петербурга было занято 20 тыс. рабочих, в 1890- ок. 150 тыс., в 1900- 260 тыс., в 1917- ок. 500 тыс. рабочих. Большое число рабочих-металлистов (40%), наиболее сознательной и организованной части рабочего класса, и высокая концентрация произ-ва (на предприятиях с количеством рабочих св. 500 чел. в Петербурге в 1914 было занято 70% рабочих, тогда как по всей России - 56% ) обеспечили петерб. пролетариату авангардную роль в росс, революц. движении. Уже в 1870-х гг. в столице произошло ок. 90 стачек и рабочих волнений. В 1878 в Петербурге образовался "Северный союз русских рабочих" (основатели - рабочие В. Обнорский и С. Н. Халтурин), включивший в свою программу требование политич. борьбы. В 1880-х гг. в Петербурге возникли первые марксистские организации: группа Д. Н. Бла- гоева (1883), связанная с группой "Освобождение труда", "Товарищество Санкт-Петербургских рабочих" П. Г. То- чисского (1885), группа М. И. Брусне- ва (1889), способствовавшие развитию классового самосознания петербургского пролетариата. С сер. 1890-х гг. ведущая роль в революц. движении перешла к рабочему классу. Созданный В. И. Лениным Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего классам (1895) начал осуществлять соединение социализма с рабочим движением. Наиболее крупной быля стачка текстильщиков (1896), названная Лениным "промышленной войной". В годы революц. подъёма 1901-04 действовала "искровская" группа, летом 1902 образовался Петерб. к-т РСДРП, возросло количество стачек. 7 мая 1901 произошло столкновение бастующих рабочих Обуховского з-да с полицией и войсками (см. Обуховская оборона 1901); в марте 1902 рабочие участвовали в крупной политич. демонстрации на Невском проспекте.

Видную роль сыграл Петербург в Революции 1905-07. Всеобщая забастовка петерб. рабочих в начале янв. 1905, возглавленная Петерб. к-том РСДРП, явилась "... непосредственным прологом революционных событий" (Л е н и н В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 224). Расстрел Девятого января 1905 мирной демонстрации рабочих, шедших к Зимнему дворцу с петицией, стал началом первой бурж.-демократич. революции в России. По размаху стачечного движения город занимал первое место в стране: в 1905-07 в столице и губернии бастовало св. 1,1 млн. чел., только в 1905 произошла 1861 забастовка с 627 тыс. участников. Петербург вместе с Москвой был зачинателем Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905, в ходе к-рой образовался Петерб. совет рабочих депутатов. С ноября 1905 до кон. 1906 здесь на нелегальном положении жил В. И. Ленин, к-рый непосредственно руководил работой ЦК РСДРП и первой легальной газетой большевиков "Новая жизнь*. В гарнизоне и на флоте действовала Военная орг-ция при Петерб. к-те большевиков. Кронштадтские восстания 1905 и 1906 и Свеаборгское восстание 1906 были поддержаны забастовками петерб. рабочих. На выборах во 2-ю Гос. думу (1907) по рабочей курии были избраны выборщики, рекомендованные Петерб. к-том РСДРП.

Революц. стойкость рабочих не сломили годы реакции, наступившие после поражения Революции 1905-07. Под руководством большевиков пролетариат столицы вступил в борьбу в годы нового революционного подъёма 1910-14. . Осенью 1912 рабочая курия Петербурга избрала в 4-ю Гос. думу большевика А. Е. Бадаева. Нарастало стачечное движение: в 1911 бастовало 11 тыс. рабочих, в 1912 и 1913-по 500 тыс., за 7 мес. 1914- св. 700 тыс. Рабочее движение носило наступательный и ярко выраженный по- литич. характер (стачки протеста против Ленского расстрела 1912, против суда над севастопольскими моряками, против отмены выборов в Гос. думу по рабочей курии, в годовщину "кровавого воскресенья" и т. п.). Ленин отмечал, что петербургские рабочие обнаружили "...громадную активность, откликаясь, как чуткий барометр, на все события, имеющие отношение к рабочему движению" (там же, т. 25,с. 422). Начало 1-й мировой войны 1914-18 привело к временному спаду рабочего движения, но уже с 1915 Петроград вновь стал ареной стачечных боёв (в 125 стачках участвовало 130 тыс. чел.). В 1916 в Петрограде было 352 стачки (27% всех стачек в стране) с участием более 300 тыс. рабочих (ок. 38% всех бастовавших в России).

Под влиянием революц. событий и пропаганды большевиков в рабочих демонстрациях участвовали солдаты. В кон. 1916 - февр. 1917 рабочие Петрограда под руководством большевиков развернули мощную стачечную борьбу. 25 февр. 1917 Рус. бюро ЦК РСДРП(б) призвало рабочих к открытой борьбе против царизма, а солдат - к союзу с революц. рабочими. В этот день забастовка стала всеобщей, а на следующий - переросла в восстание. На сторону революции перешёл петроградский гарнизон. К вечеру 27 февр. город был в руках восставших. К восстанию в Петрограде примкнула вся страна, армия. Николай II 2 марта был вынужден отречься от престола. С первых дней после победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 Петроград стал местопребыванием двух органов власти: бурж. Временного пр-ва и органа революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства - Петрогр. совета рабочих и солдатских депутатов. В период февраль-октябрь 1917 в Петрограде происходили все важнейшие события общегосударственного значения. 3(16) апреля сюда возвратился из эмиграции В. И. Ленин; здесь состоялись 7-я Всероссийская (Апрельская) конференция РСДРП, утвердившая ленинскую программу развития революции; произошли демонстрации трудящихся, вызвавшие апрельский кризис 1917 и июньский кризис 1917 Временного пр-ва, состоялся 1-й Всероссийский съезд Советов (июнь). После июльских дней 1917 мирный период революции кончился, власть полностью захватила контрреволюц. буржуазия. В Петрограде происходил 26 июля - 3 авг. (8-16 авг.) полулегально 6-й съезд РСДРП(б), нацеливший партию и пролетариат на во- оруж. восстание. По призыву большевистской партии петрогр. рабочие в августе 1917 выступили против контрреволюц. мятежа генерала Л. Г. Корнилова. Разгром корниловщины ускорил революц. мобилизацию масс, оживил и укрепил Советы. К началу сентября Петроградский совет прочно стал на большевистские позиции. 10(23) окт. состоялось историч. заседание ЦК РСДРП(б), на к-ром по докладу Ленина была принята резолюция о вооружённом восстании. 12(25) окт. был образован Военно-революц. к-т при Петрогр. совете, ставший штабом восстания. В соответствии с ленинским планом вооружённого восстания революц. силы - Красная Гвардия, революц. солдаты и матросы - под руководством большевиков овладели важнейшими правительств, учреждениями и стратегич. пунктами (см. Великая Октябрьская социалистическая революция, Октябрьское вооружённое восстание в Петрограде). В ночь на 26 окт. (8 нояб.) штурмом был взят Зимний дворец и арестовано бурж. Врем, пр-во. 2-й Всеросс. съезд Советов 26 окт. (8 нояб.), к-рый принял историч. постановление о переходе всей власти в Центре и на местах к Советам, принял ленинские декреты о мире и о земле, создал первое в истории рабоче-крест. пр-во - Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным. 31 окт. (13 нояб.) рево- люц. солдаты и рабочие у Пулковских высот разгромили контрреволюц. войска Керенского - Краснова (см. Керенского - Краснова мятеж 1917), двумя днями раньше был подавлен мятеж юнкеров в самом городе. После победы вооружённого восстания в столице началось триумфальное шествие Сов. власти по всей России. Рабочие Петрограда принимали активное участие в борьбе за установление Сов. власти в различных районах страны. Ленин высоко оценивал роль питерских рабочих в победе Октябрьской революции.

С 26 окт. (8 нояб.) 1917 по 10 марта 1918 Петроград являлся столицей Сов. гос-ва. 10-18 (23-31) янв. 1918 здесь проходил 3-й Всеросс. съезд Советов, принявший Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В февр. 1918 Петроград стал местом формирования первых регулярных частей Красной Армии.

6-8 марта 1918 в Петрограде состоялся 7-й съезд РКП(б), к-рый одобрил выход России из войны и подписание Брестского мира 1918. В самые критич. моменты Гражданской войны и иностр. интервенции 1918-20 ЦК РКП(б) и Ленин обращались непосредственно к петрогр. рабочим. Весной 1918 в ответ на ленинское письмо "О голоде" 20 тыс. питерских рабочих в составе продотрядов отправились в деревню. В нач. 1919, отвечая на обращение Ленина, тысячи рабочих Петрограда отбыли на Вост. фронт для борьбы против войск Колчака. Только с апр. 1918 по апр. 1919 на все фронты Гражданской войны ушло 170 тыс. петроградцев. Весной и осенью 1919 коммунисты и все рабочие в возрасте от 18 до 40 лет вместе с частями Красной Армии остановили наступление войск ген. Н. Н. Юденича (см. Петроградская оборона 1919). За героизм и самоотверженность питерского пролетариата в Гражданской войне 7-й Всеросс. съезд Советов 5 дек. 1919 наградил Петроград орденом Красного Знамени. В 1920 петрогр. пролетариат (88 тыс. чел.) под руководством парт, орг-ции (22 тыс. чел.), преодолевая большие трудности, приступил к восстановлению фабрик и заводов. При активном участии рабочих города был ликвидирован Кронштадтский пн- тисоветский мятеж 1921, спровоцированный империалистами и белогвардейцами. После смерти Ленина 2-й съезд Советов СССР по просьбе трудящихся города переименовал Петроград в Ленинград. В дни ленинского призыва 1924 ок. 32 тыс. ленингр. рабочих вступило в РКП(б). В восстановит, период с 1921 по 1925 пром-сть Л. увеличила выпуск продукции почти в 4 раза. Участвуя в выполнении ленинского плана электрификации России (ГОЭЛРО), ленинградцы помогали сооружать и оснащать оборудованием первенец сов. гидроэнергетики- Волховскую ГЭС, развернули произ-во первых в стране гидрогенераторов и гидротурбин. К 1 мая 1924 с з-да "Красный путиловец" вышел первый трактор сов. произ-ва, летом 1925 з-д им. К. Маркса освоил произ-во шерстоткацких станков, в октябре 1925 со стапелей Балт. судостроительного з-да был спущен на воду первый сов. лесовоз. Под руководством парт, орг-ции [первый секретарь обкома ВКП(б) в 1926-34 С. М. Киров] ленинградцы внесли большой вклад в осуществление программы индустриализации страны и коллективизации с. х-ва. В 1927 выпуск пром. продукции достиг уровня 1913, при этом электротехническая пром-сть превзошла довоенный уровень в 3,5 раза (64% всей продукции электропром-сти СССР). Л. превратился в осн. базу машиностроения, в арсенал социалистич. индустриализации. Рабочие Л., особенно комсомольцы, были Застрельщиками массового социалистич. соревнования, многие его формы родились в Л. В 1928 на текстильной ф-ке "Равенство" была создана первая в стране ударная бригада (в кон. 1929 в Л. их стало св. 2 тыс.). 5 марта 1929 рабочие "Красного выборжца" обратились через газ. "Правда" ко всем предприятиям СССР с призывом включаться в социалистич. соревнование. В 1930 коллектив машино- строит. з-да им. К. Маркса выступил инициатором встречного планирования, в 1931 на чугунолитейном з-де им. В. И. Ленина была создана первая хозрасчётная бригада, в кон. 1931 ленинградцы выступили инициаторами техпромфинпла- на. 1-й пятилетний план (1929-32) пром-сть Л. выполнила в 3 года. Выпуск валовой продукции увеличился в 3 раза и в 4,3 раза превысил объём 1913. 72% всей пром. продукции Л. давала тяжёлая индустрия. В годы 1-й пятилетки было освоено более 200 новых видов изделий. В апр. 1931 Ижорский з-д выпустил первый отечеств, блюминг.

Ленинградцы участвовали в строительстве и оснащении . Днепрогэса, канала Москва - Волга, Магнитогорского и Кузнецкого металлургических комбинатов, Московского метрополитена, в освоении нефтяных р-нов "Второго Баку", помогали наладить произ-во тракторов в Харькове, Сталинграде и Челябинске, легковых автомобилей в Москве и Горьком, блюмингов в Краматорске и на Уралмашзаводе, турбин - в Харькове. Парт, орг-ция города направила более 4,6 тыс. ленинградцев на колхозное стр-во (см. Двадцатипятитысячники). Одним из зачинателей стахановского движения в лёгкой пром-сти стал рабочий ленинградской ф-ки "Скороход" Н. Сме- танин. Наряду с реконструкцией старых предприятий, в довоенные годы в Л. вводились в строй новые фабрики и заво'ды: Невский химический комбинат, гидролизный з-д, ф-ка технических' сукон им. " Комсомольской правды ", искусственно • го волокна, художественных красок, "Ленстанколит", станкостроит. з-д им. Ильича и др.

В 1940 объём производства в Л. превысил уровень 1913 в 12,3 раза, его фабрики и заводы выпускали продукции больше, чем вся пром-сть дореволюц. России. Только за один 1940 был освоен выпуск 235 новых видов турбин, дизелей, станков, сложных аппаратов и др. изделий, не выпускавшихся ранее в стране (всего за 1929-41 освоен выпуск св. 2 тыс. видов новой продукции).

К 1941 на предприятиях работало св. 800 тыс. рабочих. Благодаря технич. реконструкции произ-ва каждый из них в среднем производил продукцию 4-5 дореволюц. рабочих.

В годы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45 под руководством парт, орг-ции [секретарь обкома и горкома ВКП(б) А. А. Жданов, секретарь горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов] ленинградцы показали образцы мужества и героизма. К июню 1941 парт, организация Л. насчитывала св. 153 тыс. коммунистов, за время войны в партию было принято св. 51,5 тыс. чел. До 70% коммунистов и 90% комсомольцев Л. сражались на фронтах. С 10 июля 1941 развернулась Ленинградская битва 1941-44. Около 500 тыс. ленинградцев под огнём противника строили оборонительные рубежи. 200 тыс. чел. вступили в нар. ополчение. Для борьбы с диверсантами к июлю были созданы истребительные батальоны (17 тыс. чел.). В городе действовало 35 батальонов МПВО (20 тыс. чел.). Ленинградцы входили в состав 200 партиз. отрядов и 125 парт, подпольных групп, действовавших на временно оккупированной терр. Ленингр. обл.

В июне - августе из Л. были эвакуированы 70 крупных пром. предприятий, н.-и. институты, высшие уч. заведения, св. 2/з наиболее ценного промышленного оборудования, культурные ценности. Оставшиеся предприятия перестроились на воен. лад. За годы войны пром-сть освоила до 200 новых видов оборонной продукции, было построено и отремонтировано 2 тыс. танков, 1500 самолётов, тысячи морских и полевых орудий, много боевых кораблей; изготовлено 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, ок. 10 млн. снарядов и мин.

4 сентября 1941 начался арт. обстрел Л. 8 сентября вражеская авиация совершила первый массированный налёт, в тот же день нем.-фаш. войска, захватив г. Шлиссельбург, полностью блокировали город. Героич. оборона Л. продолжалась 872 дня. За это время противник обрушил на город более 5 тыс. фугасных и 100 тыс. зажигат. бомб, ок. 150 тыс. арт. снарядов. Авиацией и артиллерией врага было разрушено св. 3 тыс. и повреждено св. 7 тыс. зданий. Снабжение города осуществлялось с 12 сент. 1941 под огнём противника по Ладожскому озеру, а с 16 нояб., с прекращением навигации, - лишь самолётами гражданского воздушного флота. Со 2 сентября 1941 прод. паёк населению сокращался 4 раза, с 20 нояб. по 25 дек. 1941 он был наименьшим (250 г хлеба рабочим, 125 г служащим, иждивенцам и детям). В результате блокады от голода умерло 641803 чел., св. 17 тыс. чел. погибло при бомбёжках и арт. обстрелах.

В период блокады ленинградцы повседневно ощущали поддержку и заботу всей страны. Большое внимание осаждённому городу уделяли ЦК ВКП(б), Гос. к-т обороны, Сов. пр-во. 22 нояб. открылась автомобильная дорога по льду Ладожского озера (см. "Дорога жизни"). В февр. 1942 хлебный паёк увеличился в 2 раза. В янв.- нояб. 1942 по "Дороге жизни" было эвакуировано ок. 1 млн. ленинградцев. Летом 1942 через трубопроводы, проложенные по дну Ладожского оз., в Л. начало поступать горючее; осенью 1942 по подводному кабелю Л. получил ток Волховской ГЭС. После прорыва блокады (18 янв. 1943) по вновь построенной жел. дороге в Л. пошли поезда с продовольствием, боеприпасами и сырьём. К 27 янв. 1944 Л. был полностью освобождён от блокады; противник отброшен от города на 65-100 км. Указом Президиума Верх. Совета СССР от 22 дек. 1942 учреждена медаль "За оборону Ленинграда", к-рой награждено ок. 930 тыс. чел. За мужество и отвагу в условиях блокады и борьбы против фаш. захватчиков 26 янв. 1945 Л. был награждён орденом Ленина. К 30-летию ВЛКСМ (1948) орденом Красного Знамени награждена ленингр. комсомольская орг-ция. Уроженцам Л.- С. М.Богданову, В. М. Голубеву, В. Н. Осипову и Е. П. Фёдорову - присвоено звание дважды Героя Сов. Союза.

Работы по восстановлению Л. начались сразу после снятия блокады. 29 марта 1944 Гос. к-т обороны принял решение о первоочередных мерах помощи Л. По призыву парт, орг-ции в Л. развернулось движение за овладение второй, строит, профессией. На восстановлении города ленинградцы добровольно отработали в воскресные дни ок. 50 млн. час. К 1947 трудящиеся в основном восстановили довоен. облик города. Пром-сть Л. к 1949 достигла довоен. уровня, а к концу 5-й пятилетки (1955) объём пром. продукции увеличился по сравнению с 1940 в 2,3 раза. В годы семилетки (1959-65) ленингр. пром'-сть выпустила более 6 тыс. новых образцов пром. продукции. В сент. 1959 на ходовые испытания вышел построенный на Адмиралтейском з-де с помощью 500 предприятий СССР первый в мире атомный ледокол "Ленин".

21 июня 1957 в связи с 250-летием города Л. награждён вторым орденом Ленина, в ознаменование историч. даты учреждена медаль "В память 250-летия Ленинграда". Указом Президиума Верх. Совета СССР от 8 мая 1965 городу-герою Л. вручена медаль "Золотая Звезда". К 50-летней годовщине Сов. власти 4 нояб. 1967 Л. награждён орденом Октябрьской Революции.

В 1967 пром-сть Л. выпустила продукции в 65,6 раза больше, чем в 1913, и в 3 раза превысила уровень промышленного произ-ва дореволюц. России. За 8-ю пятилетку (1966-70) валовая продукция пром-сти Л. возросла на 35,3%. Претворяя в жизнь решения 24-го съезда КПСС, ленинградцы успешно выполняют задания 9-го пятилетнего плана. Большую роль в их трудовых успехах играет ставшее традиционным социалистич. соревнование с трудящимися Москвы.

Экономический очерк. В системе нар. х-ва СССР Л. занимает исключительно важное место; это второй после Москвы пром. центр Сов. Союза, ведущий центр научно-технич. прогресса, школа пром. кадров, поставщик средств технич. перевооружения отраслей народного хозяйства СССР.

Промышленность. В послевоенные годы во всё возрастающих масштабах осуществлялся процесс реконструкции пром-сти; важнейшими его направлениями были непрерывное повышение уровня концентрации произ-ва, углубление и совершенствование специализации, развитие внутриотраслевого и межотраслевого кооперирования, постоянная модернизация пром. оборудования и т. д. Неуклонно возрастает роль города в освоении наиболее сложных и новых для Сов. Союза произ-в. Только за 1966-70 создано 2649 новых образцов пром. продукции. Благодаря непрерывному повышению уровня технич. оснащённости предприятий рост объёма произ-ва в пром-сти Л. в течение длит, времени происходит почти полностью за счёт повышения производительности труда. Доля Л. в общей стоимости пром. продукции СССР составляет (1972) 2,9%; по ряду произ-в (турбин, дизелей, электрооборудования и др.) уд. вес Л. достигает 25-100%. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение (даёт ок. 40% промышленной продукции города), выделяются: судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, электронная и радиотехнич. пром-сть, станкостроение. Половина рабочих Л.- металлисты. Одна из главных особенностей машиностроения - преобладание и исключительное разнообразие сложных отраслей и сравнительно невысокая (вдвое меньшая, чем в среднем по РСФСР) металлоёмкость. Л.- один из гл. центров судостроения страны. На Балтийском, Адмиралтейском и др. заводах строятся суда различных типов- мощные танкеры, рефрижераторы, ледоколы и пр. Известна продукция машиностроительных предприятий - "Электросилы" им. С. М. Кирова, Металлич. з-да им. 22-го съезда КПСС, Невского машиностроит. завода им. В. И. Ленина, "Русского дизеля". Освоено произ-во паровых турбин мощностью 800 тыс. кет, гидравлических - св. 500 тыс. кет, газовых - 100 тыс. кет. Среди важнейших предприятий - з-ды электротехнич., радиотехнич. и электронной пром-сти, выпускающие высоковольтное оборудование, изделия электровакуумной пром-сти и др. ("Электроаппарат", "Светлана" и ряд др.). Развито разнообразное приборостроение. Из предприятий тяжёлого машиностроения наиболее крупные (реконструированные старые з-ды) - Кировский (см. Ленинградский Кировский завод) и Ижорский завод (в Колпино). Л. известен также станкостроением и производством оборудования для трикот., обувной, табачной, полиграфической и др. отраслей пром-сти. Ок. 6-7% пром. продукции города дают предприятия химической промышленности, освоившие производство многих новых изделий (различных синтетич. материалов, шин, ре- зино-технич. изделий и др.). Лёгкая и пищевая пром-сть Л. производит обувь, нитки, трикотаж, ткани из хим. волокон, папиросы и мн. др.; нек-рые предприятия этих отраслей относятся к числу крупнейших в стране (ф-ки" Скороход", "Красное знамя"). Осуществлена коренная реконструкция топливно-энер- гетич. х-ва Л. и его р-на. Одним из важнейших направлений развития энергетики было стр-во электростанций, использующих местные энергоресурсы - торф, горючие сланцы, гидроэнергию. Централизованное электроснабжение Л. обеспечивается Сев.-Зап. энергосистемой. За годы Советской власти в черте города сооружён ряд ТЭЦ; под Л. строится (1973) атомная электростанция (мощностью 2 млн. кет) и Северная ТЭЦ (0,5 млн. кет). Город получает также большое количество различного дальнепривозного топлива - донецкий, кузнецкий, печорский уголь, нефтепродукты Волго-Уральского и др. р-нов, сланцевый газ Кохтла-Ярве и Сланцев, природный горючий газ Украины, Коми АССР, Сев. Кавказа, Ср. Азии, поступающий через московское газовое кольцо по газопроводам Серпухов - Л. и Белоусово - Л. В топливном балансе Л. доля горючего газа непрерывно возрастает (30% в 1965, 36% в 1970); поставки газа увеличились с 1,8 млрд. м3 в 1960 до 7,2 млрд. м3 в 1972.

Транспорт. Л.- один из важнейших транспортных узлов СССР с большим разнообразием выполняемых им функций. В грузообороте узла 1-е место принадлежит железнодорожным перевозкам, 2-е - речным, 3-е - морским. Прибытие грузов в 3 раза превышает (по весу) отправление; завозятся в город гл. обр. минеральные строительные и лесные материалы, металлы, уголь, продовольствие; вывозятся преим. машины, изделия хим., лёгкой и др. отраслей пром-сти. Из города в разных направлениях идёт 12 ж.-д. линий: 8 к Ю. от Невы, 4 к С. от неё. Все пригородные ж.-д. участки электрифицированы. Л.- крупный речной порт, конечный пункт Волго-Балт. водного пути. Л.- мор. порт междунар. класса (см. Ленинградский морской порт). В И направлениях расходятся автомагистрали; автовокзалы обслуживают до Vio выезжающих изгородапассажиров. .Ленингр. аэропорт (второй по значению после Московского) ежедневно отправляет самолёты в 60 направлениях; протяжённость обслуживаемых им трасс превышает 100 тыс. км.

Торговля. В городе имеется ок. 3500 прод. и промтоварных магазинов. Розничный товарооборот в 1972 составил 4,7 млрд. руб (2,8% товарооборота Сов. Союза). За 1966-70 объём товарооборота розничной торговли возрос на 44%, в т. ч. по продаже продовольств. товаров на 30% и промтоваров на 65%. Намного выросло потребление товаров длит, пользования: холодильников, стиральных машин, пылесосов, телевизоров. В этот же период открыто 575 прод. и промтоварных магазинов, переведено на самообслуживание 252 магазина. В 1970 были введены в эксплуатацию 2 крупнейших в Л. универсама "Фрунзенский" и "Калининский" и в 1971 трети