БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

), предприятий по переработке рыбы (рыбную муку). В 1 кг этих кормов 0,7-1,2 кормовой единицы и 180-350 г переваримого протеина. Значение К. к. в кормлении зависит от вида, возраста и продуктивности животных. Для жвачных животных, основу рационов к-рых составляют грубые и сочные корма, концентраты являются дополнительными и вводятся для повышения уровня общей и протеиновой питательности рационов. В рационах свиней и птицы К. к. составляют основу.

Лит. см. при ст. Корма. Л. П. Давыдова

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ, имеющий общий центр; концентрические окружности - окружности разного радиуса с общим центром.


КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПУЧОК, пучок проводящих тканей древесины и луба в стеблях и листьях некоторых папоротников и покрытосеменных растений. В К. п. луб со всех сторон окружает древесину (амфикрибральный пучок) или древесина полностью окружает луб (амфивазальный пучок). Ср. Коллатеральный пучок.



КОНЦЕПТИЗМ (исп. conceptismo, от concepto - мысль, понятие), стиль, возникший в лит-ре Испании в 17 в. Его основоположником считается поэт А. де Ледесма Буйтраго (1562-1623), автор сб. стихов "Духовные мысли" (1600). Принципы К., теоретически обоснованные в трактате Б. Грасиана-и-Моралеса (1601-58) "Остромыслие и искусство изощрённого ума" (1642), объявившего "остромыслие" единств, источником эстетич. наслаждения, нашли отражениев произв. Ф. де Кеведо-и-Вильегаса, Л. Белеса де Гевары и др. Для творчества писателей-концептистов, увлекавшихся формой нередко в ущерб содержанию, характерно создание искусственно усложнённых понятий; их приёмы - игра слов, изощрённые ассоциации, неожиданные сравнения, афористичность и т. п. Подобно гонгоризму, К. явился свидетельством кризиса ренессансного иск-ва Испании и формирования лит-ры барокко.

Лит.: Менендес Пидаль Р., Тёмный и трудный стиль культеранистов и кон-септистов, в его кн.: Избр. произв. Испанская литература средних веков и эпохи Возрождения, пер. с исп., М.. 1961. 3. И. Плавскин.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. соnсерtus - мысль, понятие), термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между ср.-век. реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.

Исторически К. возник как направление ранней схоластики (11-12 вв.), стремившееся сочетать осн. постулаты широко распространённого в то время неоплатоновского реализма (см. Неоплатонизм) с метафизикой аристоте-лизма, приобретавшей всё большее влияние среди представителей теологич. ортодоксии. В философии этого периода доминируют две осн. проблемы универсалий: онтологическая, поставленная Платоном,- о реальном (объективном) существовании общего (единого) "до и помимо" единичных вещей, и методологическая, поставленная Аристотелем,- об общем (едином) как основе доказательства. Классич. примером концептуалистского решения этих проблем считается теория универсалий П. Абеляра (заимствованная им по существу у Ибн Сыны), согласно к-рой универсалии существуют до сотворённой природы в божеств, разуме в качестве "концептов" бога и прообразов единичных вещей; универсалии существуют в единичных вещах как их реальное сходство или их тождественность прообразу (тождественное одному и тому же тождественно между собой); наконец, универсалии существуют после единичных вещей в уме познающего как результат абстрагирования сходных свойств в форме понятий. В поздней схоластике близкой к такой трактовке универсалий была позиция Иоанна Дунса Скота и в особенности Фомы Аквинского.

Схоластич. К. является по существу теистическим: общее не самосуще, как у Платона, и не сотворено в "вещном мире", как у Аристотеля; лежащее в основе доказательств фактическое единообразие природы и логоса уже предполагает общее (в божеств, разуме) как источник этого единообразия или как его форму (предустановленная гармония). Позднее, уже в новое время, когда интерес к указанным выше проблемам ослабевает и в филос. системах значит, место начинает занимать психологическая проблема образования общих понятий, К. постепенно утрачивает характер философско-теологич. доктрины и становится одним из принципов теории познания, согласно к-рому общее рассматривается только как результат абстракции.

См. также Универсалии.

Лит.: Виндельбанд В., Введение в философию, пер. с нем., М., 1908; Штекле А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912; Ю н г К. Г., Психологические типы, пер. с нем., М., 1924; История философии, т. 1, М., 1940; Рассел Б., История западной философии, пер. с англ., М., 1959; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в средние века, Избр. произв., пер. с польского. М., ?963, с. 410- 415. М.М.Новосёлов.



КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание, система), определённый способ понимания, трактовки к.-л. предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематич. освещения. Термин "К." употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности.



КОНЦЕРН (англ, concern), одна из наиболее развитых форм монополистич. объединений, характеризующаяся единством собственности и контроля. Преобладающая форма монополии в совр. развитых капиталистич. странах. Входящие в К. предприятия подчиняются контролю финанс. магнатов, возглавляющих его. Иногда в качестве руководящего органа К. создаётся спец. общество - т. н. держательская компания, владеющая контрольными пакетами акций разных компаний.

К. впервые возникли после 1-й мировой войны 1914-18 в Германии. Дальнейшее их развитие было обусловлено ростом новых форм концентрации произ-ва: комбинирования, прежде всего в чёрной и цветной металлургии, в переработке угля и нефти, хим. пром-сти. В 20-х гг. в США широкое распространение получили концентрация и централизация капитала. Причём последний процесс шёл по вертикали, т. е. состоял в объединении последовательных стадий обработки продукта, начиная от исходных видов сырья вплоть до выпуска готовых изделий разнообразного ассортимента.

После 2-й мировой войны 1939-45 в К. под влиянием научно-технич. революции и обострения неравномерности экономич. развития и конкурентной борьбы между капиталистич. монополиями появились новые черты: усиление их межотраслевого характера, связанное со специфич. условиями накопления капитала (диверсификация); рост научных и прикладных исследований, увеличение количества крупных науч. лабораторий и экспериментальных цехов и отделений. Значительно увеличилось в послевоен. годы число междунар. К. (см. Монополии международные).

Позиции К., обеспечивающие им решающие преимущества в острой конкурентной борьбе, обусловлены выгодой крупных масштабов комбинированного произ-ва, постоянным внедрением в произ-во новой техники и выпуском новых видов продукции, сосредоточением патентов, производств, секретов, различных видов накопленных технич. знаний, развитием самофинансирования и пр.

Бурж. апологеты пытаются представить К. как форму эффективной и прогрессивной организации. Однако деятельность К. наглядно показывает, как технич. прогресс при капитализме служит обогащению небольших групп крупных собственников и управляющих, как черты прогресса органически переплетаются с чертами застоя в экономич. развитии.

1970, гл. 6; Хмельницкая Е. Л., Очерки современной монополии, М., 1971.

Ю. Б. Кочеврин.



КОНЦЕРТ (нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, гармония, согласие, от лат. concerto - состязаюсь), муз. произведение, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К. для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для 2-4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента (без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты К.- блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. поли фонич. склада возник в Италии на рубеже 16-17 вв. Первые образцы инструментального К. появились в Италии же в кон. 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классич. тип инструментального К. сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в к-ром, в отличие от обычного сонатно-симфонич. цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция - сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная каденция. Бетховен в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития (5 К. для фп. с оркестром, К. для скрипки с оркестром, "тройной" К. для фп., скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности К.- "виртуозный", в к-ром господствует инструментальное "концертирова-ние", и "симфонизированный" с преобладанием симфонич. типа развития. В 19- 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К.- малой формы (концертштюк, концертино) и более развитый, подобный симфонич. поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К. для фп. с оркестром). Яркие образцы фп. концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного - Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного - А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре К. создали рус. композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд К. сов. композиторов - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Сов. композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд К. для нар. инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.

Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956: Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; ScheringA., Geschich-te des Instrumentalkonzerts bis auf die Ge-genwart, 2. Aufl., Lpz., 1927. Л.Н.Раабен.



КОНЦЕРТ, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды К.- музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художеств, чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористич. рассказы, пародии, цирковые номера и др.). В К. могут участвовать несколько исполнителей или один (сольный К.). В СССР К. организуют гастрольно-концертные объединения - Госконцерт, Союзконцерт, Росконцерт, Мос-концерт, республиканские и областные филармонии; в капиталистич. странах - частные предприниматели (импресарио, менеджеры).



"КОНЦЕРТ", условное наименование операции сов. партизан 19 сент.- 1 нояб. 1943 во время Великой Отечеств, войны 1941-45. Операция проводилась на оккупированной нем.-фашистскими войсками терр. Белоруссии, Карелии, Ленинградской и Калининской обл., Литвы, Латвии, Эстонии и Крыма, охватывавшей по фронту ок. 900 км (исключая Карелию и Крым) и в глубину св. 400 км. Она была тесно связана с предстоявшим наступлением сов. войск на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр. В операции участвовало 193 партизанских соединения (бригады и отд. отряды, всего св. 120 тыс. чел.); руководство осуществлял Центр, штаб пар-тиз. движения. Задачей операции "К." являлся вывод из строя больших участков ж.-д. путей с целью срыва воинских перевозок противника. Исходя из общего замысла операции, каждое партизанское соединение получило конкретную боевую задачу, включавшую подрыв рельсов, организацию крушений воинских эшелонов противника, разрушение дорожных сооружений, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и т. д. Были разработаны детальные планы боевых действий и налажено массовое обучение личного состава производству подрывных работ.

В связи с ухудшением метеорологич. условий сов. авиация к 19 сент. доставила партизанам лишь 50% запланированных боевых грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сент. Однако часть партиз. бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сент. нанесла удар по вражеским коммуникациям. Осн. масса партиз. соединений начала боевые действия в ночь на 25 сент. Разгромив охрану противника и овладев ж.-д. перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию ж.-д. полотна. Нем.-фаш. командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по жел. дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восста-новительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы. Но партизаны снова подрывали отремонтированные участки. В ходе ч К." только белорус, партизаны подорвали ок. 90 тыс. рельсов, пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 ж.-д. моста, разгромили 58 гарнизонов противника, убили и ранили св. 53 тыс. гитлеровцев. Операция "К." вызвала серьёзные осложнения в перевозках нем.-фаш. войск; пропускная способность жел. дорог снизилась на 35-40%. Это значительно затруднило нем.-фаш. командованию осуществление манёвра своими силами и оказало большую помощь наступающим сов. войскам. Операция "К." активизировала борьбу сов. народа против фаш. захватчиков на оккупированной терр.; в её ходе усилился приток местного населения в партиз. отряды.

Лит.: Советские партизаны, М., 1961; Мачульский Р. Н., Вечный огонь, 2 изд., Минск, 1969; Л и пил о П. П., КПБ - организатор и руководитель партизанского движения в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, Минск, 1959.

В. Н. Андрианов.



КОНЦЕРТИНО (итал. concertino, букв.- маленький концерт), 1) сочинение для солиста с сопровождением оркестра, предназначенное для концертного исполнения. От концерта отличается меньшими масштабами (за счёт краткости каждой из частей цикла или одночастности, одночастное К. нередко носит назв. концертштюк) или применением оркестра малого состава, напр, струнного. 2) Группа солирующих (концертирующих) инструментов в кончерто гроссо и концертной симфонии. 3) Пневматич. музыкальный инструмент- гармонь с хроматич. звукорядом без готовых аккордов. Изобретён в 1-й четв. 19 в. (патент Ч. Уитстона, Лондон, 1829). Существует 6 разновидностей К.- от пикколо до контрабаса. Размер самого распространённого вида - К.-прима- 150-180 мм. Корпус К. обычно шести-или восьмигранный. Диапазон 2-4 октавы. Применяется как сольный и оркестровый инструмент. К. наиболее распространён в Англии.



КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister), 1) первый скрипач оркестра, исполняющий скрипичные соло и иногда заменяющий дирижёра на репетициях. В 18 в. в инструментальных капеллах выполнял функции дирижёра. 2) Первый исполнитель одной из струнных групп оркестра (альтов, виолончелей, контрабасов). 3) Пианист, аккомпанирующий певцам во время их концертных выступлений и помогающий им разучивать свои партии.



КОНЦЕССИЯ (от лат. concessio - разрешение, уступка), договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хоз. объектов, принадлежащих гос-ву или муниципалитетам. В капиталистич. странах концессионерами преим. являются крупные монополии, использующие К. для получения монопольно высоких прибылей. В эпоху империализма широкое развитие получили междунар. К., используемые империалистич. державами для обеспечения себя сырьевыми ресурсами и для сохранения экономич. влияния в развивающихся странах. Примером таких К. являются нефт. К. империалистич. монополий в странах Бл. Востока и Сев. Африки. Отличительная черта этих К., особенно тех из них, к-рые были получены до 2-й мировой войны 1939-45 или в первые послевоен. годы, - огромные размеры охватываемых ими площадей и длительные сроки. Так, К. на Бахрейне, в Договорном Омане, Катаре, Кувейте, Маскате и Омане распространяются на всю территорию страны. Компания "Бахрейн петролеум компани" получила К. на 91 год, "Кувейт ойл компани" - на 92 года. Концессионные договоры предоставляли иностранным монополиям исключительное право на добычу, переработку и сбыт нефти, гарантировали ям создание средств связи, строительство нефтепроводов, портов и др. необходимых для деятельности концессионеров сооружений.

В 1-й пол. 50-х гг. 20 в. под влиянием роста и укрепления мировой системы социализма, а также подъёма нац.-освободительного движения империалисты вынуждены были пойти на увеличение концессионных платежей ряду стран Бл. Востока и Сев. Африки. Вместо заранее определённых платежей был установлен принцип т. н. равного раздела прибылей (50 : 50%), однако колон, сущность действующих концессионных договоров осталась неизменной. Поскольку для мн. стран Бл. Востока и Сев. Африки поступления от экспорта нефти являются осн. источником доходов, они стали объединять усилия в борьбе за более выгодные условия сдачи К. В 1960 для выработки единой политики в отношении изменения неравноправных условий концессионных соглашений, повышения доходов от нефти, развития нац. нефт. х-ва и т. д. была создана организация стран-экспортёров нефти (ОСЕН). ОСЕН провела наступление на позиции нефт. монополий и добилась значит, успеха. В наст, время (1973) ОСЕН решает вопросы, ещё недавно находившиеся исключительно в компетенции иностр. монополий, в частности о ценах, распределении прибылей от добычи сырой нефти между нефтедобывающими странами и монополиями и т. д.

Принципиально иной экономич. и политич. характер имели К., существовавшие в СССР в переходный период от капитализма к социализму. Декретом от 23 нояб. 1920 было разрешено заключать К. с целью привлечения иностр. капитала в такие отрасли и районы, развить к-рые в те годы Сов. гос-во не могло. В. И. Ленин так характеризовал цели К.: "Мы приносим жертвы, отдавая иностранному капиталу миллионы ценнейших материалов..., но в то же время мы должны получить необходимые нам выгоды, т. е. увеличение количества продуктов и, по возможности, улучшение положения наших рабочих, как занятых на концессионных предприятиях, так и незанятых" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 190). В условиях диктатуры пролетариата К. использовались лишь в той мере, в какой они могли быть полезными для развития нар. х-ва и ни в коей мере не затрагивали экономич. независимости СССР. К. в СССР играли вспомогательную роль в хоз. строительстве, они не получили широкого развития, и уже к 1937 все концессионные договоры по согласованию с концессионерами были аннулированы.

Лит.: Ленин В. И., Заключительное слово по докладу о концессиях, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 42; его же, там же, с. 118 - 124, 126 - 27; его же, Доклад о концессиях, там же, г_. 43; его же, Русской колонии в Северной Америке, там же, т. 45; его же, [Письмо] А. П. Серебровскому, там же, т. 52; его же, Телеграмма краевому экономическому совещанию Юго-Востока, там же, т. 54; его же, [Письмо] Арманду Хаммеру, там же. т. 54; его же, [Письмо] И. В. Сталину для членов Политбюро ЦК РКП(б), там же, т. 54; Андреасян Р.Н., Эльянов А. Я., Ближний Восток, нефть и независимость, М., 1961; Левин А. Я., Социально-экономические уклады в СССР в период перехода от капитализма к социализму, М., 1967; М i k d a s h i Z., A financial analysis of Middle Eastern oil concessions 1905- 1965, N. Y., [1966]. H. А. Аршаруни.

КОНЦОВКА, 1) заключит, компонент литературного произведения или его части. В поэзии К. называют завершительную афористич. строку лирич. стихотворения (у М. Ю. Лермонтова: чМне грустно потому, что весело тебе"), финальное назидание в басне, неожиданный остроумный вывод в эпиграмме, а также рефрен (см. Припев). В драматургии К. может служить реплика "под занавес" в финале акта или всей пьесы (реплика Фамусова в "Горе от ума" А. С. Грибоедова: "Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"). В эпич. произв. К., в отличие от развязки, не связана непосредственно с действием; это авторская сентенция (напр.: "Скучно на этом свете, господа!" в "Повести о том, как поссорился..." Н. В. Гоголя), финальный пейзаж, эпилог и пр. 2) Графическая композиция (орнаментальная, изобразительная), завершающая и украшающая книгу или к.-л. раздел текста. В старинных и нек-рых совр. книгах роль К. иногда выполняют последние строки текста, к-рым придана форма геом. фигуры, чаши и т. д.



КОНЧАК (гг. рожд. и смерти неизв.), половецкий хан. Во 2-й пол. 12 в. объединил половцев и создал сильную воен. организацию. Совершил ряд походов в Киевскую и Переяславскую земли. В 1185 нанёс поражение князю Игорю Святославичу и пленил его. Описание похода Игоря Святославича и др. рус. князей против К. легли в основу "Слова о полку Игоревен.

Лит.: Полное собрание русских летописей, т. 2, М., 1963; Слово о полку Игореве, М.- Л., 1950 (см. Именной указатель); Кудряшов К. В., Про Игоря Северского, про землю Русскую, М., 1959.



КОНЧАЛОВСКИЙ Максим Петрович [1(13).10.1875, Одесса,-29.11.1942, Москва], советский терапевт, засл. деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил мед. факультет Моск. ун-та. С 1918 проф. 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтич. клиники 1-го Моск. мед. ин-та, одновременно - науч. руководитель Ин-та гематологии и переливания крови (с 1928) и зав. терапевтич. клиникой Всесоюзного ин-та экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение "пред-болезненных" состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинич. синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтич. общества (с 1931). Вице-президент Междунар. лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей к-рой: Тареев, А.А.Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гилярев-ский, А. Г. Гукасян и др. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.).

Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретиче-ские взгляды, М., 1956.

КОНЧАЛОВСКИЙ Пётр Петрович [9 (21).2.1876, Славянск, ныне Донецкой обл. УССР,- 2.2.1956,Москва],советский живописец, нар. художник РСФСР (1946), действит. чл. АХ СССР (1947).

Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в пе-терб. АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения "Бубновый валет". Преподавал в моек. Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине(1926-29). В своих ранних произв. К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной рус. нар. иск-ву; формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, опти-мистич. восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, "Сухие краски", 1912, "Агава", 1916,- все в Третьяковской гал.; "Семейный портрет", т. н. сиенский, 1912, "Верстак", 1917,- оба в собр. семьи К.). После Окт. революции К. перешёл от принципов живописи "Бубнового валета" к более непосредственно-реалистич. манере, став одним из ведущих мастеров сов. живописи; основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок ("Листья табака", 1929, собр. семьи К.; "Сирень", 1933, "Хлеб, ветчина и вино", 1948,- оба в Третьяковской гал.). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончалов-ской, 1925, Третьяковская гал.;" А.Н. Толстой в гостях у художника", 1941, илл. см. т. 9, табл. XIX, стр. 192-193), другие связаны с острыми психологич. задачами, с напряжёнными, порой драматич. переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, "Автопортрет", 1943, - оба в Третьяковской гал.). Нац. характерность иск-ва К. особенно ощущается в его пейзажах "Новгородской серии" (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах ("Возвращение с ярмарки", 1926, Рус. музей, Ленинград; "Полотёр", 1946, Третьяковская гал.). К. был также мастером театр, декорации, оставил большое графическое наследие. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964; Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М.. 1967; Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров.

КОНЧАР (Копсаг) Раде (28.10.1911, с. Кончарев-Край, Хорватия,- 22.5. 1942, г. Шибеник), деятель югославского антифаш. движения, Народный герой Югославии (посмертно, 1942). Рабочий-металлист.Чл. компартии Югославии ( КПЮ) с 1934. В 1936 за революц. деятельность был осуждён на 2 года тюремного заключения. В 1938 чл. Загребского горкома компартии Хорватии ( КПХ), с 1939 политич. секретарь ЦК КПХ, с 1940 чл. Политбюро ЦК КПЮ. После оккупации Югославии фаш. войсками (апр. 1941) руководил подготовкой нар.-освободительного восстания в Хорватии, в окт. 1941- в Далмации. Был схвачен итал. фашистами и расстрелян. Имя К. присвоено заводу электрооборудов