БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

, ареалы мн. супралиторальных видов, напр., усоногих раков, "обрастающих" скалистые атлантич. берега Скандинавии, при ширине в неск. десятков метров тянутся на сотни и даже тысячи километров.

Л. а. встречается у нек-рых речных видов, обитающих в реках без притоков, или у видов, не заходящих в притоки (лопатоносы Амударьи и Сырдарьи, нек-рые рыбы Нила). У наземных животных Л. а. относительно редок (напр., земляные крысы обитают по речным долинам в Ср. Азии), но он свойствен нек-рым прибрежным морским птицам (напр., гагам, нек-рым куликам).

ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР, транспортирующая машина непрерывного действия с рабочим органом в виде ленты (см. Лента конвейерная). Л, к. - один из наиболее распространённых типов конвейеров, служит для перемещения насыпных и штучных грузов в горизонтальной плоскости или под небольшим углом к горизонту.

ЛЕНТОЧНЫЙ ПОСЕВ, рядовой способ посева, при к-ром сближенные между собой рядки чередуются с широкими междурядьями. Сближенные рядки растений наз. лентой, а каждый рядок в ленте - строчкой. По числу строчек (рядков) в ленте посевы могут быть двух-, трёхстрочными и более. Л. п. практикуют при культуре многих овощных растений, нек-рых технических (джут и др.), крупяных (гречиха, просо), нута, фасоли, семенников многолетних трав (люцерны, эспарцета, донника и др.). Л. п. позволяют успешно бороться с сорняками и наиболее экономно расходовать почвенную влагу.

ЛЕНТОЧНЫЙ ТЕЛЕГРАФНЫЙ АППАРАТ, приёмное устройство, в к-ром носителем принятой информации является бумажная телеграфная лента. К Л. т. а. относятся т. н. стартстопные аппараты (телетайпы).

ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич [ 4(16).1.1882, Нижнее Ломово, ныне Пензенской обл., - 15.4.1943, Москва], советский живописец. Учился в Пензенском и Киевском художеств, уч-щах (1897-1907), петерб. студии Д. Н. Кардовского (1908-10); в 1911 работал в Париже в студии А. Ле Фоконье. Один из организаторов объединения "Бубновый валет" (1910). Чл. АХРР (с 1926), Об-ва моек, художников (с 1928). Проф. моек. Вхутемаса-Вхутеина (с 1919), Моск. художеств, ин-та (1937-43). Испытывая в 1910-е гг. воздействие кубизма, футуризма и орфизма, Л. вместе с тем стремился придать своим образам отчётливый нац. характер, обращаясь к мотивам допетровского зодчества, осмысляя традиции иконописи и лубка ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", 1916; все -в Третьяковской гал.). С нач. 20-х гг. в творчестве Л. происходит поворот к непосредствен- но-реалистич. восприятию мира. В 20- 30-е гг. Л. создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия, они ближе к натуре, жизненным прообразам ("Крекинг нефтеперегонного завода", 1931; "Овощи", 1933; оба произв. - в Третьяковской гал.). Л. выступал также как театральный художник (оформление спектакля"Испанский священник"Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, 1934, МХАТ 2-й, Москва).

Лит.: Аристарх Лентулов. Каталог выставки, М., 1968; [Лентулова М.], Художник Аристарх Лентулов, [М., 1969].

А. В. Л е н т у л о в. "Автопортрет со скрипкой". 1919. Третьяковская галерея. Москва.

ЛЕНУАР (Lenoir) Этьенн [12.1.1822, Мюсси-ла-Виль, Люксембург,- 4 (по др. данным, 7). 8.1900, Варенн-Сент-Илер, Франция], французский изобретатель, один из создателей двигателя внутреннего сгорания. С 1838 жил во Франции. Работал сначала официантом. В кон. 1840-х гг. занялся изобретательством. В 1860 сконструировал двигатель внутр. сгорания мощностью ок. 8,8 кет (12 л. с.), к-рый представлял собой одноцилиндровую горизонтальную машину двойного действия, работавшую на смеси воздуха и светильного газа с зажиганием от постороннего источника (кпд его не превышал 4,65%). Двигатель Л. имел ряд недостатков, однако в мелких установках первоначально получил нек-рое распространение, гл. обр. во Франции. Был вытеснен более совершенным двигателем конструкции Н. Отто. Л. - автор ряда других изобретений, в частности технологии получения гальванопластических копий (1851), электрического тормоза (1855), пишущего телеграфа (1865).

Лит.: Радциг А. А., История теплотехники, М. -Л., 1936.

"ЛЕНФИЛЬМ", Ленинградская ордена Ленина киностудия "Л е н ф и л ь м", одна из крупнейших сов. киностудий. Создана в 1918 в Петрограде. В разные годы название менялось, с 1936 носит настоящее наименование. В годы Великой Отечеств, войны (в 1942-44) осн. часть коллектива "Л." входила в состав Центр, объединённой киностудии в Алма-Ате. Первые звуковые фильмы студии -"Одна", "Златые горы" (1931), первый цветной-"Мусоргский" (1950), первый широкоэкранный- "Дон Кихот" (1957), широкоформатный- "Крепостная актриса" (1963). Среди значит, фильмов, созданных на студии: "Обломок империи" (1929), "Встречный" (1932), "Чапаев" (1934), трилогия о Максиме ("Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона") (1935-39), "Семеро смелых" (1936), "Депутат Балтики" (1937), "Пётр Первый" (1-2-я сер., 1937-39), "Человек с ружьём" (1938), "Комсомольск" (1938), "Учитель" (1939), "Член правительства" (1940), "Большая семья" (1954), "Дама с собачкой" (1960), "Гамлет". (1964), "В огне брода нет" (1968), "Король Лир" (1971) и др. Большой вклад в развитие сов. киноискусства внесли режиссёры студии Г. Н. и С. Д. Васильевы, С. А. Герасимов, А. Г. Зархи, А. Г. Иванов, А. В. Ивановский, Г. М. Козинцев, В. М. Петров, Л. 3. Трауберг, И. Е. Хейфиц, Е. В. Червяков, Ф. М. Эрмлер, С. И. Юткевич и др.; операторы - С. А. Беляев, А. Н. Москвин; художники - Е. Е. Еней, Н. Г. Суворов; сценаристы - Б. Л. Леонидов, К. Н. Виноградская, Л. Н. Рахманов, критик А. И. Пиотровский. В 1935 студия награждена орденом Ленина.

ЛЕНЦ (Lentz) Станислав (23.4.1861, Варшава, - 19.10.1920, там же), польский живописец и график. Учился в Школе изящных иск-в в Кракове (1877-79), варшавском Рисовальном классе (1879- 1880) у В. Герсона, в АХ в Мюнхене (1880-84) и академии Жюлиана в Париже (1884-87). Директор и проф. Школы изящных иск-в в Варшаве (1909-20). Мастер гл. обр. пластически чёткого психологич. портрета (портреты - А. Ябло- новского, 1900, М. Френкеля, 1902; оба - Нац. музей, Варшава), Л. обращался также к темам социальной борьбы.

Лит.: Melbechowska A., S. Lentz, Warsz., 1957.

С. Л е н ц. "Забастовка". 1910. Национальный музей. Варшава.

ЛЕНЦ Эмилий Христианович [12(24).2. 1804, Тарту, - 29.1(10.2). 1865, Рим], русский физик и электротехник, акад. Петерб. АН (1830). В 1820 поступил в Дерптский (ныне Тартуский) ун-т. В 1823, не закончив обучения, занял место физика на шлюпе "Предприятие", отправлявшемся в кругосветное плавание (1823-26) под командой О. Е. Ко- цебу, провёл океанографич. исследования, за к-рые в 1828 был избран адъюнктом Петерб. АН. В 1830 был избран экстраординарным академиком, в 1834 - ординарным. В 1836 возглавил кафедру физики и физ. географии в Петерб. ун-те, с 1863 ректор ун-та. В 1833 установил т. н. Ленца правило для определения направления индуцированных токов. В совместной работе с Б. С. ЯкобичО законах электромагнитов" (ч. 1-2, 1838- 1844) дал методы для расчёта электромагнитов (использовавшиеся до 80-х гг. 19 в., когда были открыты законы магнитной цепи); установил обратимость электрич. машин. Обнаружил явление "реакции якоря" и для уменьшения его действия предложил использовать сдвиг щёток машин. В 1842 точными экспериментами обосновал закон теплового действия электрич. тока, открытый в 1841 Дж. Джоулем (см. Джоуля - Ленца закон). Изобрёл прибор для изучения формы кривой переменного тока. Автор работ по установлению зависимости сопротивления металлов от темп-ры, по обоснованию закона Ома, созданию баллистич. метода для измерения магнитного потока (совм. с Б. С. Якоби) и др. Известен также работами по геофизике. Исследовал вертикальное распределение темп-ры и солёности воды в океанах, суточный ход темп-ры воздуха на разных широтах. Одним из первых предложил метод ба- рометрич. нивелировки. Л. придавал большое значение преподаванию физики в средней школе. Его "Руководство к физике, составленное ... для русских гимназий" (1839) выдержало 11 изданий.

С о ч.: Избр. труды, М., 1950.

Лит.: Лежнева О. А. и Ржонсницкий Б. Н., Эмилий Христиано- вич Ленц (1804- 1865), М.- Л., 1952 (имеется библ. трудов Л. и лит. о нём).

Э. X. Ленц.

ЛЕНЦ (Lenz) Якоб Михаэль Рейнхольд (12.1.1751, Зесвеген, б. Лифляндия, - 24.5.1792, Москва), немецкий писатель и драматург. Сын пастора. Изучал теологию в Кенигсберге (с 1768). В 1771 в Страсбурге примкнул к кружку "бурных гениев", возглавляемому И. В. Гёте, став одним из теоретиков -".Бури и натиска*. Вёл скитальческий образ жизни. В 1781 переехал в Россию, был близок к кружку Н. И. Новикова. В "Заметках о театре" (1774), ополчаясь против эстетики классицизма, провозглашал свободу иск-ва от нормативных правил, требуя создания ярких и самобытных характеров. В соч. "Об использовании немецкого языка" (1775) призывал писателей изучать нар. речь. Характерные черты драматургии Л. - смешение трагического и комического, свободная "шекспировская" композиция. Пьесы Л. проникнуты антифеод, тенденциями ("Домашний учитель", 1774; "Солдаты", 1776). Стихи Л. близки к любовной лирике молодого Гёте.

Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. von E. Lewy, Bd 1-4, 2 Aufl., Lpz., 1917; в рус. пер.- Солдаты. [Отрывки], в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Литература восемнадцатого века, М., 1938, с. 556-63.

Лит.: Розанов М. Н., Поэт периода "бурных стремлений" Якоб Ленц, его жизнь и произведения, М., 1901; Kinder- m a n n Н., J. М. R. Lenz und die deutsche Romantik, W.- Lpz., 1935. Л. Е. Тенин.

ЛЕНЦА ПРАВИЛО, определяет направление индукционных токов, т. е. токов, возникающих вследствие индукции электромагнитной; является следствием закона сохранения энергии. Л. п. установлено в 1833 Э. X. Ленцем. Согласно Л. п., возникающий в замкнутом контуре индукционный ток направлен так, что создаваемый им поток магнитной индукции через площадь, ограниченную контуром, стремится препятствовать тому изменению потока, к-рое вызывает данный ток. Так, напр., индукционный ток в витке, помещённом в магнитное поле В, к-рое направлено перпендикулярно плоскости витка (рис.) от наблюдателя (т. е. за плоскость чертежа), направлен против часовой стрелки, если поле возрастает во времени (а), и по часовой стрелке, если поле убывает (б).

ЛЕНЦМАН, Ленцманис Ян Давыдович [17(29).И.1881 -7.3.1939], советский парт, деятель, один из основателей Коммунистич. партии Латвии. Чл. Коммунистич. партии с 1899. Род. в Наудитской вол. Митавского у., ныне Елгавского р-на Латв. ССР, в семье батрака. Рабочий. С 1905 чл. ЦК Социал-демократии Латыш, края (СДЛК). Делегат 5-го съезда РСДРП (1907). В нач. 1908 вошёл в состав ЦК РСДРП как представитель ЦК СДЛК. В 1908-11 чл. Бакинского к-та РСДРП, чл. правления Союза нефтепромысловых рабочих. С 1911 чл. Рижского к-та и с 1914- ЦК СДЛК. Подвергался арестам и ссылкам. Участник Февральской революции 1917 в Москве, делегат 7-й (Апрельской) Всеросс. конференции РСДРП(б). В мае 1917 чл. Рижского совета. Чл. ВЦИК 1-го созыва. Делегат 6-го съезда РСДРП(б). С авг. 1917 по март 1918 на подпольной работе в Риге. С июля 1918 пред. Ярославского ВРК, руководил подавлением антисов. мятежа. С дек. 1918 зам. пред. Сов. правительства и комиссар внутр. дел Сов. Латвии. В 1919-21 чл. РВС 15-й армии. В 1921-24 начальник Петрогр. торг, порта. В 1925-26 пред, правления Совторгфлота, в 1926 - 28 директор Кузнецкстроя, в 1931-37 работал в латв. секции Коминтерна. Автор работ по истории Латвии. Награждён орденом Красного Знамени.

Лит.: Латышские революционные деятели, Рига, 1958, с. 87-93.

ЛЕНЧ (псевд.; наст. фам. Попов) Леонид Сергеевич [р. 20.7(2.8).1905, дер. Морозовка, ныне Краснинского р-на Смоленской обл.], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1953. Род. в семье воен. врача. Учился на экономич. ф-те Ростовского ун-та (1923-25). Начал печататься в 1922. Участник Великой Отечеств, войны 1941-45. Автор юмористич. и сатирич. рассказов, фельетонов, дра- матич. миниатюр (сб-ки "Первая улыбка", 1936, "Неприкосновенный запас", 1944, "Деликатная просьба", 1959, "Трудная служба", 1967, и др.), пьесы "Павел Греков" (1939, совм. с Б. Войтеховым), повести "Чёрные погоны" (1961) о событиях Гражд. войны 1918-20 на юге России. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Адская машина. Рассказы, М., 1965; От и до. Избранные юмористические рассказы, М., 1967.

Лит.: Егоров Б., Весело, интересно, смешно, "Октябрь", 1967, № 8.

"ЛЕНЫ" ЖЁЛОБ, рифтовая долина между подводными хребтами Гаккеля и Книповича в Сев. Ледовитом ок. Вытянут приблизительно вдоль 1° в. д. Глубины в юж. части 3500-3900 м, в сев. 3100-3400 м. Открыт сов. экспедициями на судах "Обь" и "Лена" в 1957 и 1958.

ЛЕНЬЯНО (Legnano), город в Италии (ок. 30 км сев.-западнее Милана), в р-не к-рого 29 мая 1176 произошло сражение между 12-тыс. ополчением союза северо- итал. городов и отрядами итал. рыцарей (Ломбардская лига) и 4-тыс. рыцарским войском имп. "Священной Рим. империи" Фридриха I Барбароссы, стремившегося захватить Сев. Италию. Нем. рыцарская конница, пытавшаяся прорвать строй итал. пехоты, была контратакована ею и итал. рыцарями. Нем. войско было разгромлено, сам император едва спасся, потеряв своё знамя и щит. По Констанцскому миру 1183 ломбардские города сохранили самостоятельность.

ЛЕО (Leo) Андре (псевд.; наст, имя и фам. Леони Шансе, Champseix, урождённая Б е р а, Вёга) (1829, Лузиньян,- 1900, Париж), французская общественная деятельница, писательница. В 60-х гг. 19 в. активно выступала за равноправие женщин. В дни Парижской Коммуны 1871 сотрудничала в революц. газ. "Сосьяль" ("La Sociale") и "Коммюн" ("La Commune"), участвовала в жен. орг-циях. Защищала дело Коммуны в январском восстании 1871, сражалась на улицах Парижа против версаль- цев в мае 1871. В 1871-80 была в изгнании в Швейцарии; поддерживала баку- нистов в их борьбе против 1-го Интернационала. В романе "Возмутительный брак" (1862, в рус. пер. - "Скандалёзный брак", 1865) Л. связывает освобождение женщины с её приобщением к крест, трудовой жизни. Романы "Развод" (1866, рус. пер. 1868), "Алина-Али" (1869, рус. пер. 1870) и др. посвящены проблемам семьи и брака. Счастье человека Л. не мыслит вне трудовой жизни ("Две дочери г-на Плишона", 1865, и др. романы). В сказке-утопии "Коммуна Маленпи" (1874) дан расплывчатый образ республики мелких собственников. Д. И. Писарев признавал романы Л. "... очень замечательными и в высокой степени полезными" ("Романы Андре Лео", см. Поли. собр. соч., т. 6, СПБ, 1897, с. 347). В конце 70 - нач. 80-х гг. Л. сотрудничала в рус. журн. "Слово". Лит.: Ткачёв П., Люди будущего и герои мещанства, "Дело", 1868, № 4 - 5; Молок А. И., Публицист Парижской Коммуны (Андре Лео), "Большевистская печать", 1940, № 9. А. В. Морозова.

ЛЕО (наст. фам. - Бабаханян) Аракел Григорьевич [14(26).4.1860, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО Азерб. ССР, - 14.11.1932, Ереван], армянский советский историк, писатель, публицист. Проф. Ереванского ун-та (1924-32). К нач. 20 в. опубликовал много исследований по осн. проблемам истории Армении и её культуры; в 1901-05 в Тбилиси вышли в свет на арм. языке монографии Л., посвящённые истории арм. книгопечатания, жизни и деятельности Иосифа Аргутинского - главы арм. церкви в России, Степаноса Наза- ряна и Григора Арцруни - обществ, деятелей, публицистов и критиков 19 в. Отказавшись от принципов клерикаль- но-феод. историографии, Л. развивал методику и методологию бурж. историч. науки. Однако его мировоззрение до 20-х гг. оставалось идеалистическим. После Окт. революции 1917 Л. пересмотрел свои методологич, позиции, встав в ряде вопросов на точку зрения экономич. материализма и вульгарного социологизма. Л. отрицательно относился к культурному наследию прошлого, к арм. освободит, движению, придавая исключит, значение арм. купеческому капиталу в истории Армении. В последние годы жизни Л. работал над многотомной историей Армении.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 3, М., 1963.

ЛЕОБЕН (Leoben), город в Австрии, в земле Штирия, на р. Мур. Ок. 50 тыс. жит. (1970) с пригородами, включая г. Донавиц. Трансп. узел. Важный центр тяжёлой пром-сти Верхнештирийского индустр. р-на. Пром. значение Л. приобрёл в 14-15 вв. в связи с добычей жел. руды. Металлургич. комбинат (в Донавице), разнообразное машиностроение, целлюлозно-бум. предприятия. Горно-металлургическая академия.

ЛЕОВО, город (с 1940), центр Леовского р-на Молд. ССР. Пристань на лев. берегу Прута, в 22 км к С.-З. от ж.-д. ст. Яр- гора (на линии Прут - Бессарабская). 9,2 тыс. жит. (1972). Эфирномасличный, маслосыродельный, винодельческий заводы.

ЛЕОН (Leon), область в Центр. Испании, расположена в басе, среднего течения р. Дуэро, б. ч. на 3. Старокастильского плоскогорья. В адм. отношении терр. разделена на провинции Леон, Самору, Саламанку. Пл. 38,4 тыс. км2. Нас. 1,2 млн. чел. (1970). Гл. город - Леон. Л. - аграрно-индустриальный р-н. Характерны концентрация земельной собственности у помещиков, малоземелье крестьянства, масса мелких арендаторов и батраков. Разведение кр. рог. скота (особенно быков для корриды), а также овец (св. 2,5 млн. голов) и свиней. Ок. */з пашни занято под зерновыми, преимущественно в "Тьерра-дель-Пан" ("страна хлеба"), и бобовыми. Виноградники - гл. обр. в районе "Тьерра-дель-Вино" ("страна вина"). Добыча железной руды (ок. 1,5 млн. т в год) в р-не гг. Понферра- да и Асторга, угля (до 2 млн. т) на юж. склонах Кантабрийских гор, гл. обр. в р-нах гг, Вильяблино и Систьерна. Крупное гидроэнергетич. х-во (ГЭС Аль- деадавила на р. Дуэро - одна из крупнейших в стране). Шерстяная (центр - г. Бехар), мукомольная, кожевенная, винодельческая, мясоконсервная промышленность, производство минеральных удобрений и металлообработка. Через область проходит железная дорога, связывающая Астурию с Мадридом (через перевал Пахарес в Кантабрийских горах).

ЛЕОН (Leon), королевство 10-13 вв. на С.-З. Пиренейского п-ова. Образовалось в 909-910 при разделе королевства Астурия между сыновьями короля Альфонса III (на Л., Галисию, Астурию). В 914 к терр. Л. была присоединена Галисия, в 924 терр. Л., Галисии и Астурии были объединены в единое королевство Л. со столицей в г. Леон. В 50-х гг. 10 в. Л. понёс ряд тяжёлых поражений от Кордовского халифата, принудившего его к выплате контрибуции. В 981- 1002 Л. вновь подвергся опустошит, набегам со стороны мусульман; в 988 аль- Мансур разграбил г. Леон. Со смертью аль-Мансура (1002) набеги мусульман прекратились и опасность завоевания ими Л. миновала. После распада Кордовского халифата (1031) короли Л. перешли в наступление. В ходе Реконкисты Л. расширил свою территорию до р. Тахо; включённые в этот период в королевство Л. португальские земли были выделены в 1095 в особое графство (лишь в 12 в. Португалия стала независимым королевством). В 1035 от Л. отделилась как самостоятельное королевство Кастилия (имевшая с 923 статус графства). В 1037-65, 1072-1157 Л. и Кастилия были объединены в Леоно-Кастильское королевство; окончательно их объединение произошло в 1230. Социально-экономический строй Л. был близок к кастильскому, но в Л. более заметную роль играло монастырское и епископское землевладение.

ЛЕОН (Leon), город на С. Испании, в ист. обл. Леон. Адм. ц. провинции Леон. 105,2 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел; аэродром. Пищ. (сах., муком., молочная, мясная), кож., силикатно-керамич. пром-сть. Новые отрасли-металлообработка, химич., фармацевтич. Л. был основан как др.-рим. военный лагерь. Остатки рим. стен. Романская церковь Сан-Исидоро (11 -12 вв.; "Пантеон королей", 11 в.), раннеготич. собор (1205- 1288, достраивался в 14-15 вв.), монастырь Сан-Маркое (16-18 вв., арх. Хуан де Бадахос и др.; ныне - археол. музей), Каса де лос Ботинес (ок. 1900, арх. А. Гауди).

Лит.: Dominguez Berrueta M., Leon, Barcelona, 1953.

Леон. Собор. Начат в 1205. Вид со стороны клуатра.

ЛЕОН (Leon), город на 3. Никарагуа, адм. ц. департамента Леон. 53 тыс. жит. (1970). Ж.-д. узел. Торг, центр с.-х. р-на (хлопчатник, сах. тростник, животноводство). Переработка с.-х. продукции, мебельная ф-ка. Нац. ун-т (осн. в 1812). Л. основан в 1524, но после землетрясения 1609 вновь построен (в 1610) в 32 км от руин старого города. До сер. 19 в. - столица Никарагуа. В Л. сеть прямых улиц; в стиле барокко - 1-этажные дома со входами на углах, с килевидными арками и сложными фронтонами на порталах, церкви колон, периода (Сан-Хуан Бау- тиста, 1560-1705; Ла Мерсед, осн. в 1685; Ла Реколексьон, 1795), 5-нефный собор (1747-1825; в интерьере надгробие поэта Р. Дарио) с классицистическим западным фасадом.

ЛЕОН (Leon), город в Центр. Мексике, на Ю. Мексиканского нагорья, в шт. Гуа- нахуато. 454 тыс. жит. (1970). Крупный пром., торг, и трансп. центр. Переработка продукции важного р-на товарного с. х-ва - Бахио. Главный центр кож.- обув. пром-сти. Текст., пищ., ме- таллообр., хим. пром-сть. Осн. в 1576. В р-не Л.- добыча золота, серебра, руд цветных металлов.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5. 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художеств, языка с тео- ретич. обобщениями, Л. да В. создал гар- монич. образ человека, отвечающий гу- манистич. идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы иск-ва Высокого Возрождения. Сложился как мастер, обучаясь у Ан- дреа дель Верроккъо (1467-72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художеств, практика была сопряжена с технич. экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению науч. интересов юного Л. да В. В ранних произв. (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", ок. 1474,- оба в Гал. Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", ок. 1478, Эрмитаж, Ленинград) Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок - в Уффици) он превращает религ. сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовит, рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итал. карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физич. особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли воен. инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Св. 10 лет Л. да В. работает над монументом Фран- ческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластич. мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Мидана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж; 2-й вариант - 1497-1511, Нац. галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в к-ром отражены геол. наблюдения Л. да В. В трапезной монастыря Сан- та-Мария делле Грацие Л. да В. создаёт роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей применённой Л. да В. техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в 20 в. реставрирована); высокое этич. содержание росписи выражено в строгих матем. закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архит. пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европ. иск-ва. Занимаясь архитектурой, Л. да В. разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция-1500-02, 1503- 1506, 1507; Мантуя и Венеция-1500; Милан -1506, 1507-13; Рим - 1513-16; Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503- 1506, не закончена, известна по копиям с картона; илл. см. т. 3, стр. 36), к-рая стоит у истоков батального жанра в иск-ве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано "зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны Лизы (т. н. "Джоконда"; ок. 1503, Лувр; илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке. К поздним произв. Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со всадником, Музей изобразит. иск-в, Будапешт); "Св. Анна с Марией и младенцем Христом" (ок. 1500-07, Лувр), завершающая поиски-мастера в области свето-воз душной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель" (ок. 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность обр