БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

аза свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", итал. карандаш, перо, ок. 1514-16, Королевская б-ка, Виндзор), в к-рой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистич. представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов), написанные на разговорном итал. языке. Сам Л. да В. не оставил система- тич. изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европ. художеств, практику и теоретич. мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Л. да В. иск-во и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи, Л. да В. понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), к-рый воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

Как учёный и инженер Л. да В. обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовит, наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание

Леонардо да Винчи. Рисунки. 1. Проект памятника Тривульцио. Ок. 1508-12. Перо. 2. Части летательных аппаратов. Перо. Пинакотека Амброзиана. Милан. 3. "Дерево". Ок. 1503. Перо, итальянский карандаш. 4. Анатомическая штудия. Перо, сангина. (1, 3, 4-Королевская библиотека, Виндзор.)

Л. да В. уделял механике, называя её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисл. гидротехнич. эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригац. систем) помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургич. печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообр., землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в иск-ве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптич. законов была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Казанскому, был близок к созданию гелиоцентрич. системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза, Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомич. исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии сте- реометричности рисунках заложил основы совр. науч. иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в ср.-век. медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной механики". Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнит, анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоят, биол. дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном основании" природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводви- гателе"), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью- символом эпохи, "...которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености" (Э н- г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346).

Илл. см. на вклейке к стр. 344-345.

С о ч.: Tutti gli scritti, v. 1, Mil., 1952; в рус. пер.- Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1935; Избранные естественно-научные произведения, М., 1955; Анатомия. Записи и рисунки, М., 1965.

Лит.: Лазарев В. Н., Леонардо да Винчи, Л.-М., 1952; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.- Л., 1961; Г у к о в- с к и и М. А., Леонардо да Винчи, Л. -М., 1967; Raccolta Vinciana, Mil., 1905-; Н е у- denreich L. Н., Leonardo da Vinci, Bd 1-2, Basel, 1954; P e d r e 11 i C., Studi vin- ciani, Gen., 1957; E s с h e E., Leonardo da Vinci. Das anatomische Werk, Basel, 1961; Hart I. B., The mechanical investigations of Leonardo da Vinci, Berk.- Los Ang., 1963; Heydenreich L. H., Leonardo architetto, Firenze, 1963; Clark K., Leonardo da Vinci, Camb., 1969; Leonardo's legacy. An international symposium [1966], Berk.- Los Ang., 1969; Verga E., Bibliografia vinciana. 1493-1930, v. 1-2, Bologna, 1931. М. Н. Соколов.

Леон. Церковь Сан* Хуан Баутиста. 1560 - 1705.

Леонард о да Винчи. Автопортрет. Сангина. Ок. 1510-13. Библиотека. Турин.

ЛЕОНАРДО ПИЗАНСКИЙ (Leonardo Pisano), Фибоначчи (Fibonacci) (p. ок. 1170 - ум. после 1228), итальянский математик. Путешествуя по Востоку, познакомился с достижениями араб, математики; способствовал передаче их на Запад. Осн. работы "Liber Abaci" (1202) - трактат об арифметике (инд. цифры, Фибоначчи числа) и алгебре (до квадратных уравнений включительно), "Practica Geometriae" (1220), которые являются первыми произведениями, содержащими задачи на приложение алгебры к геометрии.

ЛЕОНЕ (Leone) Джованни (р. 3.11.1908, Неаполь), _итальянский политич. и гос. деятель. Проф. уголовно-процессуально- го права. Видный деятель Христианско- демократич. партии. В 1946 был избран в Учредит, собрание. Участвовал в разработке конституции Итал. республики (1947). Чл. парламента республики всех созывов. В 1955-63 пред, палаты депутатов. В 1967 назначен пожизненно сенатором. В 1963 и 1968 глава "служебных правительств". В 1971 был избран президентом Итал. республики.

ЛЕОНИ (Leoni) Рауль (26.4.1905, Упа- та, - 5.7.1972, Нью-Йорк), гос. и политич. деятель Венесуэлы. По образованию юрист. В 1927-28 президент Венесуэльской федерации студентов, выступавшей против диктатуры X. В. Гомеса (1909-35). В 1941 один из основателей мелкобурж. партии реформистского толка Демократич. действие (ДД), в дальнейшем один из её лидеров. В 1945-47 мин. труда в пр-ве Р. Бетанкура, в 1947-48 - в пр-ве Р. Гальегоса. В 1958- 1963 сенатор, в этот же период председатель партии ДД. В 1964-69 президент Венесуэлы. Пр-во Л. продолжало реакц. политику Р. Бетанкура.

ЛЕОНИД (Leonidas) (508/507, Спарта,- 480 до н. э., Фермопилы), спартанский царь в 488-480 до н. э. (Др. Греция). В период греко-персидских войн возглавил объединённое войско греч. полисов против перс, царя Ксеркса в 480, когда персы вторглись в Грецию. Погиб в сражении у Фермопил, прикрывая с небольшим отрядом отступление осн. части греч. войска. В античной традиции имя Л.- символ патриотизма и воинской доблести.

ЛЕОНИДЗЕ Георгий Николаевич [15(27). 12.1899, с. Патардзеули, ныне Сагаред- жойского р-на,-9.8.1966, Тбилиси], грузинский советский поэт, нар. поэт Грузии (1959), акад. АН Груз. ССР (1944). Чл. КПСС с 1945. С 1913 учился в Тбилисской семинарии. Печататься начал в 1911. В ранней лирике главенствовало патриотич. направление. В 1918 вступил в группу груз, символистов "Голубые роги", но через неск. лет отошёл от символизма. В 1924-25 Л. создал такие значительные лирич. произв., как "Ни- ноцминдская ночь", "Свидание кипчака", "Цесарка" и др. К кон. 20-х гг. в поэзию Л. входит социалистич. действительность ("Ночь под Загэсом", "У берегов Иори"). Главные герои стихов Л. 30-х гг.- современники поэта. Он пишет о воз- рож денной Грузии, о дружбе народов. Автор эпич. поэмы "Детство и отрочество" (1939; Гос. пр. СССР, 1941) о детстве и юности И. В. Сталина. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 Л. создаёт стихи о воинском и трудовом подвиге сов. народа. Он обращается к истории, к образам славных предков (поэмы "Портоха- ла", изд. 1951, Гос. пр. СССР, 1952; "Самгори", 1950). Героико-романтич. пафос, народность, мужественная сдержанность лирич. интонации - отличительные черты поэзии Л. В последние годы жизни опубликовал сб. рассказов "Волшебное дерево" (1962, рус. пер. 1965). В 1957-66 директор Ин-та груз, лит-ры им. Ш. Руставели АН Груз. ССР. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Маргвелашвили Г., Георгий Леонидзе, Тб., 1959.

Г. Н. Леонидзе.

ЛЕОНИДОВ Иван Ильич [9(22).1.1902, хутор Власиха села Бабино, ныне Калининской обл.,- 6.11.1959, Москва], советский архитектор. Окончил моек. Вхутеин (1927), где учился у А. А. Веснина. Преподавал там же (1928-30). Один из руководителей ОСА. Л. внёс большой вклад в архитектуру конструктивизма поисками форм, связанных с социальным переосмыслением задач архитектуры. В проектах Л. 1927-34 проявились новое понимание принципов застройки современного города (максимальное использование природных условий, строгое отделение производств, зоны от жилой, свободная планировка, застройка городов малоэтажными домами облегчённой конструкции и многоэтажными башенными домами), стремление выявить художеств, возможности предельно лаконичной формы здания (простые геом. объёмы) и использовать новейшие конструкции (Ин-т библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, дом Центросоюза, 1928, Дом пром-сти, 1929-30,- все в Москве; пам. X. Колумбу в Санто- Доминго, 1929; проект расселения при Магнитогорском комбинате, 1930). Разработал ряд проектов культурно-просветит. учреждений (клуб нового типа, 1928; Дворец культуры, 1930). Среди осуществлённых работ Л.- комплекс парковых террас с лестницей (1937-38) в санатории им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске. Илл. см. также т. 13, табл. Ц (стр. 64-65).

Лит.: Александров П. А., Хан- Магомедов С. О., Иван Леонидов, М., 197>. С. О. Хан-Магомедов.

И. И. Леонидов. Проект расселения при Магнитогорском комбинате. 1930.

ЛЕОНИДОВ (наст. фам. - В о л ь ф е н з о н) Леонид Миронович [22.5(3.6). 1873, Одесса,-6.8.1941, Москва], русский советский актёр, режиссёр и педагог, нар. арт. СССР (1936), доктор искусствоведения (1939). Учился в Моск. императорском театральном уч-ще (1895-96). Работал в театре Соловцова, в моек, театре б. Корша. В 1903 приглашён в МХТ (дебютировал в роли Васьки Пепла -"На дне" Горького). Многие из созданных им на сцене МХАТа образов принадлежат к высшим достижениям рус. актёрской школы, являются ярким примером творческого претворения системы Станиславского, пропагандистом к-рой Л. был. В комедийных ролях (Боркин - "Иванов" Чехова, Скалозуб - "Горе от ума" Грибоедова и др.), к-рые он исполнял, смешное часто оборачивалось уродливым и страшным, а резкость характеристик достигала предельной остроты. Наибольшее выражение эта линия получила в образе Плюшкина ("Мёртвые души" по Гоголю). Играя драматич. роли, философски углубляя их, Л. часто поднимался до трагедийных высот. Крупнейшими работами этого плана были: Пер Гюнт ("Пер Гюнт" Ибсена), Пугачёв ("Пугачёвщина" Тренёва), Егор Булычев ("Егор Булычев и другие" Горького), профессор Бородин

Л. М. Леонидов в ролях: слева - Дмитрий Карамазов ("Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому); справа- Плюшкин ("Мёртвые души" по Н. В. Гоголю). ("Страх" Афиногенова). Вершиной творчества Л. стала роль Дмитрия Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1910). В 1930 Л. сыграл роль Отелло ("Отелло" Шекспира).

В послереволюц. годы иск-во Л. обрело особую глубину и определённость в анализе социальных явлений. Тема бескомпромиссной критики старого мира занимала важное место и в его режиссёрской практике: "Земля" Вирты (1937), "Достигаев и другие" Горького (1938). Снимался в кино: Иван Грозный ("Крылья холопа", 1926), Гобсек ("Гобсек", 1937) и др. С 1935 вёл пед. работу в ГИТИСе (декан, в 1939-41 художеств, руководитель). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Воспоминания, статьи, беседы, записные книжки, [под ред. В. Я. Виленкина], М., 1960.

Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М.- Л., 1939. Е. Д. Сурков.

Л. М. Леонидов.

ЛЕОНИДЫ, метеорный поток с радиантом в созвездии Льва. Наблюдается в сер. ноября. Связан с кометой 1866 1, имеющей период обращения 33 года. Плотный рой метеорных тел занимает небольшую часть орбиты кометы; при его встречах с Землёй в 1799, 1833, 1866 и 1966 наблюдались метеорные дожди. В другие годы видно незначит. число метеоров.

ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo) Руджеро [25.4.1857 (по уточнённым данным), Неаполь, - 9.8.1919, Монтекатини], итальянский композитор. Учился в консерватории в Неаполе у Л. Росси (композиция), Б. Чези (фп.). В 1878 окончил Болонский ун-т (литературное отделение). Один из основоположников оперного веризма. Написал ок. 20 опер, из к-рых наиболее популярна "Паяцы" (либретто Л., 1892, театр "Даль Верме", Милан). Наряду с "Сельской честью" Масканьи "Паяцы" - яркий образец веристской оперы с её жизненной достоверностью сюжета, напряжённо развивающимся драматич. конфликтом, остротой сценич. ситуаций, нек-рыми мело- драматич. эффектами, подчёркнутой выразительностью муз. языка. Успехом пользовались также оперы "Богема" (1897, на рус. сцене шла под назв. "Жизнь Латинского квартала"), "Заза" (1900). Автор произв. др. жанров, в т. ч. оперетты "Королева роз" (1912), балета "Жизнь марионетки", романсов, фп. пьес.

Лит.: Т о р а д з е Г., Р. Леонкавалло и его опера "Паяцы", М., 1960; С о 1 о т- bani A.t L'opera italiana nel secolo XIX, Mil., 1900; Klein J. W., R. Leoncavallo, "Opera", L.,!19S8, marzo-aprile. Т.Г.Келдыш.

Р. Леонкавалло.

ЛЕОНОВ Алексей Архипович (р. 30.5. 1934, с. Листвянка Тисульского р-на Кемеровской обл.), лётчик-космонавт СССР, полковник, Герой Сов. Союза (23.3.1965). Чл. КПСС с 1957. Род. в семье шахтёра. После окончания Чугуевского воен. авиац. уч-ща (1957) служил лётчиком в частях ВВС. С 1960 в отряде космонавтов. В 1968 окончил Военно- возд. инж. академию им. Н. Е. Жуковского. 18 марта 1965 совм. с П. И. Беляевым совершил полёт в космос на кос- мич. корабле "Восход-2" в качестве 2-го пилота. Впервые в мире вышел в Космич. пространство, удалился от корабля на расстояние до 5 м, проведя в открытом космосе 12 мин. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. Имеет звания Героя Социали- стич. Труда НРБ, Героя ДРВ; награждён также мн. иностр. орденами и медалями.

А. А. Леонов.

ЛЕОНОВ Алексей Иванович [20.5 (2.6) 1902, г. Каменск, ныне Каменск- Шахтинский Ростовской обл., - 14. 11. 1972, Москва], советский военачальник, маршал войск связи (1961). Чл. КПСС с 1928. Род. в семье рабочего. В Сов. Армии с 1918, участник Гражданской войны 1918-20. Окончил Киевскую объединённую воен. школу (1926), Воен. электротехнич. академию (1938), Высшие академич. курсы при Воен. академии Генштаба (1951). С 1932 служил в войсках связи. Участвовал в боях на р. Хал- хин-Гол (1939). В 1940-42 нач. отдела и управления связи Забайкальского воен. округа, затем фронта. В 1942-45 зам. нач. войск связи Западного, нач. управления связи Юго-Зап., 3-го и 2-го Укр. и Забайкальского фронтов. После войны на ответств. должностях в войсках связи. В 1953-57 нач. Высшей офицерской школы и курсов усовершенствования офицерского состава. В 1957-70' 1-й зам. нач. и нач. войск связи Мин-ва обороны СССР. С 1970 воен. инспектор-советник. Награждён 2 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденами Суворова и Кутузова 2-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, орденом Красной Звезды и медалями, а также 8 иностр. орденами.

А. И. Леонов.

ЛЕОНОВ Виктор Николаевич [р. 8(21). 11.1916, Зарайск Московской обл.], дважды Герой Сов. Союза (5.11.1944 и 14.9.1945), капитан 2-го ранга (1952). Чл. КПСС с 1942. Работал слесарем. С 1937 в ВМФ. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 на Сев. и Тихоокеанском флотах в должности зам. командира отряда мор. разведчиков по политич. части, с мая 1944- командир отряда. Участвовал в обороне Сов. Заполярья, освобождении Норвегии и Кореи. Окончил Высшее военно-морское уч-ще (1950) и два курса Воен.-морской академии. С июля 1956 в запасе. Автор книги "Лицом к лицу" (1956). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды и медалями, а также орденом КНДР.

В. Н. Леонов.

ЛЕОНОВ Леонид Максимович [р. 19(31). 5. 1899, Москва], русский советский писатель, акад. АН СССР (1972), засл. деят. иск-в РСФСР (1949), Герой Социа- листич. Труда (1967). Воспитывался в семье деда, мелкого торговца. Печататься начал в 1915 в газетах Архангельска, куда был сослан его отец, поэт М.Л. Леонов. В 1920 - в Красной Армии, участвовал в боях на Юж. фронте, работал в воен. газетах. В 1922 опубл. прозаич. сказку "Бурыга", затем первую книгу рассказов (1923) и повести "Петушихинский пролом" (1923), "Конец мелкого человека" (1924). В 1924 вышел первый роман Л. "Барсуки" - крупное эпич. полотно, изображавшее предреволюц. моек, мещанство и драматич. эпизоды революц. борьбы в деревне. Глубокое знание старорусского бытового уклада дало возможность Л. создать яркие образы деревенских искателей правды, показать характеры гор. торговцев и ремесленников. Пафос романа - в раскрытии неизбежности победы социалистич. сил в деревне. Реализм и мастерство автора "Барсуков" были высоко оценены М. Горьким и А. В. Луначарским. В филос. романе "Вор" (1927), написанном на материале наблюдений над социальным дном нэповского города, в повестях "Провинциальная история" и "Белая ночь" (обе - 1928), в "Необыкновенных рассказах о мужиках" (1928), в пьесах "Унтиловск" (1928) и "Усмирение Бададошкина" (1929) были продолжены и развиты антимещанские мотивы "Барсуков". Одновременно, в 1928-29, Л. начал работу над романом "Соть" (1930) - одним из первых в советской лит-ре произв. о трудовом героизме народа, строящего социализм, о превращении глухих окраин России в индустриально развитые районы. Гл. герой романа - коммунист Увадьев, энергичный организатор строительства. В романах Л. "Скутаревский" (1932) и "Дорога на океан" (1935) большое место занимает художеств, исследование идейной и психо- логич. перестройки старой интеллигенции, принявшей участие в революц. преобразовании страны, изображение острой идеологич. и классовой борьбы в её среде. В "Дороге на океан" ведущую роль играет образ коммуниста - организатора, философа и мечтателя, отдающего жизнь строительству коммунистич. будущего.

В кон. 30 - нач. 40-х гг. Л. выступает в основном как драматург: пьесы "Полов- чанские сады", "Волк" (обе - 1938), "Метель" (1939), "Обыкновенный человек" (1941). Первым откликом Л. на Великую Отечеств, войну 1941-45 явилась пьеса "Нашествие" (1942; Гос. пр. СССР, 1943), за к-рой последовали пьеса "Лё- нушка" (1943) и повесть "Взятие Велико- шумска" (1944). Широкое звучание в воен. годы приобрела патриотич. публицистика Л. После окончания войны писатель приступил к созданию романа "Русский лес" (1953; Ленинская пр., 1957)-крупнейшего своего произв., поев, борьбе сов. людей с фашизмом и сложным нравств. проблемам современности. Многолетняя история борьбы в рус. науке о лесе, рассказ о двух типах учёных становится в многоплановом повествовании "Русского леса" страстной исповедью писателя, выражением его гл. жизненных и творч. идей, где первое место занимает идея действенного и ответств. патриотизма, основанного на глубоком проникновении в дух нац. культуры и подкреплённого практич. участием в нар. жизни. Здесь находят завершение долгие поиски Л. новой формы романа, сочетающей реалистич. достоверность и точность психологич. мотивировок с эпич. обобщённостью картин нар. жизнииглубоким лиризмом повество- ват. стиля. В "Русском лесе" особенно очевидно органич. соединение традиционности леоновского изображения, тесно связанного с реализмом и гуманизмом рус. классич. лит-ры, с оригинальным использованием художеств, опыта 20 века. Особенно важное место в образной системе романа занимают реалистич. символы и ёмкие метафоры.

Во 2-й пол. 50- нач. 60-х гг. Л. возвратился к старым замыслам, создал новые варианты пьесы "Золотая карета" (1946, 2-я редакция 1955, 3-я - 1964), в 1952 - новое, коренным образом переработанное издание романа "Вор", в 1963 - новую редакцию пьесы "Метель" и в 1964 - "Нашествия". Л. доработал написанную в 1938 повесть о рус. эмиграции "Evgenia Ivanovna" (1963). С темами антивоен. публицистики Л. связан его сатирич. кинопамфлет "Бегство мистера Мак-Кинли" (1961). Писатель ведёт активную обществ, деятельность как борец за мир. Выступает в защиту природы; активно участвует в Об-ве охраны памятников истории и культуры. Произв. Л. переведены на мн. иностр. языки.Л. - деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Награждён 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

С о ч.: Собр. соч. [Вступ. ст. Д. Горбова], т. 1 - 5, Хар.- М.- Л., 1928 - 30; Собр. соч. [Предисл. В. Ковалёва], т. 1-6, М., 1953-55; Собр. соч. [Предисл. Е. Стариковой], т. 1-9, М., 1960-62; Собр. соч. [Вступ. ст. Е. Сур- кова], т. 1 - 10, М., 1969 - 72.

Лит.: Богуславская 3., Леонид Леонов, М., 1960; Власов Ф., Поэзия жизни, М., 1961; Ф и н к Л., Драматургия Леонида Леонова, М., 1962; Ковалёв В., Реализм Леонова, Л., 1969; его же, Новые зарубежные труды о Леонове, "Русская литература", 1973, № 1; Творчество Л. Леонова. Сб. ст., Л., 1969; Щеглов М., "Русский лес" Леонида Леонова, в его сб.: Литературно-критические статьи, М., 1971; Ста- риковаЕ., Леонид Леонов, М., 1972; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 2, Л., 1964. Е. В. Старикова.

Л. М. Леонов. "Барсуки". Илл А. И. Кравченко (гравюра на дереве 1932).

Л. М. Л е о- н о в. "Русский лес " (Москва, 1956). Илл. П. Я. Караченцова .

Л. М. Леонов.

ЛЕОНОВ Пётр Васильевич [р. 3(16).5. 1910, с. Лютое, ныне Орловской обл.], советский художник-керамист, засл. художник РСФСР (1970), чл.-корр. АХ СССР (1973). Чл. КПСС с 1947. Учился в Краснодарском архитектурно-худо- жеств. ин-те (1926-30). Творчество Л. оказало влияние на формирование красочного стиля росписи изделий Дулёвского фарфорового завода (гл. художник в 1932-41 и с 1950), основанного на обращении к традициям рус. нар. искусства: манеры свободной кистевой живописи с крупным рисунком и контрастными, напряжёнными сочетаниями декоративных цветовых пятен. Гос. пр. РСФСР им. И. Е. Репина (1970). Награждён орденом Ленина и медалями. Илл. см. также т. 8, табл. XXI (стр. 512-513). Лит.: Андреева Л., Расписной фарфор Петра Леонова, "Декоративное искусство", 1969, № 8.

П. В. Леонов. Декоративный комплект "Золотой олень". 1957. Фарфор. Музей Дулёвского фарфорового завода.

ЛЕОНОВА Дарья Михайловна [9(21).3. 1829, по др. данным, 4(16).3.1834, Вышний Волочёк, ныне Калининской обл.,- 25.1 (6.2).1896, Петербург], русская певица (контральто). Училась в Петерб. театральном уч-ще, позднее в Берлине и Париже у Дж. Мейербера и Д. Обера. Подготовив под рук. М. И. Глинки (высоко ценившего талант певицы, посвятившего ей свою "Молитву") партию Вани в опере "Иван Сусанин", Л. дебютировала в ней на имп. сцене; в 1851-73 пела в Мариинском театре в Петербурге и Большом театре в Москве. Партии: Азу- чена ("Трубадур" Верди), Рогнеда ("Рог- неда" Серова), Хозяйка корчмы ("Борис Годунов" Мусоргского) и др. Оставив оперную сцену, концертировала в России и за границей. Одна из выдающихся представительниц рус. вокальной школы, Л. была замечательным интерпретатором нар. песни, произв. совр. композиторов, особенно М. П. Мусоргского. Преподавала в муз. школе, организованной ею в 1880 совм. с Мусоргским в Петербурге, и театральном уч-ще в Москве (1888-92). Автор "Воспоминаний" ("Исторический вестник", 1891, №№ 1-4).

Лит.: Яковлев В., Д. М. Леонова, М.- Л., 1950.

Д. М. Леонова.

ЛЕОНО-КАСТИЛЬСКОЕ КОРОЛЕВСТВО, Королевство Кастилии и Леона, образовалось на терр. Пиренейского п-ова в процессе Реконкисты в результате объединения королевств Леон и Кастилия в 1037, окончательно (после неоднократных разделений снова на 2 королевства Леон и Кастилию) - в 1230 (столица - Толедо). В 1479 Л.-К. к. стало частью объединившейся Испании.

ЛЕОНО-ЛИБЕРИЙСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, в Зап. Африке, на терр. Гвинейской Республики, Сьерра-Леоне и Либерии. Протягивается с С.-З. на Ю.-В., спускаясь рядом уступов к прибрежной низменности Атлантического ок. и полого понижаясь в глубь материка. Сложена докембрийскими гранитами, гнейсами, кристаллич. сланцами и кварцитами, прорванными интрузиями осн. пород. Над платообразной слабоволнистой поверхно