БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ый Плиний Старший, считавший лес высшим даром человеку. Науч. интерес к Л. особенно усилился в 18 в. в Европе. Он связан с именами К. Линнея, создавшего книгу о лесоразведении, Дюамеля дю Монсо (Франция), описавшего все отрасли лесного дела, Г. Котты, Ф. Пфей- ля, Т. Гартига (Германия), разработавших важные вопросы Л., М. В. Ломоносова, Фокеля, А. Т. Болотова, С. П. Кра- шенинникова, А. А. Нартова, В. Н. Татищева и др., заложивших основы науч. познания о лесах и Л. в России. В 1-й пол. 19 в. в ряде стран Европы были организованы высшие лесные уч. заведения, сыгравшие большую роль в развитии Л. и лесохозяйств. образования. В России в Царском Селе (впоследствии переведён в Петербург) открылся в 1803 Лесной ин-т (ныне Ленинградская лесотехнич. академия им. С. М. Кирова); в Германии - Лесная академия (1816, Тарандт; ныне лесохозяйственный ф-т Дрезденского технич. ун-та), Эберсвальдская лесная академия (1830; ныне Н.-и. ин-т по лесному х-ву); во Франции - Высшее лесное училище (1824, Нанси); в Швеции - Высшая лесная школа (1828, Стокгольм); в Чехословакии - лесной ф-т Высшей с.-х. школы в г. Брно (1816) и Ин-т лесоводства и древесины в г. Зво- лен (1807); в Венгрии - Лесохозяйственный и лесопромышленный ун-т в Шо- проне (1808). В кон. 19 в. было положено начало лесохозяйств. образованию и лесной науке в США; во 2-й пол. 20 в. Л. включено в учебные планы 50 ун-тов и др. вузов. Для изучения лесов важное значение имели опыты в лесничествах уч. заведений. В России первым таким лесничеством было Лисинское (под Ленинградом) - одно из старейших в мире, выделенное в 1787. В 1843 на Ю. России образуется степное Великоанадольское лесничество - колыбель науч. степного лесоразведения. В 1865 основана лесная опытная дача Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). В кон. 19 - нач. 20 вв. в разных р-нах России была организована сеть опытных лесничеств для систематич. научно-практических исследований.

В СССР интенсивно изучаются леса Севера Европ. части, Сибири, Д. Востока, Урала, Ср. Азии, Кавказа и др. р-нов. Сов. учёные углубили учение о лесе. Разработаны экономич. и биогеоценотич. основы Л., классификации типов лесов, получили развитие генетич. и динамич. типология леса, созданы классификации лесов по их водоохранно-защитной роли. Лес рассматривается не только как сырьевой ресурс, но и как важная составная часть биосферы.

Значит, вклад в Л. после Великой Окт. социалистич. революции внесли Г. Н. Высоцкий, В. Н. Сукачёв, М. Е. Ткаченко, М. М. Орлов, Н. В. Третьяков, Л. И. Яш- нов, Н. П. Кобранов, А. П. Тольский, Л. А. Иванов и многочисл. коллективы учёных. Значит, работы в области лесоводств. науки выполняются учёными за рубежом, особенно в европ. странах, США, Канаде, Японии и др. Заметное развитие Л. получило в Австралии и Н. Зеландии, странах Латинской Америки, Африки, в ряде стран Юго-Вост. Азии.

Большое значение имеет решение проблемы повышения продуктивности лесов. Система мероприятий, направленных на её решение, включает рациональное использование лесных ресурсов и борьбу с потерями, воздействие на природные условия произрастания леса (лесоосу- шительные мелиорации, удобрение и т. п.), улучшение их состава введением быстрорастущих и высокопродуктивных пород.

Л. занимается теорией и практикой рубок главного пользования и рубок ухода (см. Рубки леса) в целях не только использования, но и возобновления леса, выращивания высокопродуктивных насаждений. Всё большее значение для лесоводств. науки и практики приобретают географич. аспекты. Происходит географич. дифференциация Л., разрабатываются практические мероприятия по лесному х-ву применительно к различным географич. регионам. Сформировалось Л. таёжное, степных и лесостепных р-нов, горное, субтропическое и тропическое. Предстоит решить проблему разведения леса в тундре, в полупустынях и пустынях; в пригородных и др. лесах возрастает роль ландшафтного Л.

Для решения лесоводств. проблем начинают применять методы совр. биологии, физики, математики, кибернетики. В практике Л. используются химия (гербициды, арборициды и т. д.), механизация, достижения селекции и генетики. Науч. проблемы Л. разрабатываются в н.-и. ин-тах по лесному х-ву, лесных вузах, на лесных опытных станциях.

Развитию Л. способствует расширение международных науч. связей. Развивается координация науч. исследований между учёными социалистич. стран по линии СЭВ, устанавливаются соглашения на двусторонней и многосторонней основе между лесными науч. учреждениями СССР и др. стран. Всё большую роль в научно-технич. прогрессе Л. и других лесохозяйств. и лесотехнич. наук играют мировые лесные конгрессы, периодически созываемые с 1926 (до 1973 проведено 7). Старейшая междунар. орг-ция по вопросам лесной науки - Международный союз лесных исследовательских организаций (JUFRO). Идея его создания была выдвинута в 1890 в Вене на конгрессе по сельскому и лесному х-ву; официально союз был утверждён в Эберсваль- де (Германия)в 1892. До 1972 этой орг-цией проведено 15 междунар. конгрессов. Союз устанавливает контакты между учёными, науч. учреждениями, налаживает обмен информацией о лесных проблемах, разрабатывает единую номенклатуру и стандартизацию методов исследования, упорядочивает международную лесную библиографию и терминологию. Важная задача союза - установление учёными разных стран, работающими в одной области, общих программ исследования и обеспечение их выполнения.

В СССР работы по научно-практич. вопросам Л. публикуются в трудах академий, ин-тов, монографиях, журн. "Лесное хозяйство" (с 1948), "Лесной журнал" (с 1958) и "Лесоведение" (с 1967); нек-рые вопросы Л. находят отражение также в др. научных и производственных журн.- "Вестник сельскохозяйственной науки" (с 1956), "Лесная промышленность" (с 1941) и др.

Лит.: Ткаченко М. Е., Общее лесоводство, 2 изд., М., 1955; Гулисашви- л и В. 3., Горное лесоводство для условий Кавказа, М.- Л., 1956; Мелехов И. С., Очерк развития науки о лесе в России, М., 1957; Погребняк П. С., Общее лесоводство, 2 изд., М., 1963; Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964; Мелехов И. С., Рубки главного пользования, М., 1966; Вопросы таежного лесоводства на Европейском Севере, М., 1967; ПравдинЛ. Ф., Тропическое и субтропическое лесоводство, М., 1969; Морозов Г. Ф., Избр. труды, т. 1-2, М., 1970-71; Б е л ь г а р д А. Л., Степное лесоведение, Л., 1971; Мелехов И. С., Лесоведение и лесоводство, 2 изд., М., 1972. И. С. Мелехов.

ЛЕСОВОЗ, судно для перевозки круглого леса и пиломатериалов в трюмах и на верхней палубе. Лесоматериалы перевозятся россыпью, с поштучной укладкой или в пакетах. Первоначально для перевозок леса использовались обычные суда. Л. появились в нач. 20 в. в России, затем в Германии и др. странах. Дополнит, плавучесть надёжно закреплённого палубного лесного груза (до 4/з всего груза) позволяет назначать большую (на 3-5% ) осадку (т. н. лесная грузовая марка), чем сухогрузным судам др. назначения, имеющим те же размеры. Л., как правило, однопалубные суда с повыш. прочностью верх, палубы, люковых крышек и фальшборта. Грузоподъёмность совр. Л. 10- 35 тыс. т. Сезонность перевозок лесных грузов, обусловленная размещением осн. лесных ресурсов в определённых (преим. северных) р-нах земного шара, вынуждает приспосабливать Л. к перевозке др. грузов, чаще всего насыпных (Л .-зерновозы) или контейнерных (Л.-контейнеро- возы).

ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИ, предназначаются для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на Л. д., их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные. Л.д. обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по к-рым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) Л. д. Магистральный путь - осн. участок Л. д., связывающий лесной массив с нижним лесным складом весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка - ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение неск. лет. Ус - временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отд. лесосек. Крупные комбинаты или лесопромышл. комплексы, осуществляющие полную переработку древесины, связываются с лесозаготовит. предприятиями т. н. грузосборочными Л. д. В нач. 70-х гг. в СССР 70-75% заготовляемой древесины вывозилось по автомобильным дорогам, 20-25% по рельсовым и около 5% по остальным видам дорог (в основном по тракторным). Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со спец. прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Простейший тип автомобильных Л. д. - грунтовые дороги. В периоды распутицы и в дождливое время они становятся непроезжими. На труднопроходимых участках грунтовых Л. д. в отд. случаях устраивают деревянные лежневые покрытия из брёвен, пластин и т. д. Более надёжны гравийные и щебеночные дороги, имеющие на земляном профилированном полотне песчаную подушку (50-70 см) и слой гравия или щебня (20-40 см). По ним допускается движение автопоездов, транспортирующих более 35 м3 древесины. Для упрочнения (стабилизации) грунтов на проезжей части дороги в них иногда вводят вяжущие органич. или минеральные добавки (битумы, пеки, известь и др.); надёжны Л. д. с покрытием из железобетонных плит. В 1971 в СССР функционировало более 25 тыс. км Л. д. постоянного действия. К Л. д. сезонного действия относятся снежные, снежно-ледяные и ледяные дороги. Для таких Л. д. в летний период очищается и планируется земляное полотно; перед наступлением заморозков оно проминается. Зимой проводится уплотнение снега (снежные дороги) или поливка водой (снежно-ледяные дороги). При сооружении ледяных Л. д. на грунт намораживают лёд.

Рельсовые Л. д. бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). В СССР распространены узкоколейные Л. д., количество к-рых достигает 400; общая протяжённость их более 20 тыс. км. Узкоколейные Л. д. постоянного действия имеют нижнее и верхнее строение пути; при стр-ве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощённое нижнее строение. Для вывозки сортиментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъёмностью 8-20 т), а для хлыстов - вагоны-сцепы (24-25 т). См. также Дорожностроительные работы. Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.

ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ, активная форма возобновления леса. К Л. относится прежде всего искусств, возобновление леса, а также мероприятия, направленные на содействие естеств. возобновлению, на ускорение этого процесса, улучшение породного состава и состояния молодого поколения леса. Цель Л.- создание высокопродуктивных лесов. При Л. выращивают хозяйственно-ценные древесные породы: в тайге - хвойные (сосна, ель, лиственница, сибирский кедр и др.), в центр, и юж. р-нах Европ. части СССР, кроме хвойных (особенно сосны), дуб и нек-рые др. лиственные породы. Ценные формы мягколиственных древесных пород (карельская берёза, быстрорастущая здоровая осина и др.) также могут быть объектом Л. Понятия "Л." и "возобновление леса" в лесоводстве часто употребляют как синонимы.

ЛЕСОГОРСК (до 1946 - Н а и ос и), город в Сахалинской обл. РСФСР, подчинён Углегорскому горсовету. Расположен на зап. берегу о. Сахалин, в устье р. Лесогорка, в 196 км к С. от ж.-д. станции Ильинск. Леспромхоз, произ-во строит, материалов.

ЛЕСОГОРСК, посёлок гор. типа в Шат- ковском р-не Горьковской обл. РСФСР. Расположен на автодороге Шатки - Пер- вомайск, у ж.-д. станции Лесогорск. 3-д по ремонту электротрансформаторов.

ЛЕСОГОРСК, посёлок гор. типа в Чун- ском р-не Иркутской обл. РСФСР. Расположен на р. Чуна (басе. Енисея), в 10 км от ж.-д. станции Чуна (на линии Тайшет - Лена). Чунский лесопильно-дере- вообр. комбинат.

ЛЕСОГОРСКИЙ, посёлок гор. типа в Выборгском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на р. Вуокса. Ж.-д. станция в 185 км к С.-З. от Ленинграда. 3-д искусств, волокна, леспромхоз. Близ посёлка - ГЭС.

ЛЕСОЗАВОДСК, город (с 1938) в Приморском крае РСФСР. Расположен на р. Уссури (приток Амура). Ж.-д. станция (Ружино) на линии Хабаровск - Уссурийск. 37 тыс. жит. (1972). Центр лесной пром-сти. Лесопильные и гидролизно- дрожжевой заводы, мебельная фабрика. Лесотехнический техникум, медицинское училище.

ЛЕСОЗАВОДСКИЙ, посёлок гор. типа в Мурманской обл. РСФСР. Расположен на о. Олений в Кандалакшской губе Белого м., в 15 км от ближайшей ж.-д. станции Ковда. Лесопильный з-д.

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, крупнейшая отрасль лесной пром-сти, осуществляющая заготовку древесины, её вывозку и сплав. Занимает важное место в нар. х-ве СССР. В зарубежных странах Л. п., как правило, является частью лесного х-ва.

В дореволюционной России пром. лесозаготовки производились в ограниченных размерах. Производств, операции по заготовке и вывозке леса выполнялись вручную,

В первые годы после Великой Октябрьской социалистич. революции ощущался острый недостаток топлива, поэтому до 1922 преобладала заготовка дровяной древесины. Восстановление и развитие нар. х-ва привели к значительному росту лесозаготовок (см. табл.).

По объёму вывозки древесины СССР занимает (1972) 1-е место в мире.

В СССР пром. лесозаготовки ведут Мин-во лесной и деревообр. пром-сти СССР (59% от общего объёма лесозаготовок), Гос. комитет лесного х-ва Сов. Мин. СССР (12% ) и др. мин-ва и ведомства. Вывозка древесины производится также колхозами и межколхозными орг-циями для удовлетворения собств. нужд (в объёме св. 24 млн. м3 в год).

При лесозаготовках выполняется ряд лесохозяйственных требований: лесосеки установленной ширины, сохранение подроста и молодняка, очистка лесосек от порубочных остатков, оставление семенников и др.

С 1927 до сер. 50-х гг. лесозаготовки велись гл. обр. на С. и С.-З. Европ. части СССР, лесосырьевые ресурсы к-рой в результате интенсивных рубок сократились. Позднее лесозаготовки широко развивались в Сибири и на Д. Востоке. В 1972 из общего объёма лесозаготовок на Северо-Западный р-н приходилось 24,9%,

Заготовка древесины в СССР

































1913

1928

1940

1950

1960

1970

1972





Вывезено древесины, млн. плотных м3

67,0

61,7

246,1

266,0

369,5

385,0

383,0





вт. ч. деловой

30,5

36,0

117,9

161,0

261,5

298,5

297,6
































Восточно-Сибирский 16,9, Уральский 15, Дальневосточный 8,0, Западно-Сибирский 7,8, Волго-Вятский 7,7, Центральный 7,5%.

Освоение новых лесных массивов Севе- ро-Запада, Сибири и Д. Востока вызвало необходимость стр-ва в этих р-нах сети магистральных лесовозных ширококолейных жел. дорог.

Осн. предприятие Л. п. - леспромхоз. Годовая мощность леспромхозов колеблется в пределах 300-700 тыс. м3 вывозки древесины. Осн. лесозаготовит. работы (валка леса, подвозка древесины к верхним складам, вывозка древесины) механизированы. На 1 янв. 1973 в лесозаготовит. предприятиях мин-в и ведомств имелось : 72,1 тыс. тракторов, 35,1 тыс. лесовозных автомобилей, 3,8 тыс. тепловозов и мотовозов, 517 полуав- томатич. линий по раскряжёвке хлыстов, обрезке сучьев и разделке коротья, 966 окорочных станков, 6,7 тыс. погрузочных кранов всех марок, 9,8 тыс. разных погрузчиков. Среднесписочная численность рабочих в Л. п. в 1972 составила св. 1 млн. чел. Строятся усовершенствованные лесовозные автомоб. дороги круглогодового действия. Всё это позволяет значительно увеличить производительность труда на лесозаготовках. См. также статьи Лесозаготовительное оборудование, Лесовозные дороги. Большое внимание уделяется наиболее полному и эффективному использованию в качестве техно- логич. сырья дровяной древесины. Пром. использование дровяной и низкокачеств. лиственной древесины и её отходов позволяет значительно увеличить ресурсы лесоматериалов без существенного роста лесозаготовок.

В отд. зарубежных социалистических странах вывозка древесины составила в 1971 (млн. м3): в Болгарии - 4,9, Венгрии - 5,4, ГДР - 7,8, Польше - 16, Румынии - 23, Чехословакии - 14,6, Югославии - 17.

Вывозка древесины в капиталистич. странах (1971, млн. м3): в США 340, Канаде (1970) 121, Швеции 64,3, Японии (1970) 49,8, Финляндии 42,9, Франции 34,8, ФРГ 28,3. В капиталистич. странах, обладающих значит, лесным потенциалом, наблюдается тенденция к увеличению объёмов рубки леса с одноврем. проведением мероприятий по интенсификации лесного х-ва.

Лит.: Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы, М., 1971; Лес - национальное богатство советского народа. Сб., под ред. Н.В. Тимофеева,М., 1967; Родненков М. Г., Механизация и технология лесозаготовительных работ, М., 1966; Медведев Н. А., Экономика лесной промышленности, М., 1970. Б. М. Перепечин.

Трелёвка леса трактором ТТ-4.

Погрузка леса на автопоезд челюстным погрузчиком.

Вывозка леса автопоездом КрАЗ-255 Л.

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, машины, механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для выполнения производств, операций на лесозаготовках. К Л. о. относятся моторные инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматич. линии для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжёвки и разделки хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъёмно-транспортные машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные и электромоторные пилы - для валки леса, обрезки толстых сучьев, раскряжёвки хлыстов и поперечного пиления брёвен; бензиномоторные и электромоторные ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и суч- корезок,- валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосвёрла, снегоочистители, насосы, мотолебёдки и т. д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких пилах для СССР составляет 180- 200 тыс. штук.

Табл. 1.- Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР






























Бензиномоторные пилы

Электромоторные пилы





Технические данные

"Дружба- 60"

"Дружба- 4"

МП-5 "Урал"

ЭП-К5

ЭП-К6

ЭПЧ-3





Годы выпуска

1960-1962

с 1963

с 1969

1949-1957

с 1958

с 1970





Мощность двигателя , кет

2,6

3

4

1,5

1,7

3





Масса (для бензиномоторных пил в незаправленном состоянии), кг

11,3

12,4

11,6

9

9,3

9,5





























Транспортные средства подразделяются на первичный транспорт, служащий для трелёвки (подвозки) заготовляемой древесины от места повала деревьев (лесосеки) до погрузочных пунктов у лесовозных дорог, и транспорт, применяемый для перевозки леса по лесовозным дорогам. Для первичной транспортировки используют трелёвочные тракторы, оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебёдками и прицепными приспособлениями (чекерами). В СССР первый специальный гусеничный трелёвочный трактор КТ-12 был создан в конце 40-х гг. В последующие годы были созданы более мощные и совершенные трелёвочные тракторы (см. табл. 2).

Колёсные тракторы более манёвренны, скорости передвижения их выше. На базе серийных колёсных тракторов (тягачей) общего назначения созданы их транспорт- но-трелёвочные модификации К-703 и Т-157. Для устранения ручной прицепки и отцепки при трелёвке тракторы вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами. Например, гидроманипуляторами оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами - колёсные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных лесах применяют канатные установки с приводом от трелёвочных лебёдок ЛЛ-12, ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют также агрегатные лесозаготовит. машины, напр, ва- лочно-трелёвочные машины ВТМ-4 и валочно-пакетирующие ЛП-2 (см. Лесосечные работы).

Оборудование для первичной обработки древесины подразделяется на передвижное и стационарное. Передвижное оборудование обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах. К нему относятся агрегаты ЛО-25 для очистки стволов деревьев от сучьев и передвижные сучко- резные машины СМ-2 и СМ-55. В отд.случаях применяют раскряжёвочные и окорочные машины, а также оборудование для производства технологич. щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматич. агрегаты ПСЛ-2М и установки для групповой очистки МСГ-2, обрабатывающие соответственно 20-25 и 100-125 м3 древесины в 1 ч. Раскряжёвка и разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматич. линиях с продольной подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С производительностью 25-30 м3/ч. Для расколки чураков на 2 части применяют колун КЦ-7, на 2 или 4- гидроколун ГК-2, на 2, 4 или 6 частей одновременно - гидроколун ЛО-46. Сортировка и транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортёрами с полуавтоматич. сбрасывающими устройствами. Для окорки брёвен применяются окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.

Лесозаготовит. предприятия оснащаются специализированным оборудованием: лесопильными рамами, шпалорезными станками, различными деревообрабатывающими станками, дробилками, оборудованием для произ-ва древесноволо- книстых и древесностружечных плит.

Для штабелевки и погрузки древесины в лесозаготовит. процессе используются лесопогрузочные машины, штабелёры.

Для нормальной и эффективной эксплуатации Л. о. строятся вспомогат. сооружения и устройства - эстакады, подкрановые и подъездные пути, площадки и т. д. Для технич. обслуживания и ремонта машин в лесных условиях используют передвижные боксы - профилактории, ремонтные мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в стационарных условиях строят ремонтно-механич. мастерские с набором типового станочного и др. ремонтного оборудования. Д. К. Воевода. В. И. Алябьев.

ЛЕСОЗАГОТОВКИ, процесс заготовки древесины, включающий основные и вспомогат. операции по валке деревьев, вывозке их с лесосек и частичной переработке на нижних лесных складах. Лесосечные работы составляют примерно 25-30% от общих трудозатрат по всему лесозаготовит. производству, транспортные (вывозка древесины)-5-10%, лесосклад- ские - 15-20% и вспомогательные - 40-45% .

Л. получили своё название в дореволюц. России, когда лесоматериалы в виде брёвен (сортиментов) заготовлялись вручную на лесосеке преим. в зимнее время года. Сортименты складывались по берегам рек и сплавлялись в весенне-летний период. В СССР все производств, процессы на лесозаготовит. предприятиях (в леспромхозах) механизированы (см. Лесозаготовительное оборудование).

СССР по объёму вывозки древесины (1972) занимает 1-е место в мире (см. Лесозаготовительная промышленность). Предприятия лесозаготовит. отрасли постоянно увеличивают поставки нар. х-ву деловой древесины и лесоматериалов во всё более обработанном виде.

В 1923-24 доля деловой древесины составляла 42%, в 1951-73%, а в 1975 баланс деловой древесины должен составить 87%. Д.. К. Воевода, В.И.Алябьев.

ЛЕСОМАТЕРИАЛЫ, лесные сортименты, материалы из древесины, сохранившие её природную физ. структуру и хим. состав. Л. подразделяют на необработанные и обработанные. Необработанные Л. - продукция лесозаготовит. пром-сти. Их получают из спиленных деревьев после очистки от ветвей и разделения поперёк ствола на части требуемой длины. Поперечное сечение таких Л. близко к форме круга, поэтому они называются круглыми. В целом виде круглые Л. (после окорки) применяются в стр-ве пром. и жилых зданий, в качестве опор и столбов для воздушных линий связи и линий электропередачи, крепёжного материала при подземных работах (руд