БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

до -4 °С на Ю., июля - от 22 "С на С. до 24 °С на Ю. Осадков от 500 мм в год на В. до 250 мм на С.-З. Большая часть их выпадает во время летнего муссона (июль - сентябрь), обычно в виде ливней, стимулирующих развитие эрозии. Реки текут часто в глубоких ущельях и выносят огромное количество наносов. Годовой объём твёрдого стока р. Хуанхэ ниже Л. п. превышает 1,3 млрд. т. Почвы на лёссах характеризуются высоким плодородием, но в большинстве своём они смыты. Естеств. растительность (лесостепь на Ю.-В., сухая степь на С.-З.) сохранилась лишь в местах, неудобных для возделывания. Вся поверхность распахана, лёссовые склоны вые. до 1000 м и более искусственно террасированы. Возделываются хлопчатник, просо, гаолян, пшеница. Месторождения кам. угля, жел. руды, нефти, горючих сланцев, гипса, соли. Л. п. (особенно долина р. Вэйхэ) имеет высокую плотность населения. Важнейшие города - Сиань, Тайюань, Ланьчжау. В. Т. Зайчиков.

ЛЕССОНИЯ (Lessonia), род бурых водорослей из порядка ламинариевых. 5 видов, гл. обр. в холодных и умеренных морях Юж. полушария, где Л .образует настоящие подводные леса; в Сев. полушарии известен 1 вид - в Охотском м. Слоевище дл. до 4 м, состоит из разветвлённого ствола с ризоидами при основании и пластинами на концах ветвей.

ЛЕСТЕР (Leicester), город в Великобритании, в вост. Мидленде, на р. Сор. Адм. п. графства Лестершир. 283,5 тыс. жит. (1971). Крупный трансп. узел. Три- кот. и обувная пром-сть, произ-во машин для этих отраслей, а также электротех- нич. изделий, станков; хим. пром-сть. Ун-т.

ЛЕСТЕРШИР (Leicestershire), графство в Великобритании, на равнине Мидленд, в басе. р. Трент. Пл. 2,2 тыс. км2. Нас. 771,2 тыс. чел. (1971). Адм. ц.-г. Лестер. Входит в индустриальный район Ср. Англии. Трикот., кож.-обув., маш.- строит. пром-сть. Добыча кам. угля и жел. руды. В с. х-ве развито преим. интенсивное животноводство (кр. рог. скот и овцы).

ЛЕСТНИЦА СУЩЕСТВ, распространённая среди натуралистов и философов 18 в. идея иерархич. расположения тел природы, начиная от самых простых не- органич. тел (минералы) и кончая наиболее сложными живыми существами. Идею об усложнении форм природы высказал Аристотель в 4 в. до н. э. Во 2-й пол. 18 в. Л. с. построил Ш. Бонне, поместив выше человека ангелов, архангелов и т. д. Теологич. построения Бонне резко критиковали франц. материалисты (Д. Дидро, Ж. Робине и др.), а также рус. философ-материалист А. Н. Радищев. Впервые историч. объяснение существования живых тел различной степени сложности дал Ж. Б. Ламарк; Л. с. он рассматривал как результат эволюции организмов (см. Ламаркизм). Окончательно утвердил идею развития органич. мира от простого к сложному Ч. Дарвин. См. также Дарвинизм.
1426
ЛЕСХОЗ в С С С Р, предприятие лесного хозяйства. Л. делят на лесничества. Л. организуют рациональное и неисто- щительное пользование лесами, улучшают их породный состав, повышают продуктивность с помощью осушительных работ, рубок ухода, реконструкции малоценных насаждений и др.; занимаются возобновлением леса, облесением песков, эродированных и др. земель. Л. отпускают лес лесозаготовителям и осуществляют контроль за правильным его использованием; охраняют леса от пожаров, порубок и хищений и т. д. Л. также ведут лесозаготовки, организуют произ-во товаров нар. потребления из древесины и наиболее полное использование продуктов побочного пользования в лесу (сенокошение, сбор грибов, ягод, лекарств, трав и др.). Л. оказывают помощь колхозам и др. держателям леса и контролируют правильное его использование. Территория Л. занимает обычно от неск. тыс. га в малолесных р-нах до сотен тыс. га в лесистых и малонаселённых р-нах СССР.

ЛЕСЬМЯН (Lesmian) Болеслав (22.1. 1877, Варшава, - 5.11.1937, там же), польский поэт, чл. Польск. академии лит-ры (1933). Окончил юрид. ф-т Киевского ун-та (1903). В 1901-07 сотрудничал в польск. и рус. периодике. В 1911 основал в Варшаве эксперимент. Художеств, театр. Начав творч. путь как представитель польск. символизма, Л. стал одним из оригинальных польск. лириков 20 в. Для его сб-ков "Сад на распутье" (1912), "Луг" (1920), "Лесное деяние" (опубл. посмертно, 1938) и др. характерно слияние условного, сказочного мира с реальным, стремление, иногда окрашенное мистицизмом, "раствориться" в природе. Л. принадлежит также обработка мотивов нар. сказок "Сказания о Сезаме" (1913), "Приключения Синдбада-Морехода" (1914). Портрет стр. 378.

С о ч.: Wiersze wybrane, Warsz., 1955; в рус. пер.- Стихи. [Вступ. статья А. Геле- скула], М., 1971.

Лит.: Богомолова Н. А., Болеслав Лесьмян, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Т г z n a d е 1 J., Tworczosc Lesmiana, Warsz., 1964; Studia o Lesmianie, [Warsz., 1971] (библ. с. 412 - 13).

ЛЕСЮЭР, Л е с ю ё р (Lesueur, Le Sueur) Жан Франсуа (15.2.1760, Дрюка-Пле- сьель, близ Абвиля,-6.10.1837, Париж), французский композитор, хоровой дирижёр и музыкальный писатель, чл. Института Франции (1813). Работал хоровым дирижёром, с 1786 возглавлял капеллу Собора Парижской богоматери. С 1793 проф., затем инспектор Нац. муз. ин-та (с 1795- консерватория). В годы Великой франц. революции создал ряд хоровых песен и гимнов для массовых празднеств, в т. ч. "Песнь триумфов Французской республики". В период консульства Наполеона был капельмейстером при его дворе. В 1818 вернулся в консерваторию. Среди учеников Л.- Г. Берлиоз, III. Гуно, А. Тома. Л. принадлежат 9 опер, в т. ч. "Пещера" (1793) - один из образцов жанра "оперы спасения".

Лит.: Рад иге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 129-43; L а ш у F-, Jean-Francois Le Sueur, P., 1912.

ЛЕТ ПОМПОНИЙ, Лето П о м п о н и о (лат. Laetus Pomponius, итал. Leto Pomponio) (1428, Диано,-1497, Рим), итальянский гуманист. Ученик Ло- ренцо Баллы. В 1465 основал в Риме кружок гуманистов - т. н. Рим. академию, где изучалась антич. философия, подвергались критике средневековая схоластика, католич. церковь. В 1468 Л. П. вместе с др. членами академии был обвинён в заговоре, целью к-рого являлось устранение папы Павла II и организация в Риме философско-языческой республики; был арестован, но вскоре освобождён из тюрьмы преемником Павла II. В 1472-73 Л. П. совершил путешествие по землям Юж. Руси, впечатление о к-ром изложил в комментариях к "Геор- гикам" Вергилия. Важнейшее ист. произв.-"Цезари", где изложена история Рим. империи и Византии с 3 по 7 вв. (Византию Л. П. считал единственным и подлинным продолжением Рим. империи).

Лит.: 3 а б у г и н В., Ю. Помпо.чий Лэт, СПБ, 1914; Zabughin V., Giulio Pomponio Leto, v. 1 -2V Коша, 1909 - 12.

ЛETA (от греч. lethe - забвение), в др.- греч. мифологии река, протекающая в подземном царстве. Души мёртвых, отведав воду из Л., забывали о своей земной жизни. В переносном смысле образ Л. обозначает забвение. "Кануть в лету"- быть забытым, исчезнуть без следа.

ЛЕТАВЕТ Август Андреевич [р. 6(18).2. 1893, Сенули, ныне Мадонский район Латв. ССР], советский гигиенист, акад. АМН СССР (1950). В 1917 окончил мед. ф-т Моск. ун-та. В 1948-71 директор НИИ гигиены труда и профзаболеваний и одновременно (1931-55) зав. кафедрой пром. гигиены Центр, ин-та усовершенствования врачей. Осн. работы посвящены проблемам общей и частной гигиены труда, пром. микроклимата, профилактики силикоза, пром. токсикологии. Участвовал в составлении первого сов. законодательства по сан. охране труда пром. рабочих. Под рук. Л. изучен механизм действия и клиника лучевых поражений. Вице-президент Междунар. организации по профессиональной медицине (1961).

Засл. мастер спорта СССР по альпинизму (1946); одна из вершин Тянь-Шаня носит имя Л. Почётный чл. Чехосл. мед. об-ва им. Я. Пуркине. Гос. пр. СССР (1949), Ленинская пр. (1963). Награждён 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

ЛЕТАЛЬНАЯ ДОЗА (от лат. letalis - смертельный), доза к.-л. химич. или фи- зич. агента, воздействие к-рой на живой организм приводит к смертельному исходу. Л. д. определяют в опытах на животных для различных фармакологич. средств, пестицидов, ионизирующих излучений и т. п. Л. д. зависит от свойств действующего агента, а также от возраста, состояния и индивидуальной чувствительности организма, поэтому экспериментальное определение Л. д. необходимо проводить на достаточно представительном количестве животных. Различают минимальную Л. д., при к-рой погибают наиболее чувствительные особи данного вида - не более 10% подопытных животных, среднюю Л. д., при к-рой погибает половина (ЛД5о), и абсолютно смертельную - минимальную дозу, вызывающую гибель всех подопытных животных (ЛДюо). См. также Доза лекарственного препарата и Доза ионизирующего излучения.

ЛЕТАЛЬНОСТЬ (от лат. letalis - смертельный), смертельность, в мед. статистике отношение числа умерших от к.-л. болезни, ранения или пострадавших от несчастного случая к числу болевших этой болезнью (раненых, пострадавших от несчастного случая); выражается в процентах. Исчисляется Л. за определённый период, обычно за год. Различают больничную Л. - отношение числа умерших в больнице (от к.-л. болезни) к числу госпитализированных в неё (при этой болезни); внебольничную Л.- соотношение числа умерших от болезни к числу заболевших той же болезнью и лечившихся вне больницы; общую Л.- суммарное отношение числа умерших от болезни к числу болевших этой болезнью (в больнице и вне её). Л.- один из показателей эффективности тера- певтич. препаратов, методов лечения и постановки работы мед. учреждений (своевременности обращения за леч. помощью, начала лечения, срока и полноты госпитализации, оказания хирургич. помощи, качества ухода за больными и пр.). Л. (смертельность) не надо смешивать с термином смертность, указывающим частоту смертей среди населения. Г. Н. Соболевский,

ЛЕТАНИЕ животных, передвижение животных в воздухе при помощи специальных органов движения -крыльев. Способностью к Л. обладают большинство насекомых и птиц, а также нек-рые млекопитающие (напр., летучие мыши). Л. было свойственно группе ископаемых пресмыкающихся - летающим ящерам. При помощи крыльев создаются необходимые для Л. аэродинамич. силы: подъёмная и поступательная. Летающие животные имеют ряд особенностей в строении тела, облегчающих полёт: расширения трахейной системы у мн. насекомых, воздушные мешки и пневматичность костей у птиц и др. Активное Л. заключается в передвижении по воздуху посредством махания крыльями, пассивное - в планировании, т. е. в скольжении и парении. Скольжение - Л. по наклонной плоскости вниз; при этом подъёмная сила уравновешивает тяжесть тела. Парение - полёт в восходящих потоках воздуха (статическое парение) или в горизонтальных воздушных течениях за счёт использования неравномерности скорости потоков в разных слоях (динамическое парение). Насекомым свойственно только активное Л. Активным Л. пользуются все птицы; мн. из них способны также к скольжению и парению. Скорость Л. у насекомых колеблется от 7,5-15 (мухи) до 54 км/ч (бабочка бражник). У птиц скорость полёта 35-140 км/ч; при пикировании она может достигать 300 км/ч (сокол сапсан).

Передвижение по воздуху нек-рых др. животных (напр., белки-летяги, летучих рыб) отличается от Л. (см. Движения, Локомоция).

Лит.: Александер Р., Биомеханика, пер. с англ., М., 1970; ШестаковаГ. С., Строение крыльев и механика полета птиц, М., 1971. В. С. Гурфинкель.

ЛЕТАРГИЯ (греч. lethargia, от lethe - забвение и argia - бездействие), л е- таргический сон, болезненное состояние^ похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни (т. н. "малая жизнь", "мнимая смерть"). Даже в самых тяжёлых случаях Л. можно отличить от смерти, что исключает возможность ошибочного погребения живых лиц. Встречается Л. при истерии, общем истощении, после сильных волнений. Приступ внезапен, продолжается от неск. часов до мн. дней. Сознание при Л. обычно сохранено - больные воспринимают и запоминают окружающее, но не реагируют на него. От Л. следует отличать спячку при энцефалите, нарколепсии.

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, устройство для управляемого полёта в атмосфере планеты или космич. пространстве. Полёт Л. а. представляет собой движение над твёрдой и жидкой поверхностью планеты или в межпланетном пространстве. Л. а. используются для перевозки людей и грузов, выполнения с.-х., строительных и др. работ, для ведения науч. исследований и в воен. целях. Различают атмосферные и космич. Л. а. Атмосферные Л. а. делятся, в свою очередь, на 2 класса: аппараты тяжелее воздуха и аппараты легче воздуха. также и сопротивление среды. Действие этих сил преодолевается с помощью подъёмной силы и силы тяги. Подъёмная сила и сила тяги используются также для управления Л. а., т. е. для изменения величины и направления скорости полёта и положения Л. а. в пространстве. При создании подъёмной силы используются след, принципы: аэростатический, аэродинамический и газодинамический. Аэростатич. сила, или архимедова сила, образуется из-за разности плотностей газа, заполняющего оболочку аппарата, и атмосферного газа (рис. 1) и приложена к внеш. поверхности Л. а. (см. Архимеда закон). Она направлена вертикально вверх. Аэродинамич. сила также приложена к внеш. поверхности Л. а. (см. Аэродинамические сила и момент). Образуется из-за перепада давления на поверхности Л. а. при несимметричном обтекании его газообразной средой атмосферы (рис. 2). Составляющая аэродинамич. силы, перпендикулярная направлению полёта, образует подъёмную силу, а составляющая, параллельная скорости полёта и направленная назад,- аэродинамическое сопротивление (лобовое сопротивление). Отношение подъёмной силы к силе лобового сопротивления наз. аэродинамич. качеством. В га- зодинамич. принципе создания подъёмной силы используется давление газа, действующего на внутр. поверхность реактивного двигателя (рис. 3).

Сила тяги, создаваемой воздушным винтом или реактивным двигателем, численно равна приращению количества движения рабочего вещества, отбрасываемого ими. Винт приводится во вращение двигателем (поршневым или газотурбинным). Реактивные двигатели делятся на воздушно-реактивные и ракетные. При создании тяги с помощью винта и воздушно-реактивного двигателя в качестве рабочего вещества используется атмосферный газ (воздух). Рабочее вещество для ракетного двигателя транспортируется на самом Л. а., поэтому ракетный двигатель можно применять как на атмосферных, так и на космич. Л. а. Если направление силы, создаваемой винтом или реактивным двигателем, наклонено к направлению полёта, то эту силу можно разложить на две составляющие. Составляющую, перпендикулярную направлению полёта, можно рассматривать как подъёмную силу, а составляющую, параллельную направлению полёта,- как тягу. Создание тяги и подъёмной силы связано с затратами энергии. Источником энергии может быть хим. или ядерное горючее, запасённое на борту Л. а. На космич. Л. а. возможно также использование солнечной энергии.

Обычно полёт Л. а. состоит из 3 осн. этапов: взлёт (разбег, набор высоты), установившийся полёт (полёт с приблизительно постоянной скоростью), посадка (торможение, спуск до соприкосновения с поверхностью планеты, пробег). Некоторые этапы полёта могут отсутствовать или принимать специфич. форму. Для разбега Л. а. при взлёте обычно используется тяга двигателя, установленного на нём. Взлёт Л. а. может осуществляться также и с помощью дополнит, устройств вне Л. а. (катапульт и т. п. средств). На втором этапе, при установившемся прямолинейном полёте, равнодействующая всех сил, приложенных к Л. а., равна нулю. На третьем этапе полёта скорость постепенно уменьшается до небольшой величины, обеспечивающей безопасную посадку. Для этого необходима сила, почти уравновешивающая силу притяжения, и сила, тормозящая движение по горизонтали.

Л. а. легче воздуха (аэростат, дирижабль и др.). Подъёмная сила аппаратов этого класса имеет аэростатич. природу (см. Воздухоплавание). Аэростат развивает лишь подъёмную силу, горизонтальное перемещение его происходит под действием ветра. Управление аэростатом сводится к изменению высоты полёта путём изменения его массы и объёма. Дирижабль имеет возд. винты, создающие тягу и приводимые во вращение двигателями. Кроме средств управления, применяемых на аэростате, на дирижабле используются аэродинамич. органы управления.

Л. а. тяжелее воздуха (самолёт, планёр, вертолёт, винтокрыл и др.). Подъёмная сила аппаратов этого класса имеет преим. аэродинамич. природу. В нек-рых случаях используется также газодина- мич. принцип создания подъёмной силы. Наиболее распространённым Л. а. тяжелее воздуха является самолёт. Его подъёмная сила создаётся в основном крылом. Значительно меньшая доля приходится на подъёмную силу фюзеляжа и оперения. Рассматриваются проекты самолётов для полётов при гиперзвуковых скоростях, у к-рых подъёмная сила образуется в основном корпусом. Тяга самолёта создаётся с помощью поршневого, газотурбинного или воздушно-реактивного двигателя. Ракетный двигатель используется на самолёте редко (обычно в качестве ускорителя). На перспективном гиперзвуковом самолёте возможно применение ракетного двигателя как основного средства создания тяги. Для управления самолётом используются аэродинамич. органы (рули высоты и направления, элероны и др.), а также регулирование тяги.

Подъёмная сила крыла изменяется приблизительно пропорционально квадрату скорости полёта. При малых скоростях подъёмной силы крыльев недостаточно для отрыва самолёта от поверхности Земли. Для каждого самолёта существует минимальная скорость, при к-рой подъёмная сила крыльев равна весу самолёта. Поэтому при взлёте необходим разбег для достижения её, а при посадке- пробег, чтобы погасить её до нуля. Это приводит к необходимости создания аэродромов со взлётно-посадочными полосами. Уменьшение минимальной скорости и соответствующее сокращение длины разбега и пробега самолёта достигается увеличением подъёмной силы крыльев посредством их механизации (см. Механизация крыла), сдува пограничного слоя с крыла, обдува крыла струями от винтов и др. способами. Подъёмная сила может быть создана и на неподвижном Л. а. Для этого его крылья должны двигаться относительно корпуса Л. а. Известны проекты Л. а. с машущими и колеблющимися крыльями (см.Орнитоптер). Применение нашёл вертолёт - Л. а. с несущим винтом, к-рый можно рассматривать как систему крыльев, вращающихся в плоскости, близкой к горизонтальной. Наклоном плоскости вращения несущего винта к направлению полёта создаётся не только подъёмная сила, но и тяга. У винтокрыла подъёмная сила создаётся одновременно несущим винтом и крылом, а тяга - тянущим и несущим винтами. Существуют самолёты с винтами, плоскость вращения к-рых может изменяться от вертикальной до горизонтальной. Такие самолёты могут совершать вертикальные взлёт и посадку. Использование газодинамич. принципа создания подъёмной силы позволяет и реактивному самолёту летать с малыми скоростями и даже "висеть", совершать вертикальные или укороченные взлёт и посадку. Это достигается отклонением вниз струи реактивного двигателя посредством поворотных сопл либо использованием спец. вертикально установленных двигателей.

Космические Л. а. (автоматическая межпланетная станция, искусственный спутник Земли, космический корабль и др.). Из-за большого своеобразия различных этапов космич. полёта и для уменьшения массы космич. Л. а. делается составным. Он состоит обычно из след, автономных частей: стартовой ракеты, орбитального или межпланетного корабля, аппарата, спускаемого на поверхность планеты. Стартовая ракета разгоняет Л. а. до скорости, равной или превосходящей орбитальную. Управление ракетой осуществляется изменением значения и направления действия тяги ракетных двигателей, а при наличии на планете атмосферы - также посредством аэродинамич. рулей. Орбитальным и межпланетным кораблями управляют с помощью ракетных двигателей. При дальних межпланетных перелётах ракетный двигатель целесообразно применять также для дополнит, разгона межпланетного корабля с целью уменьшения продолжительности перелёта. Эффективность использования рабочего вещества в двигателе тем выше, чем больше скорость истечения газа из него. В ракетных двигателях поток газа разгоняют путём его нагревания за счёт сжигания хим. горючего и последующего расширения в сопле. Разрабатываются двигатели для космич. Л. а., в к-рых поток газа разгоняется до более высоких скоростей, чем в ракетном двигателе (плазменный двигатель, электростатический ракетный двигатель). На окончат, этапе полёта космич. Л. а. производится его торможение ракетным двигателем. Если планета лишена атмосферы, то ракетным двигателем пользуются вплоть до соприкосновения с её поверхностью. Если же планета имеет атмосферу, то используются также аэродинамич. силы. Применение подъёмной силы позволяет снизить перегрузки, неблагоприятно действующие на человека. Управление Л. а. при спуске путём изменения его подъёмной силы позволяет повысить точность посадки. Рассматриваются проекты перспективных космич. аппаратов, к-рые смогут взлетать с поверхности Земли и садиться на её поверхность подобно самолёту.

Лит. см. при статьях Авиация, Воздпхоплавание и Космонавтика. В. Я. Боровой.

Рис. 1. Схема, поясняющая аэростатический принцип создания подъёмной силы (а), и внешний вид дирижабля (б). На схеме: р - давление „ воздуха; р - плотность воздуха; д - ускорение силы тяжести; h - высота

Силы, действующие на Л. а. На Л. а. действует притяжение планеты и др. небесных тел, а при полёте в атмосфере - аэростата; Об.- оболочка аэростата. Стрелками показано распределение давления на поверхности летательного аппарата, окружённого воздухом.

Рис. 2. Схемы, поясняющие аэродинамический принцип создания подъёмной силы крылом дозвукового самолёта (а), несущим винтом вертолёта (в), и внешний вид самолёта Ту-124 (б), вертолёта Ми-10 (г). На схемах: р - давление воздуха; а - угол атаки крыла; V - скорость полёта; У - подъёмная сила; Р - тяга; НВ - несущий винт; ПВ - плоскость вращения несущего винта. Стрелками показано распределение давления на поверхности крыла.

Рис. 3. Схема, поясняющая газодинамический принцип создания подъемной силы (а), и внешний вид самолета с вертикальным взлётом и посадкой (б). На схеме: 1 - компрессор; 2 - форсунки для распыления топлива; 3 - камера сгорания; 4 - газовая турбина; 5 - газодинамические рули, отклоняющие струю газов и, следовательно, изменяющие направление тяги двигателя.

ЛЕТАЮЩАЯ ЛОДКА, гидросамолёт с водоизмсщающим корпусом в виде лодки, где размещаются экипаж, пассажиры и установлено необходимое навигационно-пилотажное оборудование.

ЛЕТАЮЩИЕ ЯЩЕРЫ, птерозавры (Pterosauria), надотряд вымерших пресмыкающихся подкласса архозавров. Жили в юрский и меловой периоды. В процессе приспособления к летанию Л. я. значительно специализировались. Между боками тела и передними конечностями с чрезвычайно длинным наружным пальцем была натянута кожная перепонка - крыло. Тело Л. я. имело, судя по сохранившимся отпечаткам, покров типа волосяного; возможно, они были теплокровными. Кости у Л. я. лишены губчатой ткани, часто полые; череп без видимых швов между костями, глазницы очень большие. У ранних форм (рамфоринхи) зубы острые, хорошо развиты; у поздних форм (птеродактили) они редуцированы, а челюсти превращены в беззубый клюв, покрытый роговым чехлом. Хвост, длинный у рамфоринхов, очень короткий у птеродактилей. Шея у всех Л. я. удлинённая, подвижная; грудина очень мощная. Размеры Л. я. от воробья до гигантов с размахом крыльев более 7 м (птеранодон). Обитали по берегам морей и др. водоёмов, питаясь преим. рыбой, мелкие же - насекомыми. Многочисл. остатки Л. я. известны из Сев. Америки и Зап. Европы; в СССР найдены в Юж. Казахстане и Поволжье. Л. я.- очень интересный пример конвергенции пресмыкающихся с птицами и млекопитающими (рукокрылые).

Лит.: Основы палеонтологии. Земноводные, пресмыкающиеся и птицы, М.. 1964. А. К. Рождественский.

Летающие ящеры: 1 - диморфодон (из рамфоринхов), ранняя юра, Великобритания, 2 -нпктозавр (из птеродактилей), поздний мел, Сев. Америка.

ЛЕТБРИДЖ (Lethbridge), город на Ю. Канады, в пров. Альберта, на р. Олд- мен, у подножия Скалистых гор. 41 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел. Центр зернового и скотоводч. р-на. Добыча угля. Элеваторы. Пищ. (муком. и др.), маш.- строит. пром-сть.

ЛЕТИЧЕВ, посёлок гор. типа, центр Летичевского р-на Хмельницкой обл. УССР. Расположен при впадении р. Волк в Юж. Буг, в 27 км от ж.-д. ст. Комаров- цы (на линии Хмельницкий - Жмеринка). Заводы: стройматериалов, кирпичный, маслодельный; мебельная и швейная ф-ки.

ЛЁТКА в плавильных печах, отверстие в нек-рых металлургич. печах (гл. обр. шахтных) для выпуска металла или шлака. После каждого выпуска Л. заделывают огнеупорной массой или закрывают металлич. пробкой.

ЛЕТКА, река на Ю. Коми АССР и в Кировской обл. РСФСР, прав, приток р. Вятка. Дл. 260 км, пл. басе. 3680 км2. Берёт начало с возв. Сев. Увалы. Ср. годовой расход воды у с. Казань (45 км от устья) 20,6 м31сек. Сплавная. В низовье судоходна.

ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ, см. Солнцестояние.

"ЛЕТНЕЕ" 1913 СОВЕЩАНИЕ ЦК РСДРП С ПАРТИЙНЫМИ РАБОТНИКАМИ, см. Поронинское 1913 совещание ЦК РСДРП с партийными работниками.

ЛЕТНЕЗЕЛЁНЫЕ ЛЕСА, образованы деревьями и кустарниками, ежегодно сбрасывающими на зиму листву и хвою (в отличие от зимнезелёны