БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сн. занятия - подсечно-огневое земледелие и охота. По культуре Л. занимают промежуточное положение между тайскими и индонезийскими народами.

ЛИ, И, Ни, Ри, царствовавшая в Корее с 1392 династия (до 1897 - королей и с 1897 до 1910 - императоров). Осн. Ли Сон Ге (Тхэджо). При последних правителях этой династии проникновение в страну капиталистич. держав завершилось превращением Кореи в колонию Японии.

ЛИАЗЫ, класс ферментов; катализируют реакции негидролитического отщепления определённых групп от субстратов с образованием двойных связей и обратные реакции присоединения групп по двойным связям. Л. делят на углерод- углерод-лиазы (нек-рые из них наз. синтазами), углерод-азот-лиазы, углерод- кислород-лиазы и др. Л., в отличие от лигаз, осуществляют синтазные реакции без участия богатых энергией (макроэр- гических) соединений.

ЛИАКАТ АЛИ ХАН (1.10.1895, Кар- нал,-16.10.1951, Равалпинди), политич. и гос. деятель Пакистана. Окончил ун-ты в Аллахабаде и Оксфорде. По профессии юрист. В 1923 вступил в Мусульм. лигу, в 1936 стал её ген. секретарём. В 1923 избран депутатом Законодат. собрания в Объединённых провинциях, затем Законодат. собрания Индии, где возглавил парламентскую фракцию Мусульм. лиги. В 1946 чл. Исполнит, совета при вице- короле Индии. В авг. 1946 вошёл во врем, пр-во Дж. Неру. Один из виднейших руководителей движения за образование Пакистана. Был прозван "вождём нации" - "каид-и миллат". С образованием Пакистана в авг. 1947 Л. А. X.- его первый премьер-мин. В 1950 избран президентом Мусульм. лиги. Убит в Равалпинди. Материалы следствия не были опубликованы.

ЛИАНОЗОВ Степан Георгиевич (1872- 1951), крупный русский нефтепромышленник. Директор-распорядитель и чл. правления св. 20 нефтепром. и др. компаний, один из организаторов Рус. генеральной нефт. корпорации ("Ойль"), созданной Рус.-азиатским, Международным и др. банками для борьбы с "Товариществом бр. Нобель" и росс, предприятиями англо-голл.монополии "Шелл". После Окт. революции 1917 - эмигрант, активный враг Сов. власти, глава созданного в 1919 при ген. Н. Н. Юдениче в Эстонии "Севера-Западного правительства". В 1920 в Париже совместно с Г. Л. Нобелем, П. П. Рябушинским, Н. X. Денисовым, П. О. и А. О. Гука- совыми участвовал в создании контрре- волюц. орг-ции "Торг.-финанс. и пром. комитет" ("Торгпром") для защиты интересов рус. капиталистов.

ЛИАНЫ (франц. liane, от Her - связывать), растения, не способные самостоятельно сохранять вертикальное положение стебля и использующие в качестве опоры др. растения, скалы, постройки и т. п. Л.- преим. цветковые растения, а также нек-рые виды папоротникооб- разных, голосеменных (гнетовые). По характеру прикрепления к опоре различают Л. лазящие и вьющиеся (см. Лазящие растения, Вьющиеся растения). Среди Л. есть как древесные, так и травянистые формы. Это обычно авто- трофы, укореняющиеся в почве, иногда эпифиты и даже паразиты, лишённые зелёных листьев и корней (напр., повилика). Стебли большинства Л. быстро растут в длину и незначительно в толщину, имеют сильно вытянутые междоузлия; проводящие пучки изолированы друг от друга паренхимой, что обеспечивает гибкость и прочность стебля.

Способность к лазанию и обвиванию выработалась у растений в ходе эволюции как приспособление в борьбе за свет. Л. приурочены гл. обр. к лесным типам растительности. Больше всего их (св. 2 тыс. видов) во влажнотропич. лесах (см. рис.), напр, лазящие пальмы ро- танги дл. до 300 м. В умеренном поясе Л. мало. В СССР распространены в лесах Зап. Закавказья (виды ломоноса, ежевики, сассапариль, плющ и др.), отчасти в Вост. Закавказье, в Уссурийском крае (лимонник, актинидия и др.). В ср. широтах Л., как правило, травянистые, встречаются во влажных ольшаниках, ивняках (хмель, калистегия, ясменник приручейный, подмаренник, паслён сладко-горький) и на лугах (разные виды горошка и чины). Среди Л. есть сорные растения - вьюнок полевой, гре- чишка вьюнковая. Важнейшие культурные Л.- виноград, хмель, нек-рые бобовые (напр., горох). Декоративные Л.- разные виды девичьего винограда, фасоли, ломоноса, кирказона, пассифлоры и мн. др. Тропич. и субтропич. Л. нередко разводят в комнатах (настоящий жасмин, нек-рые виды аспарагуса и др.).

Лит.: Дарвин Ч., Лазящие растения, Соч., т. 8, М.- Л., 1941; РичарлсП. У., Тропический дождевой лес, пер. с англ., М., 1961. Т.И.Серебрякова.

Тропический лес с лианами.

ЛИАРД, Лайард (Liard), река в Канаде, лев. приток р. Макензи. Берёт начало в горах Пелли (терр. Юкон). Дл. 1215 км, пл. басе. 276 тыс. км2. Крупные притоки - Франсес, Хайленд, Дис, Са- ут-Наханни, Форт-Нельсон, Петитот. В верх, течении порожиста, в ниж. судо- ходна до Форт-Лиарда. Ледостав с октября по май. Весеннее половодье. Ср. расход ок. 1000 м3/сек (у Лоуэр-Пост).

ЛИБАВА, прежнее название г. Лиепая в Латв. ССР.

ЛИБАВИЙ (Libavius) Андреас (около 1550, Галле,-25.7.1616, Кобург), немецкий химик и врач. В книге "Алхимия" (1597) систематически изложил практические сведения по химии, описал получение серной кислоты (путём сжигания серы в присутствии селитры), а также хлорного олова (нагреванием олова с сулемой). Был последователем Парацельса, однако выступал против крайностей его учения.

Лит.: фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в., М., 1969, с. 147-50; Partington J. R., A history of che-i mistry, v. 2, L.- N. Y., 1961, p. 244-67.

ЛИБАНИЙ (Libanius) (314-ок. 393), греческий софист и ритор. Получил образование в Афинах. Сохранилось ок. 70 его речей, ок. 50 декламаций, св. 1000 писем и автобиография. В речах Л. затронуты обществ, и политич. темы, воспитательное значение ораторского иск-ва. В лит. отношении наиболее ценны трагич. и юмо- ристич. декламации Л.

С о ч.: Libanii opera, ed. R. Foerester, v. 1-7, Lpz., 1903-13; в рус. пер.- Речи Либания, пер. С. Шестакова, т. 1 - 2, Каз., 1914-16.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 3, М., 1960, с. 290-301.

ЛИББИ (Lbbу)УиллардФранк(р. 17.12. 1908, Гранд-Валли, шт. Колорадо), американский физико-химик. Получил степени бакалавра (1931) и доктора химии (1933) в Калифорнийском ун-те в Беркли; там же преподавал химию (1933-45). В 1945- 1959 работал в Ин-те ядерных исследований и Чикагском ун-те. С 1959 профессор химии Калифорнийского ун-та в Лос- Анджелесе. Разработал метод радиоуглеродного датирования, позволяющий определять возраст археологич. образцов (в состав к-рых входит углерод) путём измерения их радиоактивности, обусловленной изотопом 14С. Участвовал в разработке метода газодиффузионного выделения изотопа 235U из природного урана. Нобелевская пр. (1960).

Соч.: Radiocarbon dating, 2 ed., Chi., 1955.

ЛИБЕДИНСКИЙ Юрий Николаевич [28.11(10.12). 1898, Одесса,-24.11.1959, Москва], русский советский писатель. Чл. КПСС с 1920. Род. в семье врача. Участник Гражд. и Великой Отечеств, войн. Входил в лит. группу "Октябрь". Один из руководителей РАПП. Повесть Л. "Неделя" (1922) о Гражд. войне 1918-20 - одно из первых значительных произведений молодой сов. прозы. Той же теме посвящена и повесть "Комиссары" (1925). Проблема партийного руководства в центре романов "Завтра" (1923), "Поворот" (1927) и "Рождение героя" (1930). Большое место в творчестве Л. занимают жизнь и быт народов Кавказа, их прошлое, революц. борьба, интернациональное братство народов СССР: романы "Баташ и Батай" (1940-41), трилогия "Горы и люди" (1947), "Зарево" (1952) и "Утро Советов" (1957). Л.- автор воен. очерков и рассказов, книги для юношества "Воспитание души" (опубл. 1962), повести о С. М. Кирове "Сын партии" (опубл. 1964, совм. с Э. Блок), мемуарных книг "Современники" (1958) и "Связь времён" (опубл. 1962). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1958; Автобиография, в кн.: Советские писатели, т. 1, М., 1959.

Лит.: Фиш Г., Утро Советов, "Новый мир", 1957, No 11; Веронский А., "Неделя" Либединского, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1963; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиогра- фич. указатель, т. 2, Л., 1964.

Ю. Н. Либединский.

ЛИБЕЛЬТ (Libelt) Кароль (18.4.1807, Познань,- 6.6.1875, Брдув, близ Познани), польский обществ, деятель, философ. Учился в Берлине и Париже. Преподавал в Познани. Участник Польского восстания 1830-31. В 1839 вошёл в первый Познанский нац. к-т, выступивший за подготовку к общепольскому восстанию. В 1846 был арестован, освобождён в результате Мартовского восстания 1848 в Пруссии. Стал руководителем Нац. к-та, соглашательская политика к-рого способствовала поражению Познан- ского восстания 1848. В 1848-50 входил в либеральную Польскую лигу, фактически отказался от нац.-освободит, борьбы. Л. принадлежал к "национальным философам" - мессианистам. По Л., функция разума - негативная, она состоит в опровержении ложного; истинное же постигается путём интуиции и воображения; существует некая сверхрациональная способность постижения истины, свойственная исключительно слав, народам, особенно голякам. Л. сформулировал "десять заповедей славянской философии" как "философии действия".

Соч.: Pisma pomniejsze, t. 1-6, Poznari, 1849-51; Dzieta. Filozofia i krytyka, 2 wyd., t. 1 - 6, Poznan, 1874-75; Samowladztwo rozumu i Objawy filozofii sfowiaiiskiej..., [Warsz.], 1967.

Лит.: S z u m a n H., Rys zycia i dzi- aJalnosci K. Libelta, Poznan, 1876; H a h n W., K. Libelt, Lwow, 1907; Sobeski: Metafizyka Libelta, Poznan, 1916; Morawski S., Poghidy estetyczne K. Libelta, в сб.: Mate- riafy do studiow i dyskusji..., № 7/8, Warsz., 1951. И. С. Мюллер, Б. Э. Быховский.
1406.htm
ЛИБЕР, Гольдман Михаил Исаакович [24.5(5.6).1880- 4.10.1937], один из лидеров Бунда и партии меньшевиков. Род. в Вильнюсе в семье мелкого служащего. С 1902 чл. ЦК Бунда. В 1903 возглавлял делегацию Бунда на 2-м съезде РСДРП, занимал крайне правую антиискровскую позицию. После съезда - меньшевик. На 5-м съезде РСДРП (1907) избран в ЦК РСДРП от Бунда. В годы реакции (1907- 1910) меньшевик-ликвидатор, в 1912 активный деятель августовского антипартийного блока. В годы 1-й мировой войны 1914-18 социал-шовинист. После Февр. революции 1917 чл. Исполкома Петрогр. совета, чл. Президиума ЦИК 1-го созыва. Окт. революцию 1917 встретил враждебно. В дальнейшем отошёл от политич. деятельности, находился на хоз. работе.

ЛИБЕР, в др.-римской мифологии и религии италийское божество, соответствующее греч. богу Дионису.

ЛИБЕРА, в древнеримской мифологии и религии божество плодородия, почитавшееся вместе с Церерой и Лидером в храме на Авентинском холме. Л. часто отождествлялась с богинями Прозерпиной или Ариадной (как супругой Дио- ниса-Либера).

ЛИБЕРАЛИЗМ, бурж. идеологич. и обществ.-политич. течение, объединяющее сторонников бурж.-парл. строя, бурж. свобод и свободы капиталистич. предпринимательства. Л.- система взглядов, согласно к-рым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности (ибо общее благо якобы стихийно складывается в результате осуществления индивидами их личных целей). По мере развития капиталистич. отношений реальное содержание Л. претерпевало сложную эволюцию при крайней пестроте его конкретно-ист, форм.

Л. зародился в условиях борьбы молодой прогрессивной буржуазии и обуржуазившегося дворянства против господствовавшего феодализма, произвола абсолютизма и духовного гнёта католич, церкви; в тот период Л. являлся носителем идеалов (вера в прогресс, в торжество разума, мира, свободы, равенства), общих для всего антифеод, лагеря. Духовными отцами Л. были представители умеренного крыла идеологов Просвещения (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Вольтер, физиократы; формула последних laissez faire, laissez passer - "не мешайте действовать" стала одним из популярнейших лозунгов Л.), создатели бурж. классич. политич. экономии (А. Смит, Д. Рикардо). В годы Великой франц. революции либеральная крупная буржуазия, представленная О. Мирабо, М. Ж. Лафайетом, фельянами, жирондистами и игравшая первоначально ведущую роль, быстро исчерпала свою революционность и превратилась в антидемократич., а затем и контрреволюционную силу. В нач. 19 в. Л. в Зап. Европе выделяется в особое общественно-политич. течение. Во 2-м десятилетии 19 в. получает распространение и термин "Л.", первоначально крайне расплывчатый. Во Франции в период Реставрации Б. Констан, Ф. Гизо и др. впервые придали Л. характер более или менее оформленной политич. и историко-философской доктрины. Из идейного наследия Просвещения они выбрали лишь те положения, к-рые отвечали повседневным нуждам буржуазии как господствующего класса: глубокая вера в человеческий разум сменилась преклонением перед огранич. бурж. "здравым смыслом", идея нар. суверенитета уступила место требованию "свободы личности". Признав ист. правомерность бурж. революций, франц. либералы отказывались признать правомерность революц. движения пролетариата. Отвергая народовластие, виднейшие представители Л. выступали в качестве сторонников конституционной монархии.

В обстановке обострившегося в 30-х гг. 19 в. (после Революции 1830 во Франции и парламентской реформы 1832 в Великобритании) антагонизма между буржуазией и рабочим классом бурж.-либер. реформы, в ходе осуществления к-рых либер. буржуазия использовала в своих интересах результаты борьбы трудящихся масс, заключая компромиссы с монар- хич.-клерикальной реакцией, приобретали всё более антипролет, характер; лозунги Л. всё более становились средством маскировки капиталистич. эксплуатации. Участие либер. буржуазии в подавлении чартистского движения (см. Чартизм), общедемократич. и пролет, выступлений в ходе Революций 1848-49, поддержка либералами в союзе с монар- хич. силами объединения "сверху" Италии, а также Германии выявили антидемократич. направленность Л. В 1-й пол. 19 в. Л. достиг наибольшего расцвета в классич. стране пром. капитализма - Великобритании, где его идеологи с самого начала разрабатывали гл. обр. экономич. аспекты Л. В форме т. н. утилитаризма - учения, разработанного И. Бентамом и группой "философских радикалов" (Ф. Плейс, Дж. С. Милль и др.), преуспевающие средние классы получили, наряду с тщательно продуманной программой бурж. реформ, рассчитанных на создание идеальных условий для свободного предпринимательства, этическое "обоснование" неогранич. погони за наживой под видом воспевания "свободы личности". В 40-х гг. 19 в. манчестерские фабриканты - депутаты парламента Р. Кобден и Дж. Брайт в ходе борьбы против хлебных законов придали Л. классическую форму фритредерства. После отмены хлебных законов (1846) в условиях мировой торгово- промышленной монополии Великобритании Л. превратился в господствующую форму буржуазной идеологии. Либеральная партия во главе с Г. Дж. Пальмер- стоном, а затем У. Ю. Гладстоном получила преобладание в политической жизни Великобритании. Л. подчинил своему идейному и политич. влиянию значит. часть мелкой буржуазии и объединённых в тред-юнионы квалифицированных рабочих. Упрочив бурж. парламентаризм и свободную конкуренцию, Л. исторически исчерпал себя как господствующее (или наиболее влиятельное) бурж. общественно-политич. течение. Его мировоззрение вступило в явное противоречие с реальностями капиталистич. общества, ибо при империализме "...некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность..." (Ленин В. И., Поли, собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 385).

В последней трети 19 - нач. 20 вв. старый, "классический" Л. периода промышленного капитализма пришёл в упадок и началось приспособление Л. к новым условиям. Л. стал прежде всего средством отвлечения масс от революц. борьбы с помощью сопровождавшихся демагогич. фразеологией незначит. уступок трудящимся. Такова деятельность Д. Ллойд Джорджа в Великобритании, Дж. Джолитти в Италии, В. Вильсона в США. Опытные лидеры Л. (в Великобритании, Франции и ряде др. стран) руководили подготовкой 1-й мировой войны( воен. кабинетами, послевоен. переделом мира, антисов. интервенцией, подавлением революц. движений, используя выработанные десятилетиями приёмы социальной демагогии и лавирования. При этом нек-рые концепции старого "ортодоксального" Л. (напр., принцип абсолютного невмешательства гос-ва в отношения между трудом и капиталом) подверглись определённому пересмотру. Так выявилась закрепившаяся за Л. в условиях общего кризиса капитализма роль одного из своеобразных орудий господства империалистич. буржуазии. Отдельные стороны практики Л. в социальных вопросах, особенно в рабочем вопросе, восприняли правые социалисты. По мере роста по- литич. влияния рабочего класса Л. сходил с политич. сцены, передавая свои функции социал-реформизму.

Л. на Востоке возник во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (Китай, Япония, Индия, Турция) и с самого начала ввиду связи местной буржуазии с помещичьим землевладением был глубоко антидемократичен, враждебен движению масс: требования либералов касались гл. обр. внеш. модернизации гос. аппарата, создания совр. армии, флота, средств связи.

После 1-й мировой войны 1914-18 и особенно Вел. Окт. социалистич. революции 1917, открывшей новую эру в истории человечества, кризис Л. резко обострился и углубился. Л. переживал мучительную переоценку ценностей (прежде всего, кризис веры в спасительность и непогрешимость бурж. индивидуализма с точки зрения интересов самой буржуазии). На почве Л. возникли различные концепции "третьего пути" развития общества, якобы обеспечивающего сочетание интересов личности и общества, "свободы" и "порядка" на базе частной собственности. Так, в период между 1-й и 2-й мировыми войнами получили распространение основанные на теории Дж. М. Кейнса попытки сочетать "регулирование" экономики с социальным законодательством (пенсии, пособия безработным и др.); эти попытки, по словам буржуазных идеологов, служили будто бы предотвращению как фашизма, так и коммунизма. В бурж. Чехословакии пропаганда либерально-националистич. взглядов Т. Масарика рассматривалась его сторонниками как средство торможения роста революционного самосознания рабочего класса. Хотя антикоммунизм либералов, как правило, приводил либо к капитуляции перед фашизмом, либо к политике его умиротворения, либер. концепции периода между 1-й и 2-й мировыми войнами подчас рассматриваются монополистич. буржуазией как "слишком левые", "прокоммунистические". После 2-й мировой войны 1939-45 в ФРГ, Великобритании, Франции, США, Италии наряду с кейнсианством получил распространение неолиберализм. Неолибералы допускают вмешательство гос-ва в экономику с целью обеспечения "свободной игры" экономич. сил (в виде косвенного влияния на механизм цен, доходов и т. д.). В то же время они выступают за ограничение такого вмешательства, утверждая, что при достаточном просторе для конкуренции складывается "социальное рыночное хозяйство", к-рое обеспечивает якобы всеобщее благоденствие.

Лит.: Ленин В. И., Либерализм и демократия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Две утопии, там же, т. 22; его ж е, О либеральном и марксистском понятии классовой борьбы, там же, т. 23; С а- м ю э л ь Г., Либерализм, пер. с англ., М., 1905; Was ist liberal?, Munch., 1910; R u g- g i е г о G. d e, Storia del liberalismo euro- peo, [2 ed.], Mil., [1966]; Saunders J., The age of revolution. The rise and decline of liberalism in Europe since 1815, N. Y., 1949; The liberal tradition from Fox to Keynes, L., 1956; Schneider G., Betrug mit der Frei- heit. Eine Studie uber den Neoliberalismus, В., 1972. См. также лит. к разделу Либерализм в России. И. Н. Немалое.

Либерализм в России, возник как идеология в период кризиса феод.-крепост- нич. строя (кон. 18- 1-я пол. 19 в.), сложился в обществ.-политич. течение в годы революц. ситуации 1859-61 и Крестьянской реформы 1861, организовался в политич. партии накануне и в ходе Революции 1905-07 в России. Играя значит, роль в обществ, движении сер. 19 - нач. 20 вв., рус. Л. никогда не был решающей силой в политич. борьбе. Находясь в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преим. легальными средствами, постоянно колеблясь между пр-вом и революц. движением. Будучи слабее, нерешительнее, трусливее зап,- европейского Л., он был умереннее в политич. требованиях, терпимее к абсолютизму и более склонен к компромиссам с ним. Оппозиционность рус. Л., возрастая в периоды революц. подъёма в стране, резко падала с получением от пр-ва незначит. уступок; при наступлении реакции дружественный нейтралитет Л. к революционерам сменялся попытками оправдать правительственные репрессии. Относительная прогрессивность рус. Л. постепенно после 1861 убывала, а с 1905 он стал контрреволюц. силой.

Социальная база рус. Л. была неоднородной; она включала буржуазию, помещиков, интеллигенцию. Носителем буржуазно-либеральной идеологии в России в 19 в. выступало, как правило, дворянство, сословие наиболее образованное, имеющее общественную трибуну в дворянских, а с 1864- и в земских собраниях. Своеобразие рус. Л. и его место в обществ, движении определялись со- циально-экономич. и политич. условиями развития России: запоздалой по сравнению со странами Зап. Европы ликвидацией крепостного права; поздним, но бурным развитием капитализма; сохранением самодержавно-сословного строя и пережитков крепостничества; политич. дряблостью рус. буржуазии; значительным влиянием на общество более прогрессивных революц. идеологий (революц.-демо- кратич., а затем социал-демократич.) и наличием развитого революц. движения (разночинского и пролетарского).

Идеи Л., распространившиеся в среде рус. дворянства со 2-й пол. 18 в. под влиянием франц. Просвещения, первоначально носили неопределённый характер свободомыслия (вольнодумство, вольтерьянство). Назревавшие задачи бурж. преобразований выражались в критике крепостничества и самодержавия ранними рус. просветителями (С. Е. Десниц- кий, Н. И. Новиков, А. П. Куницын и др.), в конституционных и экономич. проектах кон. 18 - нач. 19 вв. (Н. И. Панин и Д. И. Фонвизин, М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов и др.). В движении декабристов идеи Л. (Н. И. Тургенев, Н. М. Муравьёв, М. Ф. Орлов и др.) развивались в общем русле дворянской революционности.

Становление идеологии рус. Л. началось спорами западников и славянофилов о путях развития страны на рубеже 1830-40-х гг. В годы общественного подъёма после поражения царизма в Крымской войне 1853-56 рус. Л. выступил с требованиями отмены крепостного права и предоставления нек-рых бурж. свобод (свободы совести, общественного мнения и печати, публичности правительственных действий, гласности судопроизводства, отмены сословных привилегий, создания представительных учреждений). В либеральной журналистике ("Морской сборник", "Русский вестник", "Отечественные записки" и др.) большое влияние приобрела т. н. "обличительная литература", подвергавшая критике должностных лиц и частные недостатки управления, не затрагивая основ самодержавного строя. Различные оттенки дворянского Л.- консервативный (А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин и др. славянофилы, Б. Н. Чичерин), умеренный (К. Д. Кавелин, М. Н. Катков и др.), радикальный (А. М. Унковский, А. И. Ев- ропеус и др.), расходясь в определении условий освобождения крестьян, объединялись в стремлении сохранить помещичье землевладение. К дворянскому Л. примыкал представитель крупной торг, буржуазии В. А. Кокорев, стоявший на позициях фритредерства. Более радикальную позицию занимали бурж. либералы И. В. Вернадский и И. К. Бабст. В печати и правительственных органах, в союзе с либеральными бюрократами (Н. А. Милютин, А. В. Головнин, В. А. Арцимович и др., группировавшиеся вокруг вел. кн. Константина Николаевича), либералы боролись с откровенными крепостниками. Однако эта борьба "...была борьбой внутри господствующих классов, большей частью внутри помещиков, борьбой исключительно из-за меры и формы уступок" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 174). В условиях революц. ситуации 1859- 1861 произошёл разрыв либералов с "Современником" и "Колоколом". Л. приветствовал Крестьянскую реформу 1861, не поддержал программы "Вели- корусса", призывавшей "образованные классы" объединиться с народом для совместного натиска на самодержавие. Консолидация революц. сил в "Землю и волю" и Польское восстание 1863-64 закрепили размежевание Л. с революционными демократами и способствовали оформлению рус. Л. в самостоятельное течение.

В пореформенный период рус. Л. представлял собой пёстрый конгломерат разнообразных социальных групп, течений и взглядов, не объединённых какой-либо общей программой. Главным признаком принадлежности к Л. считалась не программа, а тактика - предпочтение легальных методов борьбы революционным. В 1860-70-х гг. (до создания "Народной воли") под влиянием народничества к либералам относили также всех сторонников политической борьбы. Наиболее влиятельными органами печати Л. были "Вестник Европы*, "Голос", "Русские ведомости* и др. В области политической осн. стремлением Л. было создание конституц. монархии.

В нач. 1860-х гг. "самый сплоченный, самый образованный и наиболее привыкший к политической власти класс - дворянство- обнаружил с полной определенностью стремление ограничить самодержавную власть посредством представительных учреждений" (там же, т. 5, с. 26). Наиболее решительным было выступление тверского дворянства в нач. 1862, поддержанное дворянств