БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

анение идеи мусульманского реформа- торства.

В 20 в. тенденция к освобождению от традиционного религ. мировоззрения сменилась в развитии ливан. оурж. философии стремлением примирить науку и веру или даже подчинить первую второй. Фидеистич. идеи стали проводиться не только философами, такими как теоретик ливан. национализма Камаль Юсуф аль-Хадж, но и политич. деятелями - Антуаном Сааде, Шарлем Маликом и др., к-рые, как правило, открыто противопоставляли эти идеи принципам марксизма-ленинизма. Популярны среди бурж. интеллигенции совр. Л. и новейшие концепции идеалистич. философии Зап. Европы, прежде всего экзистенциализм (Рене Хабаши и др.). С критикой филос. идеализма, а также идей социал-реформизма, этич. и "национального" социализма выступают учёные и обществ, деятели, стоящие на позициях диалектического и исторического материализма (Жорж Ханна, Хусейн Мурувве и ряд др. авторов, группирующихся, в частности, вокруг прогрессивного общественно- политического журнала "Ат-Тарик" - см. "Тарик").

Политич. история Л. в ср. века нашла освещение в хрониках Юханны ар-Рахиба аль-Маруни, Салиха ибн Яхьи, Хамзы Ахмада ибн Сибата аль-Гарби, Ибн аль- Килаи. Специально истории маронитов посвящены хроники Истифана ад-Дуай- хи. Материалы по истории Л. в ср. века и в начале нового времени содержатся в трудах Николы ат-Турка, Хайдара Ахмеда Шихаба, Михаила ад-Димашки, Юсуфа Дебса. Первым из ливан. историков, изложивших историю Л. в целом как страны (со времени араб, завоевания в 7 в. до сер. 19 в.), был Танус ибн Юсуф аш-Шидийяк. Друзско-маронитские отношения и крест, антифеод, движение в Л. сер. 19 в. получили освещение в работах Антуна Дахира аль-Акики, Мансура аль- Хатуни, Хусейна Абу Шакра. В нач. 20 в. Фарид аль-Хазен издал 3-томный сборник дипломатич. документов о политике зап.-европ. держав в Сирии и Л.

Совр. нац. историч. наука возникла в Л. в 20-30-е гг. Юсуф Ибрахим, Язбек Асад Рустам, Фуад аль-Бустани опубликовали ряд историч. сочинений ливан. авторов 18-19 вв. Вышли в свет работы по истории Л. нового и новейшего времени Люиса Блайбуля, Асада Рустама, Ибра- хима Авада. После освобождения Л. от колон, зависимости ист. наука получила дальнейшее развитие. Были опубликованы ист. источники, в т. ч. документы из гос. и семейных архивов. Появились общие труды по истории Л. в новое и новейшее время (Адель Исмаил, Камаль Сулейман Салиби, Мишель Шебли и др.). Значит, число исследований посвящено истории нац.-освободит, движения, меж- дунар. отношениям на Араб. Востоке, положению рабочего класса и крестьянства. Начали закладываться основы новой, марксистской историографии; журнал "Ат-Тарик" стал публиковать труды историков-марксистов (Фуада Казана, Юсуфа Хаттара Хелу и др.).

С 50-60-х гг. издаются работы по историографии Л. (напр., соч. Салиби о ма- ронитских историках ср.-век. Л.). Осуществляются археологич. исследования, развивается этнография (Анис Фрайха, Бешара Шемали).

Центры преподавания фил ос. и исто- рич. дисциплин в Л.- Амер. ун-т и Ливанский ун-т. Теология преподаётся в Ун-те святого Иосифа и Ближневосточной школе теологии. Франц. археологич. ин-т, осн. в 1946, издаёт "Syria" (с 1920), "Bibliotheque Archeologique et Histori- que>> (с 1921), "Revue d'Art et d'Archeo- logique". Управление древностей совместно с Нац. музеем Л. издаёт "Bulletin" (с 1937).

Первые экономич. публикации, преим. в области статистики, появились в кон.

19 в. Определённый толчок развитию экономич. исследований дали мероприятия по составлению земельного и водного кадастров страны, проводившиеся франц. властями в 20-30-х гг.

20 в. Становление экономич. науки начинается по существу после обретения Л. независимости. В 50-е гг. 20 в. появляются экономич. работы в области инфраструктуры, связанные с разработкой ряда крупных проектов и, в частности, ирригац. "проекта Литани"; публикуются также работы, посвящённые развитию сферы услуг, финансам и внеш. торговле. В тот период ведущее место в исследованиях сохраняла франц. экономич. школа, чему в немалой степени способствовали труды франц. ^..ономич. миссии IRFED в Л., собиравшей и анализировавшей сведения для целей долгосрочного планирования.

В 60-е гг. важное место в экономич. науке занимали исследования в области пром-сти, с. х-ва (в особенности проблемы повышения его эффективности), иностр. туризма. Широко распространены теории франц. и амер. бурж. экономистов. Большинство совр. бурж. экономистов Л.- сторонники "свободной экономики", выступают за предпочтительное развитие сферы услуг, за развитие традиц. форм междунар. посредничества Л., за всемерное укрепление связей с иностр. финанс. капиталом (И. Саба, С. Химадех и др.). Однако имеются экономисты, выступающие за усиление роли гос-ва в развитии экономики, создание гос. сектора в пром-сти, программирование экономич. развития (Ю. Сайг, М. Аталла, М. Нсули, С. Хлат и др.). В 60- нач. 70-х гг. активно развивается экономич. мысль революционно-демократич. направления. Статьи экономистов этого направления публикуются в журн. "Ат-Тарик". Представителем марксистской экономич. науки является Юсуф Хаттар Хелу. Осн. проблемы, к-рые разрабатываются с нач. 60-х гг. ведущими ливан. экономистами,- это определение путей дальнейшего развития экономики страны и, в частности, пром-сти. Завершена большая работа по составлению 6-летнего плана экономич. развития страны на 1972-77. Науч. исследования в области экономики ведут отделение экономики ф-та искусств и естеств. наук и Ин-т экономич. исследований Амер. ун-та в Бейруте; ф-т права и экономики и Ин-т прикладных исследований по экономике Ун-та Св. Иосифа; ф-т коммерции Арабского ун-та.

Наиболее крупные издания: "Аль-ик- тисади аль-лубнани ва аль-араби" ("Экономика Ливана и арабских стран"; с 1951; выходит раз в две недели), "Commerce du Levant" (с 1929; выходит два раза в неделю, имеет ежемесячное приложение под тем же назв.), "The Arab Economist" (с 1969; издаётся также на франц. яз. с 1958), "Bulletin statistique trimestriel" (с 1950; с 1960 выходит под назв. "Bulletin , statistique merisuel"); "Аль-мудирия ал'ь-амма лил-джамарик" ("Таможенный журнал"; с 1954); "Алам Аттиджарат" ("Торговый мир"; с 1965; выходит раз в два месяца). А. В. Сагадеев (философия), К. Петров (ист. наука), А. К. Соловьёв (экон. наука).

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1973 выходило большое число перно- дич. изданий на араб., франц., англ, и арм. яз. Осн. газеты на араб, я з.: "Аль-Амаль", осн. в 1939, тираж 12 тыс. экз., орган партии Катаиб; "Аль-Анвар", осн. в 1959, ок. 50 тыс. экз.; "Аль-Джа- рида", осн. в 1953, 5 тыс. экз.; "Аль-Му- харрир", осн. в 1951, 4 тыс. экз.; "Аль- Хаят", осн. в 1946, 25 тыс. экз.; "Аль- Анба", осн. в 1953, 4 тыс. экз., орган ПСП; "Ан-Нахар", осн. в 1933, ок. 60 тыс. экз.; "Ан-Нида", осн. в 1959, 5-6 тыс. экз., выражает взгляды ливан. коммунистов; "Аль-Байрак", 5 тыс. экз., близка партии Нац. блок. На англ, я з.: "Дейли стар" ("The Daily Star"), осн. в 1952, ок. 8 тыс. экз. На франц. я з.: "Орьян-Жур" ("L'Orient-Le Jour"), осн. в 1971 [в результате объединения газет "Жур" ("Le Jour"), осн. в 1936, и "Орьян" ("L'Orient"), осн. в 1924], 20 тыс. экз.; "Суар" ("Le Soir"), осн. в 1947, 6-7 тыс. экз. Осн. журналы (на араб, яз.): "Аль-Лива", 10 тыс. экз.; "Аль-Джумхур аль-Джадид", осн. в 1937, 30 тыс. экз.; "Аль-Усбу аль-Араби", осн. в 1959, 40 тыс. экз.; "Аль-Хуррия", осн. в 1960, 10 тыс. экз.; "Аль-Ахбар", 5 тыс. экз., выражает взгляды прогрессивных сил Л.; "Аль-Хавадис", осн. в 1911, 50 тыс. экз.; "Ас-Сайяд", осн. в 1943, 20-25 тыс. экз.; "Аль-Баляг", осн. в 1972; "Ат-Тарик", осн. в 1941, 2 тыс. экз., орган Ливан, к-та сторонников мира.

Нац. информац. агентство в Бейруте создано в 1962. Имеются 3 радиостанции (Бейрут), ведущие передачи на араб., франц., англ., исп., португ. яз. 2 телевизионные компании (Бейрут) находятся в руках смешанных компаний с преобладанием иностр. капитала. Трансляция ведётся по 6 каналам на араб., франц. и англ. яз. Г. Шелин.

XIII. Литература

В 19 в. в Л., подобно Египту, Сирии и др. странам араб, мира, получают распространение просветительские идеи, зарождается движение за обновление арабской культуры, идеологами к-рого были просветители Насыф аль-Языджи (1800- 1871), поборник раскрепощения женщины Ахмед Фарис аш-Шидиняк (1804-87), педагог и энциклопедист Бутрус аль- Бустани (1819-83), драматурги Марун Наккаш (1817-55), Адиб Исхак (1856- 1885) и др. Широкое распространение получила публицистика. Проникнутые антифеод, и просветительскими идеями, ливан. поэзия и проза 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. были ещё тесно связаны с традициями араб, классич. словесности: публицистич. роман "Повествование о Фа- риаке" (1855) Ахмеда Фариса аш-Ши- дийяка, сб. макам "Собрание двух морей" (1856) и диваны стихов Насыфа аль- Языджи и др. Эмигрировавшие в кон. 19 в. в Египет (см. раздел Литература), ливан. писатели-просветители стали основоположниками жанра историч. романа: Джирджи Зейдан (1861-1914), Фарах Антун (1874-1922), Якуб Сарруф (1852- 1927).

Незадолго до 1-й мировой войны 1914- 1918 начался новый этап в развитии лит-ры, ознаменовавшийся отходом от традиц. форм, утверждением романтизма в поэзии и критич. реализма в прозе. Он связан с творчеством эмигрировавших в США и страны Юж. Америки Джуб- рана Халнля Джубрана (1883-1931; повесть "Сломанные крылья", 1912; сб. песен "Слеза и улыбка", 1914; сб. рассказов "Бури", 1920), Амина ар-Рейхани (1876-1940; романы "Вне гарема", 1917, и "Лилия дна"), к-рые писали также на англ. яз. Участником созданного этими писателями в 1920 в США лит. объединения "Ассоциация пера" был Михаил Нуайме (р. 1890; пьеса "Отцы и дети", 1918; сб. рассказов "Было - не было", 1937), в критич. статьях к-рого ощущается влияние В. Г. Белинского.

Превращение Л. в 1920 в подмандатную терр. Франции разрушило надежды ливан. народа на обретение нац. независимости, вызвало пессимистич. настроения в творчестве мн. писателей. В лит-ре 20-30-х гг. усилилось влияние франц. символизма: Адиб Мазхар (ум. 1928), Юсеф Гасуб (р. 1893) и др. Популярными стали стихи Бишара аль-Хури (псевд.- аль-Ахталь ас-Сагир), в к-рых он призывал к социальной справедливости и борьбе с чужеземными угнетателями, Сайда Акля (р. 1910), а также романтика Илья- са Абу Шабака (сб. стихов "Змеи рая"). Складывается революц.-демократич. направление, углубляется критика социального неравенства. Заметный вклад в развитие реалистич. лит-ры Л. внесли Омар Фахури (1896-1946), сумевший преодолеть влияние декадентской эстетики, Тауфик Юсеф Аввад (р. 1908; сб. рассказов из жизни бедноты "Хромой мальчик", 1936, патриотич. роман "Лепёшка", 1939), Карам Мельхем Карам (р. 1903; романы "Больной чахоткой", 1936, "Крик страданий", 1939).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 и в послевоенный период прогрессивные писатели Л. группировались вокруг основанного Омаром Фахури, Антуаном Та- бетом (ум. 1964) и Раифом аль-Хури (ум. 1967) общественно-политич. журн. "Ат-Тарик" ("Путь"). Видное место в культурной жизни Л. заняли переводы и популяризация произведений М. Горького, М. А. Шолохова, И. Г. Эренбурга, К. М. Симонова и др. сов. писателей, а также прогрессивных зап.-европ. и амер. авторов. Ведущими темами ливан. публицистики и лит-ры становится борьба против фашизма, колониализма, критика социальной несправедливости.

Тяжёлому положению феллахов и судьбе ливанской молодёжи посвящены рассказы сб-ков "Карлики-богатыри" (1948) и "Чернила на бумаге" (1957) писателя и филолога Маруна Аббуда (1886- 1962). Сложные процессы социальной и политич. жизни араб, стран получили отражение в повестях "Жрецы храма" (1952, рус. пер. 1955) и "Могучий Убейд" (1955) Жоржа Ханны (1893-1969). Героями новелл Мухаммеда Дакруба (р. 1929) стали представители рабочего класса (сб. "Длинная улица", 1954). Поэт Радван аш-Шаххаль (р. 1915) в 1950 создал поэму "Ленин" (рус. пер. 1961).

В 60-х гг. в ливан. лит-ру пришли Мухаммед Айтани, Гасан Канафани, Эдуард Бустани и др., проза к-рых обращена к социальным и политич. проблемам совр. ливан. действительности, в т. ч. к проблемам борьбы против империализма, израильской агрессии. Влияние зап.-европ. модернистской лит-ры и философии экзистенциализма прослеживается в произв. Суйхеля Идриса, Лейли Баальбеки, Лейли Асаран, Жоржа Га- нема, Али Ахмеда Сайда, Юсуфа Юнеса. Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская литература в XX в., Л., 1946; X а н- н а Жорж, О литературе Ливана, в сб.: Современная арабская литература, М., 1960; Литература Ливана, в сб.: Современный Ливан., М., 1963; Крымский А. Е., История новой арабской литературы. XIX - нач. XX в., М., 1971; аль-Мунджид фи- ль-луга ва-ль-адаб ва-ль-улюм, Бейрут, 1956; Сухейль Идрис, аль-Кисса фи Луб- нан, Каир, 1957; Саба Айси, Шуара аль-кисса ва-ль-васф фи Лубнан, Бейрут, 1961. Д. И. Юсупов.

XIV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

К 5-4-му тыс. до н. э. восходят остатки кам. укреплений и жилых домов Джубейля (древний Библ), керамика с гребенчатым орнаментом и схематическими изображениями зверей. 3-2-м тыс. датируются многочисленные произведения финикийского искусства: саркофаг царя Ахирама с рельефами и надписью, мелкая пластика, ювелирные изделия, оружие, костяные пластинки с рельефными и гравиров. изображениями. Памятники 2-1-го тыс. до н. э. свидетельствуют о связях с др.-егип., ассиро-вавилонской и ахеменидской культурами. В иск-ве рим. времени соединились антич. и вост. традиции (храмо- вый комплекс в Баальбеке, 1-3 вв. н. э.; мозаики театра в Джубейле). От визант. периода сохранились монастыри, церкви, катакомбы (многие с мозаиками). С приходом арабов (7 в.) в Л. появляются культовые здания мусульм. типа: медресе, минареты, мечети (Большая мечеть в Баальбеке), строятся рынки, караван-сараи, пограничные укреплённые лагеря, замки (замок близ Анджара, 7-8 вв.). Продолжается строительство христ. храмов. От времени крестоносцев (12 в.) сохранились мощные крепостные сооружения (в Джубейле, Триполи, Сайде, замок Бофор, 1139), монастыри (Бель- монт, или Дейр-Баламенд), церкви (церковь св. Фоки в Амиуне с остатками росписей). При мамлюках (13 - нач. 16 вв.) строят мечети (небольшие купольные здания с порталами и окнами, выложенными рядами чёрных и белых камней; интерьеры украшены сталактитами, резьбой по дереву, инкрустацией из мрамора, орнамент, мозаичными панно, надписями), массивные крепостные сооружения (замок в Рашае, 13 в.; Львиная башня в Триполи, 15 в.). В период Османской империи мусульм. культовая архитектура воспринимает черты тур. зодчества. В ар- хит, декоре широко применяются орнамент, резьба, витражи. Христ. храмы этого времени украшаются мозаиками, иконами и стенными росписями визант. типа. В 17-18 вв. работают живописцы Абдалла Захир, Нестер Тарабулси, Стефан Дейрани и др. Дворцовая архитектура 19 - нач. 20 вв. отличается лёгкими, изящными формами и пёстрым, перегруженным деталями декором (дворец Бейт- эд-Дин). Нар. жилище - прямоугольные в плане 2-этажные кам. дома с крытой черепицей 4-скатной и плоской крышей, с арочными окнами или галереей во 2-м этаже. В 19 - нач. 20 вв. развивается монументальная и станковая живопись на религ. и бытовые темы (исполненные Н. аль-Маади росписи в доме писателя Маруна Аббуда в Джубейле с реалистич. изображением сцен нар. жизни). В кон. 19 - нач. 20 вв. работают мастера реалистич. портретов и жанровых композиций X. Срур и X. Салвби, оказавшие большое влияние на творчество ливан. художников последующего поколения. После 1-й мировой войны 1914-18 архитектура Л. развивается под сильным воздействием французской. В 30-е гг. начали работать ливан. архитекторы: А. Табет, Ж. Абушар, Ф. Трад и др.

После завоевания Л. независимости (1943) реконструируются города, ведётся стр-во (многоквартирные жилые дома, кинотеатры, школы, клиники, отели и пр.) с использованием местных традиций (крупные квадры рустованного камня, арочные проёмы и пр.; пансионат в Сайде, 1946-48) или достижений совр. архитектуры стран Европы и США, с учётом природных условий. Применяются лоджии, балконы, ленточные окна. Строит, материал - преимущественно железобетон; в декоре используются мрамор, цветное стекло, керамика. В изобразительном искусстве 30-40-х гг. ведущим является реалистическое направление (М. Фаррух, О. Онси). В иск-ве 50-60-х гг. проявляется влияние сюрреализма (А. Райес), кубизма и абстракционизма (Ж. Халифе, Э. Канаан, Р. Шараф), примитивизма (X. Зогейба). Традиции реалистического иск-ва продолжают С. Бальтаксе, П. Ки- ракосян, И. Шамут. В скульптуре, наряду с реалистическими произведениями (Ю. Хоайек), создаются стилизов. и абстрактные композиции; Н. Ирани, Р. Са- маан, 3. Хаджежян стремятся воплотить нац. темы в модернистич. формах. Развиваются плакат, карикатура, книжная иллюстрация (Р. Шахаль, И. Шамут и др.), эстамп (А. Марини). Нар. мастера Л. создают инкрустиров. костью и перламутром художеств, изделия из металла и дерева, медные сосуды с чеканным геом. орнаментом, подушки для сидения с узорами из разноцветных кусков кожи. Распространены узорное ткачество, многоцветная вышивка, плетение из окраш. соломы (блюда с изображениями людей и животных), ковры с орнамент, узором или (в последние годы) с видами Л.

Илл. см. на вклейке, табл. XXVII (стр. 320-321).

Лит.: Лосева И. М., Заметки о ливанской живописи, "Современный Восток", 1958, № 3, с. 51 - 53; Назем Ирани, Заметки о современном ливанском искусстве, "Искусство", 1960, № 12; К г е n k e r D., Zschietzchmann W., Les chateaux des Croises en Terre Sainte, P., 1939; С h e- hab M., Mosai'ques du Liban, P., 1957; Haik Farjallah, Liban, [P., 1958] ("Les albums des guides bleus"); Т а у 1 о г G., The Roman temples of Lebanon, [Beirut, 1967].

XV. Музыка

Музыка в народе бытует с древних времён. В Бейруте основана Нац. консерватория, деятельность к-рой способствует развитию и популяризации ливан. муз. иск-ва. Камерный оркестр при консерватории ежегодно даёт 8-9 публичных концертов. С 1956 существует об-во Музыкальная молодёжь Л., к-рое проводит междунар. конкурсы, устраивает концерты, в его ведении находится муз. образование в нач. школах, просветительская деятельность на периферии и др. В 1966 при Высшей школе искусствоведения, входящей в состав Амер. ун-та (Бейрут), организовано музыковедч. отделение. Популяризация ливан. нар. песни связана с талантом певицы Фей- руз, однако осн. масса "фольклорной" музыки представляет собой коммерч. подделки, не имеющие отношения к подлинному фольклору. Значительными для муз. жизни Л. являются ежегодные (с 1966) Баальбекские фестивали, они знакомят слушателей с лучшими произв. муз. иск-ва и исполнителями как Л., так и др. стран.

XVI. Театр

У ливан. народа театрализованные зрелища известны с глубокой древности (обряды, празднества и др.), но лишь в нач. 2-й пол. 20 в. в Л. появились полупрофессиональные театр, труппы. В 1960 реж. Мунир Абу Дебс создал совм. с Антуаном Мультака театр, студию в Бейруте. Театр, коллективы, как правило, группируются вокруг известного режиссёра или актёра и после постановки одной пьесы чаще всего распадаются. Популярен Нац. театр, созданный комедийным актёром Шушу. Этот театр, коллектив ставит переработки пьес Мольера, Э. Лабиша, итал. и др. драматургов. Бейрутским зрителям в постановках Мунира Абу Дебса известны пьесы У. Шекспира ("Макбет" и "Гамлет"), И. В. Гёте ("Фауст"), Ж. П. Сартра, Э. Ионеско. В Ливан, ун-те имеется отделение театрального иск-ва, возглавляемое А. Мультака. Вместе с женой - Л. Мультака он поставил в экспериментальной студии спектакли: "Ричард III" Шекспира, "Преступление и наказание" по Достоевскому, пьесы местных авторов. В Бейруте работает также Ливан, драм, театр, к-рым руководит Мишель Хаттар, поставивший пьесы Б. Брехта, А. П. Чехова и др. Пьесы исполняются на араб., франц. и англ, языках, однако лишь спектакли на араб. яз. пользуются широкой популярностью. Театры в Л. частные и не имеют финанс. поддержки гос-ва. Среди драматургов: Жорж Шехаде, Эдуард Бустани, Антуан Маалуф, Мишель Хаттар, Раймон Жебар, Исаам Маалуф. В числе деятелей театр, иск-ва: режиссёры - Хакиб Хури, Абдул Малик Иссауи, Роже Ассаф, Нидаль аль-Аш- кар; актёры - Антуан Кербаж, Мишель Набаа, Ража Хури, Роже Ассаф. В Бейруте имеется неск. театр, зданий: Нац. и Бейрутский театры (оба открыты в 1965), Театр Баальбекского фестиваля (открыт в 1968), Орион, университетский театр "Ар- ман дю Шейла". В театр, здании "Пи- кадилли" выступают ансамбли и отдельные исполнители произв. нар. иск-ва.

XVII. Кино

В 1929 поставлен первый в стране Игровой фильм. Среди кинопродукции 30-х гг.- художеств, фильм "Под руинами Баальбека" (реж. Ж. де Лука), киножурналы и документ, ленты, снимавшиеся по заказу иностр. фирм. Наиболее значит, ливан. фильм - "Красные цветы" (1957, реж. М. Харун), пользовавшийся большим успехом. В 60-е гг. в Бейруте открылись киностудии "Бааль- бек", "Ниер ист саунд", "Аль-Асри"; выпущены кинокартины: "Здравствуй, любовь!" (реж. М. Сальман), "Чёртова телега" (реж. Ж. Каи), "Продавец колец" (реж. Ю. Шахин) и др. Снимаются гл. обр. мелодрамы и муз. комедии с участием известных певцов, танцовщиц и танцоров (наибольшей популярностью пользуются Сабах, 3. Зуорик, И. Садек, Фейруз). Стремление преодолеть влияние этих жанров проявилось в фильмах: "К неизведанному" (1957, реж. Ж. Наср), "Сломанные крылья" (1963, реж. Ю. Маалуф), "Немой и любовь" (1971, реж. А. Бахри) и др. Развитию нац. киноиск-ва препятствует большое количество иностр. кинокартин на экранах. Среди киноактёров: Ф. Шауки, Ж. Нано, 3. Макук, М. Маазри, С. Баруди. Выпускается (1972) 7 художеств, фильмов. "В 1972 работало св. 230 кинотеатров.

1. Бейрут. Вид части города. 2. Триполи. Вид части города. 3. Побережье Средиземного моря в окрестностях г. Джуння. 4. Западный склон хр. Ливан, долина р. Эль- Кальб. 5. Карстовая пещера Джейта- популярный объект туризма. 6. Добыча соли из морской воды близ Триполи.

Мозаика^ "Похищение Европы" из театра в Джубейле (древний Биол). Римское время. Национальный музей Ливана. Бейрут.

А. Табет. Группа жилых домов в Хазмии (район Бейрута). 1960.

ЛИВАНОВ Борис Николаевич [25.4 (8.5).1904, Москва,-22.9.1972, там же], русский советский актёр и режиссёр, нар. арт. СССР (1948). Род. в актёрской семье. Учился в 4-й Студии МХТ. С 1924 актёр МХАТа. В 50-е гг. начал выступать и как режиссёр. Первые актёрские работы Л. (Шаховской-"Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, Бондезен - "У врат царства" Гамсуна, Альмавива - "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, Аполлос-"Унтиловск" Леонова, Кассио - "Отелло" Шекспира и др.) выдвинули его в число выдающихся представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа. В дальнейшем он играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности (Кимбаев - "Страх" Афиногенова, Швандя - "Любовь Яровая" Тренёва) и роли открытого сатирич. звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом (кавалер Риппафрата - "Хозяйка гостиницы" Гольдони, Ноздрёв - "Мёртвые души" по Гоголю, и др.); создавал образы, отмеченные лиризмом (Чацкий - "Горе от ума" Грибоедова), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью (Кудряш - "Гроза" Островского, Рыбаков - "Кремлёвские куранты" Погодина).

В роли Солёного ("Три сестры" Чехова) пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у Л. с затаённым и глубоким лиризмом. Всё его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (Забелин - "Кремлёвские куранты" Погодина, Егор Булычев -"Егор Булычев и другие" Горького), или образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравств. идеала (Дмитрий Карамазов - "Братья Карамазовы" по Достоевскому).

С этими творческими исканиями связаны и режиссёрские работы Л.: "Егор Булычев и другие" (1964) и "Чайка" Чехова (1969). С 1924 Л. снимался в кино. Среди его лучших работ: героико- романтич. роли Дубровского ("Дубровский", 1936), Пожарского ("Минин и Пожарский", 1939), Руднева ("Крейсер Варяг", 1947), Генерала ("Поэма о море", 1958) и блестящая сатирич. роль Потёмкина ("Адмирал Ушаков", 1953). Большой вклад в воплощение на экране образа коммуниста внёс Л. исполнением роли Бочарова ("Депутат Балтики", 1937) и комиссара Вихрова ("Балтийцы", 1938). В 1969 сыграл учёного - врача Седова в фильме "Степень риска". Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1947, 1949, 1950, 1970). Награждён орденом Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Иванова Е. Г., Б. Н. Ливанов, М., 1955. Е. Д. Сурков.

Б. Н. Ливанов в роли Ноздрёва ("Мёртвые души" по Н. В. Гоголю).

ЛИВАНОВ Михаил Николаевич [р. 7 (20).10.1907, Казань], советский физиолог, акад. АН СССР (1970; чл.-корр. 1962). Чл. КПСС с 1940. Окончил Казанский гос. ун-т (1931). Зав. лабораториями в Моск. ин-те мозга (1933-47), Ин-те патологии и терапии интоксикаций АМН СССР (1947-49), Ин-те биофизики АМН СССР (1949-61). С 1961 - в Ин-те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР. Осн. труды по изучению биоэлектрич. явлений в коре больших полушарий в норме и патологии. Л. впервые применил методы математич. анализа к биоэлектрич. колебаниям коры головного мозга. Один из основоположников электроэнцефалографии в СССР. Им показана функциональная значимость отдельных частотных компонентов электроэнцефа