БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2, фреска в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция; "Коронование богоматери", 1441-47, Гал. Уффици, Флоренция), во фресковые циклы, проникнутые тонким линеарным ритмом, вводил многочисл. портреты современников (росписи хора собора в Прато на темы из жизни св. Стефана и Иоанна Крестителя, 1452-64). Просветлённой задушевностью отличаются его небольшие религ. композиции ("Поклонение младенцу",кон. 1450-х- нач. 1460-х гг., Картинная гал., Берлин- Далем; "Мадонна с младенцем и двумя ангелами", илл.см.т.5, табл.Х, стр. 448-449). Филиппино (ок. 1457, Прато, Тоскана,-18.4.1504, Флоренция), сын Фра Филиппе, учился у отца, затем у Боттичелли, влиянием которого проникнуты ранние лирически-одухотворённые произведения Филиппино ("Сцены из жизни Лукреции", ок. 1475-80, Гал. Питти, Флоренция). В 1481-83 он дописывал в капелле Бранкаччи (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция) фрески, не законченные Мазаччо. В зрелом творчестве испытал влияния Леонардо да Винчи и нидерл. живописи. В его фресках и станковых композициях (росписи капеллы Караффа, ок. 1488-93, церковь Санта-Мария сопра Минерва, Рим; росписи капеллы Строцци, 1487-1502, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) постепенно усиливаются черты беспокойства и манерной напряжённости. Особую изысканность его произв. придаёт изобилие архитектурно-декоративных мотивов, навеянных иск-вом античности. Филиппино был также замечательным рисовальщиком.

Лит.: NeilsonK. В., Filippino Lippi, Camh. (Mass.), 1938; Oertel R., Fra Fi- lippo Lippi, W., 1942; Pittaluga H., Filippo Lippi, Firenze, 1949; S с h a r f A., Filippino Lippi, W., 1950; Gamba F., Filippino Lippi nella storia della critica, Firenze, 1958.

Фра Филиппе Липни. "Поклонение младенцу". Конец 1450-х - нач. 1460-х гг. Картинная галерея. Берлин- Далем.

ЛИППИЯ (Lippia), род растений сем. вербеновых. Гл. обр. кустарники и полукустарники, реже - травы. Листья супротивные, мутовчатые, иногда очередные. Цветки мелкие, белые, розовые или пурпуровые, в головчатых или колосовидных соцветиях. Плод сухой, разделяющийся на два орешковидных полуплодика. Св. 200 видов, гл. обр. в тропиках Америки, 2-3 вида в Африке. Л. узлоцвет- к о в а я (L. nodiflora) - сорное растение, распространённое в тропич. и суб- тропич. странах обоих полушарий. Нек-рые виды выращивают как декоративные. Л. лимонную (L. citriodo- га) культивируют как эфирномасличное растение под назв. вербены лимонной.

ЛИППС (Lipps) Теодор (28.7.1851, Валь- хальбен, Пфальц,-17.10.1914, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, психолог, эстетик. Проф. в ун-тах Бонна (с 1884), Бреслау (с 1890) и Мюнхена (с 1894); основатель Мюнхенского психологич. ин-та. Наряду с В. Вундтом и Г. Эббин- гаузом Л.- систематизатор нем. психологии кон. 19 в. Делая исходным понятием философии непосредств. психич. чопыт", Л. видел в психологии основу всех филос. наук - логики, этики и эстетики. В дальнейшем под влиянием феноменологии Э. Гуссерля попытался преодолеть психологизм. Разрабатывал психологию искусства, в центре к-рой у Л. стоит понятие вчувствования.

Соч.: Komik und Humor, Lpz., 1898; Asthetik, Bd 1-2, Lpz., 1903-06; Leitfaden der Psychologic, 3 Aufl., Lpz., 1909; Vom Fiihlen, Wollen und Denfcen, 3 Aufl., Lpz., 1926; Psychologische Untersuchungen, Bd 1 - 2, Lpz., 1907-12; в рус. пер.- Основы логи- ки, СПБ, 1902; Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905]; Руководство к психологии, СПБ, 1907.

ЛИПС (Lips) Юлиус Эрнст (8.9.1895, Саарбрюккен,-21.1.1950, Лейпциг), немецкий этнограф. Директор Кёльнского этнографич. музея и проф. Кёльнского ун-та (с 1929). В 1933 отказался от должностей в знак протеста против нацистского режима и эмигрировал. В 1934-48- в США, читал лекции в ряде ун-тов. В 1948-50 проф. и ректор Лейпцигско- го ун-та. Последователь школы "культурных кругов" Ф. Гребнера; к концу жизни отошёл от неё и был близок к марксизму. Автор работ о народах Африки и Сев. Америки и по общим вопросам истории культуры.

С о ч.: Происхождение вещей, пер. с нем." М., 1954; Fallensysteme der Naturyolker, Lpz., 1927; Einleitung in die vergleichende Volkerkunde, Lpz., 1928; The savage hits back..., L., 1937; Zelte in der Wildnis, W., 1947; Forschungsreise in die Dammerung, Weimar, 1950.

ЛИПСИ (нем. Lipsi, от позднелат. Lip- sia - Лейпциг), современный бальный танец. Имеет характерные синкопированные акценты, муз. размер 3/2. Создан в ГДР в 1958 хореографами К. и Г. Зей- фертами и комп. Р. Дуоианским.

Лит.'. Школьников Л., Липси, в сб.: Современные танцы, в. 6, М., 1964.

ЛИПСКИЙ Владимир Ипполитович [27.2(11.3).1863, с. Самострелы, ныне Корецкого р-на Ровенской обл.,- 24.2.1937, Одесса], советский ботаник, чл.-корр. АН СССР (1928). Один из организаторов АН УССР (акад. с 1919, вице-президент в 1921-22, президент в 1922-28). Окончил Киевский ун-т (1886) и работал там же (1887-94), затем в Пе- терб. ботан. саду (1894-1917). Директор ботан. сада в Одессе (1928-37). Осн. труды по систематике и географии высших растений Кавказа, Ср. Азии, Украины, по истории и библиографии ботаники в России.

Соч.: Флора Кавказа, СПБ, 1899-1902; Флора Средней Азии, т. 1-3, СПБ, 1902- 1905.

Лит.: Б а р б а р и ч А. I., В. I. Липський, К., 1958 (библ.).

ЛИПУЧКА, т у р и ц a (Lapulla), род растений сем. бурачниковых. Однолетние, редко дву- и многолетние травы с цельными линейно-ланцетными листьями, покрытыми, как и стебель, жестковатыми волосками. Цветки мелкие, 5- членные, б. ч. голубые, в длинных разветвлённых соцветиях - завитках. Плод из 4 орешковидных долей, покрыт якоре- видными шипиками, цепляющимися за одежду, шерсть животных и т. п. (отсюда назв.). Ок. 50 видов, в умеренном поясе Сев. полушария, в Австралии, а также в Юж. Африке и Юж. Америке. В СССР св. 40 видов, гл. обр. в Ср. Азии и на Кавказе, б. ч. по сухим местам. Почти повсеместно встречается Л. обыкновенная (L. myosotis, или L. echinata), в юж. р-нах обычна Л. пониклая (L. patula); растут по сорным местам, залежам, пустырям, у дорог; сорняки полей и огородов.

Лит.: Попов М. Г., Род Липучка - Lapulla Gilib., в кн.: флора СССР, т. 19, М.- Л., 1953.

ЛИПШИЦА УСЛОВИЕ, ограничение на поведение приращения функции. Если для любых точек х и x', принадлежащих отрезку [а, Ь], приращение функции удовлетворяет неравенству |f(x) - f(x')| меньше или равно M|x - х'|, где 0 < а и М - нек-рая постоянная, то говорят, что функция f (x) удовлетворяет условию Липшица порядка а на отрезке [а, Ь], и пишут: f (x) € Lipa . Каждая функция, удовлетворяющая при каком-либо a > О Л. у. на отрезке [а, Ь], равномерно непрерывна на [а, Ь]. Функция, имеющая на [а, Ь] ограниченную производную, удовлетворяет на [а, Ь] Л. у. с любым a =S. 1. Л. у. впервые рассмотрел в 1864 нем. математик Р. Липшиц (R. Lipschitz; 1832-1903) в качестве достаточного условия для сходимости ряда Фурье функции f (x). Иногда, исторически неправильно, связывают с именем Липшица только наиболее важный случай Л. у. с a = 1, а в случае a < 1 говорят об условии Гёльдера (см. Ге'льдера неравенство).

ЛИРА (греч. 1уrа), 1) древнегреч. струнный щипковый муз. инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7- 11 струн. Настройка по пятиступенному звукоряду. Игрой на Л. сопровождали исполнение произв. эпич. и лирич. поэзии (отсюда возникновение термина "лирика"). 2) Средневековый смычковый однострунный муз. инструмент. Корпус грушевидной формы. Упоминается в лит-ре с 8-9 вв., последние изображения - 13 в. 3) Струнный смычковый муз. инструмент, возникший в Италии в 16-17 вв. По виду несколько напоминает скрипку. Существовали Л. да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), имевшие 5 игровых и 1 или 2 бурдонные струны, лира да гамба (баритон) -9-13 струн, лироне пер- ф е т т о (бас) -10-14 струн. 4) Гитара-лира - разновидность гитары с корпусом, напоминающим древнегреч. Л. Сконструирована во Франции в 18 в. Была распространена в странах Зап. Европы и в России до 30-х гг. 19 в. 5) Кавалерийская Л.- металлофон: набор металлич. пластинок, подвешенных к ме- таллич. раме, украшенной конскими хвостами и имевшей форму Л. Играли металлич. колотушкой. Применялась в духовом оркестре кавалерии. 6) Колёсная Л.- нар. струнный муз. инструмент. Внутри корпуса (имеющего лодко- или восьмёркообразную форму) укреплено колесо, вращаемое при помощи рукоятки. Через отверстие в деке оно выступает наружу, касаясь струн и заставляя их звучать при вращении. Число струн различно. Средняя, мелодическая, проходит через коробку с механизмом для изменения высоты звучания. Остальные (2 или 4) - аккомпанирующие, бурдонные. Под назв. органиструм колёсная Л. была распространена в средние века. Бытовала под различными наименованиями у мн. народов Зап. Европы и СССР. В России известна с 17 в. Играли на ней бродячие музыканты и калики перехожие. В 20 в. встречается редко. В переносном смысле Л.- эмблема или символ иск-ва. Г. И. Благодатов.

ЛИРА (лат. Lyra), созвездие Сев. полушария неба; наиболее яркая звезда - Вега -имеет блеск 0,0 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдения в июле - августе, видно на всей терр. СССР. См. Звёздное небо.

ЛИРА (итал. lira, от лат. libra - фунт), 1) денежная единица Италии, равная 100 чентезимо. По курсу Госбанка СССР на 1 июля 1973 1000 итал. Л.= 1 руб. 23 коп. 2) Денежная единица Турции, равная 100 курушам (пиастрам). По курсу Госбанка СССР на 1 июля 1973 100 турецких Л.= 5 руб. 33 коп.

ЛИРИДЫ, метеорный поток с радиантом в созвездии Лиры; наблюдается ок. 21 апреля. Связан с кометой 1861 I. Известен более 2500 лет, иногда наблюдался в виде обильных метеорных дождей. После 1803 обычно беден метеорами, однако в 1922 и 1958 отмечены кратковременные значит, увеличения численности метеоров потока. См. Метеорный поток.

ЛИРИКА (от греч. lyra - муз. инструмент, под аккомпанемент к-рого исполнялись стихи, песни и т. д.), один из трёх родов художеств, лит-ры (наряду с эпосом и драмой), в пределах к-рого миро- отношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредств. выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирич. образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политич. и духовно-историч. конфликты, напряжённые филос. и гражд. искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская ("Бог" Г. Р. Державина, "Невыразимое" В. А. Жуковского, "Дар напрасный, дар случайный" А. С. Пушкина, "Истина" Е. А. Баратынского, "Фонтан" Ф. И. Тютчева), гражданская ("К Чаадаеву" Пушкина, "Прощай, немытая Россия" М. Ю. Лермонтова, "Завещание" Т. Г. Шевченко, "Размышление у парадного подъезда" Н. А. Некрасова, "Читатели газет" М. Цветаевой, "Полночь в Москве" О. Мандельштама, "Россия" А. А. Блока, "Стихи о советском паспорте" В. В. Маяковского, "Дробится рваный цоколь монумента" А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др.

"Великий поэт, - писал В. Г. Белинский, - говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество" (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 521). Но в Л. объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художеств, эквивалентом выступает эмоцион. восприятие мира, преображённое впереживание субъекта. Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирич. произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира - пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирич. переживания: либо его "зеркальными" отражениями ("Сентябрьская роза" А. А. Фета), либо эмоциональными "сигналами" ("Я на правую руку надела/Перчатку с левой руки" у А. Ахматовой), либо его символами ("Парус" Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа ("Весна" Тютчева). Родовая сущность Л. с максимальной наглядностью проявляется в произв., самый предмет к-рых составляет "сама душа, субъективность как таковая" (Гегель); здесь "...чувство довлеет самому себе, служит себе объектом..." (В е с е- л о в с к и и А. Н., Историческая поэтика, 1940, с. 286).

Лирич. произв., передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне- структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развёрнутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирич. произв. остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк:

Я ненавижу ее и люблю. "Почему же?" - ты спросишь.

1 Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь .. - . (К а т у л л).

Претворяя неповторимое духовное состояние в художеств, образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение; лирич. произв. как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения; отсюда - заучивание и цитирование лирич. стихотворений, как явление "быта" (предельный случай такой "анонимной" всеобщности лирич. чувства - песня, напр. "Землянка" А. А. Суркова, "Жди меня" К. М. Симонова, "Летят перелётные птицы..." М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутр. монолог. В лирич. композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее "я", хотя в определ. типах Л., напр, в пейзажной, философской, "я" иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно.

Если прототипом лирического, "я" выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, "живьём схваченные и мгновенно превращённые в лирические эмоции" (Овсянико-Куликов- с к и и Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99),- в таких случаях обычно говорят о "субъективной", "личной" Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирич, чувства не означают здесь буквального совпадения с биографич. опытом автора. Лирик, типизируя (или "объективируя") свои жизненные переживания, "отодвигает их от себя как объект" (Ф е т), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произв. иск-ва, а "самовыражение" поэта - в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой "я" сменяется "мы" в "Думе" Лермонтова.

В Л. "объективной" (или "ролевой") автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между "я" лирич. персонажа и биографич. обликом автора становится очевидным (напр., "Сумасшедший" А. Н. Апухтина, "Я убит подо Ржевом" А. Т. Твардовского). Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти "стирается" эмоциональностью лирич. произведения, к-рая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская.

Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в сов. критике понятием "лирический герой". Термин "лирический герой" (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографич. личностью поэта-лирика и её отражением в иск-ве может существовать некое единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950-1960-е гг. предметом полемики. В одних случаях под "лирическим героем" подразумевалось предельно обобщённое "я", очищенное от эмпирики, биографич. фактов и без остатка совпадающее с "мы" поколения, социальной группы, народа, в других - термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного "самовыражения" в Л. Очевидно, понятие "лирический герой" наполняется строго определённым содержанием гл. обр. при анализе творчества таких лириков, в поэзии к-рых лирич. "я" присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (напр., у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами - биографич., психологич., даже сюжетными, выступает как фигура (напр., у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма; открытие лирич. героя в этом специфич. смысле принадлежит в рус. поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирич. героя занимает промежуточное положение между авторским "я" в лирич. дневнике, письме, послании и близких к ним формах (напр., "Я вас любил..." Пушкина), с одной стороны, и персонажем в "ролевой" Л.- с другой; лирич. герой- это своего рода "роль", но не утратившая связи с идейно-психологич. обликом её прототипа - автора произведения.

Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирич. жанров. В нар. творчестве, напр., жанры классифицируются по практич. назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т. д.), в антич. лит-ре - по формам исполнения (речитативно-декламац. Л.: элегия, ямб; сольная, хоровая); в европ. лит-ре эпохи Возрождения и классицизма - по эстетич. тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.); в 19 в.- в основном по тематич. признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19- 20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоцион. рефлексия, взволнованное раздумье о "вечных темах": "И скушно, и грустно" Лермонтова, "Осенний вечер" Тютчева, "Не жалею, не зову, не плачу" Есенина) и суггестивную ("внушающую" Л., очаровывающую "пленительной неясностью "-" Певица " Фета, "Зимняя ночь" Б. Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирич. стихотворение, монументальная Л., напр. "Про это" Маяковского).

Образно-выразит. возможности, необходимые для творч. претворения и типизации внутр. жизни, Л. открывает в самой природе слова - в фонетич. облике и звуковой сочетаемости слов, во внутр. форме слова, в синонимии языка, в син- таксически-интонац. организации речи. Здесь лирик находит ту "неожиданность выразительности слов", к-рая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л.: слово "уплотняется"- обретает значимость каждый звуковой, инто- нац., ритмич. элемент, оттенок ударения., паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксич. фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмич. организация речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определ. этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.

Истоки Л. теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные нар. песни - высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирич. произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт - Греция; Ка- тулл - Рим); араб. Востока 6-7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса); прованс. трубадуров; ср.-век. Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох - Средневековья и Возрождения - прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И.В.Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения 20 в. отразились в лирике Пабло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. создали сов. поэты: Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для сов. Л. характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтич. речи, а в тематич. плане - богатство и многообразие видов гражд. Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма.

Лит.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Овсянико-Куликов^ с к и и Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, .СПБ, 1910; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская речь, сб. 1, Л., 1927; Гинзбург Л. Я., О лирике, М.- Л., 1964; С к в о 3- ников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964; Г а ч е в Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. В. А. Богданов, И. Б. Роднянская f (о лирическом герое).

ЛИРИЦА, югосл. струнный смычковый муз. инструмент. Родствен болг. гадулке и рус. гудку.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ,авторская речь в эпич. или лиро-эпич. произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Л. о. вводит, т. о., в произв. образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения (нек-рые Л. о. в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души") и устанавливает сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный "внушению" в лирич. поэзии. Л. о. особенно органичны для романа (повести) в стихах, ввиду условности стихотв. формы и эмоциональных возможностей поэтич. речи (напр., роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", "книга про бойца" А. Т. Твардовского "Василий Тёркин").

ЛИРОХВОСТЫ (Menuridae), семейство птиц отр. воробьиных. Дл. тела (включая хвост) 75-130 см. Крылья округлые. У самцов в хвосте 2 своеобразно изогнутых пера, напоминающих лиру (отсюда назв.), 12 перистых и 2 лентовидных. Оперение рыхлое", буро-серое. Ноги сильные с тупыми когтями. 1 род Menura с 2 видами - М. novaehollandiae и М. alberti. Распространены Л. в юго-вост. Австралии; завезены в 1934 на о. Тасмания. Обитают в густых лесах, держатся скрытно. Хорошо поют, имитируя песни др. птиц и всевозможные звуки. Период размножения начинается осенью (в марте - апреле), когда самцы устраивают брачные игры. Гнёзда (с крышей) строят только самки - на земле, в расселинах скал и на деревьях. В июне - июле, редко позже самка откладывает 1 яйцо, величиной с куриное; насиживает ок. 45 суток. Птенец с редким чёрным пухом на спине. Пищу - насекомых, моллюсков, семена-Л.собирают на земле, разгребая лесную подстилку.

Лирохвост Menura novaehollandiae (слева- самка, справа - самец).

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР (вид), литературнс-художеств. произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики', сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирич. "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция - тема интимных излияний и эпич. повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психо- логич. мотивировка (лирич. комментарий в "За далью - даль" А. Т. Твардовского), как элемент художеств, концепции (лирич. тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутр. атмосферу романа, где герои -"невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Промежуточные между лирикой и эпосом художеств, образования имели место в антич., ср.-век., классици- стичч лит-pax (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. происходит в лит-ре сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика ("Сентиментальное путешествие" Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово- родовые каноны (образец -"Люцинда" Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19-20 вв. является жанр поэмы. По отношению к прозаич. произв. Л.-э. ж. чаще употребляется термин"лири- ческая проза"; последняя широко представлена совр. автобиографич. произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский). м. Н. Эпштейн.

ЛИРУ, карельский духовой муз. инструмент: деревянная конич. трубка с пищиком и одинарной тростью; в стенках 4- 5 отверстий. Дл. 400 мм.

ЛИРЫ-РЫБЫ, п е с к а р к и, морские мыши (Callionymidae), семейство рыб отр. окунеобразных. Тело удлинённое (до 35 см), голое, ярко окрашенное. Брюшные плавники расположены впереди грудных. У Л.-р. хорошо выражен половой диморфизм. 10 родов (ок. 45 видов), распространены в прибрежной части морей умеренного и тропич. поясов; в СССР в Чёрном м. обитает морская мышь, или бурая пескарка (Callionymus festivus; рис.). Нерест летом, икра пелагическая. Питаются мелкими беспозво-- ночными. Потревоженные Л.-р. закапываются в грунт.

Морская мышь

ЛИС, Лейе (франц. Lys, флам. Leie), река во Франции и Бельгии. Дл. 214 км, пл. басе. ок. 3,9 тыс. км2. Берёт начало на сев.-вост. склонах возв. Артуа, пересекает равнины Фландрии, впадает слева в р. Шельда. Ср. расход воды в ниж. течении 28 м31сек, во время больших паводков -200-300 м31сек, повышенная водность зимой. Ниже г. Эр шлюзована в судоходна, связана каналами с пром. р-нами Бельгии и сев. Франции. На Л.- гг. Эр, Армантьер (Франция), Вервик, Кортрейк, Гент (Бельгия).

ЛИСАБОН (Lisboa), столица Португалии, важнейший политич., экономич. и культурный