БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

зв. г. Георгиу- Деж в Воронежской обл. РСФСР.

ЛИСКОВ (Liscow) Кристиан Людвиг (26.4.1701, Виттенбург, Мекленбург,- 30.10.1760, Эйленбург, Саксония), немецкий сатирик. Сын пастора. Гл. объекты сатиры Л.- церковь и схоластич. наука (памфлеты "Разбитые стёкла...", 1732; "Бриондес-младший...", 1732; "Основательное доказательство превосходства и необходимости жалких писак", 1734, и др.), филистерство и трусость литераторов, пресмыкающихся перед князьями и знатью.

Соч.: Sammlung satirischer und ernsthafter Schriften, Fr./M. - Lpz., 1739; Schriften, hrsg. von K. Muchler, Tl 1 - 3, В., 1806.

Лит.: Тройская М. Л., Сатира Ли- скова (Из истории немецкой сатиры XVIII в.), "Уч. зап. ЛГУ. Серия филология, наук", 1957, в. 37, с. 43-67; L i t z m a n n В., Ch. L. Liscow..., Hamb.-Lpz., 1883.

ЛИСКУН Ефим Федотович [14(26). 10. 1873, с. Атаки Хотинского р-на Черновицкой обл., -• 19.4.1958, Москва], советский учёный в области животноводства, акад. ВАСХНИЛ (1934). Окончил Моск. с.-х. ин-т (1900). С 1906 проф. Стебутовских курсов, с 1918 Лесного ин-та в Петрограде, с 1923-Моск. с.-х. академии им. К.А. Тимирязева. Один из основателей сов. зоотехнич. науки. Осн. труды посвящены изучению и совершенствованию отечеств, пород с.-х. животных. Л. доказал, что качества породы изменяются в зависимости от условий содержания и кормления. Опытами (1936) в ряде колхозов Моск. обл. показал возможность поднять удой коров в 2-3 раза. Дал подробную характеристику местных пород кр. рог. скота СССР, разработал систему краниологич. исследований. Гос. пр. СССР (1943). Награждён 4 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Общее животноводство, М., 1935; Основы животноводства, М., 1943; Избр. труды, М., 1961.

Лит.: Арзуманян Е. А. и Д р aj к и н Л. И., Академик Ефим Федотович Лискун, М., 1953 (имеется библ. трудов Л.).

E. Ф. Лискун.

ЛИСОВСКИЙ Николай Михайлович [1(13).1.1854, Москва,-19.9.1920, там же], русский библиограф, книговед. В 1884-94 издатель-редактор журн. "Библиограф*. Осн. библиографич. труд Л.-"Русская периодическая печать. 1703-1900 гг. Отдел 1- Библиография русской периодической печати. Отдел 2- Графические таблицы русской периодической печати" (в. 1-4, 1895-1915); в 1915 1-й отдел этоготруда вышел отдельным изданием: "Библиография русской периодической печати. 1703-1900 гг. (Материалы для истории русской журналистики)". Л. составил также указатели литературы по рабочему вопросу, музыке, театру, материалов о А. С. Грибоедове, М. Ю. Лермонтове и др. Автор работ по теоретич. вопросам библиографии и книговедения ("Библиография и библиографическое общество", 1884; "Книговедение как предмет преподавания, его сущность и задачи", 1915, и др.). Разрабатывал вопросы книжной статистики. Создал и первым преподавал курс книговедения в Петроградском (1913-17) и Московском (1916-19) университетах. После Окт. революции 1917 участвовал в мероприятиях по библиотечному строительству и музейному делу.

Лит.: Федоров И. В., Н. М. Лисов- ский (1854-1920), М., 1953.

В. А. Николаев.

ЛИ СОН ГЕ (храмовое имя - Тхэджо) (1335-1408), король корейского гос-ва Чо- сон, основатель династии Ли. Происходил из провинц. дворян. В кон. 80-х гг. 14 в. возглавил группировку средних и мелких феодалов, выступившую против крупной землевладельческой знати. В 1388, во время конфликта между Коре и Минской династией, совершил гос. переворот. В 1391 сторонники Л. С. Г. провели закон о земельных наделах (см. Кваджон поп), затем возвели его (в 1392) на престол. При Л. С. Г. гос-во было переименовано в Чосон, а столицей гос-ва стал Сеул. Провёл реформы, направленные на укрепление центральной власти, но был вынужден признать Корею вассалом Китая.

ЛИСОХВОСТ (Alopecurus), род растений сем. злаков. Многолетние и реже однолетние травы. Соцветие - султан, колоски одноцветковые; плод - зерновка, свободно опадающая вместе с цветочными чешуйками. Общее число видов Л. ок. 50. Растёт в умеренном и холодном поясах обоих полушарий и в горных странах тропиков. В СССР -29 видов, встречаются повсюду. Многие Л. носят назв. батлачок. Все Л., за исключением пуши- стоцветкового, волокнистого и ледникового, хорошие или удовлетворительные кормовые растения. Наиболее ценны и широко распространены Л. луговой (в лесной зоне Европ. части СССР, на Кавказе и в горных р-нах Ср. Азии) и Л. вздутый (в лесостепной, степной зонах Европ. части СССР и в Сибири).

Л. луговой (A. pratensis), батлачок луговой, многолетнее корневищево-рыхлокустовое, хорошо облиственное растение с мягкими стеблями высотой до 120 см. Соцветие плотное, колоски плоские с остями. Корневая система неглубокая, особенно в 1-й год жизни, поэтому для нормального развития необходимы рыхлые, плодородные и влажные почвы. Не выносит засоленных почв и застойных вод. Страдает от засухи, морозостоек и теневынослив. Растения быстро развиваются и рано цветут, хорошо отрастают после скашивания и страв- ливания. Наилучшего развития достигают на 3-й год; в травостое держатся 10 и более лет. Введён в культуру в сер. 18 в., впервые в Швеции. До цветения даёт сено и пастбищный корм высокого качества. В 100 кг сена содержится 47,7 кормовых единиц, 5,1 кг переваримого протеина и 10 г каротина. Сено и зелёная масса охотно поедаются всеми видами скота. Урожай сена на суходольных сенокосах - 25-30 ц, на пойменных лугах - до 60 ц с 1 га. Районированные (в 1972) сорта: Приекульский 40, Северодвинский 146, Серебристый и Хальяс.

Л. в з д у т ы й (A. ventricosus), батлачок чёрный, многолетнее корневищевое, хорбшо облиственное растение высотой в среднем 60-80 см. Распространён на пойменных лугах, берегах озёр, окраинах болот и лиманов, часто образуя заросли. Хорошо переносит длительное затопление и сильную засоленность почв. По питательности Л. взду-

тый близок к Л. луговому, но по поедае- мости хуже. Урожай сена - от 30 до 60 ц с 1 га (в зависимости от места произрастания). Районированный (в 1972) сорт - Донской 20.

Лит.: Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР, под ред. И. В. Ларина, т. 1, М.,- Л., 1950. Н. С. Конюшков.

Лисохвост луговой:1- колосок; 2 - общий вид; 3 - соцветие.

ЛИССА (итал. Lissa), остров в Адриатическом м., совр. назв.- о. Вис (Югославия). Во время австро-итальянской войны 1866 в районе Л. 20 июля произошёл первый эскадренный бой между паровыми броненосными кораблями. Итал. эскадра (11 броненосцев, 5 канонерских лодок, 5 фрегатов, 3 корвета) под команд. адм. К. П. Персано 18 июля подошла к Л. с целью его захвата, но успеха не имела. 20 июля ок. острова появилась австр. эскадра (7 броненосцев, 7 канонерских лодок, 1 парусный линейный корабль, 5 фрегатов, 1 корвет) под команд, контр- адм. В. фон Тегетхофа. Персано направил против неё 9 броненосцев (позже ещё 1) и 1 канонерскую лодку. Во время боя австрийцы арт. огнём и таранными ударами броненосцев потопили 2 итал. броненосца. Поражение итал. флота было обусловлено гл. обр. отсутствием плана боя и плохой разведкой. Применение таранного удара по неприкрытой бронёй подводной части корабля, а также непробиваемость брони надводной части броненосцев существовавшими тогда арт. снарядами оказали влияние на развитие тактики броненосного флота. Броненосные корабли до конца 19 в. стали строиться с таранными утолщениями на носу и усиленной носовой артиллерией. К. Т. Титов.

ЛИССАГАРЕ (Lissagaray) Проспер Оливье (24. 11. 1838, Ош,-25. 1. 1901, Париж), французский журналист, левый республиканец. Активно участвовал в республиканском движении 60-х гг. В дни Парижской Коммуны 1871 редактировал революц. газеты "Аксьон" ("L'Action") и"Трибён дю пёпль" ("Tribun du peuple"); сражался на баррикадах. После падения Коммуны эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию. В Лондоне сблизился с К. Марксом. В 1876 опубликовал книгу о Коммуне, получившую высокую оценку Маркса. После амнистии 1880 вернулся во Францию. В 1882-83 и 1888-93 издавал леворесп. газету "Батай" ("La Bataille"); в то же время выступал против франц. Рабочей партии и её руководителей.

Соч.: Leg huit journees de mai derriere les barricades, Brux., 1871; Histoire de la Commune de 1871, Brux., 1876; в рус. пер.- История Парижской Коммуны, СПБ, 1906.

ЛИССАЖУ ФИГУРЫ, замкнутые траектории, прочерчиваемые точкой, совершающей одновременно два гармонич. колебания в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Впервые изучены франц. учёным Ж. Лиссажу (J. Lissajous; 1822-80). Вид Л. ф. зависит от соотношения между периодами (частотами), фазами и амплитудами обоих колебаний. В простейшем случае равенства обоих периодов Л. ф. представляют собой эллипсы, к-рые при разности фаз О или я вырождаются в отрезки прямых, а при разности фаз л/2 и равенстве амплитуд превращаются в окружность (см. рис.). Если периоды обоих колебаний неточно совпадают, то разность фаз всё время меняется, вследствие чего эллипс всё время деформируется. При существенно различных периодах Л. ф. не наблюдаются. Однако, если периоды относятся как целые числа, то через промежуток времени, равный наименьшему кратному обоих периодов, движущаяся точка снова возвращается в то же положение - получаются Л. ф. более сложной формы.

Л. ф. можно наблюдать, напр., на экране катодного осциллографа; они получаются в результате перемещения светящейся точки, если к двум парам отклоняющих пластин подведены переменные напряжения с равными или кратными периодами. Наблюдение Л. ф.- удобный метод исследования соотношений между периодами и фазами колебаний, а также и формы колебаний.

Вид фигур Лиссажу при различных соотношениях периодов (1:1, 1:2, и т. д.) и разностях фаз.

ЛИСТ (List) Вильгельм (р. 14.5.1880, Оберкирхберг, Вюртемберг), ген.-фельдмаршал фаш. Германии (1940). В армии с 1898. Окончил Воен. академию (1912). Участник 1-й мировой войны 1914-18, затем служил в рейхсвере. В 1938 командовал армейской группой при оккупации Судетской обл. Во время нападения на Польшу в 1939- командующий 14-й армией, во время разгрома Франции в 1940 и агрессии против Югославии и Греции в 1941- командующий 12-й армией; затем командовал оккупационными войсками на Балканах. С июня по сентябрь 1942 командующий группой армий "А", наступавшей на Кавказ. За разногласия с Гитлером по вопросам стратегич. планирования был уволен в отставку. В 1948 приговорён воен. трибуналом в Нюрнберге к пожизненному заключению за воен. преступления в Югославии и Греции. В 1952 освобождён амер. властями, проживает в ФРГ.

ЛИСТ (Liszt) Ференц (Франц) (22.10. 1811, Доборьян, близ г. Шопрон, Венгрия,-31.7.1886, Байрёйт, Германия), венгерский композитор, пианист, муз.- обществ. деятель. Игре на фп. в детстве учился у отца (музыканта-любителя), концертировал с 9 лет. Совершенствовался у К. Черни (фп.) и А. Сальери (композиция) в Вене, у Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция) в Париже (с 1823), где в 1825 была пост, опера Л. "Дон Санчо, или Замок любви" (жанр, в к-ром Л. ничего законченного больше не создал), написаны его первые фп. соч.-12 этюдов, "Бравурное аллегро","Бравурное рондо" и др. Одновременно успешно выступал как пианист. Увлечение философией просветителей, романтич. поэзией и гл. обр. общение с Г. Берлиозом, Н. Паганини и Ф. Шопеном оказали влияние на формирование эстетич. принципов Л., к-рые нашли отражение в его муз. творчестве, а также в статьях, написанных совм. с М. д'Агу (печаталась под псевд. Даниель Стерн). В своих демократич. по духу лит. работах Л. ставил вопросы о положении художника в бурж. обществе, о социальной значимости иск-ва, о программности в музыке и др. Л. приветствовал Июльскую революцию 1830; под впечатлением революц. событий написал "Революционную симфонию" (не оконч.), после восстания лионских ткачей (1834) - пьесу для фп. "Лион". В 1838-47, гастролируя с триумфом во всех странах Европы, прославился как пианист, обладавший мощным артистич. темпераментом, сочетавший блестящую виртуозность с поэтичностью и драматизмом, как великий преобразователь фп. игры и композитор-новатор, не только расширивший сферу применения фп., но и выработавший новые приёмы трактовки фп. Он придал оркестровое звучание фп., расширил сферу его художеств, воздействия, превратив фп. из салонно-камерного в инструмент для массовой аудитории, что соответствовало его идее демократизации иск-ва. Реформаторские устремления Л. особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фп.-"Фантастической симфонии" Берлиоза (1833), симфоний Л. Бетховена, увертюры "Вильгельм Телль"Дж. Россини (1838), "Бравурных этюдов" по каприсам Паганини (1838), многих песен Ф. Шуберта (1838-46); фантазиях на темы опер Ф. Д. Э. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Дж. Верди и др.

Во время гастролей в России (1842, 1843, 1847) Л. встречался с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским; он проникся любовью к рус. музыке, сделал транскрипции "Соловья" А. А. Алябьева и "Марша Черномора" Глинки.

В кон. 1830-х гг. Л. создал ряд прославивших его оригинальных произв. для фп.: "Альбом путешественника" (3 тетр., 1835-36), 12 больших этюдов (2-я ред. 1838, позднейшая переработка - "Этюды трансцендентного исполнения", 1851), "Три сонета Петрарки" (1-я ред. 1839); "Пляску смерти" (с орк.. 1838-59) и др. Велики достижения Л. и в симф. творчестве, расцвет к-рого связан с первым, "веймарским периодом" (1848-61), когда, отказавшись от карьеры концертирующего виртуоза и приняв должность придворного капельмейстера в Веймаре, он создал крупнейшие программные соч. для оркестра: "Фауст-симфонию" (1854-57), "Симфонию к „Божественной комедии" Данте" (1855-56), 12 симф. поэм (13-я - "От колыбели до могилы"- написана позднее, в 1881-82), в т. ч. "Тассо. Жалоба и триумф" (по Гёте, 1849-54), "Прелюды" (по Страну и Ламартину, 1848-54), "Мазепа" (по Гюго, 1851), "Идеалы" (по Шиллеру, 1857); "Два эпизода из „Фауста" Ленау" ("Ночное шествие" и "Мефисто-вальс", ок. 1860) и др., а также ряд хоровых произв. Л. создал новый муз. жанр -программную одночастную симф. поэму. Он воплотил в музыке "вечные образы" мирового иск-ва (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). Художеств, задачей Л. было приблизить муз. иск-во к передовым идеям времени; его привлекала сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за гуманистические идеалы. Претворяя в симфонических поэмах поэтически-сюжетный замысел, Л. стремился создавать музыку образно-конкретную, действенную П тем самым более доступную. К про- граммно-симф. произв. примыкают по замыслу крупнейшие фп.сочинения- соната си-минор (1853), цикл пьес "Годы странствий" (1-й год -1836-54, 2-й год - 1838-60, 3-й год -1867-77), осн. на впечатлениях от путешествий по Швейцарии и Италии и на образах иск-ва, "Поэтические и религиозные гармонии" (1845-52). В 1840-60-е гг. Л. создал 2 концерта (ок. 1849-56, 1839-61) и "Фантазию на венг. нар. темы" (1852) для фп. с оркестром, а также др. соч. на венг. темы, свидетельствующие о неразрывных творч. связях Л. с родиной. Л. использовал венг. муз. фольклор в произв. разл. жанров -"Венгерских рапсодиях" для фп. (15 рапсодий написаны в 1846-51; 4 последние в 1882-85), "Погребальном шествии" (для фп., 1849), симф. поэмах "Венгрия" (1854) и "Плач о героях" (1854), "Венгерских исторических картинах" и пьесах "Ракоци- марш", "Памяти Петёфи", "Погребенье Мошоньи" (для фп.) и др.

В Веймаре, где вокруг Л. объединились видные музыканты (X. Бюлов, И. Рафф и др.), образовавшие т. н. веймарскую школу, Л. реализовал свои демократич. идеи и как дирижёр - пропагандист соч. совр. ему композиторов (в т. ч. опер Р. Вагнера), и как муз. публицист (статьи о соч. Берлиоза, Шумана, Вебера и др.; книга о Шопене). С демократич. позиций Л. разработал план реформы оперного театра, встретивший сопротивление консервативных аристо- кратич. кругов. В 1861 в результате интриг Л. покинул Веймар, куда затем периодически возвращался, живя то в Риме, то в Будапеште. Разочаровавшись в окружающей действительности, охваченный пессимистическими настроениями, Л. в 1865 принял сан аббата. В 1860-80 он создал ряд церковных соч.- органных и хоровых, а также мн. соч. для фп., в т. ч. 2-й и 3-й "Мефисто-валь- сы", знаменитые "Три забытых вальса", транскрипции сцены "Смерть Изольды" из оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, а также полонеза из оперы "Евгений Онегин" П. И. Чайковского; многочисл. хоры, романсы и песни (ок. 70), среди к-рых шедевры песенной лирики, и др. Одновременно продолжал содействовать развитию передового иск-ва, особенно венгерского: участвовал в учреждении в 1875 Академии музыки в Будапеште (носит его имя), был её первым президентом; способствовал формированию исполнительского и композиторского творчества венг. музыкантов, а также деятелей нац. муз. культуры др. стран. В Веймаре Л. посещали и пользовались его советами пианисты А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, Э. д'Альбер, А. Рейзенауэр и др.; композиторы А. П. Бородин, Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Сане, И. Аль- бенис, А. К. Глазунов и др. Особенно тесные связи были у Л. с рус. музыкантами, творчество к-рых он высоко ценил.

Не лишённая противоречий, но в целом прогрессивная разносторонняя деятельность Л. имела огромное значение для развития мировой муз. культуры, содействуя становлению мн. нац. композиторских школ, в первую очередь - венгерской.

Лит.: Трифонов П. А., Ф. Лист, СПБ, 1887; Зилоти А. И., Мои воспоминания о Ф. Листе, СПБ, 1911; К и с е- л е в В. А., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929; М и л ь- штейн Я. И., Ф. Лист, [т.] 1-2, 2 изд., М., 1971 (библ.); Сабольчи Б., Последние годы Ф. Листа, пер. с венг., Будапешт, 1959; R a m a n n L., Franz Liszt als Kimstler und Mensch, Bd 1-2 (Abt. 1-2), Lpz., 1880-94; Raabe P., Franz Liszt, Bd 1-2, Stuttg.- В., 1931; Searle H., The music of Liszt, L., 1954; 3 ed., N. Y., 1966; R e fa- be r g P., Franz Liszt. Die Geschichte seines Lebens, Schaffens und Wirkens, Z., 1961.Я. И. Милъштейн.

ЛИСТ (Liszt) Франц фон (2.3.1851, Вена,-21.6.1919, Зехейм, Австрия), австрийский юрист, специалист в области междунар. права и уголовного права. Проф. уголовного права в Гисенском (с 1879), Марбургском (с 1882), Галле-Вит- тенбергском (с 1889) и Берлинском ун-тах. Один из основателей международного союза криминалистов и журнала "Zeit- schrift fur die gesamte Strafrechtswis- senschaft". Представитель социологической школы уголовного права. Автор многочисл. трудов по вопросам уголовного права, в т. ч. 2-томного курса уголовного права (1891), а также книги "Международное право в систематическом изложении" (1898; на рус. яз. книга выдержала 6 изд., наиболее известно изд. 1926 под ред. сов. учёного В. Э. Грабаря).

Ф. Лист.

ЛИСТ (List) Фридрих (6.8.1789, Рёйт- линген, -30. 11. 1846, Куфштейн), немецкий экономист, представитель вульгарной политич. экономии, выразитель интересов герм, промышленной буржуазии. С 1817 проф. государственной практики в Тюбингенском ун-те. Один из организаторов "Всеобщей ассоциации германских промышленников и купцов". Осн. работа Л.-"Национальная система политической экономии" (1841), в к-рой политич. экономия как наука была подменена "национальной экономией"- системой рекомендаций по экономия, политике для развивающейся герм, буржуазии. Он развил идею "воспитательного протекционизма", требующую активного вмешательства гос-ва в экономич. жизнь. Л. стремился разработать теорию производительных сил, осн. составной частью к-рых он считал "умственный капитал" (науч. открытия, успехи в искусстве и т. д.), определяемый им как гл. источник богатства нации. Л. защищал шови- нистич. идею господства Германии в Европе, рассматривая войну как "благословение нации". Нек-рые идеи Л. были использованы нацистской геополитикой.

Лит.: Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 1, гл. 4, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 1; С м и т М. Н., Очерки истории буржуазной политической экономии, М., 1961; Roll Е., A history of economic thought, L., 1956; Roussakis E. N., Friedrich List, the Zollverein and the uniting of Europe, Bruges, 1968. Ю. А. Васильчук.

ЛИСТ (folium), орган высших растений, выполняющий функции фотосинтеза и транспирации, а также обеспечивающий газообмен с воздушной средой и участвующий в др. важнейших процессах жизнедеятельности растения.

Морфология, анатомия листа и его происхождение. От др. вегетативных органов высших растений - корня и стебля- Л. морфологически отличается обычно дорзовентральной (а не радиальной) симметрией, боковым положением и, как правило, ограниченным базальным ростом. Возникает Л. из наружных слоев клеток первичной меристемы конуса нарастания стебля. Л. у большинства растений растёт сначала верхушкой, а затем интеркалярно. Чаще всего Л. состоит из расширенной плоской пластинки, в к-рой происходят все осн. физиол. процессы, и черешка - суженной стебле- видной части, прикрепляющей пластинку к побегу (рис. 1). Благодаря черешку Л. способен занимать определённое положение по отношению к свету. У мн. растений (мн. норичниковых, губоцветных и др.) Л. не имеет выраженного черешка; такой Л. наз. сидячим. Часто на одном и том же растении одновременно встречаются Л. и сидячие, и черешчатые (черешковые). Нижняя часть Л. нередко расширена в т. н. влагалище, более или менее охватывающее стебель. Л. с хорошо выраженными влагалищами особенно характерны для зонтичных и злаков. Близ основания Л. мн. растений развиваются обычно парные симметрично расположенные придатки - прилистники - в виде листочков, щетинок, чешуек и т. п.

Форма Л. очень разнообразна. Различают Л. простой - с черешком и одной пластинкой, иЛ. сложный - с гл. черешком, или гл. осью (рахисом), и черешками (осями) последующих порядков, к к-рым прикрепляются листочки; части, слагающие типичный сложный Л., снабжены сочленениями. Пластинка Л. по форме (очертанию) бывает округлой, эллиптической, ланцетовидной, ромбовидной, яйцевидной и т. п. (рис. 2). Л. может быть также игловидным, шиловидным, щетиновидным, цилиндрическим и иной формы. Различают, кроме того, Л. чешуевидной, щитовидной, воронковидной и др. форм. Для классификации Л. большое значение имеет форма основания пластинки (сердцевидная, копьевидная, почковидная и др.), характер очертания её верхушки (заострённая, тупая и т. п.) и особенности её края (зубчатый, пильчатый, городчатый, цельный и т. д.). В зависимости от характера и глубины расчленения пластинки различают Л. лопастные, раздельные или рассечённые. Большое значение (особенно для исследования ископаемых растений) имеет характер расположения жилок в пластинке, т. е. жилкование (перистое, пальчатое, дланевидное, дуговидное и др.). Л. может быть голым, опушенным, морщинистым, гладким, а также плёнчатым, кожистым или сочным. Средняя дл. Л. 3-10 см, однако размеры его варьируют от неск. мм до 20 м (у пальмы рафии смолистой). Продолжительность жизни Л., особенно у растений умеренных широт, обычно невелика - ок. 6 мес\ с окончанием вегетационного периода Л. отмирают. Лишь у вечнозелёных растений Л. сменяются не периодически, а могут жить более года (см. Листопад). Л. одного и того же растения обычно различаются незначительно, гл. обр. размерами; однако иногда наблюдается разнолистность, или гетерофиллия. Л. на стебле располагаются в определённом порядке и развиваются с той или иной последовательностью. У мн. растений листорасположение и ориентировка Л. способствуют макс, использованию света, образуя т. н. листовую мозаику.

Л., особенно у цветковых растений, чутко реагируют на условия обитания и их колебания. Они легче др. органов способны к приспособит, видоизменениям, напр, к жизни в засушливых областях, а также к существованию в др. необычных или суровых (экстремальных) условиях (см. Метаморфоз). Несмотря на сходную в общих чертах схему строения, разница в особенностях Л. у представителей разных отделов или классов высших растений значительна. Так, Л. хвойных обычно игольчатой формы, эпидермис их с толстой кутикулой, в мякоти Л. проходят смоляные ходы, а проводящие пучки окружены особой, т. н. трансфузионной, тканью. Л. двудольных, как правило, с сетчатым жилкованием, нередко с расчленённой сложной пластинкой. Л. однодольных чаще всего с параллельным или дуговидным жилкованием, нередко линейные и лишь иногда расчленённые. Анатомич. строение Л. различается даже в пределах одного вида, однако в общих чертах оно единообразно и у разных видов (рис. 3). Обычно пластинка Л. с обеих сторон снабжена однослойной покровной тканью - кожицей, или эпи- дермисом. Между верхним и нижним эпидермисом располагается осн. ткань, или мякоть, Л. (мезофилл), чаще дифференцированная на столбчатую, или палисадную, состоящую из удлинённых клеток с хлоропластами и занимающую верхнюю, обращённую к свету часть Л., и губчатую, сложенную из клеток с большими межклетниками и заполняющую нижнюю часть его. Л. пронизан жилками - проводящими пучками, к-рые наряду с механич. тканями создают остов Л. Механич. ткани, придающие Л. прочность, чаще располагаются у крупных жилок, но иногда развиваются в мякоти Л. Клетки эпидермиса часто бесцветные, тесно примыкают друг к другу: они жи-вые и, за исключением расположенных в эпидермисе устьичных клеток, лишены хлорофилла. Снаружи эпидермис обычно покрыт кутикулой, а иногда и восковым налётом, что определяет защитную функцию эпидермиса. Возможно, защитную роль играют и волоски на поверхности Л. Через многочисленные устьица в эпидермисе Л. осуществляются газообмен и транспирация: в Л. поступает наружный воздух, проникающий в межк