БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ская Л., к-рая позже других вышла на мировую арену и сумела вобрать в себя всемирный эстетич. опыт, глубоко обогатив его. В творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова складывается новый тип реалистич. творчества, завоёвывается новая ступень народности и гуманизма. Крупнейшие писатели 20 в., напр. Т. Манн, Р. Тагор, Лу Синь, Акутагава, У. Фолкнер и др., многократно признавали огромную роль рус. классики в становлении их иск-ва.

Продолжателем традиций рус. Л. выступил М. Горький - основоположник социалистического реализма, сложившегося на рубеже 20 в. в эпоху бурного созревания и грозного свершения социальных революций и отражающего современный исторический процесс в свете идеалов социализма. К Л. социалистич. реализма принадлежат такие представители Л. 20 в., как В. В. Маяковский, Б. Брехт, Я. Гашек, М. А. Шолохов, П. Неруда и др. См. также ст. Литературная критика, Литературоведение.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Б у а л о Н.. Поэтическое искусство, М., 1957; Лессинг Г. Э., Лаокоон ..., М., 1957; Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971; Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; Литературные манифесты французских реалистов, М., 1935; Русские писатели о литературе, т. 1-2, Л., 1939; Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Поли. собр. соч., т. 5, М., 1954; его же, Идея искусства, там же, т. 4, М., 1954; Т о л с т о и Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1-2, М., 1968; Достоевский Ф. М., Об искусстве, М., 1973: ВеселовскийА. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Горький М., О литературе, М., 1961; В е р л и М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1-3], М., 1962-65; Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Дмитриева Н. А., Литература и другие виды искусства, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 4, М., 1967; Г а- ч е в Г., Жизнь художественного сознания..., ч. 1, М., 1972; Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, Л., 1929; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern, 1967 (есть библ.); Wellek R., Warren A., Theory of literature, N. Y., 1963 (есть библ.); Dictionary of world literary terms. Forms. Technique. Criticism, ed. by Jozeph T. Shipley, Boston, 1970. В. В. Кожинов.

"ЛИТЕРАТУРА И МАРКСИЗМ", журнал теории и истории лит-ры, издавался в Москве в 1928-31. Орган Ин-та языка и лит-ры при РАНИОН (Росс, ассоциация н.-и. институтов обществ, наук) и Ин-та красной профессуры. В журнале печатались статьи по методологии литературоведения, истории лит-ры, языкознанию, обзоры зарубежного литературоведения. Ответств. редакторы В. М. Фри- че (1928-30) и В. Лебедев-Полянский (1930-31). В конце 1929 методология журнала, выражавшая в основном вуль- гарно-социологич. взгляды В. М. Фри- че, В. Ф. Переверзева и их учеников, подверглась критике на дискуссии в Ком- академии. С 1930 работа журнала была связана с деятельностью ГАИС (Гос. академия искусствознания) и характеризовалась известным отходом от вульгарного социологизма. Однако журнал был слабо связан с исследованием совр. лит-ры.

Лит.: Белая Г., Литература и марксизм, в кн.: Очерки истории русской советской журналистики, М., 1966.

"ЛИТЕРАТУРА ИР МЯНАС" ("Literatura ir menas" --"Литература и искусство"), литовская сов. газета, орган творч. союзов Литов. ССР. Выходит еженедельно в Вильнюсе с 1946. В 1942-44 под таким назв. издавалось приложение к газ. "Тарибу Летува" ("Советская Литва"). Газета освещает вопросы лит-ры и иск-ва, печатает очерки, рассказы, стихи, публикует информацию о культурной жизни в СССР и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СССР, см. Союз Советских Социалистических Республик, раздел Литература.

"ЛИТЕРАТУРА УН МАКСЛА" ("Literatura un maksla" - "Литература и искусство"), латышская сов. газета, орган творч. союзов Латв. ССР. Выходит еженедельно в Риге с марта 1945. Её предшественницей была газ. "Литературас авизе" ("Литературная газета", 1940-41), издание к-рой прекратилось с началом фаш. оккупации Латвии. "Л. ун м." освещает вопросы лит-ры и иск-ва, печатает художеств, произв., даёт информацию о культурной жизни в СССР и за рубежом.

"ЛИТЕРАТУРНА ГАЗЕТА" ("Литературная газета"), см. "Лгтературна Украгна".

"ЛИТЕРАТУРНА УКРАИНА" ("Литературная Украина"), украинская сов. газета, орган СП Укр. ССР. Выходила с марта 1927 под назв. "Л1тературна газета". Это была первая в СССР газета подобного типа. В 1941-45 издавалась под назв. "Л!тература i м!стецтво" ("Литература и искусство") в Ворошиловграде, Уфе, Москве, Харькове, Киеве. С апр. 1945 - снова под назв. "Л1тера- турна газета", а с февр. 1962 - "Л1тера- турна Украша". Периодичность газеты менялась (2 раза в месяц, раз в декаду, раз в 6 дней, раз в неделю), с янв. 1957 выходит дважды в неделю. Освещает лит. и общественно-политич. жизнь Украины, др. республик СССР, зарубежных стран.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА", 1) русская газета, выходившая в Петербурге в 1830-31. Ред.-издатели - А. А. Дельвиг, затем О. М. Сомов. Участвовали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский. "Л. г." публиковала произв. русских (Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, А. В. Кольцов, В. К. Кюхельбекер и др.) и зарубежных (В. Скотт, П. Мериме, В. Гюго и др.) писателей, критич. и теоретич. статьи; вела полемику с "Северной пчелой" и "Московским телеграфом*. Отчасти следуя традициям декабристской журналистики, снискала репутацию оппозиционного издания. 2) Русская газета, издававшаяся в Петербурге в 1840-49. Была преобразована из "Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду"" (1831 - 1839). Имела подзаголовок: "Вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод". Редакторы в разные годы: А. А. Краевский, Ф. А. Кони, Н. А. Полевой и др. Сотрудничали В. Г. Белинский, авторы "Отечественных записок", что обусловило прогрессивную направленность газеты.

Лит.: Сборник материалов к изучению истории русской журналистики, в. 1, М., 1952; Блинова Е. М., "Литературная газета" А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, М., 1966. И. И. Подольская.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА", орган правления СП СССР. Издаётся с апр. 1929 с различной периодичностью. Вначале являлась органом Федерации объединений сов. писателей (ФОСП). После 1-го Всесоюзного съезда писателей (1934) "Л. г." - орган правления СП СССР. В 1942-44 издавалась под назв. "Литература и искусство" (орган правления Союза сов. писателей СССР, К-та по делам искусств при СНК СССР и К-та по делам кинематографии при СНК СССР). В 1947 преобразована в литературную и обществ.-политич. газету (выходила 2, а с 1950 3 раза в неделю); с 1967 - еженедельник, значительно увеличена в объёме (16 газетных полос). На страницах "Л. г." публикуются лит.-критич. и пуб- лицистич. выступления, отрывки из художеств, произведений, статьи по вопросам коммунистич. строительства, экономики, социологии, морали, быта, науч- но-технич. прогресса, дискуссионные материалы; много внимания уделяется междунар. жизни, борьбе с бурж. идеологией. Награждена орденом Ленина (1971). Тираж (1973) 1550 тыс. экз. В. А. Калашников.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, оценка и истолкование художеств, произведения, выявление и утверждение творч. принципов того или иного лит. направления; один из видов лит. творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см. Литературоведение) и опирается на историю лит-ры. В отличие от истории лит-ры, она освещает процессы, происходящие прежде всего в лит. движении современности, или интерпретирует классическое наследие с точки зрения современных общественных и художественных задач. Л. к. тесно связана как с жизнью, общественной борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эпохи.

Слово "критика" происходит от греческого kritike - искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли почти одновременно с самим её рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудрённых читателей. Выделившись уже в эпоху античности в Греции и Риме, а также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие, Л. к. ещё долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества "прикладное" значение общей оценки произведения, поощрения или осуждения автора, рекомендации книги другим читателям.

Теоретическое определение Л. к. должно быть осознано исторически. Так, критика 17-18 вв.- в согласии с классици- стской эстетикой - требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произведения с указанием на отд. "погрешности" и "красоты". В 19 в. критика сложилась как особый вид лит-ры, а деятельность писателя стала рассматриваться в её отношении к эпохе и обществу.

История Л. к. на Западе, тесно связанная с историей лит. школ и направлений, развитием литературоведч. мысли, прямо или косвенно выражает социальные отношения и противоречия своего времени. Наиболее значит, критики и писатели выдвигали программу развития лит-ры, формулировали её обществ, и эстетич. принципы (напр., Д. Дидро и Г. Лес- синг - ещё в 18 в., Ж. де Сталь, Г. Гейне, В. Гюго, Э. Золя - в 19 в.). Начиная с 1-й пол. 19 в. критика окончательно завоевала в Европе право одной из лит. профессий. Влиятельными для своего времени критиками были: Ш. О. Сент- Бёв, И. Тэн и Ф. Брюнетьер - во Франции, М. Арнолд - в Англии, Г. Бран- дес - в Дании. В США наиболее заметные достижения Л. к. относятся к 1-й пол. 20 в. и связаны с именами В. Л. Пар- рингтона и Ван Вик Брукса.

В России первые шаги Л. к. относятся к сер. 18 в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский). Диапазон и возможности критики расширил Н. М. Карамзин, впервые придавший ей обществ, характер. Критики-декабристы (А. А. Бестужев и др.) с революционно- романтич. позиций отстаивали идею народности и самобытности рус. лит-ры. К осознанию принципов реалистич. критики приближался Н. И. Надеждин, во многом предшествовавший В. Г. Белинскому. Первые высокие образцы рус. Л. к. сложились в критической прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении лит-ры, о реализме и сатире, о сущности и задачах Л. к. В критике В. Г. Белинского, выдвинувшего концепцию критич. реализма, оценка произведения строится уже на истолковании его как художеств, целого, в единстве его идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей лит-ры и общества. Не удовлетворяясь оценкой произведения в свете идейного замысла автора, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновали в качестве главной задачи Л. к. суждение о самой жизни, её процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника - изображённых им картин. Принципиальная новизна их подхода, расширившего само понятие о критике, заключалась в таком истолковании реалистич. произведения, какое позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.

Революционно-демократич. критики 60-70-х гг. (Чернышевский, Добролюбов, Д. И. Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), продолжавшие традиции Белинского, сумели слить лит. дело с активными выступлениями против крепостничества и самодержавия, за раскрепощение народа. Их деятельность складывалась в идейно-лит, борьбе с либеральными тенденциями "эстетической критики" (А. В. Дружинин, В. П. Боткин и др.), к-рая пыталась оторвать иск-во и лит-ру от обществ, жизни, и внесоциальным пониманием народности лит-ры в критике т. н. почвенников (А. А. Григорьев,

Н. Н. Страхов и др.). Многие конкретно- критич. работы названных критиков обладали несомненными достоинствами, давали содержательный анализ отд. лит. явлений, но в целом их деятельность противостояла прогрессивному движению русской революционно-демократической критики.

Новую, подлинно научную методологическую основу Л. к. создало учение К. Маркса и Ф. Энгельса, раскрывшее осн. законы социально-историч. развития, их выступления по вопросам иск-ва и лит-ры. Марксистская критика на Западе, возникшая во 2-й пол. 19 в., была представлена выдающимися литераторами -Ф. Мерингом (в Германии) и П. Ла- фаргом (во Франции), впервые давшими трактовку проблем иск-ва с позиций исто- рич. материализма.

Новый этап в развитии рус. критич. мысли ознаменовала марксистская критика, унаследовавшая и развивавшая в конце 19 - нач. 20 вв. традиции рево^ люционно-демократич. критики поры её расцвета; она складывалась в борьбе с народнической (Н. К. Михайловский) и декадентской (А. Волынский) Л. к. В работах Г. В. Плеханова был обоснован и осуществлён принцип историко-мате- риалистич. подхода к явлениям литературы, оценки их с классовых позиций. Важнейшее значение для развития марксистской Л. к. имели статьи и выступления В. И. Ленина. В цикле статей о Л. Н. Толстом Ленин обосновал "теорию отражения" применительно к лит. творчеству. Выдвинутый им (в статье "Партийная организация и партийная литература", 1905) принцип партийности лит-ры, его отношение к культурному наследию, защита реалистич. традиций классич. лит-ры оказали большое влияние на формирование марксистской Л. к. в России; её развитие связано с именами В. В. Воровского, А. В. Луначарского, М. Горького и др.

Работы Ленина имели принципиальное значение для утверждения методологич. основ сов. литературоведения и Л. к.

После Окт. революции 1917 в России и особенно в результате возникновения в середине века социалистич. лагеря марксистское литературоведение и Л. к. становятся одним из ведущих международных направлений; его представляют как Л. к. социалистич. стран в целом, так и мн. критики-марксисты в бурж. странах Запада и Востока (напр., Р. Фоке, К. Ко- дуэлл и др.).

Марксистская критика рассматривает художеств, произв. в единстве всех его сторон и качеств - с точки зрения социологической, эстетической, этической. Л. к., как и само художеств, творчество, служит средством познания жизни, воздействия на неё и подобно лит-ре может быть отнесена к области "человековедения". Отсюда - высокая ответственность критики как средства идеологич. и эсте- тич. воспитания.

Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе лит. развития.

В совр. Л. к. культивируются различные жанры - статья, рецензия, обзор, эссе, лит. портрет, полемич. реплика, библиографич. заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком лит-ры и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними.

В сов. критике особое значение приобретает партийная направленность критич. выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического реализма - основным творч. методом всей сов. лит-ры. В постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972) указывалось, что долг критики, глубоко анализируя закономерности совр. художеств, процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии

Сов. Л. к., в союзе с Л. к. других стран социалистич. содружества и марксистской Л. к. стран капитализма, активно участвует в междунар. идеологич. борьбе, выступает против буржуазно-эстетических, формалистич. концепций, пытающихся выключить лит-ру из обществ, жизни и культивирующих элитарное иск-во для немногих; против ревизионистских концепций "реализма без берегов" (Р. Гароди, Э. Фишер), призывающих к мирному идеологическому сосуществованию, т. е. к капитуляции реалистич. течений перед бурж. модернизмом; против левацко-нигилистич. попыток "ликвидировать" культурное наследие и перечеркнуть познават. ценность реалистич. лит-ры. Во 2-й пол. 20 в. в прогрессивной печати разных стран активизировалось изучение взглядов В. И. Ленина на лит-ру.

Одним из актуальных вопросов современной Л. к. является отношение к литературе социалистического реализма. У этого метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления "советологов" (Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рю- ле и др.) по поводу лит-ры социалистич. реализма направлены не только против художеств, метода, но по сути дела - против тех обществ, отношений и идей, к-рые обусловили его возникновение и развитие.

С обоснованием и защитой принципов социалистич. реализма в сов. критике в своё время выступали М. Горький, А. Фадеев и др. писатели. Активную борьбу за утверждение социалистич. реализма в литературе ведёт сов. Л. к., к-рая призвана сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетич. взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творч. поискам. Доказательная и убедительная Л. к. получает возможность воздействовать на ход развития лит-ры, течение лит. процесса в целом, последовательно поддерживая передовые и отвергая чуждые тенденции. Марксистская критика, основанная на науч. приёмах объективного исследования и живом .обществ, интересе, противостоит критике импрессионистической, субъективистской, к-рая считает себя свободной от последовательных концепций, целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения.

Сов. Л. к. ведёт борьбу с догматич. критикой, к-рая исходит из предвзятых, априорных суждений об иск-ве и потому не может осознать самую сущность иск-ва, его поэтич. мысль, характеры и конфликты. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоёвывает себе авторитет критика - общественная пс характеру, научная и творческая по методу, аналитическая по приёмам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией.

В связи с ответственной ролью критики в лит. процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки, произвольное цитирование, навешивание "ярлыков", голословные выводы - несовместимы с самой сутью Л. к. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной лит-ре-качество, присущее передовой рус. критике со времён Белинского. В критике не должно быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС "О литературно- художественной критике", примиренческому отношению к идейному и художеств, браку, субъективизму, приятельским и групповым пристрастиям. Нетерпимо положение, когда статьи или рецензии "...носят односторонний характер, содержат необоснованные комплименты, сводятся к беглому пересказу содержания произведения, не дают представления о его реальном значении и ценности"- ("Правда", 1972, 25 янв., с. 1).

Науч. убедительность аргументации в соединении с партийной определённостью суждений, идейной принципиальностью и безупречным художеств, вкусом - основа морального авторитета сов. Л. к., её влияния на лит-ру.

О Л. к. в отдельных странах см. разделы Литература и Литературоведение в статьях об этих странах.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Речь о критике, Поли. собр. соч., т. 6, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; П л е х а* нов Г. В., Литература и эстетика, т. 1- 2, М., 1958; Горький М.,О литературе, М., 1961; Луначарский А. В., Критика и критики, Сб. статей, М., 1938; его ж е, Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967;Очерки по истории русской жур" налистики и критики, т. 1-2, М., 1950- 1965; История русской критики, т. 1-2, М.- Л., 1958; Рюриков Б. С., Основные проблемы советской литературной критики, в кн.: Второй Всесоюзный съезд советских: писателей, М., 1956; Фадеев А., Задачи литературной теории и критики, в его сб.: За тридцать лет, М., 1957; Белинский и современность, М., 1964; Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, 1917- 1932, М., 1966; т. 2, 1933-1945, М., 1968; Актуальные проблемы критики и литературоведения, "Вопросы литературы", 1966, № 6; К у л е ш о в В. И., Йетория русской критики, М., 1972; Бурсов Б., Критика, как литература, "Звезда", 1973, № 6-8; Советское литературоведение и критика.. Русская советская литература (общие работы). Книги и статьи, 1917- 1962гг. Библиографич. указатель, М., 1966 (разделы "Лит. критика" и "Лит. дискуссии"); В е й- м а н Р., "Новая критика" и развитие бур* жуазного литературоведения, М., 1965j формирование марксистской литературной; критики в зарубежных славянских странах"

М., 1972; Задачи и возможности литературной критики. (На международном конгрессе в Реймсе), "Иностранная литература", 1972, № 9; Teeter L., Scholarship and the art of criticism, "A Journal of English literary history", 1938, Mi 5; P e у г е Н., Writers and their critics, Ithaca, 1944; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern - Munch., 1967 (есть библ.); Wellek R., Warren A., Literary theory, criticism and history, в их кн.: Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963 (есть библ.). В. Л, Матвеев.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ", литературный еженедельник, орган правлений СП РСФСР и Моск. орг-ции СП РСФСР. Выходит с 1963 вместо издававшейся ранее (с 1958) газ. "Литература и жизнь". В "Л. Р." печатаются рассказы, очерки, короткие повести, стихи, пуолицистич. и лит.-критич. статьи, мемуары, публикации историч. документов, библиография и др. материалы. Тираж (1973) св. 100 тыс. экз.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЁБА", литературно-критич. журнал, выходивший с 1930 в Ленинграде, в 1935-41 - в Москве. Основан М. Горьким, выдвинувшим программу социалистич. воспитания творч. молодёжи, обучения её лит. мастерству. Своим писательским опытом делились в журнале М. Исаковский, Н. Тихонов, В. Саянов, О. Форш, Ф. Гладков, Л. Сейфуллина, П. Павленко, В. Вишневский, А. Макаренко, К. Паустовский и др.

Лит.: Максимова В. А., "Литературная учёба", в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1933-1945, М., 1968.

"ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО", непериодическое науч. издание, посвящённое публикации неизд. материалов по истории лит-ры и обществ, мысли и их изучению. Осн. в 1931. С 1960-орган Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького АН СССР. В 1973 вышел в свет т. 86. В <Л. н." опубликовано неск. тысяч неизвестных ранее произв., писем, воспоминаний и др. текстов, разысканных в сов. и зарубежных архивах; здесь впервые напечатан ряд важных документов, характеризующих лит.-эстетич. взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса и освещающих работу В. И. Ленина по строительству сов. социалистич. культуры (том "Ленин и Луначарский"). Большинство томов "Л. н." построено по монографич. принципу - посвящено одному писателю: А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову (2 кн.), И. С. Тургеневу (3 кн.), Н. А. Некрасову (3 кн.), Ф. М. Достоевскому (3 кн.), М. Е. Салтыкову-Щедрину (2 кн.), А. П. Чехову, Л. Н. Толстому (6 кн.), И. А. Бунину (2 кн.) и др. Сов. классика представлена томами о В. В. Маяковском и М. Горьком. Др. серия томов - тематическая: "Русские песни", "Декабристы-литераторы" (3 кн.), "Гёте и Россия", "Русская культура и Франция" (3 кн.), "Зарубежный архив Герцена и Огарёва" (6 кн.), "Из творческого наследия советских писателей" (2 кн.), "Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны" (2 кн.) и др. Публикация архивных документов сопровождается исследовательскими статьями, комментариями, библиографией. Издание богато иллюстрируется разнообразными материалами, в большинстве впервые воспроизводимыми.

Лит.: Фадеев А. А., О литературной критике, "Большевик", 1947, .№ 13; Ч у к о в- ский К. И., От дилетантизма к науке, в его кн.: Люди и книги, 2 изд., М., 1960, с. 369-70; Андроников И., Издание высокого класса, "Вопросы литературы", 1972, № 4. С. А. Макашин.

"ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ", критико-библиографич. двухнедельник при журн. "Литературный критик". Издавался в Москве в 1936-41. Был рассчитан на широкий круг читателей и ставил своей целью всестороннюю информацию о новинках советской и зарубежной литературы, изданиях классиков, о критических работах и книгах по теории и истории литературы. В 1940-41 - орган Ин-та мировой литературы им. М. Горького.

"ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ", ежемесячный журнал лит. критики и библиографии. Орган СП СССР; выходит с 1973 в Москве. Создан в соответствии с пост. ЦК КПСС <О литературно- художественной критике" (1972) "...в целях дальнейшего улучшения критико- библиографического дела и пропаганды художественной литературы". Рассчитан на широкий круг читателей. Ставит своей гл. задачей систематич. освещение текущего лит. процесса в стране, рецензирует новинки многонац. сов. лит-ры, а также произв. зарубежных писателей, издающиеся в СССР. Среди постоянных разделов журнала-"Обзоры", "Рецензии", "Слово писателя", "Литератураи читатели" и др. Тираж (1973) св. 30 тыс. экз.

ЛИТЕРАТУРНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ, периодич. издания, чаще всего ежемесячные, знакомящие читателя с новинками оригинал