БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ьной или переводной лит-ры и новостями лит. жизни и способствующие формированию обществ, мнения. Наряду с ведущим отделом беллетристики (не менее трети объёма) Л.-х. ж. обычно имеют разделы (рубрики) лит. критики, публицистики, рецензий на новые книги, хроники культурных новостей; как правило, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики (поэтому мн. Л.-х. ж. являются и общественно-политическими) и нередко уделяют внимание др. иск-вам. Будучи по типу "толстыми" журналами, Л.-х. ж. отличаются от еженедельников, включающих беллетристику и рецензии на неё, объёмом и большим жанровым разнообразием публикуемых произв., обстоятельностью критич. разборов; от альманахов, серийных сб-ков, полугодичных и ежегодных публикации с аналогичным содержанием Л.-х. ж. отличаются оперативностью и планомерностью информации, актуальностью проблем лит.-обществ, борьбы. Л.-х. ж. предполагают в своём читателе особый интерес к художеств, лит-ре и лит. процессу и определённую (хотя и не обязательно профессиональную) лит. подготовленность (специально о литературоведческих журналах см. в ст. Литературоведение).

Л.- х. ж. в России. Л.-х. ж. по образцу зап.-европейских возникли в России к кон. 18 в. Первым условием успешного издания Л.-х. ж. является общественно активная читательская аудитория, заинтересованная в лит-ре. Её формировали нравств.-сатирич. издания Н. И. Новикова, лит. сб-ки А. П. Сумарокова и М. М. Хераскова, ежемесячники И. А. Крылова и Н. М. Карамзина. Само слово "журнал" ввёл в обиход Карамзин, предпринявший издание "Московского журнала", где впервые определился характерный состав Л.-х. ж.: "русские сочинения в стихах и в прозе", "небольшие иностранные сочинения в переводе", "критические рассматривания русских книг", а также "известия о театральных пиесах и описание различных происшествий". Первым законченным образцом многочисл. рус. лит. альманахов, до 1830-х гг. тесно сосуществовавших с Л.-х. ж. и дополнявших их, было карамзинское издание "Аглая" (1794-95). В обстановке обществ.-пат- риотич. и культурного подъёма, вызванного Отечеств, войной 1812, когда лит. жизнь всё больше насыщалась политич. содержанием, журналы и альманахи стали средоточием обществ, духа, трибуной литераторов-декабристов. Умонастроение дворян-революционеров выражали журн. "Соревнователь просвещения и благотворения" (1818-25), альманахи "Мнемозина", "Полярная звезда". Среди наиболее значит, изданий последекабристской эпохи - ежемесячник "любомудров" "Московский вестник" (1827-30), отличавшийся высоким уровнем лит. критики, альманахи "Северные цветы" (1825-31) и "Невский альманах" (1825-33), в к-рых регулярно публиковались произв. А. С. Пушкина. Однако издания этого времени, имевшие сравнительно узкий круг читателей, были коммерчески несостоятельны и, как правило, недолговечны. Энергичную попытку создать Л.-х. ж. нового типа предпринял О. И. Сенковский, чья "Библиотека для чтения", близкая к "журналу- энциклопедии", за короткое время приобрела св. 2000 подписчиков (ни один из предшествующих журналов не имел более 500); однако Сенковский скорее ловко спекулировал на вкусах и потребностях публики, чем формировал их. В рус. обществе ощущалась потребность в "журнале с направлением" - периодич. печатном органе, выражавшем наиболее прогрессивные общественные и художественные устремления. Именно такова была мысль А. С. Пушкина, начавшего в 1836 издание "Современника". "Слова: литературный журнал - уже заключают в себе достаточное объяснение",- писал он (Поли. собр. соч., т. 7, М., 1964, с. 520). "Цель „Отечественных записок",- сообщалось в программе другого Л.-х. ж. (программа была разработана его неофициальным руководителем В. Ф. Одоевским совместно с Пушкиным.- В. М.),- споспешествовать русскому просвещению по всем его отраслям..." (Одоевский В. Ф., Повести и рассказы, 1959, с. 485-86). В 1839-46 ведущим сотрудником "Отечественных записок" был В. Г. Белинский, определивший в журнале круг задач ре- волюц. просветительства. Линию Белинского с 1847 продолжил "Современник" Н. А. Некрасова, ставший в 1850-60-х гг. под руководством Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова боевым органом революционеров-разночинцев (наряду с "Русским словом", где выступал Д. И. Писарев). Идейная направленность становится определяющей характеристикой рус. Л.-х. ж. 2-й пол. 19 в.: так, "Отечественные записки" под ред. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина снова превратились в журнал революц. демократии, "Русское богатство" было органом народничества, "Вестник Европы" стоял на либеральных позициях, "Русский вестник" с сер. 60-х гг. стал изданием реакционно-охранительным и т. д. Уделяя б. ч. объёма беллетристике и лит. критике, рус. Л.-х. ж. неизменно учитывали широкий круг читательских интересов: напр., в "Русском богатстве" стихи в среднем занимали 0,8% объёма, проза - 37,2%, лит. критика - 14,2%, политич. и обществ, обозрения - 10,6%, прочие материалы - 37,2%. В 1860-91 число рус. Л.-х. ж. оставалось неизменным - 15; однако в нач. 20 в., в период оживления обществ.-лит. жизни, оно возрастает; каждая лит.-обществ, группировка стремится заявить о себе изданием нового Л.-х. ж. ("Новый путь", 1903-04, "Весы", 1904-09, "Аиоллон" символистов и т. д.). Русский лит. процесс протекал в неразрывной связи с ре- волюц. движением и прогрессивной обществ, мыслью.

Молодая советская литература создаёт новые Л.-х. ж., опираясь на лучшие традиции большевистской партийной журналистики с её чётко выраженной идейной направленностью. "„Большой ежемесячный" журнал..., либо должен иметь вполне определенное, серьезное, выдержанное направление, либо он будет неизбежно срамиться и срамить своих участников...- писал В. И. Ленин.- Журнал без направления - вещь нелепая, несуразная, скандальная и вредная" ("О печати", М., 1959, с. 387-88).

Вслед за журналами Пролеткульта "Грядущее" (1918-21) ^."Кузница" и выходившим при Доме литераторов "Вестником литературы" (1919-22) возникают общесоюзные издания, задачей к-рых является формирование и направление лит. процесса: "Красная новь" (создана по инициативе В. И. Ленина), "Звезда", "Новым мир*, "Октябрь" и др. С активизацией культурной жизни на местах появляются как региональные издания ["Сибирские огни*, "Подъём" (1931-35, 1937-56, с перерывом в 1942-44), "Волга" (с 1966) и т. д.], так и журналы, специально знакомящие с достижениями нац. литератур ("Дружба народов"). Возникает дифференциация Л.-х. ж. по читательскому назначению: "Молодая гвардия", "Юность" ориентируются на молодёжную тематику; переводы и информацию о зарубежной литературе, широкий спектр проблем, возникающих в мировом лит. процессе, дают "Иностранная литература" и укр. "Всесвгт", продолжающие традиции журналов 20- 30-х гг., - "Вестник иностранной литературы" (1928-30), "Литература мировой революции" (1931-32) и "Интернациональная литература", Л.-х. ж., органы местных писательских объединений, появляются во всех союзных и авт. республиках: белорус. "Полымя", груз. "Мна- тоби", казах. "Жулдыз" и "Простор", латыш. "Звайгзне" (с 1950), укр. "Вгт- чизна", "Жовтень" и "Прапор" и др. Сов. Л.-х. ж. несут разностороннюю и планомерную информацию о ходе сов. лит. процесса и, в свою очередь, активно ему содействуют. Унаследовав от рус. Л.-х. ж. "энциклопедический" характер и постоянно совершенствуя его, советские Л.-х. ж. являются одновременно литературными вестниками и трибуной обществ.-лит. борьбы, рупором общественного мнения. Подробнее о Л.-х. ж. в России и СССР, об их месте в обществ, и лит. борьбе своего времени см. в ст. Журнал, а также в статьях об отдельных Л.-х. ж.

Л.-х. ж. зарубежных социалистических стран, как правило, являются органами союзов писателей: болг. "Септември" (с 1948) и "Съвреме- ник" (с 1973), венг. "tij iras" (с 1961) и "Kortars" (с 1957), кубинский "Union" (с 1962), нем. "Neue deutsche Literatur" (ГДР, с 1953), польск. "Miesigcznik lite- racki" (с 1966), рум. "Luceafarul" (с 1958), чеш. "Literarni Mesicnik" (с 1972); целый ряд Л.-х. ж. выходит в республиках Югославии; монг. "Цог" (с 1944), вьетнамский "Так фам мёи" (с 1969), корейский "Чосон мунхак" (с 1953). Ведущий Л.-х. ж. Албании - "Nendori" (с 1954). В Китае Л.-х. ж. появились в конце 19 в., впоследствии возникая на всех этапах его историч. и лит. развития: связанный с движением "4 мая" (см, Китай, раздел Литература) "Синь циннянь" (с 1915), издававшийся при участии Л у Синя; периодика Лиги левых писателей Китая и т. д. В КНР существовало неск. представит. Л.-х. ж.: "Жэньминь вэнь- сюэ" (с 1949), "Вэньибао" (с 1949), "Цзюйбэнь" (с 1952), "Шикань" (с 1957) и др. В 1966, в ходе "культурной революции", их издание было прекращено.

Л.- х. ж. в странах Зап. Европы и Америки. Прямым прототипом Л.-х. ж. на Западе являются распространившиеся в сер. 18 в. журналы типа "magazine" (смесь, склад новостей), первым из к-рых был лондонский "Gentleman's Magazine" (1731-1907), вначале состоявший из политич. и лит. хроники и перепечаток нравственно-сатирич. еженедельных листков, затем, в 1740-х гг. ставший под руководством С. Джонсона популярным лит.-политич. вестником, собранием новых оригинальных статей, эссе, стихотворений, поэм, сатирич. этюдов. В то же время появляются "чисто" лит. журналы, напр. "Literary Magazine" (1756-58) и "The Museum" (1746-47) Р. Додели, в последнем уже есть специальный отдел рецензий. Л.-х. ж. почти сразу выявились как орудия идейной борьбы интеллектуальных и творческих сил страны: так, одним из важнейших журналов эпохи Просвещения, а равно и первым собственно Л.-х. ж. был "Der Deutsche Merkur" (1773-1810) К. М. Виланда, сплотивший лит. общественность Германии вокруг идеалов Великой франц. революции.

Весьма показательным для лит. развития Франции был Л.-х. ж. "Revue de Paris": в 1829-44 там печатались произв. О. Бальзака, А. Дюма (отца), Э. Сю; в 1851-58 - Т. Готье, Г. Флобера. Возрождённый в 1894 "Revue de Paris" приобрёл характер обществ, обозрения, изначально свойственный франц. "revues", публиковавшим беллетристику и занимавшимся собственно лит. вопросами от случая к случаю. Таковы были основанный Ж. Санд и П. Леру журн. "Revue Independante" (1841-48) и позднейшие "Revue Bleu" (с 1863), "Revue de France" (с 1871), "Nouvelle Revue" (с 1879). Ведущими англ. Л.-х. ж. 1820-х гг. были "London Magazine" (1820-29) при участии У. Хэзлитта, Т. Гуда, Т. Де Куинси и "Blackwood's Edinburgh Magazine" (с 1817); затем - "Chambers'sjournal" (с 1832) и "Fraser's Magazine" (1830-82), где активно сотрудничали Т. Карлейль и У. Теккерей. Первые произв. Ч. Диккенса опубликованы в "Old Monthly Magazine" (1833-35), а крупнейшие его романы - в спец. месячных выпусках им самим основанных еженедельников "Household Words" (1850-59) и "All the Year Round" (1859-

1895). Роль общегерм. лит. вестника долгое время играл "Leipziger Reperto- rium der Deutschen und Auslandischen Literatur" (1819-60). Характер Л.-х. ж. нек-рое время имел "Westermann's Mo- natshefte" (с 1856), где участвовали В. Раабе, Т. Шторм, позднее - Г. Хессе. Объединение Германии (1871) вызывает к жизни ряд Л.-х. ж., важнейшими из к-рых были "Die Gesellschaft" (1885- 1902) - орган нем. натуралистов, "Blatter fur die Kunst" (1892-1919), выражавший ницшеанские и эстетские устремления кружка С. Георге, а также сохраняющий поныне авторитет и острую социаль- но-критич. направленность "Die Neue Rundschau" (с 1890), где начинали творческий путь Т. Манн и Г. Гауптман. Самым влиятельным Л.-х. ж. Италии 19 в. был "Nuova antologia" (1866-1943), ведущие сотрудники журнала - Дж. Вер- га, Л. Пиранделло, Дж. Кардуччи. Л.-х. ж. были специфичны для молодой лит-ры США. У. Ирвинг основывает и издаёт "Analectic Magazine" (1813- 1820); Э. А. По выступает лит. редактором "Graham's American Monthly Magazine" (1826-58) и за два года повышает число его подписчиков с 5 тыс. до 37 тыс.; в "Knickerbocker Magazine" (1833-65) активно сотрудничают Г. У. Лонгфелло и Н. Хоторн. Вехой в развитии "толстых" журналов на Западе было издание "Harper's Monthly Magazine" (с 1850), активно использовавшего возможности иллюстрации и публикаций с продолжением и увеличившего тираж до 100 тыс. До 1900 он сохраняет характер Л.-х. ж.; затем превращается в обществ.-политич. обозрение. Ответвлением его был еженедельник "Harper's Weekly" (1857-1916), поначалу также литературный, но затем выродившийся в иллюстрированное коммерч. издание (с вкраплением беллетристики и рецензий), наиболее характерное для периодики США 20 в.

Для лит. жизни стран совр. Запада "толстые" Л.-х. ж. мало характерны; они либо являются изданиями лит. групп, особенно претендующих на новаторство, либо имеют тенденцию к превращению в ежеквартальные и полугодичные альманахи, либо существуют по инерции на коммерчески ненадёжных основаниях (так, ведущий послевоенный Л.-х. ж. Великобритании "London Magazine", 1954-72, был вынужден закрыться за неимением средств к изданию). Не более жизнеспособны и междунар. Л.-х. ж.- брюссельский "Journal des Poetes" (с 1931) или реакционный "Paris Review" (с 1953), существующий на дотации. В числе наиболее стабильных Л.-х. ж., выступающих в роли общенац. или интер- нац. лит. вестников: амер. (США)"Transatlantic Review" (с 1959) и ряд университетских ежеквартальников и студенческих Л.-х. ж.; аргент. "Revista Sur" (с 1931); браз. "Realidade" (с 1966); мекс. "Sisifo" (с 1969); австр. "Manu- skripte" (с 1960); зап.-герм. "Welt und Wort" (с 1946) и "Akzente" (с 1954); итал. "Prove di Letteratura" (с 1960) и "Nuova Corrente" (с 1954); франц. "Lettrisme" (с 1957) и "Magazine Litte- raire" (с 1966); нидерл. "Spiegel der let- teren" (с 1957). Ряд Л.-х. ж. существует с целью публикации произв. молодых и начинающих авторов, отличающихся авангардистскими устремлениями: "Perspective" (США, с 1947), "Viga en el ojo" (Испания, с 1965), "Serpe" (Италия, :с 1952), "Octopus" (Франция, с 1966),
Л.- х. ж. в странах Азии и Африки. Один из старейших Л.-х. ж. в странах Араб. Востока -"Аль-Хиляль" (АРЕ), осн. в 1892 Дж. Зейданом; с 1973 выходит лит. приложение к нему - "Аз-Зухур", посвящённое творчеству молодых арабских, в основном египетских писателей. Обзоры и переводы произв. мировой лит-ры даёт "Аль-Катиб" (АРЕ, с 1960). В Алжире с 1958 выходит "Амал"; в Ливане - "Аль-Адиб" (с 1941) и "Аль- Адаб" (с 1952), привлекающие к сотрудничеству прогрессивных ливанских литераторов. Крупнейшие иракские Л.-х. ж.- "Аль-Аклам" (с 1965) и "Аль-Мусаккаф аль-Арабий" (с 1969.). Состояние совр. тур. лит-ры, переводы произв. мировой лит-ры, вопросы обществ.-политич. и культурной жизни в стране и за рубежом отражаются на страницах Л.-х. ж. Турции - "Varhk" (с 1933), "Yeditepe" (с 1950), "Hisar" (с 1950), "Yeni dergi" (с 1963). В Иране "Армаган" (с 1919) и "Йагма" (с 1948Х публикуют тексты и материалы по классич. перс, словесности, произв. сторонников классич. стиля перс, поэзии; противостоящая "традиционалистам" новая поэзия и проза печатается в "Сохан" (с 1944) и "Негин" (с 1965). Развитию лит. процесса в Афганистане деятельно способствует "Кабул" (с 1931; с 1935 - орган Афганской академии), выходящий на языке пушту. В Индии с произв. писателей хинди, бен- гали и урду знакомят соответственно "Алочна" (с 1951), "Паричой" (с 1931), "Навае адаб" (с 1950); писатели урду Пакистана группируются вокруг "Адаб-е латиф" (с 1914), произв. писателей синд- хи печатаютсяв "Мехран" (с 1950; до 1947 издавался в Индии). Ведущие Л.-х. ж. Индонезии - "Budaja djaja" и "Intisari". Первые Л.-х. ж. Японии появились в 70-80-е гг. 19 в. По данным 1965, в стране издаётся 54 Л.-х. ж. Орган Союза демократич. лит-ры-"Минею бунгаку" (с 1965). Наиболее известные япон. Л.-х. ж.- "Синте" (с 1900), "Бун- гэй сюндзю" (с 1923), "Бунгэй" (с 1933), "Гундзо" (с 1946).

В развивающихся странах Африки большинство Л.-х. ж. являются средством консолидации прогрессивных творческих сил, действенным орудием просвещения и воспитания масс. Уделяя значит, внимание проблемам нац. культуры, публикуя памятники устного нар. творчества (часто на нац. языках), передовая афр. интеллигенция стремится избежать опасной абсолютизации нац. своеобразия, пропагандируя актуальное, социально направленное творчество совр. афр. писателей, чутко реагирующих на мировой лит. процесс. В качестве издателей афр. Л.-х. ж. обычно выступают ун-ты, колледжи, лит. об-ва; редакторы - крупнейшие поэты, прозаики. Периодичность, как правило, ежеквартальная или 2- 3 раза в год. Самый представительный Л.-х. ж. Афр. континента - "Lotus" (с 1968, на араб., англ, и франц. языках), орган постоянного бюро писателей стран Азии и Африки (Каир). Другие Л.-х. ж.: Гана - "Transition" (с 1972, на англ, яз.; в 1961-68 выходил в Уганде); Республика Заир - "Dombi" (с 1970, на франц. яз.); Замбия - "The Jewel of Africa" и "New writings from Zambia" (оба с 1968, на англ, яз.); Камерун -"Abbia" (с 1964, на англ., франц. и нац. языках); Кения - "Zuka" (с 1967, на англ, и суахили языках), "Ghala" (с 1968, на англ, яз.); Нигерия -"Okike" (с 1971, на англ, яз.); Танзания - "Umma" (с 1967, на англ, и суахили языках).

Раздел подготовлен Отделом литературы стран Азии и Африки Всесоюзной гос. 6-ки иностранной литературы.

Лит.: Пятковский А., Очерк из истории русской журналистики тридцатых годов, СПБ, [б. г.]; Е в г е н ь е в-М а к- с и м о в В. Е., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в., М.-Л., 1927; Печать СССР за 50 лет, М., 1967; ФедякинИ. А., Современная печать Италии, М., 1964; 2 i m m е г m a n I., A guide to current Latin American periodicals, Gainesville, 1961; Nat a r a j a n S., A history of the press in India, N. Y., 1962; Sommerlad E. Lloyd, The press in developing countries, Sydney, 1966; GramsciA., Gli intellettuali e 1'organiz- zazione della cultura, Roma, 1971. См. также лит. при ст. Жирная.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ, научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие собирание, хранение, экспонирование и пропаганду материалов о писателях или об историко-лит. процессе в целом. В России идея создания Л. м. впервые возникла в 1837 в связи со стремлением увековечить память А. С. Пушкина. Однако лишь в 1879 при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная затем (1889) в музей Пушкина. В 1883 при Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге создан музей М. Ю. Лермонтова, в 1908 - музей Пушкина в с. Михайловском, в 1911 - музей Л. Н. Толстого в Москве и Петербурге, в 1912 - музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.

После Великой Окт. социалистич. революции музейное дело развивается в СССР особенно интенсивно. В первые послереволюц. годы созданы гос. музеи И. С. Тургенева в Орле (1918), Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920) и музеи- усадьбы: С. Т. Аксакова (Абрамцево под Москвой, 1918), Л. Н. Толстого в Москве (1920) и Ясной Поляне (1921) и мн. др. В 1973 насчитывается свыше 160 лит.-мемориальных музеев. Наиболее крупные из них - Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде (1938), музей-заповедник Пушкина в Михайловском (1922), музей Пушкина в Москве (1957), музеи М. Горького в Горьком (1928), Москве (1937) и Казани (1940), музеи-квартиры Ф. М. Достоевского в Москве (1928) и Ленинграде (1970), музеи Ф. И. Тютчева в Мураново под Москвой (1920) иве. Овстуг Брянской обл. (1963), музей (1940) и дом-музей (1928) Т. Г. Шевченко в Киеве, музей И. Франко во Львове (1940), музей Н. В. Гоголя в с. Великие Сорочинцы Полтавской обл. (1929), музеи И. Чавчавадзе в с. Кваре- ли (1937) иве. Сагурамо (1951) и музей В. В. Маяковского в с. Маяковски (1940) в Грузии, дом-музей О. Туманяна в Ереване (1949), лит. музей им. Ф. Р. Крейц- вальда в Тарту (1940), музей Э. Вильде в Таллине (1946), дом-музей А, Упита в с. Калнини в Латвии (1952), музей- квартира А. Мицкевича в Вильнюсе (1946), музей П. Цвирки в Каунасе (1948), музей Я. Купалы (1944) и музей Я. Коласа (1956) в Минске, музей М. Ауэзова в Алма-Ате (1962), дом-музей М. Ф. Ахундова в г. Нуха в Азербайджане (1940) и др. Имеется также неск. народных лит. музеев, напр. музей Н. А. Некрасова в с. Грешневе Ярославской обл., лит. музей в Тамбове и др. Кроме того, лит. материалы представлены в экспозициях мн. краеведческих музеев и заповедников.

По своему содержанию и характеру деятельности Л. м. делятся на две осн. группы: лит.-мемориальные и историко- литературные. Лит. -мемориальны е музеи обычно включают мемориальные комплексы (строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей и т. п.) и лит. экспозиции: напр., музей Лермонтова в Тарханах (ныне с. Лермонтове Пензенской обл.; осн. в 1939), музеи А. П. Чехова в Москве (1954), Таганроге (1935), Мелихове Московской обл. (1941) и Ялте (1921), музей Л. Украинки в Киеве (1960), музей М. М. Коцюбинского в Чернигове (1935) и т. д. Историко- лит. музеи содержат материалы, раскрывающие развитие лит-ры в историч. аспекте: Гос. лит. музей в Москве (1934), Музей Ин-та рус. лит-ры (Пушкинский дом) (1905) в Ленинграде, Лит. музей Грузии в Тбилиси (1930), музей им. К. Хета- гурова в г. Орджоникидзе (1939), музей им. Я. Райниса в Риге (1940), музей С. Айни в Душанбе (1960) и мн. др. Небольшую группу составляют т. н. комплексные музеи, поев, и лит-ре, и иск-ву: музей арм. лит-ры и иск-ва в Ереване (1921), музей азерб. лит-ры и иск-ва им. Низами в Баку (1939) и др.

Л. м. в СССР нередко ведут большую н.-и. работу, организуют науч. сессии, конференции; устраивают встречи посетителей с видными деятелями лит-ры и иск-ва, обществ, деятелями, ведут лекционную работу. Результаты науч. исследований, проведённых в Л. м., публикуются в виде сб-ков, отд. трудов, каталогов, описаний рукописей и личных библиотек писателей.

Широкое развитие Л. м. получили в зарубежных социалистич. странах. В НРБ действуют музеи И. Вазова в Софии (1921) и Сопоте (1935), Петко и Пенчо Славейковых в Софии (1951), П. Яворова в Софии (1959) и Чирпане (1954), X. Боте- ва в Калофере (1945), X. Смирненского в Софии (1959), Н. Вапцарова в Софии (1956) и Банско (1953) и др. В ВНР работают литературный музей им. Ш. Петё- фи в Будапеште (1954), литературный музей в г. Бадачонь, музей Петёфи в с. Кищкёрёш, музей Ф. Казинци в с. Сепха- лом, музей М. Вёрёшмарти в с. Каполь- нашньек и др. В ГДР - музеи Ф. Шиллера (в Веймаре, Дрездене, Лейпциге), И. В. Гёте (в Веймаре), Э. Вайнерта (в Магдебурге), М. Андерсена-Нексё (в Дрездене), М. Горького (в Херингсдорфе) и др. В ЧССР - музей чешской литературы в Праге, А. Ирасека в Праге и в г. Наход, Б. Немцовой в Ратиборжице, К. Чапека в Мале-Сватонёвице и близ Добржиша, Я. Гашека в Липнице, П. Гвездослава в с. Дольни-Кубин, П. Илемницкого в с. Святи-Юр, Я. Есенского в Братиславе и др. В СРР есть музеи: истории румынской литературы в Бухаресте (1957), М. Эминеску в с. Ипотешти (1950), И. Крянгэ в Пьятра-Нямц ив' Яссах, М. Садовяну в Пьятра-Нямц и др. В СФРЮ работают музеи Д. Обрадо- вича и В. Караджича в Белграде (1949), историко-лит. музеи в Загребе (1957) и Са- раеве (1961) и др. В Республике Куба популярен музей Э. Хемингуэя в пригороде Гаваны, в ПНР - лит.-мемориальный музей А. Мицкевича.

В других зарубежных странах пользуются известностью музеи Дж. Лондона и М. Твена (в США), У. Шекспира (в Страт- форде-он-Эйвон), музей при Шекспировском театре в Стратфорде, Шекспировская мемориальная о-ка-музей в Бирмингеме, дом-музей Ч. Диккенса в Лондоне, музеи Дж. Китса в Хэмпстеде под Лондоном и в Уинчестере, музей Р. Бёрн- са в Эршире (Шотландия), дом-музей Стендаля в Гренобле, дом-музей В. Гюго в Париже, музеи М. Андерсена-Нексё в Копенгагене и Г. Ибсена в Осло.

Лит.: Вопросы работы музеев литературного профиля, М., 1961; ЛощининН. П., Вопросы экспозиции в литературных музеях, М., 1966; ДрагановК., Райчев М., Станчев С., Музеи и памятници в Народна республика България, С., 1959; A guide to Keats house and museum, [5 ed.], L., 1963; Birmingham public libraries Shakespeare memorial library, Shakespeare Exhibition. Catalogue, Birmingham, 1964; Burns Cottage. Alloway. Catalogue of Manuscripts. Relics Paintings and other Exhibits in the Cottage. Museum, 1965; Johnson's House Gough Square, L., 1967; Soupis literarnich muzei a pama- tniku v Cechach a na Morave, Praha, 1967. H. П. Лащинин.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ, см. в ст. Премия.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, справочные издания, содержащие систематизированный свод литературоведч. знаний и сведений из мира художественной литературы: биобиблиографич. очерки о писателях, истории литератур и направлений, указатели содержания произведений, характеристики персонажей, цитаты, понятия и термины теории лит-ры, а также понятия из смежных областей - фольклора, мифологии, языкознания, книговедения, эстетики, театра, публицистики, журналистики и др.

Начало Л. э. и словарей - в библиографич. справочниках. Поэтому зародышем Л. э. (в форме словаря писателей) считают каталоги греч. поэта и грамматика Каллимаха (3 в. до н. э.)-"Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали" (первоначально - каталог Александрийской библиотеки). "Таблицы" послужили образцом для позднейших составителей справочников: Иеронима Стридонского (340-420 н. э.), автора "Книги о знаменитых мужах", и Геннадия - епископа марсельского (2-я пол. 5 в.), составителя "Книги церковных писателей". Определившуюся традицию словарей-справочников венчает визант. лексикон Суда (ок. 10 в., см. Сеида), вобравший в себя материал предыдущих биобиблиографич. сводов и содержавший также разъяснения понятий и терминов истолкования лит-ры. Он служит основополагающим источником сведений о древнегреч. и ранней свя