БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2401868325600588393817) и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. более разнообразны стали жанры и формы лит-ры, начала развиваться детская лит-pa, появились лит.-критич. и литературоведч. работы. В лит-ре утвердился критич. реализм, вершиной к-рого стало творчество писательницы Жемайте (псевд. Ю. Жи- мантене, 1845-1921). В своих рассказах Жемайте рисовала тяжёлую жизнь литов. крестьян, показала их вражду к помещикам и церкви. Особенно попутяр- ны её рассказы: "Топилис" (1897), "Сноха", "Пятрас Курмялис" (оба -1898), "У имения" (1907) и др., написанные красочно, живым нар. языком. Писатель И. Билюнас (1870-1907) один из первых в литов. лит-ре создал образ рабочего (рассказы "Без работы", 1903, "Стачка в имении", 1907), в критич. статьях утверждал принцип реализма. Реалистич. традиции развивали поэты И. Йоварас (псевд. И. Крикщюнаса, 1880-1967), Л. Гира (1884-1946), прозаики Г. Пят- кявичайте-Бите (1861-1943), А. Ве- нуолис-Жукаускас (1882-1957), Лазди- ну Пеледа (псевд. сестёр Иванаускай- те). Романтич. тенденции проявились в творчестве писателей-реалистов В. Кре- ве (псевд. В. Мицкявичюса, 1882-1954), Вайжгантаса (псевд. Ю. Тумаса, 1869- 1933) и др. Писатели и поэты использовали традиции и поэтич. средства литов. нар. творчества. Зарождение пролет, лит-ры связано с деятельностью критч- ка-марксиста и писателя В. Мицкявичю- са-Капсукаса (1880-1935). В пролет, поэзии сильно прозвучал голос талантливого пролет. поэта-революционера Ю. Янониса (1896-1917), стихи к-рого возвещали победу приближающейся социалистич. революции ("Кузнец", "Из рабочего катехизис?", "Рабочему" и др.). Дальнейшее развитие лит-ры тесно связано с Великой Окт. социалистич. революцией, борьбой литов. народа за Сов. власть в 1918-19. После врем, поражения Сов. власти в Л. пролет, писатели А. Рягратис (1894-1924), Б. Пранскус- Жалёнис (1902-64), Э. Тауткайте (1899- I960), А. Магинскас (1907-42), А. Ясутис (1910-38), А. Гудайтис-Гузявичюс (1908-69) и др., находясь в СССР или оставаясь в подполье, продолжали создавать пролет, лит-ру, организовали коммунистич. печать, активно участвовали в революц. борьбе. В годы бурж. власти (1919-40)влитов. лит-ре заметно усилились модернистские течения. К 30-м гг. сложилась группа талантливых антифаш. литов. писателей: П. Цвирка (1909-47), И. Шимкус (1906-65), А. Венцлова (1906-71), К.Корсакас (р. 1909), В. Мон- твила (1902-41), С. Нерис (псевд. С. Бачинскайте-Бучене, 1904-45),К. Бо- рута (1905-65) и др. Они были тесно связаны с народом, с его революц. борьбой. Большинство из них сплачивалось вокруг антифаш. журн. "Трячяс фрон- тас" ("Третий фронт"), "Литература", "Культура" и др. Романы П. Цвирки "Франк Крук" (1934),"Земля кормилица" (1935) заняли важное место в прогрессивной лит-ре этого периода. Мн. писатели, раньше примыкавшие к футуризму, символизму, неоромантизму и др. лит. течениям, в 30-е гг. постепенно стали приходить к реализму. Среди них были поэты и драматурги К. Бинкис (1893-1942) и Б. Сруога (1896-1947), поэт и автор психологич. романа "В тени алтарей" (1933) В. Миколайтис-Путинас (1893- 1967), поэт Т. Тильвитис (1904-69) и др. К реалистич. лит-ре принадлежали также романы и рассказы И. Марцинкявичюса (1900-53), Е. Симонайтите (р. 1897), Ю. Грушаса (р. 1901), Ю. Паукштялиса (р. 1899). Выросла детская лит-pa (Бинкис; А. Казанавичене, 1892-1968; П. Ма- шётас, 1863-1940; С. Чюрлёнене, 1886- 1958; К. Якубенас, 1908-50, и др.). Появились значит, работы по литературоведению и фольклористике (М. Бир- жишка, 1882-1962; Гира; Миколайтис-Путинас; Сруога; Вайжгантас и др.). Между литераторами различных направлений шла острая идеологич. борьба, получившая яркое отражение в лит. критике (бурж. критики - В. Бичюнас, 1893- 1945; Ю. Гербачяускас, 1876-1944; А. Якштас, 1860-1938; и др., антифашистские - Венцлова;. В. Жилёнис, 1905- 1964; Корсакас; И. Шимкус и др., марксистские - 3. Ангаретис, 1882-1940; Мицкявичюс-Капсукас; Пранскус-Жа- лёнис и др.).

После восстановления в Л. Сов. власти (1940) начался новый этап развития литов. лит-ры. Первыми активными её участниками были писатели левого крыла: Цвирка, Нерис, Монтвила, Гира, Шимкус, Тильвитис, Венцлова, Корсакас и др. Во время Великой Отечеств, войны, когда гитлеровцы вторглись в Л., большая группа литов. писателей эвакуировалась в глубь Сов. Союза, где продолжала творч. деятельность, наиболее плодотворно проявляя себя в поэзии и публицистике. Многие писатели находились в рядах Сов. Армии. Героика и драматизм воен. лет звучали в стихах Нерис, Гиры, Венцловы, Корсакаса, молодых поэтов Э. Межелайтиса (р. 1919), В. Мозурюнаса (1922-64), В. Реймериса (р. 1921) и др. Писатели, оставшиеся в оккупированной Л., подвергались преследованию. Монтвила был расстрелян гитлеровцами, Сруога заключён в концлагерь.

Первое послевоен. десятилетие в литов. лит-ре было связано с трудностями восстановления экономич. и культурной жизни республики, сплочения писателей разных идейно-эстетич. направлений. Лит. процесс протекал в условиях острой борьбы с бурж. националистами, стремившимися воздействовать на отдельные слои интеллигенции. Нек-рые писатели бурж.- националистич. направления в конце войны эмигрировали на Запад. В ряды создателей послевоен. литов. сов. лит-ры встали мн. писатели старшего поколения (Венуолис-Жукаускас, Миколайтис-Путинас, Сруога, Симонайтите и др.). Их новые произв. включались в общий поток сов. лит-ры. По-боевому звучал голос нового u комсомольского поколения писателей: И. Авижюс (р. 1922), А. Бе- ляускас (р. 1923), В. Грибас (1927- 1954), А. Йонинас (р. 1923), Ю. Маця- вичюс (р. 1928), М. Слуцкие (р. 1928) и др. На основе принципов социалистич. реализма были созданы такие значит, произв., как романы "Правда кузнеца Иг- нотаса" (т. 1-2, 1948-49) Гудайтиса- Гузявичюса, "Усадьба Пуоджюнасов" (1949, рус. пер. 1952) Венуолиса-Жукау- скаса, поэма "Уснине" (1949, в рус. пер. "На земле литовской", 1953) Тильвитиса, драма "Поют петухи" (1947) Ю. Бал- тушиса (псевд. А. Юозенаса; р. 1909) и др.

Во 2-й пол. 50-х гг. определился совр. этап развития литов. лит-ры. Идеи социалистич. гуманизма плодотворно сказались на творчестве мн. писателей, которые глубже стали использовать национальные традиции лит-ры и иск-ва, расширять интернац. мотивы, анализировать сложный внутр. мир совр. человека, искать новые средства художеств, изображения. Колоритные картины нар. жизни были созданы в романах "Вилюе Каралюс" (кн. 1-2, 1956) Симонайтите, "Повстанцы" (1957) Миколайтиса-Пути- наса, "Проданные годы" (т. 1-2, 1957- 1969) Балтушиса и др. На новую ступень подняли совр. литов. роман Авижюс ("Деревня на перепутье", 1964; "Потерянный кров", 1971), Беляускас ("Цветут розы альте", 1959; "Каунасский роман", 1966), И. Микелинскас (р. 1922; "Водоноска", 1964), Слуцкие ("Лестница в небо", 1963; "Жажда", 1968, рус. пер. 1969) и др., углубившие в нём социально-пси- хологич. анализ. В новеллистике ярко проявили себя А. Баужа (р. 1908), Г.Кор- сакене (р. 1910), Р. Ланкаускас (р. 1932), А. Поцюс (р. 1930) и др. Литов. поэзия завоевала одно из ведущих мест в сов. поэзии. Книга стихов "Человек" (1961) Межелайтиса, "Час бытия" (1963) Ми- колайтиса-Путинаса, поэмы "Кровь и пепел" (1961), "Стена" (1965) Ю. Марцинкявичюса (р. 1930) и др. глубоко затронули проблемы совр. мира и человека, открыли новые возможности ассоциативного мышления, лирич. исповеди, драматизма и лироэпики. Значит, вклад в литов. поэзию внесли также А. Балта- кис (р. 1930), Ю. Вайчюнайте (р. 1937), Я. Дягутите (р. 1928), А. Жукаускас (р. 1912), А. Малдонис (р. 1929), М. Мар- тинайтис (р. 1936), Э. Матузявичюс (р. 1917), П. Ширвис (р. 1922) и др. В области драматургии преобладают нрав- ственно-психологич. коллизии, к-рые решаются как на совр., так и на историч. материале: "Геркус Мантас" (1957), "Любовь, джаз и дьявол" (1967) Грушаса, "Миндаугас" (1968), "Собор" (1971) Марцинкявичюса, пьесы А. Грицюса (1899- 1972), К. Саи (р. 1932), В. Милюнаса (р. 1916), В. Римкявичюса (р. 1930), Р. Самулявичюса (р. 1937), Д. Урнявичюте (р. 1932) и др. Плодотворно используются формы поэтич. драмы, гротеска, трагикомедии и т. д.

В области детской и юношеской лит-ры наиболее значительные произведения создали К. Кубилинскас (1923-62), Меже- лайтис, А. Матутис (р. 1923), Слуцкие, В. Пяткявичюс (р. 1930), В. Даутартас (р. 1927), Сая, А. Лёбите (р. 1915), В. Пальчинскайте (р. 1943).

Фундаментальным литературоведческим трудом является академич. "История литовской литературы" (т. 1-4, 1957-68), написанная коллективом авторов под рук. К. Корсакаса. В разработку актуальных проблем совр. развития литов. лит-ры и лит. наследства большой вклад внесли К. Амбрасас (р. 1931), В. Аряшка (р. 1927), А. Бучис (р. 1939), В. Ванагас (р. 1930), К. Довейка (р. 1912), В.Галинис (р. 1924), Л.Гинейтис (р. 1920), В. Заборскайте (р. 1922), А. Залаторюс (р. 1932), Я. Жекайте (р. 1926), В. Куби- люс (р. 1928), И. Ланкутис (р. 1925), Ю. Лябядис (1913-70), Р. Микшите (р. 1923), Б. Пранскус-Жалёнис, Д. Саука (р. 1929), А. Самулёнис (р. 1936) и др.

Лучшие достижения литов. лит-ры стали достоянием читателей сов. республик и заруб, стран. Книги литов. писателей переведены на 32 языка народов СССР и на 20 иностр. яз. В 1940-72 на языках народов СССР издано 749 книг литов. авторов (в т. ч. 517-иа рус. яз., 60 - на латышском, 37 - на укр., 24 - на эст. яз.). Произв. литов. лит-ры на языки др. народов СССР переводили Н. Тихонов, Д. Бродский, С. Map, В. Державин, В. Звягинцева, М.Зенкевич, М. Петровых, П. Антокольский, Л. Озеров, П. Бровка, М. Танк, Д. Вааранди, М. Чаклайс, Б. Саулитис, М. Бажан, М. Рыльский и др. На литов. яз. переведено в 1941 - 1970 1825 книг писателей народов СССР (в т. ч. 1543 - русских, 84 - украинских, 79 - латышских, 46 - эстонских писателей).

Союз сов. писателей Л. был создан в 1941 и возглавлен П. Цвиркой. В годы войны в Москве было учреждено Бюро литов. сов. писателей (1942). 1-й съезд СП Л. состоялся в 1945, 2-й - в 1954, 3-й - в 1959, 4-й - в 1965, 5-й - в 1970.

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietuviu literatures istorija, t. 1-4, Vilnius, 1957-68; К 9 г- s a k a s K., Literature ir kritika, Vilnius, 1949; его же, Literature draugyste, Vilnius, 1962; Puskrnas ir lietuviu literature, Vilnius, 1950; Pranskus В., Proletarine lietuviu literatura, Vilnius, 1964; Taribii Lietu* vos rasytojai, Vilnius, 1967; Didzioji Spalio socialistine revoliucija ir lietuvui literatura, Vilnius, 1967; Lietuviu grozine literatura TSRS tautu kalbomis, [Библиография], Vilnius, 1968; Siuolaikines lietuyni literatures bruozai. Vilnius, 1969; Literaturinio gyvenimo kronika, Vilnius, 1970. И. Ланкутис.

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. На терр. Л. при археол. раскопках стоянок, относящихся к концу палеолита, мезолиту и особенно к неолиту (4 - сер. 2-го тыс. до н. э.), найдены остатки круглых и овальных в плане жилищ с открытым очагом и стенами из вертикально стоящих жердей с глиняной обмазкой. К началу нашей эры появляются срубные прямоугольные в плане постройки. В 5-8 вв. распространяются появившиеся ещё в бронз, веке укрепл. городища - пилякальнисы, защищённые рвами, валами (валуны, брёвна, глина) и частоколом из брёвен. В 9- 12 вв. мн. пилякальнисы превратились в деревянные замки феодалов. Жилые постройки 12-14 вв. были деревянными, срубными, 4-угольными в плане, с открытыми очагами или глиняными печами. В период борьбы с агрессией Тевтонского ордена строились много- числ. замки - деревянные (в Кярнаве) и каменные (в Каунасе). В 14 в. в важных центрах Л. воздвигались крупные оборонит, комплексы, состоявшие из неск. замков (замки в Тракае). Каменные и смешанной конструкции замки были в 13-14 вв. преим. 4-угольными в плане; нек-рые замки имели свободный план, учитывавший особенности окружающей местности (Верхний замок в Вильнюсе, 14-15 вв.). Раннее кам. зодчество подчинено воен. оборонит, целям: господствуют тяжёлые массивы стен, иногда встречаются проёмы со стрельчатыми арками. С 15 в. в Л. быстро росли города. Застройка в городах была преим. деревянной, на гл. улицах возводились кирпичные общественные, а с 14 в. и отд. жилые здания. 1-й этаж ср.-век. жилого дома (нередко обращённого торцом к улице) занимало торговое помещение, перекрытое сводами; за ним находилась кухня, на 2-м этаже - жилые комнаты. Нек-рые города были окружены кам. стенами, построенными, как правило, сравнительно поздно (в нач. 16 в.). Католич. церкви, однонефные или зальные трёхнефные (см. Зальный храм), были готич. типа и имели гранёную, многоугольную апсиду; нек-рые из них были приспособлены к обороне (боевые угловые башни, амбразуры и др.). Для ранней готики в Л. (14 - 1-я пол. 15 вв.) характерны храмы с высокими двускатными крышами и треугольными фронтонами, с редкими оконными проёмами, подчёркивающими массивность укреплённых контрфорсами стен, и с интерьером, перекрытым нер- вюрными крестовыми сводами. С кон. 15 в. объёмы зданий становятся менее грузными, празднично-нарядный, порой прихотливый декор из фасонного кирпича украшает фасады (т. н. дом Перкуно в Каунасе, 15-16 вв.; церковь Оное в Вильнюсе, 16 в.). Самобытный характер носят деревянные костёлы и колокольни, стилистически близкие нар. зодчеству Л. В 16 в. литов. иск-во приобщается к художеств, культуре Возрождения, к-рое в Л. сосуществовало в 16 в. с готикой, а в 1-й пол. 17 в.- с ранним барокко. Нек-рые города приобрели регулярную планировку (Биржай, Вирбалис, Кретин- га и др.). Гор. жилые дома начали строить и длинной стороной вдоль улицы; в кирпичных домах готич. конструкции, планы, завершения сочетались с декором в духе Возрождения. Иногда дома завершались высокими аттиками (быв. дом капитула в Вильнюсе, 16 в.). Большинство феод, замков сохраняло ср.-век. оборонит, характер: 4-угольный двор окружали частично - высокие кирпичные стены с боевыми галереями и бойницами, частично - жилые корпуса. Строились также замки, в к-рых посреди крепости с бастионами и валами в соответствии с фортификац. принципами итал. Возрождения располагался дворец, лишённый оборонит, приспособлений (замок Радвилу в Биржае, кон. 16-нач. 17 вв.). Церкви были однонефными или трёхнефными, зальными или базиликальными (см. .Базилика), иногда с трансептом. Торцовые фасады завершались фронтонами в духе архитектуры Возрождения, круглые лестничные башни располагались по углам (иногда же имелась лишь одна большая на зап. фасаде). Такие церкви порой были приспособлены к обороне (церковь Пятро ир Повило в Шяуляе, 1595-1625). В 17-18 вв. сооружаются пышные католические церкви и дворцы в стиле барокко. Создателями барочных построек наряду с местными зодчими были иностранцы (итальянцы, немцы и др.). Многие храмы Л. периода раннего барокко (1600-50) следуют в плановом и пространственном решении (план в виде лат. креста, широкий центр, неф, купол над средокрестием) схеме церкви Иль Дже- зу в Риме, но имеют двухбашенный фасад, традиционный в Л. (церковь Казимеро в Вильнюсе). В период зрелого барокко (1650-1690) интерьеры наиболее значит, церквей украшают пышным лепным декором (церковь Пятро ир Повило в Вильнюсе) и росписями. Дворцы магнатов, строившиеся во 2-й пол. 17 в., обычно имели симметричную композицию; укрепления отсутствовали (дворец Слушку в Вильнюсе, 1691-94). Для позднего барокко (1690-1790) характерны трёхнефные базилики (без трансепта и купола) с двумя башнями, слитыми с плоским фасадом, к-рый расчленён карнизами и мелкими пилястрами (церковь Котриносв Вильнюсе). В кон. 18-1-й пол. 19 вв. распространяются принципы классицизма, наиболее ярко проявившиеся в строгих по формам постройках арх. Л. Стуо- ки-Гуцявичюса (кафедральный собор, ныне Картинная гал., 1777-1801, и ратуша, ныне Художеств, музей, 1786-99,- в Вильнюсе). Возводится много гражд. зданий; под влиянием рус. градостроительства были созданы (осуществлены частично) проекты регулярной планировки Вильнюса, Каунаса, Шяуляя и др. городов. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в архитектуре Л. преобладает эклектич.подражание архит. стилям прошлого. Для архитектуры бурж. Л. в 1920-х-нач. 1930-х гг. были характерны стилизаторство на основе использования мотивов нар. иск-ва и неоклассика (банк в Каунасе, 1924-29, арх. М. Сонгайла); в 30-е гг. преобладало стр-во в духе "модернизированной классики" и отчасти функционализма (постройки арх. В. Дубенецкиса и В. Жям- кальниса-Л ан дсбергиса).

После изгнания фаш. оккупантов в республике началась разработка ген. планов восстановления и дальнейшего развития городов, созданы новые города (Науёйи-Акмяне, строится с 1948) и посёлки (Электренай, строится с 1960). С 1950 началось стр-во колхозных и совхозных посёлков (пос. Дайнава в Укмергском р-не, строится с 1965, арх. Р. Камайтис, В. К. Шимкус и др.). В первые по- слевоен. годы в архитектуре Л. проявились отрицат. тенденции эклектич. украшательства. С 1955 начался переход к ин- дустр. методам стр-ва. С 1959 развернулось массовое стр-во крупнопанельных жилых домов по типовым проектам. Для жилой архитектуры 60-х - нач. 70-х гг. характерны комплексная застройка жилых массивов, их рациональная планировка, эффектно использующая природные особенности местности, разнообразие объёмно-пространственных решений групп и отдельных зданий на основе творческого использования сборных индустриальных конструкций. Умело применяются лоджии, ограждения балконов, различная фактура и окраска стен, придающие зданию индивидуальный облик (жилые р-ны в Вильнюсе: Жирмунай, с 1968, арх. Б. Касперавичене, Б. Круми- нис, инж. В. Зубрус, Ш. Любецкис, илл. см. т. 2, стр. 302, т. 7, табл. XVI, стр. 209, т. 9, табл. XXVII, стр. 256; Лаздинай, с 1967, арх. В. Чеканаускас, В. Бредикис и др.). Обществ, здания строятся преим. по индивидуальным проектам, отличаясь строгостью форм, удобной функциональной организацией пространства; в оформлении интерьеров широко применяются дерево, керамика, витражи, изделия из металла, монументально-декоративная живопись и скульптура (кафе, 1956-59, и гостиница "Няринга", 1960, арх. А. и В. Насвитисы, и Дворец художеств, выставок, 1967, арх. В. Чеканаускас, в Вильнюсе; комплекс городка Политехнического ин-та под Каунасом, с 1964, арх. „В. Дичюс; Дворец спорта, 1971, арх. И. Крюкялис, 3. Ляндз- бергис, Э. Хломаускас и др., и Театр оперы и балета, 1973, арх. Э. Бу- чюте - оба в Вильнюсе). По проектам (в т. ч. типовым) литов. архитекторов в Ташкенте, Минске, Ростове-на-Дону и др. городах СССР построены крупнопанельные жилые дома, школы, торговые центры и др. здания. Большим успехом пользуется литов. мебель (по проектам арх. Т. Багинскаса, В. Бейги, Л. Ста- пулёнене и др.). В Вильнюсе по проектам эст. архитекторов построены "Певческая эстрада" и ряд детских садов, латышских - школы, по проекту ленингр. арх. А. У. Мирошина - ресторан "Дайнава" (1962-63). В 1945 осн. Союз архитекторов Литов. ССР.

Илл. см. на вклейках, табл. XXXVI, XXXVII (стр. 544-545), а также т. 5, табл. IV и V (стр. 48-49), т. 11, табл. XLVI (стр. 465).

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва, найденные на терр. Л., - неолитич. примитивные янтарные фигурки людей и животных из Паланги и Неринги, деревянная скульптура из Швентойи и керамич. сосуды с ямочно-гребенчатым и шнуровым орнаментом. К периоду 5 в. до н. э. - 1 в. н. э. относятся бронзовые височные подвески (из дер. Курмайчяй Кретингского р-на), шейные гривны, браслеты и спиралевидные булавки (из дер. Пабаляй Пане- вежского р-на). В 1-м тыс. н. э. появляются украшения, разнообразные по формам (из янтаря, бронзы, а с 3-4 вв.-и из серебра), с геом. орнаментом. В 9-12 вв. высокого уровня достигла художеств, обработка металла (отделка оружия и конского убора, ювелирные изделия). В орнаменте распространяются растит, мотивы и стилизов. изображения животных. Памятников изобразит, иск-ва ср.-век. Л. сохранилось мало; среди них неск. деревянных раскрашенных готич. статуй ("Мадонна", 15 в., церковь в Кретинге), фрагменты (известны по копиям 1822) светских по тематике росписей кон. 14- нач. 15 вв. в островном замке в Тракае. В 16-1-й пол. 17 вв. в Л. наряду с нем., итал. и нидерл. художниками работали и местные мастера. Значит, место в иск-ве занял ренессансный портрет. Использование приёмов зап.-европ. парадного портрета сочеталось с правдивой передачей индивид, особенностей модели (портрет Сигизмунда II Августа, сер. 16 в., Картинная гал., Вильнюс). Нек-рые алтарные картины отмечены влиянием живописи итал. Возрождения ("Мадонна" в капелле ворот Аушрос в Вильнюсе, 16 в.). Кам. надгробия с рельефами или с круглой скульптурой, получившие особенно широкое распространение со 2-й четв. 16 в., выполнялись преим. иностранными мастерами, испытавшими, однако, влияние местных традиций (напр., типичная для Л. орнамент, трактовка костюма, фона и обрамления в рельефе). В 1-й пол. 16 в., с началом книгопечатания появляется ксилография. В 17-18 вв. в украшении дворцов и церквей широко применялись барочные монументально-декоративные скульптура и живопись (декор интерьера церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, стукко, кон. 70-нач. 80-х гг. 17 в.; росписи монастыря камальдолий- цев в Пажайслисе близ Каунаса, 1677- 1684). Насыщенностью декоративными мотивами, пластич. экспрессией отличались огромные деревянные резные алтари (алтарь церкви бернардинцев в Вильнюсе). На развитие иск-ва Л. в 19 в. большое влияние оказала деятельность преподавателей и воспитанников кафедр архитектуры, живописи, графики и скульптуры при ун-те в Вильнюсе (открыты в 1793-1805; закрыты в 1832), работавших преим. в духе классицизма и романтизма (работы П. Смуглявичюса, И. Рус- темаса). В 1830-50-х гг. ведущую роль приобретают реалистич. портрет и пейзаж: демократич. устремления художников нередко проявлялись в обращении к нац. типам (К. Русяцкас), к родной природе (В. Дмахаускас). Во 2-й пол. 19 в. усиливаются связи литов. иск-ва с русским: мн. литов. художники обучались в Петербурге и Москве, в Л. устраивались выставки рус. живописи. В нач. 20 в. важную роль в формировании нац. школы изобразит, иск-ва и её демократич. традиций сыграла деятельность Литов. художественного об-ва (1907-35) и нац. художеств. выставки 1907-14. На выставках преобладало реалистич. направление, нередко отмеченное критич. тенденциями, обличавшее социальный и нац. гнёт (работы скульпторов Ю. Зи- караса, П. Римши и др.). Особое место в литов. иск-ве нач. 20 в. занимает живопись М. К. Чюрлениса, у к-рого символика, характерная для стиля "модерн", переплетается с поэтичной фантастикой литов. фольклора. В годы бурж. диктатуры художники-реалисты, стремясь создать обобщённый образ родины, литов. нации, в пейзаже и портрете нередко прибегали к декоративным решениям (Ю. Веножинскис, П. Калпокас, К. Скле- рюс, И. Шилейка, В. Эйдукявичюс, А. Жмуйдзинавичюс). Демократич. направленность характерна для лучших произв. станковой, монументальной и декоративной скульптуры (работы В. Гри- 'баса, Ю. Микенаса, Б. Пундзюса). Большое влияние на развитие реалистич. литов. иск-ва оказала Каунасская художеств, школа (осн. в 1922). Созданные её воспитанниками в 1930-е гг. объединения (группа "Аре", "Общество независимых художников" и др.) выступили против салонного академизма и натурализма бурж. иск-ва. В творчестве мн. молодых живописцев (В. Визгирда, А. Гальдикас, А. Гудайтис, А. Самуолис и др.) авангардистские тенденции сочетались с использованием традиций нар. творчества. Развивались театрально-декорац. живопись (В. Дубенецкис, М. В. Добужин- ский), графика (М. Булака, М. Катилю- те, И. Кузминскис, Д. Тарабильдене, В. Юркунас). В области сатирич. графики активно работали П. Вайвада, Б. Жеко- нис, С. Жукас, Б. Мотуза и др., сотрудничавшие в подпольной коммунистич. печати [в т. ч. в сатирич. журнале "Шлуо- та" ("Метла", 1934-36)]. В эти годы были заложены основы совр. монументально- декоративного и прикладного иск-ва Л. (витражи С. Ушинскаса, мозаики Ю. Микенаса, керамика В. Микнявичюса, ке- рамич. мелкая пластика В. Маномайтиса, художеств, мебель И. Прапуоляниса). В первые послевоен. годы художники Л. овладевали методом социалистич. реализма. Обращение к сов. тематике определило развитие ист. и жанровой живописи (работы В. Мацкявичюса, В. Дилки и др.). Портреты современников и памятники создавали скульпторы (П. П. Алек- сандравичюс, Ю. Микенас, Б. Пундзюс). В книжной графике преобладали иллюстрации к произв. классиков литов. лит-ры. Со 2-й пол. 50-х гг. укрепляется связь художников с народом, глубже ц многообразнее становятся поиски средств эмоционально-образного истолкования действительности. Стремлением к декора- тивно-ритмич. цельности порой неск. условной композиции, экспрессией рисунка и напряжённым взаимодействием крупных цветовых пятен отличаются драматич. ис- торико-революц. и жанровые картины А. Савицкаса, С. Вейверите, С. Джяукш- таса, жанровые картины и пейзажи В. Гячаса, Л. Сургайлиса, А. Стасюляви- чюса, И. Шважаса, портреты В. Кара- таюса, пейзажи В. Кисараускаса, тонкие по колориту произв. А. Гудайтиса и Л. Тулейкиса, выступающих в различных жанрах. Выразит, стенные росписи созданы Р. В. Гибавичюсом, Я. Жилите, А. Степонавичюсом. Творч. переосмысление традиций нар. резьбы по дереву, выразит, обобщённость форм и силуэта, ясность структуры характерны для лучших произв. литов. монументальной и декоративной пластики и скульптурного портрета (произв. А. В. Амбразюнаса, Р. Антиниса, В. Вильджюнаса, Ю. Ке- дайниса, К. Киселиса, Н. Петрулиса); к числу лучших произв. совр. сов. монументальной пластики относится памятник жертвам фашизма в дер. Пирчюпис (гранит, 1960, Г. Йокубонис; Ленинская пр., 1963). Самобытный характер носит школа литов. сов. графики (произв. В. Валюса, Р. В. Гибавичюса, Я. Б. Жилите, С. Кра- саускаса, И. Кузминскиса, А. Кучаса, А. Маку