БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381найте, П. Раудуве, А. Степонавичюса, В. Юркунаса и др.), мн. мастера к-рой используют традиции нар. иск-ва, его экспрессивного языка и романтич. мировосприятия. В декоративном иск-ве Л. наиболее значителен витраж (работы А. Стошкуса, К. Моркунаса и др.). Наряду с традиционными по технике витражами литов. мастера создают витражи из цветного толстого колотого стекла (смонтированного на стальной арматуре пластцементом), к-рые обладают большой глубиной и напряжённостью цвета, эмоциональной выразительностью фактуры и пространственных решений. Развиты керамика (работы Ю. Адомониса, М. Врубляускаса, А. Личкуте, И. Ми- кенаса, Л. Стролиса и др.), художеств, текстиль (Ю. Бальчиконис, В. Дауётас, М. Дудене и др.) и обработка янтаря.

Традиционными стали биеннале графики (с 1968; в Таллине) и живописи (с 1969; в Вильнюсе) прибалт. республик. Художники Л. активно участвуют во всесоюзных выставках. Ю. Микенас, Б. Пундзюс и др. создали скульптурную часть установленного в Калининграде памятника 1200 воинам-гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга (бронза, 1945- 1946; илл. см. т. 11, с. 209), Г. Йокубонис - памятник В. И. Ленину на пл. Ильича в Москве (бронза, 1967, арх. В. Чеканаускас; илл. см. т. 11, с. 79), моек, скульптор Н. В. Томский - пам. И. Д. Черняховскому (бронза, открыт в 1950) и В. И. Ленину (бронза, открыт в 1952) в Вильнюсе.

Нар. деревянной архитектуре Л. присущи подчёркнутая функциональность, пластич. мощь, своего рода монументальность строгих, простых форм; постройки украшались резьбой; особенно богат резной декор мемориальных столбов-часовенок. В нар. изобразит, искусстве своеобразна деревянная скульптура [небольшие изображения святых - покровителей крест, труда, задумавшегося Христа (т. н. рупинтоелис), а также оплакивания Христа], отличающаяся обострённой выразительностью образов и экспрессией пластики, и гравюра на дереве (была распространена в Жемайтии в кон. 18 - нач. 20 вв.). В 1952 осн. Союз художников Литов. ССР.

П. С м у г л я в и ч ю с. "Литовские крестьяне". Картинная галерея. Вильнюс,

И. Русте мае. Автопортрет. Картинная галерея. Вильнюс.

А. С а м у о л и с. "Комната". 1934. Собрание Ч. Контримаса. Каунас.

В. Визгирда. "Деревенская улица с часовенкой". 1939. Художественный музей Литовской ССР. Вильнюс.

Ю. 3 и к а- р а с. "Книгоноша". Статуя в Каунасе. Бронза. 1928-39.

Б. Пундзюс. "Водоноска". Статуя в Каунасе. Цемент. 1939- 1940.

В. Юркунас. "Треска". 1938- 1939. (Из цикла линогравюр "Рыбаки".)

А. Гудайтис. "Холмы Павильниса". 1959. Собрание А. Венцловы.

К ст. Литовская ССР.

Клод Лоррен. "Похищение Европы". 1655. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

К ст. Лоррен.

П. Римш а. "К. Донелайтис*. Бронза. 1955. Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлениса.

Й. Кузминскис. "Как на том берегу озера цвели три липы". Цветная гравюра на дереве. 1965.

Илл. см. на вклейках, табл. XXXVIII, XXXIX (стр. 544-545).

"Святой Исидор". Дерево. 19 в. Шяуляйский ис- торико-этнографический музей "Аушра".

Мемориальный столб-часовенка, стоявший у дороги Илакяй -Седа вблизи г. Мажейкяй.

Мастерская А. В и н к у с а. "Святой Георгий". Народная раскрашенная гравюра на дереве. 2-я пол. 19 - нач. 20 вв.

Лит.: Червонная С., Б о г д а н а с К., Искусство Литвы, [Л.], 1972; Gala u n ё Р., Vilniaus meno mokykla (1793 - 1831), Kaunas, 1928; Lietuvui liaudies menas. [Серия альбомов на литов. ирус. яз.], Vilnius, 1956- 1970; Valstybines LTSR architekturos pami- nklu apsaugos inspekcijos metrastis, t. 1 - 2, Vilnius, 1958 - 60; JurginisJ., Lietuvos meno istorijos bruozai, Vilnius, 1960; [B u d- r у s St.], Skulptura, [Vilnius], 1961 (Lietuviu, tarybine daile; на литов. и рус. яз.); [G u- d у n a s P.], Tapyba, Vilnius, 1961 (Lietu- viti tarybine daile; на литов. и рус. яз.); [М i n ke v i с i u s J.], Lietuvos TSR mter- jerai, [Vilnius, 1963] (на литов. и рус. яз.); [е г о ж е], Naujoji ТагуЬц Lietuvos architek- tura, [Vilnius, 1964] (на литов. и рус. яз.); Lietuviu grafika. 1963. [Albumas], Vilnius, [1964] (на литов. ц рус. яз.); Lietuviu liaudies architektura, kn. 1 - 2, Vilnius 1965 - 68; [GudynasP.], Tapyba, Vilnius, 1966; [Vai tku n as p.], Tapyba, Vilnius, 1968; Budrys S., Lietuviu. vitrazas. [Albumas]. Vilnius, 1968; Architekturos paminklai, t. 1 - 2, Vilnius, 1970 - 72; Lietuvos pilys. Vilnius, 1971; Lietuv9S TSR daile. [Izanginio straipsnio autoriai ir albumo sudarytojai J. Umbrasas, L. Jasiulis, Leningradas, 1972] (на литов., рус., англ. яз.). И. Минкявичюс (архитектура), В. Н. Кулешова (изобразительное искусство).

XVI. Музыка

Сов. Л. имеет развитую муз. культуру, основанную на классич. традициях прошлого и богатстве муз. фольклора. Нар. песня по преимуществу эмоционально сдержанна, имеет в основе диатонич. лады.

Метроритмич. структура часто асимметрична. Интересен старинный жанр песен-сутартине, основанный на каноно- образном проведении мелодии, при к-ром постоянно звучат параллельные секунды, или на противопоставлении голосов. Среди нар. инструментов: духовые - рагас (рог), даудите (длинная труба), скудучай (род флейты Пана), лумздялис (свистко- вая флейта), бирбине; щипковый струнный-канклес; ударные -скрабалай и др. В исследовании муз. фольклора выдающаяся роль принадлежит Я. Чюрлёните.

В кон. 13 - нач. 14 вв. в Л. проникает зап.-европ. музыка. В 16 в. учреждаются .муз. школы церк. хористов в Вильнюсе, развивается светское музицирование, при дворах князя и др. феодалов создаются вокальные и инструм. капеллы, оперные и балетные труппы. В 1667 издаётся первый учебник музыки "Музыкальное искусство и практика" Ж. Ляуксминаса (на лат. яз.). С 1785 в Вильнюсском гор. театре ставились оперы и балеты зап.-европ. композиторов. В нач. 19 в. в Вильнюсском ун-те учреждается кафедра музыки (теория, композиция).: В 1840-58 большое влияние на муз. культуру Вильнюса оказал живший здесь композитор С. Монюш- ко. В 1873-1915 (с перерывом) функционирует Вильнюсское отделение Рус. муз. об-ва, учредившее Вильнюсскую муз. школу (существовала в 1873-1915). В 19 в. при дворах литов. знати имелись оркестры, оркестровые школы, работали литов. проф. композиторы и органисты Ю. Калвайтис, М. Рацяви- чюс-Рачас, Ю. Дрыя-Висоцкис.

Формирование литов. проф. музыки тесно связано с нац.-освободит, движением. Получили распространение нар. хоровые коллективы. В местечках и деревнях устраивались т. н. "сарайные" вечера (представления проводились в сараях), на к-рых также исполнялась литов. хоровая музыка. В Петербурге, Одессе, Риге, Варшаве, Москве, а также во мн. городах Л., особенно во время Революции 1905-07, создавались хоры при литов. культурных об-вах. Известные организаторы хоров - С. Шимкус, А. Ясенаускас, Ю. Неймонтас, В. Видунас и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. законченное проф. образование литовцы могли получить только вне Л. В 1906 силами об-ва "Вильняус канклес" ставится первая нац. опера "Бируте" М. Петраускаса, в творчестве к-рого наряду с оперой рождаются нац. оперетта и литов. революц. песни. М. К. Чюрленису, выдающемуся литов. живописцу, принадлежат первые нац. симф. поэмы ("В лесу", 1901; "Море", 1907), квартет, произв. для фп. и органа. Литов. хоровой репертуар создавали органист и педагог Ю. Науялис, хоровые дирижёры Ч. Саснаускас, Петраус- кас. Вместе с классиками литов. музыки Чюрленисом, Ю. Груодисом и Шимкусом они заложили основы проф. музыки.

В годы 1-й мировой войны 1914-18 муз. жизнь Л. замирает. В декабре 1918 при Врем, революц. рабоче-крест. пр-ве была образована муз. коллегия Нарком- проса (Ю. Таллат-Келпша, К. Галкаус- кас и др.), начавшая активную органи- -зац. деятельность.

В период бурж. диктатуры муз. иск-во развивалось благодаря усилиям прогрессивно настроенных муз. деятелей. В трудных условиях протекала муз. жизнь Вильнюса, оккупированного бурж. Польшей; гл. центром литов. музыки становится Каунас. В 1920 здесь основана оперная труппа; в 1925 она была объединена с драматич. и балетной. С концертами выступали оркестры - театра, Каунасского радио (осн. 1926), им. В. Кудирки (осн. 1934), Филармонич. об-ва. В 1919 создаётся Каунасское муз. уч-ще (с 1933- консерватория), в 1924 - Клайпедское муз. уч-ще. В 1924 в Каунасе состоялся первый массовый праздник песни (2-й- 1928; 3-й - 1930).

Деятельность театра стимулировала появление нац. опер - "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Ю. Карнави- чюса, "Три талисмана" А. Рачюнаса (1936), "Эгле - королева ужей" Петраускаса и И. Дамбраускаса (1939), а также балетов (см. раздел Танец. Балет). В творчестве Груодиса, развивающего традиции Чюрлениса, кристаллизуются принципы литов. симфонизма, тесно связанного с фольклором. Создаются камерные произв., в т. ч. струнный квартет Карнавичюса, песни Таллат-Келп- ши. Хоровая музыка заняла большое место в творчестве Шимкуса, А. Кача- наускаса, Ю. Каросаса, Ю. Жилявичюса, Н. Мартинониса и др.

После восстановления Сов. власти (1940) в Вильнюсе открываются Филармония (включает симф. оркестр, хор, ансамбль нар. песни и танца), Дом нар. творчества, муз.-учебные заведения. Для руководства творч. работой композиторов был создан организационный комитет.

Во время фаш. оккупации муз. жизнь приостановилась. Из эвакуировавшихся деятелей иск-в в Переславле-Залесском были организованы Гос. художеств, ансамбли Литов. ССР (1942-44).

После освобождения Л. Сов. Армией от фаш. оккупантов возобновилась работа муз. коллективов и учреждений. В 1945 осн. Вильнюсская консерватория (объединена в 1949 с Каунасской). В 1948 Литов. театр оперы и балета переведён в Вильнюс. Создаются значит, произв. во всех жанрах. В 1953 исполнена первая литов. сов. опера "Марите" Рачюнаса, позднее ставились оперы, различные по темам, драматургии и средствам выразительности,-"Пиленай" (1956), "Вайва" (1958), "Дочь" (I960), "Два меча" (1966) В. Кловы, "Даля" Б. Дварионаса (1959), "Утопленница" (1959), "Цветут розы алые" (1966) В. Баумиласа, "Франк Крук" Б. Горбульскиса (1959), "Город солнца" Рачюнаса (1965), "На распутье" В. Палтанавичюса (1967), "Заблудившиеся птицы" В. Лаурушаса (1967) и др. Значительны достижения литов. композиторов и в области балета. В 1955 создаётся первая литов. сов. оперетта - "Золотое море" А. Белазараса. Ряд оперетт написал Горбульскис.

Так же, как муз.-сценич. произведения, реалистич. направленностью, народностью, нац. колоритом отмечены и произв. вокально-симф. жанра, в к-рых отражены важнейшие проблемы времени. Первая литов. оратория - "Советская Литва" Рачюнаса (1948). Затем оратории написали Э. Бальсис, А. Кленицкис, Ю. Башинскас, Каросас, В. Кайрюк- штис и др. Значит, темам поев, кантаты Кленицкиса, Рачюнаса, И. Швядаса, Ю. Юзелюнаса, Т. Макачинаса, В. Бар- каускаса, Палтанавичюса. В симф. творчестве литов. композиторы, продолжая и развивая классич. традиции, осуществили за 50-е и 60-е гг. большой качеств, скачок от простого использования нар.-жанровых элементов к более смелым совр. средствам выразительности, связанным с достижениями сов. и прогрессивной зарубежной музыки. Глубоко отражены и философски обобщены явления современности в симфониях С. Вайнюнаса, Рачюнаса, Дварионаса, Юзелюнаса, А. Бражинскаса, А. Ре- кашюса, Башинскаса, Баркаускаса и др. Наряду с крупными формами широко представлены в литов. сов. музыке жанры симф. сюиты, поэмы, вариаций и т. п. С кон. 40-х гг. популярность получил жанр инструм. концерта с оркестром, представленный сочинениями Дварионаса, Вайнюнаса, Бальсиса, Бражинскаса, Горбульскиса, Каросаса, Кловы, Юзелюнаса и др. Среди произв. камерно-ин- струм. музыки - струнные квартеты Бальсиса, Юзелюнаса, фп. трио, 2 фп. квинтета и фп. пьесы Вайнюнаса.

В области вокальной музыки нашли отражение лирика, тема борьбы за мир и др. Популярность приобрели песни и романсы Груодиса, Шимкуса, Кача- наускаса, К. Кавяцкаса, Каросаса, Дамбраускаса, Дварионаса, В. Юргутиса, Лаурушаса и др. Хоровые песни создали Таллат-Келпша, Швядас, Каросас, Будрюнас, Рачюнас, Башинскас, Р. Жи- гайтис и др. Немало внимания уделяют литов. композиторы музыке к фильмам и драматич. спектаклям, обработкам нар. песен, эстрадной музыке.

Среди литов. музыковедов: засл. деятели иск-в Литов. ССР Я. Чюрлёните и академик АН Литов. ССР Ю. Гаудри- мас; крупнейшие исполнители: дирижёры - нар. арт. СССР Б. Дварионас, нар. арт. Литов. ССР Р. Генюшас, засл. арт. Литов. ССР С. Сондяцкис, И. Алекса; хоровые дирижёры - нар. арт. СССР И. Швядас, нар. артисты Литов. ССР А Будрюнас, К. Кавяцкас, засл. арт. Литов. ССР Л. Абарюс; пианисты - нар. арт. СССР Б. Дварионас, нар. арт. Литов. ССР С. Вайнюнас; скрипач-нар. арт. Литов. ССР А. Ливонтас; органист- засл. арт. Литов. ССР Л. Дигрис; певцы- нар. артисты СССР К. Петраускас, И. Стасюнас, В. Норейка, нар. артисты Литов. ССР В. Даунорас, Е. Чудакова, Е. Саулевичюте, Р. Сипарис, Р. Мариё- шюс, Н. Амбразайтите и др.

С 1946 в Л. состоялись 6 респ. праздников песни, слёты муж. хоров (с 1963), праздники песен учащихся (с 1964), ставшие важными событиями в культурной жизни республики. В Л. проводятся всесоюзные фестивали камерной музыки, с 1968 - междунар. фестивали органной музыки, с 1965 - межреспубликанский конкурс исполнителей им. М. К. Чюрлениса.

В Литов. ССР работают (1973): Литов. театр оперы и балета, Каунасский муз. театр (1940), Филармония (1940), симф. оркестр Филармонии (1940), Камерный оркестр Филармонии (I960), Литовский квартет (1946), Вильнюсский квартет (1965), хор Литов. радио и телевидения (1963), хор Филармонии в Каунасе (1969), 4 вокально-инструм. ансамбля Филармонии, ансамбль песни и танца "Летува" (1940); Союз композиторов Литов. ССР (1-й съезд в 1948); консерватория, муз. отделение Пед. ин-та (1957, Вильнюс), муз. ф-т Шяуляйского пед. ин-та (1971, в Клайпеде), 5 муз. уч-щ (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Паневежис), 2 средние спец. школы искусств с муз. отделениями (Вильнюс, Каунас), 62 муз. школы и др.

Лит.: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; его же, Из истории литовской музыки, т. 1-2, М.-Л., 1964-72; Чюрлиони- те Я., Литовское народное песенное творчество, М.- Л., 1966; Is lietuviu muzikines Iculturos istorijos, kn. 3, Vilnius, 1967. Ю. Гаудримас,

XVII. Танец. Балет

Hap. танц. иск-во в Л. существует с глубокой древности; это одна из богатейших областей нар. творчества. Наибольшее распространение имели трудовые ("Мельница", "Кузнец", "Пряха"), календарные ("Яров мост"), семейные обрядовые ("Сват", "Субботка") и увеселит. танцы. Литов. нар. танцам свойственна строгая метроритмич. структура. Муз. размер, как правило, 2/4, 3/4 или 3/8. Танцы отличаются сдержанностью, лиризмом, симметричностью планов, композиционной сложностью, богатством фигур. Исполняются неск. танцовщиками. Особая группа - танцы пожилых людей - медленные с простыми фигурами ("Рожь"). Молодёжные танцы грациозны, лиричны, особенно танцы девушек. Самые старинные - женские, сопровождаются песнями-сутартине. С сер. 19 в. песенное сопровождение танцев сменила инструм. музыка. В нач. 20 в. распространился новый вид нар. хореографии - "кружки" (ратяляй).

На сцене нар. танцы впервые были показаны в нач. 20 в. на вечерах любителей сценич. иск-ва. В 1938 состоялось первое публичное массовое представление нар. танцев. После установления Сов. власти они стали одним из самых массовых видов художеств, самодеятельности. Нар. танцы популяризируются проф. коллективом - ансамблем песни и танца "Летува". С 1950 на респ. праздниках песни выступают многочисл. танц. коллективы. Появляются новые нар. танцы ("Полька птицеводов", "Молодёжный танец"). Авторы аранжировок и создатели новых нар. танцев: Ю. Лингис, Ю. Гу- давичюс, Э. Моркунене, К. Пошкайтис, М. Вайтулевичюте и др.

Проф. балет в Л. известен с 16 в., когда при дворах магнатов существовали балетные труппы. Позже артисты балета выступали в оперных спектаклях Вильнюсского гор. театра (осн. в 1785).

Формирование нац. проф. балета связано с именем художницы и танцовщицы О. Дубенецкене-Калпокене, к-рая в 1921 основала в Каунасе частную балетную студию и осуществила первую постановку танцев в опере "Демон" А. Г. Рубинштейна в оперном театре в Каунасе. В 1925 ба- летм. П. Петров поставил там же балет "Коппелия" Л. Делиба (исполнители - ученики балетной студии и драматич. актёры), затем он пост. "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П. И. Чайковского, "Тщетную предосторожность" П. Гертеля, чСильвию" Делиба и др. В 1929-31 в труппе работали балетм. Г. Кякшт, В. Каралли, Ф. А. Васильев, в 1931-34 труппу возглавляли Н. Зверев, В. Немчинова и А. Обухов, они же были исполнителями ведущих партий. Их творч. деятельность способствовала утверждению на литов. сцене лучших традиций рус. балетной школы, проф. росту труппы. Среди постановок Зверева первые литов. одноактные балеты-"В вихре танца" В. Бацявичюса, "Юрате и Касти- тис" Ю. Груодиса, "Сватовство" Б. Два- рионаса (все в 1933) и др. В 1935 труппу возглавляла А. Фёдорова, она организовала частную балетную студию, к-рой руководила до 1938. В труппе выступали танцовщики О. Малейинайте, М. Юоза- пайтите, Б. Келбаускас, Я. Йовайшайте- Олекене, Г. Ягминас, Е. Бандзявичюс, В. Аукшчюнас. В 1936 начинается балетмейстерская деятельность Келбаускаса. Он поставил балеты "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939) Б. В. Асафьева, "Красный мак" Р. М. Глиэра (1940), "Невеста" И. Па- кальниса (1943). После освобождения Л. от фаш. оккупантов началось интенсивное развитие балетного иск-ва. В Литов. театре оперы и балета работали балетм. Ф. В. Лопухов ("Лебединое озеро", 1948), М. Л. Сатуновский ("Лауренсия" А. А. Крейна, 1950), В. Гривицкас ("Светлана" Д. Л. Клебанова, 1951), М. Ф. Моисеев и К. И. Сальникова ("Спящая красавица" Чайковского, 1955) и др.

В 1954-71 труппу возглавлял нар. арт. Литов. ССР Гривицкас. Он поставил: первый литов. балет на совр. тему "На берегу моря" Ю. Юзелюнаса (1953, совм. с А. М. Мессерером), балеты "Ауд- роне" Ю. Индры (1956), "Эгле - королева ужей" Э. Бальсиса (I960, 1969); ввёл в репертуар: "Жизель" А. Адана (1956, 1970), "Эсмеральда" Ч. Пуньи (1962), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1964), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1954 и 1968) и др. Среди новых пост, литов. балетов: "Угасающий крест" и "Страсти" А. Рекашюса (1966-1970). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. в составе труппы: нар. арт. СССР Г. Са- баляускайте; нар. артисты Литов. ССР Т. Свентицкайте, Г. Кунавичюс, Г. Ба- нис; засл. арт. РСФСР Ч. Жебраускас; засл. артисты Литов. ССР Р. Янавичюте, А. Рузгайте, Л. Ашкеловичюте, Р. Мин- дерис и др. Среди молодых исполнителей - С. Масанева, С. Вабалевичюте, Р. Кругшпките, В. Куджма, Т. Сака- лаускайте, В. Саснаускас; балетм. Э. Бу- кайтис.

С 1952 при Ср. школе иск-в им. М. К. Чюрлениса (Вильнюс) функционирует хо- реографич. отделение. С 1970 в Каунасском муз. театре существует балетная труппа (рук. А. Кондратавичюс). При Каунасской средней школе иск-в им. Ю. Науялиса работает хореографич. отделение (с 1965). Вопросами балетоведения занимаются А. Рузгайте, Л. Мотеюнайте.

Среди деятелей балета прибалт. республик осуществляется творч. обмен. Так Гривицкас пост, балет "На берегу моря" Ю. Юзелюнаса в Латв. и Эст. театрах оперы и балета (1954, 1958). В Эст. театре оперы и балета он же пост, балет "Северный сон" Л. Аустер (I960). Эст. балетм. А. Койт пост, балет "Тийна" Аустер (1959) в Литов. театре оперы и балета. В этом же театре латв. балетм. Е. Тангиева-Бирзниек осуществила пост, балета "Ригонда" Р. Гринблата (1960).

Лит.: Лингис Ю., Славюнас 3., Якелайтис В., Литовские народные танцы, 2 изд., Вильнюс, 1955; Lietuviu tau- tosakos apybraiza, Vilnius, 1963, с. 241-53; Ruzgaite A., Lietuvisko baleto kelias, Vilnius, 1964. 3. Поцюс, Л. Мотеюнайте.

XVIII. Драматический театр

Элементы театр, иск-ва содержатся в литов. нар. обрядах и празднествах, фольклоре, танцах. До сер. 20 в. в деревнях разыгрывались различные импровизиров. бытовые сценки. В 16-18 вв. существовал школьный театр. Известны представления в Вильнюсском ун-те, Кражяй- ской коллегии и др. на лат., позже на польском языках; лишь комедийные и сатирич. эпизоды исполнялись на литов. яз. Театр, труппы имелись в поместьях

крупных феодалов; спектакли устраивались преим. для духовенства и богатых горожан. В 1785-90 в Вильнюсе работала проф. труппа, созданная актёром и режиссёром В. Богуславским. Эта труппа стала основой Вильнюсского гор. театра - первого публичного театра в Л. (постепенно прекратил деятельность после восстания 1863). В 18-19 вв. в этом театре работали труппы под рук. Д. Моравского, М. Кажинского, М. Корвел- Моравской, К. Скибинского, В. Шмит- гофа, К. Шлёгериса. В условиях царского режима театр, представления на литов. яз. до 1904 устраивались тайно. Первый публичный спектакль на литов. яз. "Америка в бане" Кетуракиса состоялся в 1899 в Паланге. Во время и после Революции 1905-07 в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе и др. городах создавались литов. любительские театр, об-ва и драм, кружки. В них формировалось творчество режиссёров Г. Ландсбергиса-Жям- кальниса, Л. Якавичюса, И. Мисюса, А. Руцявичюса, работали выпускники петерб. и моек, театр, школ К. Глинские, Ю. Вайчкус, А. Виткаускас. Любительский театр следовал традициям литов. нар. театра, развивался под воздействием передовых идей рус. театр, культуры, приобрёл массовый характер.

После провозглашения в Л. Сов. власти (1918) был организован театр, отдел при Нар. комиссариате просвещения, издан декрет о национализации театр, помещений Вильнюса. Реж. Глинскису и Вайчкусу была поручена организация проф. театров в Вильнюсе, созданы благоприятные условия для работы "Летучего театра" (организован Вайчкусом в 1905, в 1917-18 выступал в Петербурге, с 1918 в Вильнюсе). Формирование первых нац. литов. театров в Вильнюсе было прервано захватом города бурж. Польшей (1919).

В 1919-40 центром театр, жизни был Каунас. Здесь работали Театр нации (в 1919 и в 1923-25), сатирич. театр "Вил- колакис" (1919-25). В 1920 при Об-ве творцов литов. иск-ва одновременно с оперной возникла драматич. труппа. В 1925 эта труппа объединилась с оперной и балетной, образовав Гос. театр. В условиях бурж. диктатуры в театр, иск-ве Л. шла борьба между прогрессивными, демокра- тич. и реакц. силами. Цензура контролировала репертуар, поощряла постановку пьес националистич. и мещанского характера. Передовые деятели ставили классику, лучшие пьесы литов. драматургов В. Креве, В. Миколайтиса-Пути- наса, С. Чюрлёнене, П. Вайчюнаса, К. Бинкиса и др. Плодотворно работали реж. Глинские, Вайчкус, А. Суткус, Б. Даугуветис, А. Олека-Жилинскас, актёры А. Вайнюнайте, Т. Вайчюнене, В. Динейка, Ю. Станулис, Ю. Петраус- кас, П. Кубертавичюс, О. Курмите, Ю. Лауцюс, П. Пинкаускайте, О. Ри- майте, М. Хадаравичюс и др. В 1931 открылся Шяуляйский театр драмы (в 1935-39 работал в Клайпеде). В течение сезона 1933-34 существовал "Театр молодых", созданный прогрессивно настроенными актёрами под рук. Олеки-Жилин- скаса. На основе любительских кружков в Вильнюсе возник театр, работавший в 1939-45 под назв. "Вайдила". Во 2-й пол. 30-х гг. спектакли ряда литов. театров (особенно реж. Даугуветиса, а также Р. Юкнявичюса и А. Якшавичюса) приобретали отчётливо выраженную передовую социальную устремлённость, режиссеры и актёры всё больше обращались к идеям К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова.

Новый этап в развитии театра Л. начался после свержения бурж. диктатуры и образования Литов. ССР (1940). В 1940-41 открылось неск. новых театров, в т. ч. Вильнюсский гос. театр (см. Литовский театр драмы), Паневежский театр. В репертуаре значит, место заняли пьесы сов. драматургов, началось освоение метода социалистич. реализма, актёры создавали яркие образы сов. людей. Большими достижениями стали ге- роико-романтич. спектакли "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова и "Разлом" Б. А. Лавренёва (оба в 1941). Бурный рост сов. литов. театра прервала нем.-фаш. агрессия (1941). Однако деятели театра в тяжёлых условиях фаш. террора стремились сохранить демократич. традиции нац. иск-ва, ставили художественно значимые пьесы литов. и зарубежных драматургов.

После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 появились произв. литов. сов. драматургов о борьбе с фашизмом, о тяжёлой жизни старой литов. деревни. Продолжался процесс освоения метода социалистич. реализма, ;чн. спектакли отличались правдивостью сценич. образов, бытовой достоверностью, реалистич. яркостью актёрской игры. Среди лучших спектаклей: "Сноха* и "Пятрас Курмя- лис" по Жемайте, "Вишнёвый сад" А. П. Чехова (все в 1945), "Враги" М. Горького (1946), "Поют петухи" Ю. Балтушиса, "Усадьба Жалдокаса" Б. Даугуветиса (оба в 1948), "Денежки" С. Чюрлёнене (1953). Со 2-й пол. 50-х гг. театр, иск-во Л. характеризуется многообразием сценич. форм и стилей. Ставятся героико-монументальные, ро- мантич., ярко театральные и филос. спектачпи. В их числе: "Утопленница" по А. Венуолису, "Доля предрассветная" Б. Сруоги, "Крепость над Бугом" С. С. Смирнова (все в 1956), "Первая Конная" В. В. Вишневского (1957), "Гер- кус Мантас" (1957), "Барбора Радвилай- те" (1972) Ю. Грушаса, "Смерть коммивояжёра" А. Миллера (1958), "Гамлет" (1959), "Макбет" (1961), "Кориолан" (1972) У. Шекспира, "Тревога" К. Саи (1962), "Поднятая целина" по М. А. Шолохову (1964), "Кровь и пепел" по Ю. Марцинкявичюсу (1961), "Миндаугас" (1969), "Собор" (19