БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

24018683256005883938171) Марцинкявичюса, "Скиргайла" В. Креве (1966), "Танец смерти" Ю. А. Стриндберга (1973). Большое воздействие на литов. театр оказывают творч. содружество с театр, коллективами др. союзных республик, обмен гастролями, участие в прибалтийских смотрах "Театральная весна" (1956-58), фестивалях дружбы, фестивалях молодёжных, кукольных (с 1966)театров, театров портовых городов. Театры братских республик ставят пьесы Ю. Грушаса, Ю. Марцинкявичюса, В. Пальчинскайте, К. Саи и др. Выпускники литов. студии ГИТИСа вошли (в 1952) в труппу Каунасского драматич. театра.

Работают (1973): Театр драмы Литов. ССР, Молодёжный театр (осн. в 1965) в Вильнюсе, Каунасский драматич. театр, театры в Шяуляе, Паневежисе, Клайпеде (осн. в 1935), Вильнюсский рус. театр (осн. в 1946), кукольные театры в Вильнюсе и Каунасе (оба осн. в 1958) и др. Кадры актёров и режиссёров готовит театр, отделение Вильнюсской консерватории (открыто в 1952), драматич. студия Паневежского театра (организована в 1940). В 1947 создано Театр, об-во Литов. ССР.

В развитие литов. сценич. иск-ва значит, вклад внесли нар. артисты СССР Б. Даугуветис, Ю. Сипарис, засл. деятели иск-в Литов. ССР В. Я. Головчинер, Р. Юкнявичюс. Среди деятелей театра (1973): режиссёры и актёры-нар. артисты Литов. ССР Б. Бабкаускас, Д. Банионис (Банёнис), Е. Биндокайте, Н. Восилюте, Б. А. Красильников, Л. Купстайте, Ю. Лауцюс, Ю. Мильтинис, М. Миронайте, С. Паска, П. Пинкаускайте, С. Юкна, Г. Яцкевичюте, засл. деят. иск-в Литов. ССР Г. Ванцявичюс, П. Гайдне, И. Ка- валяускас, Р. Сталилюнайте, художники Я. Малинаускайте, Ф. Навицкас, Р. Сон- галайте, И. Суркявичюс, Л. Труйкис.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 544- 545).

Лит.: История советского драматического театра, т. 1, 4-6, 1966 - 71; В п t ё n a s J., Lietuviu teatras Vilniuje, Kaunas, 1940; Petuchauskas M., Teatras-amzininkas Kauno dramos teatras 1940-1964, Vilnius, 1965; его же, Premjerii keliais, Vilnius, 1967; Sutkus A., Vilkolakio teatras, Vilnius, 1969; Maknys V., Lietuviti teatro raidos bruozai, t. 1, Vilnius, 1972. 3. Поцюс.

Цирк. Цирковые выступления в Л. давались с кон. 19 в. иностр. гастролёрами, а также литов. балаганными и бродячими труппами. Известностью пользовался бродячий цирк В. Черняускаса. В 1940 был организован Литов. цирковой коллектив, распавшийся в годы нем.-фаш. оккупации и вновь восстановленный в 1944. В 1954 он участвовал в Декаде литов. лит-ры и иск-ва в Москве. С 1961 литов. цирковой коллектив наз. "Вильнюс". Среди ведущих цирковых артистов - В. Варякоене, А. Гинейка, О. Калу- жявичене, П. Пипирас, А. Путрюс, И. Раманаускас, Я. Раманаускене, 3. Черняускас. А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Первые в Л. кинофильмы ("У Няму- наса" и др.) создал в 1909 оператор и режиссёр В. Старявичюс. В 1909-13амер. литовец А. Раджюнас (Рачюнас) снял в Л. хроникальные короткометражные фильмы. На местных экранах литов. кинохроника появилась в 1921, регулярно она снималась с 1932 операторами-любителями (С. Уздонас, С. Вайналавичюс, А. Жибас и др.). Возникавшие с 1926 акц. об-ва кинолюбителей и студии киноактёров разорялись из-за отсутствия нац. кинопром-сти. Только студия "Акис" ("Глаз") поставила короткометражную комедию "Врач поневоле" (1927) и полнометражные комедии "Литовский солдат" (1928) и "Оните и Йонялис" (1931). В 1932 Ю. Вайчкус (один из основоположников литов. проф. театра) создал акц. об-во любителей кино и открыл студию киноактёра; в 1935, после его смерти об-во распалось. В 1935-40 концессию на произ-во кинохроники держал Ю. Линартас. В 1938 снят первый литов. кукольный фильм "Сон толстяка" (оператор А. Жибас, худ. С. Ушинскас). В 1940, после восстановления Сов. власти, в Каунасе была создана Студия хроникальных и документальных фильмов, в 1941 - корреспондентский пункт кинохроники в Вильнюсе: они были закрыты во время нем.-фаш. оккупации. В 1944, после освобождения Каунаса, студия восстановлена, выпущен киножурнал "Освобождённая земля", в создании к-рого участвовали документалисты В. Старошас и Л. Мацулявичюс. С марта 1945 выходит киножурнал "Советская Литва" ("Тарибу Летува"). В 1949 студия переведена в Вильнюс. В 1947 на киностудии "Мосфильм" поставлен фильм "Марите", поев, литов. партизанке Мари- те Мелышкайте, в к-ром играли литов. артисты. При участии мастеров киностудий "Мосфильм" и "Ленфильм", режиссёров А. Е. Разумного, А. М. Файн- циммера, операторов А. Н. Москвина, Н. Д. Васильева и др., на литов. киностудии выпущены художеств, фильмы "Над Неманом рассвет" (1953), "Игнотас вернулся домой", "Мост" (оба в 1956). В сер. 50-х гг. была расширена производств, база студил, в кино Л. пришли выпускники ВГИКа режиссёры В. Жа- лакявичюс, В. Микалаускас, оператор И. Грицюс и др. Фильмы: "Юлюс Яно- нис" (1959, реж. Б. Браткаускас, В. Да- башинскас), "Адомас хочет быть человеком" (1959, реж. Жалакявичюс), "Живые герои" (1960, сб. новелл, художеств. руководитель Жалакявичюс, реж. М. Гедрис, Браткаускас, А. Жебрюнас)- свидетельство становления нац. школы, для к-рой характерны поиски ёмкого, образного киноязыка, воплощение самобытных, глубоко нац. характеров, гражданственность и острая социальность. Крупными достижениями явились фильмы режиссёра и сценариста Жалакяви- чюса "Хроника одного дня" (1963) и "Никто не хотел умирать" (1965); режиссёра Р. Вабаласа "Шаги в ночи" (1962) и "Лестница в небо" (1967); Жебрюнаса "Девочка и эхо" ("Последний день каникул", 1964) и "Красавица" (1969), работы операторов Грицюса, А. Моцкуса, Д. Печюры, Я. Томашевичюса, отмеченные проф. мастерством, индивидуальным творч. почерком. Для литов. кинематографии кон. 60-х - нач. 70-х гг. характерно расширение проблематики и жанровое разнообразие, увеличение числа картин о жизни совр. Л.: "Да будет жизнь!" ("Ave, vita!", 1969, реж. А. Грикявичюс), "Июнь, начало лета" (1969, реж. Ваба- лас), "Маленькая исповедь" (1971, реж. А. Араминас) и др. Ставятся экранизации литов. классич. лит-ры - "Эта проклятая покорность" (1970, по мотивам произв. Ю. Тумаса-Вайжгантаса "Дяди и тёти"), фильмы об историч. прошлом -"Камень на камень" (1971, реж. Вабалас), "Геркус Мантас" (1972, реж. Гедрис) и др. В кино играют актёры Паневежского драматич. театра - Д. Банионис (Банёнис), Б. Бабкаускас, А. Масюлис, К. Виткус, В. Бле- дис, Г. Карка и актёры др. литов. театров - Ю. Будрайтис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас, Л. Норейка, Э. Плешките, А. Шурна, А. Хадаравичюс, к-рые снимаются на литов. студиях, а также в фильмах совместного производства СССР и др. стран.

Расцвет документального кино Л. связан с кинопублицистикой В. Старошаса, Л. Таутримаса, Л. Мацулевичюса, снявших в 50-60-е гг. киноочерки: "На Родине", "10 дней в Польше", "Няринга", "Цветок в окопах", "Почему не молчат камни", "Юность песни". Созданы документальные фильмы о различных этапах борьбы литов. народа за Сов. власть: "Они из Каунаса", "Мои друзья", "Мечты и судьбы", "Не унывай, Виргиниюс"- реж. Старошаса. В 60-е гг. в документальное кино пришли выпускники ВГИКа - Р. Верба, А. Дауса, А. Тумас, А. Грикявичюс, А. Дигимас и др. Поисками эмоционального восприятия действительности отмечены их работы: "В ночь перед открытием выставки", "Сказки солнца", "Три такта", "Там, за дверью", "Время идёт по городу"; мастерство кинонаблюдения отличает фильмы Вербы "Старик и земля", "И стар, и млад", "Думы столетних", "Верность" и др. В Вильнюсе проводятся кинофестивали, недели фильмов союзных республик, зарубежных фильмов и фильмов социалистич. стран. Фильмы Литов. студии участвуют в кинофестивалях в СССР и за рубежом, в неделях литов. кино в др. союзных республиках. Литов. операторы И. Грицюс и А. Моцкус снимали картины на студиях "Ленфильм" ("Гамлет", "Король Лир"), "Таллин- фильм" ("Ледоход", "Лесная легенда"); режиссёр В. Жалакявичюс осуществил (совм. с кинодраматургом В. И. Ежовым) на киностудии "Мосфильм" постановку картины "Это сладкое слово - свобода".

Ежегодно на студии дублируются на литов. яз. 20 фильмов. В 1959-72 выпускался киножурнал "Новости экрана", с 1972-"Кино" (на литов. и рус. яз.). Союз кинематографистов Л. осн. в 1958. В кон. 1972 в Л. работало 1545 киноустановок.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр.544- 545).

Лит.: Мальцеве М., Киноискусство Советской Литвы, М., 1971. М. Мальцене.

ЛИТОВСКАЯ ТЯЖЕЛОУПРЯЖНАЯ ПОРОДА лошадей, порода тяжеловозов, выведенная в Литов. ССР на основе жмудской лошади, улучшенной швед, арденами. Утверждена в 1963. Литов. тяжеловозы достаточно массивны, с крупной головой, хорошо развитой мускулатурой. Конституция крепкая, темперамент спокойный; лошади неприхотливы, работоспособны. Масть преим. рыжая, встречается гнедая и др. Высота в холке жеребцов в среднем 157,7 см, кобыл 154,5 см. Жеребцы весят в среднем 700 кг, кобылы 645 кг. Абс. рекорд СССР среди тяжеловозных пород по скорости доставки груза на 2000 м - 13 мин 20 сек установлен в 1961 жеребцом Арасом. Лучших плем. лошадей разводят конные з-ды: Жагарский Ионишкского р-на, Нямунский Шилутского р-на и Судавский Капсукского р-на Литов. ССР.

Жеребец литовской тяжелоупряжмой породы.

ЛИТОВСКАЯ ЧЕРНОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных мясо-шёрстных овец. Выведена в Литве в нач. 20 в. скрещиванием местных грубошёрстных овец с нем. черноголовыми овцами и шропширами. По внеш. признакам литов. овцы схожи с англ, мясными короткошёрстными. Шерсть на туловище белая. Голова и ноги у большинства животных тёмные (от светло- коричневого до чёрного цвета). Бараны весят 85 кг, самые крупные до 115 кг, матки 55 кг, крупные до 85 кг. Молодняк отличается скороспелостью. Убойный выход откормленных валухов в годовалом возрасте 58%. Руно штапельного строения, шерсть однородная, полутонкая. Настриг с баранов 4,5 кг, наибольший 7,5 кг, с маток 3 кг, наибольший 6 кг. Шерсть в основном 56-го качества, длиной 9- 9,5 см. Выход чистой шерсти ок. 55%. Разводят породу в сев. р-нах Литов. ССР.

ЛИТОВСКИЕ ГУСИ, местные гуси, разводимые в Литов. ССР. Представлены двумя разновидностями - виштинес и пулькинес. Наибольшее хоз. значение имеют гуси виштинес. Оперение у них преим. белое, но встречается пёстрое и серое. Гусаки весят 5,5-6 кг, иногда до 8,5 кг, гусыни - 4,5-5 кг, иногда до 7 кг. Яйценоскость 25-30 и более яиц в год. Яйца весят ок. 170 г. Гуси хорошо откармливаются. Молодняк к 70-суточ- ному возрасту весит 3,5-4 кг.

ЛИТОВСКИЕ СТАТУТЫ (от лат. sta- tuo - постановляю), кодексы феод, права Великого княжества Литовского, утверждённые в 1529, 1566 и 1588. Наиболее разработанный Л. с. 1588 действовал в отд. своих частях в Вост. Белоруссии до 1831, а в др. р-нах Белоруссии и Литве был окончательно отменён в 1840. Язык Л. с. белорусский. Источниками Л. с. были нормы обычного права, Судебник Казимира 1468, привилеи 1447, 1492 и др. годов, суд. решения, рим., польск. и нем. право. При подготовке Л. с. 1566 и 1588, помимо предшествующих Л. с., использовались текущее законодательство и суд. постановления. Л. с. отразили эволюцию политич. строя Вел. княжества Литовского от магнатской монархии к шляхетской, в связи с усилением экономич. и политич. роли мелкой и средней шляхты. Л. с. 1529 ещё сохранял первенствующее положение магнатов, закрепляя за ними ведущую политич. роль и особую юрисдикцию. Однако издание первого общегос. кодекса было началом ограничения произвола крупных магнатов в отношении шляхты. В Л. с. 1529 были закреплены условия, необходимые для зачисления в шляхетское сословие, в результате чего нек-рые слои населения были исключены из него. Л. с. 1566 установил общую подсудность всей шляхты и обязат. присутствие её на поветовых сеймиках. Л. с. 1588 оформил создание единого сословия крепостного крестьянства путём слияния закрепощённых слуг с различными разрядами крестьян. Уголовные статьи Л. с. были направлены на защиту движимой и недвижимой феод, собственности (особенно земельной). Зем. право Л. с. охраняло монополию зем. собственности шляхты Вел. княжества Литовского прежде всего от посягательств со стороны польск.магнатов. Л. с. 1588, в противоположность акту Люблинской унии 1569, закрепил значит, гос.-политич. самостоятельность Вел. княжества Литовского. Он был подготовлен в качестве общегос. кодекса права Вел. княжества Литовского как входящего в федеративное гос-во вместе с Польшей, так и могущего существовать самостоятельно.

Публ.; Временник императорского Московского общества истории и Древностей Российских, кн. 18, 19, 23, М., 1854-55; Статут Великого княжества Литовского 1529 г., Минск, I960.

Лит.: Лаппо И. И., Литовский статут 1588, т. 1-2, Каунас, 1934-38; П и- чета В. И., Белоруссия и Литва XV - XVI вв., М., 1961.

ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК, Семибашенный замок, в Петербурге, построен в 1787. Вначале использовался в качестве воен. казарм Литов. полка (отсюда название). В 1823-24 был превращён в тюрьму, гл. обр. для уголовных преступников. Именовался Городской тюрьмой. В Л. з. содержались также политич. заключённые, в нач.20в.-участники рабочего движения. Во время Февр. революции 1917 Л. з. был сожжён восставшим народом.

"ЛИТОВСКИЙ СОВЕТ", Летувос тариба, буржуазно-национа листич. орган власти в Литве, созданный 18-22 сент. 1917. "Л. с.", возглавляемый А. Сметаной, состоял из представителей различных бурж. партий; тесно сотрудничал с командованием герм, войск, захвативших страну. Во время Брестских переговоров Сов. России с Германией 11 дек. 1917 принял предательскую по отношению к литов. народу декларацию "о вечных союзных связях Литов. гос-ва с Германией"; 16 февр. 1918 принял демагогич. "Акт независимости Литвы", а в июне 1918 - решение объявить Литву монархией и предложить нем. принцу фон Ураху "корону короля Литвы". В нояб. 1918 "Л. с." организовал гос. аппарат бурж. Литвы и вплоть до созыва бурж. Учредит, сейма (май 1920) стоял во главе контрреволюц. сил, боровшихся против Сов. власти и вместе с герм, оккупантами участвовавших в подавлении её в стране.

Лит.: Борьба за Советскую власть в Прибалтике, М., 1967; Lietuvos TSR istorija, t. 3, Vilnius, 1958. Ю. И. Жюгжда.

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ академический Литов. ССР, созд. в 1940 под назв. Вильнюсский гос. театр. Основу труппы составили актёры Каунасского драматич. театра. Уже в первых спектаклях реалистич. нац. традиции сочетались с использованием опыта сов. русского театр, иск-ва. После освобождения Литвы от фаш. захватчиков (1945) в состав театра влились актёры Вильнюсского театра "Вайдила". Среди лучших спектаклей 40--50-х гг.: "Сноха" по Жемайте (1945), "Враги" Горького (1946; Гос. пр. СССР, 1947), "Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса- Гузявичюса (1950), "Утопленница" по Венуолису, "Доля предрассветная" Сруо- ги (оба в 1956), "Гамлет" Шекспира (1959). В 1954 коллектив участвовал в декаде литов. лит-ры и иск-ва в Москве. В 60 - нач. 70-х гг. значит, событиями в жизни театра стали спектакли: "Кровь и пепел" по Марцинкявичюсу (1961), "Миндаугас" (1969) и "Собор" (1971) Марцинкявичюса, "Тревога" Саи (1962), "На дне" Горького (1964), "Мастер и сыновья" по Цвирке (1965), "Нашествие" Леонова (1966), "Если бы и сто жизней" Бутенаса и Кярнагиса (1967), "Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому (1971) и др. В спектаклях "Кремлёвские куранты" (1955) и "Третья патетическая" (1961) Погодина впервые на литов. сцене был создан образ В. И. Ленина. В 1955 театру присвоено звание академического. В Л. т. д. работали нар. артисты СССР Б. Ф. Да- угуветис, Ю. В. Сипарис, засл. деятели иск-в Литов. ССР Ю. П. Рудзинскас, Р. М. Юкнявичюс. В труппе (1973): нар. артисты Литов. ССР К. М. Кимантай- те, Л. А. Купстайте, М. П. Миронайте, С. К. Юкна, засл. деят, иск-в Литов. ССР И. И. Каваляускас, нар. художник

Литов. ССР И. И. Суркявичюс, засл. артисты Литов. ССР Г. В. Кураускас, А. Д. Кярнагис и др. Гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Литов. ССР Г. П. Ванцявичюс.

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический Литов. ССР, ведущий литов. муз. театр. Осн. в 1920 в Каунасе. В 1925 объединён с драматическим, создана балетная труппа, стал наз. Гос. театром. В 1944 отделён от драматического и получил совр. название. В 1948 переведён в Вильнюс. В 30-е гг. театр впервые ставит нац. литов. оперы - "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Карнавичюса,"Три талисмана" Рачюнаса (1936), "Эгле- королева ужей" Петраускаса и Дамбраускаса (1939) и балеты - "Юрате и Каститис" Груодиса, "Сватовство" Дварионаса, "В вихре танца" Бацявичюса (все в 1933). В 1940 театр поставил первую в Литве сов. оперу - "Тихий Дон" Дзержинского, сов. балет "Красный мак" Глиэра. В 1953 были осуществлены постановки первой литов. сов. оперы - "Марите" Рачюнаса и первого литов. балета на совр. тему - "На берегу моря" Юзелюнаса. В репертуаре театра мировая классика, произв. литов. и др. сов. композиторов. Среди лучших нац. спектаклей 50-60-х гг. оперы - "Пиленай" Кловы (1956), "Заблудившиеся птицы" Лаурушаса (1967), "На распутье" Пал- танавичюса (1967) и др., и балеты - "Аудроне" Индры (1957, 1969), "Эгле - королева ужей" Бальсиса (1960), "Угасающий крест" (1966) и "Страсти" (1971) Рекашюса и др.

В театре в разное время работали: певцы - Ю. Мажейка, К. Петраускас, А. Содейка, А. Сташкевичюте, Е. Чуда- кова; солисты балета - Б. Келбаускас, М. Юозапайтите, Г. Сабаляускайте; дирижёры - М. Букша, Ю. Пакальнис, Ю. Таллат-Келпша; режиссёры - В. Гри- баускас, Ю. Густайтис, П. Олека, Т. Павловский; балетмейстеры - П. Петров, В. Гривицкас, Б. Келбаускас. В труппе (1973): певцы - нар. арт. СССР И. Ста- сюнас, В. Норейка, нар. арт. Литов. ССР Е. Саулевичюте, Р. Сипарис, К. Шилга- лис; солисты балета - засл. арт. Литов. ССР. Л. Ашкеловичюте, засл. арт. Литов. ССР и РСФСР Ч. Жебраускас; гл. дирижёр-нар. арт. Литов. ССР Р.Генюшас, гл. режиссёр - нар. арт. Литов. ССР В. Гривицкас, и. о. гл. балетмейстера - Э. Бу- кайтис, гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Литов. ССР А. Крогертас, гл. художник - нар. художник Литов. ССР Ю.Янкус. В 1954 театру присвоено звание академического. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Лит.: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; Mazeika V., Opera, Vilnius, 1967. Ю. Гаудримас.

ЛИТОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, Художественный музей Литов. ССР, в Вильнюсе, одно из крупнейших собраний литов. иск-ва. Осн. в 1941. Музей включает: центр, здание (б. ратуша; 1799, арх. Л. Стуока-Гуцявичюс; литов. изобразит, иск-во 20 в., в т. ч. сов. времени; нар. иск-во), Карт. гал. (открыта в 1956; в здании б. кафедрального собора, 1801, арх. Л. Стуока-Гуцявичюс; литов. и зарубежное иск-во до нач. 20 в.), Музей театра и музыки (1965; эскизы костюмов и декораций, литов. нар. и старинные муз. инструменты и др.), Дворец художеств, выставок (1967, арх. В. Чеканаускас). Филиалы музея: Музей янтаря (открыт в 1963) в Паланге и Карт. гал. (открыта в 1972) в Клайпеде. В музее хранится св. 110 тыс. экспонатов (1973). При музее в Вильнюсе - реставрационно-художеств. мастерские.

Лит.: Г у д и н а с П., Вильнюсский Государственный художественный музей, Вильнюс, 1958; Lietuvos TSR dailes muziejus, Vilnius, 1971.

ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК, язык литовцев, распространён гл. обр. в Литов. ССР. Относится к балт. группе индоевроп. языков. На Л. я. говорят в СССР ок. 2,6 млн. чел. (1970, перепись) и за рубежом св. 0,5 млн. чел. Различаются 2 осн. наречия Л. я.: жямайтское (нижнелитовское) и аукштайтское (верхнелитовское), лёгшее в основу лит. языка. Л. я. близок к слав, языкам и сохранил мн. архаич. черты индоевроп. языков. Для фонетики Л. я. характерна смысло- различит. роль длительности и краткости гласных, ударения и интонации (нисходящая, восходящая и краткая). Морфология отличается развитой системой именных падежных и глагольных форм: 7 падежей, в т. ч. звательный, 4 времени (настоящее, прошедшее однократное, прошедшее многократное, будущее), 4 наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное, желательное). Основу лексики Л. я. составляет древняя индоевроп. и собственно балт. лексика. Из заимствований наибольшее количество слов составляют славянизмы, затем германизмы. Письменность появилась в 16 в. на основе лат. графики.

Лит.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966; Lietuviu kalbos zodynas, t. 1-8, Vilnius, 1941-70: Lietuviu kalbos gramatika, t. 1-2, Vilnius, 1965-71; Zinkevicius Z., Lietuviu dialektologija, Vilnius, 1966; К a z- lauskas J., Lietuviu kalb9s istorine gramatika, Vilnius, 1968; Dabartines lietu- viu kalbos zodynas, Vilnius, 1972. P. А. Агеева.

ЛИТОВСКО-БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Советская социалистическая республика Литвы и Белоруссии, Л и т б е л, советская республика (февр.- авг. 1919), созданная в результате объединения Литов. ССР и Белорус. ССР в связи с общностью их политич. и экономич. интересов и для усиления обороноспособности в обстановке обострения Гражд. войны и иностр. интервенции 1918-20. Создание Литбела было рекомендовано ЦК РКП(б) по предложению В. И. Ленина в кон. янв. 1919. 1-й съезд Советов Белоруссии (Минск, 2- 3 февр.), а затем 1-й съезд Советов Литвы (Вильнюс, 18-20 февр.) приняли Декларации о слиянии республик. 27 февр. 1919 в Вильнюсе состоялось объединённое заседание ЦИК'ов Литвы и Белоруссии, к-рое объявило об образовании Литбела и избрало объединённое пр-во - СНК (В. С. Мицкявичюс-Капсукас - пред., 3. И. Ангаретис, М. Ю. Калманович, Ю. И. Лещинский, И. С. Уншлихт и др.) и объединённый ЦИК (К. Г. Циховский - пред., Я. Г. Долецкий, С. В. Иванов, Р. А. Пиллер - секретарь, П. К. Свотялис, Уншлихт и др.). В состав Литбела (столица - Вильнюс) вошли Минская, Виленская и неоккупированные части Ковенской н Гродненской губ. Зап. и юго-зап. части терр. Литбела находились в руках герм, и польск. интервентов и местной контрреволюции. 4-6 марта состоялся объединит, съезд КП(б)Б и КП(б)Л, к-рый одобрил создание Литбела, образовал единую компартию Литвы и Белоруссии- КП(б)Литвы и Белоруссии, избрал её ЦК. В Президиум ЦК вошли Мицкявичюс- Капсукас - пред., Ангаретис, В. А. Бо- гуцкий, Долецкий, Иванов, Калманович, В. Г. Кнорин (секретарь), А. Ф. Мясников, Уншлихт, Циховский, В. И. Яркий и др. Под руководством компартии, при поддержке РСФСР и УССР была проделана большая работа по решению воен., хоз. и нац. задач (декреты о национализации пром-сти, банков, жел. дорог, всеобщем обучении, отделении церкви от гос-ва, всеобщей трудовой повинности, о равноправии национальностей и др.). Литбел вёл тяжёлую борьбу с интервентами и внутр. контрреволюцией. В связи с угрозой захвата Вильнюса польск. легионерами, 8 апр. республика была объявлена на воен. положении; 19 апр. был создан Совет обороны (Мицкявичюс-Капсукас - пред., Калманович, Уншлихт), к к-рому перешла вся полнота воен. и гос. власти в республике; впоследствии в Совет обороны были введены Е. Б. Бош, Кнорин, Циховский. После захвата Вильнюса (21 апр. 1919) войсками бурж. Польши пр-во Литбела переехало в Минск. 19 июля СНК Литбела принял постановление о передаче всех дел Минскому губ. РВК.

Лит.: Борьба за Советскую власть в Белоруссии. 1918-1920, т. 2, Минск, 1971; Борьба за Советскую власть в Литве в 1918 - 1920 гг. Сб. документов, Вильнюс, 1967; Ш к л я р Е. Н., Борьба трудящихся Литовско-Белорусской ССР с иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией (1919- 1920 гг.), Минск, 1962. См. также лит. при ст. Белорусская ССР и Литовская ССР.

ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, см. Великое княжество Литовское.

ЛИТОВСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, название Великого княжества Литовского, употреблявшееся в русской дво- рянско-буржуазной ист. лит-ре.

ЛИТОВЦЫ [самоназвание - летувяй (lietuviai)], нация, осн. население Литов. ССР. Числ. Л. в СССР 2665 тыс. чел. (1970, перепись), из них в Литов. ССР 2507 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо-запад РСФСР, Латвия, Белоруссия) 158 тыс. чел. Св. 500 тыс. Л. живёт за рубежом (гл.обр.в США, а также в Зап. Европе, Канаде, Польше, Юж. Америке и Австралии). Большинство этих Л. (кроме живущих в Польше) - потомки эмигрантов кон. 19 - нач. 20 вв. Л. говорят на литовском языке. Верующие Л.- гл. обр. католики. Основой формирования Л. были различные балт. племена скотоводов и земледельцев, предки к-рых в кон. 3- нач. 2-го тыс. до н. э. проникли в басе, pp. Нямунас (Неман) и Даугава, неся с собой развитую неолитич. культуру шлифованных ладьевидных боевых топоров. Полностью в состав литовской народности из этих племён вошли собственно Л., или аукштайты (литва в рус. летописях), жемайты (жомойть, жмудь), скальвы (шалавы) и надравы. Вошли в состав Л. также часть судавов (ятвяги), юж. группы куршей (корсь), земгалов (земиго- ла) и селов. В 9-12 вв. н.э. с развитием производит, сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремёсла) усиливается взаимодействие между терр.-племенными группами Л., растёт среди них социальная дифференциация, возникают раннефеод. отношения, постепенно складывается литов. народность. Этнич. консолидации Л. способствовало образование в 1-й пол. 13 в. Литовского roc-ва, к-рое окрепло в упорной борьбе с агрессивным Тевтонским орденом (см. также Ливонский орден). Внутри гос-ва в течение 14- 16 вв. укреплялись связи Л. с вост.-слав, народами - русскими и белорусами. Борьба с орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в кон. 14 в. феод, верхушкой Л. католичества, долго ещё остававшегося чуждым нар. массам, также способствовало полонизации литов. помещиков и распространению среди них польск. языка. Однако большинство крестьян стойко сохраняло родной язык, самобытную материальную и духовную культуру. Даже Л. Клайпедского края (Memelland), попавшие в 13 в. под власть Тевтонского ордена и подве