БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 Ун-т им. М. Кюри-Склодовской, мед. ин-т, высшие сельскохозяйственная и инженерная школы).

Сведения о существовании Л. восходят к 10 в. В 1569 в Л. происходили заседания объединённого польско-литовского сейма, на к-ром была заключена Люблинская уния 1569. В условиях революц. подъёма, возникшего под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России, в Л. 5нояб. 1918 был создан первый в Польше Совет рабочих депутатов. Во время 2-й мировой войны 1939-45 после оккупации Польши (сент. 1939) гитлеровцы создали в предместье Л. один из лагерей массового уничтожения - Майданек. 24 июля 1944 Л. был освобождён от нем.-фаш. оккупантов частями Сов. Армии. До освобождения Варшавы (17 янв. 1945) Л.- временная столица Польской республики. В Л. находились Крайова Рада Народова и Польский комитет национального освобождения, преобразованный 31 дек. 1944 во Временное пр-во.

На лев. берегу - замок (13-16 вв., перестроен в 19 в.) с готич. капеллой Троицы (2-я пол. 14 в.; фрески - 1418, мастер Андрей). Старый город сформировался в 14-15 вв. Поздний ренессанс: костёлы - доминиканцев (14-1-я треть 17 вв.), бригиток (15 - нач. 17 вв.) и др. К Ю. и 3. от Старого города - застройка 17-19 вв. (барочные костёлы и дворцы, классицистич. собор). С 1945 ведётся строительство новых р-нов; в 50-60-е гг. сооружены комплекс зданий ун-та, кинотеатр, Дом спорта. Люблинский музей.

Лит.: Gawarecki H., Gawdzik Cz., Lublin, Warsz., 1959; Lublin 1317 - 1916, Lublin, 1967 (библ. с. 289 - 94).

ЛЮБЛИНСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ (Wyzyna Lubelska), возвышенность на Ю.-В. Польши, в междуречье Вислы и Буга. Поверхность-всхолмлённая увалистая равнина, расчленённая глубокими долинами рек (Вепш, Танев и др.) и оврагами. Преобладающие высоты 200- 300 м, на Ю.-до 390 м (гряда Розточе). Сложена преим. известняками и мергелями, перекрытыми лёссами. Большая часть Л. в. распахана; возделываются пшеница, сах. свёкла, хмель, табак. Леса (лиственные и буково-пихтовые), гл. обр. на Розточе. На Л. в.- гг. Люблин, Хелм.

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ 1569, соглашение об объединении Польши и Вел. княжества Литовского в одно гос-во-Речь Посполитую (польск. Rzeczpospolita, букв.- республика). Рассмотрение вопроса об унии началось в янв. 1569 в Люблине на общем сейме польск. и литов. феодалов. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польск. и литов. сеймов). Завершила начавшийся с Кревской унии 1385 процесс объединения обоих гос-в.

Л. у. предусматривала установление в Польше и Литве единообразного гос. устройства, общей ден. системы, общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, избираемый совместно польск. и литов. феодалами. Л. у. подтвердила присоединение к польск. короне части терр. Вел. княжества Литовского, объявляла Ливонию общим владением, отменяла взаимные пошлины. Как единое гос-во Речь Поспо-лита выступала и на междунар. арене. Вместе с тем Л. у. не ликвидировала полностью гос. обособленности Литвы: были сохранены особое законодательство и суды, отд. высшие адм. должности, казна, войско, офиц. языком остался русский (белорус.); в течение 17-18 вв. эти элементы государственности отмирали. Третьего мая 1791 конституция фактически ликвидировала остатки государственности Литвы,

Публ.: Akta unii Polski z Litwa.. 1385-1791, Krakow, 1932. А. И. Рогов.

ЛЮБЛИНСКИЙ Юлиан Казимирович [6(17). 11. 1798, село Люблинец, близ Новоград-Волынского, - 26.8(7.9).1873, Петербург], русский революционер, декабрист. Мелкопоместный шляхтич. В 1819 поступил в Варшавский ун-т. За связи с польскими революционерами был выслан на родину. В 1823 вместе с братьями Петром и Андреем Борисовыми основал Общество соединённых славян и участвовал в составлении его программных документов. В 1826 по делу декабристов приговорён к 3 годам каторги, к-рую отбывал в Нерчинских рудниках, затем жил на поселении в Иркутской губ. По амнистии 1856 вернулся на родину, в 1872 переселился в Петербург.

Соч.: Автобиография, в кн.: Литературное наследство, т. 60, кн. 1. М.. 1956, с. 245-54.

ЛЮБЛИНСКОЕ ВОЕВОДСТВО (Wojewodztwo Lubelskie), адм.-терр. единица на В. Польши, в междуречье Вислы и Буга. Пл. 24,9 тыс. км2. Нас. 2 млн. чел. (1973), в т. ч. 31% городского. Адм. ц.- г. Люблин.

Люблин. Старый город.

На севере Л. в.- вост. часть Мазо-вецко-Подляской низм., на Ю.- Люблинская возв. Большая часть терр. Л. в. распахана, участки хвойных и смешанных лесов. В 60-е гг. обнаружены крупные месторождения кам. угля (т. н. Люблинский басс.).

В годы нар. власти Л. в. стало инду-стриально-агр. р-ном (в 1970 вне с. х-ва было занято 55% населения). В пром-сти (133 тыс. занятых в 1972 против 33 тыс. в 1950) наибольшее значение имеют машиностроение (ок. 50 тыс.), особенно авто-(Люблин), авиа-, мотоциклетостроение (Свидник) и произ-во подшипников (Красник - Фабрычны). Развиты пищ. (сах., маслобойная, мясная), хим. (крупный азотно-туковый з-д в Пулавах), цем. (Хелм, Реёвец) отрасли.

С.-х. угодья занимают 71,5% территории, в т. ч.-56,5% пашня; леса - 22%. Гл. с.-х. культуры на С. и крайнем Ю.- рожь, картофель и лён, на возвышенности наряду с ними - пшеница и сах. свёкла, а также табак, конопля и хмель. Л. в. богато садами и ягодниками, особенно близ Люблина и вдоль Вислы. На С., вдоль канала Вепш-Кшна - мелиорированные луга. Поголовье (1972, млн. голов): кр. рог. скота - 1,0 (в т.ч. коров - 0,6), свиней-1,7, лошадей-0,3. Ю. В. Илинич.

ЛЮБЛЯНА (Ljubljana), город в Югославии, столица Социалистич. Республики Словения. Расположен в межгорной Люб-лянской котловине по обоим берегам р. Любляница, близ её впадения в р. Сава. 174 тыс. жит. (1971). Один из крупнейших экономич. н культурных центров страны. Крупный узел ж, д. и шоссе. Исторически развивался как торгово-трансп. и адм. центр. При народной власти в Л. получила развитие пром-сть. Среди отраслей пром-сти выделяются машиностроение и металлообработка (в т. ч. крупный з-д гидротурбин "Литострой", произ-во электротехнич. изделий, приборов и др.), текст., пищ., деревообр., химич. и полиграфич. пром-сть. В Л. находятся Словенская академия наук и искусств, ун-т, высшая пед. школа, Словенская филармония (осн. в 1702), Национальная и университетская библиотеки, Нац. и Современная галереи, Нац., Словенский этнографический и др. музеи.

В нач. 1 в. н. э. на месте Л. находился рим. лагерь, превратившийся затем в г. Эмона (разрушен в 5 в.). Первое упоминание словен. поселения Л. относится к 1144. Во 2-й пол. 13 в. Л. (нем. Лайбах) получила права города и стала адм. ц. Крайны, вместе с к-рой в 1335 перешла к австр. Габсбургам. С 60-х гг. 15 в. Л.-резиденция епископа. С 1809 ш. город Иллирийских провинций; после Венского конгресса 1814-15 снова перешла к Австрии. В 1821 в Л. проходил конгресс Священного союза (Лайбахский конгресс). В 19 - нач. 20 вв. Л. -центр словен. нац.-освободит, движения. С образованием в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) - столица Словении. В апр. 1941 оккупирована фаш. Италией, в сент. 1943 - нем.-фаш. войсками. В мае 1945 освобождена Нар.-освободит. армией Югославии.

Любляна. "Фонтан словенских рек" на Городской площади. 1751. Скульптор Ф. Робба.

От антич. города сохранились остатки укреплений, акведука, некрополя. Ист. ядро города - крепость Град на холме у реки Любляницы (осн. в 9 в.; перестроен в стиле барокко в 16-17 вв.; башня - сер. 19 в.). Архит. облик Л. определяется гл. обр. стилем барокко: Дворец епископа (16-18 вв.), церкви 17- 18 вв., собор св. Николая (нач. 18 в., арх. А. Поццо), ратуша (нач. 18 в., арх. Г. Мачек). Сооружения кон. 19 - нач. 20 вв. в духе эклектики (Оперный театр, здание Исполнит, веча) и стиля "модерн" (отель "Уньон"). В духе нац. романтики - стадион и университетская б-ка (оба здания - 1930-е гг., арх. И. Пленник). Постройки 50-60-х гг.- здание Нар. скупщины (арх. В. Гланц), спортивный зал "Тиволи" (арх. М. Божич), Дом печати (арх. Б. Коцмут), комплексы жилых и обществ, зданий.

Лит.: Stele F., Ljubljana, Ljubljana, 1940; М а 1 J., Stara Ljubljana in njeni ljudje. Ljubljana, 1957.

ЛЮБЛЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, один из старейших и крупнейших вузов Югославии. Осн. в Любляне в 1595-96 как иезуитский колледж, подвергался реорганизации в 1809-10 и 1919. В 1919 получил статус совр. ун-та. В 1972/73 уч. г. в состав Л. у. входили ф-ты: юридич., филос., экономич., естеств. наук и технологии, архитектуры, гражд. стр-ва и геодезии, инженеров электротехники, инженеров-механиков, мед., биологической технологии, социологии, политич. наук и журналистики. В Л. у. обучалось 11,6 тыс. студентов, работало около 300 профессоров. В нац. б-ке Словении и Л. у. (осн. в 1774) насчитывалось св. 800 тыс. тт. (1972).

ЛЮБОВИЧ Артемий Моисеевич [17(29). 10.1880-28.6.1938], участник революц. движения в России, советский гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Род. в Житомире в семье строительного десятника. Работал телеграфистом. Парт, работу вёл в Киеве, Бердичеве. В 1914 мобилизован в армию. С 1917 чл. Кронштадтского к-та РСДРП(б). Делегат 7-й (Апрельской) Всеросс. партконференции и 6-го съезда РСДРП(б), пред. 1-го объединённого Кронштадтского совета. Делегат 1-го Всеросс. съезда советов. В окт. дни 1917 комиссар Кекс-гольмского полка в Петрограде. После Окт. революции 1917 редактор "Известий Кронштадтского совета". В 1918-19 пред. ЦК Союза почтово-телеграфных работников, нач. связи в армии. В 1919- 1934 зам. наркома почт и телеграфов; в 1934-35 зам. наркома связи СССР; в 1935-37 пред. Госплана и зам. пред. СНК БССР. Делегат 7-го, 10-го, 15-го съездов партии.

ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этич. требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психо-логич. материалу Л., к-рой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., к-рой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только "похоже" на неё - от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса". "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою" (Гегель, Со ч., т. 13, М., 1940, с. 107).

Разработанная терминология различных типов Л. существовала в др.-греч. языке. "Эрос" - это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет "снизу вверх" и не оставляющая места для жалости или снисхождения. "Филиа" - это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. "Сторгэ" - это Л.-нежность, особенно семейная, "агапэ" - жертвенная и снисходящая Л. "к ближнему".

Осмысление Л. в мифе и древнейших системах философии берёт Л. как "эрос", видя в ней космич. силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифоло-гич. эпосе Гесиода как один из породите-лей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков. Для Эмпедокла вся история космоса - это противоборство Л. ("филиа") как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологич. - филос. учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греч. мысли в целом с её гилозоизмом. Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения - неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в ср.-век. философии и отразилось в заключит, стихе "Божеств, комедии" Данте: "Любовь, что движет солнце и светила"). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной "симпатии" вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее мн. мыслителей и поэтов Ренессанса и нового времени (вплоть до И. В. Гёте). Др. линия антич. философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге "Пир" чувств, влюблённость и эстетич. восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет к-рой - абс. Благо и абс. Красота (отсюда упрощённое житейское выражение "платоническая Л."). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об "эротич." пути к абсолюту типологически сопоставима с инд. мистич. доктриной о "бхакти" - экстатич. Л., представляющей собой один из 4 возможных путей просветления.

Но как в индийской традиции трансцендентные восторги "бхакти" стоят рядом с рассудочным и прагматичным гедонизмом "Камасутры" - необычного "учебника" любовных наслаждений, пытающегося дотошно систематизировать и "рационализировать" отношения мужчины и женщины, так и в культуре Др. Греции между плотским "эросом" и абстрактно-духовным "эросом" оставалось мало места для "души", для Л. к конкретному, живому, страдающему человеку, нуждающемуся в помощи, сострадании, уважении. Эллинская любовная лирика, достигшая необычайной тонкости в пла-стич. описаниях, как и в эгоцентрич. фиксации аффектов влюблённости, бессильна понять Л. между мужчиной и женщиной как противостояние, спор или гармонию двух личностей. Женщина, отказывающаяся быть простым орудием мужчины в семье или его игрушкой вне семьи, может выступить лишь как персонаж трагедии, наделённый чертами преступницы (Клитемнестра у Эсхила) или иноземки-ведьмы (Медея у Еврипида). С этим коренным пренебрежением к духовному миру женщины связано характерное для антич. Греции принципиальное предпочтение гомосексуальной Л., принимавшей самые различные формы (воинское товарищество, взаимоотношения духовного наставника и ученика и т. д.). По известному замечанию Ф. Энгельса, "...для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79). В этом отношении с Анакреонтом вполне солидарен Платон. Шаг вперёд делает римская любовная поэзия (Катулл, Тибулл, Проперций, эпизод Дидоны в "Энеиде" Вергилия), к-рая открыла в любимой женщине автономную личность, то пугающую своим загадочным своеволием, то вызывающая наряду с влюблённостью нежность и сострадание. Иронически задуманная попытка Овидия создать систематич. и кодифицированную "теорию" Л. оказалась началом традиции, пережившей расцвет в ср. века - эпоху схоластики и казуистики.

Христианство усмотрело в Л. как сущность своего бога (к-рый, в отличие от богов антич. религии, не только любим, но и сам любит всех), так и гл. заповедь человеку. Но это была совсем особая Л. ("агапэ"), не похожая ни на чувств, "эрос", ни на дружбу по выбору ("филиа"), ни на патриотич. солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, "все покрывающей" и безмотивной Л. к"ближ-нему" - не к "близкому" по роду или по личной склонности, не к "своему", но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику. Предполагалось, что именно такая Л. сможет побудить любящих принять все социальные дисгармонии на себя и тем как бы отменить их. Но если по отношению к людям предписана снисходящая "агапэ", то по отношению к богу христ. мистика вслед за языческой решается говорить о восторженном "эросе" (такое словоупотребление особенно характерно для неизвестного христ. неоплатоника V в., написавшего т. н. Ареопагитики, и для всей созданной им традиции).

Как христ. "агапэ", так и христ. "эрос" имели аскетич. характер. Для внеаске-тич. сфер жизни в позднее средневековье была разработана "куртуазная" теория Л. между мужчиной и женщиной из феод, среды: такая Л. находит себе место исключительно вне брака (как реальная связь или обожание издали), но подчиняется собств. законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфич. культ дамы прошёл через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки. Петрарка изъял традицию одухотворения Л. из сферы феод, быта, передав её образованным гор. кругам и соединив её с веяниями Возрождения. "Петраркизм" в Л. и любовной поэзии распространяется в Зап. Европе, вульгаризуясь до поверхностной моды на идеализированное чувство. Ренессанс проявляет интенсивный интерес к платоновской теории "эроса", восходящего от эстетики чувственного к эстетике духовного ("Диалоги о Л." Леоне Эбрео, 1501-02). Спиноза радикально переосмыслил схоластич. понятие "интеллектуальной Л. к богу", выведя его из контекста традиц. представлений о личном боге как субъекте, а не только объекте Л.: это центр, понятие "Этики" Спинозы означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной Л. из этих глубин. Философия энциклопедистов 18 в., полемизируя против аскетизма, подчёркивала радостную естественность чувства Л. и сопряжённый с ним "правильно понятый интерес" индивида (в духе концепции "разумного эгоизма"). Недооценивая присущие Л. возможности трагич. самоотвержения, она часто смешивала Л. со "склонностью" и "благожелательностью", а счастье с гедонистич. самоудовлетворением. Коррективы были внесены идущим от Ж. Ж. Руссо движением сентиментализма и "Бури и натиска", подготавливавшим романтизм, благодаря этому движению накануне и в эпоху Великой Франц. революции Л. была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей, воссоединяющий в стихийном единстве "то, что строго разделил обычай" (Ф. Шиллер). Представители нем. романтизма (Новалис, Ф. Шлегелъ, Ф. Баадер) и нем. классич. идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, молодой Гегель), возрождая платоновскую философию "эроса", толковали Л. как метафизич. принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. С этой гносеологизацией проблемы Л. у романтиков соседствует вникание в "тёмную", "ночную", иррацион. психологию Л., порой предвосхищающее психоанализ, и подчёркнуто глубокомысленное, философски разработанное возвеличивание чувств, стихии (напр., в "Лю-цинде" Ф. Шлегеля). Так романтич. идеал Л. колеблется между экзальтацией и аморализмом, сливая то и другое воедино; нем. романтика и общеевроп. "байронизм" предпринимают реабилитацию легендарного Дон Жуана как носителя тоскующей Л. к невоплощённому совершенству, во имя этой Л. разрешившего себе систематич. бесчеловечность к "несовершенным" возлюбленным. Эта сторона идеала романтиков была к концу 19 в. доведена до логического предела в доктрине Ф. Ницше о "Л. к дальнему" (в противоположность "Л. к ближнему"): здесь на место конкретной Л. к человеку, который есть, ставится внутренне пустая Л. к сверхчеловеку, которого нет. Важнейшая линия осмысления Л. на протяжении 19 в. связана с противопоставлением её "рациональному" буржуазному делячеству. В предельно обобщённом (и отвлечённом) принципе Л. для Л. Фейербаха лежит родовая сущность человека, подвергающаяся отчуждению и извращению во всех религиях мира. Нек-рые мыслители и поэты готовы искать "тепло", недостающее "холодному" и "бесполому", лицемерно-расчётливому миру коммерсантов, в чувств. Л. (мотив "реабилитации плоти", нашедший отголоски в движении Анфантена, у Г. Гейне и "Молодой Германии", в творчестве Р. Вагнера и т. п.). Другие, как Ч. Диккенс и Ф. М. Достоевский, противопоставляют эгоизму принципиальной бесчеловечности Л. как жалость и совесть, Л.-самопожертвование, к - рая "не ищет своего". Одновременно с этим в песси-мистич. философии 19 в. ставится задача "разоблачить" Л., что было спровоцировано экзальтацией романтиков и подготовлено их собств. "разоблачительст-вом". Для А. Шопенгауэра Л. между полами есть иллюзия, при помощи к-рой иррацион. мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода. На рубеже 19 - 20 вв. 3. Фрейд предпринял систематич. перевёртывание платоновской доктрины Л. Как и Платон в "Пире", Фрейд постулирует принципиальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни; но если для Платона одухотворение "эроса" означало его приход к собств. сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание "подавляемого" полового влечения ("либидо"). Единственно реальным аспектом Л. (притом всякой, не только половой Л.) объявлен биологический, к нему и предлагается сводить без остатка всё богатство проявлений Л. и творчества. После Фрейда западно-европ. идеализм предпринимает ряд попыток восстановить понимание Л. как пути к глубинной истине и одновременно самой этой истины. В "философии жизни"Л. выступает в качестве одного из синонимов самой "жизни", начала творческой свободы и динамики (так у А. Бергсона понятие "порыва Л." непосредственно соотнесено с ключевым понятием "жизненного порыва"). Поскольку, однако, Л. не сводится к своим стихийным аспектам и не может быть лишена личностного характера, метафизика Л. являлась для многих одним из способов перейти от "философии жизни" к персонализму и экзистенциализму. В этом отношении показательна фигура М. Ше-лера, видевшего в Л. акт "восчувствова-ния ценности", благодаря к-рому личность входит в духовное пространство свободы, характеризующей ценностный мир, и впервые по-настоящему становится личностью. Л. есть для Шелера не только единственный модус отношения к "ценностям", но единственный способ познания "ценностей". Мотив абсолютной свободы Л. в смысле её недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер, Г. Марсель) говорят о Л, как спонтанном прорыве из мира "оно" в мир "ты", от безличного "иметь" к личностному "быть". Вся эта философия Л. развёртывается на фоне острой и достаточно безнадёжной критики "отчуждённого", безличного и безлюбого мира капиталистич. цивилизации, стоящего под знаком "иметь".

Протест против этого "холодного" мира во имя какого-то "тепла", хотя бы и "звериного", часто облекается на Западе в противоречивую форму т. н. сексуальной революции. Постоянно соседствуя с антиконформистскими, антивоенными и антирасистскими настроениями, она, однако, сама есть выражение отчуждения и стимулирующий фактор легального коммерческого эротизма. С. С. Аверинцев.

В марксистской философии Л. трактуется в контексте диалектико-материалистич. понимания личности, её духовного мира, соотношения с обществом. Само понятие личности нельзя мыслить вне её эмоцион. жизни, одним из важнейших компонентов к-рой является Л., проявляющаяся в форме переживания, душевного волнения, оценочного отношения и избират. активности личности. Во всём многообразии своих форм Л. непосредственно и глубоко затрагивает существенные стороны жизни не только каждого человека, но и общества в целом, выражая собой социально-групповую и общечеловеческую солидарность и будучи источником преданности и даже героизма. Л. с её противоречиями, драматич. коллизиями является постоянной темой мирового искусства и литературы, нар. творчества.

Л. есть достояние общественно развитого человека. Она имеет свои биологич. предпосылки у животных, выражающиеся в родит, и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. История общества, социально-трудовая деятельность, общение, искусство подняли эти биологич. инстинкты до уровня высшего нравств.-эстетич. чувства подлинно человеч. Л. Л. есть переживание, всегда детерминированное внешним воздействием, к-рое преломляется через внутренние условия духовной жизни человека, а также через инстинктивные потребности и влечения. Половая Л., по Марксу, есть своеобразное мерило того, в какой мере человек в своём индивидуальном бытии является общественным существом. В результате процесса социализации, приобщения к исторически сложившейся культуре, на основе выработанных в обществе норм и ценностей человек и любит и находит способы удовлетворения этого чувства. Вместе с тем Л. носит глубоко личностный характер. Люди различаются не только по тому, как они любят, но и как они проявляют это чувство. Л. индивидуальна и в каком-то смысле уникальна, отражая неповторимые черты жизненного пути каждого человека, быт и нравы народа, своеобразие определённой культуры, положение определённой социальной группы и т. п. "...Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви" (Толстой Л. Н., Собр. соч., 1952, т. 8, с. 148). Вместе с тем в этом чувстве у всех людей есть и нечто общее, что и даёт возможность говорить о Л. в предельно обобщённой форме.

Известно, что структура эмоцион. жизни сменяется в соответствии со сменой историч. эпох. В связи с этим видоизменяется и чувство Л., к-рое несёт на себе и печать классовых отношений, и преобразование самой личности как носителя этого чувства, изменение ценностных ориентации. К. Маркс отмечал, что не только обычные пять чувств, но и т. н. духовные чувства, практические чувства (любовь, воля и т. д.), од