БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ним словом, человеческие чувства, человечность органов чувств возникают только благодаря бытию их предмета, благодаря очеловеченной природе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, с. 593- 594). Ф. Энгельс характеризовал Л. в совр. её форме индивидуально-изби-рат. чувства как сложный продукт длит. истории. "Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу... Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79-80). Специфич. характеристикой Л. является и избират. активность личности, и относит, самозабвение, и бескорыстная самоотдача, и идеализация объекта Л.

Духовная близость в Л. ощущается как постоянное мысленное взаимное общение, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в постоянном соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. Л. есть сложная динамическая ин-теллектуально-эмоционально-волевая система, состоящая из множества меняющихся элементов. Испытывая чувство Л., человек переживает нежность, страсть, желание верности, тревогу и страх, ревность, гнев, радость и пр. В противоположность мимолётному, быстро преходящему чувству увлечения истинная Л. предполагает глубину переживаний, отличается полнотой своего проявления и цельностью, нераздельностью, "недробимостью".

Л. не обязательно предполагает взаимность. "Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она - несчастье" (М арке К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 620). Л. выявляется в её устремлённости не просто на существо иного пола, а на личность с её уникальностью, которая выступает как нечто необычайно ценное благодаря своим эмоционально-волевым, интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам, как бы восполняющим то, чего "не хватает" любящему человеку. Индивидуальности с их природными и духовными различиями, дополняя друг друга, образуют нечто целое. У Л. нет однозначной объективной ценности, непререкаемой для всех. Один и тот же человек может служить объектом и Л., и ненависти или даже презрения со стороны не только разных людей, но даже одного и того же человека в разное время и в разном состоянии. Ценность объекта Л. определяется его значением для данной личности, для её потребностей, интересов и идеалов, что и создаёт условия для актуализации механизмов Л. Л. общественно развитого человека носит в целом сознат. характер, вместе с тем подчиняясь и власти бессознат. побудит, сил, к-рые выражают себя и в самом факте рождения этого чувства, и в выборе объекта Л., ив формах своего проявления, хотя в последнем власть разума мощнее. Как избирательное, свободное и вместе с тем органически принудит, выражение природных и духовных глубин личности, Л. ни в своём возникновении, ни в угасании не "программируется" разумом и волей, хотя и находится под их контролем.

Л. включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения "живой плоти" и даже немыслима без них ни в своём генезисе, ни по существу. Однако в своих высших проявлениях и плотское начало в Л. обретает черты подлинной красоты и связано с эстетич. наслаждением. Мать любуется своим младенцем, а любящая - возлюбленным. Л. к идее, к творчеству, к родине может также доставлять интеллектуальное, нравственное и эстетич. наслаждение. В СССР в 1920-е гг. получила нек-рое распространение концепция т. н. свободной Л., против к-рой резко выступил В. И. Ленин: "Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Эта теория стала злым роком многих юношей и девушек... Я считаю знаменитую теорию „стакана воды" совершенно не марксистской и сверх того противообщественной. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесённое культурой, будь оно возвышенно или низко... Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ? Но важнее всего общественная сторона. Питьё воды дело действительно индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу" ("Воспоминания о В. И. Ленине", т. 2, 1957, с. 483- 484).

Л. играет огромную воспитат. роль, оказывая облагораживающее влияние на формирование личности и в филогенезе, и в индивидуальном развитии человека. Это чувство способствует осознанию личностью самой себя, развитию её духовного мира, вызывает порывы к самосовершенствованию, делает личность более богатой, содержательной.

Л.- великое украшение человеч. жизни. Она сыграла и играет огромную роль в становлении и развитии искусства, к-рое в свою очередь всеми своими средствами опоэтизировало Л., придало ей характер чего-то величественного, возвышенного, благородного. Л. составляет нравств. основу брачных отношений (см. Семья). А. Г. Спиркин.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] И. Ф. Арманд 24 января 1915, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 54-57; Бебель А., Женщина и социализм, пер. с нем., М., 1959; Стендаль, О любви, Собр. соч., пер. с франц., т. 4, М., 1959; Соловьёв В. С., Смысл любви, Собр. соч.. т. 7, СПБ, 1914; Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви, СПБ, 1912; Лосев А. Ф., Эрос у Платона, в сб.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. 1891 -1916, М., 1916; Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Фрейд 3., Очерки по психологии сексуальности, М., 1923; Scheler M., Das Wesen und die Formen der Sympathie, Bonn, 1931; Fromm E., The art of loving, N. Y., 1962; M a i,s-onneuve J., Psycho-sociologie des affinites, P., 1966; Theories of attraction and love, ed. by B. J. Murstein, N. Y.,1972; Wien-old H., Kontakt, Einfuhrung und Attraktion, Stuttg., 1972.

ЛЮБОМИРОВ Павел Григорьевич [12(24).4.1885, с. Ивановка Саратовской губ.,-7.12.1935, Москва], советский историк. В 1910 окончил Петерб. ун-т; в 1915-17 приват-доцент ун-та. В 1920- 1930 проф. и зав. кафедрой рус. истории Саратовского ун-та. В 1932-35 работал в науч. учреждениях и вузах Москвы (Гос. историч. музей, Моск. ин-т философии, лит-ры и истории, Историко-архивный ин-т). Гл. область исследований- социально-экономич. история России 17-18 вв. Работы Л. по истории рус. пром-сти 17 - нач. 19 вв. и монография, статья "Крепостная Россия XVII и XVIII вв." ("Энциклопедич. словарь „Гранат"", т. 36, в. 3) содержат обширный фактич. материал для изучения генезиса капитализма в России. Ряд работ Л. посвящён рус. обществ, мысли 18 в. (А. Н. Радищев, М. М. Щербатов), расколу и старообрядчеству.

Соч.: Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613гг., М., 1939; Очерки по истории русской промышленности XVII, XVIII и начала XIX в., М., 1947.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 3, М., 1963.

ЛЮБОМЛЬ, город (с 1939), центр Любомльского р-на Волынской обл. УССР. Ж.-д. станция на линии Ковель - Ягодин. Маслодельный з-д. Предприятия местной пром-сти. Мед. училище. Краеведч. музей.

"ЛЮБОМУДРЫ", участники лит.-филос. кружка "Общество любомудрия", существовавшего в Москве в 1823-25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и др. Кружок носил преим. филос. характер. "Л." изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, нем. натурфилософов Л. Окена, И. Гёрреса и особенно Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианского принципа "тождества" предпринимались попытки создания цельной филос. системы, приводящей "все случаи или все частные познания человека к одному началу" (Веневитинов). В области эстетики "Л." выступали против эмпиризма и "критики вкусов", доказывая необходимость "единства теории изящного" (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Практич. реализации этих идей должен был служить филос.-лит. журнал, программа к-рого изложена в статье Веневитинова "Несколько мыслей в план журнала" ("О состоянии просвещения в России"), прочитанной на заседании кружка. Филос. умонастроение сочеталось у многих "Л." с либерально-политич. ориентацией: Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов "пел свободу" ("Песнь грека", стихи на смерть Байрона и т. д.), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе "Мнемозина". Перед восстанием 14 дек. 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения франц. "политич. писателей" оттеснили "с первого плана" нем. философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, "Л." распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство "Л." объединилось вокруг журн. "Московский вестник". Кружок <Л>, сыгравший заметную роль в разработке на рус. почве идеалистич. диалектики и филос. теорий иск-ва, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского, В поэзии "Л." содействовали развитию филос. лирики, с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистич. метафоричность и т. д.

Лит.: Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; Пятковский А. П., Князь В, Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в кн.: Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, Л., 1969; Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969; Мu11еr Е., Russischer Intellekt in europaischer Krise. I. V. Kireevskij, Koln - Graz, 1966. Ю. В. Манн.

ЛЮБОТИН, город (с 1938) в Харьковском р-не Харьковской обл. УССР, в 25 км к 3. от Харькова. Крупный ж.-д. узел (линии на Харьков, Сумы, Полтаву). 37 тыс. жит. (1972). Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. Спиртовой, хлебозавод, кирпичный з-д; хлопчатобумажная ф-ка. Совхоз "Любо-тинский" плодово-ягодного направления.

ЛЮБОХНА, посёлок гор. типа в Брянской обл. РСФСР. Расположен на р. Болва (приток Десны). Ж.-д. станция на линии Брянск - Вязьма, в 25 км к С. от Брянска. Чугунолитейный з-д (отопит, радиаторы и др.).

ЛЮБЧА, посёлок гор. типа в Новогруд-ском р-не Гродненской обл. БССР, на р. Неман, в 49 км от ж.-д. ст. Новоельня (на линии Барановичи-Полесские - Лида). Сыродельный з-д, хлебокомбинат. Произ-во колбасных изделий.

ЛЮБЧЕНКО Панас Петрович [2(14).1. 1897-29.8.1937], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в дер. Кагарлык Полтавской губ., ныне Киевской обл., в семье крестьянина. Окончил воен.-фельдшерскую школу в Киеве в 1914. С 1913 входил в левое крыло Украинской партии эсеров. В годы 1-й мировой войны 1914-18 вёл революц. пропаганду среди солдат в действующей армии. В 1917 чл. Киевского совета. С 1918 чл. партии "Боротьби-стов"; в 1920 после самороспуска этой партии принят в КП(б)У с зачётом стажа. В 1918 чл. Киевского подпольного ревкома, затем исполкома Киевского совета. В 1920-22 зам. нач. политотдела 2-й Конной армии, пред. Черниговского, затем зам. пред. Донецкого губисполкомов. В 1922-26 пред, правления с.-х. кооперации Украины, пред. Киевского губ-исполкома.В 1927-34 секретарь ЦК КП (б)У, канд. в чл. Политбюро ЦК КП(б)У. Одновременно с 1933 зам., с 1934 пред. СНК УССР. Делегат 15-17-го съездов ВКП(б), на 17-м-избран канд. в чл. ЦК ВКП(б). Чл. ЦИК СССР. Награждён орденом Ленина.

Лит.: Бачинський П. П., П. П. Любченко, К., 1970.

ЛЮБЫТИНО, посёлок гор. типа, центр Любытинского р-на Новгородской обл. РСФСР. Расположен на р. Мета (басс. оз. Ильмень). Ж.-д. станция на линии Неболчи - Окуловка, в 256 км к С.-В. от Новгорода. 3-ды минеральных красок и льнообрабат., инкубаторно-птицеводч. станция.

"ЛЮД ПОЛЬСКИЙ" (Lud polski), наименование ряда политич. орг-ций левого крыла польск. эмиграции в Великобритании. "Л. п." 1835-46 - 1-я польская революц.-демократич. орг-ция. Основана революц.-демократич. группами, вышедшими в 1835 из-за программных разногласий из Польского демократического общества (ПДО). Состояла из 3 громад (общин): "Грудзёндз" (в Портсмуте), гл. ячейка "Л. п." "Умань" (на о. Джерси), "Прага" (в Лондоне). Идеологи "Л. п." - С. Ворцель и Т. Кремповецкий. "Л. п." выступал за уничтожение путём крест, революции феодализма, сословного неравенства, частной собственности на землю. После Краковского восстания 1846 "Л. п.", признав важнейшей задачей объединение демократич. сил, самораспустился, члены "Л. п." вошли в ПДО.

В 1853-56 "Л. п." был воссоздан на прежних идеологич. позициях деятелями 1-го "Л. п." - Я. Крыньским и 3. Свен-тославским. Основная ячейка "Л. п." - "Революц. громада Лондон" установила тесный контакт с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. В нач. 60-х гг. прекратила активную деятельность. Нек-рые чл. орг-ции участвовали в подготовке Польского восстания 1863-64.

В 1872 старые деятели "Л. п." - Я. Крыньский, Л. Оборский и представители "молодой эмиграции"-участники Польского восстания 1863 - 64 и Парижской Коммуны 1871 В. Врублевский, Яр. Дом-бровский и др. вновь создали "Л. п.". "Л. п." поддерживал контакты с К. Марксом и Ф. Энгельсом, с рус. народниками-эмигрантами. После 1876 деятельность "Л. п." замерла.

Лит.: Энгельс Ф., Эмигрантская литература, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; его же, За Польшу, там же; Temkinowa H., Gromady Ludu polskiego, [Warsz.], 1962; Воrеjsza J. W., W kregu wielkich wygnancow (1848-1895), [Warsz.], 1963. И. С. Миллер.

"ЛЮД ПОЛЬСКИЙ" (Lud polski), название, принятое немногочисл. интеллигентской по составу группой, созданной в 1881 в Швейцарии польск. эмигрантами во главе с Б. Лимановским. Эта группа положила начало социал-патриотич. течению в польск. социалистич. движении, являлась идеологич. и организац. предшественником Польской социалистической партии.

ЛЮДВИГ (Ludwig) Карл Фридрих Вильгельм (29.12.1816, Витценхаузен,-24.4. 1895, Лейпциг), немецкий физиолог. Окончил Марбургский ун-т (1839), проф. этого ун-та (с 1846). Проф. ун-та в Цюрихе (с 1849), Военно-мед. академии в Вене (с 1855). С 1865 возглавлял Ин-т физиологии в Лейпциге. Л. предложил физич. теорию мочеотделения (1846), открыл секреторные нервы слюнных желез (1851), исследовал деятельность сердечно-сосудистой системы, изучал газообмен. Совм. с рус. физиологом И. Ф. Ционом открыл центростремительный ("депрес-сорный") нерв, отходящий от дуги аорты, и показал его роль в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы (1866).

Создал крупнейшую школу физиологов; в его лабораториях работали и рус. учёные - И. М. Догель, Ф. В. Овсянников, Н. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.

Соч. в рус. пер.: Руководство к физиологии человека, т. 1, в. 1-2, К., 1861 - 64. К. А. Лонге.

ЛЮДВИГ (Ludwig) Отто (12.2.1813, Эйсфельд,- 25.2.1865, Дрезден), немецкий писатель. В драме "Наследственный лесничий" (1850, изд. 1853) реалистич. изображение характеров и социальной среды сочетается с элементами "трагедии рока". Попытки Л. создать историч. монументальную драматургию были мало успешны (трагедия "Маккавеи", 1854). Реалистич. тенденции отчётливее проявились в повести "Между небом и землёй" (1856) и рассказах Л., рисующих жизнь мещан и ремесленников Тюрингии. Определённый вклад в теорию драмы представляют "Этюды о Шекспире" Л. (изд. 1871).

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-6, Lpz., 1891; Samtliche Werke, hrsg. von P. Mer-ker, Bd 1-6, Munch.- Lpz., 1912 - 22.

Лит.: М e p и н г Ф., Отто Людвиг, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 2, М. - Л., 1934; Меуer A., Die asthetischen Anschauungen Otto Ludwigs, Winterthur, 1957.

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ", философское произведение Ф. Энгельса, посвящённое вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретич. источников - классической нем. философии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематич. изложение основ диалектич. и историч. материализма. Написано в нач. 1886 по поводу книги дат. философа К. Н. Штарке "Людвиг Фейербах" (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с "Манифестом Коммунистической партии" и "Анти-Дюрингом" "Л. Ф. ..." является "...настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 43).

В 1-й гл. книги, говоря о филос. революции в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классич. нем. философии и всего прежнего филос. развития, как один из теоретич. источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революц. и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектич. методом и догматич. системой, он показывает, что её ист. значение и революц. характер заключались в разработке диалектики.

Во 2-й гл., раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль обществ, практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизич. материализма, он характеризует ограниченность франц. материализма 18 в.: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й гл. подвергается критике идеалистич. понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике. 4-я глава содержит очерк осн. положений диалектич. материализма и в особенности материалистич. понимания истории. Возникновение диалектич. материализма явилось революц. переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистич. диалектику и материализма в диалектич. материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистич. диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличит, черту обществ, развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, к-рые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт филос. анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

"Л. Ф. ..." был первоначально напечатан в теоретич. журнале герм, социал-демократии "Die Neue Zeit" (Штутгарт, 1886, № 4-5), а затем издан отд. брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февр. 1888) и с приложением "Тезисов о Фейербахе" К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в петербургском журн. "Северный вестник" (№ 3-4) под назв. "Кризис философии классического идеализма в Германии" был напечатан рус. перевод Г. Ф. Львовича с многочисл. отступлениями от текста оригинала. В 1892 в Женеве группа "Освобождение труда" издала полный рус. перевод Г. В. Плеханова, 2-е изд. с его предисловием вышло там же в 1905. В 1894 в парижском журн. "L'Ere nouvelle" (№ 4-5) был напечатан франц. перевод Л. Лафарг, просмотренный Ф. Энгельсом. В 1892 в Болгарии вышел болг. перевод (с русского), в 1899 во Львове укр. перевод, в 1902 в Риме итал. перевод, в 1903 в Чикаго англ, перевод. "Л. Ф. ..."- одно из наиболее распространённых произведений марксизма, издавался почти во всех европ. и во мн. др. странах на десятках языков. В СССР "Л. Ф. ..." был издан отд. книгой 121 раз на 33 языках (народов СССР и иностр.) общим тиражом 4806 тыс. экз. (данные на 1 янв. 1971).

Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] И. Блоху, 21-22 сент. 1890, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 37, с. 396; его же, [Письмо] В. Я. Шмуйлову, 7 февр. 1893, там же, т. 39, с. 22; его же, [Письмо] В. Боргиусу, 25 янв. 1894, там же, с. 176; Плеханов Г. В., Письмо Ф. Энгельсу, 25 марта 1893, в кн.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967, с. 648 - 649; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 43 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 351); Розенталь М., О произведении Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1952; Баллер Э. А., Произведение Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии",

М., 1960; Билецкий E. E., У истоков марксистской философии, М., 1965; Покровская В. И. и СвинцовВ. И., О работе Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии", М., 1965. Г. А. Багатурия.

ЛЮДВИГС-КАНАЛ (Ludwigskanal), судоходный канал на юге ФРГ, в земле Бавария. Соединяет р. Майн с р. Альт-мюль (приток Дуная), входит в состав водного пути, связывающего басе. pp. Рейна и Дуная. Построен в 1836-45. Дл. 172 км. Многочисл. шлюзы. Пропускная способность канала невелика. На Л.-к. расположены гг. Нюрнберг, Фюрт, Эрланген, Бамберг.

ЛЮДВИГСХАФЕН (Ludwigshafen), город и порт в ФРГ, на левом берегу Рейна, в земле Рейнланд-Пфальц. 176,3 тыс. жит. (1971). Вместе с г. Мангейм (с к-рым соединён мостом) Л. образует пром. агломерацию. Л.- важный трансп. узел. Грузооборот порта 12,7 млн. т (1970). Л.- один из гл. центров хим. пром-сти страны: крупнейшие в стране химич. комбинат "Бадише анилин-унд сода-фабрик АГ" и нефтехимич. комбинат (является поставщиком полупродуктов для значит, части предприятий синтетич. волокон ФРГ, а также Франции). Имеются машиностроение и металлургия, специализирующиеся в основном на произ-ве химич. оборудования и арматуры; стекольная и пищевкусовая пром-сть.

ЛЮДВИНСКАЯ Татьяна Фёдоровна [р. 5(17).5.1887, м. Тальное, ныне Черкасской обл.], активный участник революц. движения. Чл. Коммунистич. партии с 1903. Род. в семье мелкого торговца. С 1900 работница трикот. мастерской в Умани. С 1903 вела парт, работу в Одессе, в 1905-07 чл. Одесского к-та РСДРП. В 1907-09 чл. Петерб. к-та партии. Подвергалась репрессиям. В 1911-17 в эмиграции, чл. к-та и секретарь Парижской секции большевиков. В мае 1917 приехала в Петроград, затем работала в Богородском (Ногинск) укоме РСДРП(б), в октябре - чл. ВРК Сущёвско-Марьинского р-на Москвы. После Окт. революции 1917 чл. МК РКП(б) и Моссовета. С 1920 в Сокольническом, затем в Краснопресненском райкомах партии. В 1925-26 секретарь Ярославского горкома ВКП(б). В 1927-31 зав. кабинетом партработы МК ВКП(б). С 1930 чл. Президиума Всесоюзного об-ва старых большевиков. Делегат 8, 10, 14-го съездов партии. С 1936 персональный пенсионер. Награждена 2 орденами Ленина.

С о ч.: В Териоках и в Париже, в сб.: Воспоминания о В. И. Ленине, т. 1, M. 1956; Незабываемое, в кн.: Рядом с Лениным. Воспоминания о Н. К. Крупской, М., 1969; Великий, близкий, простой, М., 1969.

ЛЮДЕВИТА ПОСАВСКОГО ВОССТАНИЕ 819-823, восстание посавских хорватов в союзе со словенцами и тимочанами под предводительством князя Посавской Хорватии Людевита (Ljudevit) против власти франков. Походы франкских феодалов и их союзника - князя Далматинской Хорватии Борны - против повстанцев в 819-821 были безуспешными (в 820 было подавлено лишь восстание словенских племён). После убийства Людевита в 823 сторонниками Борны франкам удалось подавить восстание. Однако Л. п. в. подорвало основы франкского господства в Посавской Хорватии.

ЛЮДЕНДОРФ (Ludendorff) Эрих (9.4. 1865, Крушевня, близ Познани,-20.12. 1937, Тутцинг, Бавария), немецкий воен. и политич. деятель, генерал пехоты (1916). Род. в помещичьей семье. Окончил кадетский корпус (1881). С 1894 служил в Генштабе. В 1908-12 нач. оперативного отдела Генштаба. В период 1-й мировой войны 1914-18 сначала обер-квартирмейстер 2-й армии, с 23 авг. до нояб. 1914 - нач. штаба 8-й армии, нач. штаба Вост. фронта (с нояо. 1914) и 1-й ген.-квар