БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381я чёткой планировкой, ясной и гармоничной объёмно-прост-ранств. композицией. Активно участвовал в решении проблемы стандартизации стр-ва, вместе с тем стремился (особенно в послевоенные годы) связать принципы рационализма с творческим освоением исторически сложившихся архитектурных стилей. Осн. работы: в пригородах Парижа - школьный комплекс им. К. Маркса в Вильжюиве (1931-33), реконструкция р-на Сен-Дени (1946- 1962), жилой комплекс в Блан-Ме-ниле(1950-67); реконструкция г. Мобёж, деп. Нор (1945-63); близ Нанси- санаторий Лей-Сен-Кристоф (1956), жилой массив в Сен-Максе (1958-67). В 1934- 1937 работал в СССР (неосуществлённые проекты больничных комплексов для Москвы, Смоленска и Горького).

А. Люрса. Школьный комплекс им. К. Маркса в Виль-жюиве, близ Парижа. 1931-33.

Соч.: Formes, compositions et les lois d'harmonie, v. 1-5, P., 1953-57; Euvres recentes, P., 1961.

ЛЮРСА (Lurcat) Жан (1.7.1892, Брюйер, Вогезы,- 6.1.1966, Сен-Поль-де-Ванс, Приморские Альпы), французский живописец, автор картонов для ковров, возродивший во Франции искусство ковроделия. Брат А. Люрса. В основном самоучка. Обращаясь к традициям франц. гобелена ив то же время разделяя общестилистич. искания совр. декоративного иск-ва, Л. стремился к созданию повышенно-патетич., фантастико-символич. образов ("Песнь мира", 1957-63, муниципалитет г. Анже). В коврах Л. (с их контрастами сияющих, чистых и приглушённых, тёмных красок, дробными формами и ломкими, дрожащими контурами) сплетаются в единое орнаментальное целое человеческие фигуры, причудливые формы растит, и животного мира, надписи, геральдич. знаки, порождая разнообразные ассоциации. Лучшие ковры Л. выполнены на ф-ке в Обюссоне. Л. известен также как иллюстратор, керамист, театр, художник.

Ж. Л ю р с а. Шпалера "Воин". 1950-е гг. Фрагмент.

Лит.: Roy С., Jean Lurcat, Gen., 1957; Tapisseries du Chant du monde. Textepreface de J. Lurcat, Annecy, 1963.

ЛЮ СЕ (второе имя - Я н ь - x э) (ок. 465, пров. Шаньдун,- ок. 522), китайский теоретик литературы. Был наставником наследника престола. Перед смертью постригся в монахи. Его кн. "Резной дракон литературной мысли" - классич. произв. кит. литературы; Л. С. подробно анализировал жанры и стили изящной словесности в их развитии (в т. ч. нар. песни, доклады, некрологи, летописи). В единстве чувства и его словесного выражения Л. С. утверждал примат содержания над формой. Много внимания он уделял проблемам вдохновения и творч. фантазии, ритмике, композиции, изобразит, средствам, языку произведения. Книга Л. С. на протяжении всего средневековья оставалась непререкаемым авторитетом в области литературоведения. Сохранился также его религ.-филос. трактат "Об искоренении заблуждений".

Соч.: Вэнь син дяо лун чжу (с коммент. Фань Вэнь-ланя), Пекин, 1959; The literary mind and the carving of dragons, N. Y., 1959.

Лит.: Лисевич И. С., Вопросы формы и содержания в ранних китайских поэтиках, "Народы Азии и Африки", .1968, № 1: Т 6 k e i F., Genre theory in China in the 3-rd - 6-th centuries, Bdpst, 1971. И. С. Лисевич.

ЛЮСОН, самый большой остров Филиппинского архипелага; см. Лусон.

ЛЮСТЕРНИК Лазарь Аронович [р. 19(31).12.1899, Здуньска-Воля, ныне в Польше], советский математик, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Моск. ун-т (1922), с 1931 проф. там же. Впервые (1926) применил метод конечных разностей к решению задачи Дирихле. Совм. с Л. Г. Шнирельманом начал применять топологич. методы в анализе, доказал теорему о трёх геодезических. Работает также в области функционального анализа и вычислительной математики. Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.

Лит.: Лазарь Аронович Люстерник, "Успехи математических наук", 1960, т. 15, в. 2; 1970, т. 25, в. 4 (имеется список трудов Л.).

ЛЮСТР (франц. lustre - глянец, блеск, от лат. lustro - освещаю), пигмент для росписи керамических изделий поверх обожжённой глазури, к-рый в результате восстановительного муфельного обжига проявляется на поверхности предмета в виде металлического или перламутрового отблеска и усиливает живописный эффект декора благодаря богатой цветовой гамме золотистых, коричневато-оливковых, медно-красных, фиолетовых и др. тонов.

Художеств, керамика с росписью Л. появляется в кон. 8-9 вв. в Египте (Фу-стат), Сирии (Ракка), Ираке (Самарра) и Иране (Сузы). Высокого расцвета достигают в 10-12 вв. егип., а в 11-14 вв. Иран. Л. (облицовочные плитки, посуда с орнамент, росписями, включающими изображения людей и животных), оказавшие влияние на развитие испано-мавританских Л. 13-15 вв. и итал. майолики 15-16 вв., покрытой Л. Л. широко применяется в сов. и зарубежной художеств, керамике.

ЛЮСТРАЦИИ (польск., ед. ч. lustracja, от лат. lustrum - податной или фискальный период), периодич. описи гос. иму-ществ с целью определения их доходности; проводились с 1562 до кон. 18 в. в Польше, а в 1778-1876--рус. пр-вом в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине. Фиксировали численность податного населения, его имуществ. положение и повинности, состав и ценность зем. угодий, доходы с арендных статей. С 1867 в зап. губерниях Российской империи действовали люстрационные комиссии, в задачу к-рых входила проверка правильности инвентарей государственных имений и отвода земель государственным крестьянам.

Лит.: Архив Юго-Западной России, ч. 7, т. 2-3, К., 1890-1905.


ЛЮСТРАЦИИ (от лат. lustratio - очищение посредством жертвоприношения), религиозно-магич. обряды, к-рые, по представлениям верующих, охраняют от болезней и др. бедствий. У многих народов сверхъестественная очищающая сила приписывалась прежде всего огню; было широко распространено окуривание людей, скота, жилища факелом, зажжённым от "живого огня" (добытого трением), а позже - от свечей, зажжённых в церкви в четверг на страстной неделе или во время венчания. От Л. происходит также обычай прыгать через костёр в ночь под Ивана-Купалу. Очищающая сила приписывалась также воде, соли, железу.

ЛЮТВИЦ (Luttwitz) Вальтер [2.2.1859, Крёйцбург в Верх. Силезии,- 22.9. 1942, Бреслау (Вроцлав)], немецкий вссн. деятель, генерал. В период 1-й мировой войны 1914-18 командовал армейским корпусом. Возглавлял войска, введённые в янв. 1919 с.-д. пр-вом в Берлин и подавившие восстание революц. рабочих. После этого стал главнокомандующим армией. В марте 1920 чместе с крупным помещиком В. Каппом возглавил контр-революц. мятеж (см. Капповский путч 1920), потерпевший поражение вследствие сплочённости и единства действий нем. пролетариата. С провалом путча был уволен в отставку.

ЛЮТЕИНИЗИРУЮЩИЙ ГОРМОН (от лат. luteus - жёлтый), ЛГ, или гормон, стимулирующий интерстициальные клетки, один из гонадотропных гормонов, вырабатываемых передней долей гипофиза. По химич. природе гликопротеид, фи-зич. и химич. свойства к-рого различны у разных видов животных (мол. масса Л. г. овцы - 40 000, свиньи - 100 000). У самок Л. г. стимулирует рост фолликулов на стадиях, предшествующих течке и овуляции, самую овуляцию, а также образование жёлтого тела. У крыс и морских свинок при недостаточности Л. г. наблюдается непрерывная течка, вызванная аномальным увеличением фолликулов, не подвергшихся овуляции. Для осуществления влияния Л. г. на яичник необходимо предварительное действие на последний фолликулостимулирующего гормона (ФСГ). Овуляция, вызываемая Л. г., зависит от стадии развития фолликула; при этом важно не только время действия Л. г., но и оптимальное соотношение обоих гормонов. Так, у кошек и кроликов наиболее эффективное, отношение Л. г. и ФСГ - 1 : 100. У самцов Л. г. стимулирует интерстициальную ткань семенника и секрецию мужского полового гормона - тестостерона. В. М. Самсонова.

ЛЮТЕИНОВЫЕ КЛЕТКИ (от лат. luteus - жёлтый), эпителиальные железистые клетки, образующие наружный слой жёлтого тела. Развиваются из клеток граафова пузырька обычно после выпадения из него яйцеклетки - овуляции. Протоплазма Л. к. содержит пигмент липидной природы - лютеин, относящийся к липохромам. Л. к. вырабатывают гормон жёлтого тела - прогестерон. При обратном развитии жёлтого тела во второй половине беременности, а также перед течкой у самок животных и менструацией у женщин Л. к. распадаются.

ЛЮТЕОТРОПНЫЙ ГОРМОН (от лат. luteus - жёлтый и греч. tropos - поворот, направление), ЛТГ, лактогенный гормон, пролактин, маммотропин, один из гормонов, вырабатываемых передней долей гипофиза. Необходим гл. обр. для отделения молока молочными железами-лактации. У крыс стимулирует также функционирование жёлтого тела (отсюда назв.). Л. г. в значит, степени ответствен также за проявление материнского инстинкта. Подробнее см. Пролактин.

ЛЮТЕР (Luther) Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония,- 18.2.1546, там же), глава бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства). Род. в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский ун-т со степенью магистра свободных искусств, Л. поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции в Виттенбергском ун-те (с 1512 доктор богословия). В обстановке подъёма обществ, движения в Германии, направленного в первую очередь против католич. церкви (см. ст. Германия, Историч. очерк), Л. выступил с 95 тезисами против индульгенций (вывесил тезисы 31 окт. 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религ. учения (развитые им затем в других соч.), отрицавшего осн. догматы и весь строй католич. церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Л. объявил веру христианина единственным путём "спасения души", которое даруется ему непосредственно богом (тезис об "оправдании одной верой"); Л. утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность "отдаваться вере" (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Л. отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Л. ограничивал наставлением христиан в духе "смирения" и "сокрушения сердца", осознания человеком его полной зависимости от "милости божьей> в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. бюргерства нач. 16 в., обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление "реабилитировать" светскую деятельность, с другой - консерватизм, выразившийся в сохранении католич. положения о греховной природе человека.

М. Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха. 1526.

Тезисы Л. были восприняты оппозиц. и революц. слоями населения как сигнал к выступлению против католич. церкви и освящавшегося ею обществ, строя, причём реформационное движение вышло за те границы, к-рые ставил ему Л. Опираясь на обществ, движение в Германии, Л. отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католич. богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чеш. реформатором Яном Гусом. В 1520 Л. публично сжёг во дворе Виттенбергского ун-та папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении ч К христианскому дворянству немецкой нации" Л. объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520- 1521, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политич. арену выступил Т. Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Л. стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что "христианскую свободу" следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с к-рой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Л. искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Л. против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карл-штадт и др.) и особенно против революц. борьбы народных масс. Л. указывал, что светская власть обязана охранять существующий обществ, порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524-26 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

Историч. значение деятельности Л. прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром к-рого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Л. идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся бурж. элементов.

В историю нем. обществ, мысли Л. вошёл и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки и т. д. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интесах борьбы с "папистами" стремился использовать нар. культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Л. перевод на нем. яз. Библии (1522-42), в к-ром ему удалось утвердить нормы общенем. нац. языка.

Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt. 1-4, 1882-1972 (изд. продолжается); Hilfsbuch zum Lutherstudium, hrsg. von K. Aland, 3 Aufl., Weimar, 1970.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1,с. 422-23; Энгел ь с Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450-летию немецкой реформации), в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Muller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964; Zschabitz G., M. Luther, GroBe und Grenze, Tl 1 (1483-1526), В., 1967; Тrebs H., Martin Luther heute, В., 1967. М. М. Смирин.

ЛЮТЕРАНСТВО, одно из основных направлений протестантизма, возникшее в ходе Реформации 16 в. в Германии на основе учения М. Лютера и его последователей (Ф. Меланхтона и др.); в 16 в. распространилось в скандинавских в нек-рых др. странах, позднее также в ряде неевроп. стран (в т. ч. в США). В Л. были впервые сформулированы все осн. положения протестантизма: тезис об "оправдании одной верой" - без посреднической роли духовенства (в "спасении" верующего), приоритет Священного писания и др. Однако Л., пойдя на союз с княжеской властью, реализовало эти положения менее последовательно, чем бурж. кальвинизм. Лютеранские церкви в нем. лютеранских княжествах возглавили князья, в скандинавских странах - короли. Отвергнув характерную для католич. церкви сложную церк. иерархию (во гл. с папой), монашество, культ святых и др., Л. сохранило от католицизма всё то, что прямо не противоречит Священному писанию: алтарь, крест, орган, религ. живопись (не иконы). Из таинств сохранено два главных - крещение (производится над младенцами путём их обливания) и причащение [в учении о к-ром католич. догмат о пресуществлении (превращении) хлеба и вина в тело и кровь Христа заменён близким положением, согласно к-рому тело и кровь Христа таинственно "присутствуют" в причастии]. Права церк. общин в Л. ограничены, высшей властью пользуются епископы и архиепископы, но их превосходство над рядовыми верующими и пасторами (стоящими во главе лютеранских общин) лишь административное, т. к. принципиального противопоставления духовенства "мирянам" в Л. нет (каждый верующий может, в принципе, совершать богослужение). Помимо Священного писания (Библии), Л. опирается на "Книгу согласия" (1580), составленную из Аугсбургского исповедания, его "Апологии", Большого и Малого катехизисов и нек-рых др. богословских соч.

Л.-самая многочисл. разновидность протестантизма - в 1970 насчитывало прибл. 75 млн. приверженцев (прибл. 1/3 всех протестантов), распадаясь на множество самостоят, церквей (обычно наз. евангелическо-лютеранскими). Наибольшее число лютеран - в ФРГ и ГДР (общая численность прибл. 37 млн.). Лютеранскими по вероисповеданию являются Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия (общая численность лютеран в этих странах ок. 20 млн., лютеранские церкви здесь государственные). В США 9 самостоят, лютеранских церквей с общим числом верующих прибл. 9 млн. В социалистич. странах, помимо ГДР, лютеранские церкви имеются в Чехословакии, Венгрии, СССР (Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии и Еван-гелическо-лютеранская церковь Латвии; возглавляются архиепископами).

Всемирная лютеранская федерация (с 1947) объединяет 82 лютеранские церкви 48 стран (1970). Лютеранские церкви входят во Всемирный совет церквей (осн. в 1948).

Лит.: Чанышев А. Н., Протестантизм, М., 1969; Виммсааре К. А., О религиозной идеологии современной лютеранской церкви, в кн.: Критика религиозной идеологии, М., 1961; Lutheran churches of the World, Minneapolis, 1957. А. Н. Чанышев.

ЛЮТЕСЦЕНС (Lutescens), разновидность мягкой пшеницы, с белым безостым неопушённым колосом и красным зерном. Одна из наиболее распространённых разновидностей пшеницы, особенно в Европе и Сев. Америке. В СССР сорта Л. занимают св. 50% площади этой культуры (1971). Из яровых сортов возделывают Саратовскую 29 (в 1971 св. 16 млн. га, или более 36% посева яровой пшеницы в стране), Лютесценс 758 и др.; из озимых - Безостую 1 и Мироновскую 808 (соответственно 8,3 и 9,5 млн. га, или более 40% и более 45% посева озимой пшеницы) и др.

ЛЮТЕТСКИЙ ЯРУС (от Lutetia - лат. название Парижа), один из ярусов среднего отдела палеогеновой системы (периода) Зап. Европы. Выделен в 1883 франц. геологом А. Лаппараном в окрестностях Парижа. В типовом разрезе представлены т. н. "грубыми известняками", содержащими двустворки и нуммулиты. Отложения Л. я. широко распространены в Зап. Европе, где они соответствуют времени обширного наступления моря. В СССР термин "Л. я обычно не применяется; этому подразделению соответствуют симферопольский и низы бодракского ярусов Крыма. Аналоги Л. я. распространены также на Кавказе, в Туркмении, Казахстане и Зап. Сибири, где они представлены известняками, мергелями, глинами с многочисленными фораминиферами.

ЛЮТЕЦИЙ (лат. Lutetium), Lu, химический элемент с ат. н. 71, ат. м. 174,97, редкоземельный металл, относится к лантаноидам.

ЛЮТЕЦИЯ (лат. Lutetia, Lutecia), древнее поселение паризиев на месте совр. Парижа (на о. Сите). После завоевания римлянами Галлии (сер. 1 в. до н. э.) Л. стала значит, торг, городом. С 3 в. наз. Паризии.

ЛЮТИК (Ranunculus), род растений сем. лютиковых. Многолетние или однолетние, иногда водные травы с очередными пальчато- или перистораздельными, рассечёнными, лопастными или цельными листьями. Цветки одиночные или в соцветиях. Чашелистиков б. ч. 5, иногда 3-7; лепестков обычно 5, жёлтых, иногда белых, редко красных. Плод - мно-гоорешек. Более 400 видов по всему земному шару, преим. в умеренном поясе Сев. полушария. В СССР ок. 180 видов, произрастающих повсеместно, гл. обр. по влажным местам, лугам, кустарникам, лесам , берегам водоёмов, сухим склонам, на полях-как сорняки. Наиболее известны: Л. ползучий (R. repens), Л. ядовитый (R. sceleratus), Л. едкий, или куриная слепота (R. acris), Л. жгучий, или п р ы щ и н е ц (R. flammula), Л. многоцветковый (R. polyanthemus). Трава мн. Л. в разной степени ядовита (содержит гликозиды протоанемонин и ранункулин); при высушивании (в сене) ядовитость теряет. R. asiaticus и нек-рые др. виды разводят как декоративные. Водные Л. нередко относят к роду щ е л-к о в н и к, или водяной лютик (Batrachium).

Лютик едкий.

Лит.: Овчинников П. Н., Род Лютик - Ranunculus L., в кн.: флора СССР, т. 7, М.- Л., 1937. Г. В. Егорова.

ЛЮТИКОВЫЕ (Ranunculaceae), семейство двудольных растений. Травы, редко полукустарники, кустарники и лианы. Листья простые, часто рассечённые, раздельные или лопастные. Цветки б. ч. обоеполые. Околоцветник простой или двойной, спиральный или циклический. Плоды б.ч. многолистовки или многоорешки. Ок. 50 родов (2000 видов), гл. обр. в умеренных и холодных поясах обоих полушарий; в СССР ок. 35 родов (св. 500 видов), среди к-рых лютик и живокость с множеством видов. Мн. Л. ядовиты (содержат алкалоиды или гликозиды). Среди Л. много лекарственных растений (адонис, морозник и др.), а также декоративных (аконит, живокость, калужница, водосбор, ломонос и др.). Мн. Л. - ранневесенние растения (ветреница, печёночница и др.). Нек-рые роды Л., особенно пион, часто выделяют в самостоят, семейства.

Лит.: Флора СССР, т. 7, М.- Л., 1937; Тахтаджян А. Л., Система и филогения цветковых растений, М.- Л., 1966. М. Э. Кирпичников.

ЛЮТИЧИ, велеты (лат. Lutici, Veleti, Velti), союз зап.-слав, племён 8-12 вв. на юж. побережье Балт. м., между Одрой (Одером) и Лабой (Эльбой). Объединял племена хижан, через-пенян (за р. Пеной), доленчан, ратарей [ретряне, гл. племя Л., в их земле находился г. Ретра (Радигощь) с гл. святыней Л.- храмом Сварожича] и временами др. слав, племена. В 9 - нач. 10 вв. управлялись князем ратарей, позднее - собранием знати названных племён, съезжавшейся в Ретре. Л. находились на стадии феодализации. В 789 были покорены герм, феодалами, но вскоре сбросили власть завоевателей. В нач. 12 в. имп. Лотарь III разрушил г. Ретру и покорил Л., земли к-рых были включены Альбрехтом Медведем в границы нем. Бран-денбургской марки; слав, население подверглось ассимиляции.

ЛЮТКИ (Lestinae), подсемейство равнокрылых стрекоз. Ок. 100 видов; распространены на всех материках; в СССР - 7 видов из родов Lestes и Symрусnа. Питаются Л. насекомыми. Яйца откладывают в стебли водных растений; личинки обитают в водоёмах, имеют 3 хвостовые трахейные жабры.

ЛЮТНЯ (польск. lutnia; первоисточник: араб, аль'уд, букв. - дерево), струнный щипковый муз. инструмент. Имеет выпуклый овальный корпус, короткую широкую шейку с отогнутой назад головкой, 6 - 16 струн (иногда число струн доходило до 24). Верхняя дека плоская с большим резонаторным отверстием. В основе настройки струн - различные последовательности интервалов кварты и терции (в зависимости от исполняемого произведения). Л. ведёт своё происхождение от арабо-иранского уда (сведения о нём восходят к 3-7 вв.), занесённого в конце средних веков в Испанию и Сицилию. Отсюда под назв. Л., с некоторыми изменениями в конструкции, инструмент распространяется в странах Зап., а затем и Вост. Европы. Наивысшего расцвета искусство игры на Л. достигло в 16-17 вв. Ко 2-й половине 18 в. Л. была вытеснена гитарой.

ЛЮТОСЛАВСКИЙ (Lutoslawski) Витольд (р. 25.1.1913, Варшава), польский композитор. Чл. Шведской королев, академии музыки (с 1962). Окончил Гос. высшую муз. школу им. Ф. Шопена в Варшаве как пианист (1936) и композитор (1937). Живёт в Варшаве. Чл. жюри различных междунар. конкурсов и фестивалей. С 1962 ведёт курс композиции на междунар. семинарах в Танглвуде (США) и др. семинарах по совр. музыке. Как композитор дебютировал в 1938 (симф. вариации). Ранний период творчества связан с польским фольклором (Концерт для оркестра, 1954).

В "Траурной музыке" (памяти Б. Бар" тока, 1958) Л. впервые применил 12-то-новую серию как основу организации муз. материала, в "Венецианских играх" (1961) - технику алеаторики (см. Авангардизм); свой метод Л. назвал "контролируемой алеаторикой"; он характерен для всех последующих соч. Л. К наиболее значит, соч. Л. относятся "3 поэмы Анри Мишо" для смешанного хора и оркестра (1963), 2-я симфония (1967), "Книга для оркестра" (1968), концерт для виолончели с оркестром (1969), Гос. пр. ПНР (1952, 1955, 1964). Э. В. Денисов.

ЛЮТЦЕН (Lutzen), город в ГДР (округ Галле). Во время Тридцатилетней войны 1618-48 швед, армия короля Густава II Адольфа (18,5 тыс. чел.) 6(16) нояб. 1632 при Л. нанесла поражение наёмным имперским войскам под команд. А. Вал-ленштейна (18 тыс.). Хотя Густав Адольф был убит в бою и его заменил Бернхард Веймарский, качественное превосходство шведских войск и искусное маневрирование принесли им победу. Потери имперских войск - ок. 6 тыс., шведов -3 тыс. чел. 20 апр. (2 мая) 1813 в р-не Л. (в 15 км юго-западнее Лейпцига у Гросгёршена) произошло сражение между армией Наполеона (150-160 тыс. чел., 350 орудий) и русско-прусскими войсками под команд, ген. П. X. Витгенштейна (92 тыс. чел., 650 орудий). Наполеон, предполагая, что союзники находятся у Лейпцига, двинулся туда из Наумбурга через Л., а Витгенштейн решил атаковать растянувшиеся на марше франц. войска ударом с Ю.-В. на Л. и разбить их по частям. Однако, ввиду того что Витгенштейну приходилось согласовывать действия с имп. Александром I и прус, королём Фридрихом Вильгельмом, приказы отдавались с опозданием. Наполеон перешёл в наступление и, лично руководя войсками, обошёл оба фланга рус.-прус, войск, к-рые были вынуждены отойти. Потери с каждой стороны - до 15 -20 тыс. чел.

ЛЮФТОМЕР, прибор для определения зазора (люфта) в механизме рулевого управления, замеряемого на рулевом колесе автомобиля; состоит из сектора, укрепляемого на рулевой колонке, и стрелки, связанной с ободом рулевого колеса. На секторе имеется градуированная шкала, по к-рой можно определить значение лю