БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ми, с надвратными башнями-гопурам, богато украшенными скульптурой, священным бассейном "Пруд золотых лилий", окружённым колоннадой и галереей с настенными росписями, храмом Минакши и др. сооружениями. В 1 км от комплекса - дворец Тирумаланайяка (17 в.; портик - 1866).

МАДУРОМИКО3, мадурскаястопа, м и ц е т о м а, хронич. грибковое заболевание (см. Микозы), поражающее гл. обр. стопы, значительно реже - др. участки тела. Гилл из Мадуры (Индия) в 1842 выделил заболевание в отд. нозологич. единицу (откуда и назв.). М. наблюдается чаще в тропических Странах, но встречается и в Зап. Европе; описаны отд. случаи в СССР. Обычно заражение происходит при попадании инфекции в рану. Вначале возникают различной величины узлы красно-фиолетового цвета, в дальнейшем размягчающиеся и вскрывающиеся наружу свищевыми ходами, из к-рых выделяется гной, содержащий жёлтые, чёрные и красные зёрна. Позднее в связи с деструктивными и реактивными изменениями костной ткани возникают тяжёлые деформации стопы. Болезнь может продолжаться десятки лет.

Лечение: хирургич. иссечение первичных очагов, назначение сульфанил-амидных препаратов, стрептомицина и др.; в запущенных случаях - ампутация стопы.

МАДУРЦЫ, народ в Индонезии, населяющий о. Мадура и вост. р-ны о. Ява. Числ. ок. 8 млн. чел. (1970, оценка). Язык (близок сунданскому и яванскому) относится к индонезийским языкам. По религии М.- мусульмане. Занятия: скотоводство (гл. обр. кр. рог. скот, лошади, козы), земледелие (рис, кукуруза, бобовые, арахис, тыква, табак), на побережье - рыболовство; ремёсла (выделка кож, гончарство и др.). Важную роль играют добыча соли и торговля. М. известны как искусные мореходы.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966.

МАДХЬЯ-БХАРАТ, до 1956 штат Индии. В результате адм.-терр. изменений его терр. вошла в состав штата Мадхъя-Прадеш.

МАДХЬЯМИКА (санскр.- срединная), основное филос. учение буддизма махаяны, возникшее в Индии во 2 в. н. э. и развивавшееся в Индии во 2-9 вв., а также в Китае (с 4 в.), Тибете (с 9 в.), Монголии и Японии. Основателем М., по преданию, считают Нагарджуну. В основе учения М. лежит идея о непредставимости истины в категориях бытия или небытия. Вместо этого вводится понятие "шуньяты" ("пустотности", "нулевой" характеристики) как абс. состояния, с т. зр. к-рого всякая действительность не обладает никакой сущностью, являясь чистой формой или энергией. Гносеологич. позицию М. характеризует последовательный методологич. критицизм. Диалектич. метод М. применяется с целью демонстрации того, что всякое умств. представление оказывается иллюзией. В этике М., естественно вытекающей из её метафизич. и гносеологии, утверждений, проповедуется учение о "срединном пути" как оптимальном средстве религ. спасения. Взгляды М. оказали влияние на развитие инд. математики (открытие нуля) и диалектич. логики адвайта-веданты. За пределами Индии М. непосредственно способствовала возникновению дзэн.

Лит. см. при ст. Буддизм. А. М. Пятигорский.

МАДХЬЯ-ПРАДЕШ, штат в центр, части Индии. Пл. 444 тыс. км*. Нас. 41,6 млн. чел. (1971). Образован в 1956 из быв. штатов Мадхья-Бхарат, Бхопал, Виндхья-Прадеш и большей части прежнего штата М.-П. Ок. 4/5 нас. говорит на яз. хинди и близких ему диалектах, остальные на маратхи, раджастхани и языках племенных народностей: гонди, корку, бхил. Адм. центр - г. Бхопал.

Природа. М.-П. занимает сев. часть Деканского плоскогорья, долину р. Нарбада, горы Виндхья и б. ч. лавового плато Малва. На С. заходит в пределы Индо-Гангской равнины. В рельефе преобладают волнистые плоскогорья и низкогорья, сложенные преим. базальтами и кристаллич. породами. Климат тропический, муссонный, засушливый на С.-З. и более влажный на Ю. и Ю.-В. Осадков от 700 до 1600 мм в год; дождливый сезон с июня по октябрь. В составе естеств. растительности преобладают листопадные леса (ок. 1/3 терр. штата), встречаются ценные породы деревьев (тик, сал и др.). Распространены краснозёмные и чёрные почвы (регуры).

Хозяйство. Преим. агр. штат с быстро растущей пром-стью. Св.3/4 населения занято в с. х-ве. Под посевами 16,5 млн. га, в т. ч. 14,9 млн. га под продовольств. культурами. Орошается 6% пахотных земель. Гл. продовольств. культуры - рис на В. и Ю.-В., джовар (просо) на 3., С.-З. и Ю., пшеница преим. в центр, р-нах. Осн. технич. культуры-хлопчатник и масличные. Шелководство (шёлк "тассар"). Кр. рог. скот используется гл. обр. в качестве тягловой силы.

М.-П. занимает одно из первых мест в Индии по добыче отд. видов минерального сырья - марганцевой руды (р-ны Чхиндвара и Баяагхат), жел. руды (р-ны Даллираджхара и Беладила), бокситов (р-ны Катни и Амаркантак), угля, огнеупорных глин; М.-П. практически единственный р-н добычи алмазов в стране (р-н Панна). Крупнейшие ГЭС - Корба, Сатпура, Амаркантак.

Наиболее старая и развитая отрасль обрабат. пром-сти - хл.-бум. (центры Индаур, Удджайн, Гвалияр). За годы независимости в М.-П. созданы отрасли тяжёлой пром-сти - металлургия (в Бхилаи с помощью СССР построен крупный гос. металлургич. комбинат), металлообработка и машиностроение (гос. з-д тяжёлого электрооборудования в Бхопале, з-д текст, машиностроения в Гвалияре, кабельный з-д в Сатна). Крупное произ-во стройматериалов (цем. з-ды в Банморе, Джамуле, Каймуре, Сатна, асбестобетонный в Катни, стекольно-керамич. предприятия в Джабалпуре, Гвалияре). Пищ. пром-сть представлена в основном сах. з-дами. Имеются джутовая ф-ка (Райгарх), крупнейшая в стране гос. ф-ка по произ-ву газетной бумаги (Непанагар), ф-ка искусств, тканей (Нагда), хим. з-д (Корба). О. Б. Осколкова.

МАДЬЯР Людвиг Игнатьевич [псевд.; наст. фам. и имя Мильхофер (или М и ль гор ф) Лайош](25.11.1891, Иштванди, комитат Шомодь,-17.7.1940), деятель венгерского и междунар. рабочего движения, историк. Род. в семье торговца. По профессии журналист. Активно участвовал в борьбе за Сов. власть в Венгрии (см. Венгерская советская республика 1919), после падения к-рой был заключён в тюрьму. В 1922 по обмену передан СССР. Чл. КПСС с 1922. В 1922-26 являлся сначала сотрудником ТАСС, затем газеты "Правда". В 1926-27 находился на дипломатич. работе в Китае. После возвращения в Москву - зав. Вост. отделом Междунар. агр. ин-та (1928-29), зам. зав. Вост. секретариатом ИККИ (1929-34). Читал лекции по нац.-колон, вопросу во мн. вузах Москвы. Автор книг "Экономика сельского хозяйства в Китае" (1928; 2 изд., 1931), "Очерки по экономике Китая" (1930).

Соч.: Magyar Lajos, Kesoi tudosi-tasok, Bdpst, 1966. В. Н. Никифоров.

"МАДЬЯР НЕМЗЕТ" ("Magyar Nem zet" - "Венгерская нация"), ежедневная газета, орган Отечественного нар. фронта. Осн. в 1945, издаётся в Будапеште. Тираж (1971) 116 тыс., экз., воскресного выпуска - 138 тыс. экз.

"МАДЬЯР ХИРЛАП" ("Magyar Hirlap" - "Венгерская газета"), ежедневная газета пр-ва ВНР. Осн. в 1968, издаётся в Будапеште. Тираж (дек. 1972) 60 тыс. экз.

МАДЬЯРЫ, самоназвание венгров.

МАЁКАВА Кунио (р. 14.5.1905, Ниигатаси, префектура Ниигата), японский архитектор. Работал и учился у Ле Корбюзье (1928-30) в Париже. Одним из первых в Японии воспринял идеи рационализма. В 50-60-е гг., сочетая нац. традиции с использованием структурных и эсте-тич. возможностей железобетона, добивается скульптурной выразительности своих построек. Автор мн. монументальных обществ, сооружений (муниципалитеты - в Фукусиме, 1958, Хиросаки, 1964; культурные центры-в Токио, 1959, Киото, 1960, Окаяме, 1962, Ураве, 1966; ун-т Гакусюин в Токио, 1960).

Лит.: Altherr A., Three Japanese architects. Mayekawa.... N. Y., 1968.

МАЕРГОЙЗ Исаак Моисеевич [р. 4.9 (17.9). 1908, с. Янов, ныне Винницкой обл.], советский экономике - географ, доктор геогр. наук (1965). Окончил геогр. ф-т МГУ (1937). Проф. геогр. ф-та МГУ (с 1966). Осн. исследования по методологии экономич. географии, по географии городов, экономич. картографии, экономич. географии зарубежных социалистич. стран Европы. Разработал концепцию пром. р-нов зарубежных стран.

Соч.: Экономическая география Венгрии, М., 1956; Чехословацкая Социалистическая Республика. Экономическая география, М., 1964; Экономическая география зарубежных социалистических стран Европы, М., 1971 (соавтор и отв. редактор); Географические проблемы социалистической экономической интеграции в Европе, М., 1971 (соавтор).

МАЖАНДИ (Magendie) Франсуа [6.10. 1783, Бордо,- 7.10.1855, Саннуа, деп. Сена и Уаза (по др. данным, 8.10.1855, Париж)], французский физиолог, чл. Парижской АН (1821) и её вице-президент (1836), а также чл. Мед. академии (1819). Одним из первых применил экспериментальный метод в физиологии животных (экспериментальное направление было продолжено учеником М.-К. Бернаром). Наиболее известны работы М. по физиологии нервной системы; в 1822 экспериментально доказал, что передние корешки спинного мозга являются эфферентными, или двигательными, а задние-афферентными, или чувствительными (см. Белла-Мажанди закон). Исследовал трофич. влияние тройничного нерва на ткани глаза, чувствительность коры мозга к болевым раздражениям, значение подкорковых нервных центров в координации движений, свойства спинномозговой жидкости и механизм действия пищеварит. тракта (в т. ч. описал акт рвоты).

Соч.: Precis elementaire de physiologic, t. 1-2, 3 ed., P., 1833.

Лит.: Карлик Л. Н., Франсуа Мажанди, "Клиническая медицина", 1959, т. 37, № 2.

МАЖЕЙКЯЙ, город, центр Мажейкского р-на Литов. ССР. Расположен на С.-З. республики, в 291 км к С.-З. от Вильнюса. Узел ж.-д. линий на Лиепаю, Шяуляй, Елгаву. 17 тыс. жит. (1973). Электротехнич., компрессорный, льнообрабат., пивоваренный з-ды, обувная и мебельная ф-ки. Строится (1973) нефтеперерабат. з-д. Филиал Шяуляйского политехникума, нар. театр. Краеведч. музей.

"МАЖИНО ЛИНИЯ", система франц. укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона протяжённостью ок. 380 км. Построена по предложению воен. министра А. Мажино (A. Maginot) в 1929-34, совершенствовалась до 1940. Предназначалась для защиты Сев.-Вост. Франции от герм, вторжения. Включала 3 укреплённых р-на (Мецкий, Лаутерский, Бельфорский), Рейнский укреплённый фронт, Саарский участок заграждений и состояла из полосы обеспечения (глуб. 4 - 14 км) и гл. полосы (глуб. 6-8 км). На "М. л." было построено ок. 5600 долговременных огневых сооружений (ДОС), в т. ч. артиллерийских 520, пулемётных 3200 и других 1800. ДОС объединялись в опорные пункты, а последние - в узлы сопротивления и ансамбли. В глубине обороны располагались модернизированные крепости - Бельфор, Эпиналь, Туль, Верден. Опорные пункты и узлы сопротивления прикрывались противотанк. и противопех. заграждениями. В 1936-40 для продолжения "М. л." до Северного м. строилась "линия Даладье" протяжённостью 620 км, включавшая 3 укреплённых участка (Монмеди, Мобёж, Шельда) и 2 участка заграждений (Фландрский и Арденны), но закончена не была. На "М. л." находился гарнизон крепостных войск (ок. 200 тыс. чел.), усиленный с началом 2-й мировой войны 1939 - 45 и преобразованный в группу армий. В 1940 нем.-фаш. войска вышли в тыл "М. л." через Арденнские горы и после капитуляции Франции принудили гарнизон "М. л." к сдаче. После войны большинство уцелевших и восстановленных сооружений было передано под склады воен. имущества и используется в хоз. целях.

Лит.: Яковлев В. В., Современная военно-инженерная подготовка восточной границы Франции. Линия Мажино, М., 1938; Карбышев Д. М., Мажино и позиция Зигфрида, в его кн.: Избр. науч. труды, М., 1962. Г. Ф. Самойлович.

МАЖОР (франц. majeur, итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый), лад, в основе к-рого лежит большое (мажорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура мажорного лада (C-dur, или до мажор):

М. (как трезвучие, совпадающее с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, построенный на его основе) имеет светлую окраску звучания, противоположную окраске минора; контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. Ю.Н. Холопов.



1517.htm
МАЙСУРЯН Николай Александрович [30.10(11.11). 1896, Тбилиси, - 22. 11. 1967, там же], советский растениевод, селекционер, акад. ВАСХНИЛ (1958), чл.-корр. АН Арм. ССР (1945). Чл. КПСС с 1953. Окончил Тбилисский гос. политехнич. ин-т (1922). В 1932-41 зав. кафедрой Всесоюзной академии соцземледелия в Москве. С 1941 проф., с 1958 зав. кафедрой растениеводства, в 1941-61 декан агрономич. ф-та Моск. с.-х. академии им. К. А.Тимирязева. Осн. трудыпо систематике и биологии зерновых и зернобобовых культур, морфологии семян и плодов сорных растений, теории сортирования семян культурных растений. Вывел ряд сортов сои, чумизы, ячменя, алкалоидного и безалкалоидного люпина. Разработал методы дефолиации зернобобовых культур. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

С о ч;: Биологические основы сортирования семян по удельному весу, М., 1947; Практикум по растениеводству, 6 изд., М., 1970; Избр. соч., М., 1972.



МАЙТНЕР (Meitner) Лизе (7. 11. 1878, Вена, - 27. 10. 1968, Кембридж), австрийский физик. Окончила Венский ун-т (1906). С 1907 вела науч. работу (в качестве гостя) в лаборатории О. Гана в Берлине. В 1912-15 ассистент Ин-та теоретич. физики, в 1917-38 руководитель физ. отдела Ин-та химии в Берлине (Далем). С 1922 преподавала в Берлинском ун-те (с 1926 проф.). В 1938 эмигрировала в Швецию, с 1938 сотрудник Нобелевского ин-та, с 1947 проф. Высшей технич. школы в Стокгольме. После ухода на пенсию (1960) жила в Великобритании. Осн. работы по ядерной физике. Совм. с Ганом разработала метод выделения продуктов а-распада (1909), установила наличие моноэнергетич. групп в спектрах В-лучей (1911) и показала, что они являются результатом внутр. конверсии у-лучей; открыла радиоактивный элемент протактиний (1918). В 1922-24 развила представления о дискретных энергетич. состояниях ядра. В 30-е гг. начала изучение ядерных реакций при облучении урана нейтронами. В 1939 дала теоретич. объяснение (совм. с О. Фришем) опытов Гана и Ф. Штрассмана, обнаруживших барий в продуктах ядерного распада урана. Лит.: Crawford D., Lise Meitner, atomic pioneer, N. Y., 1969.



МАЙЦЗИШАНЬ (кит. - Пшеничная гора), буддийский пещерный монастырь (5-17 вв.), близ города Тяньшуй, в пров. Ганьсу, в КНР; состоит из 194 пещер с раскрашенной скульптурой из глины и камня (5-17 вв., изображения Будды и др. божеств буддийского пантеона) и с настенными росписями клеевыми красками по сухому (5 в.). Для ранней скульптуры М. (5-6 вв.), отличающейся мягкостью текучих форм, характерны утончённая грация и одухотворённость, для более поздней - черты чувственной земной красоты.

Лит.: Сильва А. де, Майцзишань. Памятник искусства на «Пшеничной горе», «Курьер ЮНЕСКО», 1959, № 3.



МАЙЯ, индейский народ в Мексике (п-ов Юкатан) (340 тыс. чел., 1970) и в Белизе (13 тыс. чел.). Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает исп. язык. По религии М. формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки дохрист. верований. Осн. занятие совр. М.-земледелие. М. - создатели одной из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на терр. юго-вост. Мексики, Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации М. тесно связано с ольмекской культурой в Мексике. Древние М. занимались подсечно-огневым земледелием, выращивая кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, корнеплоды, хлопчатник; разводили индюков и собак, мясо к-рых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством и пчеловодством. В 1-м тыс. н. э. у М. появились города с кам. сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикалъ, Копан, Чичен-Ица, Ушмалъ. В 9 в. большинство городов М. погибло, по-видимому, вследствие вторжения руководимых толътеками индейских племён. В 10 в. на Юкатане возникло новое майя-тольтекское гос-во, в дальнейшем распавшееся на независимые города-государства. Господствующий слой в обществе М. составляли воен. знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). У М. сохранялись пережитки родовых отношений, было развито рабство. Жители селений, составлявших терр. общины, несли различные повинности. В городах было развито ремесл. производство. Существовала многочисл. прослойка купцов. М. создали свою иероглифич. письменность (см. Майя письмо). Они обладали науч. знаниями в области математики, медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь, с помощью к-рого они определяли сроки с.-х. работ). В религии М. особенно почитали божества дождя и ветра. Из-за героич. сопротивления М. начавшееся в 1527 завоевание Юкатана испанцами продолжалось многие десятилетия. М. неоднократно восставали и после установления независимости Мексики (крупнейшие выступления в 1847-54 и в 1904).

Древние сооружения М., помещённые на стилобатах,- четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённых вершинах к-рых находятся небольшие храмы (напр., «Храм Солнца» в Паленке, 2-я пол. 7 в.), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и знати), к-рые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых игр. Скульптура (первонач. материал - дерево, затем - известняк), представленная рельефами на стенах храмов и стелах (весьма, схематичными до 4 в., более естеств. в 7 -нач. 8 вв.), получила особенное развитие во 2-й пол. 8-9 вв., когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции, в к-рых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней). Живопись М. представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма в Бонампаке, 2-я пол. 8 в.) и изображениями на сосудах (мифологич. или историч. тематика). Известны рисунки в иероглифич. рукописях М. (среди них своим художеств, уровнем выделяются рисунки в "Дрезденской рукописи"). В майя-тольтекский период на п-ове Юкатан крупными архитектурно-худ ожеств. центрами были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.

Лит.: Ланд а Д., Сообщение о делах в Юкатане. 1566 г., пер. со староисп., М.-Л., 1955; Народы Америки, т. 2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.- Л., 1963; Галленкамп Ч., Майя, пер. с англ., М., 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов майя, М., 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М.- Л., 1968; его же, Культура древних майя, Л., 1971 (библ.); Моr1еу S. G,, The ancient Maya, 3 ed., Stanford, [1956]; Сое М. D., The Maya, N. Y. - Wash., [1966]; К id d er A., Samayoa Chinchilla C., The art of the ancient Maya, N. Y., 1959; M a r t i n e z Paredez D., Un continente у una cultura, Мех., I960; W a d e p u h 1 W., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg, [1964].

МАЙЯ (санскр. - видимость, иллюзия), одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и ср.-век. инд. религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магич. способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологич. представления развились три концепции М., отразившие три стороны её исходного значения. Во-первых, "энергетическая" концепция: М. как божественная творч. сила, ассоциирующаяся с рождающим женским началом ("шакти"), служащая необходимым дополнением образа любого инд. божества - способом его раскрытия в универсуме. Во-вторых, "материальная" концепция: М. представляется "тканью" любой действительности и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и т. о. приравнивается к понятию "сотворённая вселенная", противополагаясь несотворённому духовному началу. В-третьих, "психологическая" концепция: М. выступает синонимом игры психич. сил ("хрида", или "лила"), иллюзорности всего воспринимаемого и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность бытия и действит. смысл обыденного существования.

В филос. толковании адвайта-веданты (учение "майя-вада") М. предстаёт как способность, промежуточная между абс. реальностью (брахманом) и абс. нереальностью ("круглый квадрат"). Она не сотворена и не уничтожима. Противопоставление брахмана как абс. реальности и М. как мира явлений позволило основателю адвайта-веданты Шанкаре создать законченную систему метафизики, в к-рой онтологич., гносеологич. и психологич. антиномии и парадоксы решаются за счёт введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру М.

В отд. релит, культах (прежде всего в шиваизме) М.выступаетв антропоморфном виде - как супруга Шивы.

Лит.: Shastri P. D., The doctrine of Maya in Vedanta, L., 1911; Deutsch E., Adyaita-Vedanta, Honolulu, 1969; Saccidanandamurti К., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair, 1959.^ А. М. Пятигорский.

МАЙЯ ПИСЬМО, письменность индейцев майя, населявших терр. совр. Мексики (п-ов Юкатан), Гватемалы, Гондураса, известная по памятникам с первых веков н. э. и существовавшая до запрещения её исп. церковью в 16 в. Сохранились 3 большие рукописи и множество надписей на камне и керамике. Характер М. п. вызывал споры среди специалистов. По мнению амер. учёного Э. Томпсона, М. п. носило чисто идеографический характер (см. Идеографическое письмо) и фоне-тич. прочтение его якобы невозможно. Однако сов. лингвисту Ю. В. Кнорозову, продолжившему исследования, начатые франц. учёным Л. де Рони и амер. учёными С. Томасом и Б. Уорфом, удалось обнаружить среди знаков М. п. много фонетич. знаков (обозначавших слоги и их части). Кнорозов показал, что М. п. состояло из идеографич. знаков (для целых слов и морфем) и фонетич. знаков, а также детерминативов. Дешифровка Кнорозова основана на позиционном анализе слов (позиционном, см. Позиция, определении их грамматич. класса и синтаксич. функции) и на перекрёстной проверке гипотез о звучании фонетич. знаков в словах разного значения со сходными звуковыми элементами (значение фраз часто подсказывалось рисунками, сопровождающими текст в рукописях). Однако сплошное чтение и понимание рукописей и надписей не осуществлено: для этого нужно реконструировать и изучить лит. язык майя начала н. э. (язык, на к-ром, видимо, написаны тексты М. п. и к-рый не мог не отличаться от известного науке языка майя 16 в.).

Лит.: Кнорозов Ю. В., Система письма древних майя, М.- Л., 1955; его ж е. Письменность индейцев майя, М.- Л., 1963; R о s n у L. d e, Essai sur le dechiff-rement de 1'ecriture hieratique de 1'Amerique centrale, 2 ed., P., 1884; Thomas C., Central American hieroglyphic writing, Wash., 1904; Whorf B. L., Deciphrement of the linguistic portion of the Maya hieroglyphs, Wash., 1942; Zimmermann G., Die Hieroglyphen der Maya-Handschriften, Hamb., 1956; Thompson _ J. E. S.. Maya hieroglyphic writing, 2 ed., Norman,

1960; e г о ж e, A catalog of Maya hieroglyphs, Norman, 1962. А. Б. Долгопольский.

МАЙЯПАН (Mayapan), город-государст-ство майя на С. п-ова Юкатан (Мексика). Основан, вероятно, в 10 в. В 12-15 вв. занимал ведущее положение среди др. городов на терр. полуострова. Правившая в М. династия Кокомов была по происхождению тольтекской (см. Толътеки). В сер. 15 в. был разгромлен войсками г. Мани и его союзников. Осн. археол. исследования М. проводились в 1950-х гг. экспедицией Ин-та Карнеги (США). Городище М. (пл. ок. 4 км2) было окружено кам. стеной с 6 гл. воротами; внутри находилось св. 3,5 тыс. зданий, среди к-рых храм "Кастильо", многочисл. залы с колоннами, платформы для танцев, круглый храм "Караколь" и жилые дома. В архитектуре и скульптуре заметно влияние тольтекской культуры.

Лит.: Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971.

МАЙЯР (Maillart) Робер (6.2.1872, Берн,-5.4.1940, Цюрих), швейцарский инженер. Окончил Высшую технич. школу в Цюрихе (1894). Одним из первых открыв архит. возможности железобетона, разрабатывал безбалочные конструкции плоских перекрытий с использованием грибовидных опор (Федеральный склад зерна в Альтдорфе, 1912), построил множество мостов с изящными пологими арками (в виде тонкой, раздвоенной близ опорной части плиты) и опирающимися на них плоскими балками (мост через ущелье Сальгина, 1930, пролёт арки - 90л). В 1912-19 работал в России.

Лит.: Bill M., R. Maillart, P., 1955.

МАЙЯ-СОКЕ ЯЗЫКИ, семья языков, состоящая из 3 ветвей: 1) языки майя (майя-киче) на Ю. и Ю.-В. Мексики, в Гватемале и Белизе: древний майя (иероглифич. письменность с нач. н. э. до 16 в.), юкатекский майя (Юкатан и Белиз, памятники с 16-17 вв. в лат. графике), уастекские, чоль, цельталь, языки маме, киче, покомские (покомам и покомчи) и др.; 2) языки соке-мише на Ю. Мексики: соке, тапачультекский, веракрусский пополука, мише; 3) тотонакские: тотонак, тепеуа (на В. Мексики: шт. Веракрус, Пуэбла, Идальго). Число говорящих - ок. 3 млн. чел. (1970, оценка). Нек-рые лингвисты включают в число М.-с. я. языки уру-чипайя (Боливия). Амер. лингвист Дж. Гринберг относит М.-с. я. к пе-нутианской макросемье (см. Индейские языки). М.-с. я. характеризуются богатым консонантизмом, большой ролью гортанной смычки как дифференциального признака у согласных и гласных. Словоизменение и словообразование преим. агглютинативное (суффиксы, префиксы, редупликация). Падежные отношения в нек-рых языках (майя) выражаются аналитически, в других (соке) - суффиксами. Твёрдый порядок слов.

Некоторые слоговые зн