БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381свинцово-цинковой руды. Общеюгосл. значение имеет добыча хромовой руды в р-нах городов Скопье, Тетово, Куманово. Добываются также руды др. цветных металлов, жел. руда, марганец. На этой основе развивается металлургия, особенно цветная, и химическая промышленность. Среди предприятий этих отраслей одни из самых больших в СФРЮ - металлургич. комбинат в Скопье (мощностью в 1 млн. т чугуна в год), хим. з-д им. Наума Наумовского-Борче в Скопье, з-д сварных труб и стальных профилей близ Куманово, а также свинцово-цинковый з-д в г. Титов-Белес, электрохим. предприятие в Егуновцах, з-д алюминиевых полуфабрикатов и конструкций в Скопье и др. СРМ даёт значит, часть общеюгосл. произ-ва нек-рых полимеров (в т. ч. весь додецилбензол, всё полиакрилонитрильное волокно, св. 1/2 поливинилацетата). Производятся некоторые виды станков, пром. оборудования и инструментов, электроприборов, с.-х. машин, автодетали. Наиболее крупные предприятия - металлообр. з-д им. Тито и з-д автокузовов им. 11 октября в Скопье, з-д холодильников в Битоле. Значительно произ-во стройматериалов (цемент, мрамор, строит, и хоз. керамика), огнеупоров, стекла и фарфора.

Электроэнергия производится на ГЭС (1,2 млрд. квт*Ч в 1971). Созданы гидроэнергетические системы ("Маврово", на р. Горни-Дрим и др.).

В с. х-ве происходит процесс механизации (3,6 тыс. тракторов в 1971) и освоения новых земель за счёт мелиорации. С 1960 по 1971 с.-х. произ-во в обществ, секторе выросло почти в 3 раза, в индивидуальном секторе за это же время лишь на 1/3. Обществ, сектор включает с.-х. имения, агрокомбинаты и агропром. комплексы, различного рода кооперативы. Ему принадлежит ок. 1/4 обрабатываемой площади СРМ, б. ч. сельскохозяйственных машин, на него приходится св. 35% обществ, продукта с. х-ва и св. 44%товарных с.-х. закупок. У индивидуальных крест, х-в 3/4 обрабатываемой площади и 6. ч. скота. В с. х-ве установлен максимум владения землёй в 10 га, ограничен наём рабочей силы. Возделываются зерновые (пшеница, кукуруза, рис), технич. культуры (табак, хлопчатник). Развито овощеводство, садоводство, виноградарство. На СРМ приходится весь рис и хлопок, производимые в СФРЮ, св. 1/2 табака, перца, столового винограда, св. 1/з помидоров и св. 1/5 яблок. В СРМ сосредоточено ок. 1/4 общеюгосл. поголовья овец (СРМ даёт св. 1/3 общеюгосл. произ-ва шерсти, по произ-ву мяса занимает 2-е место после Сербии среди республик СФРЮ), широко развито птицеводство. Лесное хозяйство в горных р-нах. Рыболовство в крупных озёрах - Охридском, Преспанском, Дойранском. Важной отраслью экономики СРМ является туризм. Л. А. Авдеииев, Л. Я. Гибианский.

Культурное строительство и здравоохранение. В 1939 ок. 2/з жителей М. старше 10 лет были неграмотными. В 1971 число неграмотных сократилось до 18%, причём основную часть неграмотных составляли лица старше 35 лет. Осн. видом школы является восьмилетка. В 1970/71 уч. г. в 8-летних школах обучалось св. 260 тыс. уч-ся. Полное ср. образование дают гимназии (в 1970/71 уч. г. св. 20 тыс. уч-ся). Работают школы для подготовки квалифицированных рабочих, с.-х., технич. и др. спец. школы, школы по образованию взрослых (в 1970/71 уч. г. в них занималось св. 42 тыс. чел.). Значит, развития достигло высшее образование. В 1939 в Скопье имелось только отделение филос. ф-та Белградского ун-та (ок. 120 студентов). В 1971/72 уч. г. на 9 ф-тах основанного в 1949 ун-та в Скопье, а также в 11 др. высших уч. заведениях СРМ обучалось св. 32 тыс. студентов.

Имеется ряд науч. учреждений и об-в: ин-ты - нац. истории, фольклора, экономич., гидробиологич., геологич., об-ва - физиков и математиков, географов и др. В 1967 создана Макед. академия наук и иск-в.

В 1971 в СРМ издавалось 80 газет (общим тиражом 21 736 тыс. экз.) и 53 журнала (общим тиражом 705 тыс. экз.); было издано также 668 названий книг и брошюр общим тиражом 3 634 тыс. экз. Центр, печатный орган СРМ - ежедневная газ. "Нова Македонща", осн. в окт. 1944, издаётся в г. Скопье (орган Социалистич. союза трудового народа Македонии).

Радиовещание на макед. яз. осуществляется радиостанцией в Скопье с дек. 1944. Регулярные передачи телевидения начались в СРМ с 1964.

В 1971 в СРМ было 16 клиник и больниц общего типа, 28 др. мед. стационаров на 9 тыс. коек (ок. 500 врачей), св. 1000 поликлиник, амбулаторий, диспансеров, консультаций, медпунктов (св. 600 врачей, более 400 стоматологов и зубных врачей). На терр. СРМ имеется ряд курортов, туристские центры. Л. Я. Гибианский.

Литература. Для формирования макед. нац. лит-ры важное значение имела деятельность выдающегося писателя-коммуниста Кочо Рацина (1908-43)-автора первой книги стихов на макед. языке ("Белые рассветы", 1939); существенную роль в 1930-е гг. сыграли также К. Неделковски и другие литераторы, творчество которых было тесно связано с революционными и нар.-патриотич. традициями. Утверждению реалистич. тенденций в драматургии способствовало творчество В. Ильоского, А. Панова, Р. Крле и др. Совр. макед. лит-pa развивается, осваивая при этом идейно-художеств. богатство мировой прогрессивной лит-ры, в т. ч. советской.

В послевоен. 20-летие сложились нормы совр. макед. лит. языка. Началось издание макед. лит. журналов ("Нов ден", "Современост", "Млада литература" и др.). Возникли творческие орг-ции - Союз макед. писателей (1946), Об-во макед. языка и лит-ры (1954). В первые послевоен. годы ведущими были жанры поэзии (произведения С. Яневского, Б. Конеского, А. Шопова, Л. Каровско-го, Г. Тодоровского и др.), для к-рой характерен пафос высокой гражданственности, отражавший радость победы над фашизмом и начавшегося созидат. труда. Интересными поисками в содержании и художеств, форме были отмечены лит. дебюты А. Поповского, Р. Павловского и др. поэтов. С нач. 1950-х гг. сказывается влияние модернистских тенденций, нашедших отражение в поэзии 3. Йовановича, В. Урошевича, Б. Гюзела и др. Революц.-романтич. и реалистич. изображение минувшей войны и послевоен. действительности свойственно жанру рассказа (И. Бошковски, Г. Абаджиев, Ж. Чинго и др.). В 50- 60-е гг. утверждаются новые для макед. лит-ры жанры - повесть и роман. Разнообразные по проблематике, они отразили нар.-освободит, борьбу с фашизмом, перемены после установления нар. власти: произведения основоположника макед. романа С. Яневского, романы И. Леова, С. Попова, С. Дракула и др. Творчество ряда прозаиков отмечено эволюцией от реализма к экзистенциалистско-сюрреалистич. поэтике, к усложнённой манере повествования. Драматургия развивается преим. в реалистич. традициях (В. Ильоски, К. Чашуле, Т. Арсовски и др.). В целом для макед. лит-ры этого периода характерна борьба разнородных идейно-эстетич. и художеств, тенденций. Макед. лит. критику и литературоведение представляют Д. Митрев, М. Гюрчинов, Б. Конески, X. Поленакович, М. Хадживасилев и др.

Развивается также лит-pa турецкого и др. меньшинств, живущих на терр. СРМ. А. Т. Сергеев.

Архитектура и изобразительное искусство. В кон. 19 - 1-й трети 20 вв. застройка городов на терр. СРМ была 6. ч. стихийной и лишённой определённого плана. В годы народной власти по ген. планам широко ведутся реконструкция и строительство городов, возводятся пром. сооружения, меняется облик села. В Скопье после землетрясения 1963 по проекту японского арх. К. Тангэ восстанавливается центр города (где выстроены: Дом профсоюзов, арх. С. Брезовски; Ист. архив, арх. Г. Константиновски; Макед. нар. театр, арх. М. Крстоношич), индустр. методами застраиваются жилые р-ны. Среди наиболее значит, сооружений 60-х гг.-комплекс в память павших в борьбе с фашизмом в Прилепе (арх. Б. Богданович) и здание аэропорта в Петровце (арх. Д. Димитров и Т.Димитров).

"Св. Климент Охридский". Дерево. 13-14 вв.

Художественная галерея.

Скопье.

Предпосылки для раз вития современного изобразительного иск-ва в СРМ во многом были созданы в 20-30-е гг. группой живописцев (Л. Личеноски, Н. Мартиноски и др.), писавших в своеобразной декоративной манере пейзажи и сцены нар. жизни, портреты и натюрморты, а также первыми проф. скульпторами (Д. Тодоровски, П.Хаджи-Бошков и др.). В изобразит, иск-ве СРМ преобладает реалистич. направление (живописцы Д. Протуджер, Л. Мазев и др.; скульпторы В. Митричевски и др.). Его традиции сочетаются в творчестве поколения 60-х гг. с поисками новой выразительности (живописцы Г. Чемерски, С. Шемов, график Д. Перчинков, скульптор С. Маневски).

На терр. СРМ сохранились руины городов, существовавших до 4-6 вв.,- Стоби, Скупи, Гераклеи. Характер ср.-вековой архитектуры определялся влиянием архитектуры Византии. Светское зодчество до тур. завоевания представлено остатками циклопич. стен Скопье (535), замка царя Самуила (нач. 11 в.), крепости в Струмице (11 в.). Ранний тип церк. архитектуры - 3-нефная базилика с куполом и хорами (базилика св. Софии в Охриде, ок. 1037- 1050). В 12-14 вв. утвердился тип кре-стово-купольного храма с одной главой (церковь св. Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или пятью (церковь св. Пантелеймона в Нерези, 1164). С кон. 13 в. фасады построек часто украшались богатой узорной кладкой из камня и кирпича. В эпоху тур. владычества в городах (Скопье, Битоле, Штипе и др.) строились купольные мечети, минареты, постоялые дворы, бани, башнеобразные жилища. К 18-19 вв. относятся живописные ансамбли монастырей (напр., Иоанна Бигорского, 1743) и различные образцы нар. зодчества (жилые дома с симметричным расположением комнат вокруг сеней и изолированным от улицы двором).

Ср.-век. изобразит, иск-во на терр. СРМ представлено мн. циклами фресок, занимающими важное место в истории вост.-европ. живописи 11-14 вв. и обнаруживающими черты местного своеобразия. Значит, памятниками иск-ва ср.-визант. периода являются фресковые циклы в храме св. Софии в Охриде (сер. 11 в.) и церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164). На протяжении полутора веков торжественная отвлечённость образов сменяется их большей эмоциональностью, смягчается линейная манера. С последним расцветом визант. иск-ва связаны фрески мастеров Михаила и Евтихия в церквах св. Климента в Охриде (после 1295) и св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-18), отличающиеся многообразием сюжетов и обилием реальных (подчас жанровых) деталей. Грубоватая выразительность образов и большая самостоятельность манеры характерны для фресковых циклов в церквах св. Михаила и Гавриила в Лесново (ок. 1349) и Богоматери в Матейче (ок. 1355). В эпоху тур. владычества развитие иск-ва на терр. СРМ замедлилось. Со 2-й пол. 18 в. живопись испытывает влияние художеств, центров Запада и России (семья Фрчкоских, кон. 18-20 вв.; Дж. Зографски и Д. Андонов, кон. 19 - 1-я пол. 20 вв.).

Вышивка шерстью и аппликация на фетровой женской куртке. Район Скопье. 19 в. Этнографический музей. Загреб.

Петре Ф илиповски и М а к а р и е Фрчкоски.

Деревянный иконостас в монастыре Иоанна Бигорского. 1824-32. Фрагмент (автопортреты резчиков).


Ярко фольклорный характер имеет резьба по дереву, относящаяся к 12- 14 вв.; в 17-19 вв. в растит, орнамент вплетаются реалистич. фигуры животных и людей. Резьбой на иконостасах известна школа г. Дебар (сочетание греч. и венецианских влияний, элементов барокко и рококо).

Резьба по дереву и др. исторически сложившиеся отрасли декоративно-прикладного иск-ва (чеканка по серебру, вышивка, ковроделие) развиваются в СРМ как нар. промыслы. Н. А. Киселёв, В. Н. Белоусов (архитектура кон. 19-20 вв.).

Музыка. В кон. 19-нач. 20 вв. на терр. СРМ появляются предпосылки развития светской муз. культуры. Возникают культ.-просвет. об-ва, сыгравшие заметную роль в становлении нац. муз. иск-ва (первое об-во осн. в 1894 в Велесе). В 1895 в Скопье создан духовой оркестр, в 1907 - певческое об-во "Вардар". В 1900-х гг. началась деятельность первого проф. музыканта А. Бадева - ученика Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева. В 1928 муз. педагог С. Арсич организовала первую в М. муз. школу в Скопье, в 1934 там же была основана муз. школа им. Мокраняца, в 1937 - струнный квартет. К 1930-м гг. относится творчество проф. композиторов - С. Гайдова, Ж. Фирфова и др. В кон. 30-х гг. активную концертную деятельность и пропаганду макед. музыки вела группа исполнителей и композиторов: П. Богданов-Кочко, И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. Впервые изданы произведения композиторов М. В годы Народно-освободит. войны 1941- 1945 созданы массовые патриотич. песни, вокальные произведения.

В СРМ среди композиторов 60 - нач. 70-х гг.- Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Прошев и др., работающие в жанрах оперной, балетной, симфонич., камерной, вокальной, инструментальной, хоровой музыки. В Скопье имеются: Филармония (осн. в 1944), Гос. опера при Макед. нар. театре (осн. в 1947), средняя муз. школа и кафедра музыки (открыта в 1953) при Пед. ин-те. На радио работают хор (осн. в 1945) и струнный квартет (осн. в 1946). Создан Союз композиторов. И. Я. Ямпольский.

Театр. В 1901 В. Чернодринским была осн. театральная труппа "Забота и утешение", её репертуар носил агитационно-патриотич. характер. В 1903 она с успехом выступала в Белграде и др. городах Сербии. В 1913 в Скопье открыт первый постоянный серб. Нар. театр, директором к-рого до 1915 был Б. Нушич (в 1914 здание театра сгорело, но труппа продолжала работать). В сезон 1927-28 на сцене Нар. театра во вновь построенном здании состоялся первый проф. спектакль на макед. языке - пьеса В. Ильоского "Беглянка" ("Ленка из Куманова"). Попытки создания постоянных проф. театров были сделаны в городах Битола и Штип. В 20-30-е гг. возникло много любительских рабочих и студенческих театральных коллективов с прогрессивным репертуаром. В годы Народно-освободит. войны 1941-45 при партиз. отрядах действовали театральные бригады и агитколлективы.

После освобождения Югославии от фаш. оккупантов (1945) Нар. театр в Скопье был переименован в Макед. нар. театр. В театре - драматич., балетная и оперная труппы. Первый спектакль драматич. труппы - "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука. В репертуаре - пьесы югосл. драматургов (Б. Нушич, М. Крлежа, В. Ильоски, Р. Крле), произв. совр. макед. авторов (К. Чашуле и Т. Арсовски), зарубежная классика (У. Шекспир, Ф. Шиллер, П. Корнель, А. П. Чехов, М. Горький), современная зарубежная драматургия (Б. Брехт, Ф. Гарсиа Лорка). В составе труппы Т. Николовски, П. Прличко, К. Стоянов, И. Джувалековски, М. Бошкова, Д. Пуцкова, И. Милчин. Художеств, руководство (Д. Костаров, М. Милчин, Б. Ставрев) в творч. поисках опирается на систему К. С. Станиславского. Один из ведущих макед. театроведов И. Бошковски. В работе театра активно участвуют деятели из др. республик Югославии. Н. М. Вагапова.

Лит.: История Югославии, т. 2, М., 1963; Hcxopja на македонскиот народ, кн. 3, Скощ'е, 1969; The historical and cultural heritage of the peoples Republic of Macedonia, Skopje, 1961; Индустрщата во HP Maкедонщjа, Ciconje, 1961; The Macedonian economy - Македонское хозяйство, CKOpje, 1970; Соколов Л., Економска регионизациjа на СР Македонща, Скоще, 1971; Статистички годишник на СР Македонща, 1972, Скоще, 1972 (ежегодник); Беляева Ю., Современная македонская проза, в кн.: Развитие зарубежных славянских литератур на современном этапе, М., 1966; Македонска книжевност, Београд, 1961; ПоленаковиЬ X., Страници од македонската книжевност, Скоще, 1969; Г у р-чинов М., Македонски писатели, Скоще, 1969; Спасов А., За македонската литература, 2 изд., Скоще, 1969; М и т р е в Д., Огледи и критики, т. 1-2, [Скоще], 1970; Кондаков Н. П., Македония. Археологическое путешествие, СПБ, 1909; Памятники культуры. Сербия и Македония, [Белград, 1958]; Алёшина Л. С., Я в о р с к а я Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966; Pet ko vie V., La peinture serbe du Moyen age, v. 1 - 2, Beograd, 1932- 1934; FrolovA., Millet G., La peinture du Moyen age en Jougoslavie (Serbe, Macedone et Montenegro), rase. 1-3, P., 1957 - 64; Бихал>и-Мерин О., Фреске и иконе. Среднъевековна уметност у Србщ'и и Македонией, Београд, 1960; XII Congres international des etudes byzantines, v. 2, Ochride, 1961; Н о d d i n о t t R. F., Early Byzantine churches in Macedonia and Southern Serbia, L. - N. Y., 1963; Paдojчиh С., Старо српско сликарство, Београд, 1966; Урошевик В., Вреници, Скоще, 1971; Зборник прилога историjи и jигославенских позоришта, Нови Сад, 1961, с. 272-76; Дваесет години на Македонскиот народен театар, Скоще, 1965.

МАКЕДОНСКАЯ ДИНАСТИЯ, династия византийских императоров (867- 1056). К М. д. принадлежали: Василий I Македонянин (правил в 867-886), происходил из крестьян фемы Македония (отсюда его прозвище и назв. династии); Лев VI (886-912); Александр (брат Льва VI) (912-913); Константин VII Багрянородный (сын Льва VI) (913- 959); Роман I Лакапин (тесть Константина VII) (920-944) - соправитель Константина VII, узурпировавший фактически всю власть; Роман II (сын Константина VII) (959-963); Никифор II Фока (963-969) захватил престол в результате мятежа малоазийской воен. знати, женился на вдове Романа II; Иоанн I Цимисхий (969-976) пришёл к власти после аристократич. переворота, женился на дочери Константина VII; Василий II Болгаробойца (сын Романа II) (976-1025); Константин VIII (брат Василия II) (1025-28); Роман III Аргир (1-й муж Зои - дочери Константина VIII) (1028-34); Михаил IV Пафлагон (2-й муж Зои) (1034-41); Михаил V Калафат (племянник Михаила IV, усыновлённый Зоей) (1041-42); Зоя и Феодора (дочери Константина VIII) (1042); Константин IX Мономах (3-й муж Зои) (1042-55); Феодора (1055-56).

Большинство императоров М. д. защищали интересы столичной знати (в частности, препятствовали захвату крупными землевладельцами-феодалами земель крестьян, к-рые являлись главными налогоплательщиками и поставляли осн. массу воинов). Лишь Никифор II и Иоанн I представляли провинц. воен. аристократию, заинтересованную в развитии крупного землевладения.

Лит.: Каждая А. П., Деревня и город в Византии IX-X вв., М., 1960, с. 123- 189; OstrogorskyG., Geschichte des Byzantinischen Staates, Munch., 1963, S. 225-61.- Г. Г. Литаврин.

МАКЕДОНСКИЕ ВОЙНЫ, три войны между Македонией и Римом в 3-2 вв. до н. э. за гегемонию в Греции и эллинистич. странах. В 1-й М. в. 215 - 205 макед. царь Филипп V, действуя в союзе с Карфагеном против Рима, пытался овладеть Иллирией и расширить свои владения в М. Азии. Римляне гл. силами вели борьбу с Ганнибалом в Италии (см. Пунические войны), а для действий на Балканах выделили незначит. силы. Однако макед. войска действовали нерешительно, а римляне всячески поддерживали антимакед. движение в эллинистич. мире. В результате 1-я М. в. не привела к значит, терр. изменениям на Балканах, хотя Риму удалось расширить своё влияние в Греции. Филипп V, заключив в 205 мир с Римом, продолжал воен. действия против Родоса, Пергама, Карий и др. После победы во 2-й Пунической войне 218-201 над Карфагеном Рим активизировал свою политику на Балканах и обвинил Македонию в нарушении договора 205 (установление контактов с Карфагеном, нападение на союзников Рима и др.). Началась 2-я М. в. 200 - 197. Риму удалось укрепить своё влияние в Греции. Материальные средства Македонии были истощены, внутри страны росла оппозиция против царя, война с Римом была непопулярна. Попытки Филиппа V заключить мир с Римом были безуспешны. В июле 197 при Киноскефалах макед. войска были разгромлены. При заключении мира Филипп V отказался от всех владений вне Македонии, выдал Риму весь флот, кроме 6 кораблей, обязался сократить армию до 5 тыс. чел. и не воевать с союзниками Рима. Греция была объявлена "свободной" и фактически оказалась под властью Рима. После смерти Филиппа V (179) его сын Персей начал готовиться к войне с Римом. Он подавил противодействие макед. знати, укрепил экономику страны, создал 40-тыс. армию и установил связи с враждебными Риму странами (в т. ч. с Карфагеном). Рим. сенат обвинил Персея в нарушении прежних договоров и начал 3-ю М. в. 171 - 168. 30-тыс. рим. армия высадилась в Греции. Сначала воен. действия шли с переменным успехом, но в 168 в командование рим. войсками в Фессалии вступил консул Луций Эмилий Павел, к-рый 22 июня 168 у Пидны разгромил макед. войска; Персей бежал, а затем попал в плен. Рим. армия оккупировала и разграбила Македонию. Рим. сенат упразднил царскую власть и разделил страну на 4 округа, лишённых политич. и экономич. связей между собой. После подавления антирим. восстания Андрнска в 148 на терр. Македонии она вместе с Иллирией и Эпиром была превращена в рим. провинцию.

Лит.: Ш о ф м а н А. С., История античной Македонии, ч. 2, Казань, 1963; Разин Е. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955. А. А. Малиновский.

МАКЕДОНСКИЙ Стефан (25.3.1885, Сливен,- 31.5.1952, София), болгарский певец (тенор), нар. арт. НРБ (1947). Чл. Болгарской коммунистич. партии с 1945. С 1902 жил в России, в 1904-10 учился в Моск. консерватории, с 1908 выступал в Оперном театре С. И. Зимина. В 1910 дебютировал на сцене "Болгарского оперного товарищества" в Софии. Совершенствовал своё иск-во в Париже и Берлине. В 1922-33 исполнял ведущие партии в оперных театрах Софии и др. городов страны. Гастролировал за границей. В 1930-32 художеств, руководитель оперного театра в Варне. В 1934-37 режиссёр Передвижного нар. театра. С 1948 был директором Гос. муз. театра, к-рому в 1952 присвоено его имя.

Голос М. звучный, большой силы, красивого тембра. Лучшие партии: Радамес и Отелло ("Аида" и "Отелло" Верди), Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Хозе ("Кармен" Визе), Герман ("Пиковая дама" Чайковского). Димитровская пр. (1950).

Лит.: Т и х о л о в П., Стефан Македонски, София, 1956.

МАКЕДОНСКИЙ ЯЗЫК, язык современных македонцев, один из осн. языков СФРЮ. Относится к вост. ветви юж.-слав. языков. Осн. диалектные группы - западная, восточная, северная. Лит. М. я. сформировался к сер. 40-х гг. 20 в. на базе центр, говоров зап. диалекта, близок к разговорному. Графика славянская (кириллица). Влит. М. я. 5 гласных фонем: и, е, а, о, у, есть слоговое "р". Ударение подвижное, на третьем слоге (прочитав, прочйтавме). Из согласных специфичны аффрикаты S (дз), J (дж), средненёбные к, г (из праслав. *tj, *dj). У имён 3 типа постпозитивного определённого члена; флексии косвенных падежей утрачены. Будущее время образуется с частицей "ке"; есть 4 прошедших времени (специфичен перфект типа "имам видено"-"я видел"), несвидетельские формы времён индикатива и условного наклонения. В М. я. развит аналитизм, как и в др. балканских языках.

Лит.: СелищевА. М., Очерки по македонской диалектологии, т. 1, Казань, 1918; Усикова Р. П., Морфология имени существительного и глагола в современном македонском литературном языке, Скоше, 1967; Конески Б., Граматика на македонскиот литературен jaanK, дел. 1 - 2, Скоще, 1967; его же, Исторща на маке-донскиот Зазик, Скоще, 1965; Толовски Д., Иллич-Свитыч В. М., Македонско-русский словарь, М., 1963. Р. П. Усикова.

МАКЕДОНЦЫ, 1) М., или македоняне,- население Древней Македонии, 2) наименование жителей ист. области Македония, различных по своей этнич. принадлежности, 3) южнославянская нация. Составляют б. ч. населения Социалистич. Республики Македонии (СРМ) в Югославии. Общая численность в Югославии 1194 тыс. чел. (1971, перепись), из них в СРМ - 1142 тыс. чел. Говорят на македонском языке. Верующие - гл. обр. православные, есть мусульмане. (См. ст. Македония, Социалистическая Республика Македония.)

МАКЕЕВ Виктор Петрович (р. 25.10. 1924, пос. им. Кирова Коломенского р-на Моск. обл., ныне в черте г. Москвы), советский учёный в области механики, чл.-корр. АН СССР (1968), Герой Социалистич. Труда (1961). Чл. КПСС с 1951. Окончил Моск. авиац. ин-т (1948). Руководитель научно-исследовательской организации. На 24-м съезде КПСС избран канд. в чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 7-8-го созывов. Ленинская пр., Гос. пр. СССР. Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и медалями.

МАКЕЕВКА, город областного подчинения, в Донецкой обл. УССР. Расположен на р. Грузская (лев. приток р. Кальмиус). Ж.-д. станция. 396,2 тыс. жит. (1972; в 1926-79 тыс., в 1939 - 240,1 тыс.). М. возникла на месте рабочего пос. Дмитриевского, осн. в связи со стр-вом металлургич. з-да (см. Макеевский металлургический завод им. С. М. Кирова) в р-некам.-уг. рудника (открыт в 1859) и прилегающей к з-ду слободы Макеевка (осн. в 1777). В 1903 Артём (Ф. А. Сергеев) создал здесь один из первых марксистских кружков. Во время Революции 1905-07 в М. были выступления рабочих, подавленные войсками. В нояб. 1915 создан к-т РСДРП. 30 авг. 1917 Макеевский совет первым в Донбассе стал большевистским. 26 окт. (8 нояб.) 1917 в городе была установлена Советская власть. Летом 1919 М. захватили деникинские войска, но 31 дек. 1919 Сов. власть была восстановлена. В 1920 слобода М. и пос. Дмитриевский были объединены в город Дмитриевск, переименованный в 1931 в М. В годы социалистич. строительства в М. были созданы индустр. гиганты (первые в СССР крупные механизированные доменные печи и первый блюминг отечеств, произ-ва). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 М. с 22 окт. 1941 по 6 сент. 1943 была оккупирована нем.-фашистскими войсками, нанёсшими городу огромный ущерб. В годы послевоенной пятилетки М. полностью восстановлена и стала одним из крупнейших индустриальных городов Донбасса, важным центром металлургич. и угольной пром-сти. Ныне составляет с гг. Донецком, Ясиноватой, Авдеевкой единый индустр. узел. В М. находятся угольный комбинат, крупный