БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ые примкнули к манихеям (см. Манихейство). Небольшое число приверженцев М. живёт в Иране и Ираке.

МАНДЕЛЬШТАМ Леонид Исаакович [22. 4 (4.5). 1879, Могилёв, - 27. 11. 1944, Москва], советский физик, один из основателей школы сов. радиофизиков, акад. АН СССР (1929; чл.-корр. 1928). В 1897 поступил в Новороссийский ун-т в Одессе, но был исключён за участие в студенч. волнениях. Продолжал образование в Страсбурге, где специализировался у К. Ф. Брауна по электромагнитным колебаниям. В 1914 возвратился на родину. С 1922 консультант Центр, радиолаборатории в Ленинграде. С 1925 проф. Моск. ун-та; здесь началась совместная работа М. с Г. С. Ландсбергом. Курсы лекций и семинары М. высоко подняли уровень преподавания физики в ун-те и явились школой, из к-рой вышли многие известные физики. С 1934 работал в Физич. ин-те АН СССР. Осн. работы по оптике, теоретич. физике, радиофизике, радиотехнике. В 1907 впервые доказал, что рассеяние света в оптически однородных средах обусловлено возникновением микронеоднородностей (флуктуации плотности). В 1918 предсказал появление тонкой структуры у линии Релея (аналогичная теория была опубл. в 1922 Л. Бриллюэном, см. Мандельштама - Бриллюэна рассеяние). Это явление было экспериментально обнаружено в 1930 М. и Ландсбергом на кристаллах, а Е. Ф. Гроссом - на жидкостях. В 1928 М. и Ландсберг открыли явление изменения частоты при рассеянии света на кристаллах - комбинационное рассеяние света (независимо от Ч. Романа и К. С. Кришнана). Совм. с Н. Д. Папалекси М. выполнил основополагающие работы по нелинейной теории колебаний. Ими был предложен новый метод возбуждения электрических колебаний, а в 1931 впервые создан параметрич. генератор переменного тока с периодически меняющейся индуктивностью. В 1938 М. и Папалекси разработали радиоинтерференц. метод точного измерения расстояний, широко применяемый в геодезии, гидрографии и др. Пр. им. В. И. Ленина (1931). Гос. пр. СССР (1942). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Л. И. Мандельштам.

О. Э. Мандельштам.

С о ч.: Поли. собр. трудов, т. 1 - 5, М., 1947 - 55; Лекции по теории колебаний, М., 1972; Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике, М., 1972.

Лит.: Папалекси Н. Д., Краткий очерк жизни и научной деятельности Леонида Исааковича Мандельштама, "Успехи физических наук", 1945, т. 27, в. 2, с. 143 - 58; Леонид Исаакович Мандельштам, М., 1941 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР. Серия физики, в. 1); "Известия АН СССР. Сер. физическая", 1945, т. 9, В. 1-2.

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич [3(15).1.1891 -27.12.1938], русский советский поэт. Род. в Варшаве в семье купца. Учился на романо-герм. отделении Петерб. ун-та. Начал печататься в 1910. Первая кн. стихов - "Камень" (1913; 2-е, доп. изд., 1916), вторая - "Tristia" (1922). В ранних его стихах ощутимо влияние поэзии символистов. С 1912 М.- один из создателей акмеизма. Окружающему "хаосу" противостоит у него мир культурно-историч. явлений, образов лит-ры и иск-ва (особенно архитектуры), к-рые выражают идею духовной формирующей деятельности, бросающей вызов "стихиям". Слово для поэта является совокупностью накопленных и освящённых культурной традицией смыслов (см. статьи М. "Слово и культура" и<О природе слова" в его сб. "О поэзии", 1928). Личная, лирич. тема М. проявляется не прямо (реальная, предметная связь слов часто нарушена), а сквозь призму сложных словесных ассоциаций. Стихи М. пророчат катастрофу, гибель старой ("христианско-эллинской", по его определению) культуры и её "последних" носителей.

В послереволюц. стихах М. наряду с принятием революции в общедемократич. духе ("1 января 1924") всё громче звучит личная тема "отщепенства", "больного сына века" и т. п., что приводит к постепенной социальной и лит. изоляции поэта. Попытки сближения с "веком" в стихах 30-х гг. порождают новые для М. темы ("Чернозём", "Стихи о неизвестном солдате"), однако поэтич. язык М. делается всё более иррациональным, обнаруживаются признаки распада чёткой стиховой структуры. В прозе им написана книга автобиография, рассказов "Шум времени" (1925); повесть "Египетская марка" (1928) - о духовном кризисе интеллигента, жившего до революции на "культурную ренту"; литературно-критическое эссе "Разговор о Данте" (1933).

С о ч.: Стихотворения, М.- Л., 1928; Путешествие в Армению, "Звезда", 1933, № 5; [Неизданные стихотворения]: "Москва", 1964, № 8; "Простор", 1965, № 4; "Подъем", 1966, № 1; Разговор о Данте, М., 1967; Записные книжки, "Вопросы литературы", 1968, № 4; Стихотворения. [Вст-уп. ст. А. Л. Дымшица, сост. и подгот. текста Н. И. Харджиева], Л., 1973.

Лит.: Блок А., Собр. соч., т. 7, М.- Л., 1963, с. 371; Тынянов Ю., Промежуток, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929; с. 568-73; Берковский Н., О прозе Мандельштама, в его кн.: Текущая литература, М., 1930; Д ы м ш и ц А., "Я в мир вхожу..." (Заметки о творчестве О. Мандельштама), "Вопросы литературы", 1972, № 3; Гинзбург Л. Я., Поэтика Осипа Мандельштама, "Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка", 1972, т. XXXI, в. 4. Ал. Морозов.

МАНДЕЛЬШТАМА - БРИЛЛЮЭНА РАССЕЯНИЕ, рассеяние оптич. излучения конденсированными средами (твёрдыми телами и жидкостями) в результате его взаимодействия с собственными упругими колебаниями этих сред. М.- Б. р. сопровождается изменением набора частот (длин волн), характеризующих излучение,- его спектрального состава. Напр., М.- Б. р. монохроматического света в кристаллах приводит к появлению шести частотных компонент рассеянного света, в жидкостях - трёх (одна из них - неизменённой частоты). Сравнительно сильное взаимодействие между частицами конденсированных сред (в кристаллах оно связывает их в упорядоченную пространств, решётку) приводит к тому, что эти частицы не могут двигаться независимо - любое их возбуждение распространяется в среде в виде волны. Однако при любой отличной от абс. нуля темп-ре частицы находятся в тепловом движении. В результате по всевозможным направлениям в среде распространяются упругие волны различных частот (см. Гиперзвук). Наложение таких волн друг на друга вызывает появление т.н. флуктуации плотности среды (малых локальных отклонений плотности от её ср. значения), на к-рых и рассеивается свет (см. Рассеяние света). М.- Б. р. показывает, что световые волны взаимодействуют непосредственно с упругими волнами, обычно не наблюдаемыми по отдельности. Особенно наглядна физич. картина явления в случае кристаллов. В них упругие (наз. также д е б а е в с к и м и, по имени впервые рассмотревшего их П. Дебая; см. Твёрдое тело) волны одинаковой частоты, бегущие навстречу друг другу, образуют стоячие волны той же частоты. Рассеяние света этими стоячими волнами происходит по всем направлениям, но вследствие интерференции света за рассеяние в данном направлении ответственна упругая волна одной определённой частоты. Пусть от плоского фронта такой волны отражаются, изменяя своё направление на угол 0 (рис.), лучи падающего света частоты v (длины волны Л; Л = c*/v, где с* - скорость света в кристалле). Для того чтобы отражённые лучи, интерферируя, давали максимум интенсивности в данном направлении, необходимо, чтобы оптич. разность хода СВ + BD соседних лучей 1-1' и 2-2' была равна Л: 2Л*sin0/2 = Л, (1) где Л = АВ - длина рассеивающей упругой (гиперзвуковой) волны. Отражение световой волны от звуковой эквивалентно модуляции света падающего пучка с частотой звуковой волны. Условие (1) приводит к выражению для изменения частоты дельта v рассеянного света:
дельта v/v =±2v/c*sin0/2 (2) (v - скорость звука в кристалле).

Смещение частоты света при М.- Б. р. относительно невелико, т. к. скорость звука в среде намного меньше скорости света в ней (v/e* мало). Напр., для кристалла кварца v = 5*105см/сек, с*=2*105 см/сек и при рассеянии под углом в = 90° дельта v/v = 0,003%. Однако такие величины надёжно измеряются интерферометрич. методами (см. Интерферометр ).

Из представления о стоячих волнах - сгущениях и разрежениях плотности, модулирующих световую волну,- исходил Л. И. Мандельштам, теоретически предсказавший М.- Б. р. (его статья, написанная в 1918, была опубликована лишь в 1926). Независимо те же результаты получил (1922) Л. Бриллюэн, рассматривая рассеяние света на бегущих навстречу друг другу упругих волнах в среде. При его подходе к явлению физич. причиной "расщепления" монохроматич. линий оказывается Доплера эффект.

Экспериментально М.- Б. р. впервые наблюдалось Л. И. Мандельштамом и Г. С. Ландсбергом (1930). Детально его исследовал Е. ф. Гросс. В частности, он обнаружил (1938), что М.-Б. р. в кристаллах расщепляет монохроматич. линию на шесть компонент (это объясняется тем, что скорость звука v в кристалле различна для разных направлений, вследствие чего в общем случае в нём существуют три - одна продольная и две поперечные - звуковые волны одной и той же частоты, каждая из к-рых распространяется со своей v). Он же изучил М.- Б. р. в жидкостях и аморфных твёрдых телах (1930-32), при к-ром наряду с двумя "смещёнными" наблюдается и "несмещённая" компонента исходной частоты v. Теоретич. объяснение этого явления принадлежит Л. Д. Ландау и Г. Плачеку (1934), показавшим, что, кроме флуктуации плотности, необходимо учитывать и флуктуации темп-ры среды.

Создание лазеров не только улучшило возможности наблюдения М.- Б. р., но и привело к открытию т. н. вынужденного М.- Б. р. (ВМБР), к-рое отличается большей интенсивностью и мн. качественными особенностями (см. Вынужденное рассеяние света). Исследования М.- Б. р. в сочетании с др. методами позволяют получать ценную информацию о свойствах рассеивающих сред. ВМБР используется для генерации мощных гиперзвуковых волн в кристаллах в ряде технич. применений.

Лит.: Волькенштейн М. В., Молекулярная оптика, М.- Л., 1951; Фабелинский И. Л., Молекулярное рассеяние света, М., 1965. Я. С. Бобович.

МАНДЕЛЬШТЕЙН (нем. Mandelstein, от Mandel - миндаль и Stein - камень), миндальный камень, эффузивная горная порода с крупными, несколько вытянутыми порами, заполненными различными минеральными новообразованиями (кварцем, цеолитами, хлоритом, кальцитом). Термин "М." указывает на текстуру эффузивной породы безотносительно к её минералогич. составу. Существуют М. диабазовые, базальтовые, порфиритовые и пр. М. особенно распространены среди древних вулканич. толщ, подвергающихся гидротермальному изменению в цеолитовой фации метаморфизма.

МАНДЕР (Mander) Карел ван (154S, Мёлебеке, Фландрия, - 2. 9. 1606, Амстердам), нидерландский живописец, поэт, историк и теоретик иск-ва. В 1569 - 1573 писал религ. драмы. В 1573-77 жил в Риме; вернувшись на родину, основал в Харлеме (вместе с X. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом) первую в Нидерландах художеств. "академию" (1583). Написал "Книгу о художниках", наиболее интересной частью к-рой является составленный по образцу Дж. Пазари свод жизнеописаний нидерл. и нем. художников - важнейший источник для изучения сев.-европ. иск-ва 15-16 вв. Как теоретик и живописец-практик (мифологич. и жанровые композиции) примыкал к маньеризму.

Соч.: Het schilderboeck, Haarlem, 1604; то же, [Utrecht, 1969]; в рус. пер.-Книга о художниках, М.- Л., 1940.

Лит.: Моё Н., Carel van Mander en Italie, 's-Gravenhage, 1954.

МАНДЖИЕВ Нимгир Манджиевич (1905, с. Цекерта, ныне Черноземельского р-на,- 1936, Ялта), калмыцкий советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Один из зачинателей калм. сов. лит-ры. Много лет работал в редакции калм. газеты. Был учителем многих калм. писателей. Лит. наследие М.- неск. сб-ков реалистич. рассказов ("Горькая правда", 1929; "Рассказы о колхозе", 1936, и др.), две пьесы ("Позже появившиеся рога длиннее ранее выросших ушей" и "Конец плохого - начало хорошего", обе - 1927, в соавт. с Э. Отхоновым), сб. стихов "Красная звезда" (1933). М. был горячим пропагандистом новой, колх. жизни бывших кочевников.

С о ч. в рус. пер.: Рассказы, Элиста, 1962.

Лит.: Мацаков И. М., Нимгир Манджиев, Элиста, 1962; Писатели Советской Калмыкии, Биобиблиографический справочник, Элиста, 1966. Б. О. Джимбинов.

МАНДЗОНИ (Manzoni) Алессандро (7.3.1785, Милан,- 22.5.1873, там же), итальянский писатель. Род. в семье графа. Окончил аристократич. коллеж (1805). В раннем творчестве (аллегория "Триумф свободы", 1801; ода "На смерть Карло Имбонати", 1806) М. верен традиции Просвещения. В 20-е гг. переходит на позиции романтизма ("Священные гимны", 1812-22, опубл. 1815 и 1823; "Письмо г-ну Ш. о единстве времени и места в трагедии" и "О романтизме", оба 1823). Оды М. "Март 1821 года" и "Пятое мая" (1821), историч. трагедии "Граф Карманьола" (1820, рус. пер. 1888) и "Адельгиз" (1822), проникнутые патриотизмом и свободолюбием, отвечали идеям Рисарджименто. Лучшее произв. М.- историч. роман"Обручённые" (1827, рус. пер. 1833), в к-ром романтизм сочетается с реалистич. изображением нар. жизни и историч. обстановки 17 в. в Ломбардии. Герои М.- простые крестьяне, чья нравств. сила противостоит произволу феодалов. Идеи христ. смирения не заглушают демократич. звучания романа, к-рый занимает значит, место в итал. реалистич. прозе 19-20 вв. После 1827 М. выступал лишь с теоретич. статьями о языке и лит-ре.

С о ч.: Tutte le opere, Roma, 1965.

Лит.: Полуяхтова И. К., А. Манд-зони, в её кн.: История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), М., 1970; De SanctisF., Manzoni, в его кн.: Opere, v. 10, [Torino, 1955]; S a p e g n о N., Ritratto di Manzoni ed altri saggi, Bari, 1961; D e r 1 a L., Il realismo storico di A. Manzoni, Mil.-Varese, 1965; Santare11i G., I cappuccini nel romanzo manzoniano, Mil., [1970]. E. Ю. Сапрыкина.

МАНДИБУЛЫ (лат. mandibula - челюсть, от mando - жую, грызу), первая пара челюстей у ракообразных, многоножек и насекомых; то же, что жвалы.

МАНДИНГО, 1) самоназвание (др. формы: малинке, малинка, маненка, манден-ка, манденга, мандинко) группы народностей, живущих в Зап. Африке [на Ю. Гамбии, С. и С.-В. Гвинейской Республики, 3. Мали, в Республике Берег Слоновой Кости, Сенегале и Гвинее (Бисау)] и говорящих на яз. малинке. К этой группе относят также коранко и васулунка в Гвинейской Республике, маньянка в Либерии и нек-рых др. 2) Название, используемое (преим. во франц. лит-ре) для обозначения большой группы близкородств. народов: собственно малинке, или манденка, бамбара (бамана), диула. Все они живут в верх, течении pp. Сенегал и Нигер, составляя осн. население зап. части Республики Мали, сев.-вост. части Гвинейской Республики, юж. и вост. р-нов Сенегала и нек-рых р-нов Республики Берег Слоновой Кости, Верх. Вольты, Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи (Бисау). Общая числ. ок. 4,2 млн. чел. (1970, оценка). Говорят на языках, относящихся к сев. группе языков манде (см. Мандинго языки). По религии большинство - мусульмане, в нек-рых р-нах сохраняются древние анимистич. верования и культ предков. Гл. занятие - земледелие (просо, кукуруза, рис, фасоль и др.); животноводство развито слабо (козы, овцы, ослы; домашняя птица); диула занимаются торговлей. Осн. форма сел. поселений М.- группа глинобитных хижин, обнесённых глинобитной стеной. В каждом посёлке живёт родств. группа, обычно большая патриархальная семья. Во мн. р-нах частично сохраняются ещё традиц. обществ, отношения: тайные союзы, кастовые различия, системы возрастных классов. Однако все эти древние институты постепенно исчезают. По преданиям, историч. центр формирования народов М. находился в верховьях р. Нигер, где в 8 в. сложилось политич. объединение М.- гос-во Мали.

Лит.: Сундьятта. Мандингский эпос, пер. с франц., Л.- М., 1963; Labouret H., Les Manding et leur langue, P., 1934; его же, Paysans d'Afrique occidentale, P., [1941]. Д. А. Ольдерогге.

МАНДИНГО ЯЗЫКИ, мандинго, совокупность диалектов бамбара, малинке, диула (группа манде-тан, см. Манде языки). Области распространения: малинке - Сенегал, Судан, Республика Берег Слоновой Кости, Гамбия, Гвинейская Республика (1,1 млн. чел.); бамбара - Сенегал, Судан, Гвинейская Республика, Верх. Вольта; диула - Республика Берег Слоновой Кости, Верх. Вольта. Число говорящих на М. я. ок. 4,2 млн, чел. (1970, оценка). Гласные противопоставлены по степени раствора (степени открытости речевого канала) (here "палка" - bere "камень"); наличие долгих гласных (Ьа "большой" _ bа "мать"); наличие назализованных гласных (Ьз "выходить" - Ьэ"комната"); лабиализованный согласный gb. Словообразование и формообразование суффиксальное. Имеют место категории отчуждаемости и неотчуждаемости понятий.

Лит.: Delafosse M., La langue man' dinRue et ses dialectes, t. 1, P., 1929; D e-1 a f о r g e, Grammaire et methode Bambara. 6 ed., P., 1947. И. Н. Топорова.

МАНДОЛА, мандора, пандура (итал. mandola, mandora, pandura),

1) струнный щипковый муз. инструмент, тип лютни (меньше по размеру). 2) Альтовая разновидность мандолины.

МАНДОЛИНА (итал. mandolino), струнный щипковый муз. инструмент. Возник в Италии. В своём окончат, виде сложился к 17в. С18в.- один из самых распространённых нар. инструментов. Бытовало неск. типов М. Наиболее популярная неаполитанская М. имеет выпуклый овальный корпус, 4 парные струны, короткую шейку, гриф с металлич. врезными ладами, плоскую головку с механич. колками. Общая дл. 610- 635 мм. Строй квинтовый, как у скрипки. Играют на М. с помощью плектра (медиатора).

МАНДРАГОРА (Mandragora), род растений сем. паслёновых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, напоминающим иногда человеческую фигуру корнем (видимо, поэтому М. в древности приписывали магич. силу и с ней было связано множество легенд). Листья крупные, цельные, дл. до 80 см, в густой розетке. Цветки одиночные, 5-членные, зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода. 5 (или 6) видов в Средиземноморье, Передней и Ср. Азии, в Гималаях. В СССР 1 вид - М. туркменская (М. turcomanica), встречающаяся в Зап. Копетдаге. Корень, плоды и семена М. лекарственной (М. officinarum) и М. осенней (М. autumnalis) содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и др.; используются иногда как болеутоляющее средство.

МАНДРИЛЫ (Mandrillus), род низших узконосых обезьян подсем. мартышковых. Близки к павианам. У самцов дл. тела 70-80 см, хвоста 7-12 см, весят до 20 кг; самки значительно меньше. Телосложение мощное; передние конечности длиннее задних; первый палец на стопе очень большой. Голова очень крупная, лицевой отдел широкий, выступающий вперёд. У самцов собственно М. нос ярко-красный, вдоль щёк - морщинистые блестящие синие валики (у самок собственно М. и дриллов окраска гораздо бледнее); по бокам лица пучки белых волос, борода тёмно-оранжевая; шерсть на теле бурая или чёрная. Седалищные мозоли красные, синие или фиолетовые. 2 вида: собственном. (М. sphinx; самец -> самое ярко окрашенное млекопитающее) и дрилл. Распространены в Зап. Африке (Камерун, о-в Фернандо-По); обитают в дождевых лесах и гористых р-нах. Держатся гл. обр. на земле, часто среди скал. Всеядны. Живут небольшими группами. Беременность ок. 8 мес. Самки М. рождают детёнышей и от самцов павианов, мангобеев, макаков.

Собственно мандрил (самец).

Э. Мане.

М. Г. Манизер.

Лит.: Жизнь животных, т. 5, М., 1970 с.. 586 - 587; Napier J. R., Napier P., A handbook of living Primates L,-N. Y., 1967. М.Ф.Нестурх.

МАНДУР Мухаммед (1907-1965), египетский литературовед и критик. Учился в Каирском ун-те и во Франции. Гл. редактор журн. "Аш-Шарк". В монографиях и статьях М. детально осветил историю араб. лит. критики, егип. поэзии и драматургии 1-й пол. 20 в. Отд. работы посвятил творчеству А. Шауки, Вали ад-дина Йекуна, X. Мутрана, И. аль-Мазини и Тауфика аль-Хакима. В кн. "Поездка в мир социализма" (1957) описал свою поездку в СССР и СРР. М. был членом К-та сторонников мира ОАР, членом Всемирного Совета Мира.

Соч.: ан-Накд аль-минхаджи инда аль-араб, Каир, 1948; Масрахийат Шауки, Каир, 1955; аш-Ши'р аль-Мисри ба'д Шауки, т. 1 - 3, Каир, 1955 - 58; Кадайа джадида фи адабйа аль-хадис, Бейрут, 1958; Масрах Тауфик аль-Хаким, Каир, 1960.

МАНЕ (Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж,- 30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных иск-в (1850-56) у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал произв. мастеров итал. Возрождения и 17 в. (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и др.), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. В ранних работах М. (кон. 1850 - нач. 1860-х гг.), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели (-"Любитель абсента", 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген; "Лола из Валенсии", 1862, Музей импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, М. стремился наполнить их совр. звучанием, решить новые живописные задачи. Так, современники становятся персонажами картины "Завтрак на траве" (1863, Музеи импрессионизма), и тема, навеянная "Сельским концертом" Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость; острота творч. преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину "Олимпия" (илл. см. т. 9, табл. XVIII, стр. 192-193), где моделью для классич., обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка сер. 19 в. Живопись М. на протяжении 1860-х гг. постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами нвалёрами. В 1860-е гг. М. обращается к эпизодам совр. истории ("Казнь императора Максимилиана", 1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской Коммуны 1871 ("Расстрел коммунаров", акварель, 1871, Музей изобразит, иск-в, Будапешт), и всё же проникновенное внимание М- к совр. жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирич. одухотворённости и внутр. значимости ("Завтрак в мастерской", Новая гал., Мюнхен; "Балкон", Музей импрессионизма; оба - 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Обновляя бытовой жанр 19 в., М. поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Предвосхитив своим иск-вом возникновение импрессионизма, М. с кон. 1860-х гг. сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с нач. 1870-х гг. переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений ("Аржантёй", Музей изящных искусств, Турне; "Моне и госпожа Моне в лодке", илл. см. т. 10, табл. V, стр. 208-209; оба - 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма); в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты; привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологич. содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отд. явление до ранга типического, раскрывает его комич., грустные или даже трагич. стороны ("Бал-маскарад в Опере", 1873, собр. Хавемейер, Нью-Йорк; "Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург). В своём самом значительном и последнем произв. "Бар „Фоли-Бержер"" (1881-82, Ин-т Курто, Лондон), посвящённом теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиц. решения и живописного содержания. В 1870-е гг. М. много работает в области портрета, перенося в неё осн. проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутр. мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.

Творчество М. принадлежит к числу тех явлений, к-рые как бы завершают сложение реалистич. традиций во франц. иск-ве 19 в. и в то же время их значительно обновляют; художеств, проблемы, впервые поставленные и разрешаемые М., во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразит, иск-ва последующего ист. периода. Илл. см. на вклейке к стр. 313. Лит.: Золя Э., Эдуард Мане, пер. с франц., [Л., 1935]; [Барская А.], Э. Мане, М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма Воспоминания. Критика современников [пер. с франц.], М., 1965; J a m о t P. Wildenstein G.,Bataille M. L. Manet, v. 1 - 2, P., 1932; H a m i 1 t о n G. H. Manet and his critics, New Hawen - L. 1954; Venturi M., Orient! S. L'opera pittorica di Ed. Manet, Mil., [1967] В. А. Калмыков.

МАНЕВИЧ Лев Ефимович (псевд.- Э т ь е н) (20.8.1898, г. Чаусы, ныне Могилёвско