БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381о и редакциям социалистич. газет ряда стран Зап. Европы. Он определил характер и цели войны как войны империалистической, захватнической, несправедливой; разоблачил социал-шовинизм лидеров Интернационала 2-го, изменивших социализму, а также прикрывавших их измену центристов и "левых" оппортунистов, анархо-синдикалистов. Одной из гл. задач с.-д. каждой страны должна была стать борьба с шовинизмом в данной стране. В манифесте Ленин разработал тактику междунар. пролетариата. Центр, лозунгом являлось превращение империалистич. войны в гражданскую, что было дальнейшим развитием и конкретизацией идей Базелъского манифеста 1912. С этим лозунгом тесно связан лозунг поражения "своего" пр-ва, неудачи и поражения к-рого на фронте ослабят старый режим, облегчат революц. выступления масс. В манифесте подчёркивалось, что в Рос. непосредственными задачами с.-д. оставались: установление демократической республики, конфискация помещичьих земель, 8-часовой рабочий день. В развитых капиталистических странах на очереди дня стояла социалистическая революция. Манифест выдвинул предложение о создании нового, 3-го Интернационала. Ленинский манифест дал всем революционным силам мира конкретную программу действий в условиях развернувшейся войны. В нём получили дальнейшую разработку марксистские положения по вопросам войны, мира и революции.

Лит.: Ленин В. И., Война и Российская социал-демократия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970. Н.В.Ершков.

МАНИФЕСТ ЦК РСДРП 27 ФЕВРАЛЯ 1917 "КО ВСЕМ ГРАЖДАНАМ РОССИИ", документ партии большевиков, провозглашавший свержение самодержавия и осн. требования бурж.-демократич. революции. Решение о выпуске манифеста принято Выборгским райкомом партии столицы, осуществлявшим функции Петерб. к-та РСДРП, его окончат, текст отредактирован и утверждён Русским бюро ЦК РСДРП. Распространён в Петрограде 27 февр. (12 марта) в виде гектографированной листовки; 28 февр. опубликован в приложении к № 1 "Известий Петроградского Совета рабочих депутатов". Манифест определил гл. задачу момента: создание Врем, революц. пр-ва под охраной восставшего народа и армии, т. е. пр-ва революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства, и наметил программу его действий - установление демократич. республики, введение 8-часового рабочего дня, конфискация помещичьих, монастырских, кабинетских земель и передача их народу, созыв Учредит, собрания, подавление любых выступлений контрреволюции. Для обеспечения населения и армии предлагалось немедленно конфисковать все запасы продовольствия. В манифесте отсутствовало прямое упоминание о Совете рабочих и солдатских депутатов как органе восстания, но петрогр. большевики одновременно выпустили листовку с призывом создать Советы рабочих депутатов. В манифесте содержался призыв к прекращению империалистич. войны, для чего Врем, революц. пр-ву предлагалось "... войти в сношение с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей, против царских правительств и капиталистических клик..." ("КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", 8 изд., т. 1, 1970, с. 428). В. И. Ленин положительно оценил манифест; подчеркнув, что в вопросе о войне и мире тактика ЦК действительно социалистическая, действительно революционная, принципиально противоположная оппортунистич. тактике меньшевиков. Он особенно отметил значение призыва о необходимости сношения "...с пролетариями всех воюющих стран" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 34). Манифест отражал коренные требования масс, способствовал их организации на дальнейшую борьбу, росту влияния большевиков.

Лит.: Революционное движение в России после свержения самодержавия. Сб. документов, М., 1957; История КПСС, т. 2,М., 1966. А. И. Осадная.

Г. Манн.

Том Манн.

Томас Манн.

МАНИФЕСТАЦИЯ (от лат. manifestatio - обнаружение, проявление), массовое публичное выступление для выражения солидарности или протеста.

МАНИФОЛЬД (англ, manifold, от many - много и fold - складка, сгиб), система устройств и аппаратуры для запуска и непрерывной безотказной работы нефтяных и газовых скважин. М. состоит из труб, патрубков, задвижек, вентилей, тройников, крестовин, стояков, буферов, краников, компенсаторов, отводов и т. п. При фонтанной и компрессорной добыче нефти М. присоединяется к арматуре скважины (фонтанная ёлка) в основном фланцевыми соединениями и заканчивается линией труб, подающих продукцию в замерные устройства.

МАНИХЕЙСТВО, религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов и ритуалов. М. обычно связывается с гностицизмом. Название М. происходит от имени его основателя - полулегендарного Мани (ок. 216 - ок. 277). Согласно преданию, он проповедовал своё учение в Персии, Ср. Азии, Индии. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания. Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло - начало столь же самостоятельное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, в отличие от неоплатонизма, не считал тьму или материю следствием угасания света; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории - в освобождении полонённого света. По М., человек двойствен: творение дьявола, он сотворён всё же по образцу небесного "светлого перво-человека" и заключает в себе элементы света. Подвергаясь всюду гонениям, как противостоящее господств, религиям, М., однако, распространилось до Испании на Западе и Китая на Востоке. На Западе оно рассматривалось христианством как христ. ересь. В 8 в. оно стало господств, религией в Уйгурском царстве. В 8-9 вв. М. преследовалось сторонниками ислама; в дальнейшем прекратило своё существование в качестве самостоят, религии как в Европе, так и в Азии (в Китае окончат, запрет М. относится к кон. 14 в.). Навеянные М. учения о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане, богомилы (см. Богомильство), катары, а на Востоке - перс, маздакиты.

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ.); A If а г i с P., Les ecritures manicheennes, v. 1 - 2, P., 1918; Burkitt F. C., The religion of the Manichees, Camb., 1925; Schaeder H. H., Urform und Fprtbildungen des manichaischen Systems, Lpz., 1927; J а с Itson A. V. W., Researches in Manichaeism, N. Y., 1932; P u e с h H., Le Manicheisme. Son fondateur, sa doctrine, P., 1949 (библ.); WidengrenG., Mani und der Manichaismus, Stuttg., 1961; Ort L. I. R., Mani. A religio-historical description of his personality, Leiden, 1967. A. H. Чанышев.

МАНИЯ (от греч. mania - безумие, неистовство, восторженность), маниакальный синдром, состояние, характеризующееся немотивированно повышенным, весёлым настроением, ускорением ассоциативных процессов, изменчивостью, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением. Синдром может возникать при шизофрении, инфекционных, интоксикационных заболеваниях, а также при травмах, опухолях мозга и др.; наиболее типично проявляется в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. В древности термин "М." применялся для обозначения всех форм психич. расстройства с двигат. и речевым возбуждением; позднее употреблялся как синоним бреда или непреодолимого влечения (пиромания - влечение к совершению поджогов, клептомания - влечение к кражам и т. д.). В первой половине 19 в. франц. психиатром Ж. Э. Д. Эскиролем была выдвинута популярная концепция о мономаниях - одержимости к.-л. одной идеей или влечением. С сер. 19 в. до нач. 20 в. М. рассматривалась как самостоят, заболевание. И. И. Лукомский.

МАНКИРОВАТЬ (от франц. manquer), небрежно относиться к кому-либо, чему-либо; пренебрегать чем-либо.

МАНКО КАПАК, согласно устной инкской традиции, первый инка (см. Инки), сын Солнца и Луны; был послан Солнцем на Землю, чтобы спасти людей от варварства и взаимоистребления, научить земледелию и ремёслам и утвердить культ "подлинных" богов: Солнца, Луны и "творца мира" - Пачакамака. М. К. был первым (мифическим) правителем обширного инкского гос-ва Тауантинсуйу.

МАНЛИЙ КАПИТОЛИЙСКИЙ Марк (Marcus Manlius Capitolinus), др.-римский полководец, консул 392 до н. э., патриций. Сохранились малодостоверные и отрывочные сведения рим. традиции о М. К.: командовал рим. войсками в войне с эквами (392), спас Капитолий от галлов (387, отсюда прозвище Капитолийский); в 384 выступил в защиту плебеев против долгового рабства, был обвинён патрициями в стремлении к тирании и казнён (384).

МАНН (Mann) Генрих (27.3.1871, Любек,- 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. Род. в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском ун-те. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения лит-ры прусской Академии иск-в. В 1933-40 в эмиграции во Франции. С 1936 пред. Комитета герм. Нар. фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классич. традиций нем., франц. литератур, модернистских течений конца века. Проблема иск-ва, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий совр. общества. В романе "Земля обетованная" (1900) собират. образ бурж. мира дан в тонах сатирич. гротеска. Индивидуалистич., декадентские увлечения М. сказались в трилогии "Богини" (1903). В последующих романах М. реалистич. начало укрепляется. Роман "Учитель Гнус" (1905) - обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман "Маленький город" (1909) в духе весёлой иронии и трагикомич. буффонады изображает демократич. общественность итал. городка. С нач. 10-х гг. 20 в. развёртывается публицистич. и лит.-критич. деятельность М. (статьи "Дух и действие", "Вольтер и Гёте", обе - 1910; памфлет "Рейхстаг", 1911; очерк "Золя", 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914-18 М. закончил одно из самых значит, своих произв.- роман "Верноподданный" (1914, рус. пер. с рукопией 1915; первое изд. в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг - бурж. делец, оголтелый шовинист - мн. чертами предвосхищает тип гитлеровца. "Верноподданным" открывается трилогия "Империя", продолженная в романах "Бедные" (1917) и "Голова" (1925), в к-рой подводится итог целому историч. периоду в жизни различных слоев нем. общества накануне войны. Эти и др. романы М., созданные до нач. 30-х гг., по реалистич. ясности и глубине уступают "Верноподданному", однако все они отмечены резкой критикой хищнич. сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 - нач. 30-х гг. Разочарование М. в способности бурж. республики изменить обществ, жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию историч. роли социализма. В практике совместной антифаш. борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историч. роль пролетариата (ст. "Путь германских рабочих"); против гитлеризма направлены сб-ки статей М. "Ненависть" (1933), "Настанет день" (1936), "Мужество" (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV - "Юность Генриха IV" (1935) и "Зрелость Генриха IV" (1938) - вершина позднего художеств, творчества М. Историч. фон дилогии - франц. Возрождение; герой Генрих IV, "гуманист на коне, с мечом в руке", раскрывается как носитель историч. прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы "Лидице" (1943), "Дыхание" (1949),"Приём в свете" (опубл.1956), "Печальная история Фридриха Великого" (фрагменты опубл. в ГДР в 1958- 1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью лит. манеры. Итог публицистики М.- кн. "Обзор века" (1946), сочетающая в себе жанры Мемуарной лит-ры, политич. хроники, автобиографии. В книге, дающей критич. оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоен. годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии иск-в в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Нац. пр. ГДР (1949).

Г. М а н н. "Верноподданный" (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-4, 6, 7. 10-12, 14-15, В.-Weimar, 1965-72; Empfang bei der Welt, В.- Weimar, 1967; Der Atem, В.- Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., В.- Weimar, 1971; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-9, М., 1909 - 12; Соч. [Вступительная статья И. Миримско-го], т. 1-8, М., 1957-58.

Лит.: фриче В., Сатира на германский милитаризм, в кн.: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих Манн, в его кн.: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; С е р е б р о в Н. Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути, М., 1964; 3 наменская Г., Генрих Манн, М., 1971; Pieck W., Em unermudlicher Kampfer fur den Fortschritt, "Neues Deutschland", В.- 1950, 15 Marz, № 63: Abusch A., Uber Heinrich Mann, в его кн.: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, В.- Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871 - 1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, В.-Weimar, 1971; Her den W., Geist und Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse,

8.-Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann-Bibliographie. Werke, В.- Weimar, 1967. Н. Н. Серебрив.

МАНН (Mann) Том (15.4.1856, Фолсхилл, графство Уорикшир,- 13.3.1941, Грассингтон, графство Йоркшир), деятель рабочего движения Великобритании. В 1866-70 работал в шахтах, с 1870 рабочий-металлист. Активный деятель С.-д. федерации (осн. в 1884). Один из организаторов стачки лондонских докеров (в 1889), в 1890-93 пред, союза докеров. В 1893 участвовал в создании Независимой рабочей партии, в 1894-97 был секретарём партии. В 1901-10 жил в Австралии и Новой Зеландии; активно содействовал созданию тред-юнионов и распространению социалистич. идей в этих странах. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимал интернационалистские позиции. В 1916 вступил в Брит, социалистич. партию. В 1920 был одним Из основателей компартии Великобритании. В 1924-32 почётный пред. "Движения меньшинствам.

Соч. в рус. пер.: Воспоминания, М.- Л., 1924.

МАНН (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек,- 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Род. в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман "Будденброки" (т. 1-2, 1901) - обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа - "Упадок одной семьи" - осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизич. закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане "Будденброки" говорят об общем закате бурж. общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В "Будденброках" ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитич. и иронич. начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние нем. реалистов 19 в., сканд. и франц. писателей, а также значит, воздействие рус. лит-ры (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произв. М. относятся новеллы ("Тристан", 1903, "Тонио Крегер", 1903, и др.), в к-рых с большой психологич. глубиной нарисованы взаимоотношения людей иск-ва с миром бурж. практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. "Волшебная гора", в нём дана картина идейной жизни бурж. общества в канун 1-й мировой войны 1914-18. Действие развёртывается в высокогорном швейц. санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутр. развития, приближаясь к углублённому гумани-стич. постижению мира. В этом смысле "Волшебная гора" продолжает традиции нем. воспитат. романа, являясь также одним из важнейших филос. романов 20 в. Замедленное повествование проникнуто внутр. напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности - поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна "симфонич-ность" - своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.

Во 2-й пол. 20-х гг. М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в кн. "Размышления аполитичного" (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи "Немецкая речь. Обращение к разуму", 1930, и др.). Антифаш. идеями проникнута новелла "Марио и волшебник" (1930), а также историч. тетралогия на библейскую тему- "Иосиф и его братья" (1933-43, рус. пер., т. 1-2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-историч. истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого мышления.

Т. Манн. "Маленький господин Фридеман" (1898). Обложка.

Переход к широкому изображению историч. и совр. действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.

С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистич. заветы классич. нем. лит-ры, противопоставленные фаш. варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте "Лотта в Веймаре" (1939) - итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между иск-вом и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.

Т. Манн. "Фамарь". Илл. Г. Бэмера (1956).

В 1943 М. начал работу над романом "Доктор Фаустус" (1947) - самым значит, произв. последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению герм, фашизма,- вообще о глубоком кризисе капиталистич. мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни М. провёл в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шил-леровских юбилейных торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 отмечалось во всём мире.

Художеств, наследие М. остаётся в центре мировой лит. жизни. Он классик романа 20 в., сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-филос. содержанием. Используя традиц. формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы её восприятия, наконец, конкретность изображения и филос. глубину проблематики. В России М. становится широко известен с 1910, когда на рус. яз. начали издавать его первое собр. соч.

С о ч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1 - 14, В.- W., 1922 - 37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1-15, Stockh.- Amst.- W.- Fr./M., 1938-58; Gesammelte Werke, Bd 1-12, В., 1955; Briefe, 1889 - 1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937 - 1947, В.- Weimar, 1965; Briefe, 1948-1955, Fr./M., 1965; Autobiographisches.- Das letzte Jahr. Bericht iiber meinen Vater. Von Erika Mann, Fr./M., 1968; в рус. пер.- Собр. соч., вступ. ст. Б. Л. Сучкова, т. 1 - 10, М., 1959-61.

Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М.- Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас Манн в поисках нового гуманизма, Л., 1969; Ап т С., Томас Манн, М., 1972; Языковый стиль Томаса Манна, Сб., под ред. Т. И. Сильман. ч. 1 - 2, Л., 1973; Моты лева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Томас Манн. Библиографич. указатель, М., 1956; Наvenstein М., Thomas Mann, der Dichter und Schriftsteller, В., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, В., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen zu Thomas Mann, [3 Aufl.], В., 1960; Hilscher E., Th. Mann, Leben und Werk, В., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M.- Hamb., 1965; В u r g i n H. und М а у е r H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr./M., 1965; Berendsohn W. A., Thomas Mann - Kflnstler und Kampfer in bewegter Zeit, Ltibeck, 1965; Hermsdorf K., Thomas Manns Schelme, В., [1968]; Matter H., Literatur liber Thomas Mann, B. - Weimar, 1972. Т.Н. Сильман, В.Г. Адмони.

МАНН (Mann) Xopac (4.5.1796, Франклин, шт. Массачусетс,- 2.8.1859, Йеллоу-Спрингс, шт. Огайо), американский педагог и общественный деятель. В 1823- 1837 занимался адвокатской практикой. В 1837-48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс, в 1848-53 был членом конгресса США от этого штата. М. отстаивал право человека на свободу и всестороннее развитие независимо от расы, национальности, религ. принадлежности и имущественного положения. В 1838 организовал журн. "Common School Journal" (выходил в Бостоне до 1852). Широко известны 12 годовых отчётов М. о состоянии нар. образования в шт. Массачусетс, каждый из к-рых посвящён группе к.-л. конкретных пед. проблем (7-й содержит характеристики европ. школ). М. многое сделал для улучшения подготовки учителей в т. н. нормальных школах.

Лит.: Пискунов А. И., Деятельность и педагогические взгляды Гораса Манна, "Советская педагогика", 1955, № 8; Morgan J. E., Horace Mann, his ideas and ideals, Wash., 1936; Me Cluskey N. G., Public schools and moral education. The influence of Horace Mann, William Tor-rey Harris and John Dewey, N. Y., 1958; The Republic and the School. Horace Mann on the education of Free Men. Ed. by Lawrence A. Cremin. Fifth Printing, N. Y., 1960.

МАННА, лишайник Aspicilia esculenta и др. близкие виды из сем. леканоровых. Встречается в степях, пустынях, в горах засушливых обл. на Ю.-В. Европы, Ю.-З. Азии и С. Африки. Имеет вид угловато-округлых комочков диам. 1-4 см, глинистого или пепельно-серого цвета, свободно лежащих на почве. Легко переносится ветром на большие расстояния. Т. к. иногда М. употреблялась в пищу, это могло дать повод к возникновению библейской легенды о М., "падающей с неба".

М. наз. также употребляемые иногда в пищу зерновки манника.

МАННА, сок нек-рых растений, вытекающий из поранений коры, а также мест уколов её насекомыми и застывший на воздухе. М. характерна для ясеней манного (Fraxinus ornus) и круглолистного (F. rotundifolia) сем. маслинных из Средиземноморья, а также гребенщика (Tamarix mannifera) сем. гребенщиковых из Передней Азии и Аравийского п-ова. М. имеет вид желтоватых комочков, содержит сахара, спирт маннит. Применялась как слабительное.

МАННАНЫ, запасные и опорные природные полисахариды, состоящие гл. обр. из остатков маннозы; обнаружены в бактериях, дрожжах, плесневых и др. грибах, водорослях и высших растениях; входят в состав клеточной стенки. Биосинтез М. (исследован у дрожжей и бактерий) осуществляется с участием богатых энергией нуклеозиддифосфатов, с к-рых остаток маннозы переносится на липидный носитель, а затем на строящуюся цепь полисахарида. Частичный ферментативный гидролиз М. происходит при действии фермента а-маннозидазы.

Лит.: Химия углеводов, М., 1967; ф р е й-Висслинг А., Мюлеталер К., Ультраструктура растительной клетки, пер. с англ., М., 1968.

МАННЕРГЕЙМ (Mannerheim) Карл Густав Эмиль [4(1б).6.1867, Вильняс, близ Турку,-28. 1. 1951, Лозанна], барон, финский гос. и воен. деятель, маршал (1933). Окончил Гельсингфорсский университет (1887) и Николаевское кав. училище (Петербург). До 1917 состоял на службе в рус. армии. Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал соединением; ген.-лейтенант (1917); в 1918 командовал белофин. армией, подавившей совместно с герм, интервентами Финляндскую революцию 1918. В дек. 1918 - июле 1919 регент Финляндии, с 1939 главнокомандующий фин. армией, пред. Совета гос. обороны (с 1931). Руководил действиями фин. армии во время сов.-финляндской войны 1939-40, а также в 1941-44 в качестве союзника фаш. Германии. В сент. 1944 вынужден был принять решение о выходе из агрессивного Берлинского пакта 1940 и из войны на условиях Сов. пр-ва. С авг. 1944 - президент Финляндии. В марте 1946 вышел в отставку под давлением демократич. сил.

"МАННЕРГЕЙМА ЛИНИЯ", система бывших фин. погран. укреплений на Карельском перешейке. Названа по имени фин. маршала К. Маннергейма. Сооружалась в 1927-39. Строительство завершено под рук. белы. ген. Баду - участника постройки "линии Мажино". "М. л." прикрывала кексгольмское и выборгское направления, примыкая флангами к Ладожскому оз. и Финскому зал., имела ширину по фронту 135 км, глубину до 95 км и состояла из полосы обеспечения (глубина 15-60 км), главной полосы (глубина 7-10 км), второй полосы, удалённой на 2-15 км от главной, и тыловой (выборгской) полосы обороны. Было возведено св. 2 тыс. долговременных огневых сооружений (ДОС) и дерево-земляных огневых сооружений (ДЗОС), к-рые объединялись в опорные пункты по 2-3 ДОС и 3-5 ДЗОС