БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381949; Syamken G., Die Bildinhalte des Alessandro Magnasco, Hamb., 1965.

MAHЮШИC Иосиф Антонович [р. 12 (25).12.1910, дер Мальковка, ныне Мстиславского р-на БССР], советский гос. и парт, деятель, доктор экономич. наук (1970). Чл. КПСС с 1945. Род. в семье крестьянина. В 1938 окончил Ленингр. автодорожный ин-т им. В. В. Куйбышева. В 1938-41 на инженерных должностях в Киеве, Бердичеве, Ленинграде. В 1941-44 в Сов. Армии, участник Великой Отечеств, войны. В 1944-47 пред, горплана и зам. пред. Вильнюсского горисполкома. В 1947-50 пред. Каунасского горисполкома. В 1950-54 мин. строительства, в 1954 - 55 мин. городского и сельского строительства Литов. ССР. В 1955-67 секретарь ЦК КП Литвы. С апр. 1967 пред. Сов. Мин. Литов. ССР. Чл. Бюро ЦК КП Литвы. На 24-м съезде партии (1971) избран канд. в чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 6-8-го созывов. Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями. Соч.: Kai kurie projektavimp ir statubos ТагуЬц Lietuvoje klausimai, Vilnius, 1958; Tarybn Lietuva devintajame penkmetyje, Vilnius, 1972; Технический прогресс и развитие индустриальной базы строительства в республиках Прибалтики, М., 1969; Развитие строительства и его материально-технической базы в Литовской ССР, Вильнюс, 1963; Промышленность Советской Литвы на пути технического прогресса, Вильнюс, 1960.

МАО, Московское архитектурное общество, первое в России объединение архитекторов и инженеров-строителей. Осн. в 1867 (первый пред. М. Д. Быковский, в 1906-22- Ф. О. Шехтель, с 1922- А. В. Щусев). Занималось научно-теоретич. проблемами архитектуры и строит, техники, не имея определённой творческой программы. Положило начало систематич. изучению др.-рус. архитектуры (занималось также охраной и реставрацией архит. памятников) и архит. конкурсам в России (1868), было инициатором съездов архитекторов, организовало первую в России архит. выставку (1872, как отдел Всероссийской политехнич. выставки). С 1922 преим. организовывало конкурсы, экспертизы, лекции. Упразднено в 1932 в связи с созданием Союза сов. архитекторов. Издания: "Записки МАО" (1905- 1909), "Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30), "Конкурсы МАО. 1923- 1926 гг." (1926) и др.

Лит.: Хазанова В. Э., Советская архитектура первых лет Октября. 1917 - 1925 гг., М., 1970; [её же], Из истории советской архитектуры. 1926-1932 гг. Документы и материалы. Творческие объединения, М., 1970.

МАО ДУНЬ (псевд.; наст, имя Шэнь Янь-бин) (р. июль 1896, Цинчжэнь, пров. Чжэцзян), китайский писатель, обществ, деятель. Учился на подготовительном отд. Пекинского ун-та, с 1916 работал в изд-ве в Шанхае. Возглавлял журн. "Сяошо юэбао" (1920-22), был одним из основателей Общества изучения литературы (1921). До 1927 выступал как публицист, литературовед, критик и переводчик, знакомя кит. читателя с зап.-европ. и рус. лит-рой, рассказывал о первых успехах сов. лит-ры. Автор книг "Изучение персонажей" (1925), "Китайская мифология" (1925), "Введение в изучение прозы" (1928) и др.

Первое художеств, произв.- трилогия "Затмение" (1927-28), состоящая из повестей "Разочарования", "Колебания" и "Поиски", была создана вскоре после поражения революции 1925-27. Большинство её героев - мятущиеся молодые интеллигенты, к-рые быстро разочаровываются в жизни; лишь немногие продолжают борьбу. В 1928 - 30 М. Д. находился в эмиграции в Японии, где написал рассказы сб-ков "Шиповник" (1929) и "Прошлогодняя трава" (1929), по настроениям примыкающие к трилогии, и незавершённый роман "Радуга".

Вернувшись из эмиграции в 1930, М. Д. стал одним из ведущих членов Лиги левых писателей Китая.

В состоящей из трёх больших рассказов "Деревенской трилогии" (1932-34) М. Д. показал, как под влиянием экономич. кризиса крестьяне поднимаются на вооружённую борьбу. Разорение мелких торговцев стало темой повести "Лавка Линя" (1932); типична фигура её героя - предприимчивого и доброго человека, далёкого от политики и неспособного к сопротивлению. Первым образцом социальной эпопеи в новейшей кит. лит-ре стал роман М. Д. "Перед рассветом" (1933), в к-ром изображается положение нац. буржуазии, массовая борьба рабочих.

Мао Дунь.

В годы войны с Японией (1937-45) М.Д. организовывал лит. общественность на патриотич. борьбу, редактировал журн."Вэньи чжэньди", много внимания уделял художеств.-документальной лит-ре: "Повесть о первом этапе" (1939), рассказывающая о трёхмесячной обороне Шанхая, "После разгрома" (1942) и др. В 1941 в Гонконге выпустил роман "Распад", написанный в форме дневника молодой женщины, втянутой в чанкайшистскую тайную полицию. Вернувшись в 1942 после захвата японцами Гонконга на гоминьдановскую территорию, М. Д. создал роман "Тронуты инеем, листья алеют, словно цветы весной" (1942) - первую часть задуманного широкого полотна о судьбах кит. провинции накануне революции 1911-13, а в 1945- драму "В дни поминок", посвящённую перспективам борьбы за обновление страны.

После окончания войны с Японией М. Д. участвовал в демократич. движении, занимался переводами ("Сын полка" В. Катаева, "Народ бессмертен" В. Гроссмана и др.), работал над романом "Закалка" (1948, незаконч.). В 1946-47 совершил поездку по СССР, результатом к-рой явились книги "Виденное и слышанное в СССР" (1948) и "Беседы о Советском Союзе" (1949).

В 1949-64 М. Д. был зам. пред. Всекит. ассоциации работников лит-ры и иск-ва, пред. СП КНР и мин. культуры КНР; занимался литературоведч. и публицистич. деятельностью: книги "Ночные заметки. Размышления о социалистическом реализме" (1958), "Воодушевление" (1959), "Об истории и исторических драмах" (1962). В период т. н. культурной революции подвергался гонениям.

Соч.: Мао Дунь вэнь цзи, т. 1 -10, Пекин, 1958-61; в рус. пер.- Сочинения, т. 1-3, М., 1956.

Лит.: Сорокин В. Ф., Творческий путь Мао Дуня, М., 1962; Е Ц з ы - м и н, Лунь Мао Дунь сышн нянь ды вэньсюэ даолу, Шанхай, 1959. В. Ф. Сорокин.

МАОИЗМ, враждебное марксизму-ленинизму мелкобуржуазно-националистич. течение в Коммунистич. партии Китая. М. представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических, вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых марксистской философии, политической экономии, научному коммунизму, пролетарской стратегии и тактике мирового коммунистич. движения. М. призван обосновывать авантюристич. политику казарменного коммунизма. Краеугольным камнем М. является антисоветизм.

В виде самостоят, платформы М. сложился в конце 50-х гг. 20 в. Возникновение М. непосредственно связано с деятельностью Мао Цзэ-дуна. На 9-м съезде КПК (1969) М., именуемый официально в Китае "идеи Мао Цзэ-дуна", был объявлен "теоретической основой, определяющей идеи КПК", и провозглашён "марксизмом-ленинизмом современной эпохи". Эти оценки были подтверждены и на 10-м съезде КПК (1973).

Процесс формирования М. связан с борьбой двух главных тенденций в КПК -интернационалистской и мелкобуржуазно-националистической. Маоисты выдвинули идею "национального марксизма", "китайского коммунизма", к-рая была официально закреплена в документах 7-го съезда КПК (1945). Под вывеской "соединения всеобщих истин марксизма-ленинизма с практикой китайской революции", "китаизации марксизма-ленинизма " мелкобуржуазно-националистич. элементы в КПК начали атаку на коренные положения об интернац. характере революц. учения рабочего класса.

М. отличает крайний эклектизм, субъективизм в теории и волюнтаризм в политике. Идеология М. впитала мн. традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли, принципы примитивной уравнительности крестьянских движений, а также целый ряд китаецентристских концепций реформаторов кон. 19 - нач. 20 вв.: Тань Сы-туна, Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма. На М. большое влияние оказали анархизм и ревизионистские течения в коммунистич. движении, особенно троцкизм. У анархистов Мао Цзэ-дун заимствовал такие принципы, как абсолютизация насилия ("винтовка рождает власть", "бунт - дело правое"), опора на непролетарские, деклассированные элементы и политически незрелые слои молодёжи для "организации" революций без учёта революц. ситуации. М. по существу заимствовал троцкистскую концепцию "перманентной революции" и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. М. утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма и что для предотвращения этой опасности необходимы "революции". Образцом такой "революции" объявлена т. н. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэдуна во 2-й пол. 60-х гг. Такие "революции", являющиеся по существу формой тотальной чистки и расправы с реальными и потенциальными противниками М., должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

М. фактически отрицает объективные закономерности строительства социализма и коммунизма, учение о руководящей роли марксистско-ленинской партии как авангарда рабочего класса, подменяет социалистический демократизм диктатурой военно-бюрократической группировки, насаждает культ личности, принижает роль народа. М. отрицает коренные принципы социалистического гуманизма.

В политике вместо пролет, классовой линии М. прибегает к бонапартистскому маневрированию (см. Бонапартизм) между различными классами и социальными прослойками. Декларативно заявляя, что "рабочий класс руководит всем", Мао Цзэ-дун на деле проводит линию на принижение роли рабочего класса Китая.

Маоисты на практике стремятся ликвидировать методы и формы организации и планирования народного х-ва, сложившиеся в первое десятилетие существования КНР под влиянием опыта мирового социализма и прежде всего СССР. Вопреки ленинизму, М. рассматривает бедность, отсталость страны, обездолен-ность народных масс как неотъемлемые атрибуты жизни при социализме и даже как факторы, якобы благоприятствующие строительству нового общества. Заботу о росте благосостояния народа М. объявляет "ревизионизмом", "реакц. экономизмом", ведущими к буржуазному "перерождению". Консервация бедности и отсталости позволяет маоистам направлять максимум средств на развитие воен. машины.

В области философии М. декларирует приверженность диалектич. и историч. материализму, однако по сути дела ревизует все его принципы с позиций субъективизма, вульгарного материализма и примитивно истолкованной диалектики, превращает философию в средство утилитарно-прагматич. обоснования политики.

Признавая всеобщность противоречия, М. вместе с тем абсолютизирует момент борьбы противоположностей и игнорирует или крайне принижает роль единства противоположностей. Одновременно М. непомерно расширяет сферу проявления антагонистич. противоречий, рассматривая их как всеобщие, а неантагонистич. противоречия - как частный случай антагонистических. Закон единства и борьбы противоположностей сводится к их механич. противостоянию ("без верха нет низа, без отвратительного нет прекрасного") и смене мест между противоположностями ("плохое превращается в хорошее", а "пролетариат-в буржуазию", "мир превращается в войну, война - в мир"). В гносеологии М. присущ эмпиризм, обосновывающий узкоутилитарный подход к пониманию практики как лишь непосредств. физич. участия индивида в производств, или политич. деятельности. М. упрощает проблемы познания, принижает теоретич. мышление и его познават. возможности и одновременно сужает сферу обществ, практики.

В понимании критерия истины М. смыкается с прагматизмом, утверждая: "вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно" (М ао Цзэ-дун, Четыре работы по философии, Пекин, 1968, с. 195).

Для теории и практики М. характерны резкие колебания то в сторону крайне "левого" экстремизма и волюнтаризма, то правого реформизма. Субъективизм М. чётко выявляется в тезисе о "необходимости постоянно создавать противоречия", что в политике находит выражение в непрерывном поддержании обстановки напряжённости внутри общества, а также в стремлении решать любые хоз., политич. и культурные проблемы путём организации сменяющих друг друга массовых кампаний запугивания населения "внешней угрозой", чистками и т. д.

В 1958 Мао Цзэ-дун выдвинул курс "трёх красных знамён" -новая "ген. линия", "большой скачок" и "народная коммуна". Проведение этой политики привело страну к экономич. кризису. Потребовалось более пятилетия, чтобы восстановить уровень экономики, существовавший до начала "большого скачка". Во внешней политике в этот период маоисты начали открытые нападки на Сов. Союз и серьёзно подорвали сов.-кит. отношения, развернули раскольнич. деятельность в междунар. коммунистич. движении, организовали воен. столкновения с соседними странами и предприняли целый ряд других авантюристич. акций на мировой арене. На 9-м и 10-м съездах КПК антисоветизм был поднят на уровень партийной и гос. доктрины, а СССР клеветнически объявлен главным врагом Китая. М. пытается обосновать политику злобного антисоветизма надуманными утверждениями о существовании "непримиримых принципиальных разногласий" между КНР и СССР. В действительности подлинным источником антисоветизма является идеология великоханьского шовинизма, к-рая, естественно, приходит в столкновение с принципами пролетарского интернационализма, отстаиваемыми КПСС и др. марксистско-ленинскими партиями. Антисоветизм используется маоистами и как средство оправдания своей политики милитаризации и отвлечения внимания трудящихся от серьёзных внутр. трудностей и нерешённых проблем. М. распространяет клевету о реставрации капитализма в социалистич. странах, отрицает существование мировой социалистич. системы.

М. стремится сохранить очаги междунар. напряжённости, сорвать усилия социалистич. стран и всех миролюбивых сил по их ликвидации, блокировать борьбу народов мира за расширение сферы разрядки и распространение её на все континенты, утверждение принципов мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем.

Генеральной линии междунар. коммунистич. движения по коренным вопросам мирового развития М. противопоставляет свои авантюристич. позиции. Маоисты исходят из неизбежности мировой войны, рассматривая её как средство "оздоровления человечества", как источник мировой революции.

Для подкрепления своих гегемонистских притязаний на лидерство в "третьем мире" маоисты пытаются доказать, что центр революц. движения переместился в зону нац.-освободит, движения, так как якобы социалистич. страны "переродились", а рабочий класс развитых капиталистич. стран "обуржуазился" и утратил революционность.

Свидетельством полного разрыва маоистов с пролетарским классовым подходом в области внешней политики и принципами социалистич. интернационализма является проповедуемая ими теория "борьбы против гегемонии двух сверхдержав ".

На междунар. Совещании коммунистич. и рабочих партий 1969 большинство делегаций охарактеризовало М. как опасное антимарксистское течение, к-рое своими подрывными действиями и политикой антисоветизма объективно играет роль пособника империализма и антикоммунизма.

М. создаёт серьёзные преграды строительству социализма, ведёт к его деформации и ставит под угрозу социалистические завоевания кит. трудящихся, препятствует решению коренных социаль-но-экономич. проблем, порождает одну за другой кризисные ситуации в стране, дискредитирует научный социализм.

М. стремится расколоть мировое коммунистич. движение, антиимпериалистич. фронт народов. Для этих целей используются и возникшие в нек-рых странах группки приверженцев М. Однако практически эти группки находятся в изоляции от революц. рабочего движения и чаще всего распадаются.

Как антинаучное, противоречащее закономерностям обществ, развития течение, М. бесперспективен.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; В и даль Ж.-Э., Куда ведет Китай группа Мао Цзэ-дуна, пер. с франц., М., 1967; Владимиров О. Е., Рязанцев В. И., Страницы политической биографии Мао Цзэ-дуна, 2 изд., М., 1973; Опасный курс. Сб., в. 1 - 4, М., 1969 - 73; Алтайский М., Георгиев В., Антимарксистская сущность философских взглядов Мао Цзэ-дуна, М., 1969; Маоизм глазами коммунистов. [Сб. ст.], М., 1969; Маоизм без маски. Сб. ст., М., 1970; Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна, М., 1970; Румянцев А. М., Истоки и эволюция "идей Мао Цзэ-дуна". (Об антимарксистской сущности маоизма), М., 1972; Критика теоретических основ маоизма, М., 1973. М. Л. Алтайский.

МАОКЕ (Maoke), Снежные горы, горы на З.о. Н. Гвинея, в осн. на терр. Индонезии. Дл. ок. 700 км, шир. до 150 км. Вые. 4000-4500 м (наибольшая до 5029 м - г. Джая). Представляют собой систему горных хребтов (Судирман, Джаявиджая и др.), вытянутых с 3. на В. Осевые зоны хребтов сложены преим. гнейсами и гранитами, периферийные - песчаниками, известняками, сланцами. До вые. 700 м покрыты экваториальными лесами с большим разнообразием видов, выше - леса из дуба, каштана, араукарии, эвкалипта, заросли кустарников и луга. Выше 4400 м - острые вершины с участками снегов и ледниками.

МАОН (Mahon), город и порт на о. Менорка, в группе Балеарских о-вов (провинция Испании - Балеарес). 16,6 тыс. жит. (1960). Удобная бухта М. служит местом для стоянки судов. Пищ., маши-ностроит. предприятия; произ-во ювелирных изделий.

МАОНАНЬ (самоназвание- гуннун), народность, населяющая уезды Бэйцзян, Наньдань, Хэчи Гуанси-Чжуанского авт. р-на в Китае. Численность 18 тыс. чел. (1953, перепись). Язык М. бесписьменный, относится к кит.-тибетской семье языков; знают также китайский язык. Для религиозных верований М. характерен синкретизм. У большинства М. сохраняются традиционные верования (различные анимистические культы и культ предков). Нек-рое распространение имеет католицизм. Среди праздников особенное значение имеет праздник окончания сельскохозяйственных работ. Этнически М. связаны с таиязычным населением Юж. Китая. В 9 в. н. э. уже составляли самостоятельную этнич. группу. По уровню социально-экономического развития они не отличаются от других соседних народов. Главное занятие М.- земледелие. На орошаемых землях возделывают рис; по склонам гор, на богарных землях - кукурузу, ячмень, батат, бобовые, а также технические культуры (хлопок, рами). В нек-рых районах сохранилось подсечно-огневое земледелие. Развито скотоводство (кр. рогатый скот) и разведение кур и уток. Из домашних ремёсел женским считается прядение, ткачество и окраска тканей, мужским - плетение из бамбука. Жилище - каменный дом, но основные его столбы, пол, перекрытия - деревянные, а крыши, обычно, черепичные.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965.

МАОРИ, коренное население Новой Зеландии. Числ. ок. 230 тыс. чел. (1970, оценка). Антропологически принадлежат к полинезийской расе, но обнаруживают сходство с южными монголоидами и ав-стролоидами. От большинства полинезийцев отличаются более сильно выраженными меланезийскими особенностями (некоторый прогнатизм, более утолщённые губы и др.), что, возможно, указывает на их смешанное происхождение. Говорят на маорийском языке (большинство владеет также англ.яз.). Совр.М.-христиане различных толков (англикане, пресвитериане, католики, баптисты и др.). Предки современных М. в течение 10-14 вв. переселялись на о-ва Новой Зеландии из Центр. Полинезии и ассимилировали древнейшее население, возможно, родственное предкам меланезийцев. Основными формами их хозяйства были: земледелие подсечно-огневого типа (сладкий картофель, ямс, таро и др.), собирательство, рыболовство и охота (на птиц и мелких животных). Единственным домашним животным была собака. М. Южного о. Новой Зеландии занимались также китобойным промыслом. В качестве оружия они употребляли боевые топоры, палицы и копья. Как и у других полинезийцев, у М. было развито судостроение и мореплавание. Одежда изготовлялась из т. н. дикого льна. Из него делали набедренные повязки и плащи, часто покрытые птичьими перьями; носили также плащи из соломы и из собачьих шкур. Ко времени захвата Новой Зеландии Великобританией (1-я пол. 19 в.) многочисл. племена М. находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Выделялись сословия вождей, а также свободных и зависимых общинников; существовало патриархальное рабство. Значительное развитие получили фольклор (генеалогические предания, мифы и др.), изобразительное иск-во (особенно резьба по дереву и камню). В совр. новозеландском обществе М.- нац. меньшинство. Ещё после "маорийских войн" (1843- 1872), в к-рых М. проявили умение сражаться и героизм, англичане были вынуждены признать за М. ряд экономич. и политич. прав. В последующие десятилетия М. были втянуты в систему капи-талистич. отношений формировавшейся новозеландской нации (см. Новозеландцы). Немногочисленной нац. буржуазии М. противостоят трудящиеся массы, жизненный уровень к-рых значительно ниже жизненного уровня остальных новозеландцев. Большая часть М. занята в сфере с.-х. труда - в земледелии, животноводстве, лесном х-ве и др. В 20 в. начался процесс этнич. консолидации М., сложно переплетающийся с процессом смешения М. с англо-новозеландцами. После Второй мировой войны особенно усилилось возрождение самобытных форм художественной культуры М., к-рая становится органич. частью общеновозеландской культуры.

Лит.: Вахта В. М., Маори в современном новозеландском обществе, в сб.: Австралия и Океания, .М., 1970 (библ.); М е t g с J., The Maoris of New Zealand, N.?.,[1967]; Pearce G. L., The story of the Maori people, L., [1968]; Cowan J., The caltex book of Maori lore, Wellington, [a. o., 1969]; Encyclopedia of New Zealand, v. 1-3, Wellington, 1966; Т a y 1 о r С. R. H., A bibliography of publications on the New Zealand Maori and the Moriori of the Chatham Islands, Oxf., 1972. В. М. Вахта.

МАОРИЙСКИЙ Я3ЫК, язык народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Относится к вост. группе полинезийской ветви малайско - полинезийской (австронезийской) языковой семьи. Число говорящих на М. я. ок. 230 тыс. чел. (1970, оценка). Звуковая система складывается из 5 гласных, 6 дифтонгов и 10 согласных. Части речи разграничены слабо. Грамматич. категории немногочисленны. Особенностью М. я., как и др. полинезийских языков, следует считать наличие особого класса частиц - именных и предикативных, назначение которых - указывать на принадлежность последующего слова к определённой части речи (классу слов): е - частица действия вообще; i - действия в прошлом; kia - пожелания; kua - совершённости действия, например kua haere - "пошёл", е haere -"идти", "иду"...; te - определённый артикль; ngaa - показатель мн. ч.- указывают на именной характер слова, напр, te hiwi -"гора" (данная), he hiwi - "гора" (вообще), ngaa hiwi - "горы". Существительные и прилагательные не изменяются ни по родам, ни по числам. В предложении сказуемое предшествует подлежащему, определяемое- определению. В словарном составе имеется ряд заимствований, преимущественно из англ, языка.

Лит.: Крупа В., Язык маори, М., 1967; Tregear Е., The Maori-Polynesian comparative dictionary, Wellington, 1891; Williams H. W., A dictionary of the Maori language, 6 ed., Wellington, 1957; Reed A. W., Concise Maori dictionary, 3 ed., Wellington, 1964. В. Д. Аракин.

МАО ЦЗЭ-ДУН (р. 26.12.1893, дер. Шао-шань, у. Сянтань, пров. Хунань), китайский политич. и гос. деятель. Род. в зажиточной крест, семье. Окончил пед. уч-ще в г. Чанша (1918). В 1918-19 работал в библиотеке Пекинского ун-та. В эти годы М. Ц.-д. одобрял многие положения анархизма. В 1920 примкнул к коммунистич. кружкам. В 1921 участвовал в работе 1-госъездаКоммунистич. партии Китая (КПК). В 1923-25 и с 1928 чл. ЦККПК. Мао Цзэ-дун. В 1927 в горном р-не Цзинганшань (на стыке пров. Цзянси и Хунань) вместе с Чжу Дэ и др. деятелями КПК создал революц. опорную базу. В 1928 назначен политич. комиссаром 4-го корпуса Красной армии Китая. В 1931 на 1-м Всекит. съезде представителей сов. р-нов в Жуйцзине (пров. Цзянси) избран пред. ЦИК и Совнаркома Кит. сов. республики. С 1933 чл. Политбюро ЦК КПК. Уже в этот период наблюдались факты, характеризовавшие нацио-налистич. устремления М. Ц.-д.

В 1934-36 был одним из руководителей перебазирования Красной армии Китая на Северо-Запад страны. В янв. 1935 вошёл в состав Секретариата ЦК КПК. С этого времени руководство партией всё более сосредоточивалось в руках М. Ц.-д. и его сторонников. В борьбе за руководящее положение в партии выступал против деятелей КПК, отстаивавших пролетарско - интернационалистические взгляды. С 1943 М. Ц.-д. - пред. ЦК КПК. С образованием КНР (1949) М. Ц.-д. был избран пред. Центр, нар. правительственного совета КНР и назначен пред. Нар.-революционного военного совета КНР. В 1954 был избран председателем КНР и назначен пред. Гос. к-та обороны КНР (находился на этих постах до апреля 1959).

Во 2-й пол. 50-х гг. возглавляемые М. Ц.-д. националистические элементы активизировали свою деятельность в руководстве компартии Китая. Это было не первое их выступление против интернационалистических сил КПК. В частности, в 1941-45 по инициативе М. Ц.-д. в КПК проводилось т. н. движение за упорядочение стиля работы партии ("чжэн-фэн"), в ходе к-poro был нанесён удар по коммунистам, стоявшим на пролетар-ско-интернационалистических позициях, сторонникам линии Коминтерна и дружбы с КПСС. Это движение было направлено к тому, чтобы закрепить в парти