БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 по терапии. Исследования по географии вёл Ким Джон Хо, составивший подробную карту К. (1861). Большое значение для развития естествознания в стране имели труды учёных - сторонников движения сирхак - Хон Дэ Ёна, Ли Су Гвана и др. Их работы были посвящены многим проблемам и нередко носили энциклопедия, характер.

Аннексия К. япон. империалистами задержала развитие естеств. наук. После подавления япон. карателями Мартовского восстания 1919 мн. учёные вынуждены были эмигрировать.

После освобождения К. (1945) в Сев. К. были созданы благоприятные условия для развития науки. В 1946 в Пхеньяне основан Гос. ун-т им. Ким Ир Сена. В 1947 начали работать первые науч. учреждения.

Философия. В древней К. получили своеобразное развитие системы буддизма, конфуцианства и даосизма. Видными представителями буддизма махаяны явились Вонхё (7 в.) и Ыйчхон (11 в.). Теоретиками конфуцианства были в 7 в. Соль Чхон, в 9-12 вв. - Чхве Чхи Вон, Чхве Чхун, Ким Бу Сик и др. Предоставляя буддизму первенствующую роль в нравственном воспитании подданных, они считали конфуцианство основой гос. правления. В кон. 13-14 вв. распространилось неоконфуцианское учение кит. философа Чжу Си (Ан Хян, Ли Сэк, Чон Мои Джу, Чон До Джон и др.). Став с кон. 14 в. гос. идеологией, неоконфуцианство в дальнейшем выделило различные идейные течения и фи-лос. школы (Ким Джон Джик, Чо Гван Джо и др., 15-16 вв.). В 16-17 вв. сложилась самая крупная идеалистич. филос. школа К., школа последователей Чжу Си - соннихак, или лихак (школа "ли", или школа естеств. закона и природы вещей): Ли Хван, Ли И, Ким Ин Ху и др. Представителями материалистич. традиции были Ким Си Сып и Со Ген Док. В 17 в. кор. последователи учения кит. философа Ван Ян-мина (янмёнхак-пха) выступили как противники неоконфуцианства. Из среды этой школы вышел Им Сон Джу (18 в.), отстаивавший первичность материального начала "ки"; его учение продолжил Чхве Хан Ги (19 в.). В 17-19 вв. значит, вклад в развитие материалистич. традиций в обществ, мысли К. внесли филос. и социологич. идеи представителей движения сирхак (Ли Су Гван, Пак Чи Вон и др.). Попытки укрепить неоконфуцианство в кон. 18- сер. 19 вв. (Ки Джон Джин и др.) осуществлялись под лозунгом "защиты истины и искоренения ложных учений" (эти учения включали в себя католицизм, проникший в К. в кон. 18 в., янмёнхакпха, сирхак, учение секты Тонхак и др.). Религиозное учение секты Тонхак, основанной в нач. 1860-х гг. Чхве Дже У, содержало в себе пантеистич. элементы и идеалы всеобщего равенства людей. С открытием К. для иностр. гос-в в страну начали проникать социально-политич. теории Запада. В кон. 19 в. и нач. 20 в. развернулось движение бурж. культур-но-просветит. мысли патриотич. направления (Чу Си Ген и др.). После восстания в 1919 получили распространение идеи марксизма-ленинизма. С освобождением К. от япон. колон, господства (1945) идеи марксизма-ленинизма стали преобладающими в Сев. К.

В. К. Пак.

Историческая наука. Историографич. традиция в К. зародилась ещё в период трёх гос-в (первые века н. э.). Самым ранним из сохранившихся памятников кор. феод, историографии является "Самгук саги" ("Исторические записи трёх государств", 1145) - офиц. история, составленная под рук. придворного историографа и гос. деятеля Коре Ким Бу Сика. Работа написана в духе традиций конфуцианской историографии и проникнута идеями укрепления централизованного феод, гос-ва. Другой памятник этого периода - "Самгук юса" (кон. 13 в.) написан буддийским монахом Ирё-ном. При династии Ли (правила в 1392-1910), когда в историографии окончательно утвердилась конфуцианская историографич. традиция, составление династийных хроник осуществлялось высшим правительств, органом по составлению офиц. истории (Чхунчхугван). К 1451 была составлена "История Коре" (в 139 кн.). В 1614 основан ист. архив. К кон. 19 в. было завершено составление хроник династии Ли (в 1771 кн., начаты в сер. 15 в.; охватывают период 14- 19 вв.; впоследствии были обобщены материалы и до нач. 20 в,). Для историографии феод. К. были также характерны неофиц. историч. работы, написанные отд. (иногда анонимными) авторами в виде полубеллетристических произведений.

С кон. 16 - нач. 17 вв. кор. историографию пополнили просветит, трудами представители прогрессивного движения сирхак (Ли Су Гван, Хан Бэк Кем, Лю Хён Вон, Ли Ик, АН Джон Бок, Пак Чи Вон, Чон Як Ён и др.), к-рые критически подошли к старой конфуцианской традиции в освещении истории. Одной из особенностей учёных этого направления был интерес к общественно-политич. проблематике. Ими был разработан ряд утопич. теорий идеального общества будущего, создание к-рого они связывали с осуществлением реформ в науке, просвещении, экономике (гл. обр. в области агр. отношений - в землевладении и землепользовании).

В нач. 20 в. прогрессивные историки - деятели бурж. культурно-просветит. движения (Пак Ын Сик, Син Чхэ Хо и др.) выступили с трудами, проникнутыми демократич., антияпон. патриотич. идеями. В 30-е гг. прогрессивная бурж. историография в противовес офиц. про-япон. историографии, фальсифицировавшей историю К., представлявшей её лишённой к.-л. черт самостоятельности и прогрессивности, стремилась дать объективное освещение нац. истории. В этот же период была сделана первая попытка (Пэк Нам Ун и др.) представить развитие общественно-историч. процесса в К. с позиций марксистского учения о смене общественно-экономич. формаций.

После 1945 марксистская историч. наука быстро развивалась в Сев. К. Был создан (1947) Комитет по составлению истории К.; учреждён периодич. орган - журн. "Ёкса чемундже" (изд. до 1950).

М. Н. Пак.

Экономическая наука. В период феодализма экономич. взгляды развивались гл. обр. в историч. трудах и энциклопедиях [Ким Бу Сик (11-12 вв.), Чон До Джон (14 в.), Хон Бон Хан (18 в.) и др.]. Главным был вопрос об ограничении крупной феод, собственности и укреплении централизов. (гос.) зем. собственности. Кор. учёные- представители движения сирхак (Хан Бэк Кем, Ким Юк, Ли Ик, Ли Су Гван, Пак Чи Вон, Чон Як Ён, кон. 16- нач. 19 вв.) выступали за развитие производительных сил в земледелии, прогресс ремёсел и торговли, коренные агр. преобразования в пользу крестьянства. Требования прогрессивных бурж. социально-экономич. преобразований выдвигались в конце 19 в. реформаторами (Ким Ок Кюн и др.). В период колон, зависимости К. изучение истории кор. экономич. мысли было монопольным правом бурж., в основном япон., исследователей и носило тенденциозный характер.

Победа Великой Окт. социалистич. революции в России, развёртывание ан-тиимпериалистич. движения в К. после Мартовского восстания 1919 способствовали проникновению в страну марксистских экономич. идей. Для этого же времени характерно распространение в К. экономич. идей национал-реформизма (концепций гармонии труда и капитала и др.).

В 30-х гг. марксистские экономич. взгляды нашли выражение в экономич. программе антияпон. нац.-освободит, борьбы, разработанной кор. коммунистами [экономич. часть Программы действий коммунистов К. (1934), Программа Об-ва возрождения отечества (1936)].

С 1945 марксистская экономич. наука развивалась в Сев. К. На её основе разработаны задачи экономич. части программы из 20 пунктов, выдвинутой коммунистами К. в 1946. Трегубенко.

Языкознание. Первая работа в области кор. письма относится к 7 в. Соль Чхон из гос-ва Силла видоизменил кит. иероглифы, приспособив их для записи слов кор. яз. - т. н. способ "иду" (чиновничье письмо), к-рое употреблялось в деловой переписке до кон. 19 в. В 1444 был изобретён кор. фонетич. алфавит. В 1446 учёные из Чипхёнджона создали комментарий к эдикту короля о введении кор. алфавита "Хунмин чоным хэре" - историко-лингвистич. источник, в к-ром изложено учение о звуках и буквах, основанное на глубоком знакомстве с живым кор. произношением, кит. теорией рифм и натурфилософией. В 15- нач. 20 вв. осн. работы в области лингвистики сводились гл. обр. к изучению кор. письма, усовершенствованию орфографии, составлению словарей различного типа, учебных пособий: 1-й кор. рифмич. словарь "Тонгук чонун" (1447); работы Чхве Се Джина - "Собрание иероглифов для обучения юношества" (1527); "Общее объяснение четырёх тонов" (1517); "Китайско-корейский словарь в порядке рифм" (1536); исследования по фонетике и письму представителей движения сирхак - Син Ген Джуна ("Хунмин чоным тохэ", 1750), Сон Ге Хи ("Самун сонхви", 1751), Ю Хи ("Онмун джи", 1824) и др. В 1897 появилась первая грамматика кор. яз., написанная Ли Бон Уном.

Зачинателями совр. кор. языкознания (кон. 19- нач. 20 вв.) были Чу Си Ген, Чи Сок Ён и др. В это время разработаны основы морфологич. принципа в кор. орфографии, учение о слове, ставшее традиционным в кор. лингвистике, и т. д. В 1921 возникло Об-во по изучению кор. яз. (в 1931-35- Кор. лингвистич. об-во). Об-во занималось унификацией орфографии, науч.-технич. терминологии, установлением норм лит. яз., изучением диалектов, составлением толковых словарей (словарь Мун Се Ёна, 1940; толковый словарь начал составляться в 1929, издан в 6 тт. в 1957). В 30-40-е гг. созданы: "Наша грамматика" (1937) и "Исследование корейского письма" (1942) Чхве Хён Бэ, "История изучения корейской письменности и языка" (1938) Ким Юн Гена, "Изучение древней поэзии Кореи" (1942) Ян Джу Дона. В противовес деятельности прогрессивных лингвистов ряд учёных объединился в Об-во кор. яз., служившее интересам япон. колон, властей. С 1938 япон. колон, администрация запретила преподавание кор. яз. в школах. В 1943 подверглись репрессиям мн. прогрессивные кор. лингвисты. Был закрыт журнал "Хангыль" (изд. с 1927). После освобождения К. (1945) широко развернулась работа по изучению кор. яз. В Сев. К. было образовано Об-во по изучению кор. яз. и письменности (1947). Л. Р. Концееич.

Лит.: Историография стран Востока, М., 1969, с. 180-208; 222 - 305; Современная историография стран зарубежного Востока, в. 3.- Октябрь и национально-освсбодит. борьба, М., 1969, с. 168 - 85; Т я г а и Г. Д., Общественная мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971; Чон ЧинСок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966; Чосон кёндже сасан са (История экономич. мысли в Корее), Пхеньян, 1963; Jang KeyP., HandersonG., An outline of the history of Korean Confucianism, [Wash., 1956]; М а з у рЮ. Н., Корейский язык, М., 1960; Чхве Хён Бэ, Хангыль каль (Исследование корейского письма), Сеул, 1942; О г у ра Симпэй, Коно Рокуро, Тёсэн гогаку си (История корейского языкознания), Токио, 1965.

Литература

Истоки кор. лит-ры восходят к др.-кор. фольклору начала нашей эры. До конца 19 в. она была двуязычной и создавалась как на офиц. лит. яз. ханмуне - кореизир. форме кит. лит. яз. вэньяня (см. Китайский язык), так и на кор. яз.

Древнейшими образцами лит-ры на кор. яз., записывавшейся до сер. 15 в. с помощью видоизменённых кит. иероглифов т. н. способом "иду", являются 25 небольших стихов-хянга ("песни родной стороны"), восходящих к 7-11 вв. В 12-14 вв. традиции хянга были продолжены в т. н. Коре каё ("песни Коре"). Выдающуюся роль в становлении поэзии на ханмуне сыграл Чхве Чхи Вон (р. 857), а своего наивысшего расцвета она достигла в лирике Ли Ин Но (1152-1220), Ли Гю Бо (1168-1241) и Ли Дже Хёна (1288- 1367). Ранняя проза представлена написанными на ханмуне буддийским "Житием Кюнё" (1075) Хек Йен Джона, пронизанной конфуцианскими идеями официальной хроникой " Исторические записи трёх государств" (1145) Ким Бу Сика (1075-1151) и буддийским "Жизнео-писайиём выдающихся монахов Страны, лежащей к востоку от моря" (1215). Постепенно художеств, проза отделяется от историч. лит-ры. Появляются яса (неофиц. истории), напр. "Забытые деяния трёх государств" (кон. 13 в.) Ирена (1206-89), и пхэсоль - проза малых форм. Начало жанру новеллы положил Ким Си Сып (1435-93): сб. "Новые рассказы, услышанные на горе Золотой черепахи". В 1478 Со Го Джон (1420-88) составляет обширную "Восточную антологию" (130 книг), включившую лучшие образцы прозы и поэзии на ханмуне. С аллегорич. повестями "Мышь под судом", "История цветов", "Город печали" выступил сатирик Им Дже (1549-87).

Первым произв. на кор. алфавите была "Ода дракону, летящему в небеса" (1445). В 16-17 вв. в лит-ре господствовала пейзажная лирика (т. н. поэзия рек и озёр), проникнутая даосскими мотивами: уход от мира, воспевание природы и вина. Выдающимися мастерами сиджо (трёхстишия) и каса (большие поэмы) на кор. яз. были Чон Чхоль (1536-94) и Юн Сон До (1587-1671). Непосредств. откликом на события освободит. Им-джинской войны 1592-98 явилась пат-риотич. лирика Пак Ин Но (1561- 1642). Поэзия на кор. яз. была собрана в антологии "Неувядаемые слова Страны зелёных гор" (ок. 1727) и "Песни Страны, лежащей к востоку от моря" (1763). Любовная лирика достигла расцвета в творчестве Син Джэ Хё (1812-84), к-рому принадлежит также большая заслуга в развитии нар. муз. драмы (чхангык).

В 17-19 вв. широкое распространение получили повести на кор. яз.- сосоль: героич. эпопея "Имджинская хроника" (17 в.), социально-утопич. "Повесть о Хон Гиль Доне" Хо Гюна (1569-1618), лирические "Повесть о Сим Чхон" (18 в.), "История о верности Чхунхян" (18 в.), сатирич. "Повесть о зайце" (18 в.) и др. анонимные и авторские произв. Появляются первые романы "Облачный сон девяти" Ким Ман Джуна (1637-92), "Сон о яшмовом тереме" (18 в.) и др.

Идеи сирхак нашли отражение в сатирических новеллах на ханмуне Пак Чи Бона (1737-1805). Последними яркими представителями поэзии на ханмуне были идеолог сирхак Чон Як Ён (1762- 1836), нар. поэт-скиталец Ким Саккат (1807-64) и др.

В конце 19 в. совершается переход от ср.-век. лит-ры к новой. Романы Ли Ин Джика (1862-1916) и Ли Хэ Джо (1869- 1927), пронизанные культурно-просве-тит. идеями, знаменуют собой этап т. н. новой прозы (син сосоль). В становлении совр. корейской новеллы большую роль сыграли писатель и идеолог бурж. национализма Ли Гван Су (1892-1951) и писатели-натуралисты Ем Сан Сон (1897-1963) и Ким Дон Ин (1900-51). Пионерами свободного стиха выступили Чхве Нам Сон (1890-1957) и Ким Ок (р. 1896).

Аннексия К. Японией (1910) временно затормозила развитие кор. лит-ры; многие писатели подверглись репрессиям. После подавления восстания 1919 получили распространение различные декадентские направления. Одновременно под влиянием марксизма формируется пролет, лит-pa. Предшественницей её явилась т. н. школа нового направления (сингёнхянпха), к-рую составляли литературные группы "Искры" (1922) и "Пхаскюла" (1923). Среди видных представителей этой школы - поэт Ли Ик Сан (1895-1932), новеллист Чхве Со Хэ

(1901-32) и др. писатели, для реалистич. творчества к-рых характерна ярко выраженная патриотич. и социальная направленность. Реалистич. черты свойственные также прозе На До Хяна (1902-27) поэзии Ким Со Воля (1903-35) - певца крест, жизни. В 1925 была создана Корейская федерация пролетарского искусства (распущена в 1935). В неё вошли прозаики Сон Ён (р. 1903), Ли Ги Ён (р 1895), Чо Мен Хи (1894-1942), Ли Бук Мен (р. 1908), поэты Ли Сан Хва (1900-1943), Пак Се Ён (р. 1902), Пак Пхар Ян (р. 1905), критики Хан Сик (1907-50) Юн Се Пхён (р. 1911) и др. Появились реалистич. романы "Родная сторона (1934) Ли Ги Ёна, "Проблемы человечества" (1934) писательницы Кан Ген (1906-44) и др. Со 2-й пол. 30-х гг. в период усиления япон. реакции, популярным стал жанр историч. романа "Сказание об Им Кок Чоне" (1939-40 Хон Мен Хи (р. 1888), историч. полотна Ли Гван Су, Ким Дон Ина, Ем Сан Сопа Пак Чон Хва (р. 1901) и др. В 1930-40 г антияпон. партиз. отрядах создавались боевые революц. стихи, песни, одноактные пьесы.

Лит.: Ерёменко Л., Иванова В. Корейская литература. Краткий очерк, М. 1964; НикитинаМ. И.,ТроцевичА.Ф. Очерки истории корейской литературы до 14 в.. М-, 1969; Корейская литература. Сб статей, М., 1959; Никитина М. И. ТроцевнчА. Ф., Периодизация средне-вековой корейской литературы, "Народы Азии и Африки", 1964, № 1; Елисеев Д. Д. Корейская средневековая литература пхэсол (Некоторые проблемы происхождения и жанра), М., 1968; Л и В., Корейская ассоциации пролетарских писателей и проза 20- 30 гг. в сб.: Национальные традиции и генезис социалистического реализма, М., 1965; Юн С Пхён, Хэбанджон Чосон мунхак (Корейская литература до освобождения), Пхеньян, 1958 Коджон чакка рон (Статьи о классиках корейской литературы), т. 1 - 2, Пхеньян 1958-59; Чосон мунхак тхонса (Общая история корейской литературы), т. 1 - 2, Пхеньян, 1959; Ким ТхэДжун, Чосон со соль са (История корейской прозы), Сеул 1939; Ян Джу Дон, Кога ёнгу (Изучение древней корейской поэзии), Сеул, 1954 Чо Ён Хён, Хангук хёндэ мунхак са (История современной корейской литературы), Сеул, 1956. Л. Р. Концееич

Архитектура и изобразительное искусство

От эпохи неолита сохранились остатки глинобитных полуземлянок, глиняные сосуды (гладкие, с гребенчатым, волнообразным орнаментом и др.). От первых веков до нашей эры остались погребальные сооружения (дольмены, могилы в форме ящика и т. д.), а также металлич. орудия и глиняные сосуды со штампованным орнаментом. Высокая художеств. культура К., оказавшая значит, воздействие на иск-во Японии и, в свою очередь, воспринявшая влияние Китая, сложилась, по-видимому, в начале нашей эры в период трёх гос-в (Когурё, Пэкче Силла). На терр. гос-ва Когурё сохранились гробницы (3-7 вв.) в Анаке (ок Пхеньяна) и др., часто в виде монументальных подземных сооружений, обшитых деревом (в 4 в.) либо сложенных из кам. плит и кирпича (в 5-7 вв.). Погребальные помещения состоят из одной или нескольких камер с монолитными колоннами и ступенчатыми квадратными потолками. Стены и потолки этих погребений покрыты росписями (минеральными красками по сухому грунту), включающими портреты, бытовые сцены. Среди памятников эпохи трёх гос-в, сохранившихся на терр. гос-ва Силла,- астрономич. башня Чхомсондэ близ Кёнджу (7 в.). типа огромной бутыли, сложенной из гранитных блоков. Декоративное иск-во этого периода представлено глиняными неглазурованными сосудами (иногда в виде всадников на коне, домов и т. д.), изделиями из металла (бронзовые зеркала, золотые короны правителей и др.), декоративными кирпичами с тиснёными изображениями демонич. масок, птиц, элементов пейзажа. Объединение К. к 8 в. в гос-во Силла способствовало новому подъёму культуры. Интенсивно строились города (в т. ч. столица Кёнджу), в к-рых приёмы регулярной застройки, учёт рельефа местности, умелое использование окружающего пейзажа перекликались с кит. градостроительством. Распространение буддизма (к-рый с 6 в. стал офиц. религией Силла) вызвало стр-во кам. храмовых ансамблей и пагод [пещерный храм Соккурам (742-764), комплекс Пульгукса (751, перестроен в 1350) с пагодами Таботхап (751) и Соккатхап (761) - всё близ Кёнджу]. Эти постройки отличались простотой и лаконичностью форм. В скульптуре 7-10 вв. нашли отражение каноны буддийской пластики Индии и Китая, соединившиеся в К. с особой одухотворённостью образов и мягкостью форм (бронз., позолоч. статуя Майтреи - Будды будущего, нач. 7 в.; гранитная статуя Будды и горельеф бодхисатвы Ква-ным из храма Соккурам - 8 в.). Монументальность грубо обобщённых форм присуща найденным ок. погребений в Кёнджу кам. статуям воинов, животных и др. Декоративно-прикладное иск-во в этот период представлено разнообразными видами: обработкой камня, металла, шёлкоткачеством, произ-вом лаковых изделий, плетением из волокон бамбука и травы и др. В эпоху гос-ва Коре (918- 1392) строятся пагоды усложнённых форм [пагода Хёнмётхап храма Попчхонса в Хан-соне (ныне Сеул), 1085], комплексы культового характера (монастырь Согванса в р-не Анбёна, пров. Хамгён-Намдо, 1386; разрушен в 1950-53) и светского характера [дворец правителей Манвольдэ в Сондо (ныне Кэсон), 918, разрушен в 1361]. Для архитектуры этой эпохи характерно богатство декоративного убранства. Значит, развитие получила монументальная скульптура (кам. статуя Будды Майтреи, 10 в., у. Понсан, пров. Чхунчхон-Намдо), распространялась живопись тушью и водяными красками на свитках. Расцвета достигло произ-во знаменитых изделий из каменной массы (украшенных инкрустацией из чёрной и белой глины, покрытых голубовато-зелёной глазурью) и фарфоровых (украшенных рельефами и расписными узорами).

При династии Ли (1392-1910) возникают великолепные дворцовые ансамбли (Кёнбоккун в Хансоне, 1394, разрушен в 16 в., восстановлен в 19 в., вновь разрушен в 1950-53), состоящие из небольших построек, объединённых дворами и украшенных резьбой по дереву и камню; использовались живописный рельеф местности, полихромия. Чертами пышности и роскоши отмечены и культовые сооружения: монастырь Тхондоса (16 в., у. Янсан, пров. Кёнсан-Намдо), пагода монастыря Вонгакса в Хансоне (1467). Нар. жилище К.-низкий одноэтажный дом (из камня, глины, дерева) с террасой и своеобразной отопит, системой под полом ("ондоль").

В развитии изобразит, иск-ва значит, роль играло основанное при дворе в кон. 14 в. учреждение Тохвасо, выполнявшее роль академии живописи. В 15-17 вв. выдвинулись крупнейшие пейзажисты АН Ген, Кан Хи АН, Ким Сик, Чон Сон, жанрист Юн Ду Со, мастер жанра "цветы-птицы" Ли Ам. В18в. работали жанристы, пейзажисты и портретисты - представители демократич. направления - Ким Хон До, Ким Дык Син, Син Юн Бок, а также анималисты Сим Са Джон, Пен Сан Бёк. Значительные мастера 19 в., работавшие в традиц. жанре "цветы-птицы",- Чан Сын Оп, Нам ГеУ. В кон. 19 в. появилась масляная живопись. В 15-19 вв. продолжало совершенствоваться произ-во фарфора, керамики (с росписью кобальтом).

В период япон. колон, господства (1910-45) сооружались здания под влиянием стилей европ. архитектуры того времени, а также япон. зодчества. В это время работали скульптор Ким Бок Чин (один из первых руководителей Корейской федерации пролетарского иск-ва, 1925-35) и др. прогрессивные художники, правдиво отражавшие в своих произв. борьбу кор. народа за независимость.

Илл. см. на вклейках к стр. 97 и табл. VI, VII (стр. 144-145).

Лит.: Ким Джен Хи, Архитектура корейского народа, в сб.: Советская архитектура, № 2, М., 1952; Глухарева О. Н., Искусство Кореи, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М-, 1961; её же, Архитектура Кореи, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 9, Л.-М-, 1971; Корейское классическое искусство. Сб. ст., М., 1972; Ким Ен Юн, Хангук сохва инмён саджон (Биографический словарь корейских каллиграфов и художников), Сеул, 1959; FormanW., BafinkaJ., Alte koreanische Kunst, [Praha,1962]; Me Cune E., The arts of Korea. An illustrated history, Tokyo, 1962; Kim Che-won, Kirn Won-yong, The arts of Korea. Ceramics. Sculpture. Gold, bronze and lacquer, L., 1966. О. Н. Глухарёва.

Музыка

Ладовое строение кор. музыки основано на пентатонике с элементами диатоники и хроматизма, она близка др. странам Д. Востока. Становление традиц. муз. форм относится к 3-9 вв. н. э. К концу этого периода при дворе имелись хоровые и инструм. ансамбли, давались представления с музыкой и пением. Значительной была деятельность создателя мн. инструментов (в т. ч. комунго - 6-струнный щипковый инструмент типа лютни) Ван Санака (6 в.), певца и автора более 200 композиций Урыка (кон. 6 в.), сконструировавшего каягым. Этот инструмент получил в К. наибольшее распространение. В числе учеников и продолжателей Урыка - Кего, Мандок, Нимун (все в 6 в.), Ок По Го (8 в.) и др. В 14-16 вв. в столице выступали большие оркестры и хоры, работали мн. крупные музыканты, известные за пределами К. Много сделал для развития кор. музыки Пак Ён (15 в.), к-рый основал первое муз. уч.заведение, классифицировал древние инструменты и был известным исполнителем придворной и нар. музыки. В 1432 была введена новая каноническая придворная музыка н создана своеобразная система нотной записи, благодаря к-рой сохранились старинные мелодии. В 1493 Сон Хён и др. составили кор. муз. энциклопедию "Акхак квебом" ("Основы музыкознания ").

Со 2-й пол. 16 в. начался период упадка, вызванный войнами и нашествиями извне. Развились гл. обр. жанры нар. песен. Возрождение музыки в 17 -18 вв. связано с песенным сказом пхансо-ри, выдающимися исполнителями к-рого были Ха Хан Дам, Чхве Сон Даль, Квон Сам Дык. К сер. 19 в. была разработана система голосоведения (по мелодиям пхансори). Во 2-й пол. 19 в. из пхансори возник жанр нар. муз. драмы чхан-гык, впоследствии развившийся в нац. оперу. Его создателем был Син Джэ Хё, положивший на музыку классич. нар. драмы и собственные пьесы. Среди музыкантов этого периода получили известность дирижёр Мун Джа Док, исполнитель на каягыме Ким Джан Джо. В нач. 20 в. в К. стала постепенно проникать европ. музыка. Однако начавшееся в 1910 япон. колон, господство резко затормозило развитие муз. культуры до 1945.

Лит.: К eh С h. S., Die koreanische Musik, Strassburg. 1935; Boots J. L., Korean musical instruments and an introduction to Korean music, "Transactions of Korea Branch of the Royal Asiatic Society", 1940, t. 30. M.M. Яковлев.

Театр

Элементы драматич. действия присутствовали в древних обрядах и играх, связанных с ритуальными празднествами. В их основе - аллегорич. воспроизведение явлений природы, трудовых процессов. В период трёх гос-в формировалось иск-во танца в маске-тхальчхум. В 14- 15 вв. возник нар. театр масок - камён-гык и театр кукол - инхёнгык. В ср. века становлению нар. театра способствовала деятельность квандэ (гистрионов), с к-рыми связано развитие жанра пхансори.