БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381к. учёт динамич. явлений, происходящих в механизмах, имеет первостепенное значение при проектировании машин. В первых работах по динамике машин, выполненных Н. Е. Жуковским и Н. И. Мерцаловым (1866-1948), использовалась только механика твёрдого тела применительно к механизмам с жёсткими звеньями. После внедрения в машины новых механизмов с гидравлич., а затем и с пневматич. устройствами (1930-50) динамика машин стала опираться не только на механику твёрдого тела, но и на механику жидкостей и газов (см. Механика). В связи с существенным ростом нагруженности и быстроходности машин и повышением требований к их качеству значительно изменилось содержание задач динамики машин: появилась необходимость ' учитывать упругие свойства звеньев, зазоры в подвижных соединениях, переменность масс и моментов инерции и т. п. Особое внимание стало уделяться развитию методов теории колебаний механич, систем в применении к реальному механизму с его упругими и не вполне упругими элементами, зазорами, сухим трением и смазкой, наличием сложных закономерностей деформирования материалов и т. п. Изучалось и продолжает изучаться вредное действие Колебаний, вызывающих увеличение нагрузок На звенья механизма, потерю устойчивости, усталостные поломки, недопустимое изменение предписанного закона движения. Вместе с тем возможно и полезное применение колебаний в вибрационных машинах, для к-рых колебат. движение рабочего органа составляет осн. движение, заданное назначением машины. К этим машинам принадлежат, напр., вибротранспортёры, вибросортировочные машины, вибромашины для забивки свай и др. Решение новых задач динамики машин основывается на развитии методов аналитической механики и нелинейной теории колебаний, механики переменной массы и теории упругости. Особое значение для решения этих задач имеют те методы, к-рые позволяют достаточно эффективно и быстро без интегрирования систем дифференциальных уравнений получать динамич. критерии для расчёта механизмов по частотам и амплитудам установившихся колебаний, для определения границ устойчивости и т. п.

Теория машин-автоматов сравнительно недавно (1945-50) стала рассматриваться как одна из важнейших частей теории машин и механизмов. Машины-автоматы отличаются от неавтоматизированных машин в первую очередь тем, что последовательность работы отд. механизмов, включая механизмы загрузки и выгрузки, задаётся системой управления. Поэтому развитие теории машин-автоматов связано с совершенствованием методов построения схем управления по выбранному критерию оптимальности, напр, по условию Получения минимального числа элементов, составляющих схему. Наибольшее распространение получили методы, основанные на применении алгебры-логики, и соответственно этот раздел теории ма- , шин-автоматов получил назв. логического синтеза систем управления. В системах управления наряду с электрич. элементами стали. применяться пневматич., обладающие, как правило, большей надёжностью. Развитие методов построения систем управления машинами-автоматами привело к созданию систем программного управления, в к-рых программа требуемых перемещений выражается в форме чисел (цифр) - элементарных (малых) шагов. Для реализации этих шагов предусматривают спец. типы двигателей, наз. шаговыми электродвигателями. Особую ценность имеют самонастраивающиеся и адаптирующиеся системы программного управления, в к-рых программа автоматически корректируется с учётом опыта предшествующих циклов работы системы и условий, в к-рых должна работать эта система.

Последним достижением теории машин-автоматов является разработка методов проектирования роботов, т. е. машин-автоматов, моделирующих свойства и функции живых организмов и, в частности, имитирующих действия человека при перемещении в пространстве орудий и объектов труда. По своей схеме робот во многом тождествен манипулятору (механической руке), к-рый-применяется для работы в вакууме, под водой и в агрессивных средах.-Исполнительные органы манипуляторов способны совершать сложные пространств, движения, необходимые для выполнения рабочих операций. Для управления действиями манипуляторов и роботов используются совр. методы и средства вычислит, техники, позволяющие оперативно составлять и менять программы движений. В сочетании со станками, контрольными и сборочными автоматами, оснащёнными системами программного управления, применение роботов способствует комплексной автоматизации проиэ-ва. Их применение придаёт системам машин-автоматов гибкость и приспосабливаемость к изменяющимся условиям произ-ва. При проектировании роботов и манипуляторов используются в едином комплексе методы теории машин и механизмов и теории управления. Применительно к проектированию роботов и автоматяч. манипуляторов развиваются как общие методы - структурный синтез пространств, незамкнутых кинематит. цепей, кинематика и динамика пространств, механизмов со многими степенями свободы, теория механизмов с переменной структурой, изменяющейся в процессе движения, так и методы решения задач, относящихся только к манипуляторам,- создание манёвренности, устойчивости в работе, выбор правильного соотношения полезных и холостых ходов, а также проектирование таких систем, в к-рых оператор чувствует усилие, создаваемое на рабочем органе или на захвате.

По всем трём указанным разделам теории машин и механизмов ведётся интенсивная- работа во мн. странах. В СССР, США, ГДР, СРР, ЧССР и ФРГ систематически (через 2-3 года ) проводятся нац. конференции по проблемам этой науки. Для организации и проведения междунар. совещаний и конгрессов по теории машин и механизмов, а также для обмена опытом и проведения совместных работ (в первую очередь по терминологии, стандартизации, теории манипуляторов и по проблемам высшего образования) в 1969 создана Междунар. орг-ция по теории машин и механизмов (International Federation for the Theory of Machines and Mechanisms).

Лит.: Теория машин и механизмов, в. 1-108. М., 1947-65; Механика машин, в. 1- 36-,М., 1966 - 72 - . И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский.

МАШИНА (франц. machine, of лат. machina), устройство, выполняющее механич. движения для преобразования энергии, материалов и информации. В зависимости от осн. назначения (какое преобразование преобладает) различают 3 вида М.: энергетические, рабочие, информационные. Энергетические М., предназначенные для преобразования любого вида энергии в механическую, наз. машинами-двигателями. К Ним относятся, напр., электродвигатели, двигатели внутр. сгорания, турбины, поршневые, паровые М. Распространённым видом энергетич. М. являются также электрогенераторы. Рабочие М. подразделяются на технологич. и транспортные. В технологич. М. под материалом подразумевается обрабатываемый предмет (объект труда), к-рый может находиться в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Преобразование материала в этих М. состоит в изменении формы, свойств, состояния и положения. В транспортных М. под материалом понимается перемещаемый предмет, а его преобразование состоит только в изменении положения. К технологич. М. относятся металлообрабатывающие станки, прокатные станы, ткацкие станки, упаковочные М., полиграфические машины; к транспортным - автомобили, тепловозы, самолёты, вертолёты, подъёмники, конвейеры и др. Информационные М. предназначены для преобразования информации. Если информация представлена в форме чисел, то информационная М. наз. счётной, или вычислительной, напр, арифмометры, механич. интеграторы, бухгалтерские М. Электронная вычислит, машина, строго говоря, не является М., т. к. в ней механич. движения служат для выполнения лишь вспомогат. операций (назв. сохранено за ней в порядке ист. преемственности от счётных М. типа арифмометра).

М., в к-рой все преобразования энергии, материалов, информации выполняются без непосредственного участия человека, наз. м а ш и н о й - а в т о м а т о м, или просто автоматом. Совокупность М.-автоматов, последовательно соединённых между собой и предназначенных для выполнения определённого технологич. процесса, образует автоматическую линию. М., и в особенности М.-автомат, при правильном её применении облегчает труд человека, увеличивает производительность труда и обеспечивает высокое качество выполнения рабочего процесса. См. также Машин и механизмов теория и литературу при этой статье. И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский.

МАШИННАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ, телефонная станция, в к-рой соединения абонентских линий осуществляются машинными искателями электромеханическими.

МАШИННОЕ ВРЕМЯ, 1) период времени, в течение к-рого оборудование (машина, станок, агрегат, аппарат) без непосредственного участия рабочего осуществляет изменение размеров, формы или состояния обрабатываемого предмета труда. М. в. зависит от характера технологич. процесса, качеств, особенностей сырья, полуфабриката или заготовок, вида оборудования и инструмента, механизации и автоматизации труда и др. Расчёт нормы М. в. производится путём определения оптимального режима работы оборудования, при к-ром обеспечивается наиболее высокая производительность при наименьшей себестоимости обрабатываемых изделий и требуемом качестве. Напр., для металлорежущих станков норма М. в. определяется обоснованными режимами резания (глубиной резания, подачей, скоростью резания, числом проходов). Сокращение М. в. достигается введением скоростных методов обработки, использованием высоко-производит. оборудования и инструмента. С ростом уровня механизации и автоматизации произ-ва повышается уд. вес М. в. в норме штучного времени, установленной на изготовление единицы продукции или на выполнение одной производств, операции. 2) Время, затрачивавмое ЭВМ на выполнение определённого комплекса вычислит, работ. Для исчис-ления М. в. берётся процентное значение или среднесуточное число часов полезной работы машины. М. в. служит осн. пока-зателем при расчётах за услуги вычислителъного центра,

МАШИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, историческая ступень развития обществ, произ-ва, на к-рой орудиями труда являются машины. М. п. представляло материальную базу становления капитализма. Оно вытеснило мелкое, раздробленное и базирующееся на ручной технике ремесленное произ-во (см. Ремесло), На этой основе произошла ломка обществ, отношений. На смену феодализму пришёл капитализм. При капитализме было впервые создано крупное М. п., на основе развития к-рого завершилось формирование самого капиталистич. способа произ-ва.

Материальные и экономич. предпосылки М. п. были подготовлены мануфактурой. Мануфактурное разделение труда, связанное с использованием специализированных орудий труда и специализацией самих рабочих, открыло путь для замены ручных орудий труда рабочими машинами. На базе машинной техники произошло преобразование мануфактурной мастерской в капиталистич. фабрику. Возникнув на технич. основе мануфактуры, на известной ступени развития М. п. произвело переворот в самой этой основе, создав для себя технич. базис, соответствующий его собственному способу произ-ва. При крупном М. п. кооперативный ха-рактер процесса труда становится необ-ходимостью, диктуемой природой самого средства труда. Происходит углубление разделения труда как внутри каждого отдельного предприятия, так и в обществе в целом, усиливается до огромных мае-штабов концентрация средств произ-ва и рабочей силы. Труд по управлению и орг-ции произ-ва превращается в технич. необходимость.

Развитие М. п. ускорило разложение и вытеснение докапиталистич. форм х-ва, способствовало расширению и установлению господства капиталистич. производств. отношений, обусловило качественные изменения в производительных силах, превращение их по существу в общественные производительные силы. Но вызвав колоссальный рост обществ. произ-ва и повышение производительности труда, оно привело к углублению свойственных капитализму антагонистич. противоречий, и прежде всего осн. противоречия капитализма - между обществ, характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения. С развитием М. п. увеличились масштабы накопления капитала, абсолютно возросла численность пролетариата. В то же время рост органич. строения капитала вызвал относительное сокращение потребности в рабочей силе и увеличение армии безработных, относительное ухудшение обеспеченности и нищету рабочих масс.

Новейшая ступень в ист. развитии капиталистич. М. п. связана с совр. научно-технической революцией. Гигантские возможности, открытые М. п. на его совр. стадии для повышения производительности труда, роста материального богатства общества, находятся в непримиримом противоречии с капиталистич. производств, отношениями. Это противоречие проявляется в неравномерности технич. прогресса, в росте милитаризации экономики, хронич. безработице, материальной необеспеченности более ил к менее широких слоев населения.

Созданное и развитое при капитализме крупное М. п., достигшее наивысшего уровня в условиях гос.-монополистич. капитализма, является материальной подготовкой социализма. Социализм исторически наследует крупное М. п., уничтожая его капиталистич. форму, освобождая его от противоречий и диспропорций, порождаемых частнокапита листич. формой присвоения результатов обществ, труда.

После захвата пролетариатом политич. власти на базе крупного М. п. форми-руются социалистич. производств, отношения. В тех странах, где М. п. не яв-ляется всеобщей формой х-ва, соответ-ствующая социализму материально-тех-нич. база создаётся уже после захвата гос. власти пролетариатом. В этих стра-нах необходимым условием успешного социалистич. строительства является индустриализация. Д. Г. Плахотная.

МАШИННОЕ СЛОВО в ЦВМ, упорядоченный набор символов (цифр, букв и т. д.), хранящихся в оперативном запоминающем устройстве и воспринимаемых при обработке устройствами машины как единая кодовая группа (слово). М. с. в ЦВМ служит единицей информации. м. с. могут быть числами, командами, буквенными или буквенно-цифровым к данными. М. с. состоит из разрядов (поло-жений символов), нередко связанных меж-ду собой и для различимости перенуме-рованных. Количество разрядов опреде-дяет длину М. с., к-рая может быть постоянной (напр., в М-220, БЭСМ-4, "Минск-22") или переменной (как, напр., в "Урал-14", БЭСМ-6, ИБМ-360). При переменной длине М. с. более полно используется память машины. В одной ячейке памяти может размещаться неск. м. с., одно целое М. с. ыш часть сто. В соответствии с этим производится ад-ресация всего М. с., начала и конца его или только начала, но с обязательным указанием длины. Команды и числа ча-ще всего имеют равную длину (напр., в БЭСМ-4 - 45 двоичных разрядов, "Минск-22" - 37 двоичных разрядов) и занимают одну ячейку памяти. A. 3. Гусев.

МАШИННО - МЕЛИОPATИВНАЯ СТАНЦИЯ, ММС, гос. предприятие, выполняющее по договорам с колхозами и др. орг-циями мелиоративные работы (см. Мелиорация), одна из разновидностей мелиоративно-строительных орг-ций. Является юрид. лицом, наделена основными и оборотными средствами, которые образуют уставный фонд.

Впервые ММС были организованы в 1949 в Курской, Воронежской, Тамбовской, Орловской и др. областях РСФСР для оказания помощи колхозам в развитии орошения на местном стоке и стр-ве прудов и др. водоёмов; в 1950-в прибалт. республиках и Белоруссии. С нач. 60-х гг. ММС постепенно преобразовываются в строительно-монтажные управления и в передвижные механизированные колонны.

МАШИННО-ТРАКТОРНАЯ СТАНЦИЯ, МТС, крупное гос. социалистич. с.-х. предприятие, оснащённое машинами для технич. и организац. помощи колхозам. МТС сосредоточивали основные орудия с.-х. произ-ва (тракторы, комбайны и др. с.-х. машины) для обслуживания колхозов. Первая МТС была создана в 1928 на базе тракторной колонны совхоза им. Шевченко Березовского р-на Одесской обл. Строительство МТС развернулось после пост. Совета труда и обороны от 5 июня 1929 "Об организации машинно-тракторных станций". Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Основной производств, единицей МТС была тракторная бригада. МТС сыграли важнейшую роль в борьбе за социалистич. переустройство деревни, в создании и упрочении колх. строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства, в производств, смычке между городом и деревней.

Основные показатели развития МТС


1932

1940

1953

1957
Число МТС (на конец года)

2446

7069

8985

7903
Количество тракторов в пересчёте на 15-сильные, тыс. шт.

73,3

557

1007

1044
Выполнено работ в пересчёте на пахоту, млн. га

35,1

227,3

486,5

570,7

С организационно-хоз. укреплением колхозов форма их производств.-технич. обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производит, сил с. х-ва. Февральский пленум ЦК КПСС (1958) признал необходимым изменить прежний порядок производств.-технич. обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технич. станции. Рекомендации пленума законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верх. Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958-59 колхозы купили тракторов, машин и оборудования на 32 млрд. руб. (в т. ч. эксплуатировавшихся ранее в МТС - на 18 млрд. руб.).

Опыт стр-ва МТС при организации крупного с.-х. социалистич. произ-ва в СССР использован в ряде др. социалистич. стран в соответствии с их ист. условиями и особенностями развития с. х-ва.

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ сельскохозяйственный, сочетание трактора или двигателя с с.-х. машинами (орудиями) для выполнения механизированных операций и процессов в с.-х. производстве. Если машина имеет свой двигатель и передаточный механизм для привода рабочих органов и передвижения по полю, то такой агрегат наз. самоходным. М.-т. а. может быть простым, комплексным и сложным. Простой М.-т. а. выполняет одну операцию (напр.культивацию); комплексный, состоящий из отд. рабочих машин,-2 последовательные операции (напр., пахоту с боронованием); сложный (напр., комбайновый) - 2 и более операций одной машиной. По видам технологич. процессов М.-т. а. подразделяют на пахотные, посевные, уборочные, транспортные, кормоприготовительные и др.; по способу выполнения работ - на передвижные, перемещающиеся по полю, стационарно-передвижные - с периодич. передвижением агрегата по полю и стационарным выполнением технологич. процесса (напр., погрузка копен в трансп. средства, раздача кормов и др.) и стационарные - с установкой рабочей машины на определённом месте (зерноочистит. агрегат и др.); по способу соединения машины с трактором - на прицепные, полунавесные и навесные. Прицепной М.-т. а. состоит из трактора и прицепной машины, имеющей свою ходовую часть, или из неск. прицепных машин и сцепки. Прицепные машины располагают относительно продольной оси трактора симметрично (сеялки, культиваторы и т. д.) или асимметрично (плуги, жатки, косилки и др.). Навесной М.-т. а. состоит из трактора (самоходного шасси) и навесной машины или неск. таких машин и навесной (полунавесной) сцепки. Размещение навесных машин относительно трактора показано на рис. Выбор того или иного навесного М.-т. а. зависит от условий работы. В полунавесном М.-т. а. при транспортном и рабочем положениях машина опирается на свои опорные колёса и навесную систему трактора.

Схемы агрегатировання навесных машин с трактором: а - сзади; 6 - сзади справа; в - сзади слева; г - между передней и задней осями (на самоходном шасси) посредине; д - между передней и задней осями справа; е - спереди посредине (фронтально); ж - спереди и посредине (слева и справа); з - посредине слева и справа и сзади; и - спереди и посредине справа; к - фронтально сзади (при движении трактора задним ходом).

М.-т. а. бывают тяговыми, тягово-при-водными и приводными. В тяговых М.-т. а. мощность двигателя трактора расходуется на перемещение трактора и рабочей машины, выполняющей к.-л. производств, процесс (вспашку, культивацию и т. д.). Тяговый М.-т. а., состоящий из трактора с прицепом (кузовом), наз. транспортным. В тягово-приводных М.-т. а. мощность двигателя используется для перемещения трактора и машины, а также для привода её рабочих органов. Привод может быть осуществлён через вал отбора мощности трактора (льнокомбайн, силосоуборочный комбайн и т. д.) или ходовых либо опорных колёс (напр., сеялки). В приводных стационарных или стационарно-передвижных М.-т. а. мощность двигателя передаётся рабочей машине посредством вала отбора мощности, ремённой передачи, а также электро-или гидропривода. А. В.Еленев.

МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК в сельском хозяйстве, совокупность машин, необходимых для механизации работы по возделыванию с.-х. культур. М.-т. п. состоит из след, групп: тракторы (самоходные шасси) как универсальное энергетич. средство; агрегатируемые с ними с.-х. машины (плуги, сеялки, бороны, культиваторы, косилки, различные уборочные не самоходные машины и др.); самостоятельно работающие уборочные машины; стационарные машины с индивидуальным или групповым приводом рабочих органов; трансп. машины. В соответствии с требованиями комплексной механизации с.-х. машины, входящие в состав М.-т. п., объединяют в комплексы для возделывания отд. с.-х. культур с учётом особенностей произ-ва в различных природно-климатич. зонах. Структура этих комплексов машин изменяется в результате специализации х-ва, а также в зависимости от технологии произ-ва и природно-климатич. особенностей, влияющих на выбор машин. Основа экономич. использования М.-т. п.- соблюдение правил технич. эксплуатации, своевременное возобновление парка, обеспечение расширенного воспроизводства на новой технич. основе.

МАШИННЫЕ МАСЛА, один из видов индустриальных масел.

МАШИННЫЙ ЗАЛ э л е к тр о с т а н ц и и, часть здания станции, где размещаются агрегаты, вырабатывающие электроэнергию,- электрические генераторы и вращающие их двигатели (турбины, дизеля) с относящимся к ним вспомогат. оборудованием. М. з. ГРЭС, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), атомной электростанции (АЭС), гидроэлектрические станции (ГЭС), газотурбинной, дизельной и геотермальной электростанций различаются по типу установленного в них оборудования и его компоновке.

В М. з. ГРЭС, ТЭЦ и АЭС располагаются турбогенераторы, паровые турбины, конденсаторы, теплообменники, системы регенерации, питат., циркуляц., конденсац. и дренажные насосы, оборудование для собственных нужд электростанции. В М. з. ТЭЦ, кроме того, устанавливаются сетевые подогреватели и их насосы. В М. з. АЭС, работающих на влажном или слабоперегретом паре, размещаются промежуточные сепараторы и пароперегреватели. По расположению турбоагрегатов различают М. з. с поперечной и продольной компоновкой. Турбины и генераторы устанавливаются в М. з. на железобетонных или металлич. фундаментах. Высота фундамента зависит от мощности и конструктивных особенностей устанавливаемого оборудования. Верхняя отметка фундамента является отметкой обслуживания турбоагрегата. Часть М. з., расположенная ниже отметки обслуживания, наз. конденсаторным помещением. Зона М. з., занимаемая одним турбоагрегатом, его вспомогат. оборудованием и ремонтными площадками, наз. ячейкой. В одноконтурных АЭС отд. агрегаты устанавливаются в бетонных боксах; большая часть оборудования имеет биол. защиту. Монтажная площадка для сборки осн. и вспомогат. оборудования агрегата на совр, многоагрегатных электростанциях находится непосредственно около каждого нового агрегата (временная площадка). У капитальной стены М. з. (у агрегата № 1) находится монтажная площадка для проведения крупного ремонта уже эксплуатируемого оборудования. Наружная стена М. з. граничит с распределительным устройством. Со стороны служебных помещений торцевая стена М. з. капитальная, со стороны возможного расширения станции - временная.

Размеры М. з. тепловой электростанции зависят от числа установленных агрегатов, их мощности, типа и взаимного расположения. Напр., типовой проект ГРЭС-2400 (8 агрегатов по 300 Мвт) предусматривает длину М. з. 432 м, ширину 41,5 м, высоту 31,5 м. Под М. з. размещается подвал глубиной 3,3 м. Отметка обслуживания турбоагрегатов находится на высоте 9 м над полом конденсаторного помещения. М. з. оборудован двумя мостовыми кранами грузоподъёмностью 75/20 т. Строит, конструкции М. з. выполняют из сборного железобетона в виде двух продольных рядов колонн, несущих верхнее перекрытие и подкрановые конструкции. В юж. р-нах М. з. часто делают открытыми. М. з. типовой ГРЭС-600 (4 турбоагрегата по 150 Мвт) закрывается только в пределах конденсаторного помещения до перекрытия на отметках обслуживания турбоагрегата. Монтаж оборудования М. з. открытого типа производится портальным краном.

М. з. газотурбинной и дизельной электростанций являются осн. частями главного корпуса, где располагается всё рабочее оборудование: газовые турбины, дизели, электрич. генераторы тока, компрессоры, пусковые двигатели, камеры сгорания.

М. з. гидроэлектрич. станции является верхним строением здания ГЭС. В М. з. ГЭС с вертикальными агрегатами располагаются гидрогенераторы или только верхние их надстройки, колонки регулятора скорости вращения и котёл маслонапорной установки, щиты управления гидроагрегатами, устройства автоматич. управления и регулирования. В М. з. ГЭС с горизонтальными агрегатами размещаются также гидротурбины с регулирующими устройствами. В М. з. гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) при трёхмашинной схеме уст