БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381механизмы. Значит, место в парке металлообрабат. оборудования М. принадлежит совр. агрегатным, спец. и специализированным, уникальным тяжёлым и прецизионным станкам, авто-матич. линиям. Возможности технич. базы М. по произ-ву машин и оборудования чрезвычайно велики. Мн. виды продукции, изготовленной на предприятиях этой отрасли пром-сти, уникальны и созданы впервые в мире (напр., технич. устройства для исследования космоса). По объёму выпускаемой машиностроит. и металлообрабат. продукции СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире (1972). Особенно значительны достижения М. СССР в области совершенствования орудий произ-ва во всех отраслях нар. х-ва, создания и внедрения высокопроизводит. оборудования.

Повысились мощность, скорость и точность работы оборудования, улучшились его эксплуатац. качества, уменьшился вес единицы оборудования. Только за 1966-72 в М. СССР создано ок. 21,7 тыс. новых типов машин и оборудования и 7,5 тыс. новых видов приборов и средств автоматизации.

Большое развитие получает М. в 9-й пятилетке (1971-75). Особенно быстро растёт выпуск высокоэффективных видов машин и оборудования для энергетики, металлургии, химич., лёгкой и пищ. пром-сти, подвижного ж.-д. состава, лроиз-во станков с числовым программным управлением (ЧПУ), автомобилей, приборов и средств автоматизации. С. х-во обеспечивается большим количеством тракторов, с.-х. машин, автомобилей, землеройной техники. Укрупняются единичные мощности машин и оборудования, что позволяет повысить их эффективность. Для достижения высокого уровня произ-ва машиностроит. продукции планируется значит, расширение и технич. перевооружение М. На машиностроит. предприятия направляется большая часть ресурсов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования. М. совершенствует свою техническую базу, технологию, организацию производства на основе последних достижений науки и техники.

Ускорение научно-технич. прогресса в М. в значит, мере связано с процессом концентрации и специализации произ-ва. Вместо универсальных предприятий, изхотовляющих для себя почти все необходимые узлы и детали, создаются крупные комплексы специализированных производств и объединения различного типа.

Высокими темпами развивается М. и в других социалистич. странах. В 1972 по сравнению с 1950 объём валовой продукции М. и металлообработки возрос в Болгарии в 48 раз, Венгрии в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистич. страны располагают возможностями для произ-ва высокоэффективной техники широкой номенклатуры. Они имеют совр. машиностроит. предприятия и квалифицированные кадры. В 1972 в М. и металлообработке Болгарии было занято примерно 25% промышленно-производств. персонала, работающего в пром-сти, в Венгрии 31%, ГДР ок. 42% , Польше св. 31%, Чехословакии более 37%. Из отраслей М. широкое развитие получили: в Болгарии - произ-во нек-рых видов внутризаводского транспорта, в Венгрии - произ-во автобусов, радиопромышленность, в Польше - судостроение, в Румынии - произ-во химич. и нефтяного машиностроения, в Чехословакии - тяжёлое машиностроение, в ГДР - приборостроение, судостроение, произ-во машин и оборудования для тяжёлой пром-сти, в Югославии - судостроение. Увеличение объёма валовой продукции М. социалистич. стран обеспечивается ростом производств, осн. фондов М. и производительности труда.

Большое значение для развития М. социалистич. стран, в первую очередь стран - членов СЭВ, имеет междунар. социалистич. разделение труда, основанное на межотраслевой специализации произ-ва. В 1966-70 сов. импорт продукции М. из стран - членов СЭВ составил почти 12 млрд. руб. Изменяется структура поставок, увеличивается в ней доля совершенных машин, средств механизации и автоматизации производств, процессов, электронной вычислит. техники и т. д., что предопределяет дальнейшее развитие М. в этих странах. Большое влияние на увеличение объёмов валовой продукции М. социалистич. стран - членов СЭВ оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. эко-номич. интеграции, принятой 25-й сессией СЭВ в 1971.

Осн. масса продукции М. капиталистич. мира производится в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Швейцарии. Среди этих стран доминирующее положение занимают США. В 1970 на их долю приходилось примерно 30% стоимости произ-ва металлообрабат. оборудования осн. капиталистич. стран, ок. 50% электрооборудования пром. и бытового назначения, св. 60% электронного оборудования, 45% энергетич. оборудования, почти 30% выпуска тракторов, св. 30% легковых и грузовых автомобилей. Следующее за США место в произ-ве машиностроит. продукции (за исключением судов, автомобилей и электронного оборудования) занимает ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистич. мире по стр-ву судов и 2-е место после США по произ-ву электронного оборудования и автомобилей.

Произ-во машин и оборудования в капиталистич. странах с развитым М. высокомонополизировано (см. Машиностроительные монополии). С целью расширения рынков сбыта машин и оборудования, обеспечения загрузки производств, мощностей ведущие монополии в М. осуществляют за пределами своих стран крупные капиталовложения. В особенности сильна экспансия амер. монополий в Зап. Европу. В результате больших капиталовложений в автомобилестроение стран Зап. Европы под контролем монополий США в нач. 70-х гг. находилось св. 50% всего выпуска легковых автомобилей в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей в Нидерландах. Монополистич. капитал США контролирует более 20% произ-ва тракторов в ФРГ и примерно 45% их произ-ва во Франции. Американским филиалам в Зап. Европе принадлежит 50% выпуска полупроводников, 95% -интегральных схем и 80% - ЭВМ.

Крупнейшие монополии играют всё большую роль в капиталистич. произ-ве машиностроит. продукции, одновременно придавая ему в силу агрессивности политики империализма милитаристский характер. В наибольшей степени милитаризованными в совр. условиях являются радиоэлектронная и судостроит. пром-сть, не считая тех отраслей и произ-в М., к-рые обеспечивают машинами и оборудованием воен. пром-сть. См. также Авиационная промышленность, Автомобильная промышленность, Бытовых приборов и машин промышленность, Инструментальная промышленность, Приборостроение^, Радиопромышленность, Сельскохозяйственное машиностроение, Станкостроение, Судостроение, Тракторостроение, Тяжёлое машиностроение. Электротехническая промышленность, Энергетическое машиностроение.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС" М., 1971; Государственный пятилетний плав развития народного хозяйства СССР на 1971 -1975 годы. [Сборник], М., 1972; Р о-зенфельдЯ. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР, М., 1961; Экономика машиностроительной промышленности СССР, М., 1968; Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, М., 1972. Н. П. Ясновский.

"МАШИНОСТРОЕНИЕ", центральное книжно-журнальное издательство Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам из. дательств, полиграфии и книжной торговли, выпускает науч., производств.-технич., учебную, справочную лит-ру по теории, конструированию, устройству, технологии изготовления, ремонту, эксплуатации машин и оборудования, применяемых в различных отраслях пром-сти, с. х-ва, транспорта и др. Образовано в 1964 в результате слияния научно-технич. издательств "Машгиз" и "Оборонгиз". Находится в Москве, имеет отделение в Ленинграде. В 1972 книжная продукция "М." включала 890 названий; тираж- 10789 тыс. экз., объём- 148,5 млн. печатных листов-оттисков. Наряду с книгами, плакатами, альбомами, каталогами издательство выпускает 14 научно-технич. и производственно-массовых журналов. Ежегодно выходит св. 200 номеров журналов тиражом ок. 10 млн. экз. А. П. Астахов.

"МАШИНОСТРОИТЕЛЬ", ежемесячный массовый производств.-технич. журнал, орган Науч.-технич. об-ва машиностроит. пром-сти. Издаётся в Москве с 1931. В 1941-55 не выходил. Распространяет опыт в области науч. организации труда и управления, экономики произ-ва, механизации и автоматизации производств, процессов в машиностроении, прогрессивной технологии; информирует о новой технике и материалах, о приспособлениях и инструменте, технике безопасности, ремонте и модернизации оборудования, освещает работу новаторов произ-ва и др. Тираж (1974) 44 тыс. экз.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, отрасль технич. образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии произ-ва, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др. Истоки М. и п. о. в России относятся к нач. 18 в., когда в Москве была организована Школа математических и навигацких наук (1701). Основы теории и практики машиностроения и приборостроения заложены М. В. Ломоносовым и механиками-изобретателями И. И. Ползуновым, К. Д. и П. К. Фроловыми, И. П. Кули-биным, Е. А. и М. Е. Черепановыми и др. Ведущую роль в становлении отечественного М. и п. о. в 19 в. сыграло Московское технич. уч-ще (осн. в 1830, ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана), в к-ром сформировалась научно-методич. школа подготовки инженеров-механиков. Развитие М. и п. о. тесно связано с именами таких учёных, как М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, И. А. Вышнеградский, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. С. Ершов, В. Л. Кирпичёв, А. П. Гаврилен-ко, Н. П. Петров, И. П. Балашов, Ф. Н. Королёв, С. А. Акимов, П. Н. Погорельский, Н. А. Любимов, Н. А. Зернов, П. В. Фёдоров, Д. К. Советкин, А. М. Михайлов, М. Я. Киттары. Важное значение для развития М. и п. о. имел состоявшийся в 1895 в Петербурге съезд деятелей технич. образования. В кон. 19 в. ив нач. 20 в. созданы политехнич. ин-ты, в к-рых специальности М.ип. о. стали ведущими: Львовский (1844), Киевский (1898), Петербургский (1902) и Томский (1896), Донской (1907, Новочеркасск).

После Великой Окт. социалистич. революции М. и п. о. стало одной из основных отраслей технич. образования. За годы Сов. власти создано более 200 машиностроит. и приборостроит. вузов и св. 1 тыс. техникумов. Наиболее крупные вузы (1973): МВТУ им. Н. Э. Баумана, политехнич. ин-ты - Азербайджанский (Баку), Белорусский (Минск), Волгоградский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Ереванский, Иркутский, Казахский (Алма-Ата), Киевский, Каунасский, Куйбышевский, Красноярский, Ленинградский, Львовский, Ново-черкасский, Одесский, Пензенский, Рижский, Таллинский, Ташкентский, Томский, Уральский (Свердловск), Челябинский; Всесоюзный (Москва) и Северо-Западный (Ленинград) заочные политехнич. ин-ты; Ижевский и Ленинградский механические ин-ты; Куйбышевский, Казанский, Московский, Харьковский авиационные; московские энергетический, автомеханич., автодорожный, инженерно-физич., полиграфич., станко-инструментальный, физико-технич., электронной техники, электронного машиностроения; Ростовский с.-х. машиностроения; ленинградские авиаприборостроения и точной механики и оптики; Рязанский радиотехнич. ин-ты.

Группа специальностей М. и п. о. - наиболее многочисленная среди отраслей технич. образования и подразделяется на подгруппы: машины, оборудование и технология машиностроит. з-дов; машины и оборудование горно-металлургич., строит., дорожного, химико-технологич. произ-ва, пищ. и лёгкой пром-сти; энергетич. и транспортное машиностроение; проектирование, произ-во и исследование приборов - оптико-электронных, квантовой электроники, автоматики и телемеханики, вычислит, техники, автоматич, систем управления, гироскопич., радиотехнич., мед. и др., а также различных уникальных приборов для исследований в области физики, математики, технич. наук, биологии, химии, астрономии и др. М. и п. о. предусматривает глубокую общенауч. и инж. подготовку студентов - изучение общетехнич. и общенауч. дисциплин, комплекса спец. профилирующих дисциплин, а также самостоят, работу в лабораториях и на производстве, курсовое и дипломное проектирование и др. Специалисты направляются на работу в качестве инженеров-конструкторов и исследователей, инженеров-технологов конструкторских бюро, теоретич. или технологич. отделов, цехов предприятий, науч. учреждений.

В уч. планах техникумов значит, место занимают общеобразоват. и общетехнич. предметы. Общетехнич. и спец. дисциплины соответствуют в основном уч. планам аналогичных вузовских специальностей. Практич. подготовку уч-ся получают в процессе лабораторных занятий, производств, практики (с обязательной сдачей квалификационной пробы на рабочий разряд по одной из рабочих профессий); так же, как в вузе, они выполняют несколько курсовых и дипломный проекты. Высшее и среднее М. и п. о. осуществляется, как правило, в системе дневного обучения, по отдельным специальностям - в вечерних и заочных уч. заведениях (ф-тах, отделениях). Рабочих массовых машиностроит. и приборостроит. профессий токарей, фрезеровщиков, сварщиков, электромонтажников, шлифовальщиков и др. готовят проф.-технич. уч. заведения. В 1972 на специальностях М. и п. о. обучалось в вузах св. 920 тыс. чел., в техникумах-ок. 750 тыс. чел., приём соответственно составил в вузах - ок. 190 тыс. чел., в техникумах - ок. 200 тыс. чел., выпуск-ок. 130 тыс. чел., св. 170 тыс. чел.

Науч. и пед. кадры готовятся в аспирантуре, организованной в большинстве вузов и н.-и. учреждений этого профиля. Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по машиностроит. и приборостроит. специальностям предоставлено вузам.

За рубежом М. и п. о. дают политехнические, машиностроит. и приборостроительные ин-ты, ун-ты, технич. ун-ты, технологич. и инж. колледжи и др. Крупнейшие школы М. и п. о. в социалистических странах - Белградский, Будапештский, Варшавский, Пражский, Софийский политехнические институты, Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты; в капиталистич. странах - политехнич. и технологич. ин-ты: Бруклинский, Брюссельский, Вашингтонский, Венский, Иллинойсский, Калифорнийский, Льежский, Массачусетсский, Миланский, Парижский, Цюрихский, Эдинбургский; ун-ты: Вашингтонский, Гарвардский, Калифорнийский, Кембриджский, Оксфордский и др. л. П. Лазарев.

Кр упнейшие монополии общего машиностроения капиталистического мира (1972, млн. долл.)


Год основания

Оборот по продаже

Активы

Собственный капитал

Число занятых (тыс. чел.)
"Хитати" (Япония)

1910

4354

6272

1576

151
"Мицубиси хэви индастрис" (Япония)

1870

3981

7264

663

111
"Интернэшонал харвестер" (США)

1902

3493

2574

1198

100
"Катерпиллар трактор" (США)

1925

2602

1912

1160

67
"Гутехоффнунгсхютте" (ФРГ)

1873

2329

1873

191

90
"Зингер" (США)

1873

2218

1609

763

117
"Броун, Бовери" (Швейцария)

1891

1776

2247

194

92
"Дир энд Ко" (США)

1911

1500

1554

800

45
"Масси-Фергюсон" (Канада)

1847

1190

1057

444

46
"Комбасчен инджиниринг" (США)

1910

1180

740

295

35
"СКФ" (Швеция)

1907

1048

1357

550

65
"Аллис-Чалмерс" (США)

1901

960

835

390

28
"Бабкок энд Уилкокс" (США)

1881

956

717

317

34
"Студебекер-Уортингтон"2 (США)

1967

879

876

302

27
"Зульцер" (Швейцария)

1834

764

1074

569

37
"Шнейдер" (Франция)

1836

554

125

209

55

1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2 Образована слиянием "Уортингтон" (основана в 1916) и "Студебекер" (основана в 1903).

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, вузы, готовящие инженеров для общего и спец. машиностроения и приборостроения, в т. ч. электромашиностроения, электроприборостроения и др. В 1972/73 уч. г. в СССР было 16 М. и м. и., в т. ч. 11 машиностроительных: Брянский транспортного машиностроения (осн. в 1930), Ворошиловградский (1960), Всесоюзный заочный (1936, Москва), Запорожский (1930), Кировоградский с.-х. машиностроения (1967), Курганский (1959), Могилёвский (1961), Московский станкоинструментальный (1930), Московский электронного машиностроения (1962), Московское высшее техническое уч-ще (МВТУ) им. Н. Э. Баумана (1830), Ростовский-на-Дону с.-х. машиностроения (1930); 5 механических: Ижевский (1952), Ленинградский (1932), Ленинградский точной механики и оптики (1930), Московский автомеханический (1939), Севастопольский приборостроительный (1964). В большинстве ин-тов, помимо дневных, есть вечерние, заочные и подготовит, отделения, аспирантура; нек-рые ин-ты имеют филиалы (ф-ты, отделения) в др. городах. Московским (кроме Всесоюзного заочного), ленинградским и Ростовскому М. и м.и. предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Срок обучения 5-6 лет. Выпускники защищают дипломный проект и получают квалификацию инженера-механика (-электромеханика, -технолога, -электрика), радиоинженера и др. См. также Машиностроительное и приборостроительное образование.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистич. стран (металлообрабат., металлургич., энергетич., подъёмно-трансп., строит., дорожное, с.-х., хим., нефт., насосно-

компрессорное, холодильное, целлюлозно-бум., текст., кож., пищ., полиграф, оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. табл.).

В металлургич. машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на к-рые в 1971 приходилось примерно 85% общего произ-ва мeтaллypгич. оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из к-рых - "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries) и "Хитати" (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроит. компаниями, а также изготовителями энергетич. и др. оборудования и транспортных средств.

Осн. поставщиками энергетич. оборудования являются две швейц. фирмы - чБроун, Бовери" (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехнич. оборудование), дизелестроит. "Зульцер" (Sulzer) и франц. концерн чШнейдер" (Schneider).

Гл. роль на рынке атомных реакторов занимают 4 амер. монополии, а также 12 компаний др. стран - ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их осн. изготовителями являются электрвтехнич. монополии - "Дженерал электрик" (General Electric), "Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39% и 29% всех произведённых в США реакторных установок), "Комбасчен инджиниринг" (Combustion Engineering) (20%), выпускающая, кроме того, металлургич., нефтеперерабат., подъёмно-трансп. и холодильное оборудование, и "Бабкок энд Уилкокс" (Babcock and Wilcox) (12%), производящая также энергетич., насосно-компрессорное и хим. оборудование. В ФРГ - "Гутехоффнунгсхютте" (Gutehoffnungshutte) и "Крафт-верке унион" (Kraftwerke Union) и т. д.

В тракторостроении осн. капиталистич. стран господствует также небольшое число монополий. В США 75% произ-ва тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний - "Интернэшонал харвестер" (International Harvester), "Катерпиллар трактор" (Caterpillar Tractor), "Дир энд Ко" (Deere and Co), "Аллис-Чалмерс" ( Allis-Chalmers ), автомобильную-" Форд" (Ford) и др. В Великобритании их произ-во сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них - англ. отделения "Масси-Фергюсон" (Massey-Ferguson) и филиала "Форда" приходится примерно 75% общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят ок. 90%, в ФРГ 6 фирм - более 60% и в Италии 4 компании - примерно 80% всей продукции тракторостроения этих стран. В произ-ве подшипников ведущее место занимает швед, фирма СКФ (SKF) (ок. 25% выпуска капиталистич. мира).

Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, напр., станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистич. стран в произ-ве металлообрабат. оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших амер. монополий. В целом уровень концентрации произ-ва, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехнич. и транспортном машиностроении.

Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнич. и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала - создание филиалов и дочерних предприятий как в промышлен-но развитых капиталистич. гос-вах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроит. пром-сть Зап. Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Лат. Америки. Так, "Интернэшонал харвестер" имеет тракторостроит. заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по произ-ву и сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. У "Дир энд Ко" филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у "Аллис-Чалмерс" - в Италии и Бельгии. Междунар. канад-ско-англо-амер. компания "Масси Фергюсон", помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и ок. 20 предприятий по сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроит. монополий, а также компании "Форд" (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится ок. 60% мирового капиталистич. произ-ва колёсных тракторов.

У крупнейшей амер. компании по произ-ву дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов "Катерпиллар трактор" дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. "Комбасчен инджиниринг" имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, "Студебекер-Уортингтон" (Studebaker-Worthington), выпускающая насоснокомпрессорное, энергетич., химич. и холодильное оборудование,- в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также пром. швейных машин, конторского и электронного оборудования амер. компания "Зингер" (Singer)- в 10 странах Зап. Европы и в ряде развивающихся стран.

Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технич. прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии. А. А Змеев.

МАШИНОСЧЁТНАЯ СТАНЦИЯ (МСС), организация, выполняющая вычисления, связанные с обработкой статистич., бухгалтерской и планово-экономич. информации. Осн. оборудование МСС состоит из счётно-перфорационных комплектов: перфораторов, контрольников, сортировальных машин и табуляторов; как правило, имеется неск. клавишных вычислительных машин. Крупные хозрасчётные МСС получили название фабрик механизированного счёта (ФМС). При объёмах работ, недостаточных для нормальной загрузки оборудования МСС, организуют машиносчётные бюро (МСБ), в к-рых используют только клавишные вычислит, машины. Более мощными организациями по обработке информации являются вычислительные центры, оснащённые электронными цифровыми вычислит, машинами.

Информация на МСС поступает в виде различных документов. Технологич. процесс обработки данных на МСС можно условно разделить на три этапа. Первый этап-приём документов и их первичная обработка (например, таксировка - умножение показателей, суммирование - сложение или сальдирование показателей и контроль каждой из этих операций). Второй этап - подготовка машинных носителей информации (напр., перфокарт) и контроль записи. Третий этап включает группировку перфокарт и её контроль, обработку данных (составление отчётных сводок), выверку полученных табуляграмм и их выпуск (оформление). Всё оборудование МСС размещается обычно в одном помещении (здании). Иногда для повышения оперативности обработки данных устройства первичной обработки документов (счётно-клавишные устройства, перфораторы, контрольники и т.п.)устанавливают непосредственно на обслуживаемом предприятии (в филиалах МСС), а высокопроизводительное оборудование, применяемое для выполнения операций третьего этапа, используется центр