БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381реатам Междунар. Ленинских премий "За укрепление мира между народами", лауреатам междунар. конкурсов исполнителен, лауреатам Нобелевских премий, победителям международных спортивных соревнований и т.д. В нек-рых государствах существуют М. за отличие в с. х-ве и промышленности (Италия), за заслуги в иск-ве и лит-ре (Австрия, Бельгия) и т. д. В СССР учреждены М. за успехи в нар. х-ве (напр., М. Выставки достижений нар. х-ва), в науке (напр., золотые М. им. М.В. Ломоносова, А. С. Попова, И. И. Мечникова, В. В. Докучаева, А. П. Карпинского, С. И. Вавилова, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, серебряная медаль К. Д. Ушинского, медали Географич. об-ва СССР: большая золотая М., золотые М. им. Ф. П. Литке, П. П. Семёнова, Н. М. Пржевальского и др.), культуре (напр., М. для авторов произведений, отмеченных лит. премиями, - им. Н. Островского, Я. Галана; М. за лучшие произведения изобразит, иск-ва, медаль им. А. С. Макаренко). Б. А. Жалейко.

"МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА", см. в ст. Медали СССР.

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО, искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и др.), к-рые благодаря их относит, прочности и мягкой податливости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. М. и. возникло в Лидии и Др. Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 вв. до н. э.). М. и. подчинено осн. стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для М. и. характерны: устойчивость иконографич. типов и композиц. приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (гл. обр. круг) и добиться органичного композиц. сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластич. решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий. О юриднч., экономич. и социально-историч. аспектах М. и. см. в статьях Монета, Медаль, Монетное дело, Нумизматика.

Для изготовления монет в древности использовалась гл. обр. чеканка при помощи штемпелей из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Реже, преим. при выполнении крупных монет, применялось литьё в глиняных и гипсовых формах (италийские монеты 5 - 4 вв. до н. э.). Монеты архаической Греции (7 - 6 вв. до н. э.), выполнявшиеся из электра и серебра, были небольшими и односторонними. Помещённые на них рельефные изображения голов или фигур животных отличались лаконизмом и отточенностью, тяготением к стилизации и орнаменталь-ности. В классич. период (5 - 4 вв. до н. э.) монеты укрупняются, на их лицевых сторонах располагается профильное изображение головы божества, на оборотных - многофигурные композиции на мифологич. темы. В кон. 5 в. до н. э. в Сиракузах чеканятся монеты с фасовым и трёхчетвертным изображением головы божества. Шедевры др.-греч. М. и. - монеты 5 - 4 вв. до н. э. городов Сицилии и Великой Греции (иногда подписанные именами резчиков - Кимон, Эвенет, Теодот). Их отличают совершенная простота композиции, классич. ясность изображений, мягкость градаций рельефа и тщательность трактовки деталей. В эллинистнч. период (кон. 4 - 1 вв. до н. э.) на лицевой стороне монет впервые появляются портреты правителей, на оборотной - фигуры божеств в обрамлении надписей. Наряду с идеализированными портретами (монеты Александра Македонского) встречаются и правдивые (монеты Понта и Бактрии). Для монет Парфии и Сасанидов (2,'в. до н. э. - 7 в. н. э.) с идеализированным портретом царя характерна вычурная орнамент, трактовка царских аксессуаров (одежды, короны). В Др. Риме крупные литые монеты из меди (5 - 4 вв. до н. э.) сменяются в 3 в. до н. э. чеканными серебряными денариями с изображением головы Ромы (божества города Рима) на лицевой стороне и всадников Диоскуров - на оборотной. Позже наряду с фигурами божеств на рим. монетах появляются сложные мифология, сцены, изображения статуй и храмов. В имп. период (1-5 вв. н. э.) распространяются и золотые монеты, возникает новый тип монеты с изображением императора или членов его семьи внутри круговой надписи. На оборотных сторонах наряду с фигурами божеств и аллегориями встречаются воспроизведения триумфов и сцен жертвоприношения. Выполненные в невысоком рельефе профильные погрудные портреты императоров, отличающиеся строгой отобранностью наиболее существ, портретных черт и тщательностью моделировки форм, не уступают по художеств, качествам произведениям рим. круглой скульптуры. Намечающиеся в М. и. Др. Рима с нач. 3 в. н. э. черты схематизма и графич. условности усиливаются на монетах Византии (где наряду с отвлечённо-схематическими портретами императоров появляются христ. символы, а с 7 в.- изображения Христа, богоматери и святых).

Ср.-век. монеты Зап. Европы в целом свидетельствуют об упадке М. и. В 9- 12 вв. получает распространение мелкая монета из серебра (денарий) с плоскостными портретами, изображениями храмов, святых и т. п., часто несущими отголоски рим. и визант. традиций. Тщательностью и изяществом выполнения выделяются денарии Чехии 12 в. В Италии ок. 1231 в подражание рим. монетам чеканились золотые "августалы" имп. Фридриха II Гогенштауфена. Появившиеся в Центр. Европе в кон. 12 - нач. 14 вв. тонкие серебряные односторонние монеты (брактеаты) чаще всего имеют несложные изображения геральдич. характера. Сложностью и графич. изяществом плоскорельефных изображений и надписей выделяются некоторые герм, брактеаты (на к-рых встречаются изображения феодала на троне, воина-всадника, видов городов и монастырей). Первые монеты стран мусульм. Востока (монеты Омейядов 7-8 вв.) подражали визант. и сасанидским образцам. Однако в дальнейшем здесь получили распространение серебряные монеты с изощрёнными каллиграфич. надписями, складывающимися в орнамент, композиции. В Китае, где в древности (с 8 в. до н. э.) бытовали литые медные монеты в форме реальных предметов (мотыги, ножа, ключа), в ср.-век. период были распространены круглые монеты с квадратным отверстием посредине и иероглифич. надписями.

На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает медаль, т. е. памятный знак, не имеющий покупательной силы. Портретные изображения на лицевой стороне итал. медалей, отражающие влияние антич. М. и., служат увековечению человеческой личности. На оборотной стороне медалей, выполненных преимущественно в технике литья, обычно помещались эмблемы и аллегории, комментирующие портретное изображение. Лучшие итал. медали отличают строгая простота композиции, мягкая обобщённость пластич. лепки, свободное пространств, расположение фигур, органически связанных с плоскостью. Среди медальеров итал. Возрождения (15-16 вв.) - Пизанелло, Маттео де Пасти, Никколо Фьорентино, Сперандио Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини. Нек-рые из них выполняли также и штемпеля для чеканки монет. Нем. медали 16 в. складываются в своеобразную галерею портретов королей, герцогов, епископов и бюргеров, поражающих жизненностью образов. На них часто помещаются (под влиянием Реформации) религиозно-алле-горич. композиции. Во Франции стиль ренессанс в М. и. представляют Э. де Лон и Ж. Пилон. В 16-18 вв. в Зап. Европе преобладающей монетой становится талер (крупная монета из серебра), чаще всего с портретом правителя и гос. гербом. Особое место занимают спец. выпуски монет (гл. обр. немецкие) со сложными разноплановыми изображениями батальных сцен, видов городов, отд. зданий, сцен коронаций и др., а также с изображениями агитац. характера (напр., антипапские монеты протестантских князей). В 17-18 вв. монеты по своему облику часто приближаются к медали. В 17 в. достижения в области металлургии позволяют изготовлять более твёрдые стальные штемпеля, что приводит к расцвету штемпеле-резного мастерства. Появляется возможность чеканить монеты и медали в большем числе экземпляров, насыщая их всё более мелкими деталями. Характерными особенностями франц. медалей 17 в., нередко отмеченных чертами барокко, становятся пышная репрезентативность и вместе с тем правдивость портретных образов, ювелирная тщательность отделки деталей (Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье), нем. и польск. медалей - тяготение к насыщенным деталями мелкофигурным композициям (И. Хён, С. Дадлер). В 18 в., когда выпуск медалей становится гос. монополией, творчество медальеров попадает в зависимость от дворов монархов. Произв. М. и., часто приобретающие офиц. характер, перегружаются аллегориями и эмблематикой. Одновременно усиливаются функции медали как ист. памятника, возникают "медальерные серии" (Ж. Можье, Ж. Дювивье - во Франции, Ф. Г. Мюллер - в Германии). В нач. 19 в. М. и. испытывает воздействие ампира, что выражается в поисках простых и строгих художеств, средств (Б. Андриё, Н. Брене - во Франции, Б. Пиструччи - в Англии, X. Кристенсен - в Дании). Отд. мастера в нач. 19 в. (П. Ж. Давид д'Анже - во Франции) вносят в М. и. черты романтизма, прибегая к живописности лепки и придавая образам внутр. взволнованность. Художеств, выразительность монет в 19 в. обедняется в связи с механизацией чеканки и повсеместной стандартизацией монетной типологии. Вместе с тем изобретение штемпелерезной машины, сделавшей возможным механич. копирование лепных моделей, расширяет возможности мастеров М. и. На рубеже 19- 20 вв. ряд медальеров (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен, О. Роти - во Франции, А. Шарф - в Австрии) ищет новые выразит, средства, используя под воздействием импрессионизма эффекты светотени и мягкой лепки. В 20 в. усиливаются пластич. эксперименты. Мастера М. и. обращаются к фактурным и живописным эффектам, применяя в медалях контррельеф, углублённый контур, чернение и эмали, прибегают к динамич. асимметрии композиции и т. п. В М. и. проникают приёмы кубизма и экспрессионизма. Новые технич. средства используются и при изготовлении монет. Среди европ. медальеров выделяются: во Франции - А. Л. Гальтье, Р. Деламар, Ж. Лей, А. Ж.

Адам, в Бельгии - Д. Ледель; в Чехословакии - О. Шпаниель, Я. Т. Фишер, И. Прадлер, Р. Прибиш, Я. Кулих; в Польше - Е. Копчуньский, Б. Хромы, 3. Демковская, В. Ковалик. Лучшим современным европейским мемориальным медалям при фактурной выразительности, лаконизме и остроте композиции нередко свойственна яркая публицистичность художественного образа в целом.

Рус. М. и. зарождается с появлением монет в Киевской Руси (10 в.). Первые рус. медали (рубеж 17-18 вв.) посвящены воен. победам Рус. гос-ва. Своего расцвета рус. М. и. достигает во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., в эпоху классицизма. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А.А.Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают свои работы важнейшим ист. событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластич. моделировки, совершенством технич. выполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. М. и., находившееся в ведении царского двора и всё более становившееся выразителем реакц. идей, переживало упадок. Сов. медальеры 1920- 1930-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились возродить М.и., найти новый художеств, язык, отразить дух эпохи. Их работам, посвящённым героям и событиям Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, присущи простота композиции, известная плакатность пластического языка, стремление к документальности изображений. Великая Отечественная война 1941-45 приостановила работу над созданием памятных медалей. С 1950-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер. В 1955 при Министерстве культуры СССР создан Художественный совет по памятным и юбилейным медалям. В 1971 проведена 1-я Всесоюзная выставка М. и. Лучшим произв. сов. М. и. (работы В. М. и Н. Н. Акимушкиных, Э. Амашукели, Л. М. Белокурова, И. А. Дарагана, А. А. Зайле, А. Г. Кнорре, А. А. Королю-ка, П. В. Мельниковой, Ю. Г. Нероды, П. Римши, И. М. Рукавишникова, С. Л. Тульчинского, М. А. Шмакова), посвящённым памятным событиям истории КПСС и Сов. гос-ва, достижениям в коммунистич. строительстве и освоении космоса, юбилеям учреждений, деятелей партии, правительства, науки и культуры, присущи романтич. приподнятость образов, смелость и острота композиционных решений, выразительная обобщённость пластической лепки, многообразие технических приёмов и художественных манер.

Лит.: Смирнов В. П., Описание русских медалей, СПБ, 1908; Щ у к и н а Е. С., Медальерное искусство в России 18 века, Л., 1962; [Ш а т э н А. В.], Советская мемориальная медаль 1917 - 1967. [Альбом], _ М., 1970; Forrer L., Biographical dictionary of medallists, coin, gem and seal-engravers, mint-masters, ancient and modern, v. 1-8, L., 1904-30; Bab el on J., La medaille et les medailleurs, P., 1927; его же, La medaille en France, P., 1948; его ж е. Great coins and medals, L., 1959; Hill G. F., A corpus of Italian medals of the Renaissance before Cellini, v. 1 - 2, L., 1930; S u h 1 e A., Die deutsche Renais-sance-medaille, Lpz., 1950; S u t h e r l a n d С. Н. V., Art in coinage, L., 1955. К. В. Голенко, Л. С. Шкурко.

МЕДАЛЬОН (франц. medallion, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia -медаль), 1) изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др. 2) Ювелирное украшение (часто в виде овальной или круглой плоской коробочки с цепочкой), к-рое служит одновременно для хранения миниатюрного портрета или реликвии. М. носят на шее.

МЕДАН (Medan), город в Индонезии, самый крупный на о. Суматра. Адм. ц. провинции Сев. Суматра. 598 тыс. жит. (1970). Расположен на побережье Малакк-ского прол.; аванпорт М.- Белаван, в 25 км к С. от города. Узел жел. и шосс. дорог. В М. находятся управление гос. плантаций Сев. Суматры, отделения нац. и иностр. банков. Пищевкусовая, текст., резиновая, металлообрабат. и деревооб-рабат. пром-сть. В окрестностях - предприятия по производству пальмового масла, обработке каучука и др. с.-х. экспортной продукции. Университет Северной Суматры (с 1952) и другие учебные заведения.

МЕДВЕДЕВ Григорий Сергеевич [5(18).3. 1904-20.11.1938], удмуртский советский писатель. Род. в с. Малые Лызи, ныне Балтасинского р-на Тат. АССР, в крест, семье. Окончил Можгинский пед. техникум (1925). В том же году начал печататься. Создал первую удм. социально-психологич. трилогию "Лозинское поле": ч. 1 -"В новое русло" (1932), ч. 2- "На склоне Кыйкара" (1934), ч. 3-"Большой день" (1936, изд. в 1959) - о духовном росте удм. крестьянина в процессе коллективизации. Автор сб-ков рассказов и очерков "Телеграфные столбы поют" (1930), "Штурм льна" (1932) и др. Перевёл на удм. яз. нек-рые произв. М. Горького.

С о ч.: Лбзя бесмен, ч. 1 - 3, Ижевск, 1958 - 59; Выль дунне, Ижевск, 1961; в рус. пер.- Лозинское поле, Ижевск, 1973.

Лит.: Ермаков Ф. К., Григорий Сергеевич Медведевлэн творчествоез, Ижевск, 1963; Писатели Удмуртии, Ижевск, 1963.

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Николаевич [10 (22).8. 1898, Бежица, ныне в черте г. Брянска,- 14.12.1954, Москва], один из руководителей партиз. движения во время Великой Отечеств, войны 1941-45, русский советский писатель, полковник, Герой Сов. Союза (5.11.1944). Чл. КПСС с 1920. Род. в семье рабочего. Участвовал в Гражд. войне 1918-20. В 1920-35 работал в органах ВЧК - ОГПУ - НКВД Украины. С авг. 1941 по янв. 1942 руководил партиз. отрядом на терр. Смоленской, Орловской и Могилёвской обл., а с июня 1942 по март 1944 командовал крупным партиз. отрядом "Победители", успешно действовавшим на терр. Ровен-ской и Львовской обл. УССР. События этих лет легли в основу известных книг М. "Это было под Ровно" (1948; переработ, и доп. изд. под назв. "Сильные духом", 1951; одноим. пьеса совм. с А. Гребневым, 1949) и "Отряд идёт на Запад" (1948). В центре этих произв.- образ реально существовавшего человека. Героя Сов. Союза Н. И. Кузнецова. Повесть "На берегах Южногэ Буга" (1957) - о героич. делах винницкого подполья в дни войны. Увлекательно написанные книги М. пользуются широкой популярностью в Сов. Союзе; они переведены также на многие иностранные языки. М. награждён 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени и щедалями.

Лит.: Королев Н., Отряд особого назначения, М., 1968; Цессарскпй А., Жизнь Дмитрия Медведева, М., 1969.

МЕДВЕДЕВ Пётр Михайлович [15(27).1. 1837, Москва,- 30.1(12.2).1906, Петербург], русский антрепренёр. Учился в Моск. театральном уч-ще. С 1853 выступал как актёр в провинции. Держал антрепризы (драматич. и оперные) в Саратове (с 1862), Казани (с 1866) и др. городах. М. содействовал распространению на провинциальной сцене рус. классич. репертуара, уделял большое внимание культуре постановки, созданию сценич. ансамбля. Велика его заслуга в выявлении и воспитании актёрских талантов. В антрепризах М. работали П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. И. Писарев и др. В 1890-93 был гл. режиссёром, затем (до конца жизни) актёром Александрийского театра в Петербурге. Исполнял роли в комедиях (Городничий - "Ревизор" Гоголя, Расплюев - "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, Скапен - "Проделки Скапена" Мольера и др.). Оставил "Воспоминания" (опубл. посмертно, 1929).

МЕДВЕДЕВ Сергей Сергеевич [5(17).5. 1891, Москва,- 13.8.1970, там же], советский физико-химик, акад. АН СССР (1958; чл.-корр. 1943), засл. деят. науки и техники РСФСР (1943). Окончил Гейдельбергский (1914) и Московский (1918) ун-ты. Принимал активное участие в организации Среднеазиатского ун-та в Ташкенте, заведовал Центр, химич. лабораторией при Узбекском совете народного хозяйства. С 1922 до конца жизни работал в Физико-химич. ин-те им. Л. Я. Карпова; с 1938 заведовал кафедрой Моск. ин-та тонкой химич. технологии им. М. В. Ломоносова. Осн. труды по исследованию механизмов реакций окисления, а также радикальной и ионной полимеризации. Доказав, что полимеризация - цепной процесс, М. заложил основы теории полимеризации. Работы М. сделали возможной разработку пром. методов синтеза многих полимеров. Пр. им. С. В. Лебедева АН СССР за цикл работ по полимеризации углеводородных мономеров в присутствии щелочных металлов и их органических соединений (посмертно, 1971). Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

МЕДВЕДЕВА (по мужу - Г а и д у к о в а) Надежда Михайловна [6(18).10. 1832, Москва,- 24.9(6.10).1899, о. Корфу, Греция], русская актриса. Род. в актёрской семье. Сестра П. М. Медведева. В 1849, по окончании Моск. театр, уч-ша, была принята в труппу Малого театра. Выступала в водевилях и мелодрамах. Талант актрисы наиболее полно проявился с переходом её в 1866 на роли пожилых светских женщин. Ученица М. С. Щепкина, М. способствовала утверждению щепкинских традиций в иск-ве Малого театра. Яркостью типизации, тщательностью разработки характеров, простотой и правдивостью отличалось её исполнение ролей: Хлёстовой ("Горе от ума" Грибоедова), Турусиной, Гурмыжской и Огудаловой в первых пост, пьес А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Лес" (1871), "Бесприданница" (1878) и др. М. первая угадала талант М. Н. Ермоловой, поручив ей, ещё воспитаннице Моск. театр, уч-ща, в свой бенефис роль Эмилии Галотти ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1870). Иск-во М. высоко ценил К. С. Станиславский, считавший себя её учеником.

С. С. Медведев.

Лит.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр, М., 1924, с. 29 - 38; Щепкина-Куперник Т. Л., Дни моей жизни, [M.J, 1928, с. 162-75.

МЕДВЕДИ, медвежьи, или м е д в е д ё в ы е (Ursidae), семейство из отр. хищных млекопитающих. Голова удлинённая, морда массивная, глаза и уши небольшие. Лапы мошные, пятипалые, стопоходящие; когти невтяжные, очень большие. Хвост короткий. Телосложение плотное; длина тела до 3 м, весят от 60 кг (малайский М.) до 700 кг и более (белый М.); т. о., М. самые крупные из совр. хищных. Мех густой, с развитым подшерстком, относительно грубый; окраска от угольно-чёрной до беловато-лимонной; у нек-рых на груди светлое пятно. Резцы и клыки крупные, предкоренные небольшие (частично редуцированы), коренные массивные, уплощенные. Обоняние сильно развито, слух и зрение слабее. 7 (или 9) совр. видов из 4 (или 7) родов - очковый медведь в горных р-нах Юж. Америки, малайский медведь, губач и белогрудый медведь в Юго-Вост. Азии, барибал в Сев. Америке, бурый медведь в Сев.-Зап. Африке, Евразии и Сев. Америке, белый медведь в Арктике. Обитают в самых разнообразных условиях - от пустынь до высокогорий, от тропич. лесов до арктич. льдов, в связи с чем различаются образом жизни и способами питания. Белогрудый, барибал, малайский хорошо лазают по деревьям, питаются их плодами; губач разрывает когтями термитники; белый охотится преим. на тюленей во льдах. Бурый встречается в самых различных условиях (в степях и даже в пустыне, в субтропич. лесах, тайге, тундре и на мор. побережьях); пища - растительная и животная; на зиму устраивает берлогу и впадает в длительный сон. Размножаются М. с 3-4-го года жизни, не ежегодно. Беременность ок. 7 мес; число детёнышей от 1 до 5. Продолжительность жизни до 30-40 лет. Мясо М. съедобно; жир и желчь используют в медицине, шкуру - на ковры. Объектом промысла служит главным образом бурый М. Численность и ареалы всех видов М. в 20 в. резко сокращаются; в ряде стран М. находятся под охраной, например в СССР - белый М.

Ископаемые остатки М. известны из среднемиоценовых отложений Евразии (род Ursavus). Наибольшее число видов (а также родов) было в плиоцене в Евразии и Сев. Америке. Наиболее известны пещерные медведи, существовавшие в плейстоцене в Евразии. В антропогене мн. М. (6-7 родов) вымерли.

Медведи: 1- бурый; 2- белый; 3- белогрудый; 4- очковый; ?- малайский; 6- барибал; 7- губач.

Нек-рые зоологи относят к сем. М. бамбукового медведя, выделяемого другими в самостоят, семейство или включаемого в сем. енотовых.

Лит.: Жизнь животных, т. 5, М., 1941; Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 2, ч. 1, М., 1967; Белый медведь и его охрана в Советской Арктике, Л., 1969; Жизнь животных, т. 6, М., 1971. Н. К. Верещагин.

МЕДВЕДИЦА, река в Саратовской и Волгоградской обл. РСФСР, лев. приток р. Дон. Дл. 745 км, пл. басе. 34,7 тыс. км2. Берёт начало и б. ч. протекает по Приволжской возв. в широкой долине; извилиста, на пойме много озёр. Питание преим. снеговое. Ср. расход в 66 км от устья 69 м3/сек, наибольший - 2070 м3/сек, наименьший - 4 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в конце марта - нач. апреля. Притоки: справа - Баланда, Терса; слева - Идол-га, Карамыш, Арчеда. На М.- гг. Пет-ровск, Аткарск, Жирновск, Михайловка.

МЕДВЕДИЦА, река в Калининской обл. РСФСР, лев. приток Волги (впадает в Угличское водохранилище). Дл. 259 км, пл. басе. 5570 км2. Питание смешанное. Ср. расход в 71 км от устья 25,2 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Сплавная. Судоходна в низовьях.

МЕДВЕДИЦКИЙ, посёлок гор. типа в Жирновском р-не Волгоградской обл. РСФСР. Расположен в 3 км от р. Медведица (приток Дона). Ж.-д. станция на линии Камышин - Москва. Мельзавод, комбикормовый з-д.

МЕДВЕДИЦЫ (Arctiidae), семейство бабочек. Крылья в размахе обычно 3- 8 см, яркие, пёстрые, в покое складываются крышеобразно. Гусеницы покрыты волосками (часто длинными), сидящими на плоских бородавках. Многоядны, питаются листьями гл. обр. травянистых растений или лишайниками (лишайницы). Зимуют гусеницы, редко куколки. Ок. 5000 видов. Распространены по всему свету, наиболее разнообразны в тропиках. В СССР ок. 200 видов. Нек-рые М. вредят: в садах и лесах - амер. белая бабочка (Hyphantria cunea), на пастбищах - представители рода Ocnogyna.

Сельская медведица (Arctia villica): 1 - бабочка, 2 -гусеница.

МЕДВЕДКА, посёлок гор. типа в Горнозаводском р-не Пермской обл. РСФСР. Расположен на р. Койва (басе. Камы), в 37 км к С. от ж.-д. ст. Тёплая Гора (на линии Чусовая - Н. Тагил). Лесозаготовки.

МЕДВЕДКИ (Gryllotalpidae), семейство насекомых отр. прямокрылых. Живут в почве, прорывая в ней ходы. Передние ноги сильно развиты и приспособлены для копания. Распространены М. на всех континентах; ок. 45 видов. В СССР - 3 вида; из них широко распространена обыкновенная М. (Gryllotalpa gryllotalpa), дл. 3,5-5 см, с хорошо развитыми крыльями, выступающими (в сложенном состоянии) в виде жгутов из-под укороченных надкрылий. Обитает обычно в поймах рек и по берегам водоёмов. Днём держится под землёй, вечером выходит на поверхность. Питается подземными частями растений, а также дождевыми червями и насекомыми. Поселяясь на огородах, в садах и на орошаемых землях, приносит большой вред, повреждая подземные части (клубни, корневую систему картофеля, огурцов, свёклы, кукурузы, хлопка, риса и др. культурных растений). Самки откладывают до 60 яиц в шарообразную камеру норки. На Ю. развитие продолжается ок. года, на С.- до 2-2,5 лет. Лит.: Жизнь животных, т. 3, М., 1969. Ф. Н. Правдин.

Обыкновенная медведка в норке с яйцами.

МЕДВЕДКИН Александр Иванович [р. 24.2(8.3).1900, Пенза], советский кинорежиссёр, кинодраматург, нар. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1920. Был политработником Красной Армии. С 1927 работал на студии "Госвоенкино" (сценарист и ассистент режиссёра, позже режиссёр). В 1932 руководил кинопоездом. Создал сатирич. злободневные кинокомедии-сказки: "Полешко", "Держи вора" (оба в 1930), "Фрукты-овощи", "Дурень ты, дурень", "Про белого бычка" (все в 1931), "Тит" (1932) и др. Поставил полнометражные художеств, фильмы - "Счастье" (1935), "Чу