БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ая из клинич. дисциплин включает разделы о методах исследования больного и признаках болезней - семиотику, к-рая становится основой машинных методов диагностики (см. Кибернетика медицинская).

Группа медико-социальных и гигиен и ч. дисциплин, изучающих воздействие внеш. среды на организм и меры улучшения здоровья населения, включает социальную гигиену и организацию здравоохранения; общую гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену коммунальную, гигиену питания, гигиену радиационную, гигиену труда; эпидемиологию и географию медицинскую; в эту же группу включают деонтологию медицинскую и т. д.

Приведённое деление М. условно. Социальные аспекты в той или иной степени присущи всем мед. дисциплинам, а также науч.-практич. комплексам целевого назначения (военная медицина, космическая медицина, спортивная медицина, судебная медицина и т. п.). Мед. микробиологию, паразитологию, напр., принято относить к медико-биол. группе, но они связаны также с эпидемиологией, .служат науч. основой мн. профилактич. мероприятий и потому на практике часто выступают как медико-социальные науки. Мн. дисциплины тесно переплетаются (напр., гигиена детей и подростков и педиатрия). Характерный для т. н. т е о р е т и ч е с к о й М. (т. е. медико-биол. дисциплин) экспериментальный метод всё шире проникает в области клинич. и гигиенической М.

История медицины Возникновение медицины и её развитие до 16 в. Зачатки врачевания и гигиенич. знаний родились из наблюдений и опыта на самых ранних стадиях существования человека и закрепились в обычаях и приёмах лечения и защиты от болезней, составивших народную медицину и гигиену. Значит, роль среди

предупредит, и леч. мер играло использовлние сил природы (солнца, воды, воздуха), эмпирически найденных лекарственных средств растит, и животного происхождения .

Первоначально болезни рассматривались как внеш. и враждебное человеку живое существо, проникающее в тело и вызывающее болезн. состояние. Беспомощность перед силами природы, непонимание окружающего мира привели к возникновению .представлений о злых духах, вселяющихся в человека, и применению ряда магич. средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и др.), заключавших в себе зачатки психотерапии. Развивались знахарство, шаманство; возникла жреч., храмовая М.

Письм. памятники Др. Востока (др.-егип. мед. папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и др.) свидетельствуют, что в древних гос-вах законодат. путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Примитивные инструменты для врачевания и амулеты.

Врачи и жрецы, наряду с мистич., магич. формами врачевания, использовали рациональные леч. приёмы и целебные средства народной М. Большое значение придавалось диететике, гигиенич. предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Применялись хирургич. методы: трепанация черепа, в случаях трудных родов - кесарево сечение и эмбриотомия и т. д. Др.-кит. М. использовала более 2000 лекарственных средств, среди к-рых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и др. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии.

Обширные сведения о М. народов, живших в 1-м тыс. до н. э. на территории Ср. Азии, Ирана, Азербайджана и Афганистана, содержит Авеста (9 в. до н.э.- 3 в. н. э.) - священная книга зороастризма. В тот период сложились первые представления об анатомии и физиологии человека. Важное место отводилось предупреждению болезней ("Вырви недуг прежде, чем он коснется тебя"), из чего следовали мн. предписания гигиенич. характера, в т. ч. о режиме питания, семейной жизни, об отношении к беременным женщинам и кормящим матерям, о запрещении пить опьяняющие напитки и др.

М. Древней Греции использовала накопленные др.-вост. народами сведения. Тенденция к дифференциации знаний нашла отражение в культах обожествлённого врача Асклепия и его дочерей: Гигиен - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии - покровительницы леч. дела (отсюда панацея). Лечение проводилось в храмовых "асклепейонах" и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесл. ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и т. н. общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения мер против эпидемий.

Раньше других сложилась Кротонская мед. школа, представитель к-рой Алкмеон Кротонский (конец 6 - начало 5 вв. до н. э.) разработал учение о патогенезе болезней, осн. на представлении об организме как единстве противоположностей: здоровье - гармония, болезнь - дисгармония тела и присущих ему свойств. Принцип лечения в этой школе - "противоположное лечи противоположным" - лёг в основу терапевтич. воззрений последующих мед. школ. Учение о патогенезе получило дальнейшее развитие в Книдской школе (1-я половина 5 в. до н.э.), разработавшей один из вариантов гуморального (от лат. humor - жидкость) учения, согласно к-рому сущность болезней заключается в расстройстве правильного смешения жидкостей организма под влиянием той или иной внеш. причины.

Разные варианты гуморального учения наметились ещё в М. гос-в Др. Востока, но наиболее чётко оно сформулированоГиииократол, на мн. веков определившим направление развития М. Гиппократ выделил М. как науку из натурфилософии, превратил наблюдение у постели больного в собств. врачебный метод исследования, указал на значение образа жизни и роли внеш. среды в этиологии заболеваний, учением об осн. типах телосложения и темперамента у людей обосновал индивидуальный подход к диагностике и лечению больного.

Вправление вывиха (из комментариев Аполлона Критского к произведениям Гиппократа).

Успешную попытку заложить фундамент науки о строении и функциях человеч, тела предприняли за 3 столетия до н. э. александрийские врачи Герофил, а затем Эрасистрат, к-рые привели первые эксперимент, доказательства, что мозг - орган мышления, установили различия между чувствит. и двигат. нервами, описали оболочки, извилины и желудочки мозга и т. д.

Исключит, влияние на развитие М. оказал уроженец М. Азии врач Пергама и Др. Рима К. Гален. Во 2 в. н. э. он обобщил сведения по анатомии, физиологии, патологии, фармакологии и фармакогнозии (галеновы препараты), терапии, акушерству, гигиене, в каждую из указ, отраслей М. внёс много нового и попытался построить науч. систему врачебного искусства. Гален впервые ввёл в М. вивисекционный эксперимент на животных с целью систематич. изучения связей между строением и функциями органов и систем человеч. тела. Он показал, что знание анатомии и физиологии - науч. основа диагностики, терапевтич. и хирургич. лечения и гигиенич. мер. Телеологич. направленность сочинений Галена способствовала тому, что его наследие в трансформированном виде ("галенизм") получило поддержку церкви и господствовало в М. Запада и Востока в течение мн. веков.

Элементы санитарии и обществ, гигиены, имевшиеся во всех гос-вах Др. мира, достигли в Риме высокого уровня, о чём свидетельствуют остатки водопровода, канализации и бань. В Риме впервые возникли санитарная и воен.-мед. организации, а также спец. служба городских врачей, имелось санитарное законодательство.

В Визант. империи в этот период возникли крупные больницы для гражданского населения. Опустошит, эпидемии и войны обусловили создание в Европе карантинов, монастырских больниц и лазаретов.

В др.-рус. феодальном государстве, наряду с монастырской М., продолжала развиваться народная М. Распространённые лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (лельники) - описание лекарственных растений. Среди нар. лекарей была специализация: "костоправы", "очные" и "кильные" (по грыже) лекари, "камнесеченцы", "камчужные" (по лечению ломоты, ревматизма), "почечуйные" (по геморрою), "чепучинные" (по венерич. болезням) лекари, бабки-повитухи, бабки- целительницы детей и др.

Древнерусская монастырская больница.

Из рукописной книги "Житие Сергия Радонежского". Рисунок 17 в.

Большую роль в развитии М. сыграли врачи Востока: ар-Разы (известен в Европе под именем Разес); Ион Сына (Авиценна) - автор "Канона врачебной науки", энциклопедич. свода мед. знаний, и Исмаил Джурджани (12 в.), отразивший достижения хорезмской М.; арм. врач М. Гераци я др. Мед. факультеты ун-тов, возникших в Европе в 11-12 вв., не могли способствовать быстрому прогрессу М., т. к. были во власти схоластики, влияние к-рой сказывалось меньше в ун-тах: Салернском, Падуанском, Болонском (Италия), Краковском, Пражском и в Монпелье (Франция). Против схоластики, за опытное знание вели борьбу исп. врач Арнальдо де Виланова (13-14 вв.) и мн. др.

Кровопускание в средние века. С ксилографии первой половины 16 в.

Медицина в 16-19 вв. В эпоху Возрождения уроженец Швейцарии врач Парацельс попытался переосмыслить прошлое, выступил с критикой галенизма и гуморальной патологии, с пропагандой опытного знания. Занимаясь алхимией, он положил начало крупному направлению в М.- ятрохимии. Считая причиной хронич. заболеваний расстройство хим. превращений при пищеварении и всасывании, Парацельс ввёл в леч. практику различные хим. вещества и минеральные воды. Наиболее видным его последователем был Я. Б. ван Гельмонт, к-рый описал процессы ферментации в желудочном пищеварении.

Основатель совр. анатомии А. Везалий (16 в.) восстал против авторитета Галена и на основании систематич. анатомирования трупов описал строение и функции тела человека. Большое влияние на М. оказали разработка и пропаганда опытного метода исследования философом-материалистом Ф. Бэконом и развитие механики. У. Гарвей описал кровообращение (1628) и тем заложил фундамент нового раздела человеч. знания - физиологии. С. Санторио с помощью построенных им весов изучал обмен веществ в организме человека, развивал учение о солидарной патологии (от лат. solidus - плотный), согласно к-рому болезненное состояние - следствие нарушения движения мельчайших частиц организма; вместе с Дж. Борелли и Р. Декартом положил начало ятромеханич. направлению в М. (ятрофизика). Яркий пример влияния физики на М.- изобретение увеличит, приборов (микроскопа) и развитие микроскопии. А. Левенгук описал (1676) живые микроскопич. существа, чем положил начало микробиологии. М. Малъпиги с помощью микроскопа открыл капиллярное кровообращение.

А. Везалий за анатомированием трупа. С картины 19 в.

В области практич. М. наиболее важные события 16 в.- создание учения о контагиозных (заразных) болезнях (Дж. Фракасторо) и разработка основ хирургии (А. Паре).

В 18 в. описат. период развития М. перешёл в свою заключит, стадию - первичной систематизации. Возникали многочисл. мед. "системы", пытавшиеся объяснить причину заболеваний и указать принцип их лечения. Нем. врач Г. Шталь выдвинул учение об анимизме (от лат. anima - душа), согласно к-рому болезн. процесс -это ряд движений, совершаемых душой для удаления из тела проникших в него и приносящих вред веществ; его соотечественник Ф. Гофман доказывал, что жизнь заключается в движении, а механика - причина и закон всех явлений. Франц. врачи Т. Бордё, П. Бартез выступили с учением о "жизненной силе" (см. Витализм). Л. Гальвани и А. Вольта исследовали "животное электричество" и лечение электрич. током; Ф. А. Месмер, знакомый с этими работами, создал учение о "животном магнетизме" (см.Месмеризм).Систему гомеопатии основал С. Ганеман. Шотландец У. Куллен разработал теорию "нервной патологии", исходя из признания главенств. роли "нервного принципа" в жизнедеятельности организма; его ученик англ. врач Дж. Браун построил метафизич. систему, признававшую нарушения состояния возбудимости осн. фактором возникновения болезней, из чего следовала задача лечения - уменьшить или увеличить возбуждение. Ф. Бруссе создал систему "физиологич. М.", связывающей происхождение болезней с избытком или недостатком раздражения желудка и использующей в качестве осн. леч. метода кровопускание.

Искусственные конечности, ортопедические приборы, предложенные А. Паре.

Сторонникам умозрит. метафизич. систем, осн. на абсолютизации какого-либо открытия или принципа, противостояли представители опытного знания. Недоверие к "системам" проявилось в призыве Т. Сиденхема и итал. врача Дж. Б. Монтано исследовать болезни путём их тщательного наблюдения. Метод наблюдения у постели больного лёг в основу клинич. и педагогич. деятельности Г. Бургаве, К. Гуфеланда, С. Г. Зыбели-на, М. Я. Мудрова и мн. др. Врачи-философы 17-18 вв. X. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, а позднее последователи М. В. Ломоносова Ф. Г. Политковский, К. И. Щепин, И. Е. Дядъковский и др. использовали достижения естествознания для критики умозрит. систем и обоснования материалистических представлений об организме и болезни.

Рост пром. производства привлёк внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17-18 вв. Б. Рамаццини положил начало изучению промышл. патологии игигиены труда. Во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв. Дж. Прингл и Дж. Линд в Англии, Д. П. Синопеус, А. Г. Бахерахт в России заложили основы военной и морской гигиены (см. Гигиена военная). Дж. Граунт и У. Петти (Англия) разработали статистич. методы исследования обществ, здоровья. Глубокий анализ причин высокой заболеваемости и смертности, проблем охраны нар. здоровья дали в своих трудах М. В.Ломоносов и С. Г. Зыбелин. Австр. врач И. П. Франк, неск. лет работавший в России, венг. врач 3. Г. Хусти и др. разработали концепцию "мед. полиции", к-рая явилась первой попыткой систематизации и регламентации правил гос. санитарного надзора, обществ, и личной гигиены. Многочисл. мед.-топографич. описаниями и санитарно-статистич. исследованиями, проведёнными в конце 18-1-й пол. 19 вв. в России, Германии, Англии и др. странах, была установлена зависимость здоровья различных групп населения от условий труда и быта.

Развитию клинич. М. во 2-й пол. 18-19 вв. способствовала разработка новых методов объективного исследования больного: перкуссии (Л. Ауэнбруггер; Ж. Н. Корвизар; Я. О. Саполович, Россия, и др.), аускультации (Р. Лаэннек, И. Шкода и др.), пальпации, эндоскопии, лабораторной диагностики.Метод сопоставления клинич. наблюдений с результатами посмертных вскрытий, применённый Дж. Морганъи, М. Ф. К. Бита, М. Бейли (Великобритания), Р. Вир-хсиом, К. Рокитанским, И. Шкодой, Н. И. Пороговым, А. И. Полуниным и многими др., породил новые дисциплины - патологич. анатомию и гистологию, к-рые позволили установить локализацию и материальный субстрат мн. болезней.

Исключит, влияние на развитие М. оказало использование во мн. странах эксперимент, метода исследования для изучения нормальных и нарушенных функций организма. Так, чех И. Прохаска, Е. О. My хин, англ, физиолог М. Холл исследовали реакции организма на влияние возбудителей и дали наиболее полные описания рефлекторных актов; Ч. Белл и Ф. Мажанди экспериментально доказали,что передние корешки спинного мозга - центробежные, двигательные, а задние-цент-ростремит., чувствительные, и т. п. Англ, хирурга Дж. Хантера считают основателем экспериментальной патологии. Объединение патологоанатомических и экспериментальных методов исследования, глубокая разработка анатомии и физиологии человека способствовали созданию естественнонаучных анатомо-физиологических основ хирургии.

Памятник Н. И. Пнрогову перед зданием хирургической клиники 1-го Московского медицинского института. Скульптор и архитектор В. О. Шервуд. Бронза, гранит. 1897.

Условия для теоретич. обобщений в области М. были созданы прогрессом физики, химии и биологии на рубеже 18-19 вв.: открытие роли кислорода в горении и дыхании, закона сохранения и превращения энергии, начало синтеза органич. веществ (1-я пол. 19 в.), явившееся ударом по витализму, разработка Ю. Либихом учения о полноценном питании, изучение хим. процессов в живом организме, к-рое привело к развитию биохимии, и т. д.

Крупнейшее открытие 19 в.- разработка клеточной теории строения организмов (Я. Пуркине, М. Я. Шлеиден и Т. Шванн и др.), позволившей Р. Вирхову создать теорию целлюлярной патологии, согласно к-рой заболевание - чисто локальный процесс, его сущность - морфологич. изменения клеточных элементов; важнейшая задача М.- определение места, "где сидит болезнь". Подобный подход в своё время сыграл положит, роль: представление о болезни стали связывать с определ. изменениями в строении клеток и органов, возникло учение о перерождении клеток, были описаны мн. формы опухолей и др. заболеваний. Однако Р. Вирхов, а особенно его ученики и последователи, не удержались от универсализации открытых ими закономерностей. Результатом явилось понимание животного организма как федерации "клеточных государств", вся патология человека была сведена к патологии клетки.

Мн. современники Р. Вирхова не только не приняли эту теорию, но подвергли осн. её принципы критике, признали ограниченным анатомо-локалистич. мышление в то время, когда оно ещё казалось незыблемым. Синтетич. мышлению, отражающему сложные связи организма и среды, способствовали успехи эволюционной теории (см. Дарвинизм). Признание родства человека с животными привело к тому, что врачи стали шире применять эксперимент на животных для уяснения закономерностей жизни человека в условиях здоровья и болезни. К. Бернар в середине 19 в. работал над созданием экспериментальной М., объединяющей физиологию, патологию и терапию. Мн. исследованиями действия лекарств, веществ и ядов на организм К. Бернар заложил основы экспериментальной фармакологии и токсикологии.

В Германии школа И. Мюллера исследовала физиологию органов чувств, пищеварения, крови; работы Г. Гельмгольца способствовали выделению из хирургии учения о глазных болезнях - офтальмологии. Чешский физиолог И. Чермак, усовершенствовав ларингоскоп, положил начало ларингологии, а А. Полицер и его ученик Р. Барани (Австрия) стали основоположниками отиатрии и отохирургии (см. Оториноларингология).

Ещё в 1-й пол. 19 в. трудами Е. О. Мухина, П. А. Загорского, И. Е. Дядьковского, А. М. Филомафитского, И. Т. Глебова и др. были заложены теоретич. и экспериментальные основы развития физиол. направления в отечеств. М., но особый расцвет его приходится на 2-ю пол. 19 в. и 20 в. Книга И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863) оказала решающее влияние на формирование материалистич. мировоззрения рус. физиологов и врачей. Наиболее полно и последовательно физиол. направление и идеи нервизма были использованы в клинич. медицине С. П. Боткиным, в свою очередь оказавшим глубокое влияние на И. П. Павлова. Многочисл. ученики и идейные продолжатели И. М. Сеченова развивали передовые принципы материалистич. физиологии в различных мед. дисциплинах: Н. Е. Введенский, А. Ф. Самойлов, М. Н. Шатерников и др.- в области нормальной физиологии, В.В. Пашутин-патологической физиологии, Н. П. Кравков-эксперимент, фармакологии, Г. В. Хлопин - гигиены и т. д. Фундаментальные открытия в области физиологии нервной системы (явления доминанты, парабиоза, соотношение процессов возбуждения и торможения) Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского и их последователей способствовали развитию эксперимент. М. и прежде всего нейрофизиологии.

Процесс дифференциации мед. знаний сопровождался формированием интегрирующей дисциплины - общей патологии, изучающей закономерности возникновения и развития патологич. процессов. Первоначально осн. её методами были клинич. наблюдения, описание симптоматики, систематизация и обобщение практич. врачебного опыта. Благодаря успехам патологич. анатомии общая патология в 1-й пол. 19 в. стала развиваться в патоморфологич. направлении, наиболее видным представителем к-рого был А. И. Полунин - организатор 1-й самостоят, кафедры общей патологии в Моск. ун-те (1869). Это направление,, обогащённое впоследствии гистологич., биохим. и экспериментальным методами исследования, развивалось в трудах С. М. Лукьянова, К. А. Л. Ашоффа и др. Оригинальным его продолжением явилось клинико-анатомическое направление московской школы патологоанатомов (М. Н. Никифоров, А. И. Абрикосов, И. В. Давыдовский). Петербургская (М. М. Руднев и др.) и киевская школы патологов избрали путь эксперимент, патоморфологии. В. В. Пашутин организовал кафедры общей патологии с ярко выраженным экспериментально-физиол. направлением в Казанском ун-те (1874), затем в Петерб. мед.-хирургич. академии (1879) и создал 1-ю науч. школу патофизиологов. В дальнейшем это направление стало господств, на большинстве кафедр общей патологии в России, что привело к переименованию дисциплины в патологич. физиологию. Аналогичное направление развивал в Германии патолог-экспериментатор Ю. Конгейм.

И. И. Мечников обосновал представление о воспалении как форме приспособит, реакции живой ткани на раздражение, разработал основы сравнит, патологии и положил начало общебиол. направлению в М., дальнейшее развитие к-рого позволило раскрыть существ, закономерности и механизмы приспособляемости организма в условиях патологии, процессов старения и др. Мн. из рус. патологов развивали клинико-эксперимент. направление исследований; напр., работы школы А. Б. Фохта внесли большой вклад в изучение т. н. запасных сил организма и компенсаторных приспособлений при патологии лимфатич., эндокринной, мочевыделит. и особенно сердечно-сосудистой систем; были разработаны эксперимент, модели нарушений коронарного кровообращения, изучено значение интероцеп-ции в происхождении нарушений кровообращения.

Под влиянием достижений физиологии формировалось физиол., функциональное направление развития клинич. М. Мн. рус. врачи следовали не о р г а н о п а т о л о г и и, а антропопатологии, под к-рой подразумевали познание всего болеющего организма человека как единого целого, и выдвигали принципы "функционального мышления", функциональной патологии, признания роли индивидуальности в развитии большинства заболеваний. Врачи стали говорить не только о диагнозе болезни, но и о диагнозе больного, возникла индивидуализированная терапия - "лечение больного".

Крупнейший рус. клиницист 2-й пол. 19 в. С. П. Боткин стремился к тому, чтобы методы исследования, наблюдения и лечения больного строились на естест-веннонауч. основе. В 70-х гг. 19 в. он установил, что изменения функции сердца часто непропорциональны анатомич. изменениям, и пришёл к выводу об их зависимости от центр, нервных аппаратов, а через них - от условий окружающей среды. Это способствовало развитию функционального направления в М. Считая, что наблюдения врача должны быть обоснованы и подтверждены экспериментом, а данные патологии должны быть увязаны с данными физиологии, Боткин создал (1861) при клинике Петербургской медикохирургической академии лабораторию (к-рой он руководил до 1878, а затем в течение 10 лет - И. П. Павлов), где на практике был осуществлён тесный союз физиологии с М.

Современник Боткина Г. А. Захарьин довёл до совершенства метод опроса (см. Анамнез), суть к-рого заключается в тщательном изучении условий труда и быта больных с целью установления причины болезни, путей её профилактики и "постижения связи всех явлений данного болезненного случая". Лекции Захарьина были переведены на нем., англ, и франц. языки как образец наблюдательности клинициста, врачебного мышления, комплексной терапии. А. А. Остроумов искал причины заболевания человека в среде, связывал решение этой задачи с использованием клинической М. достижений биол. наук, уделял особое внимание функциональному диагнозу, предложил схему обследования функциональных возможностей отдельных органов и организма в целом и - вслед за Мудровым, Захарьиным-пропагандировал профилактику как важное направление врачебной деятельности. Для Боткина, Захарьина, Остроумова, а за рубежом для нем. терапевта Л. Траубе и др. было характерно клинико-физиологич. направление исследований; они, как и К. Бернар, считали, что экспериментальный метод способен "заменить авторитет научным критерием".

В середине, и особенно во 2-й пол. 19 в., от терапии отпочковываются новые отрасли М. Напр., педиатрия, существовавшая и прежде как отрасль практич. врачевания, оформляется в качестве науч. дисциплины, представленной кафедрами, клиниками (в России 1-я кафедра открыта в Моск. ун-те в 1866 Н. А. Тольским). На 2-ю пол. 19 в.- нач. 20 в. падает науч. и педагогич. деятельность Н. Ф. Филатова, развивавшего клинико-физиологич. направление, и Н. П. Гундобина, объединившего большой коллектив врачей для глубокого и всестороннего изучения анатомо-физиологич. особенностей детского организма; Я. Бокая (Венгрия; инфекционные болезни детского возраста); А. Черни (Чехословакия и Германия; вопросы питания, обмена веществ у детей) и др. Оформление невропатологии in психиатрии как научных дисциплин произошло на основе общего развития клинич. мысли, в частности клинич. деятельности Ф. Пинеля, Ж. М. Шарко, Г. Модели, И. М. Балинского, А. Я. Кожевникова, С. С. Корсакова, Э. Крепелина, Э. Блейлера и др., и успехов в изучении анатомии и физиологии нервной системы (см. Неврология).

До 2-й пол. 19 в. представления о причинах заразных болезней носили гипотетич. характер. В 18 в. Д. С. Самойлович обосновал представление о контагиозном характере чумы и разработал начала её эпидемиологии. Е. О. Мухин, М. Я. Мудров, а особенно И. Е. Дядьковский правильно