БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381вной становится специализация произ-ва, выходящая за рамки не только отд. гос-ва, но двух противоположных мировых систем х-ва. Кроме того, на него влияют также и география, факторы, в частности неравномерность распределения на земном шаре природных ресурсов, различия в климате и др. условиях для ведения с. х-ва.

В Комплексной программе дальнейше-го углубления и^ совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ указывается на то, что междунар. социалистич. разделение труда строится с учетом всемирного разделения труда. Страны - члены СЭВ будут продолжать развивать экономич. и научно-технич. связи с др. странами независимо от их обществ, и гос. строя (см. Интеграция социалистическая экономическая). Расширение экономич. отношений между социалистич. и развивающимися странами ведёт к углублению разделения труда между ними. В ряде развивающихся стран при содействии социалистич. гос-в создаются производств, предприятия с учётом постоянных поставок их продукции в СССР и др. страны.

М. р. т. между социалистич. и капиталистич. странами получает развитие в связи с расширением взаимной торговли на базе долгосрочных контрактов. В кон. 60- нач. 70-х гг. СССР заключил контракты с рядом стран Зап. Европы о поставках природного газа, с Японией - о разработке лесных ресурсов Д. Востока и др. Сотрудничество подобного рода взаимовыгодно и порождает разделение труда между странами на сравнительно длительное время. Расширяется практика заключения соглашений между хоз. орг-циями социалистич. стран и капиталистич. фирмами о специализации и кооперировании произ-ва (см. Международное экономическое сотрудничество). Углубление экономич. отношений между социалистич. и капиталистич. странами на базе развития всемирного разделения труда создаёт основу для мирного сосуществования.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 54-61; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, с. 425-28; Маркс К., Капитал, т. 3, там же, т. 25, ч. 2, с. 259-63; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, с. 55 - 58; его ж е, О внутренней и внешней политике Республики. Отчет ВЦИК и СНХ на IX Всероссийском съезде Советов, там же, т. 44, с. 304-05; РымаловВ. В., Распад колониальной системы и мировое капиталистическое хозяйство, М., 1966; Ф а м и н-ский И. П., Мировое капиталистическое хозяйство и углубление его кризиса в современных условиях, М., 1966; С ен и н М. В., Развитие международных экономических связей, М., 1968; Браславский И. М., Мировое капиталистическое хозяйство и международные экономические отношения, К., 1968; Воспроизводство производительных сил в условиях научно-технической революции и международного социалистического разделения труда, М., 1970, гл. 16, 17; Н о в и к о в Р. А., Шишков Ю. В., Международная кооперация капиталистических фирм, [М., 1972]. И. П. Фаминский.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ БЮРО (МСБ), постоянный исполнительно-информационный орган 2-го Интернационала, созданный в сент. 1900 по решению Парижского конгресса (1900). В состав МСБ входило по 2 делегата от каждой социалистич. партии. В промежутках между заседаниями, созывавшимися неск. раз в год, руководство работой бюро осуществлял Исполком Бельгийской социалистической партии. Председателем МСБ являлся Э. Вандервельде, секретарём (с 1905) К. Гюисманс (лидеры бельгийских с.-д.). С 1905 в МСБ входил как представитель ЦК РСДРП В. И. Ленин. Позже (с 1913) по предложению В. И. Ленина ЦК РСДРП был представлен в МСБ М. М. Литвиновым. МСБ по существу выполняло лишь технич. функции: сбор информации, рассылка документов 2-го Интернационала и т. п. Большевики вели в МСБ борьбу против определявших направление его деятельности реформистов и добивались его превращения в действительный центр междунар. социалистич. движения, координирующий выступления рабочего класса. Однако оппортунистам, центристское большинство МСБ воспрепятствовало этому. После начала 1-й мировой войны 1914-18 МСБ фактически прекратило своё существование.

Лит.: Ленин В. И., Заседание Международного социалистического бюро, Поли, собр. соч., 5 изд., т. 17; его же, Одиннадцатая сессия Международного социалистического бюро, там же, т. 19; е г о ж е, Доклад Международному социалистическому бюро, там же, т. 24. В. В. Александров.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, межгосударственное разделение труда нового типа, формирующееся вместе с возникновением и развитием мировой социа-листич. системы х-ва. В отличие от стихийно складывающегося в ходе конкурентной борьбы капиталистич. международного разделения труда, ведущего к резким различиям в уровнях экономич. развития стран, к эксплуатации экономически слаборазвитых стран развитыми капиталистич. гос-вами, М. с. р. т. осуществляется сознательно и планомерно, в соответствии с жизненными интересами всех социалистич. стран и содействует выравниванию уровней их экономич. развития. Строится на принципах полного равноправия, взаимного уважения, независимости и суверенитета, социалистич. интернационализма, товарищеской взаимопомощи. М. с. р. т. повышает экономич. эффективность обществ, произ-ва и на этой основе содействует ускорению темпов роста нар. х-ва и благосостояния трудящихся во всех социалистич. странах.

Гл. сфера М. с. р. т.- материальное произ-во. Социалистич. страны участвуют как в межотраслевом, так и во внутриотраслевом разделении труда, соответственно развивая предметную, подетальную, поузловую и технологич. специализацию произ-ва. Быстро развивается М. с. р. т. в области научно-технич. деятельности и непроизводств, сферы (см. Научно-техническое сотрудничество социалистических стран).

Осн. принципы М. с. р. т. были разработаны 15-й сессией СЭВ и одобрены Совещанием представителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ в июне 1962. Сессией СЭВ они сформулированы так: правильный учёт объективно необходимых пропорций экономич. развития каждой страны и мировой социалистич. системы в целом, содействующий достижению сбалансированности экономики каждой страны; обеспечение высокой экономич. эффективности М. с. р. т., выражающейся в быстрых темпах роста произ-ва и более полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах обществ, труда; обеспечение сочетания междунар. специализации произ-ва и комплексного (многостороннего) развития экономики отд. социалистич. стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономич. предпосылок произ-ва, включая трудовые ресурсы; постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономич. развития отд. стран, прежде всего путём индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономич. развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ мировой социалистич. системы. Развитие М. с. р. т. не ущемляет суверенитета стран, т. к. обязательства по развитию произ-ва определённых видов продукции для обеспечения братских стран принимаются добровольно, на основе взаимной выгоды.

Наибольшего развития М. с. р. т. достигло в странах - членах СЭВ. В 1971 их взаимный товарооборот превысил 36 млрд. руб., а их товарооборот со всеми социалистич. странами составил 40 млрд. руб. Во внешнем товарообороте стран - членов СЭВ преобладает взаимная продажа товаров. Она составляла (1971, в %): в Болгарии 75,1, Венгрии 63,9, ГДР 67,4, Монголии 95,4, Польше 61,9, Румынии 47,2, СССР 56,2, Чехословакии 64,2. Доля всех социалистич. стран в товарообороте составляла (1971, в % ): Болгарии 78,5, Венгрии 67,5, ГДР 71,7, Монголии 98,8, Польши 65,3, Румынии 55,3, СССР 65,4, Чехословакии 69,8.

Видное место в М. с. р. т. занимает СССР. Во внешнем товарообороте СССР на долю социалистич. стран приходится ок. 2/з. Крупная роль принадлежит Сов. Союзу в экономич. связях по топливу и сырью. Так, в 1972 из СССР было вывезено в др. социалистич. страны св. 60 млн. т нефти и нефтепродуктов, 3,4 млрд. м3газа, 16 млн. т каменного угля, св. 34 млн. т жел. руды, св. 79 тыс. т цинка, 84 тыс. т свинца, св. 358 тыс. т алюминия, ок. 7 млн. плотных м3 круглого леса и пиломатериалов, св. 415 тыс. т хлопка-волокна, ок. 6,5 млрд. кет-ч электроэнергии. Вывозят в др. социалистич. страны: каменный уголь - Польша, Чехословакия; нефтепродукты - Румыния; бокситы, глинозём и алюминий - Венгрия; калийные соли - ГДР. С каждым годом возрастает М. с. р. т. в области машиностроения и металлообработки, что обусловлено ростом пром-сти социалистич. стран и повышением её технич. уровня. М. с. р. т. охватывает и лёгкую пром-сть, в особенности обувную, текстильную, трикотажную, швейную, мебельную.

Разделение труда в с. х-ве и пищевой пром-сти даёт возможность обеспечить социалистич. страны теми видами продовольствия и с.-х. сырья, к-рые по климатич. и др. условиям в данной стране не могут производиться или производятся в недостаточном количестве. Наибольшее значение в этой группе товаров имеют: зерно, идущее из СССР в ГДР, Чехословакию, Польшу, на Кубу; хлопок и лён - из СССР в ряд социалистич. стран; овощи, фрукты, овощные и фруктовые консервы - из Болгарии, Румынии, Венгрии в СССР, ГДР, Чехословакию и др. страны; сахар - из Кубы в ряд стран; продукция животноводства - из МНР; яйца, птица, ветчина - из Польши и др. стран.

Всё большее значение приобретает разделение труда и кооперирование в области науч. исследований и технич. разработок. В 1966-70 страны СЭВ объединили свои усилия в разработке ок. 200 науч. тем.

Планомерно регулируемое коммуни-стич. и рабочими партиями и правительствами социалистич. стран М. с. р. т. лежит в основе развития социалистич., экономич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая). Принятая 25-й сессией СЭВ (июль 1971) Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции предусматривает дальнейшее углубление М. с. р. т., планомерное расширение междунар. специализации и кооперирования в области произ-ва, науки и техники (см. Международная специализация и кооперирование производства).

М. с. р. т. не исключает участия социалистич. стран во всемирном разделении труда и строится с учётом последнего. Развивая экономич. связи со всеми странами мира, социалистич. страны укрепляют материальную основу мирного сосуществования двух мировых социально-экономич. систем.

Лит.: Основные принципы международ" ного социалистического разделения труда, М., 1964; Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М.,1971; Экономическая эффективность международного социалистического разделения труда, М., 1965; Богомолов О. Т., Теория и методология международного социалистического разделения труда, М., 1967; Мировая социалистическая система хозяйства, т. 3- Международное социалистическое разделение труда и размещение производства в мировой социалистической системе, М., 1967; Проблемы международного социалистического разделения труда. Экономические очерки, Л., 1967; Будкiн В. С., Мiжнародний подiл працii та буд^вництво матеpiально-техрiчноi бази сощалiстичних крат, Кieв, 1969 (библ.); Кишш Т., Проблемы социалистической интеграции стран СЭВ, пер. с венг., М., 1971. П. М. Алампиев.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО РАБОЧИХ, см. Интернационал 1-й.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО, совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения семейно-правовые, трудовые и процессуальные), имеющие междунар. характер. В этих правоотношениях либо участвуют иностранцы, иностр. юридич. лица и иностр. гос-ва, либо их объектом является вещь, находящаяся за границей. Нормы М. ч. п. регулируют прежде всего отношения, возникающие в ходе междунар. экономич. и научно-технич. сотрудничества. Применение этих норм Сов. гос-вом играет существ, роль в реализации принципов мирного сосуществования - основы внешней политики СССР. Термин "М. ч. п." носит условный характер. К области М. ч. п. относятся соответствующие вопросы гражданско-правового положения иностранцев, иностр. юридич. лиц и смешанных обществ, права собственности, обязательственного права (внешнеторговые сделки, договоры по оказанию технич. содействия, проведения научно-исслед. и др. работ, договор морской, ж.-д., автомобильной и воздушной перевозки, кредитно-расчётные отношения), авторского и изобретательского права, семейного и наследственного права, гражданско-процессуальные вопросы (процессуальные права иностранцев, процессуальное положение иностранного гос-ва, судебные поручения, исполнение иностр. судебных решений, внешнеторговый и морской арбитраж). Нормы М. ч. п. либо содержат прямое правило, устанавливающее определённые права и обязанности (т. н. нормы прямого или непосредственного регулирования), либо указывают лишь, какое законодательство должно быть применено к данному отношению, т. е. содержат отсылку к праву к.-л. гос-ва (т. н. коллизионные нормы). Поскольку коллизионные нормы играют существ, роль в М. ч. п., его иногда наз. коллизионным правом.

М. ч. п. связано с междунар. публичным правом: ряд норм М. ч. п. непосредственно вытекает из общих начал междунар. публичного права. Напр., норма о неподсудности одного гос-ва судам другого без прямого согласия на это является прямым выводом из ведущего принципа междунар. права о суверенном равенстве гос-в (см. также Иммунитет государства). Источники М. ч. п. носят двоякий характер: часть норм М. ч. п. содержится во внутр. законах гос-в, часть - в междунар. договорах и нек-рых междунар. обычаях.

В то же время в отличие от междунар. Публичного права субъектами М. ч. п. наряду с гос-вами могут быть граждане и юридич. лица.

В СССР важнейшие нормы М. ч. п. содержатся в законодательстве о гос. монополии внешней торговли СССР, в Основах гражданского законодательства и законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик, в Основах гражд. судопроизводства Союза ССР и союзных республик, в Кодексе торгового мореплавания СССР, Воздушном кодексе СССР, Положении об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и в др. В отношениях СССР с зарубежными социалистич. странами в области М. ч. п. основную роль играют нормы междунар. соглашений: договоры об оказании правовой помощи по гражд., семейным и уголовным делам, консульские конвенции, соглашения о социальном обеспечении и др., а в области экономич. сотрудничества - договоры о торговле и мореплавании, торговые соглашения, Общие условия поставок СЭВ 1968, Соглашение о междунар. грузовом сообщении 1951 и др. Кроме того, нормы М. ч. п., применяемые СССР, содержатся в ряде двусторонних и многосторонних междунар. договоров с участием как социалистич., так и капиталистич. гос-в (напр., Парижская конвенция по охране пром. собственности 1883, Всемирная конвенция об авторском праве 1952, Гаагская конвенция о гражд. процессе 1954).

Осн. задача применяемых СССР норм М. ч. п. в отношениях с капиталистич. гос-вами - юридич. оформление взаимовыгодных экономич., торг., научно-технич. и культурных связей. В отношениях СССР с развивающимися странами большое значение приобрели нормы М. ч. п., регулирующие вопросы оказания технич. содействия в стр-ве в этих странах пром. предприятий и др. объектов, помощи в подготовке нац. кадров специалистов и т. д.

Большое число норм М. ч. п. регулирует отношения сотрудничества и взаимопомощи стран социалистич. содружества. Во взаимоотношениях между социалистич. странами нормы М. ч. п. призваны способствовать осуществлению комплексной программы социалистич. экономич. интеграции, развитию специализации и кооперирования произ-ва, торг, 'отношений и научно-технич. сотрудничества на основе принципов социалистич. интернационализма, правильного сочетания нац. и интернац. задач социалистич. гос-в, при последовательном соблюдении принципов равноправия и суверенитета, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Повышению эффективности экономич. и научно-технич. сотрудничества служит применение договорной формы, установление ответственности сторон за выполнение обязательств, разработка правовых форм непосредственных связей между министерствами, ведомствами, предприятиями и институтами социалистич. стран, а также норм, регулирующих положение междунар. хозяйственных объединений и совместных предприятий.

Лит.; Л у н ц Л. А., Международное частное право. М. 1970; Перетерский И. С., 'Крылов С. Б., Международное частное право, М., 1959 М.М. Богуславский.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, объективный процесс развития многообразных экономич. и научно-технич. связей между отд. странами, группами стран и между двумя социально-экономим, и политич. системами - социалистической и капиталистической, на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды сторон. Основой процесса является углубление международного разделения труда. М. э. с. играет возрастающую роль в условиях научно-технич. революции, ускоряющей процесс всемирного разделения труда, и роста экономич. могущества СССР и всей мировой системы социализма. Подлинное экономич. сотрудничество, основанное на принципах суверенитета и равноправия гос-в и народов, стало возможно после появления на историч. арене социализма. Мировая социалистич. система х-ва влияет на характер экономич. сотрудничества не только между социалистич. и капиталистич. странами, но и между капиталистич. и развивающимися странами. При этом формы М. э. с. в рамках социалистич. содружества и внутри капиталистич. системы х-ва при внешнем сходстве отражают коренные различия двух противоположных экономич. и социально-политич. систем.

В условиях развёртывания научно-технич. революции ни одна страна, даже самая развитая, не может одинаково эффективно производить всю многообразную совр. продукцию. Поэтому отд. страны или группы стран стараются сравнительно ограничивать номенклатуру выпускаемой продукции, но производить её в массовых масштабах в расчёте не только на покрытие собственных нужд, но и на удовлетворение потребностей др. стран в обмен на ту продукцию, на к-рой эти страны специализируются. На этой основе расширяется товарообмен, формируется единое мировое х-во, в к-ром каждая страна преимущественно выпускает ту продукцию, к-рую она производит лучше и дешевле других.

М. э. с. капиталистич. стран развивалось от простых форм обмена, торговли до создания на этапе империализма сложной и разносторонней системы междунар. производств, связей между отд. монополиями и монополистич. союзами (междунар. картели, синдикаты, концерны и пр.), экономич. межгос. объединений (см. Интеграция экономическая). Сложилось и развивается капиталистич. разделение труда, тесно связанное с мировым капиталистическим рынком. М. э. с. в рамках капиталистич. системы х-ва осуществляется в условиях ожесточённой конкуренции между монополиями и странами, углубления непримиримых противоречий, усиления действия закона неравномерности экономич. и политич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма, сужения сферы влияния империализма и роста мировой социалистич. системы.

В период общего кризиса капитализма, когда мир расколот на две противоположные системы - социализм и капитализм, к-рые развиваются в соответствии с присущими каждой из них объективными экономич. законами, одновременно существуют, т. е. сосуществуют, две мировые системы. Период сосуществования двух мировых систем представляет собой целую ист. эпоху, содержанием к-рой является переход от капитализма к социализму путём постепенного отпадения от капиталистич. системы новых стран и перехода их на социалистич. путь развития.

Мирное сосуществование и экономич. соревнование двух мировых систем не снимает классовых, идеологич. противоречий социализма и капитализма, к-рые непримиримы, но это не служит препятствием на пути развития М. э. с. гос-в с различным социальным строем. КПСС в своей политике исходит из необходимости всемерного развития широких и прочных долговременных экономич. связей Сов. Союза и др. социалистич. стран со странами капиталистич. системы, что должно стать гарантией прочного и длительного мира на планете.

М. э. с. включает внешнюю торговлю, кредитные отношения, кооперирование и сотрудничество стран в области освоения природных ресурсов, компенсационные сделки, а также широкое научно-технич. сотрудничество: торговлю лицензиями на произ-во продукции и техно-логич. методы, совместные науч. разработки, осуществление крупных технич. проектов, стр-во предприятий, сооружений и др. объектов, геологоразведочные работы, подготовку нац. кадров и т. п.

В годы после 2-й мировой войны 1939- 1945 внешняя торговля капиталистич. стран развивается темпами, превышающими примерно в полтора раза темпы роста их пром. произ-ва. Это свидетельствует об ускорении процессов специализации и углубления разделения труда особенно между развитыми капиталистич. странами. В социалистич. странах-членах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ ) внешнеторг. оборот также опережает рост пром. продукции. Только за 1971-72 оборот внешней торговли вырос в СССР на 17 %, в Болгарии и Венгрии - на 23, в Румынии - на 26, в Польше - на 33% при общем росте пром. продукции этих стран на 15,4%. Ещё быстрее рос в этих странах товарооборот продукции машиностроения (на 28%) и изделий лёгкой пром-сти (на 26,5% ).

СССР торгует со 110 странами мира (1972), сумма внешнеторг. оборота в 1973 достигла 30,3 млрд. руб., из к-рых 16,5 млрд. руб. приходилось на страны - члены СЭВ. Углубление социалистич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая) открывает новые перспективы экономич. сотрудничества социалистич. стран. СССР быстро развивает внешнюю торговлю и с развитыми капиталистич. странами. Так, за 1947-72 товарооборот с ними вырос в 12 раз и достиг 5,9 млрд. руб. В 1972 товарооборот с ФРГ составил 827 млн. руб., с Японией - 816 млн., с Финляндией - 602 млн., с Великобританией, Францией и США - более 500 млн. руб. с каждой. Громадный рост пром.-экономич. потенциала СССР, активность в заключении долговременных торгово-экономич. соглашений с США, ФРГ, Францией, Японией, Италией и др., смягчение междунар. напряжённости благодаря усилиям Сов. Союза и стран социалистич. содружества открывают перспективы дальнейшего быстрого роста внешней торговли с этими странами. Увеличивается внешнеторг. оборот СССР с развивающимися странами: за 1947-72 он вырос в 35 раз н достиг 3,35 млрд. руб.

Расширению внешней торговли и др. экономич. связей способствует развитие кредита международного. СССР имеет кредитные соглашения с мн. странами, прежде всего социалистическими и развивающимися. При его технич. содействии строятся 2765 предприятий, сооружений я др. объектов, из к-рых 1898 находятся в социалистич. и 858 в развивающихся странах. Из них на 1 янв. 1973 введено в действие 1680 объектов, в т. ч. 1263 в социалистич. и 412 в развивающихся странах. Сов. Союз предоставляет кредиты фирмам и банкам развитых капиталистич. стран. Он участвует в строительстве крупного металлургич. комбината во Франции и кредитует свои поставки машин и оборудования для него. В то же время Сов. Союз заинтересован в получении крупных долгосрочных кредитов у развитых капиталистич. стран, в частности для более быстрого вовлечения в хоз. оборот природных ресурсов Сибири и Д. Востока, модернизации пром-сти и с. х-ва на совр. технич. уровне. Выигрыш от таких сделок получают и капиталистич. страны: находят выгодное приложение их свободные ден. ресурсы, оплата кредитов будет производиться продукцией, в которой заинтересована данная страна (газ, нефть, металлы и др.), повысится занятость населения и т. д.

Важной формой М. э.с. является кооперация двух или более стран в сооружении предприятий и объектов для освоения и эксплуатации природных ресурсов. Сов. Союз развивает такую кооперацию на двух- и многосторонней основе с социалистич. странами, заинтересованными в получении сов. топливно-энергетич., горнорудных и лесных ресурсов, привлекая их капитальные вложения, и участвует своими капиталовложениями в такой кооперации как в др. социалистических, так и в развивающихся странах. Сотрудничество в создании пром. комплексов на территории Сов. Союза на двухсторонней основе осуществляется на базе соглашений с ФРГ, Японией, Францией, Финляндией, а также с США.

Всё шире развивается и такая форма М. э. с., как компенсационные сделки: получив кредит и закупив соответствующее оборудование и технологию у страны-кредитора, СССР сооружаетпредприятие для выпуска определённой, интересующей обе стороны продукции и расплачивается ею за кредит. Сов. Союз, в свою очередь, участвует в сооружении объектов в др. странах на основе компенсации кредита и технич. помощи продукцией данного предприятия, заключает долгосрочные (на 5, 10 и более лет) соглашения о сотрудничестве в освоении природных ресурсов этих стран на компенсационной основе.

Ускорение научно-технич. прогресса, рост масштабов произ-ва и задачи дальнейшего развития сов. экономики требуют ускоренной модернизации мн. предприятий и даже целых отраслей. Это открывает большие возможности для развития такой формы М. э. с., как научно-технич. сотрудничество. СССР расширяет научно-технич. связи прежде всего со странами - членами СЭВ. Огромную помощь он оказывает развива