БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381цепция М. воплотилась в опере "Гугеноты" (1836, там же; в России - под назв. "Гвельфы и гибеллины"). В "Пророке" (1849, там же; в России - под назв. "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский") обнаружились нек-рые недостатки этого типа оперы, "Африканка" (1865, пост, посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологич. и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется чёткой муз.-драматургич. линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против "мейерберовщины", её внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комич. оперы: "Северная звезда" (1854, Париж) и "Плоэрмельское прощение" ("Динора", 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, орк. произв., театр, музыка (в т. ч. музыка к драме "Струэнзе" М. Бера, брата композитора), фп. пьесы, песни.

Лит.: К р е м л е в Ю. А., Джакомо Мейербер, [Л.], 1936; Соллертин-ский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350-65; С u r z о n P. H. d e, Meyerbeer, P., [1910J; В е с k е г H., Der Fall Heine-Meyerbeer, В., 1958. Т.Н.Ливанова.

МЕЙЕРБЕРГ (Meyerberg) Августин (1622-1688), австрийский дипломат. В 1661-62 находился в России в составе посольства от австр. имп. Леопольда I, прибывшего для посредничества между Россией и Польшей, воевавшими из-за Украины. Миссия М. окончилась безрезультатно. Итогом пребывания М. в России явилось богато иллюстрированное "Путешествие в Московию", содержащее ценные, хотя порой и тенденциозные, сведения о политич. истории, гос. строе и быте России 17 в.

Соч.: Путешествие в Московию, М., 1874; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в., [т. 1 - 2], СПБ, 1903.

МЕЙЕРГОФ (Meyerhof) Отто (12.4.1884, Ганновер,-6.10.1951, Филадельфия), немецкий биохимик, чл. Нац. АН США (1949). Образование получил во Фрейбурге, Берлине, Страсбурге и Гейдельберге, где в 1909 защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Работал в Киле, Берлине-Далеме, Гейдельберге (1912-38). В 1938 эмигрировал из фашистской Германии. В 1938-40 в Париже. С 1940 проф. Пенсильванского ун-та в Филадельфии. Осн. работы по биохимии мышечного сокращения. Исследовал ферментативные превращения углеводов и сопряжённые с ними превращения аденозинтрифосфата и креатинфосфата. Описал связь анаэробного распада и аэробного синтеза углеводов в работающей и отдыхающей мышце (т. н. цикл Пастера- Мейергофа), показал, что энергия, освобождающаяся в ходе хим. превращений углеводов, используется в процессе мышечного сокращения. Нобелевская пр. (1922). Иностр. чл. Лондонского королев, об-ва, почётный чл. ряда зарубежных академий и обществ.

С о ч.: Die chemischen Vorgange in Muskel und ihr Zusammenhang mit Arbeitsleistung und Warmebildung, В., 1930; a рус. пер.-Химическая динамика жизненных явлений, М. - Л., 1926; Термодинамика жизненных процессов, М. - Л., 1928.

МЕЙЕР-ЛЮБКЕ (Meyer-Lubke) Вильгельм (30.1.1861, Дюбендорф, Швейцария,-4.10.1936, Бонн), австрийский языковед, проф. ун-тов Йены (с 1887), Вены (с 1890), Бонна (с 1915). Примыкал к школе младограмматиков (см. Младо-грамматизм), занимался романскими языками. Автор сравнит, грамматики и этимологич. словаря романских языков. Последние годы жизни исследовал албанский и румынский языки. Для изучения рум. яз. при Венском ун-те был учреждён возглавляемый М.-Л. спец. ин-т.

Соч.: Grammatik der romanischen Spra-chen, Bd 1 - 4, Lpz., 1890 - 1902; Einfuhrung in das Studium der romanischen Sprachwissen-schaft, 3 Aufl., Hdlb., 1920; Romanisches etymologisches Worterbuch, 3 Aufl., Hdlb., 1935.

МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12.2. 1859, Люблин, Польша,-4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы М. посвящены теории познания. С точки зрения М., теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критич. исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества; познание означает отождествление различного. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь "правдоподобны ". Ви дя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимает её как выражение неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие логически вытекает из причины. Познание законов М. противопоставляет познанию причинных связей. М. критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики в духе махизма. Однако метафи-зич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности приводит философию М. по существу к агностицизму.

С о ч.: De 1'explication dans les sciences, t. 1 - 2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925; Du cheminement de la pensee, t. 1-2, P., 1931; Reelet determinisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.- Тождественность и действительность, СПБ, 1912.

Лит.: К е 1 1 у Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; М а г с u с с i S., E. Meyerson, Torino, 1962. В. А. Лекторский.

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза,-2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юрид. ф-т Моск. ун-та, в 1896- на 2-й курс драматич. класса Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонич. общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художеств, театра. Наиболее значит, роли М.- Треплев, Тузенбах ("Чайка", "Три сестры" Чехова), Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский ("Двенадцатая ночь", "Венецианский купец" Шекспира). В 1902 М. ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им "Товарищество новой драмы" (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художеств, программам., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. спектакли ("Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 М. был гл. режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александрийском т-ре (с 1908), М. ставил уже иную задачу -возрождение принципов "театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагич. гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях "Дон Жуан" Мольера, "Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его 'дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. поставил "Незнакомку" и "Балаганчик" Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей "Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академич. театров нередко были ощутимы в деятельности М. в сов. время. Однако наиболее значит, спектакли возглавлявшегося им в 1920-1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание иск-ва, связанного с революц. современностью как своим содержанием, так и присущей им динамич. формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения "трибуны" и "зрелища". Это характерно для спектаклей "Мистерия-Буфф", "Клоп" и "Баня" Маяковского, "Зори" Верхарна, "Мандат" Эрдмана, "Последний решительный" Вишневского, "Вступление" Германа. Работая над произв. классич. драматургии, М. стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста ["Лес" Островского, "Ревизор" Гоголя, "Горе уму" ("Горе от ума") Грибоедова и др.].

М. осуществлял свои искани-я и в муз. театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петерб. Мариинском театре ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценич. прочтение Сцены из спектаклей: 1 - "Последний решительный" Вс. Вишневского. 1931. 2 -"Клоп"В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд, "Пиковой дамы" Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922-24 М. был художеств, руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлёк М. к работе в руководимом им оперном театре.

Творч. поиски М. оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.

Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 - 2, М., 1968.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108 - 16, 373-407; Маяковский В. В., Поли, собр. соч., т. 12, М., 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1 -2, М.- Л., 1929; Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с Б., Театр социальной маски, М.- Л., 1931; Р о-стоцкийБ., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969]. Б. И. Ростоцкий.

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР, советский драматический театр (Москва). С 1920 работал под названием Театр РСФСР 1-й, в 1922 в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских вошёл в Театр актёра, преобразованный в конце того же года в Театр ГИТИСа; с 1923 наз. Театр им. Мейерхольда (с 1926- Гос. театр им. Мейерхольда). Направление деятельности театра определялось его руководителем -В. Э. Мейерхольдом и отражало сложный путь развития его режиссёрского творчества. Все спектакли театра ставились Мейерхольдом (изредка совм. с др. режиссёрами). Театр открылся "Зорями" Верхарна (1920, реж. Мейерхольд и и В. М. Бебутов) - торжественным, ораториально-митинговым зрелищем. Начатая "Зорями" установка на сближение театра с революционной современностью, на превращение его в средство политич. агитации получила развитие в спектаклях "Мистерия-Буфф" Маяковского (2-я ред., 1921, реж. Мейерхольд и Бебутов), "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), "Д. Е." Подгаецкого по Эренбургу (1924). Сатирич. обличению мещанства была подчинена постановка "Мандата" Эрдмана (1925). В театре впервые нашли своё воплощение пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня" (1930). Важное значение для развития сов. театра имели публицистич. спектакли: "Рычи, Китай" Третьякова (1926), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933). В то же время в нек-рых постановках на первый план выступало решение формальных задач, спектакли строились на принципах "биомеханики", близкой конструктивизму ("Великодушный рогоносец" Кроммелин-ка, 1922). Противоречивыми были обращения театра к классич. драматургии: "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922), "Лес" Островского (1924), "Ревизор" Гоголя (1926), "Горе уму" по "Горю от ума" Грибоедова (1928), "33 обморока" ("Предложение", "Медведь" и "Юбилей" Чехова, 1935). В осуществлении этих пьес драматургия нередко оказывалась не только полностью подчинённой, но отчасти и деформированной субъективным видением режиссёра. Трудности, обозначившиеся в жизни театра в сер. 30-х гг., связанные с пересмотром его руководителем своего творч. опыта, со стремлением сблизиться с системой психологич. театра (примером чего явилась постановка "Дамы с камелиями" Дюма-сына, 1934), с нек-рым ослаблением контактов с сов. драматургией, дали повод для обвинений театра в отрыве от сов. действительности. В 1938 театр был закрыт. В труппе театра в различные годы были актёры: М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, 3. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, М. И. Царёв, М. М. Штраух; режиссёры: Л. В. Варпаховский, Б. И. Ра-венских, П. В. Цетнерович, И. Ю.Шлепя-нов, Н. В. Экк и др.

Лит. см. при ст. Мейерхольд В. Э.

Б. Н. Ростоцкий.

МЕЙКОН (Масоп), город на Ю.-В. США, в шт. Джорджия, на р. Окмалги. 122,4 тыс. жит., с пригородами 206 тыс. жит. (1970), св. Чз- негры. Переработка с.-х. и лесной продукции (хлопка, земляного ореха и др.). Произ-во запасных частей для автомобилей и самолётов.

МЕЙЛАХ Борис Соломонович [р. 26 6 (9.7).1909, Лепель, ныне Витебской обл.], советский литературовед. Чл. КПСС с 1940. Окончил лит. ф-т МГУ (1931). С 1935 ведёт науч. работу в Пушкинском доме. Проф. ЛГУ (1947-66). Автор кн. "Ленин и проблемы русской литературы конца XIX - начала XX вв." (1947, 4 изд. 1970; Гос. пр. СССР, 1948), работ о жизни и поэзии А. С. Пушкина, по методологии литературоведения, психологии творчества. Разрабатывает принципы комплексного изучения художеств, и науч. творчества.

Соч.: Пушкин и русский романтизм, М.-Л., 1937; Пушкин и его эпоха, М., 1958; Уход и смерть Льва Толстого, М.-Л., 1960; Художественное мышление Пушкина как творческий процесс, М.-Л., 1962; Талант писателя и процессы творчества, [Л.], 1969; На рубеже науки и искусства, Л., 1971. Лит.: Измайлов Н. В., Б. С. Мей-лах, "Русская литература", 1969, №4.

МЕЙЛЕР (Mailer) Норман (р. 31.1.1923, Лонг-Бранч, шт. Нью-Джерси), американский писатель и публицист. По образованию инженер; в годы 2-й мировой войны 1939-45 служил на флоте на Тихом ок. В романе М. "Нагие и мёртвые" (1948, рус. пер. 1972) разоблачение милитаризма и фашиствующих элементов в армии США сочетается с натуралистич. изображением быта. В последующих романах М.-"Берег варваров" (1951), "Олений парк" (1955), "Американская мечта" (1965), "Зачем мы во Вьетнаме?" (1967)-усиливаются фрейдистские мотивы; сатира на амер. образ жизни соседствует с экзистенциалистскими взглядами. В 60-е гг. М.- активный сторонник движения против войны во Вьетнаме. Широкую известность приобрели его документальные репортажи "Армии ночи" (1968), "Майами и осада Чикаго" (1968, рус. пер. 1971) и др.

С о ч.: Advertisements for myself, N. Y., 1959; A fire on the moon, L., 1970.

Лит.: История американской литературы, т. 2, М., 1971; GeismarM., American moderns..., N. Y., 1958; К a u f-mann D. L., Norman Mailer, L.-Amst., 1969: Poirier R., Norman Mailer, N. Y., 1972.

МЕЙМАН (Meumann) Эрнст (29.8.1862, Ирдинген, близ г. Крефельд,-26.4.1915, Гамбург), немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в ун-тах Берлина, Галле, Бонна. Был сотрудником В. Вундта в Лейпциге. С 1897 профессор философии и педагогики в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге.

Наибольшее значение имели экспериментальные исследования развития памяти у детей. М. сделал попытку синтезировать различные психологич. концепции развития ребёнка, его способностей, успешности обучения и т. п. и положить их в основу теории и практики воспитания. Автор ряда работ по эстетике.

Соч. в р у с. пер.: Экономия и техника памяти, М., 1913; Лекции по экспериментальной педагогике, 3 изд., ч. 1-3, М., 1914-17; Интеллигентность и воля, [М.], 1917; Очерк экспериментальной педагогики, 2 изд., М., 1922.

Лит.: Введение в современную эстетику,

М., 1909; Эстетика, т. 1-2, М., 1919; М и 1l е г Р., Е. Meumann als Begriinder der experimentellen Padagogik, Z., 1942 (Diss.).

А. И. Пискунов.

МЕЙМЕНЕ, город на С. Афганистана, адм. центр пров. Фариаб. 55,5 тыс. жит. (1969). Расположен на Бактрийской равнине, в оазисе. Торговля шерстью, каракулем, кожами, зерном, маслосемена-ми. Развито ковроткачество. В р-не М.-посевы пшеницы, каракулеводство.

МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих (30.10. 1862, Зальцведель,-6.2. 1954, Зап. Берлин), немецкий историк. Проф. Страсбургского (1901-06), Фрейбургского (1906-14), Берлинского (1914-28) университетов. В 1896-1935 гл. редактор журн. "Хисторише цайтшрифт" ("Histo-rische Zeitschrift"). Труды М. лишь в небольшой степени - конкретно-историч. исследования; важнейшие из них посвящены изучению истории идей, к-рые М. считал двигателем историч. процесса. В кн. "Космополитизм и национальное государство" (1908) он представил историю объединения Германии в виде развития идеи нац. гос-ва. Ослабление позиций герм, империализма после 1-й мировой войны 1914-18 привело М. к отказу от традиционного для дворянско-бурж. историографии представления о гос-ве как воплощении нравственной идеи ("Идея государственного разума в новой истории", 1924). М. стал утверждать, будто в истории большую роль играет иррациональное, "демоническое" начало. Сообразуясь с новыми ист. условиями, М. призывал опираться на с.-д-тию и высказывался за союз с зап. державами. В годы фаш. диктатуры вышел крупный теоре-тико-методологич. труд М. "Возникновение историзма" (1936), в к-ром он суммировал свои воззрения на историч. явления как сугубо индивидуальные комплексы, не подчинённые каким-либо объективным закономерностям. После разгрома фашизма М. в кн. "Германская катастрофа" (1946) подверг критике нек-рые стороны политич. курса герм. империализма и, отказываясь от наиболее обанкротившихся доктрин идеалистич. методологии, стремился отстоять её суть. Будучи с 1948 ректором т. н. Свободного ун-та в Зап. Берлине, М. принял активное участие в разжигании "холодной войны".

Лит.: Данилов А. И., Фридрих Мейнеке и немецкий буржуазный историзм, "Новая и новейшая история", 1962, № 2; L о z е k G., S у г b е Н., Geschichtsschrei-bung contra Geschichte, В., 1964.

Л. И. Гинцберг.

МЕЙНИНГЕН (Meiningen), город на юге ГДР, в округе Зуль, в верховьях р. Вер-ра. 25,4 тыс. жит. (1970). Машиностроит., метизная, швейная, деревообр., бум. пром-сть. Пед. ин-т. В прошлом резиденция герцогов Саксен-Мейнинген (1680-1918); сохранились парк и замок. В 60-сер. 90-х гг. 19 в. был известен как один из центров нем. театр, иск-ва (см. Мей-нингенский театр). Театральный музей.

МЕЙНИНГЕНСКИЙ ТЕАТР, немецкий театр. Существовал с кон. 18 в. в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства. Получил мировую известность в 60-90-х гг. 19 в. Период наибольшего подъёма творческой жизни театра связан с деятельностью герцога Георга II и режиссёра Л. Кронека, последнему гл. обр. М. т. и обязан своей славой. В 1874-90 театр гастролировал в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Австро-Венгрии, Польше, скандинавских странах, Египте, в России (1885, 1890). Основу его репертуара составляла по преимуществу классич. драматургия -"Орлеанская дева", "Мария Стюарт", "Лагерь Валленштейна" Шиллера; "Юлий Цезарь", "Гамлет", "Макбет", "Венецианский купец" Шекспира. Ставились также пьесы Г. Клейста, Г. Э. Лессинга, Ф. Грильпарцера, Мольера, Дж. Байрона, Г. Ибсена. М. т. развивал традиции т. н. "живописной режиссуры" Ф. Дин-гелштедта и Э. Девриента. Его руководители придавали первостепенное значение зрелищно-постановочной культуре спектакля, добиваясь историч., этнографии, и бытовой достоверности. Заслугой театра было утверждение принципа актёрского ансамбля, подчинение всех компонентов единому замыслу, выразит, разработка массовых сцен. К. С. Станиславский говорил о большом положит, значении творч. опыта М. т., высоко ценил присущие ему "...режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 132), однако указывал, что руководители театра "...не обновили старых, чисто актерских приемов игры" (там же, с. 130), хотя в их спектаклях и принимали участие талантливые актёры (Л. Барнай, Л. Теллер, О. Лоренц и др.).

Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 129-32; Ростоцкий Б. И., Мейнингенцы, в кн.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Winds A., Geschichte der Regie, В.-Lpz., 1925; Grube M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-B., 1926.

Б. И. Ростоцкий.

МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (17.7.1853, Львов,-27.11.1920, Грац), австрийский философ-идеалист и психолог. С 1882 проф. ун-та в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологич. лабораторию. Философия М. представляет собой разновидность неореализма. Исходя из философии Д. Юма и своего учителя Ф. Брен-тано, М. развил идеалистич. "теорию предметности", понимая под "предметом" не материальный объект, а данность объекта в переживании. При этом, по его мнению, безразлично, какова природа этого объекта: реальная ли это вещь или идеальное отношение, напр, понятия сходства и различия. Объект становится "предметом" только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенциональности нем. философа Э. Гуссерля. Но в отличие от феноменологии Гуссерля, М. признаёт логич. примат за "предметами", а не за актами сознания. М. разрабатывал также общую теорию ценностей. Идеи М. оказали влияние на развитие неопозитивизма и, в частности, на ранние работы Б. Рассела. С о ч.: Untersuchungen zur Gegenstands-theorie und Psychologie, Lpz., 1904; Uber die Stellung der Gegenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; Uber Moglichkeit und Wahrscheinlichkeit, Lpz., 191 Zur Grundlegung c}er allgemeinen Wei theorie, Graz, 1923; Uber Annahmen, 3 Aufl Lpz., 1928; Gesamtausgabe, Bd 1, Graz, 196

Лит.: Т е g e n E., A. von Meinong, Lunc 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 195!

А. Г. Мысливченко

"МЕЙНСТРИМ" ("Mainstream"-"Главное направление"), американский литературный и общественно-политич. журнал; изд. с 1911 по 1962 под назв. "Массес" (-"Masses", 1911-17), "Либерейтор" ("Liberator", 1918-24), "Нью массес" ("New Masses", 1926-47), "Массес энд мейнстрим" (-"Masses and Mainstream", 1948-57), "Мейнстрим" (1957-1962). В 1910-е гг. был центром притяжения передовых художеств, сил (Дж. Рид, Ю. О'Нил, К. Сэндберг и др.). В "М." были напечатаны сокращённый перевод "Письма к американским рабочим" В. И. Ленина, воспоминания М. Горького о В. И. Ленине; с осени 1919 "М."- орган компартии США. В 30-е гг. М., преодолев сектантские ошибки, сыграл выдающуюся роль в сплочении вокруг себя амер. писателей на широкой антифаш. и общедемократич. платформе. В нём печатались Т.Драйзер, Э. Хемингуэй, Т.Вулф, Э. Колдуэлл, М. Голд и др.; "М." выступал за социалистич. реализм, отстаивал демократич. и революц. нац. традиции, призывал к освоению опыта сов. лит-ры. В кон. 40 - нач. 50-х гг. "М." боролся с упадочным бурж. иск-вом, за мир, против маккартизма; в нём печатались Ф. Боноски, Дж. X. Лоусон, У. Дюбуа, Дж. Норт, С. Финкелстайн и др.

Лит.: Гиленсон Б., Я видел рождение нового мира. (Публицистика Джона Рида 1917 - 1920 гг.), "Вопросы литературы", 1961, № 11; Echoes of revolt: "The Masses". 1911 -1917. Ed. by W. O'Neill, Chi., 1966; "New Masses". An anthology of the rebel thirties. Ed. by J. North, N. Y., 1969. Б. А. Гиленсон.

МЕЙНХОФ (Meinhof) Карл (1857-1944), немецкий языковед; см. Майнхоф К..

МЕЙО (Мауо), семья американских xирургов. Уильям Уарелл М. (31.5. 1819, Манчестер,-6.3.1911, Рочестер), получил образование химика в Оуэне-колледже (Манчестер); ученик Дж. Дальтона. С 1845- в США. Медицину изучал в г. Лафайетт (шт. Индиана), диплом врача получил (1854) в ун-те шт. Миссури в Сент-Луисе. С 1863 хирург в Рочестере, где основал больницу Сент-Мэрис (1883). Известен работами по хирургии брюшной полости. Одним из первых в США применил микроскоп для мед. исследований. Уильям Джеймс М. (29.6.1861, Ле-Сур, Миннесота,-28.7.1939, Рочестер), в 1883 окончил Мичиганский ун-т. С того же года хирург в больнице Сент-Мэрис (г. Рочестер), основанной его отцом У. У. Мейо. В 1889 на базе этой больницы совм. с братом Ч. X. Мейо основал комплекс клиник (ныне всемирно известная клиника Мейо). В 1915 братья М. учредили фонд М.- Мауо Foundation for Medical Education and Research; функционируют мед. ф-т, Ин-т усовершенствования врачей и многие н.-и. ин-ты. Осн. работы по хирургии брюшной полости и урологии. Автор трудов по вопросам философии и организации медицины. Президент Амер. мед. ассоциации (1906-07), Амер. хирургич. ассоциации (1913-14), почётный член многих науч. орг-ций США и св. 20 др. стран. Чарлз Хорас М. (19.7.1865, Рочестер,-26.5.1939, Чикаго), мед. образование получил в Чикаго (1888). С 1889 гл. хирург клиники Мейо. В 1919-1936 проф. Ин-та усовершенствования врачей и мед. школы фонда Мейо. Гл. консультант хиругич. службы США во время 1-й мировой войны 1914-18, бригадный генерал мед. службы запаса. Осн. работы по различным вопросам хирургии (операции по поводу зоба, пересадки мочеточников, операции на жёлчных протоках и др.), а также организации и управлению мед. центрами. Президент Амер. мед. ассоциации (1916-17), Амер. коллегии хирургов (1914-15), почётный член мн. обществ в США и за рубежом.

Соч.: May о С h. H., Surgery of the liver, the gall-bladder and the biliary ducts, в кн.: Keen W. W. (ed.), Surgery, v. 3, Phil.- L., 1908; The thyroid gland, St. Louis, 1925 (совм. с H. W. Plummer).

Лит.: W i l s о n L. В., W. Worrell