БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 центр по вопросам патологич. анатомии.

В М. св. 100 (1973) науч. об-в, старейшие из к-рых: географии и статистики (1833), естеств. истории (1868), астрономич. (1902), геологич. (1904), географии и метеорологии (1915), биологическое (1921). М.- член св. 30 междунар. орг-ций (1973) и поддерживает науч. связи со мн. странами. В 1968 между СССР и М. заключено соглашение о культурном и научном обмене.

В. В. Щербаков.

Лит.: GortariE.de, La ciencia en la historia de Mexico. Мех.- В. Aires, 1963 (Fondo de cultura economica); S a n d o-val Vallarta M., El desarrollo con-temporaneo de las ciencias matematicas у fisicas en Mexico, в кн.: Memorias de el Colegio Nacional, t. 2, Мех., 1947, p. 19-29; Ocaranza F., Historia de la medicina en Mexico, Мех., 1934. Мексика. Политика. Экономика. Культура. [Сб. статей], М., 1968; Кинжалов Р. В., Культура древних майя, Л., 1971; "Латинская Америка", 1972, № 5 (спец. номер: Научно-техническая революция и Латинская Америка); История философии, т. 4 - 5, М., 1959-61; Valverde Tellez E., Apuntaciones historicas sobre la filosoffa en Mexico, [Мех.], 1896; его же, Bibliogra-fia filosofica Mexicana, [Мех.], 1907; Perez-Marchand M. L., Dos etapas ideologicos del siglo XVIII en Mexico, [Мех.], 1945; Z e a L., El positivismo en Mexico, [Мех., 1943]; его же, Apogeo у decaden-cia del positivismo en Mexico, [Мех., 1944]; L а г г о у о F., La filosofia americana, Мех., 1958; Ram os S., Historia de la filosofia en Mexico, Мех., 1943; V i 1 1 e g a s A., La filosofia de la Mexicano, Мех., [I960]; Estudos de historia de la filosofia en Mexico, Мех., 1963; LarroyoF. у Esco-bar E., Historia de las doctrinas filosoficas en Latinoamerica, Мех., 1968.

Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967, с. 617 - 19; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968, с. 552 -561; Ramirez GomezR., Tendencies de la economia mexicana, Мех., 1962; Flo-res E., Tratado de economia agricola, 3 ed., Мех.- В. Aires, 1964; Cue Canovas A., Historia social у economica de Mexico, 3 ed., .Мех., 1969; Lopez RosadoD., Historia e pensamiento economico de Mexico, v. 1 - 3, Мех., [1968 - 69]; e г о же, РгоЫе-mas economicosde Mexico, 3 ed., Мех., 1970; Padilla A r a g 6 n E., Ensayos sobre desarrollo economico у fluctuaciones ciclicas en Mexico, Мех., 1966; Silva HerzogJ., El pensamiento economico social у politico de Mexico, 1810-1964, Мех., .1967; A g u i-lar MonteverdeA., Dialectica de la economia mexicana, Мех., 1968.

XII. Печать, радиовещание, телевидение.

В 1973 в М. издавалось 1580 периодич. изданий, из них 195 ежедневных газет, общим тиражом ок. 5 млн. экз. Наиболее влият. ежедневные газеты в Мехико: "Насьональ" ("El Nacional"), с 1929, тираж 60 тыс. экз., правительственная; "Новедадес" ("Novedades"), с 1936, тираж ок. 140 тыс. экз., имеет вечернее издание "Диарио де ла тарде" ("Diario de la Tarde"), тираж 95 тыс. экз. и на англ. яз. "Ньюс" ("Тпе News");"Пpeнсa"("La Ргеn-sa"), с 1928, тираж ок. 200 тыс. экз.; "Соль де Мехико" ("El Sol de Mexico"), с 1965, тираж утреннего издания 100 тыс., вечернего - 160 тыс. экз., крайне правая; "Эксельсиор" ("Excelsior"), с 1917, тираж св. 150 тыс. экз.; "Ульти-мас нотисиас де Эксельсиор" ("Ultimas Noticias de Excelsior"), с 1936, тираж 178 тыс. экз.; "Универсаль" ("Е1 Universal"), с 1916, тираж 167 тыс.; "Диа" ("El Dia"), с 1962, тираж ок. 40 тыс. экз.; "Вое де Мехико" ("La Voz de Mexico"), с 1924, до 1938 называлась "Мачете", орган МКП. Осн. 'журналы, издающиеся в Мехико: "Полемика" ("Polemica"), с 1969, выходит 1 раз в 2 месяца, теоретич. орган ИРП; "Насьон" ("La Nacion"), политический еженедельник, с 1941; "Сьемпре" ("Siempre"), с 1953, тираж 90 тыс. экз., еженедельный, иллюстрированный; "Опосисьон" ("La Oposicion"), с 1970, выходит 2 раза в месяц, орган МКП; "Нуэва эпока" ("La Nueva Ероса"), ежемесячный, орган МКП. Информационные агентства - Инфор-мекс, акционерное об-во, осн. в 1960; АМЕКС, акционерное об-во, осн. в 1968; НОТИМЕКС, правительств, информац. агентство, осн. в 1968.

Главное управление связи-правительств, служба, контролирует радиовещание и телевидение страны. В М. св. 300 радиостанций, важнейшие из них "Радио кадена насьональ" и "Радио програмас де Мехико".

Телевидение осн. в 1950. Насчитывается 25 телекомпаний, крупнейшие из них "Телесистема мехикана" и "Теле-висьон индепенденте де Мехико". Пр-во владеет 1 из 6 каналов.
М. А. Шлёнова.

XIII. Литература.

До исп. завоевания на терр. М. существовала лит-pa на языках коренного населения, пользовавшегося иероглифич. письменностью. Со времени исп. завоевания (16 в.) лит-pa М. развивается на исп. яз. Однако культура индейцев, несмотря на преследования, продолжала существовать в устной традиции и воздействовала на дальнейшее развитие лит-ры. Первые произв. на исп. яз. написаны конкистадорами - "Письма королям Испании" (1519-26) предводителя исп. экспедиции Э. Кортеса (1485-1547), "Подлинная история конкисты Новой Испании" (1568) Б. Диаса дель Кастильо (р. 1492 или 1498- ум. 1568 или 1581). С М. связана деятельность выдающегося исп. просветителя-гуманиста Б. де Лас Касаса (1474-1566), защитника прав индейцев.

В нач. 17 в. появилось первое собственно художеств, мекс. произв.-поэма Б. де Вальбуэны (1568-1627) "Великолепие Мексики" (1604). Поэзия, ставшая ведущим видом лит-ры М. в 17 в., развивалась в традициях исп. барокко. С ним было связано и творчество выдающейся поэтессы и драматурга Хуаны Инее де ла Крус (1651-95), испытавшее воздействие Гонгоры-и-Арготе. Оно было отмечено также чертами мекс. самобытности. Наряду с т. н. учёной поэзией, развивалась устная нар. поэзия. Присущая ей сатиричность приобрела размах в кон. 18 в., когда во всех областях политич. и духовной жизни страны назрел протест против колон, режима Испании. Тенденция к самоутверждению нашла выражение в лит-ре - поэма "Сельская Мексика" (1781) Р. Ланди-вара (1731-93), а также "Древняя история Мексики" (1780-81) Ф. Клавихеро (1731-87).

В период борьбы за независимость (1810-24) достигли подъёма публицистика и патриотическая поэзия в духе революц. классицизма, представленная стихами А. Кинтаны Роо (1787 - 1851), автора нац. гимна "Шестнадцатое сентября". В разгар антиисп. войны был опубликован первый мекс. роман "Перикильо Сарниенто" (1-я часть в 1816) X. X. Фернандеса де Лисарди, в к-ром сатирически изображено колон, общество.

Первым художественным направлением, возникшим в лит-ре независимой М., был романтизм, представленный поэзией М. Акуньи (1849-73), Г. Прието (1818-1897) и др. Чертами романтизма отмечены и первые историч. романы. Художеств, изображение нац. действительности независимой М. дали М. Пайно (1810-94) в романе "Проделки дьявола" (1845-46), Л. Инклан (1816-75) в романе "Асту-сиа..." (1866). В них, как и в цикле романов X. Т. де Куэльяра (1830-94)"Волшебный фонарь" (1871-92), присутствует т. н. костумбристская (бытописательская) тенденция, из к-рой постепенно вызревал реализм. Вместе с тем во мн. романах вплоть до конца 19 в., в т. ч. принадлежащих И. М. Альтамирано (1834-93), сохранялся дух романтизма. Большую роль сыграл Альтамирано как общественно-лит, деятель, выдвинувший программу борьбы за независимость мекс. пит-ры от европейской.

В последние десятилетия 19 в. в мекс. поэзии возник т. н. модернизм - специфическое для испано-амер. поэзии явление, в к-ром увлечение франц. символизмом и парнасской школой (см. "Парнас") сочеталось с тягой к национальной самобытности: поэты М. X. Отон (1858-1906), М. Гутьеррес Нахера (1859-95), С. Диас Мирон (1835-1928), А. Нерво (1870-1919).

В кон. 19 в., в период диктатуры П. Диаса, в прозе М. возникли реали-стич. тенденции. В романах Р. Дельгадо, X. Лопеса Портильо-и-Рохаса, в творчестве Ф. Гамбоа (1864-1939), последователя натурализма, критически изображались пороки и противоречия общест-венно-политич. жизни страны. Резким социальным критицизмом отмечены также книга Э. Фриаса (1870-1925) "Томочик" (1892), документально запечатлевшая подавление крест, восстания, и короткие рассказы А. дель Кампо (1868-1908, псевд.- Микрос).

Новый этап развития мекс. лит-ры связан с решающим событием в истории страны - буржуазно-демократич. революцией 1910-17. М. Асуэла (1873-1952), автор романа "Те, кто внизу" (1916), в котором нарисована картина стихийного крест, движения, положил начало т. н. роману революции. "Роман революции" представлял собой новаторское художеств, течение, впервые воплотившее картину массового движения, образ борющегося народа, а также острые социальные столкновения в предреволюц. и послереволюц. периоды. В его традициях написаны романы "Орёл и змея" (1928), "Тень каудильо" (1929) М. Л. Гусмана (р. 1887), "Военный лагерь" (1931), "Земля" (1932), "Мой генерал" (1934) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса (1897-1966), "Моя лошадь, моя собака, моё ружьё" (1936), "Никчёмная жизнь Пито Переса" (1938) X. Р. Ромеро, произв. Р. Муньоса (р. 1899), Н. Кампобельо (р. 1909) и др. С этим течением отчасти связано и творчество прогрессивного писателя М.- X. Мансисидора (1895-1956), автора романов "Роза ветров" (1941), "Граница у моря" (1953), "Заря над бездной" (1955). Р. Усигли (р. 190.5) в своих пьесах критически изобразил общественную жизнь страны.

Крупнейшие мекс. поэты 20 в.- Р. Ло-пес Веларде (1888-1921), Э. Гонсалес Мартинес (1871-1952), К. Пельисер (р. 1899), для творчества к-рых характерны ярко выраженный лиризм, стремление передать в образной форме особенности духовного склада мексиканцев и нац. жизни. В творчестве группы "Эстридентистов" и группы "Контемпоранеос" по-разному воплотились тенденции авангардизма. Идея нац. самовыражения и самоутверждения, ставшая господствующей в лит-ре М. 20-30-х гг., разрабатывалась в трудах философа X. Васкон-селоса (1882-1959), поэта, философа-эссеиста А. Рейеса (1889-1959) и др. Позднее её исследование было продолжено и обогащено в трудах поэта О. Паса (р. 1914).

Новый подъём мекс. прозы начался с сер. 50-х гг. Углубляя художеств, исследование нац. действительности, совр. романисты выявляют в ней общечеловеческие проблемы, находят новые средства для её изображения. Этот этап развития прозы, открывающийся романом А. Янье-са (р. 1904) "Перед ливнем" (1947), представлен также романами "Педро Парамо" (1955) X. Рульфо (р. 1918), "Наипроз-рачнейшая область" (1958), "Смерть Артемио Круса" (1962) К. Фуэнтеса (р. 1928), "Молитва во тьме" (1962) Росарио Кастельяноса (р. 1925), а также С. Га-линдо (р. 1926). Получила развитие лит. критика, представленная именами X. Л. Мартинеса, А. Кастро Леаля, Э. Кар-бальо.

Лит.: Мексиканский реалистический роман XX в., М., 1960; К у те ищи к о-ва В. Н., Мексиканский роман, формирование. Своеобразие. Современный этап, [М., 1971]; М а г t in e z J. L., Literatura mexicana, Siglo XX, Мех., 1949; Репа Gonzalez С., Historia de la literatura mexicana, Мех., 1966; Langford W. M., The Mexican novel comes of age, L., [1971]. В. Н. Кутейщикова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство.

В древний период (до 16 в.) на терр. М. развивается ряд художеств, культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мекс. залива; олъмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религ. и культурные центры, города в центр, обл. М. (Тео-тиуакан; Тахин - культура тотонаков; Чолула и Тольян - культура тольте-ков; Теночтитлан - культура ацтеков), на Ю. страны (Монте-Алъбан - культура сапотеков и миштеков; Митла -культура миштеков), на Ю. и на п-ове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица - культура майя). В древнем градостроительстве М. выработались приёмы геом. планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле - 440 л), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразит. иск-во, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаич. культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойств, культуре раннерабовладельч. общества; в изображениях пантеона др.-мекс. религий объединяются символич. мотивы с антропоморфными изображениями и фантастич. образами. Представления о драматич. взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости гос-ва проявились в кам. скульптуре тольтеков и ацтеков, в декоративных рельефах, украшавших стены и постройки майя. Не-посредств. наблюдением окружающей жизни отмечена мелкая пластика, распространённая у всех народов Древней М. Значит, развитие получили также настенная роспись земляными красками по полированной штукатурке (в Бонам-паке и др. центрах) и ювелирное иск-во (напр., у миштеков); были распространены изделия из перьев и орнаментированная бытовая керамика. Завоевание М. испанцами привело к гибели самобытных культур индейских гос-в. Однако художеств, традиции индейцев, сохранявшиеся гл. обр. в нар. декоративно-прикладном творчестве, оказывали влияние на колон, иск-во, а синтез обеих культур предопределил впоследствии расцвет нац. иск-ва М.

Древняя скульптура. 1. Голова воина из Паленке. Стук. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико. 2. фигура воина с пращой из Колимы. Терракота. Культура Запада. Собрание Д. Ольмедо де Филипс.

Керамические изделия. 1. Ваза с полихромной росписью из Оахаки. Терракота. Культура сапотеков. Собрание К. Ставенхагена. 2. Керамический сосуд из Толима-на (штат Герреро). Национальный музей народных искусств и ремёсел. Мехико.

В колон, период (16 - нач. 19 вв.) в М. особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по исп. образцам, вместе с тем в их архитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия. Новые города строились с прямоугольной сеткой улиц - согласно "Законам для Индий" (т. е. исп. колоний в Америке). В их центре создавалась обычно гл. площадь с богато украшенными зданиями - собором, дворцом правителя и ратушей. Одинаковые жилые кварталы состояли из 1- или 2-этажных домов исп. типа, с внутр. двором (патио), обнесённым галереей. По этим правилам была выстроена столица М.- г. Мехико (на месте разрушенного Теночтитлана). Ранние исп. гражд. постройки (дворец Кортеса в Куэрнаваке, 1530-33) и помещичьи усадьбы имели во мн. крепостной облик, несмотря на обильный декор порталов и обрамлений окон, в к-ром причудливо смешивались мотивы готики, платереско и мудехара. Особенно сильно укреплялись монастыри, в большом количестве появившиеся к сер. 16 в. (в Чолуле, Сакатлане и др.); в них строились выдержанные в архаич. стиле готики однонефные храмы и открытые "капеллы для индейцев". Отход от традиций готики обозначился во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. в архитектуре больших гор. соборов, 3-нефных, с цилиндрич. сводами, куполами и двумя высокими башнями (собор в Пуэбле, 1555-1649; собор в Мехико, 1563-1667). Возрождение, слабо проявившееся в мекс. архитектуре, быстро сменилось стилем барокко, вначале тяготевшим к монументальности, массивным формам (собор в Морелии, 1640-1705; Нац. дворец в Мехико, 1692-99), а затем достигшим фантастич. пышности в "ультрабарокко" 18 в. Крупнейшей в это время была архит. школа Мехико (оказывавшая влияние на С. страны). Для неё характерно великолепие кам. убранства фасадов, включавшего декоративные элементы мн. стилей, индейские мотивы в орнаменте и превращённые в узор ордерные формы (церкви: Ла Професа, 1714-20, и Саграрио Метрополитано, 1749-68, в Мехико; Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720-33). Школа Пуэблы широко использовала многоцветную ке-рамич. и лепную отделку фасадов ("Каса де Альфеньике" в Пуэбле, ок. 1760-90; церковь Санта-Мария де Окотлан, близ Тласкалы, ок. 1745-60, илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80-81). Нар. творчество индейцев во многом определило своеобразие мекс. барокко. К кон. 18 в. в архитектуре М. становятся заметны классицистические веяния (постройки М. Тольсы). Изобразит, иск-во колон, периода представлено выполненными в др.-мекс. технике чёрно-белыми (иногда с вкраплением др. цветов) монастырскими росписями 16 в., религ. станковой живописью 2-й пол. 16-17 вв., зависимой от европ. школ (мастера семейств Хуарес и де Эчаве), более самостоят, портретной живописью 18 в., сочетающей точность характеристик с парадной декоративностью (М. Кабрера). В скульптуре выделяется ряд проникнутых экзальтацией статуй 17 в., но в основном она развивалась как отрасль архит. декора (убранство фасадов и интерьеров церквей, пышные заалтарные образа - ретабло). На рубеже 18-19 вв. мекс. живопись и скульптура воспринимают влияние европ. классицизма.

Д. Р и в е р а. "Сбор сахарного тростника" Фрагмент фрески во "Дворе труда" Министерства просвещения в Мехико. 1923.

К ст. Мексика.

К ст. Мексика. 1. "Пирамида Солнца" и Тсотиуаканс. 2 в. до н. э.-9 в. и. э. 2. "Храм с нишами" в Тахине. Культура то-тонаков. 8-12 вв. 3. Церковь монастыря Сан-Агустин в Акольмане. 1539-60. 4. Ратуша в Тласкале Ок 1525-39 5. А. Боари. Дворец изящных искусств в Мехико. 1904-34. 6. Западный фасад собора в Сакатекасе. 1734-52. 7. М. Пани, С. О рте г а. Жилой дом в комплексе "Бенито Хуарес" в Мехико. 1950-52. 8. А. Пр исто Ф К а н-дела. Фабрика "США" в Мехико. 1953-54. 9. X. Со рдо Мадалено, Ф. Кацдела. Кабаре "Ла Хакаранда" в Акапулько. 1959. 10. X. О' Горман и др. Библиотека Университетского городка в Мехико. 1951 - 53.

В 19 в. архитектура М. развивалась медленно; характер массовой застройки почти не менялся. Ведущую роль играли исп., итал. и франц. мастера; подготовка местных архитекторов началась лишь во 2-й пол. 19 в. В архитектуре больших столичных сооружений господствовал поздний классицизм, сменившийся на рубеже 19-20 вв. пышной эклектикой (Дворец изящных иск-в в Мехико, 1904-34, арх. А. Боари) и стилем "модерн*. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. крупное стр-во ведётся гл. обр. в Мехико, где прокладываются новые магистрали и застраиваются пригородные р-ны. С кон. 19 в. расширяется типология сооружений, в стр-ве применяются металл, бетон, железобетон. В 20-30-е гг. столичная архитектура ориентируется на т. н. колон, стиль, а также на неоклассицизм, гл. представителем к-рого был К. Обрегон Сантасилья (адм. здания, банки и отели в Мехико). С сер. 20-х гг. в М. складывается одна из ранних в мире и первая в Америке архит. школа функционализма во главе с X. Вильяграном Гарсией

(больницы, спортивные сооружения и школы в Мехико). Под его влиянием ряд архитекторов-функционалистов (X. Ле-горрета, X. О'Горман, Э. Яньес) предпринимает в 30-е гг. опыты стр-ва домов для рабочих, профсоюзных центров, школ. Деятельность функционалистов оказала воздействие на последующее развитие мекс. архитектуры, хотя, натолкнувшись на сопротивление бурж. заказчиков, она не получила широкого распространения. Характерная черта осн. направления совр. мекс. архитектуры, самым известным представителем к-рого является М. Пани,- стремление к использованию и развитию нац. художеств, традиций и привлечению в сферу архитектуры средств изобразит, иск-ва. В огромном ансамбле Университетского городка в Мехико (возведён в 1949-54 под руководством К. Ласо и при участии более ста архитекторов) воплотились мн. лучшие качества мекс. архитектуры сер. 20 в.: мастерство планировки и объёмно-пространств. композиции, использование разных уровней рельефа, живописное сочетание искусств, и естеств. материалов, широкое применение синтеза архитектуры и монументально-декоративного иск-ва, выразительность декора. Ориентация на историч. традиции (сторонниками к-рой были К. Ласо, А. Арай и Д. Ривера) вызвала в 50-60-е гг. реакцию в виде несколько запоздалого обращения к приёмам школы Л. Миса ван дер Роэ, к принципам органической архитектуры (Л. Барраган, X. О'Горман), к использованию принципов абстрактной скульптуры в архит. формообразовании (творчество М. Гёрица, автора башен при въезде в город-спутник Мехико). На развитие не только мекс., но и мировой архитектуры сер. 20 в. повлияло творчество Ф. Канделы, создателя многообразных железобетонных сводов-оболочек (гл. обр. седловидной формы), позволивших осуществить самые сложные композиц. замыслы. В 50-60-е гг. в М. расширяется стр-во многоэтажных жилых и обществ, зданий с применением анти-сейсмич. конструкций, в Мехико застраивается ряд новых жилых р-нов (в т. ч. парковых) и городов-спутников, строится много новых спортивных сооружений к Олимпиаде 1968 (стадион Ацтека, арх. П. Рамирес Васкес; Дворец спорта, арх. Ф. Кандела), расширяется стр-во музейных зданий (творчество П. Рами-реса Васкеса), интенсифицируется стр-во в крупных индустриальных (Гвадалахара, Монтеррей) и курортных (Куэрнава-ка, Акапулько) центрах, возникают новые города (Сьюдад-Пемекс, Санта-Фе), небольшие историч. города реконструируются как туристич. объекты.

В 19 в. изобразит, иск-во М. постепенно освобождается от косных традиций колон, периода и начинает быстрее воспринимать импульсы художеств, культуры Европы. В то же время в нём возникает интерес к национальной тематике и народным персонажам. Приезжих рисовальщиков и живописцев привлекает экзотика мекс. природы, национальных типов, костюмов и обрядов. К изображению характерных сцен нар. быта обращаются и местные мастера (X. А. Аррье-та и др.), связанные с нар. творчеством. Вместе они составляют типичное для всего лат.-амер. иск-ва 19 в. течение - кос-тумбризм. В сер. 19 в. появляются сати-рич. гравюра и литография (Г. В. Гаона и др.), развивается портретная живопись, стремящаяся к непосредственной, несколько наивной передаче модели (X. М. Эстрада, Э. Бустос и др.). Нар. творчество представлено в живописи т. н. ретабло (картинками на жести, в к-рых религ. сюжеты получают жанровую трактовку). Во 2-й пол. 19 в. обращение к нац. тематике (в основном к истории М.) заметно также в академич. скульптуре (М. Норенья) и живописи (X. Кордеро, X. Обрегон и др.). Обобщённые образы родной природы создаёт пейзажист X. М. Веласко, для живописи к-рого характерно тяготение к передаче света и атмосферы. На рубеже 19-20 вв. на мекс. живопись воздействуют новые европ. художеств, течения ("модерн", импрессионизм); тогда же живописцы X. Мурильо и С. Эрран выдвигают идею возрождения мекс. иск-ва, создания нац. совр. стиля, а X. Г. Посада выступает
как основоположник революц.-демокра-тич. сатирич. графики, прочно связанной с нар. художеств, традициями. Мекс. революция 1910-17 и подъём коммуни-стич. движения вдохновили Д. Риверу, X. К. Ороско, Д. Сикейроса и др. мастеров на создание монументальной настенной живописи, проникнутой нац.-демократич. революц. содержанием, обращённой к широким нар. массам (в своих работах они использовали фресковую технику доисп. периода, а с 30-х гг. перешли к живописи синтетич. красками). В передовых художеств, кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политич. борьбу и связывающего свою деятельность с Мекс. коммунистич. партией. По инициативе Сикейроса в 1922 оформляется "Революционный синдикат работников техники и искусства. В 1922 Ривера, Ороско, Сикейрос начали росписи в Нац. подготовит, школе в Мехико, а затем и в др. городах. Эпич. росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы др.-мекс. иск-ва, вместе с тем они говорят об освоении традиций итал. Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символич. формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространств, эффектов, активно воздействующих на зрителя. В 50-60-е гг. в монументальной живописи М. преобладают произв., создаваемые в синтезе с новыми архит. сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и X. Чавеса Морадо, тематич. мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана).

X. Г. Посада. Калаверы (гротескные изображения персонажей в виде скелетов, одетых в современные костюмы) "Крестьянская пара" и "Господская пара". Гравюры на дереве.

Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса "Полифорум" в Мехико (1971). С 30-х гг. в М. распространяется также модерни-стич. станковая и монументальная живопись (Р. Тамайоидр.). С кон. 30-х гг. начинается расцвет мекс. графики (в основном линогравюра и литография), обращённой к массам и проникнутой политич. публицистичностью. Художники, объединившиеся в "Мастерскую народной графики", выступают с антифашистскими и антиимпериалистич. работами, занявшими важное место в мировом реалистич. иск-ве сер. 20 в. (Л. Мендес, П. О'Хиггинс, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос и др.). Совр. скульптура развита в М. меньше, чем живопись и графика; в ней заметно увлечение абстрактными формами (X. Куэто), но особенно показательно обращение к традициям др.-мекс. пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, связанные с архитектурой (Р. Аренас Бетанкур, Ф. Суньига). В нар. иск-ве М. переплетаются традиции индейского и исп. иск-ва, проявляющиеся в технике и стиле и различные для разных р-нов и даже селений.

Илл. см. на вклейках - к стр. 32-33 и табл. V (стр. 64-65).

Лит.: Фрид Н., Графика Мексики, [пер. с чешек.], М., 1960; Искусство Мексики от древних времён до наших дней. Каталог выставки, Л., 1961; Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962; Ж а д о в а Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Angulo