БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381Iniguez D., Historia del arte hispanoamericano, v. 1 - 3, Barcelona - B. Aires, 1945 - 56; F e r n a n d e s J., Arte moderno у contemporaneo de Mexico, Мех., 1952; Ob re g on Santacilla C., Cincuenta anos de arquitectura mexicana, Мех., 1952; Veinte siglos de arte mexicano, Мех., 1956; Covarrubias M., Indian art of Mexico and Central America, N. Y., 1957; La pintura mural de la Revolucion mexicana, Мех., 1960; Historia general del arte mexicano, v. 1 - 6, Мех.- B. Aires, 1963-69. В. М. Полевой, А. А. Стригалёв (архитектура 19-20 вв.).

XV. Музыка

Музыка занимала большое место в быту и художеств., деятельности коренного населения М., в частности древних ацтеков. В ряде городов существовали спец. школы, где обучали музыке. Песни были связаны с религ. и культовыми обрядами. Пением и музыкой сопровождались мн. трудовые процессы. Нек-рые танцы, пантомимы представляли собой своеобразные "театрализованные действа". Муз. инструментарий включал разнообразные барабаны, погремушки, колокольчики, ксилофоны, морские раковины с просверлёнными отверстиями. Основой музыки ацтеков были пентатонные звукоряды., Нек-рое мелодич. однообразие вокальной музыки возмещалось рит-мич. богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмич. многоголосия.

На большей части терр. совр. М. бытует индейская музыка, испытавшая воздействие исп. и креольской муз. культуры. Истоки креольской музыки - в ладовой и метроритмич. структуре, а также в традиционных формах исп. песенной поэзии, но она обладает и специфич. характером и колоритом, отличающими её от исп. музыки. Наиболее распространённые песенно-танц. формы креольского фольклора - сон, харабе, уапанго, хабанера; песенные - кансьон, корридо. Традиционный нар. муз. инструмент -гитара (разновидности - гитаррон и ха-ранита); популярны скрипка и арфа (старинной конструкции, без педалей). В инструментальные ансамбли, сопровождающие танцы во время праздников, часто добавляются трубы.

С нач. 16 в. развивается проф. музыка. В 1523 монах П. де Ганте осн. в Тескоко первую в стране муз. школу, где индейцев обучали церк. музыке. В 1527 муз. школа открылась в Мехико. 16-17 вв.-период расцвета церк. музыки, служившей одним из средств обращения индейцев в христианство. К 18 в. церк. музыка пришла в упадок; светская же музыка до кон. 18 в. была представлена преим. домашним музицированием. С нач. 19 в. в столице и крупных городах ставились оперы нтал. композиторов. В 1825 в Мехико комп. и дирижёр М. Элисага основал первую в стране муз. академию, в 1826 - симф. оркестр. В 1866 открыта консерватория, реорганизованная в Нац. консерваторию в 1877. С сер. 19 в. выдвигаются нац. композиторы, работавшие преим. в жанре оперы: С. Паниагуа-и-Васкес, А. Ортега, М. Мо-ралес. Их творчество отмечено сильным влиянием европ., особенно итал. оперного иск-ва. Европ. ориентации придерживались также комп. кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. Р. Кастро, Р. Тельо, X. Каррильо, X. Ролон. М. Понсе первым среди мекс. композиторов обратился к использованию нац. муз. фольклора. Основоположники нац. композиторской школы -С. Ревуэльтас и К. Чавес (1-я пол. 20 в.). Значит, вклад в развитие мекс. муз. культуры внесли комп. М. Б. Химе-нес, П. Монкайо, музыковеды В. Г. Мен-доса, О. Майер-Серра. Среди ведущих муз. деятелей (1973): комп. Л. Санди, Д. Аяла, Б. Галиндо, Р. Альфтер, дирижёр Л. Эррера де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахас и М. Т. Кастрильон, гитарист А. Брибье-ска, певица X. Арая, исполнительница нар. песен Э. Касановас. В Мехико работают Нац. симф. оркестр, Симф. оркестр ун-та, Нац. опера, Высшая муз. школа при ун-те. Симф. оркестры имеются в ряде провинциальных городов. Большой популярностью пользуются много-числ. вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие нар. музыку. Выпускается журнал "Nuestra musica".

Лит.: П и ч у г и и П., Сильвестре Ревуэльтас и мексиканский фольклор, "Советская музыка", 1961, № 5; его же, Песни мексиканской революции, там же, 1963, № 11; Campos R., El folklore у la mu-sica mexicana, Мех., 1928; Mayer-Ser-ra O., Panorama de la musica mexicana, Мех., 1941; Mendoza V. Т., Panorama de la musica tradicional de Mexico, Мех., 1956; его же, La cancion mexicana, Мех., 1961; Stevenson R., Music in Aztec and Inca territory, Los Ang., 1968.

П. Ахундов.

XVI. Балет

В основе хореографич. иск-ва М.-танц. фольклор, к-рый сочетает древние танцы коренного населения индейцев и традиции исп. танцовщиков. Совр. сце-нич. танец начал формироваться в 1930-х гг. под влиянием амер. танца "модерн". В результате соединения фольклора и танца "модерн" возникли своеобразные нац. формы. В 1947 комп. К. Чавес при Нац. ин-те изящных иск-в организовал Академию мекс. танца (во главе с А. Мерила и Г. Браво). В 1947 -1963 работала труппа Балет изящных иск-в (финансировалась гос-вом). С 1947 существует Нац. балет, созданный Браво и X. Лавалье. В числе коллективов нач. 70-х гг.- Совр. балет Академии мекс. танца (балетм. Б. Хенкель), труппа Независимый балет (осн. в 1966) и др. Программы этих трупп чаще всего основываются на танце "модерн". Большое развитие получил коллектив, выступающий с фольклорным репертуаром -Фольклорный балет М. (осн. в 1952, балетм. А. Эрнандес; в 1965 гастролировал в СССР; с 1968 наз. Балет пяти континентов, с 1971 - Междунар. фольклорный балет). С 1966 в Мехико проводятся ежегодные конкурсы танца. В 1971 при Академии мекс. танца создана группа из танцовщиков - исполнителей танцев, характерных для различи, частей страны. Интерес к европ. балету возник только в 1950-е гг. В 1952-68 работала балетная группа Концертный балет (в нач. 70-х гг. получила название Классич. балет), в репертуаре спектакли классич. наследия, балеты совр. хореографов, а также мекс. балетм. Н. Хаппи, Н. Контрерас и др. Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

В основе театр, иск-ва М.- древние индейские культовые обряды. С 1597 в Мехико существовал театр под назв. "Дом комедии". В 16 в. после колонизации страны испанцами миссионеры устраивали во время празднеств театр, представления на религ. сюжеты с целью распространения католичества среди индейцев. В 1670 в Мехико открылся первый постоянный публичный театр "Ко-лисео"; в 18 в. был построен "Нуэво Колисео" (1735); созданы постоянные театры в Гвадалахаре (1758), Веракрусе (1787) и др. На сцене ставились только произв. исп. авторов и выступали актёры-испанцы. Лишь в результате борьбы за независимость в 19 в. мекс. театр постепенно освобождался от исп. влияния, приобретая нац. черты. В 1823 был открыт "Театро дель паленке де лос гальос" - первый театр для народа. Началась подготовка актёров нац. театра на драматич. отделении Нац. консерватории (с 1877), в "Лицее Мехико" (осн. в 1867), в Консерватории музыки и декламации (осн. в 1875). События Мекс. революции 1910-17 способствовали углублению интереса к нац. культуре, фольклору. На сцене мекс. театров появились пьесы видных драматургов 19-1-й пол. 20 вв.: М. Э. Горостисы, Ф. Гамбоа, X. X. Руэды, X. X. Гамбоа, М. Давалоса и др. Значит, роль в активизации театр, жизни сыграла деятельность труппы (осн. в 1917) под. рук. актрисы и режиссёра В. Фабрегас, к-рая настойчиво пропагандировала произв. мекс. драматургов - В. М. Диаса Барроса, X. Вильяуррутии, Р. Усигли и др. В 1923 был создан Союз драматургов, активно участвовавший в создании нац. театр, культуры. С кон. 20-х гг. возникло движение за обновление театра, организовывались прогрессивные, т. и. экспериментальные труппы -"Улиссе", "Орьентасьон", "Театро де аора" и др. В 1946 в Мехико создан Нац. ин-т изящных иск-в, при к-ром открыта школа, готовящая актёров и режиссёров. С нач. 50-х гг. большое распространение получило движение университетских театров. Среди театров Мехико: "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсур-хентес"; имеются Театр для детей и кукольный театр "Гиньоль", работает Нар. театр на открытом воздухе. Ставятся пьесы нац. драматургов - М. Э. Горостисы, Р. Усигли, Э. Карбальидо, С. Маганьи, Л. Г. Басурто, а также классиков - Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и др. В числе деятелей театра: М. Дуглас, И. Лопес Тарсо, Д. дель Рио, X. Гальвес, М. Т. Монтоя, И. Ретес, Р. Льямас, X. Соле, Секи Сано. Выпускается журнал "El teatro en Mexico". Существует Нац. музей театра.

Илл. см. на вклейке, табл. VI (стр. 64-65).

Лит.: Magana-Esquivel A., L а га b R. S., Breve historia del teatro mexicano, Мех., 1958; Maria у Campos A. d e, Informe sobre el teatro social (XIX -XX), Мех., 1959; Magana-Esqui-v e i A., El teatro, contrapunto, Мех., [1970]. И. В. Соболева.

XVIII. Кино

С кон. 90-х гг. 19 в. в М. снималась кинохроника, в 1905 поставлен первый художеств, фильм. Осн. продукция 1910-х гг.- короткометражные комедии, мелодрамы. В 20-е гг. кинопроизводство резко сократилось из-за экспансии Голливуда, в 30-е гг. с появлением звука в кино оно стало быстро расширяться; выпускались многочисл. коммерческие муз. киноленты с участием популярных певцов. Значит, событием в жизни мекс. деятелей кино явилась работа сов. кинематографистов во главе с реж. С. М. Эйзенштейном, снимавшим в 1931-32 фильм о М. В фильмах 30-40-х гг., созданных реж. Э. Гомесом Муриелем, К. Наварро, Ч. Уруэтой, X. Бустильо Оро, М. Кон-трерасом Торресом, М. Сакариасом и др., отражались социальные конфликты, ре-волюц. события в истории М., жизнь народа. Мировую известность получило творчество реж. Э. Фернандеса, постановщика прогрессивных, высоких по художеств, уровню кинокартин: "Мария Канделярия" (1944), "Жемчужина" (1947), "Рио Эскондидо" (1948), "Сельская девушка" (1949, в сов. прокате -"Мексиканская девушка") и др. Среди лучших произв. мекс. киноискусства 50 - нач. 70-х гг.: "Корни" (1955, реж. Б. Алазраки), "Мокрые спины" (1955, реж. А. Галиндо), кинотрилогия о нац. герое Панчо Вилье, осуществлённая реж. И. Родригесом, "Тисок" (1956, реж. И. Родригес), "Педро Парамо" (1966, реж. К. Вело),"Партизанка Вильи"(1967, реж. М. Морайте), "Валентин из Сьер-ры" (1967, реж. Р. Кардена), "Эмилио Сапата" (1970, реж. Ф. Касальс). В числе кинодеятелей М.: актёры М. Феликс, Д. дель Рио, И. Лопес Тарсо, А. де Кордова, оператор Г. Фигероа. Снимается (1972) св. 70 художеств, фильмов в год, работает 2000 кинотеатров. Лит.: М и ч е л ь М., Панорама мексиканского кино, в сб.: Мексика, М., 1968; Gal i л d о A., Una radiografia historica del cine mexicano, Мех., 1968; Ayala В 1 a n с о J., Aventura del cine mexicano, Мех., [1968].

МЕКСИКАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (МКП; Partido Co-munista Mexicano), создана в нояб. 1919, когда под влиянием Великой Окт. со-циалистич. революции усилилось рабочее движение в Мексике и Мекс. со-циалистич. партия приняла решение о вступлении в Коминтерн. В течение длительного периода МКП вела упорную борьбу с мелкобуржуазной идеологией реформизма и анархо-синдикализма, распространёнными в то время в рядах рабочего класса Мексики. МКП активно боролась за завоевание масс и выступила организатором антиимпе-риалистич. движения. В 1924 по её инициативе была создана Антиимпериали-стич. лига Америки, в 1926 образована Нац. крест. лига, сыгравшая важную роль в развёртывании крест, движения. В 1929 коммунисты активно участвовали в создании Мексиканской унитарной профсоюзной конфедерации (КСУМ). В том же году был образован Рабоче-крест. блок, куда вошли МКП, КСУМ, Нац. крест, лига и ряд местных рабочих и крест, орг-ций. Правящие круги, напуганные ростом влияния компартии, запретили её деятельность (июнь 1929). Добившись в 1936 права легальной деятельности, МКП в сер. 30 - нач. 40-х гг. явилась организатором ряда крупных выступлений рабочих и крест, масс. В сер. 40-х гг. руководство МКП подпало под влияние идей американского ревизиониста Э. Браудера, а позже МКП переживала острые внутрипарт. кризисы. В нач. 50-х гг. партии удалось преодолеть фракционную борьбу в своих рядах. 13-й съезд (май 1960) избрал новое руководство МКП и положил начало новой политич. линии партии. 14-й съезд (дек. 1963) принял устав и программу партии. 15-й съезд (июнь 1967), тщательно проанализировав внутриполитич. обстановку и социально-экономич. положение страны, уточнил и развил нек-рые программные положения МКП (о характере первого этапа будущей революции, о её движущих силах и др.) и наметил конкретные задачи партии на ближайший период. Будущую мекс, революцию съезд определил как народно-демократическую, антиимпериалистич. революцию, задачами и целями к-рой являются: ликвидация экономич. зависимости страны от империализма, достижение и защита полного и подлинного нац. суверенитета, установление нар.-демократич. строя и создание материальных условий для построения социализма. Совр. период революц. движения в стране МКП характеризует как период накопления сил, т. е. напряжённой экономич., политич. и идеологич. борьбы. 16-й съезд (окт.-нояб. 1973) принял новые программу н устав партии.

Делегации МКП участвовали в работе междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий 1957, 1960, 1969 (Москва). МКП одобрила документы, принятые этими совещаниями.

МКП строится по принципу демокра-тич. централизма. Высший орган партии - съезд, между съездами работой руководит ЦК. Ген. секретарь ЦК МКП - А. Мартинес Вероуго. Печатные органы МКП: журн. "Опосисьон" ("Oposicion"), выходит 2 раза в месяц, газ. "Вое де Мехико" ("La Voz de Mexico"), обществ.-политич. и теоретич. журн. "Нуэва эпока" ("Nueva Epoca").

Съезды Мексиканской коммунистической партии: 1-й съезд - дек. 1921; 2-й съезд - 1923; 3-й съезд - апр. 1925; 4-й съезд - май 1926; 5-й съезд - 1927; 6-й съезд - янв. 1937; 7-й съезд -янв.- февр. 1939; Чрезвычайный съезд-март 1940; 8-й съезд - май 1941; 9-й съезд - март 1944; 10-й съезд - нояб.-дек. 1947; 11-й съезд - нояб. 1950; 12-й съезд - нояб. 1954; 13-й съезд - май 1960; 14-й съезд -дек. 1963; 15-й съезд-июнь 1967; 16-й съезд - окт.- нояб. 1973. Все съезды состоялись в г. Мехико.

Лит.: 50 anos de lucha del PCM, "La Voz de Mexico", 1969; 2 de diciembre, J\% 1981; Martinez Verdugo A., Partido Co-, munista Mexicano. Trayectoria у perspective, Мех., 1971; Partido Comunista Mexicano, 1967-1972, Мех., 1973. К.Н.Курин.

МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1910-17, бурж.-демократич. революция, направленная против феод, пережитков, террористич, режима и гнёта иностр. монополий. Предпосылки М. р. складывались в условиях деспотич. тирании П. Диаса, проводимой им политики разграбления нац. богатств, роста эксплуатации масс, разорения крестьян и превращения их в пеонов. Решение агр. вопроса и предотвращение угрозы суверенитету Мексики со стороны империализма являлись самыми важными задачами надвигавшейся М. р. В условиях созревания революц. ситуации, когда стала очевидной неизбежность глубокой социальной революции, активизировала свои действия и либерально-бурж. оппозиция, возглавлявшаяся Ф. Мадеро. В нояб. 1910 во мн. пунктах страны вспыхнули вооруж. выступления против диктатуры Диаса. Под натиском революционно настроенных масс в мае 1911 реакц. пр-во Диаса было свергнуто, к власти пришло нац.-бурж. пр-во Мадеро (май 1911 - февр. 1913). Обострение классовой борьбы в этот период, широкое крест, движение за землю, в то же время попытка мекс. реакции осуществить реставрацию старого режима привели к контрреволюц. перевороту, подготовленному при активном участии посла США в Мексике Г. Уилсона, и захвату власти ген. В. Уэртой. Против попыток восстановления режима диктатуры выступили широкие нар. массы - крестьянство под рук. своих вождей Ф. Ви-льи и Э. Сапаты, рабочий класс, а также либеральные помещики и буржуазия во главе с В. Каррансой, к-рый призвал к восстанию с целью восстановления кон-ституц. порядков. Под натиском этих сил, при решающей роли революц. армий Вильи и Сапаты, в июле 1914 диктатура Уэрты пала. США, напуганные размахом революции, поставившей под угрозу позиции иностр. монополий, дважды совершали вооруж. интервенцию в Мексику (1914 и 1916), чтобы задушить революцию, но не добились успеха. С приходом к власти пр-ва В. Каррансы (1914-20) в лагере революции произошло размежевание сил в связи с тем, что программа Каррансы не предусматривала социальных реформ и обходила агр. вопрос. В стране развернулась кровопролитная гражд. война. Каррансе удалось нанести армиям Сапаты и Вильи ряд крупных поражений, предопределивших исход гражд. войны в пользу буржуазии. Укрепив свои позиции, пр-во Каррансы обрушило репрессии против рабочего класса и крестьянства. В условиях продолжавшейся вооруж. борьбы в г. Керетаро было созвано Учредит, собрание (дек. 1916 -янв. 1917), к-рое под давлением нар. масс приняло весьма прогрессивную для того времени бурж.-демократич. конституцию. Принятие конституции явилось завершающим актом М. р. Конституция создала предпосылки для осуществления аграрной и др. прогрессивных реформ (см. Мексика), расчищавших путь для развития в Мексике капитализма, стала юридич. основой национализации имущества иностр. компаний и укрепления позиций Мексики в борьбе против иностр. монополий.

Лит.: Альперович М., Руден-к о Б., Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США, М., 1958; Лавров Н. М., Мексиканская революция 1910-1917 гг., М., 1-972; Ochoa Campos М., La revolucion mexicana, t. 1 - 3, Мех., 1966-67; Va lades Jose C., Historia general de la revolucion mexicana, t. 1 - 8, Мех.. 1963-67. Б.Т.Руденко.

Ф. Вилья и Э. Сапата со своими соратниками в президентском дворце. Мехико, декабрь 1914.

Жители г. Мехико приветствуют свержение диктатуры П. Диаса. 1911.

МЕКСИКАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1861-67, вооружённая интервенция Великобритании (1862), Испании (1861 -1862) и Франции (1862-67) в Мексику с целью свержения прогрессивного пр-ва Б. Хуареса и превращения Мексики в колонию европ. держав. Предлогом для интервенции послужил принятый мекс. конгрессом 17 июля 1861 закон о врем, прекращении платежей по внешним долгам. Роль организатора М. э. взяло на себя англ, пр-во Г. Пальмерстона. 31 окт. 1861 Великобритания, Франция и Испания подписали соглашение о совместной интервенции в Мексику. В кон. 1861 исп. войска оккупировали важнейший порт Мексики - Веракрус, а в янв. 1862 там высадились англ, и франц. войска. Решит. сопротивление мекс. патриотов, а также разногласия между интервентами привели к тому, что Великобритания и Испания в апр. 1862 отозвали свои войска из Мексики; Франция продолжала воен. действия. В июне 1863 франц. войска заняли г. Мехико, а в апр. 1864 на мекс. престол был возведён ставленник Наполеона III - Максимилиан I. Развернувшаяся в стране героич. партиз. борьба, контрнаступление регулярных частей мекс. армии, наносившей решит, удары интервентам, твёрдая политика пр-ва Хуареса, стремившегося использовать в интересах Мексики франко-амер. противоречия (резко обострившиеся в период интервенции), и непопулярность мекс. авантюры во Франции привели к краху М. э. В марте 1867 франц. войска покинули Мексику. Максимилиан, пытавшийся сопротивляться мекс. войскам, был взят в плен и расстрелян.

Лит.: Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810-1945, М., 1961, с. 189-221; Беленький А. Б., Разгром мексиканским народом иностранной интервенции (1861 - 1867), М., 1959.

МЕКСИКАНСКИЙ ЗАЛИВ (Gulf Mexico; Golfo de Mexico), полузамкнутое море Атлантического ок. у юго-вост. берегов Сев. Америки, между п-овами Флорида и Юкатан и о. Куба. Пл. 1543 тыс. км2, объём воды 2332 тыс. км3. На В. соединён с Атлантич. ок. Флоридским прол., на Ю. с Карибским м. Юкатанским прол. Имеет хорошо развитую котловину с глуб. до 5203 м. В центр, части - абиссальное плато с группой подводных холмов вые. ок. 300 м. На С., Ю. и В. обрамлён широкими (до 250 км) шельфами. Сев.-зап. шельф богат нефтью (см. Мексиканского залива нефтегазо-носный бассейн). Климат на Ю. тропический, на С.- субтропический. Летом темп-pa воздуха ок. 28 °С, зимой от 14-15 °С на С. (иногда падает до О °С) до 21-23 °С на Ю. Испарение (1000-1750 мм) превышает осадки (1000-1200 мм в год). Летом и осенью часты ураганы. Темп-pa воды на поверхности летом 29 "С, на мелководьях 30-31 °С; зимой от 18 °С на С. до 25 °С на Ю. Солёность воды на поверхности преим. 36,0-36,9°/оо. На глуб. более 2000 м темп-ра и солёность почти постоянны и равны соответственно 4,3°С и 34,98°/оо. Поверхностные течения направлены в основном по часовой стрелке. Входящее в М. з. из Карибского м. Юкатанское течение имеет скорость 50-200 см/сек, а вытекающее из М. з. Флоридское течение, дающее начало Гольфстриму, до 300 см/сек и расход 25 млн. М3/сек. Приливы преим. суточные, вые. 0,3-0,6 м, но встречаются полусуточные и смешанные. Открытая часть М.з. бедна планктоном, на шельфах он обилен (до 1 г/л3). На шельфах ведётся интенсивный промысел рыбы (гл. обр. сельдь-менхеден), устриц, креветок, лангустов и черепах. На всей акватории промысел тунцовых и акул. Осн. порты: Новый Орлеан (США), Веракрус (Мексика), Гавана (Куба).

Лит.: Стоммел Г., Гольфстрим, пер. с англ., М., 1963; Мексиканский залив, М., 1967; Н а r d i n g J. L., N о w 1 i n W . D., Gulf of Mexico, в кн.: The encyclopedia of oceanography, N. Y., 1966. А. С. Полосин.


МЕКСИКАНСКИЙ КИПАРИС (Taxo-dium mucrqnatum), высокое (до 50 л) полу вечнозелёное хвойное дерево сем. таксодиевых из рода болотный кипарис. Многолетние побеги - со спирально расположенной хвоей; боковые, опадающие на второй год,- с двурядно расположенной хвоей. Семенные шишки округлые или яйцевидные, ок. 2,5 см в диам. Растёт в Мексике, в горах; отд. деревья достигают 16 л в диам. и возраста 2000 и более лет. М. к. чувствителен к низкой темп-ре. В культуре редок.

МЕКСИКАНСКИЙ МУЗЕЙ, Национальный музей антропологии (Museo Nacional de Antropologia), одно из крупнейших в мире собраний древнемексиканского и древнеамериканского иск-ва. Осн. в 1865 в Мехико. С 1964 находится в новом здании в парке Чапультепек (арх. П. Рамирес Васкес). Подчинён Нац. ин-ту антропологии и истории. В коллекции М. м. представлен обширный археол. и этнографич. материал (ок. 600 тыс. экспонатов). Б-ка музея насчитывает ок. 300 тыс. тт. Издания: "Cuadernos del Museo Nacional de Antropologia", "Guides" и др.

МЕКСИКАНСКИЙ ТОМАТ (Physalis aequata), однолетнее растение сем. паслёновых; то же, что мексиканский физалис.

МЕКСИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ национальный автономный (Universidad Nacional Autonoma de Mexico, UNAM), крупнейший ун-т Мексики. Осн. в 1551 указом, подписанным королём Карлом V; начал функционировать в 1553 как Королевский католич. ун-т г. Мехико. В течение трёх веков находился под контролем католич. церкви, в 1867 закрыт пр-вом президента Б. Хуареса, в 1910 восстановлен в составе школ права, медицины, инж. дела и архитектуры, в 1929 получил автономию и стал именоваться Мексиканским нац. автономным ун-том.

В составе М. у. (1973): ф-ты - юри-дич., философский и гуманитарный, естеств. наук, мед., хим., инж. дела, коммерческо-административный, политич. и обществ, наук; школы - архитектурная, экономич., музыки, мед. сестёр и акушерства, стоматологич., вет. медицины и зоотехники, изобразит, иск-ва; центры - прикладной математики и теории систем, вычислительный, иностр. языков, лит. исследований, культуры майя, исп. языка, материаловедения, подготовки переводчиков классич. языков и др.; Ин-ты - биологии (Ботанич. сад), физики, геофизики, географии, геологии, инж. дела, библиографич. исследований Нац. б-ка), мед. и биологич. исследователи, экономич., эстетики, философии, истории, социальных иследований, математики, химии; лаборатория ядерных исследований; нац. строномич. обсерватория (осн. в 1878); центр. б-ка (осн. в 1924, 1,8 млн. тт.) и к. 40 спец. б-к при ф-тах, школах и н.-и. ин-тах. В 1973 в М. у. обучалось 103 тыс. студентов, работало 9,5 тыс. преподавателей.

МЕКСИКАНСКОГО ЗАЛИВА НЕФТЕ-ГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН, располагается в пределах одной из крупнейших впадин земной коры, наиболее прогнутая область к-рой занята водами Мексиканского зал. Впадина имеет почти изометрич. форму диам. ок. 1800 км и выполнена кайнозойскими и мезозойскими отложениями мощностью до 15 км. Наземная часть бассейна занимает Примексиканскую низменность и расположена на терр. юж. штатов США (Техаса, Луизианы, Арканзаса, Миссисипи, частично Алабамы, Джорджии и Флориды) и Мексики (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско). На Ю.-В. он ограничен разломом, отделяющим его от Антильской геосинклинальной системы.

На С. бассейн обрамляется выходами палеозойских отложений в складчатых системах Аппалачей и Уошито или выступами докембрийского фундамента (своды Нашвилл и Паскола); на С.-З. соединяется с Пермским бассейном, на В. его граница проходит через свод Окала Флориды; зап. и юж. обрамление бассейна образовано ларамийским горным сооружением Вост. Сьерра-Мадре.

Наземная часть осложнена рядом крупных впадин и поднятий. Субаквальная часть бассейна включает шельф, континентальный склон и абиссальную равнину с глубиной дна до 4 км. Для всего бассейна в целом характерно проявление соляной тектоники с солью раннеюрского или пермского возраста.

Здесь выявлено св. 2000 нефтяных и газовых месторождений, в т. ч. более 200 в субаквальной части. Нефтегазо-носность связана с миоценовыми, палеогеновыми и меловыми, в меньшей степени плиоценовыми и юрскими отложениями. Коллекторами являются преим. песчаники для кайнозойских и известняки для меловых пород. На С.-З. нефте-газоносны также песчаники и известняки карбона и ордовика. Большая часть месторождений нефти и газа связана с локальными поднятиями платформенного типа, солянокупольными структурами и зонами выклинивания