БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381веющей стали, металлич. кроватей, детских колясок и детских велосипедов, игрушек, изделий из пластмасс, товаров бытовой химии, мебели, металлога-лантерейных изделий и др. Предприятия М. п. дают ок. 15% общего объёма произ-ва в СССР товаров культурно-бытового назначения и хоз. обихода.

Предприятия М. п. дополняют союзно-респ. пром-сть в произ-ве швейных и трикот. изделий, валяной и домашней обуви, ковров, текст, и кож. галантереи. М. п. в значит, мере удовлетворяет нужды колхозов и совхозов в разнообразных предметах производственно-хоз. назначения - в обозном и мелком с.-х. инвентаре, шорно-седельных изделиях, печном и хоз. чугунном литье. В ряде республик и областей для удовлетворения нужд местного х-ва и населения предприятия М. п. осуществляют добычу и переработку торфа, нерудных материалов, выпускают керамич. трубы, метизы, строит, материалы и детали и мн. др. изделия.

Коммунистич. партия и Сов. пр-во всегда придавали большое значение развитию М. п. и на различных этапах хоз. строительства ставили перед ней конкретные задачи, определяли пути её развития и оказывали практич. помощь в организационно-хоз. укреплении и технич. оснащении предприятий. В пред-воен. годы М. п. окрепла, возросли объёмы произ-ва и количество предприятий, производящих предметы потребления. М. п. оказывала большую помощь в обеспечении строит, программы местными строит, материалами, значительной была также её роль в бытовом обслуживании населения.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 предприятиям М. п. на территории, подвергавшейся нем.-фаш. оккупации, был нанесён большой ущерб. Работа по восстановлению М. п. начиналась сразу же после освобождения оккупированных районов. В послевоен. годы М. п. значительно развилась, получая от крупной гос. пром-сти различные виды оборудования, машин, сырья и материалов. Вместе с тем, по мере технич. оснащения, укрупнения и стр-ва новых предприятий, М. п. передавала мн. фабрики и заводы в ведение общесоюзных и союз-но-респ. мин-в. В 1957 большая часть предприятий М. п. была передана в ведение совнархозов, а мин-ва М. п. в союзных республиках были упразднены. В соответствии с решениями Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС во всех союзных республиках вновь были созданы мин-ва М. п. Важное значение для развития М. п. имели пост. Совета Министров СССР от 30 сент. 1966 "О мероприятиях по дальнейшему развитию местной промышленности и художественных промыслов", а также пост. Совета Министров СССР по вопросам дальнейшего развития произ-ва, расширения ассортимента и улучшения качества муз. инструментов, изделий нар. художеств, промыслов, металлоизделий треста "Росинструмент", принятые в 1967-68.

М. п. располагает крупной материаль-но-технич. базой. На 1 янв. 1974 М. п. насчитывала более 3 тыс. предприятий, в т. ч. 1000 районных (городских) промкомбинатов, на к-рых занято более 1 млн. чел. Ср. численность работающих на одном предприятии М. п. составляла 340 чел. Наряду с мелкими и средними предприятиями в М. п. имеются крупные предприятия и объединения с числом занятых от 1,5 до 3 тысяч и более чел. К ним, в частности, относятся: ле-нингр. ф-ки муз. инструментов "Красный Октябрь" и им. А. В. Луначарского, Моск. комбинат по произ-ву муз. инструментов и мебели, Могилёвский металлур-гич. з-д, Оренбургская фабрика пуховых платков, фирма "Туркменковёр" и др. На предприятиях М. п. трудится большое число надомников, пенсионеров и инвалидов. В 1973 надомники составляли более 10% всех работающих в М. п. Объём пром. произ-ва предприятий М. п. увеличился с 3,5 млрд. руб. в 1965 до 8,15 млрд. руб. в 1973. В системе М. п. работают 9 н.-и. и проектно-конструк-торских ин-тов, а так/ке более 100 про-ектно-конструкторских бюро.

Предприятия М. п. оснащаются совр. оборудованием, ведётся большая работа по более рациональному размещению предприятий в республиках и экономич. р-нах, по концентрации произ-ва продукции на специализированных предприятиях, развитию кооперации произ-ва, дальнейшему совершенствованию организации и управления произ-вом и, в частности, созданию производств, объединений (на 1 янв. 1974 в системе М. п. работало 140 производств, объединений и фирм). К. А. Долотов.

МЕСТНАЯ ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА (МПВО), система оборонных мероприятий, осуществлявшихся местными органами власти, направленных на защиту населения и нар. х-ва от возд. нападения противника. Защита населения и нар. х-ва от ударов с воздуха стала осуществляться в 1-ю мировую войну 1914-18. В 20-30-х гг. МПВО возникла во многих европ. гос-вах. В СССР 4 окт. 1932 была организована МПВО как централизованная общесоюзная организация. МПВО создавалась в крупных городах, на важных объектах пром-сти, транспорта, связи, в учреждениях, уч. заведениях, в жилом секторе. Силами личного состава МПВО была проделана большая работа по стр-ву убежищ, обучению населения способам защиты от воздушного и химич. нападения, по подготовке формирований для спасательных и неотложных аварийно-восстановит. работ. В Великую Отечеств, войну 1941-45 мероприятия МПВО получили широкий размах, были созданы части и формирования МПВО, к-рые обезвредили большое количество авиабомб и арт. снарядов, ликвидировали десятки тысяч пожаров и загораний, восстановили сотни ж.-д. мостов, предотвращали аварии, оказывали мед. помощь пострадавшим. В связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет и значит, повышением поражающих возможностей авиации и др. средств борьбы МПВО в СССР в 1961 преобразована в гражданскую оборону. Л. И. Корзун.

МЕСТНИКОВ Василий Васильевич [1(14).1.1908, Якутск,- 18.10.1958, там же], якутский советский режиссёр и актёр, нар. арт. СССР (1958). Чл. КПСС с 1943. В 1929 окончил Якутский пед. техникум. Учился в ГИТИСе (1931 -1934). С 1925 работал в Якутском театре (ныне Якутский муз.-драматич. театр им. П. А. Ой-унского), был художеств, руководителем и гл. режиссёром (1935-38, 1942-43). Внёс значит, вклад в развитие нац.театрального иск-ва. Среди лучших режиссёрских работ: "Ньюр-гун Боотур" Сивцева (1940), ч Макар Дубрава" Корнейчука (1951), "Таланты и поклонники" Островского (1952), "Семья Аллана" Мухтарова (1953), "Под золотым орлом" Галана (1954), "Кузнец Кюкюр" Сивцева (1957). В 1946-48 был режиссёром Якутского муз. театра-студии, где поставил первую якут, оперу "Ньюргун Боотур" Жиркова и Литинского (1947). Работал как педагог, переводчик.

МЕСТНИЧЕСТВО, система феод, иерархии в Рус. гос-ве в 15-17 вв. Назв. "М." произошло от обычая считаться "местами" на службе и за государевым столом. Тот из феодалов, к-рый считал своё происхождение более древним, благородным и знатным либо личные свои заслуги значительными, занимал место ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражд. администрации. Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогич. сведений приводили к частым спорам и распрям по поводу М., к-рые разбирали царь и Боярская дума. В 1-й пол. 16 в. М. наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С сер. 16 в. М. проникает в среду дворян, а в 17 в. даже в среду гостей и городовых чинов. В силу М. люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значит, места на военной и гос. службе. В то же время М. открывало возможности для занятия высших служебных постов людям из знатных фамилий, не обладавшим личными достоинствами. Развитие в России абсолютизма, одним из принципов к-рого являлось создание бюрократич. аппарата, подчиняющегося центр, власти и противостоящего носителям феод, раздробленности, вело к вытеснению М. Князья и бояре, напротив, были заинтересованы в сохранении М., распространявшего их прежние привилегии на дворян и служилых людей. Интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, также вынуждали отменить М., к-рое и было ликвидировано решением земского собора 1682.

В переносном смысле М.-соблюдение узкоместных интересов, наносящих ущерб общему делу.

Лит.: Шмидт С. О., Местничество и абсолютизм, в кн.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), М., 1964; Марке-вич А. И., О местничестве, ч. 1, К., 1879; его же, История местничества в Московском государстве XV-XVI вв., Одесса, 1888.

С. О. Шмидт.

В. В. Местников.

МЕСТНОЕ ВРЕМЯ в астрономии, время, определённое для данного места на Земле; зависит от географич. долготы места. М. в. одинаково для всех точек, расположенных на одном меридиане. Разность М. в. двух мест равна разности долгот этих мест. М. в. определяется из астрономич. наблюдений (в частности, с помощью солнечных часов) в данном месте. М. в. раньше было принято в обыденной жизни, но с кон. 19 в. стало заменяться в большинстве стран (в СССР с 1919) поясным временем. Звёздное М. в. применяется в астрометрии. В быту М. в. часто наз. время, по к-рому живёт тот или иной населённый пункт (обычно это - поясное время). См. Время.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, см. в ст. Самоуправление.

МЕСТНОСТЬ, в физич. географии одна из морфологич. частей ландшафта географического. Представляет собой группу сопряжённых урочищ, связанных с отд. крупными формами рельефа (напр., с водоразделами, речными долинами и террасами и т. п.) или с колебаниями глубины залегания одних и тех же коренных (доантропогеновых) пород (напр., подверженных карсту известняков под покровом лёссовидных суглинков). В качестве М. в ландшафтоведении рассматриваются также сложные системы однотипных урочищ, слившихся в процессе своего развития (напр., системы верховых болотных массивов в ландшафтах тайги), и части ландшафта, отличающиеся друг от друга количеств, соотношением площадей, занятых разнотипными урочищами (напр., боровыми, болотными в тайге и т. п.) при однородном качеств, составе последних. В геогр. лит-ре терминам." употребляется также в общем смысле (как ландшафт, терр. со своеобразным сочетанием природных условий). А. Г. Исаченко.

МЕСТНОСТЬ (воен.), часть (участок, р-н) территории со всеми её природными компонентами: рельефом, грунтами, водами, растительностью и др., а также путями сообщения, населёнными пунктами, пром., с.-х. и социально-культурными объектами; один из важнейших элементов обстановки, в к-рой ведутся воен. действия. Различные свойства М. способствуют воен. действиям или затрудняют их, оказывая большое влияние на организацию и ведение боя или операции. М. делится на следующие осн. типы: по рельефу - на равнинную, холмистую, горную; по условиям проходимости - на слабопересечённую (проходимую), среднепересечён-ную, сильнопересечённую (труднопроходимую); по условиям наблюдения и маскировки - на открытую, полузакрытую, закрытую; п о особенностям природных условий - на пустынную (пустынно-степную), лесную (лесисто-болотистую) и местность сев. р-нов (Арктика, Заполярье, равнинная и горная тундра). Особенно велико оперативное значение крупных водных преград и горных массивов. Свойства М., оказывающие влияние на боевые действия (условия проходимости войск и боевой техники, защиты, наблюдения, ориентирования, ведения огня, водоснабжения и др.), наз. её опе-ративно-тактич. свойствами. Условия М. учитываются при планировании боя и операции, организации взаимодействия войск, системы огня и маскировки, она оказывает большое влияние на управление, связь, наблюдение и работу тыла. Тактич. свойства М. изменяются в зависимости от времени года и погоды. Изучение и оценку М. организуют командиры и штабы всех родов войск с учётом решаемых ими задач. М. изучают и оценивают по личным наблюдениям, результатам разведки, топографич. и спец. картам. Выводы из оценки М. учитываются при принятии решения на бой или операцию и определении характера действий войск.

Лит.: Говорухин А. М., Гаме-зо М. В., Справочник офицера по военной топографии, 3 изд., М., 1968; Иваньков П. А., Захаров Г. В., Местность и её влияние на боевые действия войск, М., 1969; Краткий гопографо-геодезический словарь-справочник, 2 изд., М., 1973.

И. С. Ляпунов.

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ, бюджеты местных органов гос. власти и гос. управления.

В социалистич. странах М. б. являются планами образования и использования фондов денежных средств, необходимых местным органам власти для осуществления возложенных на них функций. Составляются на основе планов развития нар. х-ва. Система М. б. каждой социалистич. страны обусловливается гос. устройством и построена на принципах демократического централизма в управлении нар. х-вом. М. б. утверждаются местными органами власти и являются неотъемлемой частью гос. бюджета каждой страны (см. Бюджетная система).

В СССР в соответствии с адм.-торр. делением страны каждый край, область, округ, район, город, поселковый и сельский Совет имеет свой М. б. Эти бюджеты органически связаны между собой и включаются в гос. бюджеты союзных республик, а последние - в Гос. бюджет СССР, чем организационно закрепляется единство бюджетной системы СССР. Осн. бюджетные права местных Советов определены Конституцией СССР, конституциями союзных и авт. республик, зако-нами о бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.

Объёмы М. б., включая бюджеты авт. республик, возросли с 6,6 млрд. руб. в 1950 до 32,2 млрд. руб. в 1972 (почти в 5 раз). На их долю в 1972 приходилось св. 1/3 общего объёма бюджетов союзных республик и ок. 1/5 объёма Гос. бюджета СССР. Из М. б. финансируются предприятия и хоз. орг-ции, подведомственные местным Советам, социально-культурные учреждения (школы, детские сады, больницы и др.), содержание местных органов власти. В 1972 расходы М. б. составили: на финансирование нар. х-ва - 9,6 млрд. руб., на социально-культурные мероприятия -21,2 млрд. руб.

В М. б. поступают доходы от предприятий местного подчинения (платежи из прибыли пром., строит., коммунальных, торг, и др. предприятий), арендные доходы и местные налоги и сборы. Кроме того, в М. б. производятся отчисления от гос. налогов и доходов в определённых размерах от сумм поступления этих доходов на территории соответствующих адм. единиц (налога с оборота, подоходного налога с населения, подоходного налога с колхозов и др.), что повышает заинтересованность местных Советов в выполнении плана общесоюзных гос. доходов и налогов.

В М. б. может также зачисляться часть платежей из прибыли предприятий респ. подчинения, а в районные, сел., поселковые бюджеты - дополнит, суммы налога с оборота в зависимости от размеров товарооборота орг-ций потребительской кооперации. В 1967-71 значительно расширены права местных Советов, что способствует укреплению их материально-финанс. базы и росту бюджетов.

В капиталистич. странах М. б. представляют собой годовые сметы вероятных доходов и расходов местных органов управления. Они утверждаются местными органами и в состав гос. бюджетов не включаются (т. е. формально они обособлены), но фактически права местных органов самоуправления, в т. ч. и бюджетные, определяются актами центр, пр-в. Удельный вес М. б. составляет в Великобритании ок. 30% , во Франции 20% , в США 26% всех ресурсов бюджетной системы. На совр. этапе М. б. широко используются для гос.-монополистич. регулирования экономики. За счёт М. б. покрываются все коммунальные расходы, значит, часть затрат на стр-во и содержание дорог, транспорт, жилищное стр-во, расходы на содержание полиции, суда, прокуратуры; финансируется т. н. социальная инфраструктура (расходы на просвещение, здравоохранение и социальное обеспечение). Несмотря на то, что удельный вес М. б. заметно возрос, остаётся справедливым указание В. И. Ленина о том, что "не может в буржуазном государстве буржуазия дать действительно на культурные цели ничего кроме грошей, ибо куши нужны ей на обеспечение господства буржуазии, как класса" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 321-22).

Доходы М. б. составляют местные налоги и сборы (в основном с трудящихся),неналоговые доходы (гл. обр. от собственности муниципалитетов), местные займы и субсидии из центр, бюджетов. В общей сумме доходов М. б. в нач. 70-х гг. налоги занимали (в % ) в США 58, Франции 45, ФРГ почти 40, Великобритании 38; неналоговые доходы соответственно - 29, 37, 37 и 21. Субсидии гос-ва в доходах М. б. этих стран колеблются от 13 до 41%. Посредством субсидий центр, пр-во получает возможность определять направление и масштабы всей деятельности местных органов управления и по существу направлять их фи-нанс. политику. Л. С. Величко.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ, налоги и сборы, зачисляемые в доход местных органов гос. власти и гос. управления. В СССР в соответствии с Указом Президиума Верх. Совета СССР от 10 апр. 1942 "О местных налогах и сборах" (с учётом последующих изменений и дополнений) взимаются следующие виды М. н. и с.: налог со строений, зем. рента, сбор с владельцев трансп. средств и разовый сбор на колх. рынках; на территории отд. местностей установлен также курортный сбор. М. н. и с. зачисляются в доходы городских, поселковых и сельских Советов.

Налогом со строений облагаются строения, принадлежащие кооп. предприятиям и орг-циям и отд. гражданам (гос. предприятия, учреждения и орг-ции этого налога не платят). Земельная рента уплачивается кооп. предприятиями и орг-циями и отд. гражданами за земельные участки несельскохозяйственного значения, предоставленные в бессрочное пользование. За жилые строения кооп. орг-ций налог установлен в размере 0,5% их стоимости, за остальные строения кооп. орг-ций и граждан-1% стоимости строений (страховой оценки). По этим платежам имеется большое число льгот. Законодательство определяет условия, при к-рых от платы налогов освобождаются военнослужащие и члены их семей, пенсионеры, Герои Сов. Союза, Герои Соци-алистич. Труда, кавалеры ордена Славы трёх степеней, колхозники и ряд др. владельцев строений и зем. участков. Практически почти каждый третий домовладелец освобождается от уплаты налогов по разным льготам.

В гор. местности владельцы автомобилей, мотоциклов, яхт, лодок, а также используемых в извозном промысле животных уплачивают сбор с владельцев трансп. средств. Сбор взимается один раз в год по ставкам, установленным в зависимости от адм. значения города и вида трансп. средств. Колхозы, колхозники и др. граждане, продающие на рынках продукты своего х-ва либо кустарные и др. изделия, уплачивают разовый сбор на колх. рынках. С 1970 такой сбор не поступает в доход бюджета, а полностью направляется на стр-во, эксплуатацию, благоустройство и расширение колх. рынков. Курортным сбором облагаются граждане, приезжающие на отдых в курортные местности в неорганизованном порядке. Сбор поступает в доход местного бюджета и расходуется на благоустройство соответствующей курортной территории. Размеры сбора определяются решениями Сов. Мин. союзных республик. Лица, приезжающие на отдых и лечение по путёвкам, от уплаты сбора освобождены. В ряде республик установлены льготы для инвалидов Отечеств, войны, инвалидов труда и нек-рых др. категорий граждан. Местные налоги занимают в доходах Гос. бюджета СССР крайне незначительный удельный вес (см. также Налоги).

В др. социалистич. странах М. н. и с. также, как в СССР, занимают небольшое место в общих доходах местных бюджетов и взимаются, как правило, в виде налогов со строений, городских зем. участков, рыночных сборов, сборов с владельцев трансп. средств и нек-рых др. разновидностей налогов и сборов за имущество и получение разного рода услуг.

В капиталистич. странах М. н. и с. составляют осн. источник доходов местных бюджетов. Так, в нач. 70-х гг. в составе общегос. бюджета местные налоги составляли в США ок. 30% , в Японии ок. 31%, во Франции более 9%. Среди таких платежей можно выделить собственно местные налоги (прямые и косвенные), надбавки к госналогам и пр. местные налоги (на зрелища, на владение транспортными средствами и др.). М. н. и с. при капитализме характеризуются резко выраженной регрессивностью, когда наибольшая тяжесть налогового бремени ложится на плечи трудящихся. Отличит, черта этих налогов-их множественность (напр., в большинстве штатов США применяется ок. 12 местных налогов, в ФРГ - ок. 25, в Японии - ок. 15).

В. А. Тур.

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, в социалистич. гос-вах представит, органы власти, осуществляющие руководство хоз. и социально-культурной жизнью, охраной гос. и обществ, порядка, а также прав граждан в пределах соответствующих адм.-терр. единиц. М. о. г. в. в СССР являются местные Советы депутатов трудящихся, в Венгрии - Советы, в Болгарии, Румынии, ДРВ и Албании - Нар. советы, в Польше - Нац. советы, в Чехословакии - Нац. комитеты, в ГДР -Собрания и Представительства, в КНДР - Нар. собрания, в Югославии - Нар. скупщины, в МНР - Хуралы нар. депутатов и т. д. Общее руководство развитием и деятельностью местных органов осуществляют высшие органы власти, а в нек-рых социалистич. странах и правительства. М. о. г. в. строятся и действуют на началах социалистич. демократизма, т. е. это выборные органы, составляющие вместе с высшими органами власти единую систему представит, учреждений страны. Как правило, местные органы избираются непосредственно населением соответствующих адм.-терр. единиц. Выборные представители населения в местных органах подотчётны избирателям и ответственны перед ними за свою деятельность. Эти органы являются массовыми организациями трудящихся, в их работе участвует большое число общественников-активистов. Одной из принципиальных особенностей М. о. г. в. социалистич. стран, отличающих их от органов самоуправления бурж. стран - муниципалитетов, является широта их функций и полномочий, выражающая полноту власти трудящихся, верховенство представит, учреждений в гос. механизме социалистич. стран. Местные органы самостоятельно решают вопросы местного значения, участвуют в осуществлении законов гос-ва, общегос. мероприятий, они вправе обсуждать вопросы общегос. значения и вносить по ним свои предложения. В компетенцию М. о. г. в. входит руководство предприятиями местного значения, орг-циями и учреждениями коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания, охраны обществ, порядка, планирование развития местного х-ва, установление местного бюджета. Для осуществления своих задач местные органы власти создают исполнит, органы общей компетенции (исполнит, комитеты, президиумы и т. п.), а также по отд. отраслям управления. Формой работы М. о. г. в. являются регулярно проводимые сессии, на к-рых решаются важнейшие вопросы развития данной территории. Выборные члены местных органов привлекаются к подготовке вопросов на сессии, к проверке и организации исполнения принимаемых решений через систему постоянных комиссий, ведут работу среди избирателей. Важная роль местных органов власти в механизме гос. руководства, в системе социалистич. демократии обусловливает последоват. курс коммунистич. партий социалистич. стран на развитие их функций, укрепление материально-финанс. базы и самостоятельности этих органов, всемерное усиление их связей с населением. г.

В.Барабашев.

МЕСТНЫЕ УДОБРЕНИЯ, удобрения, получаемые непосредственно в хозяйствах. К ним относят большинство органич. удобрений - навоз, навозную жижу, компосты, торф и др., а также золу. Содержат все осн. элементы питания растений (N, Р, К) и микроэлементы.

МЕСТНЫЙ КЛИМАТ, мезокли-м а т, климат сравнительно небольших территорий, достаточно однородных по природным условиям (напр., определённого лесного массива, мор. побережья, участка речной долины, межгорной котловины, небольшого города или гор. р-на и т. п.). По масштабу распространения занимает промежуточное положение между макроклиматом и микроклиматом. М. к. в значит, степени определяется особенностями земной поверхности в данном районе (её топографией, характером почвы, растит, покровом, гор. застройкой и т. п.). Эти особенности наиболее резко проявляются в нижнем слое атмосферы мощностью до неск. сотен м и постепенно сглаживаются с увеличением высоты. М. к. обычно характеризуется статистич. выводами из многолетнего ряда наблюдений метеорологич. станций данного района.

Лит.: Сапожн икона С. А., Микроклимат и местный климат, Л., 1950.

МЕСТНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА, см. Фабрично-заводской местный комитет.

МЕСТОИМЕНИЕ, класс слов, которые указывают на предмет (лицо) или признак, не выделяя никаких его постоянных свойств. Одно и то же М. соответствует разным предметам или признакам. В значение важнейших М. входит отсылка к речевой ситуации или к самому высказыванию: личные М. 1-го и 2-го лица ("я", "ты", "мы", "вы") и соответствующие им притяжательные отсылают к говорящему; д е и к-тические, или указательные ("этот", "тот"), - к указательному, иногда -мыслимому жесту говорящего; а н а-форические ("он", "она", "оно", "они") - к предшествующей части высказывания; в большинстве языков одно и то же М. может употребляться и как дейктическое, и как анафорическое; возвратные ("себя", "свой") обозначают тождество объекта с подлежащим или принадлежность подлежащему данного предложения; о т-носительные ("который", "кто" и др.) в повествоват. предложении сочетают анафорическую функцию с выражением синтаксич. подчинения придаточного предложения главному; сюда же относятся взаимные М. ("друг друга", "один другого"). К М. обычно причисляют и другие слова, позволяющие говорить о неопределённых объектах: неопределённые ("некто", "какой-то" и др.); отрицательные ("никто", "ничто" и др.); совокупные ("весь", "целый"); выделительные ("самый", "иной"); определительные ("каждый", "любой" и др.); обобщённо-лич