БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381е поездов, что практически не создаёт удовлетворит, микроклимата.

Рис. 6. Пассажирский салон вагона метрополитена (СССР).

Вагоны сов. М. просторны и удобны для входа, выхода и проезда, их вместимость 270 чел., кол-во мест для сидения 44 (рис. 6). Постоянное совершенствование конструкции подвижного состава позволило увеличить скорость движения, применить электрич. тормоз и уменьшить вес вагона при сохранении его вместимости (совр. вагоны на 18% легче и потребляют на 20-22% меньше электроэнергии).

Ведущие тенденции развития сов. М.-увеличение плотности их сетей (примерно до показателя 0,3 км/км2), создание разветвлённых систем входов, приближённых к объектам массового посещения, а также удобных пересадочных узлов.

Строители сов. М. оказывают помощь в проектировании и сооружении М. во мн. странах мира, в т. ч. в столицах европейских социалистич. стран - Будапеште, Варшаве, Праге, Софии.

Илл. см. на вклейке, табл. XII, XIII (стр. 96-97).

Лит.: Пекарева Н. А., Московский метрополитен им. В. И. Ленина, М., 1958; Краткий обзор метрополитенов мира, М., 1958; Волков В. П., Наумов С. Н., Пирожкова А. Н., Тоннели и метрополитены, М., 1964; П и
куль В. С., Резниченко Е. Д., Стародубцева М.С., Метростроение в СССР, М., 1967; Строительные нормы и правила, ч. 2, разд. Д, гл. 3. Метрополитены, М., 1969; Маковский В. Л., Современное строительство тоннелей и метрополитенов за рубежом, М., 1970; Лиманов Ю. А., Метрополитены, 2 изд., М., 1971; Wrottesley A. J. F., Famous underground railways of the world, L., 1956. Г. Е. Голубев, И. М. Якобсон.

МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ (Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке, крупнейшее художеств, собрание США. Осн. в 1870, открыт в 1872. Расположен в Центр, парке, филиал - в парке Форт-Трайон. Экспозиция состоит в основном из частных коллекций, переданных в дар музею. Отделы: амер. живописи и скульптуры, оружия, древнего дальневост. и ближневост. иск-ва, др.-егип. иск-ва, др.-греч. и др.-рим. иск-ва, исламского иск-ва, ср.-век. иск-ва (филиал), муз. инструментов, гравюры и литографии, европ. живописи, иск-ва 20 в., музей книги, дет. музей, ин-т костюма. Среди шедевров мирового иск-ва в собрании М.-м.: "Кратер с Сарпедоном" работы Евфро-ния, "Кубок Роспильози" работы Б. Чел-лини, "Мадонна с младенцем и святыми" Рафаэля, "Венера и лютнист" Тициана, "Спящая девушка" Вермера Делфтского, "Вид Толедо" Эль Греко, "Аристотель перед бюстом Гомера" Рембрандта, "Малле Баббе" Ф. Халса, "Мецетен" А. Ватто. Периодич. издания М.-м.: "The Bulletin", "Calender of Events", "Annual Report" и др.

Лит.: Lerman L., The Museum. One hundred years and the Metropolitan Museum of Art, N. Y., [1969].
И. А. Антонова.

"МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА" (Metropolitan Opera), ведущий оперный театр в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке. Здание построено по проекту арх.

Характеристика метрополитенов ряда городов мира (на 1 января 1973)

























Страна

Город

Год ввода в эксплуатацию

Протяжённость линий, км

Число станций

Перевозка за год, млн. чел.





СССР









США









Великобритания
Франция

ГДР
Западный Берлин
ФРГ

ЧССР
Венгрия Австрия Испания

Греция
Италия

Португалия Норвегия Швеция Нидерланды Япония


Аргентина Канада

Мексика

Москва Ленинград Киев
Тбилиси
Баку





Нью-Йорк Чикаго Филадельфия Бостон Кливленд





Лондон Глазго
Париж Берлин


Гамбург
Мюнхен
Прага Будапешт Вена
Мадрид Барселона Афины
Рим
Милан Лисабон
Осло Стокгольм Роттердам Токио
Осака
Нагоя Буэнос-Айрес Торонто Монреаль Мехико

1935
1955
1960
1966
1967





1868
1892
1907
1901
1955





1863
1897
1900
1902

1902
1912
1971
1974
1896
1898
1919
1924
1925
1955
1964
1959
1966
1950
1968
1927
1933
1957
1913
1954
1966
1969

148,6
44,7
18,2
12,6
16,4





385
143
39,4
48
30,5





387,6
10,5
228,6
14,6

88,9
90,7
15
6,8
13,8
26,7
50,9
34
25,7
11,0
34,2
12
28,2
70,5
7,6
113,7
67,1
32,4
34
42
25,6
40,8

96
29
14
11
7





477
154
53
48
17





249
15
343
22

109
79
17
9
22
25
84
52
20
11
43
20
35
72
8
104
67
36
57
47
28
48

1770,4 483,3 177,7
97,3
62,9





1227,8 103,5
110
95
13,3





665
15,3 1110,3
61

270,6 187,2
6,7
21,9
72,5
502
241,1
92,3
21 ,8 125,6
70,4
28
187
28
1300
683
179
26,1
169,2 127,4
390




Дж. К. Кейди. Зрит. зал на 3625 мест. Единственный в США постоянный оперный театр (работает 7 месяцев в году). Создан на средства акц. об-ва "Метрополитен-опера хаус компани". Субсидируется крупными фирмами, об-вами, частными лицами. Хор, оркестр и вспо-могат. коллективы стабильны; солисты и дирижёры приглашаются на определённые сезоны или на спектакли (по контрактам). Оперы исполняются на языке оригинала. Произв. амер. авторов и совр. композиторов др. стран ставятся редко, в репертуаре - мировая классика: оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Г. Доницетти, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Ж. Визе, В. А. Моцарта, Р. Штрауса и др. Успехом пользуются произв. рус. композиторов ("Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама").

На сцене "М.-о." выступали крупнейшие певцы - С. Арнольдсон, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин, Э. Дестинова, Л. Бори, Б. Джильи, А. Галли-Курчи, Т. Руффо и мн. др., с 50-х гг.- М. Дель Монако, Б. Нильсон, Л. Прайс, Т. Гобби, Б. Христов, Л. Ризанек, Р. Скотто, Дж. Сатерленд, Р. Тебальди, К. Людвиг, Дж. Лондон, Н. Гяуров и др., а также сов. артисты - П. Г. Лисициан, Г. П. Вишневская, М. Л. Биешу. Спектаклями руководили виднейшие дирижёры-Ф. Мотль, Г. Малер, А. Тосканини, Д. Митропулос, К. Бём, Л. Стоковский, Л. Бернстайн, 3. Мета, Г. Караян и др. В сент. 1966 театр перешёл в новое здание в "Лин-кольн-сентер", оснащённое совр. техникой. Зрит, зал (на 3800 мест) отличается первоклассной акустикой. Высокая стоимость билетов делает театр недоступным для ширс-хой аудитории.

Лит.: Ромадинова Д., Музыка и музыканты Америки, III - "Метрополитен-опера", "Советская музыка", 1969, № 8; Seltsam W. H., Metropolitan opera anna-les, N. Y., [1949].

Л. Г. Григорьев.

МЕТРОПОЛИЯ (греч. metropolis, от meter - мать и polis - город), 1) др.-греч. города (полисы), имевшие колонии (см. Колонии античные). М. не имела власти над колониями, хотя покровительствовала им и в их спорах играла роль третейского судьи. 2) В эпоху колон, захватов термин "М." стал применяться к гос-вам, владеющим колониями (обычно заморскими). Политико-правовые формы связей М. с колониями могут быть различными (протекторат, вассалитет, инкорпорация и т. д.), но по существу это всегда отношения господства, подчинения и эксплуатации М. этих территорий. 3) В нек-рых гос-вах (напр., в Канаде) центр, город провинции или области. Иногда М. наз. также столицы гос-в.

МЕТРОРРАГИЯ [от греч. mitra - матка и rhegnymi - прорываю(сь)], маточные кровотечения, наступающие беспорядочно, т. е. с нарушением менструального цикла. Наблюдается при мн. видах акушерской (аборт, пузырный занос, внематочная беременность и др.) и гинекологической (полипоз слизистой матки, эрозия шейки матки, субмукозные фибромиомы, саркомы, рак половых органов и др.) патологии. В нек-рых случаях М. является наиболее выраженным признаком патологии менструального цикла; причина этих кровотечений - расстройство циркуляции крови в маточной стенке вследствие нарушения регулирующих механизмов в центр, нервной системе, ведущего к нарушению эндокринной функции яичников. Лечение - устранение причины, вызвавшей М.

МЕТСАНУРК Майт (псевд.; наст, имя и фам. Эдуард X у б е л ь) [7(19).11. 1879, Тартуский у.,-21.8.1957, Таллин], эстонский советский писатель. Род. в крест, семье. Печатался с 1904. Был журналистом. В первом романе "Биллем из Вахесааре" (отд. изд. 1909), в романе "Рабы* (1912) осуждал социальную несправедливость. Роман "Красный ветер" (1928, рус. пер. 1960) отражает классовую борьбу. В 30-е гг., в атмосфере поли-тич. реакции, социально-критич. тенденции в произв. М. слабеют. Он опубл. историч. романы "На реке Юмере" (1934, рус. пер. 1964) и "Тлеющий огонь" (1939), антиклерикальный роман "Званые и избранные" (1937). Роман "Летний солнцеворот" (1957) изображает жизнь сел. тружеников накануне 1940 в Эстонии. М. писал также рассказы, пьесы, критич. статьи.

С о ч.: Kogutud teosed, kd 1, 3, 7, Tartu, 1929 - 30; Valitud teosed, kd 1 - 4, Tallinn, 1957-69.

Лит.: Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971.

МЕТСЮ (Metsu, Metsue) Габриель (янв. 1629, Лейден, - похоронен 24. 10. 1667, Амстердам), голландский живописец-жанрист. Работал в Лейдене, затем в Амстердаме. Произв. М., в к-рых прослеживаются влияния Рембрандта, Г. Терборха, Я. Вермера, отличаются тонко разработанной светотенью, виртуозной передачей фактуры предметов, тканей; колорит М. строится на изысканных цветовых контрастах. Сцены из бюргерского быта у М. проникнуты ровным, несколько флегматичным настроением ("Больная и врач", Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: В и п п е р Б. Р., О творческой эволюции Габриэля Метсю, в кн.: Из истории русского и западноевропейского искусства, М., I960, с. 314-24; Gabriel Metsu. Ten-toonstellung. Catalogus, Leiden, 1966.

Г. Метсю. "Больной ребенок". Ок. 1660. Рейксмюсеум. Амстердам.

МЕТТЕРНИХ, Меттерних-Вин-н е б у р г (Metternich-Winneburg) Кле-менс Венцель Лотар (15.5.1773, Кобленц,-11.6.1859, Вена), князь, австрийский гос. деятель и дипломат. В 1801 -1803 австр. посланник в Саксонии, в 1803 - 05 в Пруссии, в 1806 - 09 посол в Париже. В 1809-21 мин. иностр. дел и фактически глава австр. пр-ва, в 1821 -1848 канцлер. М. как дипломат был мастером тактики лавирования и выжидания, отличался умением вводить в заблуждение своих партнёров. Став министром, М. старался упрочить австро-франц. отношения, рассчитывая вернуть Австрии земли, потерянные ею в войнах с Наполеоном, и приобрести новые территории. 14 марта 1812 заключил союзный договор с наполеоновской Францией, готовившейся к походу против России. После разгрома наполеоновских войск в России выступил (в марте 1813) с предложением «мирного посредничества», стремясь использовать это посредничество в интересах Габсбургской монархии, помешать укреплению позиций России в Европе. М. решительно выступал против привлечения к борьбе с наполеоновской Францией нар. масс, был противником объединения Германии. После присоединения Австрии к антифранцузской коалиции (авг. 1813) М. тормозил развёртывание воен. действий против Наполеона. Играл большую роль на Венском конгрессе 1814—15. Потерпев неудачу в попытке изолировать Россию, в янв. 1815 подписал вместе с представителями Великобритании и Франции секретный договор, направленный против России и Пруссии.

М.— один из гл. организаторов Священного союза. Т. н. система Меттерниха была направлена на борьбу с революционным, либеральным и нац.-освободит, движением во всех странах; М. был инициатором политики полицейских репрессий в Австрии и гос-вах Германии. Стремясь укрепить феодально-абсолютистский строй и господство австр. меньшинства в многонац. Габсбургской монархии, пр-во М., выражавшее интересы феод, землевладельцев и крупных финансистов, всемерно разжигало вражду между народами австр. империи. В 1847 М. предпринял окончившуюся неудачей попытку организовать иностр. вмешательство в гражд. войну в Швейцарии на стороне реакц. Зондербунда. Власть М. в Австрии была свергнута Революцией 1848—49. В марте 1848 М. бежал в Великобританию, затем направился в Бельгию (окт. 1849). В 1851, после поражения революции, вернулся в Австрию, но активного участия в политич. жизни не принимал.

К. В. Л. Меттерних.

Соч.: Aus Metternich's nachgelassenen Papieren, Bd 1 — 8, W., 1880 — 84.

Лит.: Энгельс Ф., Начало конца Австрии, К. М а р к с и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Борьба в Венгрии, там же, т. 6; е г о же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8, с. 30 — 36; его же, Роль насилия в истории, там же, т. 21, с. 432 — 37; Оберман К., О роли Меттерниха в европейской дипломатии 1813 г., в сб.: Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства, М., 1965; 3 а к Л. А., Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи, М., 1966; S r b i k H., Metternich der Staatsmann und der Mensch, 3 Aufl., Bd 1 —2, Munch., 1957; Bertier de Sauvigny G., Metternich et son temps, P., 1959; М а у A. J., The age of Metternich. 1814—1848, N. Y., 1965; Оbermann K., Bemerkungen uber die burgerliche Metternich-Forschung, «Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», 1958, № 6; Sсhrоeder P. W., Metternich studies since 1925, «Journal of Modern History», 1961, v. 33, № 3.

Л. А. Зак

МЕТУЭНСКИЙ ДОГОВОР 1703, подписан Великобританией и Португалией 27 дек. Получил название по имени англ, посланника в Португалии лорда Метуэ-на (Methuen), подписавшего договор. По М. д. Великобритании было разрешено ввозить в Португалию свои шерстяные изделия, импорт к-рых всем гос-вам, в т. ч. и Великобритании, был в 1677 запрещён португ. пр-вом. Португалия получила право ввозить в Великобританию на льготных условиях свои вина. Предоставленные Великобритании по М. д. преимущества позволили ей в короткий срок занять господств, положение во внешней торговле Португалии и подавить развитие местной португ. пром-сти, что усилило зависимость Португалии от Великобритании, обусловленную Лисабонским договором 1703. В 1836 М. д. был формально отменён; однако зависимость Португалии от Великобритании сохранилась и в дальнейшем.

МЕТЦИГ (Maetzig) Курт (р. 25.1.1911, Берлин), немецкий кинорежиссёр (ГДР), чл. Герм, академии иск-в. В 1935 окончил Высшую технич. школу. В кино с 1933. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 вступил в ряды Коммунистич. партии Германии. Один из организаторов кинопроизводства ГДР, с 1946 художеств, руководитель киностудии ч ДЕФА". Творчество М. отличается антифашистской направленностью, публицистичностью. Его картины "Брак в тени" (1947), "Пестроклетчатые" (1949), чСовет богов" (1950) рассказывают о периоде фашизма в Германии и годах войны. Значит, явлением стали фильмы "Эрнст Тельман - сын своего класса" (1954; пр. Мира на 8-м Междунар. кинофестивале в Карлови-Вари) и -"Эрнст Тельман -вождь своего класса" (1955) и др. В 1967 создал фильм "Знамя Кривого Рога" -о нем. шахтёрах, сохранивших в годы нацизма знамя своих сов. товарищей, переданное им в 1929. В 1954 организовал Высшую немецкую киношколу в Бабельсберге (ныне Высшая нем. школа кино и телевидения), с 1955 профессор. Нац. пр. ГДР (1949, 1950, 1954, 1959).

Лит.: Касьянова Л., К а р а в а ш-кин А., Дорога к мастерству, М., 1973, с. 17-55. О.В.Якубович.

МЕТЧИК, режущий инструмент для нарезания винтовой резьбы в предварительно просверленном отверстии. М. представляет собой цилиндрич. валик, имеющий на одном конце режущие кромки. Другой конец М. (хвостовик) предназначен для закрепления в патроне или удержания его в воротке во время работы. Осн. типы М.: ручные; гаечны е-для нарезания за один проход полной резьбы в сквозных отверстиях; м а-шинные - для нарезания резьбы гл. обр. в глухих отверстиях на сверлильных станках, автоматах и спец. агрегатных станках; станочные - для получения резьбы в сквозных отверстиях на гайконарезных станках; бесканавоч-н ы е - для нарезания за один проход резьбы в сквозных отверстиях; автоматные - для нарезания резьбы в гайках на гайконарезных автоматах; плашечные и маточные - для нарезания резьбы и калибровки и удаления заусенцев в резьбовых отверстиях круглых плашек. Материал для изготовления М.- легированная инструментальная и быстрорежущая сталь. См. Металлорежущий инструмент.

МЕФИСТОФЕЛЬ (Mephistopheles, Me-phostophilis, Mephistophilus, возможно, греч. происхождения - "ненавидящий свет", от те - не, phos - свет и philos - любящий; по др. версии, др.-евр. происхождения - of мефиц - разрушитель и тофель - лжец), наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Фольклор и художеств. лит-pa разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном - духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история "падения", "изгнания из рая" библейского сатаны, иногда - его бунт против бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. В филос. трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы нем. нар. легенды, М.- искуситель и антагонист Фауста. К образу М. обращался А. С. Пушкин. М.- чёрт у Ф. М. Достоевского ("Братья Карамазовы") и Т. Манна ("Доктор Фаустус")-воплощение морального нигилизма. М.- Воланд и его свита М. Булгакова ("Мастер и Маргарита") - гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки. Образ М. вдохновлял художников (Э. Делакруа, М. Врубель), композиторов (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн).

Лит. Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М.- Л., 1958; Лакшин В., Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", "Новый мир", 1968, МЬ 6; Milner М., Le diable dans la 1 literature francaise, t. 1-2, P., 1960; К г е t z e n-bacher L., Teufelsbundner und Faustge-stalten im Abendlande, Klageniurt, 1968.

М. А. Гольдман.

МЕФОДИЙ (ок. 815-6.4.885), славянский просветитель, старший брат Кирилла; см. в ст. Кирилл и Мефодий.

МЕХ ИСКУССТВЕННЫЙ, текстильное изделие, имитирующее натуральный мех. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам и сравнительно низкой стоимости при массовом произ-ве широко используется для изготовления одежды, головных уборов и отделки. М. и. служит также обивочным и прокладочным материалом. Широко распространены тканые и трикотажные длинноворсные М. и., имитирующие дорогие натуральные меха норки, куницы, енота, ондатры, обезьяны и даже лисы, а также меха с гладким ворсом - мех жеребёнка, телёнка, нерпы и др.

М. и. состоит из несущего основания (грунта) и ворсового покрова. Различают М. и.: тканый, трикотажный, прошивной, клеевой и получаемый приклеиванием ворсинок в электростатич. поле. Тканый М. и. образуется тремя системами нитей - ворсовыми, коренными и уточными. При этом два грунтовых полотна связаны ворсовыми нитями, к-рые затем разрезаются. При трикот. способе ворс ввязывается на спец. кругловязальных машинах (см. Трикотажная машина). При прошивном и клеевом способах несущее основание и ворс изготовляют раздельно. Ворс закрепляют на несущем основании прошиванием или наклеиванием. С помощью клеевого способа получают, напр., искусств, каракуль. При изготовлении М. и. электростатич. способом волокна, заряженные в электростатич. поле и затем ориентированные, распределяются равномерно по предварительно обработанной клеем поверхности ткани, на к-рой они закрепляются после высушивания, образуя ворс. М. и. вырабатывается с любой плотностью ворсового покрова. Последний по высоте и распределению более равномерен, чем волос натурального меха. По внешнему виду М. и. почти полностью воспроизводит цвет, рисунок и расположение ворса имитируемого меха. Для образования ворсового покрова М. и. применяются различные мононити или комплексные полиамидные и полиэфирные вискозные и ацетатные нити (см. Волокна химические). Для длин-новорсного меха наиболее часто употребляют пряжу из полиакрилонитриль-ных волокон, к-рые благодаря шерстистости, малой плотности, высокой упругости, малой теплопроводности и весьма низкой гигроскопичности особенно пригодны для изготовления М. и. Для основания (грунта) М. и. используют хл,-бум. пряжу, иногда с целью упрочнения - синтетич. нити.

М. и. выпускают различных цветов и рисунков. Последующая отделка М. и. обеспечивает устойчивость ворсового покрова к смятию, пушистость, гид-рофобность, создание того или иного узорчатого или тиснённого рисунка путём механич., термич. и химич. обработок. В зависимости от фактуры имитируемого меха отделка включает следующие осн. процессы: многократное расчесывание, стрижку - подравнивание ворсового покрова, крашение, термич. обработку, полировку, узорчатое расцвечивание ворса и др. Для придания изнанке ткани вида кожи и прочного закрепления ворса в основании применяют проклеи-вание латексами и аппретами, дублирование с поролоном. В СССР в 1972 выпущено ок. 60 млн. м М.и. в.

А. Павлова.

МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИНСТИТУТ всесоюзный научно-исследовательский (ВИМ), находится в Москве. Осн. в 1930. Имеет (1973): 33 лаборатории, отделы - научно-организационный; научно-методический; научно-тех-нич. информации, изобретательства и па-тентоведения; полевых испытаний с.-х. техники; измерений; перспективной системы машин для комплексной механизации растениеводства; механизации применения удобрений; механизации уборки зерновых культур; комплексных предприятий и процессов по переработке и хранению зерна; механизации комплексной уборки зелёных кормов; с.-х. транспорта; перспективной тракторной с.-х. энергетики; эксплуатации машинно-тракторного парка. В ведении ин-та: Армавирская опытная станция (г. Армавир Краснодарского края), опытное х-во "Каменка" (Подольский р-н Моск. обл.), Котовский опорный пункт (г. Котовск Одесской обл.), Новотроицкий опорный пункт (с. Ясные Поляны Троицкого р-на Челябинской обл.), Ставропольский опорный пункт (г. Ставрополь), Центральное опытно-конструкторское бюро (Москва), Машиностроительный з-д опытных конструкций (Москва). Ин-т разрабатывает теорию с.-х. машин и новые технологич. процессы возделывания, уборки и послеуборочной обработки с.-х. культур; системы машин для комплексной механизации с.-х. произ-ва, рациональные методы использования машинно-тракторного парка. Ин-т имеет очную и заочную аспирантуру. Издаёт "Труды" (с 1935).

Г. Т. Павловский.

"МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Мин-ва станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР. Издаётся в Москве с 1947. В 1947-58 выходил под назв. "Механизация трудоёмких и тяжёлых работ". С 1959 -"М. и а. п.". Освещает вопросы комплексной механизации и автоматизации в различных отраслях нар. х-ва (машиностроении, металлургии, горнорудной, химич., лесной, лёгкой, пищ. пром-сти и др.), кроме с. х-ва и строительства. Публикует материалы по механизации тяжёлых и трудоёмких погрузоч-но-разгрузочных, транспортных и складских работ, большое внимание уделяет механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда и др. Сообщает о новейших достижениях в области механизации и автоматизации за рубежом. Тираж (1974) 20 тыс. экз.

"МЕХАНИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Всесоюзной академии с.-х. наук им. В. И. Ленина. Издаётся в Москве с 1930. При основании наз. "Пути механизации сельского хозяйства". Нек-рое время одновременно издавались два самостоят, журнала -"Механизация социалистического сельского хозяйства" (1931 - 37) и "Электрификация сельского хозяйства" (1931-37). Освещает важнейшие проблемы создания и эффективного использования с.-х. техники. Тираж (1973) 33 130 экз.

МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА, комплекс устройств, изменяющих подъёмную силу и лобовое сопротивление крыла летательного аппарата. М.к. уменьшает скорость посадки самолёта, а при взлёте облегчает его отрыв от поверхности земли. В зависимости от типа М. к. подъёмную силу можно увеличить в 1,5-2 раза и более, благодаря чему посадочную скорость можно уменьшить на 20-50% и более. Добавочную подъёмную силу получают: увеличением кривизны профиля крыла (рис., 1 и 2) и площади его поверхности (рис., 2), улучшением обтекания (воздухом) крыла посредством управления пограничным слоем (рис., 3), применением реакт