БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381нтейнеров, строит, подъёмников, лифтов, канатных дорог, монорельсовых подающих систем. К числу подъёмно-трансп. средств относятся также средства малой механизации: блоки, кошки, полиспасты и др. подъёмные механизмы. Выбор средств механизации для подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ определяется видом грузов (штучные, длинномерные, жидкие, сыпучие), типом транспортных средств (вагоны, суда, автомобили), тарой, объёмом выполняемых работ, расстоянием перемещения грузов и высотой подъёма. Важное значение имеет комплексность и взаимное соответствие способов подъёма, перемещения, погрузки, выгрузки и укладки грузов в пунктах отправления и прибытия. Объёмы этих видов работ зависят от числа перевалок грузов. Уровень механизации подъёмно-транспортных и погрузоч-ж>-разгрузочных работ определяется отношением количества грузов, переработанных с помощью средств механизации, к общему объёму перерабатываемых грузов. Важное значение для снижения трудовых затрат на пром. предприятиях имеет внедрение средств механизации с целью полной замены ручного труда на внутрицеховой и межцеховой погрузке и выгрузке материалов, деталей, полуфабрикатов, загрузке и выгрузке ж.-д. вагонов, грузовых автомобилей и прицепов, штабели-ровании полуфабрикатов и готовых изделий на цеховых и заводских складах. Осн. пути осуществления комплексной М. п. этих работ: рациональная организация складского х-ва предприятий, макс, приближение складов к цехам-потребителям, объединение транспортно-склад-ских операций с технологич. процессами осн. произ-ва; оснащение погрузочных площадок и складов совр. средствами механизации (кранами-штабелёрами, напольными электроштабелёрами, погрузчиками и т. д.); централизация работы внутризаводского транспорта, внедрение маршрутных перевозок; применение прогрессивных трансп. средств (конвейеров и монорельсовых дорог с автоматическим адресованием грузов, электротягачей, пневматического транспорта), внедрение бесперебойной транспортировки грузов на основе широкого использования пакетных и контейнерных перевозок с применением унифицир. оборотной тары; механизация вспомогательных операций на самих погрузочно-разгрузочных работах, связанных с застропкой и отстропкой грузов, применением контейнеров с автостропами, с формированием и расформированием пакетов на поддонах и т. д.

В строительстве М. п. связана с особенностями технологии строит, произ-ва, к к-рым относятся большая гру-зоёмкость и смена фронта работ. М. п. в строительстве облегчает труд и сокращает сроки ввода в действие объектов. Она направлена гл. обр. на превращение строительного произ-ва в механизир. поточный процесс сборки и монтажа зданий и сооружений из крупнопанельных элементов и узлов, изготовляемых на специализир. з-дах. Увеличение произ-ва строительной техники, широкое внедрение сборных железобетонных конструкций, новых строит, материалов, высокопроизводит. методов работ обеспечили в 1960-70 рост производительности труда в стр-ве на 60%. Достижения в области создания новых конструкций сооружений, совершенствование технологич. методов строит, произ-ва, увеличение объёма монтируемых элементов способствовали изменению ряда параметров строит, машин, а иногда и коренной их реконструкции, обусловили появление новых, ранее не применявшихся машин. Созданы и успешно применяются мощные землеройные, дорожные, строит, машины - многоковшовые экскаваторы, роторные и цепные траншеекопатели, колёсные одноковшовые погрузчики и др. Уровень комплексной механизации наиболее тяжёлых и трудоёмких земляных, бетонных и монтажных работ в 1972 составил 90-97,5%. Погрузка и разгрузка камня, песка, гравия, щебня, леса, металла механизированы на 97%. Механовооружённость труда в стр-ве за 1960-72 возросла в 2,5 раза. Стр-во из крупноразмерных строит, элементов, узлов, панелей и блоков с полной сбор-ностью несущих и ограждающих конструкций составляет ок. 4/4 общего объёма строительно-монтажных работ, высокими темпами механизируется труд при подготовке бетона, приготовлении раствора. Разрабатываются принципиально новые конструкции средств малой механизации и ручных машин: самоходные машины для рулонных и безрулонных покрытий пром. зданий, машины для нанесения и затирки штукатурки, окрасочные форсунки с защитными воздушными экранами и др. Дальнейшей задачей М. п. в стр-ве являются внедрение машин на погрузке и разгрузке цемента, на штукатурных, малярных и сантехнич. работах, осуществление комплексной М. п. в стр-ве и промышленности строительных материалов.

На транспорте М.п. определяется спецификой транспортных средств. На жел. дорогах М. п. достигается применением прогрессивных средств тяги (электрической и тепловозной), увеличением мощности локомотивов (с соответствующим ростом массы поездов и скорости их движения), использованием большегрузных и саморазгружающихся вагонов, оборудованием ж.-д. линий автоблокировкой, диспетчерской централизацией и т. д. Возрастает уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ на основе использования грузоподъёмных и транспортирующих машин на жел. дорогах и подъездных путях пром. предприятий. Если в 1960 на грузовых дворах магистральных жел. дорог было выполнено комплексно-механизир. способом 50% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ, то в 1972 этот показатель механизации составил 84 %. Дальнейшее развитие получает механизация автомобильных перевозок. В парке автомобилей увеличивается удельный вес автомобилей большой грузоподъёмности и автопоездов. Применение автокранов, машин с грузоподъёмным бортом, полуприцепов-контейнеровозов, саморазгружающихся автопоездов-металловозов позволит механизировать погрузочно-раэ-грузочные работы в ряде отраслей. Высокого уровня достигла М. п. наводном транспорте. В составе морского и речного флотов к 1972 насчитывалось более 90% дизель-электроходов и теплоходов, включая сухогрузные и нефтеналивные суда, оборудованные новейшими навига-ционно-штурманскими приборами. Морские и речные порты располагают такими средствами механизации, как портальные краны, электропогрузчики, спец. трюмные машины, плавучие перегружатели и др. Св. 90% всего объёма грузов в морских портах перерабатывается комплексно-механизир. способом. На речном транспорте с применением механизации выполняется 99% погрузочно-разгрузочных работ. Предполагается значит, расширение пропускной способности морских и речных портов, создание спец. высокомеханизир. перегрузочных комплексов для погрузки и выгрузки контейнеров, навалочных и лесных грузов. В связи с повышением в топливном балансе страны доли жидкого и газообразного топлива высокими темпами развивается полностью механизир. трубопроводный транспорт для нефти (см. раздел Нефтедобыча), нефтепродуктов и природного газа. Протяжённость нефтепроводов в СССР в 1973 составила 42,9 тыс. км, газопроводов - св. 70 тыс. км. Введён в эксплуатацию самый большой в мире нефтепровод "Дружбам из СССР в страны социалистического содружества.

В сельском хозяйствеМ.п. является одной из важнейших проблем в деле повышения эффективности произ-ва и улучшения условий труда. Продуктивность с. х-ва, наряду с селекцией, химизацией и влагорегулировани-ем, определяется уровнем механизации всех видов сельскохозяйств. работ. В 1972 энергетич. мощности с. х-ва составили примерно 265 млн. кет (362 млн. л. с.), из них на долю механич. двигателей приходилось св. 99%. Энерговооружённость труда в 1973 составила 10,3 кет (14 л. с.) на 1 работника. Парк с.-х. машин насчитывал в 1973 св. 2,1 млн. тракторов, более 670 тыс. зерноуборочных комбайнов, ок. 1,3 млн. грузовых автомобилей, св. 40 тыс. хлопкоуборочных машин. Высокий уровень механизации достигнут в колхозах и совхозах на основных полевых работах (пахота, сев зерновых, посадка картофеля, хлопчатника и сахарной свёклы, уборка зерновых, чая, силосных культур и т. п.), на междурядной обработке сахарной свёклы, хлопчатника, при очистке зерна, уборке комбайнами кукурузы на зерно, погрузке зерна при вывозке с токов и др. В то же время сев и посадка овощей в 1972 были механизированы лишь на 72%, стогование сена на 74% , погрузка картофеля на 37% , раздача кормов на фермах крупного рогатого скота на 17%, на свиноводческих фермах на 39%. Колхозы и совхозы будут оснащаться тракторами повышенной мощности, высокопроизводит. зерновыми комбайнами, широкозахватными и многорядными машинами, а также комбинир. машинами, выполняющими за один проход неск. операций. Значительно увеличивается поставка для с. х-ва землеройной и мелиоративной техники, автомобилей повышенной проходимости и грузоподъёмности, автосамосвалов, автомобильных и тракторных прицепов, специализированного автотранспорта. В животноводстве и птицеводстве тенденция развития заключается ,в создании крупных специализированных ферм промышленного типа, внедрении электромашинной технологии, применении поточных технологических линий (доение и первичная обработка молока, приготовление и раздача кормов и др.). В лесной промышленности М. п. также направлена в первую очередь на облегчение труда на тяжёлых и трудоёмких лесозаготовит. работах (см. Лесозаготовительное оборудование). Наиболее механизированы такие процессы, как валка леса, подвозка древесины к верхним складам и вывозка её. На лесозаготовит. предприятиях к 1973 имелось св. 72 тыс. тракторов разных типов, св. 35 тыс. автомобилей, 1,6 тыс, тепловозов; различные машины и механизмы использовались для валки леса, окорки брёвен, погрузки, трелёвки и вывозки древесины и т. п. Объём механизир. работ составляет от общего объёма выполненных работ по валке леса 99%, подвозке древесины к верхним складам - 98%; вывозка древесины полностью механизирована. На валке деревьев применение получили гидроклинья, электро- и бензопилы, управляемые одним человеком и позволяющие спиливать деревья со стволами диаметром до 1 м. Созданы машины для бесчокерной трелёвки леса. Для перевозки леса к ж.-д. транспорту применяются мощные автолесовозы со спец. прицепами. Разработаны высокопроизводит.полуавтоматич. линии для разделки хлыстов, машины, комплексно выполняющие валку деревьев, обрезку сучьев, разделку древесины и формирование пакетов. 75% всей древесины направляется на переработку, используется для произ-ва мебели, как строит, материал и сырьё для целлюлозно-бумажной промышленности.

В лёгкой и пищевой промышленности М. п. направлена на облегчение трудоёмких и утомительных операций, на к-рых используется в основном труд женщин. М. п. в лёгкой пром-сти связана с организацией новых видов произ-ва из вновь создаваемых материалов и сырья, а также с расширением и быстрой сменяемостью ассортимента выпускаемой продукции. Лёгкая пром-сть оснащена механизир. поточными линиями, располагает почти 500 тыс. единиц ав-томатич. и полуавтоматич. оборудования. В пром-сти работают комплексно-меха-низир. участки, цехи, целые предприятия. На предприятиях устанавливаются высо-копроизводит. чесальные станки, ленточные машины с высокой скоростью выпуска, прядильно-крутильные и пневмоме-ханич. прядильные станки, автоматич. ткацкие станки взамен устаревших ме-ханич, и т. д.

В пищевой пром-сти внедряются механизир. и комплексно-механизир. линии по произ-ву хлеба и хлебобулочных изделий, тестоприготовит. агрегаты непрерывного и периодич. действия, поточные линии для произ-ва кондитерских изделий. Повышается уровень механизации в мясной пром-сти: вводятся в эксплуатацию конвейерные линии убоя и разделки скота, поточно-механизир. линии для обработки субпродуктов, произ-ва полуфабрикатов, изготовления колбас, пельменей, котлет и пр., внедряются системы
комплексной механизации и автоматизации цехов-холодильников. Рыбная пром-сть пополняется судами, оснащёнными механизир. линиями обработки рыбы, обеспечивающими комплексную переработку улова и полное использование отходов для произ-ва кормовой муки.

В бытовом обслуживании М. п. направлена на оснащение средствами механизации предприятий службы быта и использование в домашних условиях различных машин, приборов и приспособлений, заменяющих ручной труд при обработке продуктов и приготовлении пищи, стирке и глаженье белья, уборке помещений и пр. (см. Коммунальные машины).

Дальнейшее развитие и совершенствование средств М. п. связано с использованием технич. достижений и науч. открытий на основе развития естеств. наук. Наиболее важными направлениями науч.-технич. прогресса и создания новых средств труда являются: дальнейшее развитие синтеза, прямое преобразование энергии, глубина переработки сырья и защита окружающей среды. В условиях ускорения науч.-технич. прогресса решающее значение для обеспечения роста производительности труда приобретает создание условий для своевременной модернизации средств произ-ва с учётом сокращения сроков амортизации и обновления активной части осн. фондов. Всё это вызывает необходимость значительного расширения номенклатуры произ-ва машин, аппаратов и приборов, повышения их единичной мощности, комплексной механизации и уровня автоматич. управления производств, процессами, углубления специализации произ-ва, нормализации узлов и деталей машин, а также развития их стандартизации. Важная роль отводится решению задачи комплексной механизации с.-х. производства и сопряжённых с ним отраслей по переработке с.-х. продукции, произ-ву минеральных удобрений и средств защиты, а также орошению и мелиорации. Дальнейшее расширение сферы материального произ-ва и внеш. экономич. связей во многом зависит от развития всех видов транспорта, его обслуживания и стр-ва дорог, что вызывает необходимость совершенствования соответствующих средств произ-ва. Дальнейшее развитие технич. средств М. п. предполагает следующее: а) создание новых высокоэффективных машин, механизмов, установок, в к-рых , широко использованы достижения совр. науки и техники, особенно машин и аппаратов непрерывного действия, машин-комбайнов и автоматов; проектирование средств М. п. с повышенными рабочими и трансп. скоростями; б) увеличение единичной мощности машин при снижении их удельной материало-ёмкости и энергоёмкости с сохранением для подвижных машин-орудий манёвренности и проходимости; в) создание для различных отраслей народного х-ва унифицированных базовых машин с комплектами сменного навесного и полуприцепного оборудования для каждого типоразмера, получение широкой номенклатуры мобильных машин-орудий, особенно погрузочно-разгрузочных, строительных, трансп., дорожных и др.; г) применение новых высококачеств. материалов (легированных сталей, лёгких сплавов, пластмасс, новых высокопрочных материалов), гидравлич. и электрич. бесступенчатых передач с широким диапазоном регулирования скоростей, автоматич. устройств для сохранения оптимальных режимов работы, дистанционного и программного управления; д) улучшение условий работы обслуживающего персонала путём звукоизоляции рабочих помещений, их кондиционирования и др.; е) применение средств механизации учёта количества и качества продукции в условиях комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 13-Машины и крупная промышленность, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; е г о же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Народное хозяйство СССР. 1922-1972. Юбилейный статистический ежегодник, М., 1972; Ефимов А. Н., Советская индустрия, М., 1967; Пути развития техники в СССР [1917-1967], М., 1967; История техники, М., 1962; Эффективность комплексного развития техники в промышленности, М., 1966; Механизация и автоматизация производства, М., 1971; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970; Очерки развития техники в СССР (в 5 кн.), кн. 1 - 4, М., 1968-71; Эффективность механизации и автоматизации труда, Л., 1972.

В. Д. Лебедев, Д. П. Воробьёв.

"МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА", ежемесячный научно-технич. и производств, журнал Госстроя СССР и Центр, правления научно-технич. об-ва стройин-дустрии. Издаётся в Москве с 1939 (с перерывом в 1941-45). Публикует материалы по комплексной механизации и автоматизации строит, процессов, эксплуатации и ремонту строит, и дорожных машин, механовооружённости строит, орг-ций, о средствах специализиров. транспорта и организации трансп. перевозок. В журнале освещаются передовой опыт строек, новые методы планирования и экономич. стимулирования в стр-ве, изобретательская и рационализаторская деятельность, зарубежный опыт и др. Тираж (1974) 22 тыс. экз.

МЕХАНИЗАЦИЯ УЧЁТА, применение в бухгалтерском, статистич. и оперативном учёте предприятий, орг-ций и учреждений средств вычислит, техники для выполнения технич. операций, связанных с учётом труда и заработной платы, учётом продукции, доходов и расходов, при составлении отчётных и вспомогат. сводок и т. п. Технич. операции являются обычно массовыми и по своей трудоёмкости занимают до 70-75% всех работ по учёту. М. у. значительно повышает производительность труда персонала, занятого учётными работами, ускоряет сроки получения нужной информации и повышает её точность. Начало механизации учётных работ связано с развитием в конце 19 в. техники механизиров. счёта, с появлением перфораторов, табуляторов, арифмометров и др. Применение простейших счётно-решающих устройств повысило производительность труда при суммировании в 2-3 раза, умножении и делении - в 5-6 раз, а при группировке учётных данных - в 15-20 раз, что позволило значительно ускорить операции по обработке экономич. информации и в конечном счёте способствовало улучшению управления произ-вом.

В СССР М. у. практич. развитие получила в 30-х гг. 20 в., когда была создана отрасль отечественного вычислит, машиностроения. Начиная с 1949 М. у. развивается в направлении комплексной механизации работ, связанных с различными формами учёта и отчётности. Для этой цели на предприятиях и в учреждениях в зависимости от объёма учётных работ создаются машиносчётные бюро (МСБ), машиносчётные станции (МСС) или вычислительные центры (ВЦ). Комплексная М. у. предусматривает замену ручного труда машинным не только на наиболее трудоёмких операциях учёта, но и на всех остальных участках от первичной обработки документов до составления бухгалтерского баланса и сводных статистич. отчётов. Наиболее сложная проблема М. у.- подготовка исходных данных. Она решается при комплексной автоматизации учёта; при этом первичные документы, доступные для непо-средств. восприятия человеком, одновременно являются машинными носителями информации. Комплексная автоматизация учётных операций - высшая стадия М. у., она достигается в автоматизированных системах управления (АСУ).

Лит.: Исаков В. И., Королёв М. А., Основы проектирования механизации учётно-плановых работ, М., 1965; Фельдман Л. С., Застенкер Г. С., Организация и эксплуатация машино-счётных станций и бюро, 2 изд., М., 1972.

Д. П. Брунштейн.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КАРТОТЕКА, устройство для хранения карточек, в к-ром, в отличие от обычных картотек, процесс поиска карточек механизирован. В М. к. носители информации (карточки) размещаются в коробках (кассетах) или непосредственно на полках, как правило, в вертикальном положении. При составлении картотеки карточки группируют по к.-л. признаку (по алфавиту, адресам, виду информации, по характеру данных, заносимых на карточку, и т. п.) и каждой группе присваивается свой индекс (код). При поиске нужной карты оператор набирает (задаёт) на пульте управления её индекс или индекс её группы. Указание оператора преобразуется в сигнал управления электроприводом с указанием направления и шага перемещения полок. В блок управления М. к. входит "избирательное устройство", обеспечивающее автоматич. подачу нужной полки к оператору по кратчайшему пути, что особенно важно при большом объёме картотеки. Количество хранимых карточек и объём содержащейся в них информации зависят от формата карточек, размеров коробок (кассет), числа полок и конструкции М. к. Различают М. к. барабанного и элеваторного типов. Как правило, ёмкость барабанных М. к. от 10 тыс. до 50 тыс. карт (число полок от 3 до 8), элеваторных - от 20 тыс. до 500 тыс. карт (6-30 полок); формат карт от 70 X 100 мм до 200 X X 300 мм.

Наибольшее распространение получили барабанные М. к., в к-рых полки с картами свободно подвешены между двумя дисками (колёсами), имеющими общую ось, связанную с электроприводом (рис.). Диаметр барабана от 500 до 800 мм\ ср. время полного оборота барабана 16-20 сек. Барабан с полками (кассетами) размещается в корпусе с откидной крышкой, служащей одновременно и рабочим столом; при необходимости М. к. укомплектовывают приставным столом. М. к. применяются в конторах пром. предприятий, отделах научно-технич. информации ин-тов и орг-ций, регистратурах и т. п. М. к. значительно упрощает работу с карточками (к любой из них оператор имеет доступ непосредственно с рабочего места) и в 1,5-2 раза ускоряет процесс поиска нужной карты.

Механизированная картотека барабанного типа: а - внешний вид; б - схема устройства; / - барабан; 2 - карточки; 3 ~ пульт управления; 4 - блок управления; 5 - рабочая доска (стол); 6 -электродвигатель привода; 7-полка (кассета).

Г. М. Белоусов.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ, горная крепь длинной очистной выработки (лавы), установка, разгрузка и перемещение к-рой вслед за подвигающимся забоем осуществляются механизиров. способом, без разборки её на составляющие элементы. М. к. применяется гл. обр. на угольных шахтах (в СССР в работе ок. 800 комплектов, 1973); вместе с горным комбайном, забойным конвейером и крепями сопряжения лавы со штреками М. к. образуют выемочные комплексы или агрегаты, обеспечивающие механизацию всех осн. рабочих процессов в очистном забое. Создание конструкций М. к. совр. вида относится к сер. 50-х гг. См. Крепь горная.

Схемы механизированной крепи; а - поддерживающего типа; б - оградительного типа; в - поддерживающе-огра-дительного типа; г - оградительно-поддерживающего типа; 1- опорные элементы-стойки; 2- перекрытие; 3- основание; 4- защитное ограждение; 5 - ограждающее перекрытие; 6 -
поддерживающий козырёк.

М. к. делят: по функциям взаимодействия с боковыми породами - на поддерживающие, оградительные, оградительно-поддерживающие и поддержива-юще-оградительные; по конструктивной схеме взаимодействия секций - на секционные, комплектные и агрегатиро-ванные. Крепи поддерживающего типа (рис. а) предназначены для предотвращения обрушения кровли в пределах рабочего пространства очистной выработки. Секции их состоят из перекрытия, от двух до шести опорных гидравлич. стоек, основания и одного или двух гидродомкратов передвижения. При-заоойная зона лавы поддерживается перекрытиями секции консольно. По длине перекрытие сплошное или состоит из двух и более звеньев, соединённых шарнирами, чем обеспечивается лучший контакт его с неровной поверхностью кровли. М. к. поддерживающего типа при меняют в основном на пластах мощностью до 2 м, реже - до 3,5 м. Крепи оградительного типа испытывают только нагрузку, передаваемую обрушенными породами, защищая рабочее пространство ограждающими перекрытиями (рис. 6). Эти крепи не нашли широкого распространения. Крепи оградительно-поддерживающего и поддерживающе-огра-дительного типов имеют элементы, выполняющие функции поддержания кровли и защиты рабочего пространства от обрушающихся пород. Крепи поддерживающе-оградительного типа (рис. в) поддерживают кровлю на большей ширине рабочего пространства, чем крепи оградительно-поддерживающего типа (рис. г); секция имеет 2-3 гидростойки, что обусловливает возможность применения её в лавах с труднообруша-ющейся основной кровлей при слабой непосредственной кровле. Оградительная часть выполняется в виде прочного наклонного перекрытия. Эти крепи применяют в большинстве случаев на пластах мощностью от 1,6 до 2,5 м; разрабатываются (1974) конструкции для пластов до 3,5 м. Секции крепи оградительно-поддерживающего типа имеют прочное наклонное ограждающее перекрытие и относительно короткий козырёк, поддерживающий кровлю на небольшой ширине у забоя с помощью одной стойки. Крепи применяют при легко обрушаемых основных и слабых породах непосредственной кровли на пластах мощностью 2-3,5 м. М. к., секции к-рых не имеют постоянных кинематич. связей между собой и с др. оборудованием лавы, наз. секционным и. Вследствие большой трудоёмкости передвижки и установки секционные крепи не нашли широкого применения. Комплектные крепи состоят из комплектов, включающих две и более кинематически связанных между собой секций. Комплекты крепи не имеют связей между собой. Секции агрегатированной крепи имеют постоянную кинематическую связь с базовым элементом очистного комплекса - ставом конвейера, направляющей рамой выемочной машины или специальным базовым элементом. Гидродомкратами передвижения снабжаются все или часть секций агрегатированной крепи. Наличие постоянной связи с базой и, как правило, направленное движение являются благоприятными предпосылками для дистанционного и автомати-зиров. управления всем комплексом оборудования очистного забоя. Агрегати-рованные крепи считаются наиболее перспективными. Управление гидроприводом и гидросистемой М. к. производится с кнопочных постов, устанавливаемых в лаве через 5-8 м или центрального пульта, расположенного в штреке. В СССР на пластах пологого падения нашли применение М. к.: поддерживающие М-87 и М-97; поддерживающе-оградительные МК и М-81; оградительно-поддерживающие ОМКТ-М и ОКП и оградительные КТУ