БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381елезнодорожников в Неаполе. Призванный в 1916 в армию, отказался участвовать в империали-стич. войне; эмигрировал в Швейцарию. Здесь М.- редактор газ. "Аввенире дель лавораторе" ("L'Avvenire del Lavorato-ге"), печатного органа итал. социалистов в Швейцарии. В 1918 направился в Сов. Россию для пропаганды среди итал. частей интервенционистского корпуса на Мурманском фронте; оказавшись проездом в Берлине, принял участие в Январском восстании 1919, после поражения к-рого был приговорён герм, властями к 10 годам тюрьмы. В результате кампании протеста итал. рабочих, избравших М. в парламент, и при содействии нем. левых с.-д. он был освобождён и вернулся в Италию. В числе левых максималистов боролся за революц. обновление ИСП и в 1921 участвовал в основании компартии, стал членом её ЦК. В 1921 М. вновь избран в парламент. В этом же году М., подвергшийся нападкам крайней реакции, был лишён депутатского мандата и приговорён к 10 годам тюрьмы; по решению ЦК компартии эмигрировал. В эмиграции (в Германии, затем в СССР) являлся чл. Исполкома Профинтерна, затем чл. Исполкома Межрабпома и представителем этой орг-ции в СССР. Лит.: Pieroni Bortolotti F., Francesco Misiano. Vita di un internaziona-lista, Roma, 1972.

МИЗИДЫ (Mysidacea), отряд из подкласса высших ракообразных. Дл. тела у большинства от 0,5 до 2,5 см, у глубоководных - до 18 см. Внешне напоминают маленьких креветок, в отличие от них, головогрудный щит свободно прикрывает грудной отдел, срастаясь только с передними его сегментами. Грудные ноги двуветвистые, брюшные - частично редуцированы, хвостовые - хорошо развиты, у 6. ч. М. несут орган равновесия -статоцист. Развитие прямое (без метаморфоза), протекает в выводковой сумке матери. Св. 600 видов. Обитают гл. обр. в морях, от поверхностных вод до глуб. 7 км', встречаются также в солоноватых водах, озёрах, реках. В СССР - ок. 100 видов. Служат пищей салаке, кильке, нек-рым сельдям, судаку, треске, карповым и др. промысловым рыбам. М. акклиматизированы во мн. водохранилищах с целью повышения их биол. продуктивности.

Мизида Stylo-mysis grand is.

МИЗОРАМ, союзная территория в Индии. Образована в 1972 за счёт части шт. Ассам (округ Мизо-Хилс). Пл. ок. 21,2 тыс. км . Нас. ок. 400 тыс. чел. Адм. ц.- г. Аиджал.

МИЗОСТОМИДЫ (Myzostomida), подкласс кольчатых червей класса многоще-тинковых червей', нек-рые зоологи выделяют М. в отд. класс. Комменсалы (нахлебники) или паразиты иглокожих (мор. лилий, мор. звёзд и офиур). Паразитич. образ жизни вызвал упрощение и изменение строения по сравнению с типичными кольчатыми червями. Тело овальное или дисковидное; размеры от 0,5 до 12,5 мм. На брюшной стороне тела 5 пар ножек - видоизменённых параподий, заканчивающихся крючковидными щетинками, с помощью к-рых М. прикрепляются к животному-хозяину. Головной мозг слабо развит; глаза отсутствуют. Органы выделения-метанефридии (обычно 1 пара). Кровеносная и дыхат. системы отсутствуют. М.- гермафродиты, сначала у них созревают мужские половые железы, потом женские. Из оплодотворённого яйца выходит личинка - трохофора. 1 семейств, объединяющих ок. 120 видов; распространены гл. обр. в тропич. и суб-тропич. морях. В СССР 6 видов, в Баренцевом, Карском, Беринговом, Охотском и Японском м. Одни М. подвижны и быстро ползают по телу животного-хозяина, другие сидят близ его ротового отверстия или проникают в кишечник, третьи находятся в покровах "рук" и диска хозяина, образуя характерные цисты.

Myzostomum sp. (схема строения); 1 -кишка; 2 -выросты кишки; 3 ~ пищевод; 4 - хоботок; 5- ножка; 6~ усик; 7 - присоска; S -клоака; 9 -брюшная нервная цепочка; 10 - окологлоточное нервное кольцо; 11 - семяпровод.

Лит.: Руководство по зоологии, т. 2, М.- Л., 1940; Traite de zoologie. Anatomie, systematique, biologie, t. 5, fasc. 1, P., 1959.

П. В. Ушаков.

МИЗОЧ, посёлок гор. типа в Здолбу-новском р-не Ровенской обл. УССР. Конечная станция ж.-д. ветки от линии Здолбунов - Красне. Сахарный, хлебный, электроосветит. арматуры з-ды. Пищекомбинат.

МИЗУPCКИЙ, посёлок гор. типа в Ала-гирском р-не Сев.-Осет. АССР. Расположен в Алагирском ущелье, на берегу р. Ардон, в 30 км к Ю. от ж.-д. ст. Ала-гир, на Военно-Осетинской дороге. Обогатит, ф-ка Садонского свинцово-цин-кового комбината.

МИИКЕ, город и порт в Японии, на сев.-зап. побережье о. Кюсю, в префектуре Фукуока. В адм. отношении входит в г. Омута. Выходной порт для р-на угледобычи бассейна Миике.

МИЙО (Milhaud) Дариюс (р. 4.9.1892, Экс-ан-Прованс), французский композитор, дирижёр, муз. критик, педагог. Чл. Ин-та Франции (1956). Участник творч. группы "Шестёрка". В 20-е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С 1936 принимал участие в работе "Народной музыкальной федерации". В годы нем.-фаш. оккупации Франции (1940-44) жил в США. С 1945 проф. Парижской консерватории, продолжает пед. работу в муз. уч. заведениях США. Автор многочисл. произв., в к-рых он нередко обращается к сюжетам из истории нар.-освободит, борьбы: опера "Боливар" (о нар. герое Лат. Америки, 1943), кантата "Огненный замок" (памяти жертв фаш. лагерей, 1954) и др. Среди сочинений М.- оперы "Несчастья Орфея" (1924), "Бедный матрос" (1926), "Христофор Колумб" (1928), "Фиеста" (1958); балеты "Бык на крыше" (1919), "Голубой экспресс" (1924); 12 симфоний, 18 струнных квартетов, музыка к фильмам, обработки франц., браз., негритянских, евр. песен и др. Автор статей, книг, в т.ч. "Мемуаров" (отрывки в рус. пер. - "Заметки без музыки", "Советская музыка", 1963, № 2,3).

Лит.: К р е и н Ю., Д. Мийо, "Советская музыка", 1957, № 8; Говорит Дариус Мийо, там же, 1962, № 9; Ш н е е р с о н Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Roy J., Darius Milhaud, L'homme et son ceuvre, P., 1968.

МИКАДО (букв.- величественные врата), титул императора Японии.

МИКАЛЕ (греч. Мука1ё), мыс в Ионии (М. Азия), против о. Самос; ныне на терр. Турции. Во время греко-персидских войн в 479 до н. э. около М. персы создали укреплённый лагерь для защиты вытащенных на берег кораблей. В сент. 479 с подошедшего греческого флота во главе с афинским стратегом Ксантиппом и спартанским царём Леотихидом был высажен десант (ок. 20 тыс. чел.), к-рый при поддержке ионийцев, насильно призванных в перс, войско, овладел лагерем и уничтожил перс, корабли.Битва при М. привела к освобождению Ионийской Греции: в её городах вспыхнули восстания против Ахеменидов; о-ва Хиос, Лесбос и Самос присоединились к греч. союзу.

МИКАНИЯ (Mikania), род растений сем. сложноцветных. Кустарники или многолетние (б. ч. вьющиеся) травы с супротивными листьями. Цветки обычно белые или розовые, по 4 в корзинках, собранных в колосовидные или др. сложные соцветия. Ок. 250 видов, гл. обр. в тропиках и субтропиках Америки. Нек-рые из травянистых видов используются в озеленении; в оранжерейной культуре - М. ползучая (М. scan-dens), дико растущая от Флориды и Техаса по всей тропич. Америке.

МИКАШЕВИЧИ, посёлок гор. типа в Лунинецком р-не Брестской обл. БССР. Ж.-д. ст. на линии Лунинец - Калинко-вичи. Лесозавод (филиал Пинского де-ревообрабат. объединения). Лесхоз. Строится (1974) дробильно-сортировочный завод.

МИКАЭЛИС (Michaelis) Карин (урожд.- Катарина Б е к, Bech; печаталась под фам. мужа) (20.3.1872, Ран-нерс,- 11.1.1950, Копенгаген), датская писательница. Род. в семье телеграфиста. Много путешествовала по Европе и США, где жила в годы оккупации Дании нем.-фаш. войсками (1940-45). Участвовала в борьбе против фашизма и милитаризма. Выступила в 1898 с романом "Благородная игра" (под псевд. Эдмонд Фальф). Прославилась психологич. романами "Опасный возраст" (1910) и "Мать" (1935, рус. пер. 1958). Автор романов: "Девочка со стёклышками" (1924), "Маленькая лгунья" (1925), "Тайна" (1926), "И грех, и горе, и опасность" (1928), "Последствия" (1930), а также детских книг. Соч. М., многие из к-рых носят автобиогра-фич. характер, посвящены в основном проблеме положения женщины в семье и обществе, воспитанию детей.

Соч.: Vidunderlige verden, bd 1 - 3, Kbh., 1948-50; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-8, М., 1911-13.

Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература. 1918-1952, М., 1963; Dansk litteratur historic, bd 4, Kbh., 1966.

Л. Ю. Брауде.

МИКЕЛАДЗЕ Евгений Семёнович (27.6. 1903 - дек. 1937, Тбилиси), советский дирижёр, засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Окончил Ленингр. консерваторию (учился у Н. А. Малько и А. В. Гаука). В 1931-37 был дирижёром (в 1933 гл. дирижёр) Груз, театра оперы и балета им. 3. Палиашвили. Участвовал в пост, опер "Фауст". Гуно, "Кармен" Визе, "Аида", "Отелло" Верди, "Князь Игорь" Бородина, "Пиковая дама" Чайковского, "Абесалом и Зтери" и "Даиси" Палиашвили; балета "Щелкунчик" Чайковского и др. Выступал и как симф. дирижёр.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе - М и-келаньоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото С и м о н и) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана,- 18.2. 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В произв. М., во многом определивших развитие
европ. иск-ва как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героин, пафоса идеалы Высокого Возрождения, но н трагич. ощущение кризиса гуманистич. миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Родился в семье подеста. М. учился у живописца Гирландайо (1488-89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях [рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", оба мрамор (как и все последующие скульптурные произв. М.), ок. 1490-92, Каса Буонарроти, Флоренция] вырисовываются гл. черты творчества М.- монументальность, пластич. мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме М. создаёт статую "Вакх" (1496-97, Нац. музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению антич. памятниками, и группу "Оплакивание Христа"(1498-1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готич. схему новое, гуманистич. содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. В 1501 М. возвращается во Флоренцию и работает над произв., символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501-04, Гал. АХ, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ М. современники называли terribilita), о героич. порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для росписи Палаццо Век-кьо ("Битва при Кашине", 1504-1506, композиция М. известна по копиям, этюд см. в т. 7, табл. XXI, стр. 288) М. стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает М. в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного М. величеств, скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия М. создал ряд статуй, в т. ч. "Моисея" (1515-16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центр, элементом последнего, осуществлённого варианта. Моисей М.- титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь М. впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т. н. "Восставший раб" и "Умирающий раб", обе - 1513-16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, к-рые остались незавершёнными (ок. 1532-1534, Гал. АХ, Флоренция и по к-рым хорошо виден процесс работы М. над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произв., углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод работы практически Исключает участие помощников. Монументальные живописные циклы М. также выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произв. М.- росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана (1508-12, илл. см. т. 5, табл. X, стр. 448-449). В сложной идейной программе плафона выделяются след, темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с "Отделения света от тьмы" и кончая "Опьянением Ноя", пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах - предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физич. и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение М. приобретает трагич. оттенок. Гл. труд этих лет - возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520-34, илл. см. т. 11, стр. 35). Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток,- символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший М. перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494-1559) и кризиса ренессан-сных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает М. главой форти-фикац. работ. После падения города М. работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни М. ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преим. к зодчеству и поэзии. В Риме М. пишет огромную фреску "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центр, место занимает юный и героически прекрасный Христос - беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане ("Распятие Петра" и "Обращение Павла", 1542-1550), отчасти предвосхищающих росписи барокко. До последних дней жизни М. занимался ваянием, однако "Оплакивание Христа", исполненное им для собств. надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником М.-Т. Кальканьи; до 1550-55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция; илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49), а т. н. "Пьета Ронданини" (1555-64, Музей старинного иск-ва, Милан) осталась в стадии первонач. обработки. В этих произв. с особой силой отразились спиритуали-стич. настроения старого М. Но в поздний период М. занимают прежде всего не изобразит, виды иск-ва, а грандиозные строит, задачи. В архитектуре М. господствует пластич. начало; в создании динамич. контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, "большой ордер". Постройки М. подготавливают почву для барокко, однако их величественная тек-тоничность остаётся чисто ренессансной чертой. Ещё в 1523-34 М. воздвигает здание б-ки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершён вестибюль б-ки с лестницей,орга-нич. динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). С 1546 и до конца жизни гл. трудом М. было возведение собора св. Петра (илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49) и стр-во ансамбля Капитолия в Риме (план см. т. 5, стр. 277) - духовного и светского центров "вечного города" (обе работы завершены по планам М. после его смерти). По замыслу М. площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центре возвышается антич. конный монумент Марка Аврелия. На Капитолии М. впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптич. восприятия архитектуры. Строя собор св. Петра, М. сохранил принцип центричности, характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни М. была воздвигнута вост. часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол был возведён после смерти М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. В старости М. всё чаще обращался к поэзии. Лирика М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней М. рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы М.- мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками (Б. Варки, Ф. Берни и др.). Первое изд. "Стихотворений" М. было осуществлено в 1623. Творчество М. явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам М. сумел до конца сохранить и выразить в своих произв. любовь к человеку и веру в его величие и красоту. Портрет стр. 213.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 96-97), а также т. 5, табл. IX (стр. 448).

Соч.: Rime. A cura di E. N. Girardi, Bari, 1960; II carteggio... а сига di G. Poggi, P. Ba-rocchi, R. Ristori, v. 1 - 2, Firenze, 1965 - 67 (изд. продолж.).

Лит.: SteinmannE. und W i t t k o-wer R., Michelangelo-Bibliographic. 1510-1926, В.. 1927; Архитектурное творчество Микельанджело. [Сб.], М., 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело. Собр. соч., т. 10, М., 1961; Алпатов М., Поэзия Микеланджело, ^в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; Л и б-ман М. Я., Микеланджело Буонарроти, [М., 1964]; Микеланджело. [Сб., сост. В. Н. Гращенков, М., 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, М., 1964: Лаза рев В. Н., Микеланджело, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 447-606; Т о м 1 С. de, Michelangelo, v. 1 - 5, Princeton, 1943 -60; А с k e rm a n n J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1 - 2, L., 1961; В inn i W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger M., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L.- N. Y., 1967.

М. Я. Лыбдин, P. И. Хлодовский (лит-ра).

МИКЕЛОЦЦО ди Бартолом-м е о (Michelozzo di Bartolommeo) (1396, Флоренция,-похоронен 7.10.1472, там же), итальянский архитектор и скульптор эпохи кватроченто. Первоначально был мастером по литью и чеканке. В 1417-24 сотрудничал с Л. Гиберти (сев. двери баптистерия во Флоренции). В 1425-38 имел общую мастерскую с Донателло; созданные ими совместно произв. (кафедра собора в Прато, мрамор, 1433-38), где М. исполнял архит. декор, отличаются классич. уравновешенностью образов. Как архитектор М. продолжал традиции Ф. Брунеллески, был его преемником в стр-ве флорентийского собора (1446-1451). Построил Палаццо Медичи-Рик-карди во Флоренции (1444-60, илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257, т. 5, табл. IX, стр. 448; это кубическое здание с внутр. двором, окружённым лоджиями, и фасадами, разделанными рустом, стало образцом для дворцового стр-ва 15 в.) и ряд вилл близ Флоренции, в к-рых оформился тип ренессансной виллы. К самостоят, скульптурным произв.М. принадлежит надгробие Арагацци (мрамор, ок. 1437, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Лит.: М о г i s a n i О., Michelozzo archi-tetto, [Torino, 1951]; Gori-Montanel-1 i L., Brunelleschi e Michelozzo, Firenze, 1957.

Микелоццо. Вилла Медичи в Каре-джи близ Флоренции. Перестройка 1459.

МИКЕЛУЧЧИ (Michelucci) Джованни (p. 2.1.1891, Пистоя), итальянский архитектор. Учился во Флоренции. Проф. ун-тов во Флоренции (1932-48) и Боло-нье (с 1948). С 1946 директор журнала "Нуова читта" ("La Nuova Citta").

Дж. Мнкелуччи. Церковь Сан-Джованни на Виа дель Соль близ Флоренции. 1964.

Являясь в 30-50-е гг. сторонником рационализма, стремился к органич. соединению новых сооружений с ист. застройкой (центр, вокзал во Флоренции, 1930-1936, совм. с Н. Барони и др.; товарная биржа в Пистое, 1949-50). С нач. 60-х гг. М. использует сложные композиционные схемы, добивается скульпт. выразительности и повышенного эмоционального звучания архитектуры.

Лит.: Канцельсон Р. А., От рационализма к крайностям органической архитектуры (Джованни Микелуччи), в кн.: Архитектура Запада, кн. 1, М., 1972; С е г a s i М. М., Michelucci, Roma, 1968.

МИКЕЛЬСЕН (Michelsen), М и к-к е л ь с е н Кристиан (15.3.1857, Берген,-29.6.1925, Фьёсангер, близ Бергена), норвежский политич. деятель. По образованию юрист. В 1879-84 адвокат в Бергене. В 1884 основал судовладельч. фирму. В 1892-98 мэр Бергена. В 1892-1894 деп. стортинга, пред, конституц. к-та, один из лидеров правого крыла либеральной партии Венстре. В 1903-05 мин. коалиц. пр-ва, в 1905-07 премьер-мин, пр-ва, расторгнувшего неравноправную унию Норвегии со Швецией. В 1908-один из основателей праволиберальной партии Свободомыслящих венстре. В 1910 организовал Союз норв. судовладельцев.

МИКЕНАС Юозас Йокубо [30.1(12.2). 1901, хутор Скардупис, ныне Даугав-пилсского р-на Латв. ССР,-24.10.1964, Вильнюс], советский скульптор, основоположник литов. сов. скульптуры, нар. худ. СССР (1961), чл.-корр. АХ СССР (1954). Чл. КПСС с 1952. Учился в Каунасской художеств, школе (1922-26) у Ю. Веножинскиса и К. Склерюса и в Париже (1927-31) в Высшей школе декоративного и прикладного иск-ва, в студиях Ш. Деспьо и М. Жимона. Преподавал в Каунасе в Художеств, школе (1931-40) и Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1946-51), в Вильнюсе в Художеств, ин-те Литов. ССР (1940-1941 и с 1951) и АХ (1941-46; проф. с 1946). Ученики: Г. Йокубонис, Ю. Кедайнис, К. Киселис. Для произв. М. характерны романтич. обобщённость и в то же время тонкая одухотворённость образов; энергичность внутренней структуры объёмов сочетается с дифференцированной живописной моделировкой поверхности. Произв.: мужской портрет (гипс, 1935); барельеф "Мать" (мрамор, 1935), "Резчик по дереву" (гипс, 1937-1938) - оба в Каунасском художеств, музее им. М. К. Чюрлениса; статуя "Литва" для павильона Литвы на Всемирной выставке в Нью-Йорке (гипс, 1939); группа "Победа" - часть пам. 1200 воинам-гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга, в Калининграде (бронза, 1946; Гос. пр. СССР, 1947; илл. см. т. 11, стр. 209); пам. М. Мельникайте в г. Зарасай (бронза, 1947-55); "Юная пианистка" (бронза, 1958, Третьяковская гал.),"Мир" (гипс, 1960, собственность Мин-ва культуры СССР), "Первые ласточки" (гипс, 1964, Художеств, музей Литов. ССР, Вильнюс; илл. см. т. 14, табл. XXXIX, стр. 544-545) - Гос. пр. Литов. ССР (1966).

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 96-97).

Лит.: Богданас К., Ю. Микенас, М., 1961; Budrys St., J. Mikenas, Vilnius, 1961 (резюме на рус. яз.).

МИКЕНЫ (Mykenai), древний город в Арголиде (юж. Греция), крупный центр в эпоху бронзы. В 3-м тыс. до н. э. М.- небольшое поселение. С 17 в. до н. э. - столица одного из раннеклассовых гос-в ахейцев. Обнаруженный при раскопках роскошный инвентарь двух групп погребений микенских царей 17-16 вв. свидетельствует о быстром росте экономич. мощи М. В 16-15 вв. на акрополе были возведены укрепления и дворец. Расцвет М. приходится на 1400-1200. Микенский акрополь был окружён в этот период новыми мощными циклопич. стенами, главный вход в крепость шёл через т. н. Львиные ворота. В 13 в. из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику. Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хоз. помещений, в отд. святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты. В обширном нижнем городе сохранились кварталы с кам. домами зажиточных ремесленников и торговцев. Правившие в М. в 14-13 вв. потомки царя Атрея возвели роскошные круглые купольные усыпальницы - полосы. Ок. 1200 М. погибли от пожара. В последующие столетия город был восстановлен, но значит, роли не играл. В 470 до н. э. М. завоёваны и разрушены Аргосом. Раскопки М, ведутся с перерывами с 1876 (нем. археологом Г. Шлиманом, англ.- А. Уэйсом, греч. учёными X. Цунтой, Г. Милонасом).

Лит.: Блаватская Т. В., Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э., М., 1966; W а с е A. J. В., Mycenae an archaeological history and guide, Princeton, 1949; Mylonas G. E., Mycenae and the Mycenaean age, Princeton, 1966.

Т. В. Блаватская.

МИКЕШИН Михаил Осипович [9(21). 2.1835, дер. Платоново Смоленской губ.,-19(31).!.1896, Петербург], русский рисовальщик, автор проектов памятников. Учился в петерб. АХ (1852-58). По проектам М. (в виде более или менее подробных графич. эскизов) группой скульпторов осуществлены пам.: "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862), Екатерине II в Ленинграде (открыт в 1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (илл. см. т. 12, табл. V, стр. 96-97)-все бронза, гранит. Стилистически работы М. близки рус. академич. скульптуре 2-й пол. 19 в.; патриотич. пафос нередко сочетается в них с идеями самодержавия и православия. Автор илл. к произв. Гоголя, Пушкина, Шевченко.

Лит.: Савинов А., Микешин, М., 1971.

МИКИЖА (Salmo myki