БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381лучших образцов антич. градостроительства (план см. т. 7, стр. 296). После Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) М. вновь попал в зависимость от персов, в 334 до н. э. был захвачен Александром Македонским, в 129 до н. э. подчинён Риму. В эллинистическо-римское время М. сохранял торг, значение и играл большую роль в культурной жизни. Как показали система-тич. раскопки М., ведущиеся с нач. 20 в. (с перерывами) нем. археологами (Т. Ви-ганд и др.), центр М. составляли 3 агоры (рынка): сев. [с оулевтерием (175-164 до н. э.), святилищем Аполлона Дельфиния (с 6 в. до н. э.) и др. сооружениями], южная и западная (с ионич. храмом Афины, 4 в. до н. э.). Открыто также неск. терм (Фаустины, 2-3 вв. н. э., и др.).

Лит.:, К о б ы л ин а М. М., Милет, М., 1965; Milet. Ergebnisse der Ausgrabungen..., hrsg. von G. Kleiner, T. Wiegand [u. a.], Hefte 1 - 17, В., 1906-68; Freeman K., Greek city-states, L., 1950; Kleiner G., Alt-Milet, Wiesbaden, 1966.

Милет. Ворота южной агоры. Ок. 170. Ныне - и Античном собрании, Верлан.

МИЛЕТИЧ Любомир Георгиев (1.1.1863, Штип, Югославия,-1.6.1937, София), болгарский филолог, акад. (1898) и президент (1926-37) Болг. АН. Проф. и один из основателей первого высшего училища (1888), затем (с 1904) Софийского ун-та. Учился в Загребе и Праге. Автор трудов по истории болг. языка ("Член в болгарском и русском языке", 1901), болг. диалектологии ("Восточно-болгарские говоры", 1905; "Родопские говоры болгарского языка", 1911), истории и быту слав, населения Болгарии и соседних р-нов (Греции, Югославии, Румынии). М. утверждал, что специфич. черты совр. болг. языка (аналитизм, постпозитивный артикль) - результат самостоят, развития тенденций, унаследованных от праславянского языка. Иностр. чл.-корр. Петерб. АН (1901).

Лит.: Сборникъ въ честь на проф. Л. Милетич, София, 1933 (полная библиография).

МИЛЕТИЧ (Милетиh.) Светозар (22.2. 1826, Мошорин,-4.2.1901, Вршац), сербский политич. и обществ, деятель. Учился на юридич. ф-те Будапештского ун-та. Участвовал в 1848 в политич. движении серб, буржуазии в Воеводине, примыкая к его радикальному крылу. С 1860 сотрудник газеты "Сербский дневник". В 1864 впервые избран депутатом в Сербский церковно-нар. собор, в 1865 - в венг. и хорв. сеймы. В 1866 организовал газ. "Застава" ("Знамя"), ставшую осн. органом Либеральной партии Воеводины, созданной М. в 1869. За выступления против режима нац. угнетения М. не раз подвергался репрессиям со стороны венг. властей. В 80-х гг. отошёл от политич. деятельности.

Лит.: Петровиh H., Светозар МилетиЬ, Београд, 1958.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА, первая наивно-материалистич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.). Назв. получила по имени г. Милет в' Ионии (зап. побережье М. Азии). М. ш. знаменовала начало др.-греч. философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей ("первоначало"). Эта сущность заключалась для них "... в чем-то определенно-телесном..." (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 502); для Фалеса это - вода, для Анаксиман-дра - неопределённое и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксиме-на - воздух. Рассматривая мир как живое целое, М. ш. не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость ("душа") рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества.

М. ш. оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистич. мысли Др. Греции.

Соч.: Фрагменты, в кн.: D i е 1 s H., Die Fragmerite der Vorsokratiker, hrsg von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В., 1960; на рус. яз.-в приложении к кн.: Таннери П., Первые шаги древнегреческой науки, СПБ. 1902, с. 3-13, 20-24; М а к о в е л ь с к и и А., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9-24, 35-47, 51-57.

Лит.: Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М.- Л., 1947, с. 13-42; Л о.с е в А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339 -344; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966.

Ф. X. Кессиди.

МИЛИАРИСИЙ (позднелат. miliari-sium, от лат. miliarensis - тысячный), монета позднего Рима и ранней Византии. Содержала 4,55 г серебра. Была введена Константином I (4 в.) и употреблялась до 615. По номиналу равнялась '/юоо золотого византийского фунта (libra).

МИЛИТАРИЗМ (франц. militarisme, от лат. militaris - военный), в широком смысле -наращивание воен. могущества эксплуататорского гос-ва с целью осуществления политики захватнич. войн и подавления сопротивления трудящихся масс внутри страны. Будучи постоянным явлением в обществе, разделённом на антагонистич. классы, М. сложился как система экономики, политики и идеологии при капитализме (термин "М." был применён впервые в сер. 19 в. для характеристики режима Наполеона III во Франции). "Современный _милитаризм...,- указывал В. И. Ленин',-„жизненное проявление" капитализма: как военная сила, употребляемая капиталистическими государствами при их внешних столкновениях... и как оружие, служащее в руках господствующих классов для подавления всякого рода (экономических и политических) движений пролетариата..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 187).

После франко-прусской войны 1870-1871 и особенно с нач. 20 в., с наступлением империалистич. стадии развития капитализма, М. принял невиданные ранее масштабы в значит, мере под воздействием обострения противоречий между крупнейшими капиталистич. странами. В условиях усилившегося под влиянием Революции 1905-07 в России подъёма ре-волюц. и нац.-освободит, движения правящая верхушка капиталистич. стран форсировала М. и для борьбы против "внутр. врага". Численность армий Франции, Великобритании, Италии, России, Германии и Австро-Венгрии, составлявшая 2111 тыс. чел. в 1869 и 2653 тыс. чел. в 1889, достигла 3184 тыс. чел. к 1912. В ходе 1-й мировой войны 1914-18 было мобилизовано ок. 74 млн. чел. Война ускорила развитие гос.-монопо-листич. капитализма, сопровождавшееся беспрецедентным ростом М. Напуганные могучим революционизирующим влиянием Великой Окт. социалистич. революции, империалисты направили свои вооруж. силы против Сов. гос-ва, но получили сокрушит, отпор. Подавление послевоенных выступлений "собственного" рабочего класса и нац.-освободит, борьбы народов колон, и зависимых стран также сопровождалось развитием М., ростом влияния военщины. Так, М. вовне (т. е. М., направленный против внеш. противников бурж. гос-ва) всё теснее переплетался с М. внутри (т. е. М., направленным против внутреннего противника - революционного и демократического движения). После войны дальнейшее усиление межимпериалистич. противоречий привело к новому этапу гонки вооружений.

Накануне 2-й мировой войны 1939-45 М. особенно усилился в странах фаш. блока-Германии, Италии и Японии, добивавшихся нового передела мира. В 1937 воен. расходы Германии составляли 12 600 млн. марок (683 млн. в 1927), Японии - 1300 млн. иен (495 млн. в 1927), Италии - 11 840 млн. лир (4960 млн. в 1927). Со своей стороны Великобритания, Франция и США также наращивали вооруж. силы и увеличивали воен. расходы. 2-я мировая война способствовала дальнейшему росту воен. расходов, в значит, степени связанных с развитием воен. техники. По подсчётам западных исследователей, расходы на одного убитого в 1939-45 составляли 200 тыс. долларов (21 тыс. долл. в 1914-18).

После войны, вызвавшей коренные изменения в расстановке сил на между-нар. арене, под эгидой США и Великобритании были созданы агрессивные воен. блоки (НАТО, СЕНТО, СЕАТО и др.), направленные против стран со-циалистич. системы и освободит, борьбы народов колон, и зависимых стран. Участники агрессивных блоков неоднократно использовали вооруж. силы как орудие "экспорта контрреволюции", пытаясь сохранить или расширить свои империали-стич. позиции в странах Азии, Африки, Лат. Америки. Их агрессивные действия приводили к созданию в мире очагов воен. опасности и к вооруж. столкновениям. После войны против КНДР (1950-53) и ряда др. агрессивных актов опаснейшие новые очаги войны были созданы вооруж. агрессией США в Индокитае (с 1964) и поддержанной империализмом и междунар. сионизмом агрессией Израиля против Египта, Сирии и Иордании (июнь 1967).

Дальнейшее развитие М. с окончанием 2-й мировой войны оказало значит, влияние на междунар. обстановку. Одним из факторов послевоенных междунар. отношений стала "атомная дипломатия"-политика атомного шантажа, в основе к-рой лежало стремление США использовать появление в 1945 атомного оружия с целью устрашения сил демократии и социализма (создание в СССР атомного оружия в 1949, водородного оружия в 1953, а в последующем - создание межконтинентальных ракет выявило полную несостоятельность этой политики). С ростом М. было теснейшим образом связано распространение таких внешнеполитич. концепций и воен.-политич. доктрин, как "холодная война*, политика "с позиции силы" и "на грани войны", "контролируемая напряжённость", "психологич. война", "массированное возмездие", "гибкое реагирование", "реалистическое сдерживание" и т. д. Все эти концепции и доктрины служат практич. осуществлению политики антикоммунизма - "идейной" основы совр. М. Создавая очаги воен. опасности, милитаристские силы используют изощрённые приёмы апологетики М. и маскировки своих преступных целей (о совр. бурж. теориях войны см. в ст. Война).

Участники империалистич. блоков развернули безудержную гонку вооружений. Так, напр., воен. расходы СТА возросли с 1,5 млрд. долл. в 1940 до 83,4 млрд. долл. в 1972. Опираясь на мощную экономич. базу и используя достижения науч.-технич. революции, США модернизировали в 60 - нач. 70-х гг. вооруж. силы, накапливали и совершенствовали ракетно-ядерное оружие. В нач. 1973 США располагали (по офиц. данным) 1054 межконтинентальными баллистич. ракетами, способными нести мощные ядерные боеголовки, и 656 баллистич. ракетами, запускаемыми с подводных лодок, 520 самолётами-ракетоносцами (из более чем 6000 боевых самолётов 1-го эшелона); в их распоряжении было 429 крупных и 3400 мелких воен. баз. На терр. Зап. Европы США разместили св. 7000 своих ударных ядерных боеголовок. Наращивали также вооруж. силы и др. участники агрессивных воен.-политич. блоков. За 20 лет (1949-69) страны, входящие в НАТО, израсходовали на воен. цели 1500 млрд. долл. В 1973 прямые воен. расходы всех стран НАТО составили примерно 117 млрд. долл.; общая численность их вооруж. сил достигла 5,4 млн. чел. (подавляющая часть общей суммы воен. расходов стран НАТО и численности личного состава вооруж. сил этих стран приходится на 5 крупнейших из них; см. табл.).

Развитие М. оказало существ, влияние на все стороны жизни бурж. общества. Рост воен. пром-сти содействовал дальнейшему развитию гос.-монополистич. капитализма, ещё большему подчинению ключевых отраслей х-ва крупнейших ка-питалистич. гос-в задачам милитаризации. В ряде капиталистич. стран сложился воен.-пром. комплекс - союз монополистов и представителей вооруж. сил, стремящийся оказывать определяющее воздействие на политич. курс этих стран. Монополистич. капитал, связанный с произ-вом оружия, извлекает огромные прибыли от воен. заказов. Валовая прибыль нек-рых крупных воен.-пром. корпораций достигала 50-100% в 50-70-х гг., а иногда превышала и эти цифры. Вместе с тем милитаризация ведёт к сокращению доли трудящихся в нац. доходе, снижению расходов на жил. строительство, нар. образование, мед. обслуживание, вызывает расшатывание валюты капиталистич. стран. Развитие М. сопровождается наступлением реакции на политич. права трудящихся, нередко прямым использованием полиции и армии против демократич. сил (подавление студенч. выступлений, жестокие репрессии против нац. и демократич. движения в Сев. Ирландии и др.). Милитаристская пропаганда стремится вызвать рост шовинистич. настроений, вражду и недоверие между народами, распространяя лживую информацию о политике Сов. Союза и др. социалистич. стран, пытаясь, в частности, представить мероприятия по повышению обороноспособности этих стран, вынужденные развёрнутой империалистами гонкой вооружений, как свидетельство "агрессивности" их намерений.

В условиях быстрого технич. прогресса исключит, опасность, к-рую несёт для человечества совр. М., представляет накопление ядерного оружия; его запасы в начале 70-х гг. (по подсчётам Стокгольмского института по изучению проблем мира) стали столь велики, что при пересчёте на "обычные" средства уничтожения на каждого жителя Земли уже приходилось 15 m тринитротолуола.

Обострение присущих капитализму экономич., социальных и политич. противоречий содействовало росту М. Однако интересы воен.-пром. комплекса и милитаристской верхушки коренным образом противоречат интересам трудящихся. Нар. массы в капиталистич. странах всё яснее осознают необходимость обуздания милитаристов, усиления и расширения фронта борьбы за ограничение вооружений и вооруж. сил, за разоружение. Вместе с тем неуклонно разви-вающееся изменение соотношения сил на мировой арене в пользу социализма, поражения, понесённые империалистами в их попытках достичь осуществления своих целей путём локальных войн (крупнейшая из них - война во Вьетнаме), экономич. трудности, порождаемые гонкой ядерных и обычных вооружений, побуждают трезвых бурж. политиков к пересмотру оказавшегося несостоятельным курса на воен.-политич. конфронтацию с социалистич. миром. Этому процессу в огромной мере содействует последовательный мирный внешнеполитич. курс СССР и др. стран социалистич. содружества, основанный на учёте действия объективных факторов, создающих возможность утверждения отношений мирного сосуществования и мирного соревнования между капиталистич. и социалистич. странами. Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны (1973), об ограничении стратегич. вооружений и об осн. принципах дальнейших переговоров в этой сфере (1972, 1973), вывод амер. войск из Индокитая (1973), расширение контактов между руководителями капиталистических и социалистических стран (исключительно важное значение имели поездки Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева в 1973 в ФРГ, США и

Военные расходы и численность личного состава вооружённых сил крупнейших стран - членов НАТО



Страны

Прямые воен. расходы, млн. долл.

Численность личного состава вооружённых сил

Воен. расходы на душу населения, долл.

Воен. расходы в % к валовому нац. продукту





1970

1972

1973

1970 | 1972

1973

1970

1972

1970

1972





США Великобритания Франция*
ФРГ
Италия

76507 5950 5982 6188 2599

83400 6900 6242 7568 3244

85165 8673 8488 11083 3964

3161000
390 000 506 000 466 000 413 000

2391000 372 300 500 600 467 000 427 600

2 252900 361 500 503 600 475 000 427 500

373 107 118 104
48

399 125 121 124 60

7,8 4,9 4,0 3,3 2,8

7,2 4,6 3,1 2,9 2,7





* В военную организацию НАТО не входит.

Францию), заключение договоров между ФРГ и рядом социалистических стран и другие события междунар. жизни, знаменующие общее улучшение международной обстановки в нач. 70-х гг., создают реальные возможности для укрепления всеобщего мира. Подобная перспектива вызывает в капиталистических странах ожесточённое сопротивление представителей воен.-пром. комплекса, а также политиков и военных, не учитывающих политич. реальностей и стремящихся повернуть развитие международной жизни вспять, к "хододной войне". В этих условиях КПСС и Сов. пр-во, коммунистич. и рабочие партии др. стран социалистич. содружества, сохраняя необходимую бдительность и готовность к отпору попыткам совр. милитаристов перейти в контрнаступление, направляют усилия на дальнейшее развитие и закрепление тех позитивных изменений в междунар. обстановке, к-рые отмечаются в ходе осуществления их внешней политики, на укрепление мира и сотрудничества между народами.

Лит.: М а р к с К., Учредительный манифест Международного Товарищества Рабочих, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 11;- его же, Первое воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, там же, т. 17; е г о ж е, Второе воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих о франко-прусской войне, там же; Энгельс Ф., Имперский военный закон, там же, т. 18; е г о ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 175-78; его же, Может ли Европа разоружиться?, там же, т. 22; Ленин В. И., Международный социалистический конгресс в Штутгарте, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 16; его же, Воинствующий милитаризм и антимилитаристская тактика социал-демократии, там же, т. 17; е г о же, О лозунге "разоружения", там же, т. 30; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969; Либкнехт К., Милитаризм и антимилитаризм..., М., 1960; С к о-пин В. И., Милитаризм. Исторические очерки, 2 изд., М., 1957; Вишнев С. М., Современный милитаризм и монополии, М., 1952; Власьевич Ю. Е., Во что обходятся народам империалистические войны, М., 1971; Б е р н а л Д ж., Мир без войны, пер. с англ., М., 1960; Перло В., Милитаризм и промышленность, пер. с англ., М., 1963; X и т ч П., М а к к и н Р., Военная экономика в ядерный век, пер. с англ., М., 1964.

Д. Асанов.

МИЛИЦИОННАЯ АРМИЯ (от лат. militia - войско), армия, в к-рой воинские части в мирное время состоят только из учётного аппарата и немногочисл. кадров командного состава; весь переменный рядовой состав и часть командного состава приписываются к воинским частям, расположенным в районе их места жительства и отбывают воен. службу путём прохождения кратковременных учебных сборов. Прототипом М. а. являлись нар. ополчения периода разложения первобытнообщинного строя, рабовладельч. ополчения в ранние периоды истории Др. Греции (до сер. 5 в. до н. э.) и Др. Рима (до кон. 2 в. до н. э.), собиравшиеся лишь на время воен. действий или для обучения. Эти же элементы М. а. можно найти в ср.-век. городских ополчениях в Европе, в бурж. нац. гвардии в 19 в. во Франции (с 1789 до авг. 1871), Бельгии, Нидерландах, Испании и США (до нач. 20 в.). В совр. гос-вах М. а. существует лишь в Швейцарии.

В СССР в 20-30-х гг. наряду с кадровыми частями существовали терр. войска, формировавшиеся на основе : территориально-милиционного принципа комплектования (см. Территориально-милиционное устройство). В 1935-38 Вооруж. Силы были полностью переведены на кадровое устройство.

МИЛИЦИЯ (от лат. militia - войско), в СССР адм.-исполнит, орган гос-ва, призванный обеспечивать охрану обществ, порядка, социалистлч. собственности, прав и законных интересов граждан, предприятий, орг-ций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий.

М. была создана 28 окт. (10 нояб.) 1917 (СУ РСФСР 1917, № 1, ст. 15); до 1931 находилась в ведении местных Советов, а затем - в системе Наркомата (с 1946 Мин-ва) внутр. дел. Основы организации и деятельности М. определены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 "Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1973, № 24, ст. 309).

М.- составная часть системы Мин-в внутренних дел СССР, союзных и авт. республик. Министр внутр. дел СССР осуществляет руководство всеми службами М., министры внутр. дел союзных и авт. республик, начальники управлений и отделов внутр. дел исполкомов местных Советов являются одновременно начальниками соответственно республиканской, краевой, областной, окружной, городской и районной М. Органы внутр. дел, вт. ч. иМ., подчиняются как соответствующим Советам депутатов трудящихся и их исполкомам, так и вышестоящим органам внутр. дел. На ж.-д., водном и возд. транспорте создаются подразделения трансп. М.

В своей деятельности М. руководствуется принципами социалистич. законности, законами Союза ССР, союзных и авт. республик, постановлениями и распоряжениями высших и местных испол-нительно-распорядит. органов гос. власти. М. работает в тесном взаимодействии с другими гос. органами, с администрацией предприятий и учреждений, всемерно развивает связи с массами трудящихся и опирается на помощь и поддержку коллективов трудящихся, добровольных народных дружин и дру-гцх самодеятельных общественных организаций.

Важнейшие задачи М. - предупреждение и пресечение преступлений, всемерное содействие устранению причин, порождающих преступления и иные правонарушения. М. обеспечивает охрану порядка на улицах, площадях, трансп. магистралях, обществ, местах; выявляет причины и условия, способствующие совершению правонарушений, и принимает меры к их устранению и пресечению; М. обязана проводить оперативно-розыскные и др. законные действия для обнаружения преступлений и преступников, а также производить неотложные следств. действия по установлению и закреплению следов преступления; в определённой законом компетенции ведёт дознание по уголовным делам. Кроме того, органы М. выполняют розыскные и следств. функции по указанию прокурора, приводят в исполнение определения и постановления о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебных и следств. органов, о заключении под стражу, охраняют и конвоируют арестованных и задержанных; осуществляют розыск лиц, скрывшихся от следствия, уклонившихся от исполнения приговора суда, а также пропавших без вести. На М. возложены приведение в исполнение приговоров о ссылке и высылке, об условном осуждении к лишению свободы и др.; надзор за исполнением законов, указов, постановлений пр-ва, решений местных органов гос. власти, регулирующих обществ, порядок. Совместно с другими гос. органами и обществ, орг-циями М. ведёт борьбу с пьянством, с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда , занимается вопросами детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Важные области деятельности М.-реализация паспортной системы (выдача паспортов, их прописка и выписка, контроль за соблюдением паспортного режима), надзор за соблюдением правил приобретения, хранения и перевозки огнестрельного нарезного оружия, сильнодействующих ядовитых веществ и др.

М. обеспечивает безопасность дорожного движения в городах и населённых пунктах, на автомоб. дорогах, осуществляет контроль за технич. состоянием трансп. средств, за содержанием улиц, автомоб. дорог и дорожных сооружений, регистрирует автомототранспортные средства.

При стихийных бедствиях органы М. участвуют в спасении людей, принимают меры по охране гос., общественного и личного имущества граждан.

Для выполнения возложенных на неё обязанностей М. предоставляется право: проверять у граждан паспорта или др. документы, удостоверяющие личность; входить в жилые и служебные помещения для пресечения преступлений, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; налагать штрафы и применять иные мерь: адм. воздействия, задерживать граждан на основаниях и в порядке, определённых законодательством; подвергать приводу в М. лиц, систематически нарушающих обществ, порядок; запрещать эксплуатацию технически неисправных трансп. средств, отстранять водителей от управления транспортом и лишать водителей прав в случаях, предусмотренных законодательством. В исключит, случаях в качестве крайней меры работникам М. предоставляется право применять оружие (основания и порядок его применения определяются Советом Министров СССР).

Служебный состав М. комплектуется, как правило, по направлениям коллективов трудящихся; на службу принимаются граждане СССР, способные по своим политич. и деловым качествам, подготовке и состоянию здоровья обеспечить охрану обществ, порядка и вести борьбу с преступностью. Участковые инспекторы М. утверждаются исполкомами городских и районных Советов. Порядок и условия прохождения службы рядовым и начальствующим составом М. регламентируются Положением о прохождении службы в органах внутр. дел, Дисциплинарным уставом органов внутр. дел. Работникам М. присваиваются спец. звания. Сотрудники М. имеют единую форму одежды, утверждаемую Сов. Мин. СССР, при выполнении служебных обязанностей им выдаётся оружие. В нек-рых др. социалистич. странах (напр., в Болгарии) также имеются органы М. по охране обществ, порядка. м. И. Еропкин.

МИЛИЧ из Кромержижа (Milic z Kromerize) Ян (г. рож д. неизв.-ум. 1.8.1374, Авиньон), чешский проповедник, представитель бюргерской оппозиции, предшественник Я. Гуса. В 1358-62 на службе в королевской канцелярии, в 1362 каноник, в 1363 отказался от должности, доходов, привилегий и стал священником-аскетом. В страстных проповедях (преим. на чеш. яз.) М. обличал паразитизм, стяжательство, симонию, упадок нравов духовенства (особенно монашества, предлагал закрыть монастыри). Выдвинул идею секуляризации церк. имущества и требование общей реформы церкви. Но М. полагал, что со злом можно бороться, не порывая с церковно-кат