БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381едней длине 1' дуги меридиана. 1 М. (морская) = 10 кабельтов.

В Великобритании 1 морская миля = = 1,853184 км, 1 сухопутная уставная М. = 1,609344 км (она применяется и в США). Геогр. М. (нем.) - Vis" экватора *= 7,4204 км. Старая русская М.= 7,46760 км, старая римская М. = = 1,481 км.

МИМ (греч. mimos - подражатель, подражание), 1) особый вид представлений античного нар. театра, комедийный жанр античной драмы - короткие импровизированные сценки бытового и сатирич. содержания. Возник в Др. Греции в 5 в. до н. э. Первую лит. обработку получил в творчестве поэта Софрона и его сына Ксенарха. В эллинистич. эпоху (4-3 вв. до н. э.) распространился на Бл. Востоке, в 1 в. до н. э. появился в Риме, достигнув расцвета в творчестве Децима Лаберия и Публилия Сира. В это время тематика и структура М. усложняются, развивается зрелищная сторона представлений. Действующими лицами М. были обычно рабы, сводни, гетеры. Стихи чередовались с прозой; существовали также вокальные М., в к-рые включались

и танцы. Актёры играли без масок в отличие от др. видов антич. театра в М. участвовали и женщины. В 69 Турульский собор запретил М. как грс ховное зрелище. Отдельные его элемент! развивались в ср.-век. франц. фарсах в итал. комедии дель арте. Тексты М не сохранились (известны лишь неболь шие отрывки). 2) Актёр или актриса -исполнители М. Сведения о них содер жатся в текстах древних авторов. Значит число изображений М. имеется в вазе вой живописи. Греч, писатель Афине] называет имена известных М.: Ноэмона Евдика, Матрия, Кефисодора и др.

В совр. театре М. иногда называю актёров - исполнителей пантомимг [М. Марсо (Франция), А. А. Елизаро (СССР) и др.].

Лит.: Варнеке Б. В., Актеры Древне: Греции, Од., 1919; Тройский И. М. История античной литературы, 3 изд., Л. 1957.

МИМАНСА (санскр., букв. - исследс вание, рассуждение), одна из шест] основных филос. систем индуизма, зани мавшаяся толкованием Вед. Наз. такж карма-миманса ("миманса действия" и пурва-миманса (-"первая миманса") в отличие от уттара-мимансы, ил] веданты. Основателем М. считают Джай мини (4 в. до н. э.- 2 в. н. э.?), изло жившего её идеи в форме сутр. Практич сторона М. сформировалась в целя: упорядочения сложного ведийского ритуа ла. Теоретич. проблематика М. сложи лась в ходе кодификации текста Вед ка] высшего религ. авторитета индуизма Она сводилась к формальной верифика ции и смысловой интерпретации ведий ских формул (мантр), к определеник языковых норм, соотнесению ведич. вы оказываний с ритуальными процедурами Поэтому в центре внимания М. оказа лись проблемы социальной философш и философии языка. В обоих случая; учение М. развивалось на основе край него онтологич. реализма. Утверждалаа вечность, несотворённость Вед. Изме нения в мире вещей объявлялись невоз можными, поскольку все вещи - лшш производные от вечных образцов ведич действий. Отсутствие проблемы творе ния и разрушения мира приводит М к отрицанию необходимости бога. Те> не менее богам следует приносить жерт вы, потому что на этом строится тради ционное обществ, согласие. Кардиналь ная для индийской филос. этики проб лема освобождения (мокша) объяв ляется в М. лишённой реальной социаль ной значимости. Исходя из абсолютногс понимания ритуальной нормы, Прабха кара (7 в.) сформулировал учение об ос новах социального существования, пред восхитившее идею категорического импе ратива И. Канта. В теории Познани* М. были детально разработаны проблемы догматич. обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.

Онтологич. реализм М. в области философии языка позволил Кумарил" Бхатте (7 в.) создать лингвистич. теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6-7 вв.) способствовали созданию реалистич. теории отношений, позднее развитой нъяей.

Отрицая необходимость религ.освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в об-

ществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматич. терпимостью.

Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mimansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith А. В., The Karma-Mi-mansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.

МИМАС, спутник планеты Сатурн. Диаметр ок. 500 км, ср. расстояние от центра планеты 185 400 км. Открыт в 1789 В. Гершелем.

МИМЕТЕЗИТ (от греч. mimetes -подражатель; по сходству с пироморфитом), минерал, сложный арсенат свинца, хим. состав РЬ5[А8О4]зС1. Нередко содержит примеси Р2О3, СаО и др. Образует мелкие призматические, реже игольчатые кристаллики гексагональной системы с сильным блеском. Кристаллич. структура подобна структуре апатита. Обычно слабо окрашен в желтовато-зелёный или жёлто-бурый цвет. Тв. по ми-нералогич. шкале 3,5; плотность 7190-7250 кг/л3. При нагревании издаёт сильный чесночный запах (присутствие As). М. образуется в зонах окисления гидротермальных месторождений за счёт окисления и разложения свинцовых руд, при наличии мышьяковой блёклой руды, арсенопирита или к.-л. др. арсенидов и сульфоарсенидов. Встречается редко.

МИМЕТИЗМ, одна из форм мимикрии.

МИМИКА (от греч. mimikos - подражательный), выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека. М. актёра, предваряемая большим творческим трудом, состоит в его умении через выражения глаз, лица передавать различные душевные состояния персонажа. М. тесно связана с гримом, наиболее ярко выражающим типич. черты сценич. образа. Продуманная, технически совершенная М. усиливает значение сценич. слова, помогает глубже раскрыть его смысл. На М. построено искусство исполнителей пантомим.

МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ, сово купность неязыковых средств человеческого общения, связанных с движением рук, тела и мускулов лица. М.-ж. р. может быть условной и неусловной. Условная М.-ж. р.- жесты, непонятные непосвящённым, обычно заранее оговорённые и иногда кодифицированные в виде правил их употребления. Они м. б. интернациональными, национальными, узкосоциальными (напр., условные жесты военных или жестовый язык монашеских орденов). Неусловные жесты, вырабатывающиеся стихийно, можно разделить на 4 группы: указывающие; показывающие (передающие), а также проявления эмоций; подчёркивающие; ритмические. Жесты не универсальны и едины лишь для данного языкового коллектива (европ. жест поддразнивания - высовывание языка - у китайцев означает угрозу, в Индии - гнев, у народа майя-мудрость). М.-ж. р. может комбинироваться с обычной речью. Она связана также с темброво-голосовыми характеристиками (см. Паралингвистика).

Лит.: Апресян Г., Ораторское искусство, М., 1969; Николаева Т. М., Жест и мимика в лекции, М., 1972; Вереща! и н Е. М., Костомаров В, Г., Язык и культура, М., 1973; Pike К., Language in relation to a unified theory of

the structure of human behavior, 2 ed., The Hague, 1967. Т. М. Николаева.

МИМИКРИЯ (англ, mimicry, от греч. mimikos - подражательный), м и м е-з и я, у животных - один из видов покровительственной окраски и формы, при к-ром наблюдается сходство животного с предметами окружающей среды, растениями, а также несъедобными для хищников или защищёнными от них животными (миметизм). Способствуя выживанию животных в борьбе за существование, М. возникла в результате естественного отбора. Примеры подражания животных предметам окружающей среды: яйца кулика-сороки, зуйка и др. птиц сходны по окраске и форме с галькой; нек-рые жуки долгоносики и гусеницы бабочек парусников, имеющие тёмную окраску в сочетании с белой, напоминают помёт птиц. Чаще животные обнаруживают сходство с отдельными органами растений. Так, рыбы морской конёк и морская игла напоминают водоросли, в к-рых они прячутся. Мн. змеи в тро-пич. лесах неотличимы от лиан. Браз. цикады и австрал. ящерица Moloch horridus, обитающие в колючих кустарниках, покрыты шипами. Ночные бабочки ленточницы, мн. древесные жуки усачи, златки, а также лазающие по деревьям гекконы обладают окраской и рисунком, сливающимися с окраской и рисунком коры деревьев. Бабочка лунка серебристая напоминает часть отломленной ветки; при этом овальное охряное пятно на слегка вогнутых концах крыльев воспроизводит вид обнажённой древесины. Мн. виды животных имитируют по окраске и форме лишайники: бабочки лишайницы, жуки усачи, пауки и др. Сходство с сучками наблюдается у гусениц пядениц и особенно у палочников. Подражательное сходство животных с листьями бывает настолько полным, что воспроизводятся характерная окраска сухих или живых листьев, их контуры и специфич. жилкование. Так, браз. рыба-лист напоминает мёртвый лист; индо-малайские бабочки из рода каллима со сложенными крыльями похожи на сухие листья; у ночных бабочек, имитирующих листья (Miniodes ornata), рисунок жилкования листа выражен на верхней стороне передних крь'льев, видимой днём. Напоминают лист и нек-рые тропич. прямокрылые - Cyclo-ptera, Chitoniscus. Особенно известен "блуждающий лист"-палочник листовид-ка (Phyllium siccifolium) с о. Шри-Ланка, у к-рого не только тело, но и конечности листообразны. Мн. богомолы по форме и окраске сходны с зелёными или засохшими побегами растений, а нек-рые из них (напр., Idolum diabolicum) -с яркими цветками, привлекающими насекомых-опылителей, к-рых богомол поедает. Бабочка Hymenopus coronata напоминает цветок орхидеи.

При миметизме незащищённые от хищника, неядовитые или съедобные для него животные (имитаторы) сходны с ярко окрашенными ядовитыми или несъедобными животными (моделями). Эта форма М. оказывает защитный эффект, если животное-имитатор обитает в той же местности, что и модель, и значительно уступает ей в численности. Защищённые животные имеют предостерегающую или угрожающую (апосемати-ческую) окраску и форму, а животные-имитаторы - лжепредостерегающую (псевдоапосематическую). Миметизм -

средство защиты только от высокоорганизованных хищных животных (преим. позвоночных). Различают 2 формы этого вида М., наз. по имени описавших их учёных Г. Бейтса и Ф. Мюллера. Сходство между съедобными и несъедобными для хищника видами наз. "бейтсов-ской" М. Классич. пример этой М.-подражание южноамер. бабочек белянок Dismorphia astynome и Perrhybris pyrrha несъедобным ярко окрашенным бабочкам сем. геликонид, обладающим неприятным запахом и вкусом. В Европе нек-рые бабочки бражники (напр., Нае-raorrhagia fuciforrais), бабочки стеклянницы (напр., Aegeria apiformis), мн. виды мух журчалок имитируют пчёл, шмелей, ос, имеющих жало. При "мюллеровской" М. неск. защищённых видов животных имеют сходную внешность и образуют •"кольцо" М., подражая друг другу по окраске и форме. Так, напр., мн. виды ос сходны по очертаниям тела и окраске с жёлтыми и чёрными полосами; ядовитые насекомые (семиточечная божья коровка, клоп солдатик, жук нарывник) имеют красную окраску с чёрными пятнами. Взаимная польза для всех членов "кольца" в том, что враги насекомых, выработав соответствующий рефлекс на один вид, уже не трогают насекомых др. видов, входящих в это "кольцо".

Большее совершенство М. достигается особенностями поведения животных. Так, нек-рые бабочки, схожие с сухими листьями, совершают круговые движения, наподобие падающих листьев; гусеницы бабочек пядениц, похожие на ветки растений, неподвижны днём и активны ночью; мн. насекомые, сходные с листьями, деятельны в самое жаркое время дня, когда охотящиеся за ними птицы мало летают, и, наоборот, неподвижны утром и вечером, когда птицы наиболее активны. У всех насекомых хорошо выражен инстинкт выбора фона, соответствующего их окраске. Мухи журчалки машут передними ногами, воспроизводя движения усиков у перепончатокрылых, и, подобно последним, жужжат. Это свидетельствует о том, что в процессе эволюции параллельно с возникновением М. шло образование и совершенствование соответствующих актов поведения. Илл. см. на вклейке к стр. 272.

Лит.: Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, Л., 1969; Ш е п-п а р д Ф. М., Естественный отбор и наследственность, пер. с англ., М., 1970.

И. X. Шарова.

Мимикрия у растений служит б. ч. для привлечения полезных животных или для отпугивания вредных и обычно касается отдельных органов, а не организма в целом, как у животных. Растения "обманывают" животных, подражая др. растениям - моделям. Так, лишённые нектара цветки (напр., у бело-зора), сходные с медоносными, привлекают насекомых, к-рые в поисках нектара опыляют такие цветки. Ловчие аппараты насекомоядных растений часто напоминают яркие цветки др. растений и привлекают этим насекомых, к-рые погибают в ловушках. Цветки орхидей часто бывают похожи на самок насекомых определ. видов и привлекают самцов этих насекомых (причём именно в тот период, когда самок ещё нет или их мало), к-рые являются т. о. единственными опылителями. Цветки нек-рых растений пахнут гниющим мясом (напр.,

у кирказона), экскрементами, иногда даже по окраске и консистенции сходны с мясом (напр., у раффлезии); такие цветки осаждаются мухами, опыляющими их. Запахи же, напоминающие запах клопов (напр., у кориандра), мышей (напр., у болиголова), отпугивают от растений травоядных животных.

МИМИЦА (Mimica) Ватрослав (р. 25.6. 1923, Сплит), югославский кинорежиссёр. Получил медицинское образование в Загребе. В 1940-х гг. участник нар.-освободит. борьбы. После окончания 2-й мировой войны 1939-45 лит. критик, редактор молодёжного журнала. В 1952 дебютировал как режиссёр художеств, фильмом "В бурю", затем работал в мультипликационном кино. Наиболее значит. фильмы: "Холостяк" (1958), "У фотографа" (1959), "Инспектор вернулся домой" (1959), "Маленькая хроника" (1963). С 1964 вновь ставит художеств, игровые кинокартины: "Прометей с острова Вишевице" (1965), "Понедельник или вторник" (1966), "Случай" (1969), "Нахлебник" (1970), "Македонская часть ада" (1972) и др. Мн. из них характеризует стремление режиссёра раскрыть психологию, внутр. мир человека. Ряд фильмов М. награждён премиями на междунар. кинофестивалях.

МИМНЕРМ (Mimnermos), греческий поэт 2-й пол. 7 в. до н. э. Род. в г. Колофон (М. Азия). М. считают родоначальником эротич. элегии в древнегреч. лит-ре; вопрос о влиянии его элегий на александрийских и рим. поэтов (Тибулл, Проперций) остаётся спорным. По имени возлюбленной поэта назван сб. его элегий "Нанно" (сохранились лишь фрагменты). Один из эпизодов борьбы греков, обосновавшихся на малоазийском побережье, с лидийцами составлял содержание поэмы М. "Смирней да".

Соч. в кн.: Anthologia lyrica graeca, ed. E. Diehl, fasc. 1, Lipsiae, 1954; Эллинские поэты в переводах В. В. Вересаева, М., 1963, с. 285-88.

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М.- Л., 1946, с.. 195-97; Frankel H., Dichtung und Philosophic des fruhen Griechentums, 3 Aufl., Munch., 1969.

МИМОЗА (Mimosa), род растений сем. мимозовых. Многолетние травы, кустарники (иногда вьющиеся) или деревья, часто с колючками (видоизменённые прилистники). Листья дваждыперистые.

Мимоза стыдливая, лист слева опустился от прикосновения; а -цветок.

Цветки мелкие в головчатых или колосовидных соцветиях. Плод - плёнчатый или кожистый боб, при созревании обычно разламывающийся на членики. 450-500 видов, гл. обр. в тропич. и субтропич. Америке, немногие в Африке и Азии. Листья нек-рых видов М. способны к движениям - настиям, что в наибольшей степени свойственно М. стыдли-

вой (М. pudica); это - полукустарник или кустарник, распространённый в тропиках обоих полушарий. При прикосновении, ударе, с наступлением темноты листочки её попарно складываются, затем весь лист опускается. Иногда в обиходе М. наз. виды рода акация, выращиваемые на Черноморском побережье Кавказа, чаще акацию серебристую.

МИМОЗКА (Lagonychium), род растений сем. мимозовых. Включает 1 вид - М. выполненная (L.farctum) - сильноветвистый, колючий, опушённый кустарничек с дваждыперистыми листьями; ось листа и листочков с коротким остриём. Цветки бледно-жёлтые, в пазушных кистевидных многоцветковых соцветиях. Плод - крупный, красновато-бурый боб. Распространена на Ю. Ср. Азии, в Закавказье, Малой и Передней Азии и в Сев.-Вост. Африке; растёт на лёссовых почвах на равнинах, в предгорьях, по сухим руслам рек, мор. побережью и как сорняк в посевах и у жилья. Семена съедобны, корни содержат дубильные вещества. М. нередко включают в род прозопис.


МИМОЗОВЫЕ (Mimosaceae), семейство двудольных растений, близкородственное сем. бобовых, с к-рым часто объединяется как подсемейство (Mimosoideae). Деревья или кустарники, иногда полукустарники, редко травы. Листья преим. дваждыперистые. Цветки мелкие, в отличие от цветков бобовых, правильные, б. ч. в колосовидных или головчатых соцветиях. Лепестков и чашелистиков чаще по 5. Тычинок 5, 10 или много. 40-55 родов (ок. 2500 видов), преим. в тропич. и субтропич. областях; в СССР дико растут только 2 вида М.- представители родов альбицция и мимозка. Нек-рые М. служат источником получения ценной древесины, дубильных веществ и гуммиарабика. Плоды (бобы) лиан из рода энтада могут достигать

2 м длины.

Лит.: Hutchinson J'., The genera of flowering plants, v. 1, Oxf., 1964.

МИМУЛУС, губастик (Mimulus), род одно- или многолетних низкорослых травянистых растений, редко полукустарников из сем. норичниковых. Ок. 100 видов, гл. обр. во внетропиче-ской Америке, особенно на 3.; нек-рые виды одичали в Европе. В СССР

3 дикорастущих вида (Д. Восток) и 3 заносных. Нек-рые виды культивируют как декоративные (бордюрные) однолетники из-за оригинальной формы и окраски крупного двугубого венчика. Чаще всего используют М. пятнистый (М. guttatus) и М. жёлтый (М. lu-teus), особенно их гибридные сорта, известные также под назв. М. тигровый и отличающиеся множеством оттенков и разнообразием рисунка на долях венчика.

МИН, китайская императорская династия (1368-1644). Основана Чжу Юань-чжаном в результате свержения монг. династии Юань. В нач. 15 в. проводила внеш. экспансию. В 1407 кит. войска захватили Вьетнам. В р-ны юж. морей и Индийского ок. были отправлены 7 морских экспедиций во гл. с Чжэн Хэ. В связи с попытками португальцев обосноваться в Китае минский имп. У-цзун в 1521 запретил европейцам въезд в Китай и закрыл для них все порты, за исключением Аомыня (Макао). Обострение социальных противоречий и рост клас-

совой борьбы при М. привели в 20-х гг. 17 в. к крест, войне. Восставшие под рук. Ли Цзы-чэна овладели в 1644 столицей Пекином и свергли династию М. Часть кит. феодалов перешла на сторону вторгшихся в это время в Китай маньчжуров, помогла им подавить крест, войну и утвердить в стране маньчжурскую династию Цин. В конце правления династии М. были установлены первые контакты между Россией и Китаем (отправление тобольским воеводой в Пекин И. Пет-лина в 1618 и др.). Н. И. Свистунова.

МИНА (Mina) Младший Фран-сиско Хавьер (1789, Идосин,- 11.11. 1817, Гуанахуато, Мексика), испанский бурж. революционер, племянник Мины Старшего. В 1808-10 участвовал в борьбе исп. народа против франц. захватчиков. Попав в 1810 в плен к французам, был заключён в тюрьму, где пробыл до 1814. Вернувшись в Испанию, начал борьбу за восстановление Кадисской конституции 1812. После неудачной попытки организовать совместно с Миной Старшим вооруж. восстание в Памплоне (1814) бежал во Францию, откуда переехал в Великобританию. В 1817 отправился в Мексику для участия в освободит, борьбе против исп. колон, господства. В нояб. 1817 был схвачен исп. войсками и расстрелян.

МИНА Старший, Э с п о с - и-М и н a (Espoz у Mina) Франсиско (17.6.1781, Идосин,- 13.12.1836, Барселона), испанский бурж. революционер. Участвовал в борьбе против франц. оккупантов в качестве командира герильеров (см. Герилъя). С 1813 генерал. С установлением абсолютизма Фердинанда VII, после неудачной попытки провозгласить в сент. 1814 в Памплоне конституцию 1812 (см. Кадисская конституция 1812), бежал во Францию, где находился до Исп. революции 1820-23. Возвратившись на родину, возглавил вооруж. силы, направленные против абсолютистского восстания в Каталонии. В 1823 руководил борьбой против франц. интервентов в Каталонии. После поражения революции эмигрировал. В 1830-32 пытался, вторгаясь в Испанию с группой своих сторонников, возобновить борьбу за конституцию 1812. Возвратившись после амнистии 1833 в Испанию, был в 1834 назначен главнокомандующим Сев. армией для борьбы с карлистами, но через год вышел в отставку. Назначенный в 1835 командующим войсками в Каталонии, в 1836, незадолго до смерти, выступил против регентши Марии Кристины, объявив осн. законом Испании конституцию 1812.

МИНА (франц. mine), 1) боеприпас для стрельбы из миномётов и гладкоствольных безоткатных орудий. Существуют М.: осколочные, осколочно-фугасные (см. рис.) и фугасные, предназначенные для поражения живой силы и огневых средств противника или разрушения обо-

Устройство осколочно-фугасной мины: / - корпус; 2 .- основной пороховой заряд; 3 - дополнительные пороховые заряды; 4 - взрыватель; 5 - трубка стабилизатора; 6 - крылья стабилизатора.

ронит. сооружений; зажигательные, дымовые, осветительные и агитационные, служащие для выполнения боевых задач вспомогат. характера, и учебно-тренировочные. В боекомплект гладкоствольных безоткатных орудий входят кумулятивные (для поражения танков) и осколочно-фугасные М. Снаряжённая М. состоит из корпуса (стального или из ста-листого чугуна) с разрывным зарядом взрывчатого вещества, основного и дополнительных метательных пороховых зарядов, взрывателя и стабилизатора. На корпусе М. имеется цилиндрич. часть, а на крыльях стабилизатора выступы, обеспечивающие центрование и правильное движение М. по каналу ствола. Стабилизатор (стальной или алюминиевый) придаёт М. устойчивость в полёте. 2) Боевое средство для устройства взрывных заграждений, применяемых с целью нанесения потерь противнику, задержки его продвижения и затруднения ведения боевых действий (см. Заграждения военные и Минно-взрывные заграждения). М. делятся на мины морские и мины наземные. 3) Устаревший термин в фортификации, обозначавший галерею минную.

МИНА (лат. mina, греч. mna), денежная и счётно-весовая единица Др. Востока и антич. Греции. В разных странах имела различное весовое содержание: финикийская М. составляла 364 г серебра, эвбейская - 436 гит. п.

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич [21.10 (2.11).1835, Симбирск, ныне Ульяновск,-10(22).7.1889, там же], русский поэт. Род. в семье воен. чиновника, литератора. В 1852 окончил военно-учебное заведение в Петербурге. В 1857 оставил службу и занялся только лит. работой. В 1859 выпустил сб. лит. пародий "Перепевы". Сотрудничал в демократич. журналах, в т. ч. в "Современнике", "Русском слове", "Искре", где развернулось дарование М. как поэта-сатирика. В 1862 редактировал сатирич. журн. "Гудок". Примыкая к некрасовской школе, М. в своих стихах выражал сочувствие угнетённой деревне, обличал либералов, бюрократов, реакц. печать и цензуру. Приобрёл известность как "король рифмы", мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.

Соч.: Думы и песни..., т. 1 - 2, СПБ, 1863-64; [Стихи], в сб.: Поэты "Искры". [Вступ. ст., ред. и коммент. И. Ямполь-ского], т. 2, Л., 1955.

Лит.: До б р о л ю б о в Н. А., Перепевы, Собр. соч., т. 6, М.- Л., 1963; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. -Л., 1962.

МИНАЕВ Иван Павлович [9(21 ).Ю.1840, Тамбов,-1(13).6.1890, Петербург], русский востоковед, основатель рус. индо-логич. школы. С 1869 доцент, с 1873 проф. Петерб. ун-та, с 1871 чл. Русского геогр. об-ва. Совершил три путешествия (в 1874-75, 1880, 1885-86), во время к-рых посетил Индию, Цейлон, Бирму и Непал. Науч. исследования М. были сосредоточены на древней, средневековой и новой истории стран Юж. Азии (литература, философия, лингвистика, культура в широком смысле, география, особенно историческая, этнография, фольклор). М. положил начало широким исследованиям в области буддологии в России. Гл. место в науч. деятельности М. занимало комплексное изучение истории буддизма в связи с его культурно-историч. влиянием на народы Востока.

Большое воздействие на развитие мировой буддологии оказало исследование М. проблемы хронологии и соотношения канонич. сочинений буддизма Махаяны и Хинаяны. М. собрал богатейшую коллекцию санскритских и палийских рукописей, перевёл и издал ряд буддийских памятников. Значителен вклад М. в изучение языка и литературы пали. В работах, посвящённых совр. ему Индии и сопредельным странам, особенно важны материалы о начальном этапе нац.-освободит, движения в Индии.

Соч.: Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1 - 2, СПБ, 1887; Дневник путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885 - 1886, М., 1955; Индийские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г., М., 1966; Очерк фонетики и морфологии языка Пали, СПБ, 1872.

Лит.: Иван Павлович Минаев. Сб. статей, М., 1967 (лит.). Е.М.Медведев.

МИНАКОВ Пётр Андреевич [25.11(7.12). 1865, с. Дерюгино, ныне Дмитриевского р-на Курской обл.,- 5.10.1931, Москва], советский судебный медик. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та (1891). С 1900 зав. кафедрой судебной медицины и одновременно (с 1909) проректор Моск.