БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381." во многом зависели от их острого неприятия господствующего антиэстетизма совр. общества, смутного предчувствия грядущих общественных потрясений и желания противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художеств, ценности. Провозглашая своей задачей консолидацию художеств, сил, выступающих против позитивизма под знаком возрождения идей романтизма, теоретики "М. и." выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя т. о. иск-ву роль своего рода преобразователя жизни. Просветительский пафос деятельности мастеров "М.и." проявился в их стремлении возбудить всеобщий интерес к иск-ву прошлого (особенно к иск-ву 18- нач. 19 вв.), в их постоянной заботе об охране памятников старины, а также желании шире ознакомить публику с новейшими течениями совр. иск-ва. В то же время признание активной обществ, роли художеств, творчества противоречиво сочеталось у них с лозунгом "свободного", или "чистого", иск-ва. Декларируя независимость иск-ва и отрицая его тенденциозность, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, ист. значение последнего

в прошлом), выступали с критикой эсте*> тики рус. революц. демократов (прежде всего Н. Г. Чернышевского) и концепций В. В. Стасова.

Несмотря на нек-рую непоследовательность в воззрениях его членов, ранний "М. и." во многом был идейно и стилистически близок зап.-европ. художеств, группировкам, объединявшим теоретиков и практиков "модерна". Так же, как и в творчестве мастеров зап.-европ. "модерна", образный строй произв. художников "М. и." формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма; вместе с тем он оказывался в гораздо большей мере наполненным историко-культурными реминисценциями. Важно, однако, что ретроспективизм мастеров "М. и." часто был проникнут духом иронии и самопародии и по сути своей противоположен принципам традиц. ист. жанра. Для представителей "М. и." характерно также постоянное обращение наряду с историческим к "сочинённому" (подчас фантастическому) пейзажу, широкое использование приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к "роковой" символике, сказочному, эротическому. Творчеству ряда чл. "М. и." присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский; последнего вместе с тем отличает пристрастие и к урбанистич. мотивам); для Билибина и Рериха характерно увлечение ср.-век. русским иск-вом, фольклором, др.-рус. историей. Поиски мастерами "М. и." стилеобразую-щего начала выразились в опытах создания произв., построенных по законам "целостного искусства", т. е. синтеза иск-в (см. "Модерн"), и наиболее полно были реализованы в их работах для книги и театра, немногочисл. опытах оформления интерьера, а также нашли отражение в живописи и графике. Живописным (в основном в технике акварели или гуаши) и графич. произв. чл. "М. и." присущи утончённый декоративном, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трёхмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику, сочетание матовых, как бы искусственных тонов. Мастера "М. и." немало способствовали развитию иск-ва книги в России (помимо осн. участников объединения, в этой области плодотворно работали также представители "второго поколения" "М. и."-Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин), значительными были их достижения в области живописного и графич. портрета.

Со 2-й пол. первого десятилетия 20 в. в идейных и эстетич. взглядах ведущих художников "М. и." происходят существенные изменения. В период Революции 1905-07 ряд из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политич. сатиры. Новый этап существования "М. и." характеризуется также его отмежеванием от крайне левых течений в рус. иск-ве и утверждением мысли о возможности и пользе регламентации художеств, творчества (идея "новой Академии", выдвинутая Бенуя), а в сфере практической - активизацией театр, деятельности и пропаганды совр. рус. иск-ва за границей. Спектакли, организованные во 2-й пол. 1900-х -1910-е гг. Дягилевым, т. н. Русские сезоны и Русский балет за границей, в оформлении к-рых участвовали мн. члены "М. п.",

явились образцами синтеза иск-в. С 1917 ряд представителей "М. и." (Бенуа, Грабарь и др.) активно обратился к му-зейно-организац. и реставрац. деятельности.

Илл. см. на вклейке, табл. XXI (стр. 320-321).

Лит.: Бенуа А. Н., Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; Соколова Н., "Мир искусства", М. - Л., 1934; Петров В. Н., "Мир искусства*, в кн.: История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968; Лапшина Н., "Мир искусства", в кн.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895-1907), кн. 2, М., 1969; Стернин Г. Ю., О ранних годах "Мира искусства", в его кн.: Художественная жизнь России на рубеже 19-20 веков, М., 1970; Гусарова А. П., "Мир искусства", Л., 1972.

Т. И. Володина.

"МИР ИСКУССТВА", литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения "Мир искусства" и писателей-символистов. Выходил в 1898/99 - 1904 в Петербурге (до 1901 -1 раз в 2 недели, с 1901 - ежемесячно). Издатели в 1899 - кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем - С. П. Дягилев (гл. редактор). С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность "М. и." в области изобразит, иск-ва состояла в утверждении эстетики художеств, индивидуализма, в постепенном сближении с интернац. стилем "модерн", а также в популяризации рус. иск-ва 18-нач. 19 вв. В первые годы существования журнал много внимания уделял вопросам декоративно-прикладного иск-ва, пропагандируя образцы нар. творчества и изделия кустарных промыслов. Журнал широко знакомил читателя с совр. рус. и зарубежной художеств, жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, В. В. Кандинского, отрывки из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, обзоры иностр. изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции совр. рус. и зап.-европ. живописи и графики). В лит. части "М. и.", возглавлявшейся Д. В. Философовым, помещались религ.-филос. сочинения Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шесто-ва, В. В. Розанова, лит.-критич. статьи

К. А. С о м о в. Обложка журнала "Мир искусства". Тушь, перо. 1900.

В. Я. Брюсова и Андрея Белого, во многом определявшие эстетич. и лит. программу рус. символизма.Религ.-мистич. устремления и национально-мессианские надежды философов и литераторов находились в идейном противоречии со взглядами участников художеств, отдела (в частности, с их "западничеством", интересом именно к "петербургскому" периоду истории России). В результате открытой полемики группа Философова - Мережковского покинула "М. и.", основав свой журнал "Новый путь" (1903-04).

Внешний облик журнала "М. и.", в оформлении к-рого принимали участие К. А. Сомов, Л- С. Бакст, Е. Е. Лансере и др., его высокое полиграфич. качество способствовали достижению одной из гл. целей объединения - поднятию общего художеств, вкуса. В 1903 выходило отд. издание "Хроника журнала „Мир искусства"".

Лит. см. при ст. "Мир искусства* (художественное объединение). Т. И. Володина.

МИР СЕИД АЛИ, художник миниатюрист 16 века, представитель тебриз-ской школы миниатюры. Учился у своего отца - живописца Мир Муссавира и Бехзада. Для произв. М. С. А., выполненных в Тебризе (илл. к "Хамсе" Низами, дата рукописи 1539-43, Брит, музей, Лондон), характерны многофигур-ность композиций, нек-рая статичность фигур, гармоничность звучных цветовых пятен. С 1555 М. С. А. жил в Индии, где стал ведущим придворным живописцем и одним из основателей могольской школы миниатюры. Значительная работа М. С. А. этого периода - иллюстрирование (совм. с группой художников) рукописи "Хамза-наме" (1564-79; илл. хранятся в частных коллекциях США, Швейцарии и др. стран).

Лит.: [Грек Т. В.], Индийские миниатюры 16-18 вв., М., 1971, с. 7-9.

МИР ТАКИ (лит. имя - Мир; наст. имя - Мир Мухаммад Так и) (1724, Агра,- 1810, Лакхнау), индийский поэт. Писал на урду и перс, языках. Тяготы жизни, исполненной лишений, наложили отпечаток на его поэзию, пронизанную мотивами печали. Успехом пользовались его лирич. газели, составившие 6 сб-ков на урду и 1 на перс, языке. Видное место в наследии М. Т. занимают месневи, среди которых выделяются "Пламя любви", "Море любви", а также небольшие произв., ярко рисующие бытовые сцены, природу, животных. Написал автобиографию ("Зикр-е-Мир"), составил антологию поэзии урду (обе на перс. яз.).

Соч.: Интихаб-е калам-е Мир, Алигарх, [1960].

МИРА (о Кита), первая известная переменная звезда', открыта как переменная в 1596 Д. Фабрициусом. М. меняет блеск от 2,0 до 10,1 звёздной величины с периодом, в среднем составляющим 331,5 суток. Изменения блеска вызваны пульсациями звезды, в результате к-рых её диаметр меняется приблизительно на 10%, что сопровождается изменением темп-ры и яркости поверхности звезды. Диаметр М. ок. 500 млн. км, расстояние от Солнца 77 пс.

МИРА (франц. mire, от mirer - рассматривать на свет, прицеливаться, метить), 1) испытательная пластинка, на к-рую нанесён стандартный рисунок; служит для количеств, определения разрешающей способности оптич. приборов, особенно объективов. Рисунки для М. мо-

Штриховая мира. Нанесённый рисунок состоит из 25 элементов, в каждом из к-рых ширина тёмных (штрихи) и разделяющих их светлых полос одинакова (нек-рые элементы помечены цифрами). Каждый элемент включает 4 группы полос, наклонённых под углом 45° друг к другу. Ширина полос (штрихов) от одного элемента к другому убывает в геометрич.

прогрессии со знаменателем 1 : -^/

гут иметь разные конфигурации и характеризоваться различной контрастностью образующих их элементов. Часто такими элементами служат тёмные штрихи на светлом фоне или чередующиеся тёмные и светлые сектора. Штриховая М. показана на рис. Густота штрихов на различных участках этой М. неодинакова (возрастает сверху вниз и слева направо). Наблюдая изображение М., создаваемое оптич. прибором, определяют, на каком элементе изображения отд. штрихи перестают различаться (сливаются), что непосредственно даёт предельное разрешение прибора в числе штрихов на мм N (или, по известным формулам перехода, в угловых секундах ф и в мм о). 2) Марка (или предмет на местности), используемая для контроля при измерении азимута астрономич. или геодезич. инструментов. Широко применяются М. т. н. пулковского типа. Они представляют собой длиннофокусные (фокусное расстояние 100-200 м) коллиматорные линзы (см. Коллиматор), устанавливаемые вблизи контролируемого инструмента, к С. и Ю. от него. В фокусах линз в спец. будках расположены освещаемые сзади малые круглые отверстия, направление на к-рые фиксируется с помощью окулярного микрометра инструмента. М. этого типа позволяют контролировать изменения азимута с точностью около 0",05.

МИРАБЕЛЬ, группа сортов сливы с мелкими, округлыми или овальными плодами, чаще жёлтыми, с плотной высокосахаристой мякотью; косточка хорошо отделяется от мякоти. Наиболее известны сорта: Мирабель Нанси, Мирабель маленькая (мелкоплодная), Мирабель сентябрьская.

МИРАБИЛИС (Mirabilis), род травянистых, б. ч. многолетних растений сем. никтагиновых. Корни нередко утолщённые. Листья супротивные, цельные, цель-нокрайные. Цветки в многоцветковых соцветиях, правильные, обоеполые; околоцветник венчиковидный, пурпурный, белый или жёлтый, из 5 (иногда 3-7) высоко сросшихся листочков, после отцветания сильно увеличивающийся и окружающий плод. Каждый цветок (реже

несколько) окружён при основании ча-щечковидной обёрткой. 60 видов -от ср. части Сев. Америки до Чили. Мн. виды М. декоративны; наиболее известна М. ялапа, или ночная красавица (М jalapa), у садовых форм к-рой на одном растении появляются цветки разнообразной пёстрой окраски; они распускаются к вечеру и цветут до утра (отсюда название), в пасмурную погоду раскрыты и днём.

МИРАБИЛИТ (от лат. mirabilis -удивительный; назван нем. химиком И Р. Глаубером), глауберова соль, минерал из класса сульфатов, хим. состав Na,[S04]-10H20. Содержит 19,24% Na2O; 24,85% SCV, 55,91% Н2О. Кристаллы М. моноклинной системы, коротко призматические до игольчатых. М также образует зернистые или порош-коватые агрегаты и мелкокристаллич. корочки. Легко растворим в воде, раствор обладает горько-солёным вкусом. В сухом виде быстро теряет воду и переходит в белый порошковидный безводный минерал - тенардит (Na,SO4). Тв. по минералогич. шкале 1,5-2; плотность 1480 кг/л3. М.- типичный хемогенныи продукт соляных озёр, мелководных заливов и горячих источников; образует также выцветы на почве. Ввиду плохой растворимости при низких темп-pax, особенно в присутствии NaCl, M. часто осаждается из соляных вод зимой, что и происходит в зал. Кара-Богаз-Гол в Каспийском море (СССР), Большом Солёном озере в шт. Юта (США) и др. Ассоциирует с тенардитом, астраханитом, гипсом и галитом.

М. используется гл. обр. в хим. пром-сти для получения соды, едкого натра, в стекольной, красочной и др. отраслях пром-сти, а также в медицине (см. Глауберова соль). В.П.Петров.

МИРАБО (Mirabeau) Виктор Р и к е т и (Riqueti), маркиз де (5.10.1715, Пертюи, Прованс,- 13.7.1789, Аржантёй), французский экономист. В своих первых работах разделял идеи меркантилизма, затем примкнул к физиократам. Проповедовал принцип невмешательства гос-ва в экономич. жизнь, критиковал откупную систему налогов и был сторонником ycraj новления единого налога на "чистый продукт" землевладельцев. Отстаивал патриархальное мелкое крест, х-во. М. не понял бурж. сущности экономич. учения Ф. Кенэ, к-рое маскировалось феод, оболочкой. "Эта видимость ввела в заблуждение принадлежавших к дворянству сторонников доктора Кенэ, как, например, патриархального чудака М и-р а б о старшего" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 21).

МИРАБО (Mirabeau) Оноре Габриель Р и кет и (Riqueti) (9.3.1749, Биньон, близ г. Немур,- 2.4.1791, Париж), граф, деятель Великой франц. революции. Род. в богатой аристократич. семье. В молодости ввиду крайне беспорядочного образа жизни, непомерных расходов и долгов неоднократно подвергался тюремному заключению. В 1776, после бегства с женой маркиза де Монье за границу, был заочно приговорён "за оскорбление личности" к смертной казни, но впоследствии амнистирован. М. опубликовал ряд памфлетов и др. произв., направленных против деспотич. формы власти. В 1785 вернулся в Париж. В 1786 был послан с секретным дипломатич. поручением в Пруссию. Избранный

в 1789 01 третьего сословия Марселя и Экса в Ген. штаты, сразу выдвинулся в них благодаря своему исключительному ораторскому дару. М. был врагом феодально-абсолютистского режима, к-рый он изобличал в речах большой силы, имевших широкий обществ, резонанс. Однако его политич. идеал не шел дальше цензовой парламентской монархии, близкой по типу к английской. Поэтому по мере возрастания в революции роли нар. масс М. постепенно перешёл на консервативные позиции и стал лидером крупной буржуазии, стремившейся задержать дальнейшее развитие революции. Проводя скрытно и тонко политику торможения революц. процесса и стремясь сохранить уменьшавшуюся популярность, М. порой произносил обличительные речи против королевского двора; в то же время он вступил на путь поисков тайного соглашения с двором, к-рое и заключил в апр. 1790. За крупное вознаграждение и обязательство погасить его огромные долги М. стал секретным агентом королев, двора. Ж.П.Марат, М. Робеспьер и нек-рые др. революц. демократы, не зная ничего достоверного, догадывались об измене М. и резко выступали против него. Однако до внезапной смерти М. его тайная сделка оставалась неизвестной, и он был похоронен с величайшими почестями. Лишь после свержения монархии 10 авг. 1792 были обнаружены документы, подтверждавшие его измену революции. В связи с этим прах М., первоначально помещённый в Пантеон, был перенесен на кладбище для преступников в предместье Сен-Марсо.

Соч.: CEuvres, v. 1-8, P., 1834-35. Лит.: В а г t h о u L., Mirabeau, P., 191d; Chevallier J. J., Mirabeau, P., 1947; V a 1 1 e n t i n A., Mirabeau, v. 1 - 2, P., 1946-47. A. 3. Манфред.

МИРАДЖ (араб.- восхождение, вознесение), лейлат аль-мирадж, раджаб-байрам, мусульманский религ. праздник в ознаменование легендарного ночного вознесения Мухаммеда на небо. Отмечается 27 рад-жаба по мусульм. лунному календарю.

МИРАЖ (франц. mirage), оптическое явление в атмосфере, состоящее в том, что вместе с отдалённым предметом (или участком неба) видно его мнимое изображение, смещённое относительно предмета. Если предмет находится под горизонтом, видно только мнимое изображение. М. может располагаться под предметом (нижний М.; рис.), над предметом

Схема возникновения миража: а - нижнего; б - верхнего.

О. Мирабо.

Ф. Миранда.

(верхний М.) и сбоку от него (боковой М.). М. объясняется искривлением лучей света, идущих от предмета, вследствие аномального распределения показателя преломления света в атмосфере, к-рое связано с распределением темп-ры (и следовательно, плотности) воздуха. Верхний М. наблюдается над холодной земной поверхностью при инверсионном распределении темп-ры (росте её с высотой),нижний М.-при очень большом вертикальном градиенте темп-ры (т. е. сильном падении её с высотой) над перегретой ровной поверхностью (пустыня, дорога). Мнимое изображение неба создаёт при этом иллюзию воды на поверхности. Так, уходящая вдаль дорога в жаркий летний день кажется мокрой. Боковой М. иногда наблюдается у сильно нагретых стен или скал. Сложные явления М. с резким искажением вида предметов носят назв. Фата-M органа.

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculum - чудо), жанр ср.-век. религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет к-рой основан на "чуде", совершаемом к.-л. святым или девой Марией. М. начал развиваться в 13 в. во Франции, получив распространение во всех странах Зап. Европы в 14 в. В М. изображалось вмешательство "небесных сил" в судьбу человека, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Во Франции наиболее известные М.- "Игра о святом Николае" (1200) Жана Боделя и "Миракль о Тео-филе" (ок. 1261) Рютбёфа. В Англии термин "М." употреблялся также для обозначения мистерии. В Испании М. были близки ср.-век. ауто; особенно большое распространение получили здесь в 15-17 вв. Возрождение ср.-век. М. в кон. 19 - нач. 20 вв. было связано с увлечением религ. тематикой в символистском театре и драматургии.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; С о he n G., Le theatre rehsieux, в его кн.: Le theatre en France au Moyen-age, [Nouv. ed.], pt. 1, P., 1948.

МИРАНДА (Miranda) Франсиско (28.3. 1750, Каракас,- 14.7.1816, Кадис), венесуэльский патриот, один из руководителей борьбы за независимость исп. колоний в Америке. Выходец из богатой креольской семьи. Будучи офицером исп. армии, поддерживал связи с патриотически настроенными креольскими кругами Кубы и Венесуэлы. В 1783, преследуемый исп. властями, бежал в Сев. Америку, где вёл переговоры с политич. деятелями США о наборе и вооружении волонтёров в помощь креольским патриотам в исп. колониях. Добиваясь в борьбе с Испанией поддержки европ. держав, М. отправился в Европу. В 1786-87 находился в России, в 1790 в Англии,

в 1792 во Франции (где сблизился с жирондистами и вступил во франц. армию). В 1798 в Лондоне возобновил переговоры с англ, пр-вом; не получив от него помощи, М. поехал в США. В 1806 организовал экспедицию и дважды высаживался у берегов Венесуэлы с целью её освобождения. Потерпев поражение, М. продолжал собирать силы для нового выступления. Вернувшись в Венесуэлу (1810), М. возглавил борьбу за независимость. В нач. 1812 венесуэльский конгресс назначил М. генералиссимусом Венесуэльской республики, предоставив ему диктаторские полномочия. В июле респ. армия была вынуждена капитулировать. Согласно договору, заключённому М. с исп. командованием 26 июля 1812, участникам борьбьх за независимость разрешалось выехать за границу. Перед самым отъездом исп. власти схватили М. и выслали в Испанию, где он умер в тюрьме.

Лит.: Мирошевский В. М., Освободительные движения в американских колониях Испании..., М.-Л., 1946; Л а в-редкий И. Р., Миранда, М., 1965; В г i-ceno Perozo M., Mirandonianas, Caracas, [1968]. Д. М. Зорина.

МИРАНДА, спутник планеты Уран. Диаметр ок. 500 км, среднее расстояние от центра планеты 130 400 км. Открыт в 1948 амер. астрономом Дж. П. Койпе-ром.

МИРАЦИДИЙ (от греч. meirakidion -мальчик), первая личиночная стадия индивидуального развития паразитич. плоских червей - сосальщиков. Тело М. продолговатое, дл. 0,03-0,3 мм, одето крупными ресничными клетками, расположенными обычно в 4-6 продольных рядов. На переднем конце тела открываются т. н. железы проникновения (остаток кишечника, изменившего свою первоначальную функцию); их выделения облегчают внедрение М. в тело промежуточного хозяина. Нервная система представлена передним мозговым скоплением нервных клеток. У М. мн. видов впереди имеется Х-образный пигментированный глазок. Органы выделения - пара протонефридиев. В полости тела содержатся зародышевые клетки. Обычно М. выходит из яйца в воде, некоторое время плавает, затем внедряется в тело промежуточного хозяина (б. ч. моллюска) и превращается в спороцисту.

Мирацидий печёночной двуустки: 1- железы проникновения; 2 - глазок; 3 - мозговой узел; 4 - выводной канал прото-нефридия; 5 - зародышевые клетки.

МИРБАХ (Mirbach) Вильгельм (2.7. 1871, Ишль, ныне Бад-Ишль, Австрия,-6.7.1918, Москва), граф, германский дипломат. Участник сов.-герм, мирных переговоров в Брест-Литовске (дек. 1917 -март 1918). С апр. 1918 посол при пр-ве РСФСР в Москве. Убит лев. эсером Я. Г. Блюмкиным по поручению ЦК партии лев. эсеров, пытавшихся спровоцировать войну с Германией.

Убийство М. послужило сигналом к началу Левоэсеровского мятежа 1918 в Москве.

МИР-БАШИР, город (с 1949), центр Мир-Баширского р-на Азерб. ССР. Расположен на прав, берегу р. Тертер (приток Куры), в 18 км к Ю.-З. от ж.-д. ст. Барда, с к-рой связан автомоб. дорогой. 8,8 тыс. жит. (1970). Маслосыро-завод. Вблизи М.-Б.- добыча нефти. Город назван в честь М. Б. Касумова.

МИРБО (Mirbeau) Октав (16.2.1848 или 1850, Тревьер, деп. Кальвадос,- 16.2. 1917, Париж), французский писатель. Род. в семье врача. Окончил иезуитский коллеж в Ванне. Испытал влияние анар-хич. идей и эстетики декадентства.Стремлением к правдивости отмечены первая кн. новелл -"Письма из моей хижины" (1886), романы "Голгофа" (1886, рус. пер. 1908), антиклерикальные романы "Аббат Жюль" (1888, рус. пер. 1907) и "Себастьен Рок" (1890, рус. пер. 1907). Однако реализм этих романов ослаблен натуралистич. подробностями, обращением к сфере душевной патологии.

С сер. 90-х гг. М. сблизился с демо-кратич. интеллигенцией. Вместе с Э. Золя он выступил в защиту А. Дрейфуса (см. Дрейфуса дело). В центре пьесы "Дурные пастыри" (1897, рус. пер. 1900) - борьба рабочих против фабрикантов. Лучшая пьеса М. "Дела есть дела" (1903, в рус. пер.- "Власть денег", 1903) продолжает линию его социальной драматургии. Последние соч. М.- кн. путевых очерков "Автомобиль 628-Е8" (1907, рус. пер. под назв. "Путешествие на автомобиле", 1908), пьеса "Очаг" (1908, рус. пер. 1908), где сатирически изображена бурж. филантропия.

С о ч.: CEuvres completes, v. 1 - 9, P., 1934-36; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-10, М., 1908-11.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970. И. Ю. Подгаецкая.
1625.htm
МИРГОРОДСКАЯ ПОРОДА свиней, порода свиней мясо-сальной продуктивности. Выведена в 1940 в Миргородском и смежных с ним районах Полтавской обл. путём скрещивания местных свиней с хряками беркширской, средней белой, крупной белой и частично крупной чёрной и темворской пород. Свиньи пропорционально сложены, крепкой конституции. Масть черно-пёстрая. Взрос-

лые хряки весят 230-320 кг, матки 200-230 кг. Свиноматки за опорос дают в среднем 10-11, лучшие до 22 поросят. Свиньи нетребовательны к кормам, хорошо используют пастбище, быстро откармливаются. Молодняк к 6-7-месячному возрасту весит до 100 кг, затрачивая на 1 кг привеса 4,2-4,5 кормовой единицы корма. Мясо составляет в среднем 49-54% от массы откормленной туши, сало 37-41% . М.п. разводят в УССР и южных областях РСФСР. Скрещивают с крупной белой породой и ланд-расом.

Лит.: Волкопялов Б. П., Свиноводство, 4 изд.. Л., 1968. М.И.Матиец.

МИРДАЛЬСЙЁКУДЛЬ (Myrdalsjokull), ледник пол у покровного типа на Ю. Исландии. Пл. 700 км2, вые. до 1450 м (средняя - 990 м), выводные ледники спускаются до 200 м. На юж. склоне выпадает до 4000 мм осадков в год. Под ледяным покровом М. и у его краёв расположено неск. действующих вулканов (крупнейший из них - Катла).

МИРЕЦКИЙ Витольд Каэтанович [1843, Витебская губ.,- 31.10(13.11).1901, Варшава], русский металлург. Окончил Ин-т корпуса горных инженеров в Петербурге (1861), затем работал на Златоустовской ф-ке. С 1863 пом. управляющего Пермским сталепушечным заводом по технич. части. Назначенный в 1870 управляющим Катавскими металлургия, з-дами (Урал), объединил их с Юрюзанскими з-дами в крупный производств, комплекс, включавший 6 доменных печей. Одним из первых на Урале ввёл (в 1870-х гг.) горячее дутьё в доменных печах н построил воз-духонагреват. а