БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381бивой и решительной политикой стран социализма, с их оборонной мощью.

Важнейшей особенностью совр. этапа развития М. с. с. является последовательное осуществление странами социалистич. содружества скоординированного внешнеполитич. курса, направленного на укрепление всеобщего мира и междунар. безопасности, на обеспечение наиболее благоприятных для развития социализма междунар. условий. В результате успехов М. с. с. в экономич. соревновании с капитализмом определилась новая расстановка сил на междунар. арене, открывающая перед человечеством реальные перспективы длительного прочного мира.

За 1951-73 при росте пром. продукции в развитых капиталистич. странах в 3,3 раза пром. продукция в странах социализма возросла в 9,15 раза. Доля стран социализма в мировой пром- продукции выросла за 1917-73 в 13 раз. Занимая в нач. 70-х гг. 26% всей территории земного шара и насчитывая 4/з его населения, М. с. с. производит примерно 39% всей вырабатываемой в мире пром. продукции. Страны СЭВ, занимающие 18% территории и насчитывающие менее 10% населения земного шара, создают 33% мировой пром. продукции и примерно 25% мирового нац. дохода. М. с. с. чужды замкнутость и автаркия. На основе мирного сосуществования двух мировых систем по инициативе М. с. с. неуклонно развиваются разные формы международного экономического сотрудничества.

М. с. с. отвоёвывает у капитализма решающие рубежи. Соприкасаясь с не-социалистич. миром, социалистич. содружество способствует активизации в нём всех подлинно демократия, и революц. сил. Всё больше гос-в и народов становится на путь борьбы с империализмом, с его неоколониалистскими и агрессивными устремлениями и выбирает путь социалистич. ориентации.

Т. о., в ходе сосуществования и противоборства двух мировых систем накапливается перевес сил социализма над силами капитализма. Это создаёт благоприятные условия для классовой борьбы пролетариата в капиталистич. странах, облегчает им переход к социализму, создаёт возможности независимого развития для народов, освободившихся от колониального гнёта.

В рамках самого социалистич. содружества на основе объективного процесса интернационализации производит, сил осуществляется сближение социалистич. гос-в. Оба эти процесса - переход к строительству социализма всё большего числа стран и социалистич. интернационализация создают предпосылки полной победы социализма и коммунизма во всемирном масштабе.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О пролетарском интернационализме, 2 изд., М., 1968; Ленин В. И., О закономерностях возникновения и развития социализма и коммунизма, [Сборник], М., 1960; его же, О международном значении опыта КПСС [Сборник], М., 1963; Брежнев Л. И., О внешней политике КПСС и Советского государства. Речи и статьи, М., 1973; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Бухаресте в июне 1960 г., в Москве в ноябре 1960 г., М., 1961; Документы международного Совещания коммунистических и рабочих партий, Москва, 5-17 июня 1969 г., М., 1969; Заявление коммунистических и рабочих партий социалистических стран, "Правда", 1968, 4 авг.; Программа КПСС, М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Основные принципы международного социалистического разделения труда, М., 1964; Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членовСЭВ, М., 1971; Устав Совета Экономической Взаимопомощи, в кн.: Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств, (Сб. документов), 2 изд., М., 1972.

"МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ", еже месячный журнал Ин-та мировой экономики и международных отношений АН СССР. Издаётся в Москве с июля 1957. Освещает проблемы совр. госу-дарственно-монополистич. капитализма, анализирует наиболее важные и актуальные вопросы экономики, внутр. и внеш. политики капиталистич. стран, мирового революц. процесса и социальные, политич. и экономич. изменения в развивающихся гос-вах. Значит, место отводится междунар. и внутриполитич. обзорам, характеристике классовой и партийной структуры капиталистич. гос-в. Журнал публикует материалы, посвящённые сов. внеш. политике, углублению внешнеэкономич. связей и разделения труда социалистич. стран. Особое место занимает критика бурж. экономич. теорий и критика совр. бурж. и реформистских социальных и политич. доктрин. Тираж (1974) 46 тыс. экз. В. Н. Назарова.

МИРОВИЧ Василий Яковлевич [1740-15(26).9.1764, Петербург], подпоручик Смоленского пех. полка, организатор неудавшегося дворцового переворота 1764 в России. Будучи офицером караульной команды в Шлиссельбургской крепости, где содержался в заключении Иван VI Антонвви-ч, М. намеревался освободить его и возвести на престол, низложив Екатерину II. В ночь с 4 на 5 июля 1764 вовлечённая в заговор команда во главе с М. захватила крепость, но к этому времени по инструкции Екатерины II Иван Антонович был убит офицерами внутр. стражи. М. был арестован, судим Сенатом и казнён.

Лит.: Бильбасов В. А., Иоанв Антонович и Мирович, М., 1908.

МИРОВИЧ (наст. фам. - Дунаев) Евстигней Афиногенович [29.7(10.8). 1878, Петербург, - 16.2.1952, Минск], белорусский советский актёр, режиссёр, драматург, нар. арт. БССР (1940). Окончив в Петербурге театральные курсы им. Ф. Волкова, в 1900 начал выступать как актёр. С 1906 работал как драматург. В 1921-31, 1941-45 возглавлял Белорус. 1-й гос. драматич. театр в Минске (ныне - Театр им. Я. Купалы); постановщик спектаклей: -"Мятеж" по Фурманову (1927), "Мост" Романовича (1929), "Гута" Кобеца (1930), собств. пьес -"Машека", "Кастусь Калиновский" (обе в 1923), "Кузнец-воевода", "Карьера товарища Брызгалина" (обе в 1925). Организатор первого в республике колхозно-совхозного театра в Гомеле (1935), художеств, руководитель и режиссёр ряда др. коллективов, где поставил "Как закалялась сталь" по Островскому (1937), "Чудесная дудка" Вольского (1939) и др. С 1945 художеств, руководитель и заведующий кафедрой мастерства актёра Белорус, театр, ин-та (с этого же года профессор). Награждён 3 орденами.

Соч.: Пъесы, Мiнск, 1957.

Лит.: П я т р о в i ч С., Народны ар-тыст БССР Е. A. MipOBi4, MIHCK, 1963.

МИРОВОЕ ВРЕМЯ, то же, что всемирное время.

МИРОВОЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, см. Капиталистическая система мирового хозяйства.

МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ, в гражд. процессе согласованное сторонами процессуальное действие, заключающееся в представлении суду на утверждение договора об условиях разрешения спора о праве. По сов. законодательству М. с. отличается от мировой сделки, к-рая заключается спорящими сторонами вне суда и ему на утверждение не представляется. М. с. могут заключаться по спорам, вытекающим из гражд., трудовых, колхозных и иных правоотношений спорящими сторонами и участвующими в деле третьими лицами с самостоят, исковыми требованиями. Утверждая М. с., суд выносит определение о прекращении производства по данному делу. В случае отказа суда утвердить М. с. разбирательство дела продолжается. Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать, а прокурор - опротестовывать определения по вопросам заключения М. с. Правовые последствия вступившего в законную силу определения суда об утверждении М. с. состоят в том, что вторичное рассмотрение спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям исключается. При уклонении одной стороны от добровольного выполнения обязанностей по М. с. допускается принудит, исполнение в общем порядке. Заключение М. с. практикуется также в арбитраже, товарищеских и третейских судах.

МИРОВОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, см. Мировая система социализма.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО, система международного общественного разделения труда и экономических отношений отдельных национальных хозяйств друг с другом. Объединяет в одно целое все стороны и направления междунар. тор-гово-экономич., финанс. и науч.-технич. связей. Осн. черты и тенденции развития М. х. определяются объективными закономерностями функционирования общественного произ-ва. Исторически М. х. формировалось на базе капиталистич. способа произ-ва (см. Капиталистическая система мирового хозяйства).

В ходе длител-ьного становления М. х. капитализму были присущи две гл. тенденции в нац. вопросе. Первая способствовала пробуждению нац. жизни и нар. движения в рамках отд. стран, борьбе за создание их нац. х-ва. Другая вела к упрочению междунар. отношений, ломке нац. перегородок, к созданию интернац. единства капитала, экономич. жизни в целом, политики, науки и др. Если первая тенденция преобладала в начале развития капитализма, то вторая характеризует зрелый капитализм. Усиление действия второй тенденции на стадии империализма привело к завершению процесса образования капиталом всемирной системы междунар. разделения труда. Это способствовало созданию новых возможностей для ускорения роста и интернационализации общественного произ-ва и одновременно вело к резкому обострению всех антагонистич. противоречий капиталистич. способа произ-ва.

1-я мировая война 1914-18, являясь концентрированным выражением этих противоречий, до основания потрясла экономич. и политич. устои мирового капитализма, а Великая Окт. социали-стич. революция в России вырвала из его всеохватывающей цепи одно из самых крупных звеньев. Началось сужение рамок капиталистич. способа произ-ва. Первая страна победившего социализма заложила фундамент международных хоз. отношений, основанных на социалистическом способе произ-ва. Но это не привело к её отрыву от уже сложившейся системы междунар. разделения труда. По мере укрепления нового общественного строя создавалась всё более прочная база для налаживания и расширения экономич. связей между СССР и странами капиталистич. мира. Уже на первом этапе общего кризиса капитализма новый способ произ-ва стал частью М. х., а производительные силы социализма превратились в неотъемлемую часть его производительных сил.

Роль и влияние социализма в мировой экономике и политике возросли в ходе последующего углубления общего кризиса капитализма. В итоге 2-й мировой войны 1939-45 сфера господства капиталистич. способа произ-ва вновь значительно сузилась. В результате социали-стич. революций от неё отпал ряд новых стран. В рамках всемирных экономич. отношений образовалась социалистич. система М. х. (см. Мировая система социализма). Всемирные экономич. отношения в совр. условиях охватывают страны, принадлежащие к двум противоположным системам. Осн. тенденция их развития в ходе формирования всемирного х-ва определяется диалектич. процессом взаимодействия и противоборства двух мировых социально-экономич. систем. Всё более существенную роль в этом х-ве играют рост и совершенствование междунар. разделения труда социалистич. стран как между собой, так и с капиталистич. и развивающимися странами.

Быстро расширяются в нём и др. направления хоз. отношений: взаимовыгодный обмен достижениями науки и техники, всестороннее дружеств. сотрудничество социалистич. и развивающихся стран, упрочение торгово-экономич. связей между последними, хоз. интеграция в рамках отд. группировок капиталистич. гос-в, междунар. кооперация произ-ва. Растущее воздействие на все стороны обществ, жизни человечества, в т. ч. на ход интернационализации обществ, произ-ва во всемирном масштабе, оказывает научно-технич. прогресс.

Важнейшее направление структурных изменений в ходе развития совр. М.х.-относительно быстрое снижение в нём доли капиталистич. способа произ-ва в результате ускоренного роста удельного веса и роли социалистич. способа произ-ва. При зарождении нового общественного строя доля социализма в мировом пром. произ-ве составляла менее 3% , в кон. 30-х гг.- немногим менее 10%, в нач. 50-х гг.- ок. */5, в нач. 70-х гг.-примерно 2/5.

По мере развития капиталистич. системы М. х. объективно действующая при капитализме тенденция к упрочению хоз. связей между странами, к их экономич. интеграции на базе интернационализации общественного произ-ва вступает в непримиримое противоречие с её внутр. закономерностями развития. Это противоречие достигает своей наиболее острой фазы в условиях, когда мировая система социализма и разворачивающаяся науч.-технич. революция открывают принципиально новые возможности для быстрого роста производит, сил общества, для создания подлинно всеохватывающей равноправной и взаимовыгодной системы международного экономического сотрудничества. Мирное сосуществование и экономич. соревнование двух систем не снимают классовых и идеологич. противоречий социализма и капитализма, к-рые непримиримы, но и не служат препятствием на пути развития междунар. экономич. сотрудничества гос-в с различным социальным строем.

Проводимая Советским государством политика мира исходит из необходимости всемерного развития широких и прочных долговременных экономических связей СССР и др. социалистич. стран со странами капиталистич. системы, что должно стать важным условием прочного и длительного мира.

Лит.: Маркс К., Капитал, I. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23-25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), там же, т. 26; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О внешней политике КПСС и Советского государства. Речи и статьи, М., 1973; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1- 2, М., 1970; Соколов И. А., Мировое хозяйство и мировой революционный процесс, М., 1971. В. В. Рымалов.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М.- это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром обществ, и индивидуального сознания. Выработка М.- существенный показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, обществ, класса и его партии. По своей сущности М. - об-щественно-историч. феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М.- условия материальной жизни общества, общественное бытие.

М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социаль-но-политич., филос., религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека. Существуют три осн. типа М.-житейское (обыденное), философское и религиозное - во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют нек-рое единство, охватывая определ. круг вопросов, напр, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологич. структура М. образуется в результате обобщения естественнонауч., социально-историч., технич. и филос. знаний.

Различают понятия "М.", "общая картина мира", "мироощущение", "мировосприятие", "миросозерцание", "миропонимание". Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность ес-теств. наук образует естественнонауч. картину мира, а общественных - социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира-задача всех областей знания.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивно-творч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, к-рое выступает в виде её общих положений и методологич. принципов.

Понятие "М." соотносится с понятием "идеология", но они не совпадают.

Таблица XVII

К ст. Милан. 1. Кастелло Сфорцеско (ныне Музей старинного искусства). 15 в. 2. Театр "Ла Скала". 1778. Арх. Дж. Пьер-марини. 3. Римская колоннада у церкви Сан-Лоренцо Маджоре. 3 в. н. э. 4. Собор. 1386-1856. Архитекторы Симоне Орсе-ниго, Дж. А. Амадео, К. Со лари, П. Тибальди и др. 5. Капелла Портинари церкви Сант-Эусторджо. 1462-68. Архитекторы Микелоццо ди Бартоломмео и др. в. Лоджия деи Мерканти. 15 в. 7. Оспедале Маджоре. 1456-1624. Архитекторы

Филарете и др. Портик и двор.

Таблица XVIII

К ст. Миниатюра. 1. "Жёны-мироносицы". Миниатюра "Книги евангельских чтений Генриха II" (между 1007-14, Баварская государственная библиотека, Мюнхен). 2. "Христос и евангелисты". Миниатюра Эчмиадзинского евангелия (989, Матенадаран, Ереван). 3. Кемаледдин Бехзад. "Бахрам-Гур, нападающий на дракона". Миниатюра рукописи "Хамсе" Низами (кон. 15 в., Британский музей, Лондон). 4. Ж. фуке. "Битва Иоафана и Симона Маккавея с бакхидами". Миниатюра "Иудейских древностей" Иосифа Флавия (1470-е гг., Национальная библиотека, Париж). 5. Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергамене. 1787. Русский музей. Ленинград, в. "Четыре евангелиста". Миниатюра Евангелия (нач. 9 в., сокровищница собора в Ахене). Новая дворцовая школа. 7. А. Р и т т. Портрет А. Н. Самойлова. Миниатюра гуашью на кости. 1790-е гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. 8. "Сердце и Желание у волшебного источника". Миниатюра рукописи "Сердце, объятое любовью" (1457, Национальная библиотека, Вена). 9. X. Хольбейн М л а д ш и и. Автопортрет. Миниатюра яа картоне. 1543. Собрание

Уоллес. Лондон.

Таблица XIX

К ст. Минск. 1. Площадь Калинина. 2. Посёлок тракторозаводцев со стороны Партизанского проспекта. 3. Общественный центр микрорайона № 1 по проспекту Притыцкого. 4. Площадь Победы. В центре - обелиск-памятник воинам Советской Армии и партизанам, павшим в Великой Отечественной войне 1941-45 (гранит, 1954, архитекторы Г. В. Заборский и В. А. Король). 5. Ленинский проспект.

Таблица XX

К ст. Минск. 1. Горисполком. 1964. Архитекторы С. С. Мусинский и Г. В. Сысоев. 2. Жилой дом на улице Янки Купалы. 1969. Архитектор В. А. Афанасьев. 3. Белорусский Большой театр оперы и балета. 1935-37. Архитектор И. Г. Лангбард. 4. Выставочный павильон Художественного фонда БССР. 1973. Архитектор С. С. Мусинский. 5. Главный зал (1967, архитектор О. Б. Ладыгина, инженер И. Б. Зыбицкер) Дворца спорта. 6. Главный корпус Белорусского университета. 1958- 61.

Архитектор М. И. Бакланов.

Таблица XXI

К ст. "Мир искусства". 1. К. А. С о м о в. "Арлекин и смерть". Гуашь, тушь. Журнал "Золотое руно", 1908, Ли 11-12. 2. А. Н. Б е н у а. "Китайский павильон. Ревнивец". Гуашь. 1906. 3. К. А. С о м о в. "Эхо прошедшего времени". Акварель, гуашь. 1903. 4. А. Н. Б е н у а. "Арап". Эскиз костюма к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка". Акварель. 1911. 5. Столовая по рисункам А. Н. Б е н у а и Е. Е. Лансере на выставке "Современное искусство" в Петербурге. 1903. 6. Л. С. Б а к с т. "Вакханка". Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина "Нарцисс". Акварель, тушь. 1911. 7. И. Я. Бил и-б и н. "Дети и белая уточка". Илл. к сказке "Белая уточка". Акварель, тушь, золото. 1902. Музей Гознака. Москва. 8. Е. Е. Лансере. Заставка в журнале "Мир искусства" (1904, Ма 6). Тушь, перо. 9. М. В. Добужинский "Осень" (из цикла "Город"). Тушь, перо, кисть. Журнал "Сатирикон", 1908, Ms 32. 10. А. П. Остроумова-Лебе дева. "Петербург. Новая Голландия". Гравюра на дереве. 1901. (2, 3 - Третьяковская галерея, Москва.)

Таблица XXII

К ст. Мне ван дер Роз Л. 1-2. Павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне. 1929 (1 - внешний вид; 2 - внутренний дворик со статуей "Танцовщица" работы Г. Кольбе). 3. Памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. 1926. Не сохранился. 4. Краун-холл (учебный корпус Иллинойсского технологического института) в Чикаго. 1955. 5. Вилла Тугенд-хата в Брно. 1930. Интерьер, б. Жилой дом в посёлке Вейсенхоф близ Штутгарта. 1927. 7. Вилла Фарнсуорт близ Чикаго. 1950. 8. Мемориальный корпус Иллинойсского технологического института. 1946. Деталь фасада. 9. Кресло типа "Тугенд-хат". 1930. 10. Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке. 1958. 11. Доминион-сентер в Торонто. 1967.

Таблица XXIII

К ст. Мифология. Народы Азии. 1. Хеттское царство. Тешуб-главный бог хеттов, громовержец, покровитель войны, царей. Рельеф на воротах из Хаттусаса. 2-е тыс. до н. э. 2. Финикия. Богиня плодородия, кормящая козлов. Крышка ларца из Минет-эль-Бейда (Сирия). Слоновая кость. 1-я пол. 14 в. до н. э. Лувр. Париж. 3. Месопотамия. Битва бога солнца с чудовищем - "циклопом". Терракотовый рельеф из Хафаджи. Нач. 2-го тыс. до н. э. Иракский музей. Багдад. 4. Китай. Человек-тигр, дух, охраняющий могилу. Мраморная статуя из Аньяна. Период Шан-Инь. 2-е тыс. до н. э. Музей Гугун. Пекин. 5. Индия. Бог Вишну, спящий на змее Ананта. Каменный рельеф из Айхола. 5-7 вв. н. э. Музей Принца Уэльского. Бомбей. Народы Европы, в. Греция. Малоазийская "Великая мать> Кибела и греческая богиня Геката. 4 в. до н. э. Античное собрание. Берлин. 7. Этруски. Этрусский демон загробного царства. Роспись склепа "Орко" близ Тарквинии. 3 в. до н. э. 8. Галлия. Трёхликое божество. Рельеф на галльской терракотовой вазе. 2. в. н. э. Кабинет медалей. Париж. 9. Скандинавия. Борьба мифологических героев. Бронзовый брактеат из Торслунде (Швеция). 7 в. Исторический музей. Стокгольм. Народы Африки. 10. Сахара. "Рогатая богиня>, или "Белая дама", фреска. Эпоха неолита. Ауанрхет. 11. Центральная Африка. Резная фигурка предка из Бена-Лулуа. Конго. Дерево. 19 в. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград. Народы Австралии и Океании. 12. Изображение предка (Новая Зеландия). Дерево. Культура маори. Музей антропологии и этнографии АН СССР. Ленинград. Народы Америки. 13. Женская фигурка - символ пдодородия. Из Тлатилько. Архаическая культура. 1500-1000 до н. э. Национальный музей антропологии. Мехико. 14. Бог солнца. Горельеф из Паленке. Известняк. Культура майя. 7-8 вв. Национальный музей антропологии. Мехико.

Таблица XXIV

К ст. Многогранники. 1-5. Правильные выпуклые многогранники (тела Платона), в-9. Правильные невыпуклые многогранники (тела Пуансо). 10-24. Полуправильные многогранники (тела Архимеда). 25-29. Выпуклые параллелоэдры (тела Фёдорова).

По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религ. М. даёт фантастич. картину мира и характеризуется признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.

М.- это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, "... которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,- это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им" (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных