БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381сисипи и их использование, "Гидротехническое строительство", 1963, № 1; М у р а н о в А. П., Величайшие реки мира, Л., 1968; Ackerman Е. A., Water resources in the United States, Wach., 1958; Price W., The Upper Mississippi, "National Geographic Magazine", 1958, v. 114, № 5; e г о же, The lower Mississippi, там же, 1960, v. 118, № 5.

А. П. Муранов.

МИССИСИПИ (Mississippi), штат на Ю. США. Пл. 123,6 тыс. км2. Нас. 2,2 млн. чел. (1970), в т. ч. 36,7% негров. Гор. нас. 44,5%. Адм. центр и самый крупный город - Джэксон. Большая часть поверхности - низменная равнина, пересечённая многочисл. лев. притоками р. Миссисипи, протекающей по зап. границе штата. Климат субтропич. влажный. На С. лиственные леса (дуб, кария, тополь, клён и др.), на Ю. леса из длин-нохвойной сосны; на побережье Мексиканского зал. заросли болотного кипариса .

Наводнение на реке Огайо в бассейне Миссисипи.

М.- один из агр. штатов бывшего ра-бовладельч. Юга. Осн. культура - хлопчатник, посевы к-рого сконцентрированы в долине р. Миссисипи и её притока Язу. М. занимает 2-е место в стране (после Техаса) по сбору хлопка (382 тыс. т в 1970). Выращиваются также соя, кукуруза, рис, пшеница, сах. тростник. Поголовье кр. рог. скота (на нач. 1971) 2,5 млн. (молочные коровы - 191 тыс.), свиней 632 тыс. Птицеводство. Усиление капиталистич. отношений в деревне ускорило разорение мелких ферм; их числе сократилось с 251 тыс. в 1950 до 91 тыс. в 1972.

Добыча нефти (9 млн. т в 1970), природного газа. Установленная мощность электростанций 3,4 Гвт (1972). В обра-бат. пром-сти 186 тыс. занятых; осн. отрасли: пищ., текст., швейная, целл.-бум., хим., судостроение.

В М. низкий жизненный уровень трудящихся, особенно негритянского населения (ок. 35% нас. в 1969 официально причислялись к бедным); сильная миграция в др. штаты.

Ю. А. Колосова.

МИССИСИПСКОЙ ДОЛИНЫ СВИНЦОВО-ЦИНКОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ США, крупная рудная провинция, расположенная в басс. рек Миссисипи - Миссури. Месторождения тяготеют к 4 районам: 1) штаты Миссури, Канзас, Оклахома, где сосредоточены основные запасы цинковых руд; 2) юго-вост. часть штата Миссури (основная добыча свинцовых руд); 3) штаты Кентукки - Теннесси; 4) штаты Висконсин, Иллинойс и Айова.

Добыча свинцовых руд началась в 1720, цинковых - в 1870. Содержание цинка и свинца в соответствующих рудах составляет 1-3% . Суммарная добыча в 1970 составила 195 тыс. т цинка и 386 тыс. т свинца.

Месторождения приурочены к полого-залегающим палеозойским породам осадочного чехла Северо-Американской платформы. Эти осадочные породы собраны в широкие пологие складки, разбитые сбросами. Рудные тела имеют форму обширных пластообразных залежей среди карбонатных пород кембрийского и каменноугольного возраста. Для месторождений характерны: распространение исключительно на площадях осадочных пород при отсутствии магматич. пород, производными к-рых могли бы эти месторождения являться; строгая приуроченность к определённым частям стратиграфич. разреза осадочных пород (см. Стратиформные месторождения); преобладающая пластовая форма рудных тел; простой минеральный состав руды. Главные рудные минералы -сфалерит и галенит, второстепенные -пирит, марказит, халькопирит, милле-рит, зигенит, барит, флюорит, кварц, кальцит.

Одни геологи считают, что М. д. с.-ц. м. США образовались при выпадении осадков на дне древних морей; другие полагают, что они были сформированы после осадкообразования из горячих минерализованных гидротермальных растворов, циркулировавших по пластам пористых карбонатных пород.

Лит.:Смирнов В. И.. Геология полезных ископаемых, 2 изд., М., 1969; Ore deposits of the United States, ed. j. D. Ridge, v. 1 - 2, N. Y., 1968.

В. И. Смирнов.

МИССИЯ (от лат. missio - посылка, поручение), 1) делегация гос-ва на меж-дунар. встречах и конференциях. Права и обязанности главы и членов М. определены междунар. конвенцией 1971 о спец. М. 2) Дипломатическое представительство, возглавляемое посланником или поверенным в делах (см. Дипломатические ранги). Режим М. регулируется Венской конвенцией 1961 о дипломатич. сношениях.

МИССУРИ (Missouri, на языке местных индейцев - грязная река), река в США, крупнейший (правый) приток р. Миссисипи. Дл. 4740 км (по др. данным -3970 км), пл. басе. 1370 тыс. км2(из них ок. 10 тыс. км2 в пределах Канады). Берёт начало на, вост. склонах Скалистых гор в р-не Йеллоустонского нац. парка; образуется от слияния рек Джефферсон (осн. исток) и Мадисон. Большая часть верх, течения - в Скалистых горах, где река местами течёт в ущельях и образует пороги (крупнейшие у г. Грейт-фолс, с падением 187 м на участке в 16 км). В ср. течении пересекает плато Миссури в глубокой долине с крутыми склонами. Вода очень мутная, грязно-бурого цвета. Здесь сооружён ряд крупных плотин, превративших реку в цепь длинных извилистых водохранилищ. В ниж. течении, расположенном в пределах Центральных равнин, русло извилистое и неустойчивое, широкая пойма обвалована для защиты от наводнений. Крупнейшие притоки - Йеллоустон, Платт и Канзас впадают справа.

Питание в верх, течении снеговое, в среднем и нижнем - преим. дождевое. Водность крайне изменчива: весеннее половодье вызывает в ниж. течении подъёмы уровня до 8-12 м при макс, расходе воды до 19 тыс. м31сек, во время летней межени расходы снижаются до 150-170 м3/сек. Ср. расход воды в устье ок. 2250 М31сек. Нередки катастрофич. наводнения (последнее крупное в 1952). Река несёт много наносов (в среднем ок. 220 млн. т в год). Система крупных водохранилищ комплексного назначения на самой М. (Форт-Пек, Харрисон, Оахе и др.) и на её притоках служит для регулирования стока, ирригации, энергетики и для улучшения судоходных условий. Река доступна для крупных речных судов до г. Су-Сити, для малых в многоводные периоды до г. Форт-Бентон. Наиболее значит, города на М.- Су-Сити, Омаха, Сент-Джозеф, Канзас-Сити.

В низовье реки Миссури.

А. П. Муранов.

МИССУРИ (Missouri), штат в центр, части США, в басе, рек Миссисипи и Миссури. Пл. 180,4 тыс. км2. Нас. 4,7 млн. чел. (1970), в т. ч. 70,1% городского. Адм. ц. г. Джефферсон-Сити; крупнейшие города - Сент-Луис и Канзас-Сити.

Поверхность - волнистая равнина, постепенно повышающаяся к 3. На Ю. -известняковое плато Озарк (вые. до 540 м). Климат умеренный. Ср. темп-pa янв. ок. О °С, июля 27 °С. Осадков ок. 1000 мм в год; часты засухи. Области, прилегающие к долинам рек, подвержены опустошит, наводнениям.

Индустриально-arp. штат. Экономически активного нас. 1,8 млн. чел. (1970), в т. ч. в пром-сти '/4, в с. х-ве */ю. Добыча свинца (383 тыс. т в 1970, 1-е место в США), жел. руды, кам. угля, барита, стройматериалов. Обрабат. пром-сть сконцентрирована гл. обр. в Сент-Луисе и Канзас-Сити. Преобладают машиностроение и пищ. пром-сть. Ведущие отрасли: авиаракетная (з-ды "Макдон-нелл-Дуглас" в Сент-Луисе - крупнейшие в США), автомобильная (крупные автосборочные з-ды в Канзас-Сити и Сент-Луисе), радиоэлектронная, хим., мясоконсервная, мукомольная. Производство дорожно-строит. и с.-х. машин, швейная, кож.-обув., цем. пром-сть, чёрная и цв. металлургия. Мощность электростанций 8,5 Гвт (1972). Животноводство даёт 70% товарной продукции с. х-ва. В 1971 было (в млн. голов): кр. рог. скота 5, свиней 5,5. Гл. с.-х. культуры: кукуруза, соя, пшеница; на плато Озарк - овёс, на Ю.-В., в пойме р. Миссисипи, - хлопчатник.

В. М. Гохман.

МИССУРИ ПЛАТО (Missouri Plateau), плато в США и Канаде, средняя часть Великих равнин в басе. р. Миссури. Сложено осадочными породами палеогенового и неогенового возраста, гл. обр. песчаниками. Поверхность плоская, наклонена с 3. на В. от 1600 м у подножия Кордильер до 500 м у вост. края; местами над плато возвышаются обособленные группы гор (Блэк-Хилс, Биг-Сноун и др.) вые. до 2200 м. Сложено гл. обр. песчаниками. На С. покрыто ледниковыми отложениями. Вдоль долин крупных рек сильно расчленено сетью оврагов, образующих местами бедленд. Климат континентальный засушливый. Почвы на В. чернозёмные, на 3. каштановые. Естеств. растительность: ковыльно-разнотравные степи в вост. части и сухие грамово-разнотравные у подножия Кордильер.

МИССУРИЙСКИИ КОМПРОМИСС, соглашение 1820 между чл. конгресса США, в соответствии с к-рым шт. Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а шт. Мэн как свободный. В результате М. к. область рабовладения расширилась: рабство запрещалось только севернее 36 °30' с. ш. и западнее р. Миссисипи. Было решено в дальнейшем принимать в Союз по 2 штата, из к-рых один должен быть свободным, а другой рабовладельческим. Соглашение означало уступку фермерско-бурж. Севера рабовладельч. Югу. М. к. был отменён в 1854 после принятия Канзас-Небраска билля.

Лит. .-Moore G., Missouri controversy. 1819-1821, Gloucester (Mass.), 1967.

МИССУРИЙСКИИ УНИВЕРСИТЕТ (University of Missouri), один из крупнейших университетов США. Основан в 1839 в г. Колумбия (шт. Миссури). Объединяет (1973) на правах университетских городков-кампусов 4 фактически самостоят, уч. заведения в гг. Колумбия, Ролла, Канзас-Сити, Сент-Луис. Наиболее крупный - Колумбийский кампус, имеющий в составе колледжи иск-в и наук, инженерный, пед., с.-х., школы управления пром-стью и х-вом и обществ, администрирования, журналистики, права, библиотечного дела и информатики, мед., вет., обществоведения и обществ, отношений, дипломированных специалистов. В 1972 обучалось 21,5 тыс. чел., работало св. 1,4 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 400 профессоров. Кампус в Ролле объединяет колледж иск-в и наук, школы - инженерную, горного дела и металлургии, дипломированных специалистов, отделение вечернего и заочного обучения. Кампус в Канзас-Сити - колледж иск-в и наук, школы управления, мед., стоматологич., фармацев-тич., педагогич., права, дипломированных специалистов, консерватория. Кампус в Сент-Луисе - колледж иск-в и наук, школы управления пром-стью и х-вом, пед., дипломированных специалистов, отделения вечернего и заочного обучения. В основном фонде и 9 отделениях б-ки ок. 1,6 млн. тт. В 1972 во всех кампусах М. у. обучалось св. 45 тыс. чел., работало 2,6 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 700 профессоров.

МИСТАКОКАРИДЫ (Mystacocarida), отряд (или подкласс) ракообразных. Тело червеобразное, дл. до 1 мм. Голова с обособленной передней частью - акро-ном. Антенны, щупики жвал и максилл, а также ногочелюсти служат для ползания. На 4 свободных грудных сегментах короткие нерасчленённые ножки. Брюшко из 6 сегментов, 5 из них лишены конечностей, последний заканчивается когте-видными придатками. М. раздельнополы; из яйца выходит личинка - мета-науплиус, к-рая 9 раз линяет, постепенно превращаясь во взрослого рачка. 1 род (Derocheilocaris) с 4 видами. Обитают в капиллярных ходах между мелкими (диам. до 0,2 мм) песчинками на мор. пляжах, обычно немного выше уреза воды, но 1 вид (D. galvarini) найден на глубине 25 м. Питаются мелкими орга-нич. частицами. Способны выдерживать значит, колебания солёности и темп-ры. Найдены у побережий Юж. Европы, Юж. Африки, Сев. и Юж. Америки.

Мистакокарида Derocheilocaris rema"

МИСТАССИНИ (Mistassini), озеро в вост. Канаде. Пл. 2190 км2, глуб. до 120 м. Расположено на водоразделе Лаврентийскойвозв. Принадлежит к группе озёр, дающих начало р. Руперт. Ледостав с ноября по июнь. Богато рыбой. Вместе с оз. Альбанель входит в заповедную терр. Мистассини-резерв.

МИСТЕРИИ (от греч. mysterion - тайна, таинство), в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвящённые, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных действий, к-рые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. д. Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием классового общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли характер тайных М. Первые М. восходят к древне-вост. обрядам (культы Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидетельствованы с 7 в. до н. э. Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и её дочери Персефоны-Коры), Орфические М. (осн., согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Каби-ров). В Италии М., привнесённые с В. (М. Исиды, М. Аттиса, М. Кибелы, М Митры и др.), засвидетельствованы с< 2 в. до н. э. Около Помпеи обнаруже на Вилла М., в центр, помещении ко торой сохранились уникальные изобра жения сцен М. Мн. элементы поздне антич. М., прежде всего М. Исидь и Мптры, были заимствованы христианст вом и вошли составной частью в христ богослужение.

1. Элевсинские мистерии. Барельеф. 6 в. до н. э. Национальный музей. Афины.

2. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи. 2-я пол. 1 в. до и. э.

Лит. :Н о в о с а д с к и и Н. И., Элевсин скне мистерии, СПБ, 1887; Kern О., Dii griechischen Mysterien der klassischen Zeit В., 1927; M a i u r i A., La villa dei misteri Roma, 1931; Kerenyi K., Die Mysteriei von Eleusis, Zurich, 1962.

МИСТЕРИЯ, жанр зап.-европ. религ театра эпохи позднего средневековья (14-16 вв.). Наибольшее развитие получи; во Франции. Содержание М. составлял! библейские сюжеты. Авторами произв были церк. служители, учёные-богосло вы, врачи, юристы. Сцены религ. харак тера чередовались с интермедиями -вставными комедийно-бытовыми эпизо дами. Представления М. организовыва лись гор. властями совм. с ремесленным! цехами во время гор. торжеств, обычш в ярмарочные дни, на площади. Несмотр) на руководство со стороны патрицианскю и церк. кругов, М. была массовым само деят. иск-вом. В ней постоянно сталки вались и сочетались религ. мистика i житейский реализм, вносимый испол кителями (гл. обр. любителями-горожа нами), набожность и богохульство. Ярюк образцы М.- "Мистерия страстей гос подних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.) "Мистерия об осаде Орлеана" (пост, после 1429). Усиление реалистнч. н ко медийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М. В 19- 1-й пол. 20 вв. М. иногда ставятся в Обер-аммергау (Германия), в Париже перел собором Нотр-Дам. Иронич. осмысление ср.-век. М. отличает спектакль "История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962, "Театр наро-довы", Варшава).

М. с 10 в. существовала также в Иране, где входила в религ. обряд шахсей-вах-сей. От неё ведёт начало один из видов перс, трагедии - тазийе.

Лит. : История западноевропейского театра, т. 1. М., 1956.

МИСТИ (Misti), действующий вулкан в Зап. Кордильере (Анды), на Ю. Перу. Вые. 5821 м. Правильный конус; выше 5400 м покрыт вечными снегами. Последнее извержение в 1870. У подножия М.-г. Арекипа.

МИСТИИ, м и с т о т ы (греч., ед. ч. misthios, misthotes, misthotos, от mis-thos - заработная плата), наёмные работники в Византии. Термин "М." ведёт начало от антич. времени, когда он обозначал несамостоят. свободных работников (как арендаторов, так и наёмных работников). В Византии М. занимали и на с.-х. работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских. Срок найма в мастерских в 10 в. ограничивался месяцем, зарплату М. получали подённо или за месяц вперёд. Были случаи (с 13 в.), когда М., получая от землевладельца небольшой участок земли, превращались в зависимых крестьян (про-скафименов).

Лит.: Сюзюмов М. Я., О наёмном труде в Византии, "Уч. зап. Уральского гос. ун-та", 1958, в. 25; его же, Трудовые конфликты в Византии, в сб.: Византийские очерки, М., 1971; Каждая А. П., Рабы и мистии в Византии IX-XI вв., "Уч. зап. Тульского пед. ин-та", 1951, в. 2.

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют - это личный бог, и "единение" с ним - это диалогич. "общение", к-рое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский мистик аль-Хал-ладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистич. М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, "единое" неоплатонизма и т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из к-рых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. "благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердит, характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизич. упражнений (дхьяна и йога в инд. системах М., "умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в инд. традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ("мантры" индуизма, "молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отд. словах и т. д. В нек-рых системах М. для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого "умиления" христ. аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тант-ризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологич. состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвящённого", к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.

Хотя историч. аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастич. культах, имевших целью экстатич. снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собств. смысле возникает лишь тогда, когда религ. умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознат. отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с филос. и логич. культурой - в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи обществ, кризисов: крушение Рим. империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13-14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки янсе-нистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых историч. условиях М. становилась формой протеста против церк. и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При др. историч. условиях парадоксы М. давали импульс идеали-стич. диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. в классич. нем. идеализме, называл нем. мистика Я. Бёме "...предвестником грядущих философов..."- см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574). В условиях кризиса совр. бурж. общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектич. и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения "мистич. опыта" - от старомодных спиритич. сеансов до радений хиппи. Мистич. мотивы присущи мн. течениям совр. идеалистич. философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рациона-листич., "сциентпстских" (см. Сциентизм) направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род "апофатиче-ской" М., аналог "благородному молчанию" буддистов).

Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистич. мировоззрением, как бегство от противоречий обществ, бытия человека.

Лит. .'Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-ostliche Mystjk, 2 .Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die iudische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z., 1957.

С. С. Аверинцев.

МИСТИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, литературные произведения, авторство к-рых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или нар. творчеству; мистификация предполагает создание стилистич. манеры и творч. образа мнимого автора. М. л. чаще имели место в переломные для лит-ры и обществ, мысли эпохи. В 1817-23 для поддержки идеи нац. возрождения 'чехов под видом нар. эпоса были обнародованы "Краледворская рукопись" и "Либушин суд", списки к-рых якобы обнаружил филолог В. Ганка. Стремление вывести лит-ру из тесного русла традиц. мотивов и форм вызвало мистификацию Дж. Макфер-сона, к-рый издал в 1760-63 романтич. произведения, приписанные им шотл. барду Оссиану, по преданию жившему в 3 в. Предромантич. по духу "поэмы Оссиана" до разоблачения мистификации успели оказать влияние на мн. европ. лит-ры. П. Мериме в 1825 издал романтич. пьесы под именем выдуманной исп. актрисы Клары Гасуль, а в 1827 - сб. "Гузла", приписанный вымышленному серб, сказителю И. Маглановичу. 11 песен этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин ("Песни западных славян").

Портрет П. Мериме работы Э. Ж. Делеклюза (1825). Рядом - Мериме в виде Клары Гасуль (художник тот же).

В России ряд М. л. появился в 19 в. Крупные писатели и учёные (А. С. Пушкин, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев) становились их жертвами, принимая поддельные "древние" рукописи, псевдомемуары, "неизвестные" варианты произведений за подлинные. Своеобразной М. л. была лит. маска Козьмы Пруткова.

Один из видов М. л.- выдача оригинального сочинения за перевод - часто служил средством политич. конспирации и притупления бдительности цензуры (псевдопереводы Н. А. Некрасова "Из Ларры", "Из Барбье").

Раскрытие М. л. производится средствами текстологич. критики текста. Социальный генезис и тенденциозность в М. л. выражены, как правило, откровеннее, чем в обычных произв.; часто выдают анахронизмы, языковые несоответствия и т. п. Мн. М. л. представляют не только историч. интерес, но и эстетич. ценность.

Лит. . Л а н н Е., Литературные мистификации, М.- Л., 1930; Масанов Ю. И., В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок, М., 1963; Берков П. Н., О людях н книгах, М., 1965 (есть библ.). А. Л. Гришу нын.

МИСТИФИКАЦИЯ (от греч. mystes -посвящённый в тайну, знающий таинства и лат. facio - делаю), намеренное введение к.-л. в заблуждение, обман ради шутки или с др. целью.

МИСТИЦИЗМ, умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатич. способом, каковой усматривается в мистике. В качестве филос. доктрины М. представляет собой, т. о., разновидность интуитивизма и иррационализма.

Г. Мистраль.

Ф. Мистраль.

МИСТРА (Mystras), средневековый город в Греции, в 5 км от Спарты. Крупный центр поздневизантийской культуры. Основан в 1249 крестоносцами. В 14-15 вв. столица Морейского деспотата. В 1460 взята турками, с кон. 18 в. заброшена. Среди руин М., живописно расположенных на склоне холма,- остатки крепости (13 в.), дворца (13-15 вв.), ср.-век. жилой застройки (размещённой по сторонам зигзагообразной главной улицы). Многочисленны монастырские церкви 13-15 вв.: Митрополия (Айос-Деметриос), Афендико (Одигитрия), Пантанасса (все три сочетают базиликаль-ный и крестово-купольный типы), Айос-Теодорос (св. Фёдора; илл. см. т. 5, табл. I, стр. 48-49), Перивлепта.

Лит.: Медведев И. П., Мистра. Очерки истории и культуры поздневизан-тийского города, Л., 1973.

Мистра. Церковь Пантанасса. 1428.

МИСТРАЛЬ (Mistral) Габриела (псевд.; наст, имя и фам. Лусила Г о д о и Алькаяга, Godoy Alcayaga) (7.4. 1889, Викунья, пров. Кокимбо,- 10.1. 1957, Хемпстед, шт. Нью-Йорк), чилийская поэтесса. Род. в семье школьного учителя. Была учительницей, деятельницей нар. просвещения. С 1924 на дип-ломатич. службе в Италии, в 1933-35 в Испании, в 1935-37 в Португалии, в 1938-46 в Бразилии, США; с 1946 участвовала в работе Лиги Наций, позднее ООН. Ещё до выхода первой книги "Отчаяние" (1922) завоевали известность стихи М., к-ры