БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381ному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретич. проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнит, изучения мифологии, фольклора и лит-ры (см. Сравнительно-историческое литературоведение). Критически оценивая преувеличение М. ш. роли мифологии в истории иск-ва, пришедшие ей на смену направления продолжали изучать проблему "мифоло-гизма" фольклора и лит-ры, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме см. Ритуально-мифологическая школа.

Лит. .-Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М.- Л., 1963; М е л е-тинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963 (введение).

В. Е. Гусев.

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia, от mythos - предание, сказание и logos -слово, рассказ, учение), фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в к-рой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений. Напр., ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его ист. судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологии, образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: слав. Белее (Волос) или кельт. Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греч. Афина Паллада или абх. Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Нов. Зеландии, в Нигерии и у мн. др. народов мира.

Обобщающие понятия в М. возникали постепенно. Первоначальными формами М. были фетишизм (когда одушевлялись отд. вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм (фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или др. основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития М. явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от самой вещи.

В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась уже иная ступень мифологии, абстракции. Она доходила до представления о к.-н. одном «отце людей и богов», хотя на этой ступени образы таких мифологии, владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистической старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а др. богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса.
делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у якутов, у афр. племён под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологической абстракции.

Бог рыболовства, изображаемый в виде пеликана, поедающего рыбу. Культура нас-ка. 4 в. Расписная керамика. Музей перуанской культуры. Лима.

Зевс и Гера. Рельеф из святилища Геры на о. Самос. Дерево. Конец 7 в. до н. э. Музей Вати (о. Самос).

Развитие М. шло от хаотического, дисгармоничного к упорядоченному, соразмерному, гармоничному, в чём можно убедиться при сравнении мифологии, образов разных истории, периодов. Мифологич. образы эпохи матриархата характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми формами и были весьма далеки от позднейшей пластин, гармонии. Трёхглавые, четырёхглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и мстительные чудовища или получудовища встречались в мировой М. эпохи матриархата очень часто (напр., в Др. Вавилоне - звероподобная властительница мира Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий кровавых жертв, в Сев. Америке - 7 гигантских братьев-людоедов и т. д.). В эпоху патриархата зародились и оформилисьпредставления о героин, личности, к-рая побеждает силы природы, до тех пор казавшиеся непобедимыми, сознательно организует обществ, жизнь, а также защиту данной общины от враждебных сил природы и соседних племён. Напр., вавилонский Мардук убивает чудовищную Тиамат, создавая из её тела небо и землю. В Вавилоне же возник знаменитый эпос о герое Гилъгамеше. Иран, бог Митра борется со злыми духами и побеждает страшного быка. Егип. бог Ра сражается с подземным змеем Апопом. Др.-греч. Зевс побеждает титанов, гигантов и Тифона; совершает свои 12 подвигов Геракл. Германский Сигурд убивает дракона Фафнира, Илья Муромец - Змея Горыныча и т. д. Однако дошедшие до нас мифы представляют собой сложный комплекс напластований (рудиментов) различных эпох, напр, миф о критском Минотавре. Бычья голова Минотавра свидетельствует о том, что происхождение данного образа относится к периоду раннего матриархата, когда человек ещё не отличал себя от животных. Минотавр изображается со звёздами и носит имя Звёздного - это уже космич. обобщение. Минотавра убивает герой Тесей - эта часть мифа могла возникнуть только в период патриархата.

Четырёхлпкое божество из Иш-хали. 3-е тыс. до н. э. Восточный институт Чикагского университета.

Мифологич. мышление очень рано пришло к разного рода историч. и космо-гонич. обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках (историч. М.). Создавалась М. о сменах прежних божеств, и демонич. поколений (М. космогоническая и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели к возникновению М. эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытнообщинного строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.

В первобытнообщинной формации М. была своего рода наивной верой, единств, формой идеологии. В раннеклассовом обществе М. стала аллегорич. формой выражения разного рода религ., социально-политич., моральных и филос. идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и литературе. Соответственно политич. взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное оформление и использование. Напр., Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократич. Афин, а образ Прометея был наделён Эсхилом передовыми и даже революц. идеями. В этом смысле М. никогда не умирала, мифологич. образы и поныне используются совр. политич. деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеч. бытия, М. рассматривается совр. наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, её страданиях и радостях.

"Геракл со львом". Римская копия с оригинала Лисиппа. Мрамор. 2-я пол. 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Науч. подход к изучению М. возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась гл. обр. антич. М.; знакомство с историей, культурой и М. Египта, народов Америки, Востока дало возможность перейти к сравнит. изучению М. разных народов. В 18 в. историч. понимание М. дал итал. философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико франц. Просвещение с его отказом от историч. подхода, рассматривавшее М. как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, англ, поэт Дж. Макферсон, нем. писатель и философ И. Г. Гердер и др. трактовали М. как выражение обще-нар. мудрости. Романтизм усилил интерес к М. Началось собирание и изложение нар. сказаний, легенд, сказок и мифов, стала складываться т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник нац. культуры и привлекавшая М. для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её первые представители: нем. учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).

Римлянин с изображением предков. Мрамор. 1 в. до н. э. Палаццо Барбери-ни. Рим.

В рамках мифологич. школы в сер. 19 в. возник ряд позитивистских мифологич. теорий: солярно-метеорологич. теория (нем. учёные А. Кун, М. Мюллер, рус.- Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Ф. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономич. и атмосферных явлений; теория "низшей М." или "демонологическая" (нем. учёные В. Шварц, В. Ман-хардт и др.), к-рая представляла мифы как отражение самых обыденных явлений жизни; а н и м и с т и ч. теория, сторонники к-рой переносили представления о человеческой душе на всю природу (англ, учёные Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, нем.- Л. Фробениус, рус.- В. Клингер и др.). Широкую популярность получила в 19 в. ист о-рико-филологич. теория (нем. учёные Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др., рус.- В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И. Толстой и др.), использовавшая методы лит. и лингвистич. анализа при изучении мифов.

Совр. бурж. теории базируются исключительно на логич. и психологич. данных истории человеческого сознания, вследствие чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторич. характер. Среди психологич. теорий 20 в. большой популярностью пользовалась концепция австр. учёного 3. Фрейда, к-рая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психич. жизни индивидуума, выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности, к-рые якобы являются единств, фактором всего сознательного поведения человека. Один из крупнейших фрейдистов швейц. учёный К. Юнг видел в М. выражение бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность фрейдизму чдологич. теория" (кон. 20-30-х гг. 20 в.) франц. учёного Л. Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-ист о р и ч. теория мифоооразо-вания (англ, учёные Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви, Б. К. Малиновский,франц.-Ж. Дюмезиль, П. Сентив, амер.- Р.Кар-пентер и др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магич. обряда. Структурная типология мифа (франц. учёный К. Леви-Строс в трудах 50- нач. 70-х гг. 20 в.) видит в М. поле бессознательных логич. операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические теории буржуазной науки, используя для объяснения М. ту или иную способность или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т. д.), дают объяснение какой-нибудь одной стороны мифотворчества.

Ни одна из этих концепций не может объяснить социальную сущность М., ибо объяснения следует искать не в отд. способностях человеческого духа, а в социальных условиях, породивших идеологию того или иного общества и, следовательно, составную её часть - М. Эта материалистич. концепция лежит в основе трудов сов. учёных А. М. Золотарёва, А. Ф. Лосева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др.; культурно-историч. толкование М. на марксистской основе и связанный с этим сравнительно-историч. анализ мирового эпоса даётся у В. Я. Проппа, П. Г. Богатырёва, В. М. Жирмунского, В. И. Абаева, Е. М. Мелетинского, И. Н. Голенищева-Кутузова и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 320-321).

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; ЭнгельсФ., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959; Токарев С. А., Что такое мифология?, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, 1962, в. 10; его ж е, Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; М е л е-тинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в кн.; Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68 -133; Золотарёв А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Ш а х н о-в и ч М. И., Первобытная мифология и философия, Л., 1971; Тренчени-Валь-д а п ф е л ь И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Д о н и н и А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., М., 1962; Лев и-Строе К., Структура мифа, "Вопросы философии", 1970, № 7; The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch, v. 1 - 12, Boston, 1916-1928; Levi-Strauss C., Mythologi-ques, t. 1 - 4, P., 1964 - 71; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk-Los Ang.,1970. Перечень работ о М. как науке см. при ст. Мифология, Философская энциклопедия, т. 3.

А. Ф. Лосев.

МИФТАХОВ Сагит Мифтахович [10(23).1.1907, с. Красный Яр, ныне Ну-римановского р-на Башк. АССР, -февр. 1942], башкирский советский драматург. Чл. КПСС с 1925. Род. в крестьянской семье. В 1927 окончил Коммунистический ун-т трудящихся Востока. Был на парт, работе. Погиб на фронте. Печатался с 1925. Автор пьес "В стране панов" (пост. 1929, изд. 1932), "Кровь Урала" (пост. 1933), "Зимогоры" (пост. 1936, изд. 1944) и др. Драматургия М. тесно связана с актуальными проблемами действительности; победе социалистич. строя в деревне поев, пьесы "Сакмар" (изд. 1934), "Дружба и любовь" (1939, отд. изд. 1940), "Дочь степей" (1939, отд. изд. 1940). Велика заслуга М. в организации Башк. гос. театра оперы и балета.

Соч.: Пьесалар, Эфе, 1956.

Лит. : Т айнуллин М., Драматургия С. Мифтахова, Уфа, 1959.

МИФУНЭ Тосиро (р. 1.4.1920, Циндао, Китай), японский киноактёр. В 1947 дебютировал в фильме "По ту сторону серебряного хребта". Иск-во М. отличают острая выразительность пластики, связанная с традиц. япон. театральным иск-вом, бурный темперамент, стремление к углублённому раскрытию внутр. мира героев. Роль разбойника Тадземару в фильме "Расёмон" (1950) принесла М. мировую известность. Среди его работ выделяются образы самураев в кинолентах "Семь самураев" (1954), "Телохранитель" (1961), "Восставший" (1967), где он, нарушая установившуюся манеру исполнения таких ролей, подчёркивает стремление к человечности и добру. В числе лучших ролей также: Такэтоки Васидзу ("Замок паука", 1957, по "Макбету" Шекспира), Мухомацу ("Мухома-цу, человек-рикша", 1958), доктор Нийде ("Красная борода", 1965). В 1963 организовал собств. кинокомпанию "Мифуне-про". Дважды награждён премиями на Междунар. кинофестивалях в Венеции. Лит. : Ю р е н е в Р., Тосиро Мифунэ, в кн.: Актёры зарубежного кино, [в. 3], М., 1966.

И. Ю. Гене.

МИФЫ (греч. mythos - предание, сказание, миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Специфика М. выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где М. представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах к-рой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы обществ, сознания, как иск-во, лит-pa, наука, религия, политич. идеология и т. п., они удерживают ряд мифо-логич. моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; М. переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в лит. творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути художеств, лит-ре; исторически она предвосхитила мн. возможности" лит-ры и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что лит-pa не расстаётся с мифологич. основами и позднее, что относится не только к произв. с "мифологическими" сюжетами, но и к реалистич. и натуралистич. бытописа-тельству 19 и 20 вв. (достаточно назвать "Оливера Твиста" Ч. Диккенса, "Нана" Э. Золя, "Волшебную гору" Т. Манна).

Различные типы отношения поэта к М. удобно прослеживать на материале антич. лит-ры. "Известно, - писал К. Маркс,-что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву" (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Эти слова относятся прежде всего к гомеровскому эпосу ("Илиада", "Одиссея"), к-рый отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собств. лит-рой (ему подобны "Веды", "Махабхарата", "Рамаяна", "Пу-раны" в Индии, "Авеста" в Иране, "Эдда" в германо-сканд. мире и др.). Подход Гомера к действительности ("эпическая объективность", т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов,- всё это насквозь проникнуто мифологич. стилем миропонимания. Известно, что действия и психич. состояния героев Гомера мотивируются вмешательством богов: в рамках эпич. картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что "мифология и Гомер суть одно и то же..." (Ш е л л и н г Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 115). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознат. эстетич. творчества ведёт к переосмыслению М.: мифологич. материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется. Позднее греч. поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к М., но зато подвергают их решит, переработке - приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние М. сохраняется в период расцвета греч. трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологич. сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию "Персы" на сюжет из актуальной истории, он превращает самоё историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетич. гармонизацию М. (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом лит. игры и учёного коллекционирования (Каллимах).

Новые типы отношения к М. даёт рим. поэзия. Вергилий связывает М. с филос. осмыслением истории, создавая новую структуру мифологич. образа, к-рый обогащается символич. смыслом и лирич. проникновенностью, отчасти за счёт пла-стич. конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религ. содержания; у него совершается до конца сознат. игра с "заданными" мотивами, превращёнными в унифициров. систему; по отношению к отд. мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется "возвышенным" характером. Ср.-век. поэзия продолжала вергилиевское отношение к М., Возрождение - овидиев-ское. Начиная с позднего Возрождения неантич. образы христ. религии и рыцарского романа переводятся в образную систему антич. мифологии, понимаемой как универсальный язык ("Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, идиллии Ф. Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают апогея к 18 в.

Однако к концу 18 в. выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к М. происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Ф. Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против класси-цистич. аллегоризма (мифич. образ не "означает" нечто, но "есть" это нечто или он есть содержат, форма, находящаяся в органич. единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (античность), а различные по внутр. законам мифологии миры; они осваивают богатство герм., кельт., слав, мифологии и М. Востока. В 40-70-х гг. 19 в. грандиозная попытка заставить мир М. и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в муз. драматургии Р. Вагнера; его подход создал большую традицию.

Мифы в литературе. "Сотворение человека". Илл. У. Блейка в книге "Бытие". 1825.

Мифы в литературе. "Фаэтон и его мать". Илл. П. Пикассо к "Метаморфозам" Овидия. 1931.

20 в. выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистич. отношения к М.; тетралогия Т. Манна "Иосиф и его братья" явилась результатом серьёзного изучения науч. теорий мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Ф. Кафки и Дж. Джойса, а также в "Кентавре" Дж. Апдайка. Для совр. писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед М. (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непа-тетич. отношение к ним, в к-ром .интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы М. отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

С. С. Аверинцев.

МИХА ЦХАКАЯ (до 1935-Се на-к и), город (с 1921), центр Цхакаевского р-на Груз. ССР. Расположен на Колхидской низм., на Черноморском шоссе. Ж.-д. станция (Цхакая) на линии Туапсе - Самтредиа, от М. Ц. ветка (40 км) к Поти. 25 тыс. жит. (1970). Ковровый комбинат.; винодельческий, лимонадный, консервный з-ды, сыромаслозавод, чайная ф-ка; комбинат стройматериалов. С.-х. техникум. Народный театр. Переименован в честь груз, революционера М. Г. Цхакая', имеется дом-музей. В 3 км от М. Ц.- курорт Менджи.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333, Псков,-26.8.1399, Тверь), великий князь тверской (1368), сын вел. князя тверского Александра Михайловича. В 1368 утвердился в Твери. В этом же году войска вел. князя московского Дмитрия Ивановича Донского осадили Тверь и М. А. бежал в Литву. В 1369 М. А. вновь вернулся в Тверь, но в 1370 Донской вторично занял Тверь и М. А. опять оказался в Литве. Летом 1372 М. А. вернулся в Тверь с помощью литовских войск. С 1370 боролся с Донским за великое княжение во Владимире. В 1370-71 и 1375 получал в Золотой Орде великокняжеские ярлыки, его борьба с вел. князем московским оказалась безуспешной.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Романов [22.11(4.12).1878, Петербург,-в ночь с 12 на 13.7.1918, р-н Мотовилихи, ныне в составе г. Пермь], великий князь, брат имп. Николая II, ген.-лейтенант (1916). Будучи третьим сыном Александра III, с 1899 (после смерти Георгия Александровича, к-рый был старше М. А.) до 1904 (рождения Алексея, сына Николая II) - наследник престола. В 1898-1911 служил в гвардии. Во время 1-й мировой войны 1914-18 М. А. командовал Кавк. туземной конной дивизией, кав. корпусом, в нач. 1917 был ген.-инспектором кавалерии. После Февр. революции 1917, не чувствуя за собой никакой реальной силы, 3(16) марта 1917 отказался от престола, к-рый ему передавал Николай II [согласно манифесту отречения от 2(15) марта]. В февр. 1918 был арестован в Гатчине, увезён в Пермь, а затем расстрелян.

МИХАИЛ АТТАЛИАТ (Michael Attaleiates) (нач. 11 в., Константинополь,-ок. 1085), византийский историк и правовед. Его "История" освещает события, происходившие в Византии в 1034-79 (политич. смуты и катастрофическое положение на вост. границах из-за усиления натиска турок-сельджуков). Заключит, часть его книги - панегирик имп. Ни-кифору III Вотаниату, согласно М. А., преодолевшему кризис империи. М. А. прославляет рыцарские доблести Ники-фора - отвагу, щедрость. В 1077 М. А. основал монастырь в Редесто и составил его устав, к-рый является ценным источником по социально-экономич. истории Византии 11 в.

Соч.: Historia, Bonnae. 1853.

Лит. N i s s e n W., Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077, Jena, 1894; Tsolakis E. Th., Aus dem Leben des Michael Attaleiates, "Byzantinische Zeit-schrift", 1965, Bd 58, H. 1.

МИХАИЛ БОРИСОВИЧ (1453-ок. 1505), последний великий князь тверской (с 1461), сын вел. кн. Бориса Александровича. В 1471 и 1477 тверские полки участвовали в новгородских • походах на стороне вел. кн. московского Ивана III Васильевича, в 1480 стояли на р. Угре против хана Ахмата. В сер. 80-х гг. М. Б. признал себя вассалом Ивана III, но тайно пытался сблизиться с польским королём Казимиром III. Иван III осадил Тверь, откуда М. Б. в ночь на 12 сент. 1485 удалось бежать в Литву. Тверь была взята, Тверское княжество прекратило самостоятельное существование и стало частью Рус. централизованного гос-ва. Последние годы М. Б. провёл в Литве.

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-20.9.1246), древнерусский князь, сын вел. кн. киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного. В 1223 участвовал в сражении против татар на р. Калке, в к-рой погиб его дядя Владимир Святославич, после чего черниговский стол перешёл к М. В. В 1225 и 1229 М. В. был новгородским князем. В 1235 с помощью бояр Болоховской земли, граничившей с Галицкой землёй, и венгерского короля Белы IV ему удалось овладеть Галичем. В 30-е гг. 13 в. неоднократно захватывал Киев. В 1238 М. В. стал вел. князем киевским, передав управление Галичем своему сыну Ростиславу. В 1239 по его приказу были убиты татарские послы, присланные в Киев для переговоров, после чего М. В