БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, жанр драма-тич. произведений.
МЛАДОАФГАНЦЫ, участники нац. патриотич. движения.
МОРАЛЬ (лат. moralis - нравственный, от mos, мн. ч. mores - обычаи, нравы, поведение).
МУДАНЬЦЗЯН, город на С.-В. Китая, в пров. Хэйлунцзян.
НАМПХО, город на С.-З. КНДР, в пров. Пхёнан-Намдо.
КРАСНАЯ ГОРБАТОВСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота.
НИЖНИЕ ПЛАНЕТЫ, две большие планеты Солнечной системы - Меркурий и Венера.
ОБМЕН ТЕЛЕГРАФНЫЙ, суммарное количество телеграмм.
ОРЕНБУРГ (с 1938 по 1957 - Ч к а л о в), город, центр Оренбургской области РСФСР.
ПАНАМЕРИКАНСКИЙ COЮЗ, создан в 1889 на 1-й Панамериканской конференции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

240186832560058839381 бах разбивались парки (Цаульский обл. Тырнова, 1902-15), подчас строили! и церкви (в с. Верхние Кугурешты, Фл' рештский р-н, 1912-16, арх. А. В. Щ; сев).

Жилой дом в селе Бранешты Оргеевского района.

И.А. 3 а г о р е ц к и и. Автовокзал в Бе льдах. 1973 (автор мозаики В. А. Обух).

В оккупированной Румынией Бе сарабии в 1920-30-х гг. строились г. обр. особняки в стиле "модерн". Дг архитектуры Молд. АССР характерн активная застройка городов, сдержанж применение классических форм. Во вр мя фашистской оккупации (1941-4< города М. были сильно разрушены; nj восстановлении и реконструкции менялась структура городов, которую ста-лиопределять промышленные предприятия, социально-культурные учреждения, учебные заведения; городская территория делилась на зоны, прокладывались магистрали, начали строиться многоэтажные обществ, и жилые здания; широко применялись местные светлые известняки. В 40-х и 1-й пол. 50-х гг. постройки украшались мотивами архитектуры классицизма и нар. зодчества, керамикой, резьбой по камню. С 1955 на окраинах городов создаются жилые микрорайоны (в р-нах Боюканы, Рышкановка, илл. см. т. 12, табл. XXIII, с. 240-241, Ботаника - в Кишинёве), строятся типовые дома из местных известняковых блоков и железобетонных панелей. С нач. 1960-х гг. пространств, решения становятся более живописными, облик фасадов определяется балконами и лоджиями, вводится цвет. Типовые проекты создаются не только для массового жилищного строительства, но и для обществ, центров городов и сёл. Среди крупных обществ, зданий - работы арх. Р. Е. Курца, В. А. Войцеховского, В. П. Меднека, А. В. Колотовкина, С. М. Шойхета и др. Развивается архитектура малых форм (арх. ф. П. Наумов и др.). В сёлах строятся производственные здания, школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Традиционные сельские дома -деревянные и каменные - имеют обычно 3-частный план (жилое помещение -прихожая - гостиная), крыльцо или галерею и богато украшаются резьбой и росписью. Строятся и дома новых типов, с большими окнами, верандами, иногда 2-этажные дома с квартирами. Построен ряд мемориальных комплексов, посвящённых героям Великой Отечественной войны; обществ, здания украшаются мозаикой, рельефами.

Союз архитекторов Молд. ССР осн. в 1945 в Кишинёве.

Изобразительное искусство. В М. найдены произв. иск-ва начиная с позднего палеолита (роговой "жезл" с рельефной фигуркой) и неолита (керамика с разнообразной орнаментацией). Многообразна керамика трипольской культуры - сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. Ко 2-1-му тыс. до н. э. относятся металлич. украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигуры. В. 1-й пол. 1-го тыс. н. э. высокого художеств, качества достигают керамич. сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты, пряжки. Славяне оставили глиняные фигурки божеств или животных и сосуды; с распространением культуры Др.-рус. гос-ва связан подъём ювелирного дела (скань, зернь, чеканка, гравировка и т. д.), резьбы по камню и кости. В 13-14 вв. декоративно-прикладное иск-во испытало влияние ремёсел Византии и мусульм. Востока. Богато украшались ритмичным растит, узором и гармоничными по цвету миниатюрами рукописи 15-16 вв. В 17 в. миниатюры более экспрессивны, стилизованный цветочный узор напоминает вышивку. В церкви Успения в Каушанах сохранились росписи 18 в., в т. ч. портреты ктиторов; поздневизантийские и балканские традиции сочетаются в росписях с чертами нар. творчества. В иконах кон. 18 -нач. 19 вв. часто объёмная лепка лица контрастирует с плоскостностью одежд. Изысканностью цвета, обилием серебра и золота отличалось шитьё 14-17 вв. В коврах 18-19 вв. преобладали контрастные цветовые сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, побегов, цветов.

И. Кpayс. Портрет Брана. 1851. Художественный музей Молдавской ССР. Кишинёв.

В 19 в. начало развиваться светское иск-во, прежде всего жанр портрета, сохранившего нек-рые каноны культового иск-ва (И. Краус, сер. 19 в.). Во 2-й пол. века появились проф. художники, рисовальная школа (1887, с 1940 Республиканское художеств, уч-ще), организовывались выставки. В кон. 19 - нач. 20 вв. под влиянием передвижников создавались реалистич. пейзажи, жанровые картины, портреты (В. ф. Окушко, Е. М. Мале-шевская). Иск-во Молд. АССР (картины А. Ф. Фойницкого, плакаты и иллюстрации Е. Н. Мереги) развивалось в одном русле с укр. и рус. иск-вом. В иск-ве оккупиров. Бессарабии ощущались модернистские влияния, но ведущие художники развивали принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крест, жизни М. Е. Гамбурда, портреты и натюрморты А. И. Бальера; офорты Ш. Г. Когана).

Народное искусство: 1 - керамический сосуд с росписью ангобом (начало 19 в.); 2 - ковровая дорожка (лэичер), покрывающая лавку (фрагмент; 1-я половина 19 в.); 3 - ковёр с изображением вазонов (начало 19 в.); 4 - ковёр с фоном из продольных полос (1-я половина 19 в.). (Все в Исгорико-краеведческом музее Молдавской ССР, Кишинёв.)

Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 создавали патриотич. произв. Л. И. Дубиновский, М. Е. Гамбурд. В послевоен. годы художники М. изображают социалистич. преобразование республики, её ист. прошлое, духовный облик сов. человека. В скульптуре выделяются символико-аллегорич. и жанровые композиции Л. И. Дубиновского, поэтичные образы сов. женщин К. С. Ко-бизевой, в живописи - тематич. полотна В. Г. Руссу-Чобану, М. Г. Греку, И. Д. Виеру, Г. В. Саинчука, В. Д. Зазер-ской, Н. И. Бахчевана, сочетающие широкие образные обобщения и переосмысление нар. декоративных традиций, ист. картины и акварели Л. П. Григорашенко, бытовые сцены И. Д. Жуматия, А. Г. Ба-ранович, портреты К. Д. Китайки, Г. В. Саинчука, О. Д. Орловой, В. В. Третья-ченко, пейзажи А. А. Васильева, И. С. Ершова, И. ф. Степанова, Э. Д. Романеску, М. П. Петрика, в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Бог-деско, Б. Ю. Несведова, Л. Г. Беляева, Г. Н. Врабие, И. В. Табурцы, В. Г. Коваля, сатирич. рисунки Б. Н. Широкорада. В монумент, иск-ве работают живописцы В. А. Обух, М. А. Буря, А. А. Давид, скульпторы Б. П. Марченко, И. Д. Китман, Н. М. Горёнышев, в театральной живописи - А. Е. Шубин, К. И. Лод-зейский, Н. А. Алентьев, А. И. Матер, в декоративно-прикладном иск-ве -С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, П. А. Беспоясный, В. Е. Нечаева, В. К. Полякова. В народном иск-ве развиты резьба по камню, резьба и роспись по дереву, ковроделие (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геом. или растит, узором), вышивка, керамика (сосуды для вина, кувшины, миски с росписью, процарапанным или накладным узором; чёрная неглазуров. керамика с блестящим узором). Существует ряд нар. промыслов и артелей.

Союз художников Молд. ССР осн. в 1945 (устав утверждён в 1948) в Кишинёве.

Илл. см. на вклейках - к стр. 417 и табл. XXX-XXXIII (стр. 432-433).

Лит.: Захаров А. И., Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; Роднин К. Д., Понятовский И. И., Памятники молдавской архитектуры XIV -XIX веков, Киш., 1960; Графика Советской Молдавии, Киш., 1963 (на рус. и молд. яз.); Прикладное искусство Советской Молдавии, Киш., 1963 (на рус. и молд. яз.); 3 е в и-н а А., Р о д н и н К., Изобразительное искусство Молдавии, [Киш.], 1965; Искусство Молдавии, [Киш.], 1967; Лившиц М. Я., Декор в народной архитектуре Молдавии, Киш., 1971; Искусство Молдавской ССР. Сост. М. Я. Лившиц, Л., 1972 (на молд., рус., англ, яз.); КолотовкинА. В., Эльт-м а н И. С., П е д а ш Г.А., Архитектура Советской Молдавии, М., 1973.

М. Я. Лившиц, И.С.Элътман.

XVI. Музыка.

Музыкальная культура М. сложилась в тесной взаимосвязи с творчеством соседних слав., вост. и др. народов. В основе молд. нар. музыки лежат 7-ступенные диатонич. лады. Для более древних песен характерны пентатоника, неполные звукоряды. Нар. песни преим. одноголосны, но встречаются и 2-голосные, в особенности в районах, соседствующих с Украиной. Наиболее древние - трудовые и обрядовые песни: колядки, свадебные (песня "Желя миресей"-"Жалоба невесты"; застольные свадебного пира и др.) и похоронные плачи (бочет). Песнями сопровождались земледельческие и заклинательные театрализованные обряды папаруда, калоянул, кэлушул и др. В эпич. песнях типа баллады и исторических отражена борьба народа против иноземных захватчиков и бояр-феодалов. Герои баллад чаще всего - нар. мстители-гайдуки.

Значит, место в молд. музыкальном фольклоре занимают бытовые песни (лирические, шуточные, застольные) и песни социального протеста (гайдуцкие, батрацкие, рекрутские). Особое распространение получила дойна - наиболее характерный жанр вокальной и инструментальной молд. нар. музыки, возникший в пастушеской среде. В кон. 18-нач. 19 вв. формируется гор. песня-романс. В 19 в., под влиянием песен декабристов, разночинцев, а затем и рус. пролетариата, развивается революц. песня. Многочисленны нар. танцы (см. раздел Танец. Балет). Среди молд. нар. инструментов: духовые - флуер и ка-вал (малая и большая пастушеские свирели), най (разновидность флейты Пана), чимпой (волынка), бучум (трембита); струнно-щипковые - кобза; струнно-ударные - цимбалы; язычковые щипковые - дрымба (варган). Издавна в М. нар. инструментом стала скрипка, с 19 в.- труба, кларнет, тромбон, контрабас. Оркестры нар. инструментов наз. тарафами. Кроме нар. песен и танцев, их репертуар включает и инструментальные фантазии, виртуозные пьесы программного характера (в т. ч. широко известную фантазию "Чокырлия"-"Жаворонок"). Носители традиций молд. нар. музыки лэутары (от "лэута" или "алэута*-назв. старинного лютневидного инструмента)-певцы и инструменталисты. Наиболее известные лэутары в 19-20 вв.-Барбу Лэутару, Янку Пержа, Костаке Марин, Георге Херару, Костаке Парно, Александру Лемиш, Тимотей Няга, Георге Мурга и др.

Проф. муз. культура в ср. века развивалась в монастырях, при княжеском дворе и в воинской среде. После присоединения Бессарабии к России развитие проф. музыки происходит более интенсивно. В 1-й пол. 19 в. муз.-концертная жизнь сосредоточивалась в домах крупных помещиков: боярина Варфоломея, 3. Ралли и др. В 1818 в Кишинёве состоялись первые публичные театр, представления с музыкой. Начиная со 2-й пол. 19 в. укрепляются муз. связи М. с Россией и Украиной, что привело к оживлению муз. жизни. В М. гастролируют рус. и иностр. оперные труппы, хоры, выдающиеся исполнители. В Петербурге и Москве обучаются В. Гутор, А. Антоновский, Г. Му-зическу и др. Участвуют в концертах и местные музыканты. В 1880 в Кишинёве организовано об-во любителей музыки "Гармония", в 1899- Кишинёвское отделение Русского музыкального общества во главе с композитором и пианистом В. И. Ребиковым, в 1900 открылось муз. уч-ще. Существовали и частные муз. школы. В 19 в. растёт интерес к молд. нар. музыке. Записи молд. мелодий встречаются в сборниках Ф. Ружицко-го, К. Микули, Т. Бурада. Среди зачинателей проф. молд. музыки - композитор, фольклорист и хормейстер Г. Му-зическу, автор многочисленных хоровых произв. Видными деятелями хоровой культуры нач. 20 в. были М. А. Березовский, А. В. Яковлев. В годы оккупации Бессарабии (1918-40) муз. жизнь развивается усилиями энтузиастов. Силами местных и приезжих музыкантов проводились концерты камерной и симфонической музыки, ставились оперные спектакли. Большую муз.-просветительскую работу вёл В. А. Булычёв, собиранием и обработкой фольклора занимался М. К. Быркэ.

Только после образования Молд. АССР (1924) началась плодотворная система-тич. работа, направленная на развитие проф. нац. муз. культуры. Возникли исполнительские коллективы: хоровая капелла "Дойна" (1930), Молд. муз.-драма-тич. театр (1939), симф. оркестр (1935), а также многочисленные самодеятельные ансамбли. В 1937 в Одессе при Союзе композиторов УССР образовалось отделение молд. композиторов (Д. Г. Гершфельд, В. Л. Поляков и др.), работавших преим. в области песни и инструментальных пьес. Хоровые обработки молд. нар. песен и различные произв. на молд. материале создают укр. композиторы: Н. Н. Вилин-ский, С. Д. Орфеев, Л. С. Гуров, К. Ф. Данькевич и др. В. Л. Поляков написал первые симф. произв. на молд. темы (симф. поэма "Молдавия", Сюита, обе в 1938).

Новые возможности открылись для развития муз. культуры М. после образования Молд. ССР (1940). К молд. сов. музыкантам присоединилась большая группа композиторов и исполнителей из Бессарабии: Шт. Няга, Е. К. Кока, С. В. Златов, К. Н. Златов, Л. Я. Лип-ковская, М. Я. Пестер, Ю. М. Гуз, М. К. Быркэ, В. А. Булычёв и др. Муз. центром М. становится Кишинёв. В 1940 на основе существовавших в Молд. АССР коллективов здесь созданы: Союз композиторов, филармония, радиокомитет, консерватория, муз. школа-десятилетка, республиканский дом нар. творчества. В послевоенные годы образуются новые музыкально-исполнительские коллективы: оркестр молд. нар. инструментов "Флуераш" (1946), ансамбль нар. песни "Мугурел" (1967) и др. Исполнительские коллективы созданы и при Комитете по телевидению и радиовещанию Молд. ССР: оркестр (1964), хор (1966), струнный квартет (1966), ансамбль нар. музыки "Фолклор" (1968). В 1957 был создан Молдавский театр оперы и балета. Открыты новые муз. уч. заведения.

Успешно развивается композиторское творчество. Создаются крупные муз,-драматич., инструментальные и вокальные произв. различных жанров. Созданы историко-легендарная опера "Грозован" Д. Г. Герщфельда (1956), посвящённая борьбе гайдуков против тур. ига, герои-ко-революц. опера "Сердце Домники" А. Г. Стырчи (1960; 3-я ред. под назв. "Героическая баллада", 1970), лирико-драматич. "Глира" Г. С. Няги (1974), детская опера "Коза с тремя козлятами" 3. М. Ткач (1967). Создатель нац. симфонизма - Шт. Няга ("Поэма о Днестре", 1943; концерт для скрипки с оркестром, 1943), он же написал первые значит, во-кально-симф. произв. (в т. ч. кантаты -"Штефан Великий", 1945; "Юбилейная", 1949; ораторию "Песнь возрождения", 1951). Е. К. Кока - автор первых молд. струнных квартетов (1940, 1948), симф. поэмы "Кодрул" (1948) и др. Его "Дойна ноуэ" для голоса с оркестром нар. инструментов приобрела широкую популярность. Симф. музыка представлена в творч. Л. С. Гурова, В. Л. Полякова, Э. Л. Лазарева, С. М. Лобеля, Г. С. Няги, П. Б. Ривилиса; камерные произв. создали Л. С. Гуров, А. Г. Стырча, С. М. Лобель, В. Г. Загорский, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис и др. В области романса и песни проявили себя А. Г. Стырча, Ш. Б. Аранов, С. Б. Шапиро, С. В. Лун-гул, Д. Е. Георгицэ, Е. Д. Дога, Д. Г. Фё-дов, Н. Г. Киоса; музыку для детей пишут 3. М. Ткач и др. Среди молд. музыковедов и фольклористов: Л. А. Аксёнов, Б. Я. Котляров, А. С. Софронов, 3. Столяр, Е. М. Ткач, Г. С. Чайковский Н. И. Шехтман и др. В М. выдвинулся ряд талантливых исполнителей - певцов нар. арт. СССР Т. С. Чебан и М. Л. Бешу, нар. арт. Молд. ССР В. С. Савицкая, П. А. Ботезат, исполнитель нар. пес. нар. арт. Молд. ССР Н.Сулак; дирижер нар. арт. СССР Т. И. Гуртовой, хоровой дирижёр нар. арт. Молд. ССР В. Гарщтя, скрипач нар. арт. Молд. СССР С. А. Лункевич и др. В республике работают (1974): Молд. театр оперы и 6aлета, Молд. муз.-драм, театр им. А. Пушкина, Филармония, в составе к-рого хоровая капелла "Дойна", симф. оркестр, оркестр нар. инструментов "Флуерап", ансамбль нар. песни "Мугурел", вокально-инструментальный ансамбль "Лэутры" и др.; хор, оркестр, струнный квартет, оркестр нар. инструментов Комитет по телевидению и радиовещанию МолССР; 3 муз. уч-ща (в Кишинёве, Тирасполе, Бельцах), средняя спец. муз. школа-интернат им. Е. К. Коки, ок. 50 дет ских муз. школ. Проводятся различин. муз. фестивали.

Лит.: Котляров Б. Я., О скрипичн. культуре в Молдавии, Кишинев, 1955; Ас ь о н о в а Л. А., Кынтекул популар Модовенеск, Кишинэу, 1958; Музыкальная культура Советской Молдавии. Сб. статей, [М, 1965]; Б е р о в Л., Молдавские музыкальные народные инструменты, Кишинев, Столяр 3., Молдавская советская симфония, Кишинев, 1967; История музыки народов СССР, [2 изд.], т. 1 - 4, М., 1970 - 7 Л. А. Аксёнова, Н. И. Шехтма

XVII. Танец. Балет

В молд. нар. хореографии сохранились элементы древнейших танц. традиций. Наиболее распространённый танец - хора. Ещё в нач. 19 в. хора означала не только определённый танец, но и один из видов сельских празднеств. С 19 в. в большинстве р-нов Бессарабии хорой называют круговой танец, в к-ром танцующие держатся за руки. С кон. 19 в. получил распространение жок, имевший в молд. хореографии также 2 значения -танец, пляска (жок бэтрынеск - танец стариков, жок де глумэ - шуточный танец) и своеобразное сел. нар. гуляний.

Молд. нар. танцы разделяются на обрядовые и бытовые. В числе наиболее известных обрядовых танцев кэлушар дрэгайка (ныне исполняются как бытовые, чаще сценические), свадебные -остропэцул, зестря, дансул миресей, бытовым относятся бессюжетные (хора сырба, молдовеняска, бэтута, брыул. и сюжетные, к-рые делятся на тематич. группы: трудовые - поэма (виноград, сфределушул (буравчик), табэкэряск (танец дубильщиков кож), жокул фера рилор (танец кузнецов); героич.- хайдучаска, войничаска; танцы для женщин -параскица, цэрэнкуца (крестьяночка поев, явлениям природы-вынтул (ветер) и др. Сюжетные танцы наиболее многочис. пенны.

Молдавские нар. танцы обычно исполняются с оркестром (тараф); в старин. большинству танцев сопутствовало пение (мититика, еленуца). Наиболее распространённые муз. размеры 2/4, 3/8, 6 /8 7/16- Многие танцы, особенно мужские сопровождаются стригатурь (своеобразными частушками) и киуитурь (выкриками). В 1936 в Тирасполе при Молд. хоровой капелле была создана танц. группа: с 1940 её постоянным местом работы становится Кишинёв. В 1945 танц. группа реорганизуется в Ансамбль нар. танца Молд. ССР (в 1955 ему присвоено звание засл. коллектива республики, с 1958 носит назв. "Жок"). Большое значение для творческой жизни ансамбля имела деятельность балетмейстеров: Л. Г. Лео-нарди (руководил в 1939-48 с перерывами), засл. деят. иск-в Молд. ССР Н. А. Болотова (руководил в 1948-1954 с перерывом), нар. арт. Молд. ССР В. К. Курбета (руководит ансамблем с 1958), а также нар. арт. СССР И. А. Моисеева, засл. деят. иск-в РСФСР Л. В. Якобсона и В. А. Варковицкого. Муз. руководителями ансамбля в разные годы работали: Ш. Аранов, А. П. Каменецкий, В. А. Ротару. Среди солистов - нар. артисты Молд. СССР Н. В. Пшеничная, С. С. Мокану, И. Д. Фурника, П. Ф. Андрейченко, Т. Д. Усач. В 1970 группа нар. танца создана при оркестре <Флуе-раш".

Развитие проф. балетного театра началось в М. только после установления Сов. власти. Первый молд. балет -"Старинная повесть" Полякова (1938, Молд. драматический театр; позднее музыкально-драматический). В 1947-48 на сцене театра были поставлены балеты "Барышня-крестьянка" Б. В. Асафьева и "Мирандолина" С. Н. Василенко. Дальнейшее развитие балета связано с организацией в 1957 Молд. театра оперы и балета. В первые годы в репертуаре были балеты: "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1957), "Лебединое озеро" П. И. Чайковского (1958). Особое внимание театр уделял созданию нац. спектаклей. В 1959 балетмейстер В. В. Бой-ченко осуществил постановку балета "Сестры" Л. Л. Когана, поев, жизни совр. молд. села. В 1960 балетм. Варковицким был поставлен балет "Рассвет" В. Г. Загорского. Тема спектакля - героич. борьба молд. народа против поработителей, воссоединение Бессарабии с Сов. Союзом. В основу балета "Сломанный меч" Э. Л. Лазарева (1960) легли отдельные мотивы поэмы М. Эминеску "Стрн-гоий" ("Вурдалаки"). Спектакль поставили балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова. В молд. балетной труппе впервые были пост. "Антоний и Клеопатра" по трагедии У. Шекспира (1965) и одноактный балет "Арабески" (1970) Лазарева в хореографии М. Н. Лазаревой. В репертуаре театра балеты: "Тропою грома" К. Караева (1961), "Жизель" А. Адана (1963), "Спящая красавица" Чайковского (1965), "Золушка" С. С. Прокофьева (1971), "Кармен-сюита" Ж. Визе - Р. К. Щедрина (1971) и др. В театре работали артисты балета: нар. арт. Молд. ССР и засл. арт. РСФСР В. П. Тихонов, засл. арт. Молд. ССР П. Л. Леонарди. В балетной труппе (1973) артисты: нар. артисты Молд. ССР Г. А. Мелентьева, П. Н. Фесенко, засл. арт. Молд. ССР Р. А. Потехина, М. И. Кафтанат, К. А. Осадчая, засл. арт. РСФСР Г. П. Янсон и др.

Лит.: О ш у р к о Л., Народные танцы Молдавии, Киш., 1957; Королева Э. А., Хореографическое искусство Молдавии, Киш., 1970.

Э.А. Королёва.

XVIII. Драматический театр

Истоки театр, иск-ва М. в нар. творчестве, старинных обрядах и играх. В 14 в. выступали придворные и бродячие театр. группы "Пеливань", "Мэскэричь", "Суи-тарь". На рубеже 18-19 вв. распространились формы нар. театра-"Ирозий", "Пэпушарий", "Нунта цэрэняскэ", "Теат-рул хайдуческ", насыщенные музыкой и танцами. Необходимые условия для развития нац. театра появились в нач. 19 в. в результате окрепших многовековых связей с Россией. Создавались произв. драматургии; основоположник молд. театра Г. Асаки поставил в 1816 первый спектакль - пастораль "Миртил и Хлоя" Флориана и Геснера, организовал в Яссах Филодраматич. консерваторию (1836-38), где обучались молд. актёры. В 1840 начал работать первый молд. проф. театр в Яссах. Становлению нац. театр, культуры способствовали драматурги В. Александри, М. Когэлничану, К. Негруцци, А. Руссо, Б. П. Хашдеу, К. Стамати-Чуря. Основы реалистич. школы актёрского иск-ва в М. заложил М. Милло. С сер. 19 в. молд. театр развивался в русле современной ему театр, культуры: черты классицизма соседствовали с романтич. тенденциями, просветит, реализм - с реализмом критическим. В Кишинёве начали постоянно работать рус. труппы, гастролировали известные рус. и укр. актёры. Оккупация Бессарабии (1918) затормозила развитие театра. В части М., входившей в состав Сов. России, интенсивный процесс формирования театр, иск-ва начался после образования Молд. АССР. В 1927 в г. Балта был создан Молд. драм, театр, актёры к-рого вошли в 1930 в драм, студию под рук. А. И. Адашева и Н. Пана-севич-Ремиз (Тирасполь, с 1932 студия работала в Одессе). В 1933 в Тирасполе открылся Молд. драм, театр, с 1939-муз.-драматический. Организованы Укр. (1930-40) и Рус. (в 1935; с 1959- им. А. П. Чехова) театры. С образованием Молд. ССР Молд. (см. Молдавский театр музыкально-драматический им. А. С. Пушкина) и Рус. театры были переведены в Кишинёв. Ставились рус. и зарубежная классика, пьесы сов. драматургов (в т. ч. молдавских) М. Горького, К. А. Тренёва, В. М. Киршона, А. Е. Корнейчука, И. К. Микитенко, Л. М. Барского, С. Р. Лехтцира и др. Театр, иск-во М. обогащалось опытом сов. много-нац. театра и драматургии.

После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 во 2-й пол. 40-х -50-е гг. поставлены этапные для молд. театра спектакли: "Бесприданница" А. Н. Островского (1946), "Кремлёвские куранты" (1947) и "Человек с ружьём" (1953) Н. Ф. Погодина, "Свет" А. Лупана (1949), "Враги" Горького (1952) в Молд. театре, "Русский вопрос" К. М. Симонова (1948), "Таланты и поклонники" Островского (1950) в Рус. театре (Кишинёв). С нач. 50-х гг. театры большое внимание уделяют пьесам молд. драматургов Е. Н. Букова, Л. Деляну, Л. Ё. Корняну, Р. М. Портного, постоянно обращаются к молд. классике -"Сынзяна и Пепеля" (1956) и "Овидий" (1958) Александри, "Свекровь с тремя невестками" по И. Крянгэ (1957) в Молд. театре, "Ки-рица в Яссах" Александри (1957) в Бельц-ком молд. театре (осн. в 1957, с 1966-им. Александри) и др. В 1960 труппа Молд. театра участвовала в Декаде молд. иск-ва и лит-ры в Москве. Театр, иск-во М. 60 - начала 70-х гг. отмечено чертами творч. зрелости, ведущее место в репертуаре заняла нац. драматургия, ряд произв. к-рой ставится на сцене др. театров Сов. Союза. В работе над класснч. мировой и нац., а также совр. драматургией театры стремятся найти выразит, средства для воплощения индивидуальных черт, стилистики таких разных произв., как "Колесо времени" Анны Лу-пан (1961), "Король Лир" У. Шекспира (1961), "Каса маре" (1962) и "Птицы нашей молодости" (1973) И. П. Друцэ, "Швейк во второй мировой войне" Б. Брехта (1962), "Не делайте мне добра!" Г. П. Маларчука (1963), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1965), "Эминеску" М. Штефэнеску (1966), "Фонтан Блан-дузии" Александри (1967), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1972) в Молд. театре, "Дети и яблоки" К. Кондри (1961), "Двенадцатая ночь" Шекспира (1965), "Коварство и любовь" Ф. Шиллера (1965), "Кирица в провинции" Александри (1967), "И под тем небом" А. А. Бусуйока (1970), "Земля" И. И. Подоляну (1970), "Мино-дора" А. Н. Стрымбяну (1971) в молодёжном театре "Лучафэрул" (осн. в 1960 в Кишинёве), "Бегство из рая" Маларчука (1965), "Без вины виноватые" Островского (1967) в Бельцком молдавском театре. С большим успехом идут на сцене молдавских театров пьесы драматургов братских республик Сов. Союза, дра-матургич. произв. других социа-листич. стран, прогрессивная зарубежная драматургия. В 1974 в М. работают 7 драм, театров, из них 4 в Кишинёве (в т. ч. театр кукол "Ликурич", осн. в 1945), 2 в г. Бельцы, 1 в Тирасполе.

В 1958 создано Молд. театр, об-во, способствующее расширению творч. связей с театрами др. республик Сов. Союза. При Ин-те иск-в им. Г. Музическу (Кишинёв) организованы актёрский (в 1958) и режиссёрский (в 1967) ф-ты. Значит, роль в развитии молд. театр, иск-ва принадлежит Одесскому театр, уч-щу, Ле-нингр. ин-ту театра, музыки и кинематографии, ГИТИСу, Театр, уч-щу им. Б. В. Щукина, Ленингр. хореографич. уч-щу, готовившим театр, коллективы для М., реж. В. К. Герлаку, Д. Г.